Что такое аппарат суда

Обновлено: 16.05.2024

Кроме Судебного департамента органом, обеспечивающим деятельность судебных органов при осуществлении правосудия в Российской Федерации, являются аппараты судов (ст. 32 Закона о судебной системе). Но вместе с этой основной задачей аппараты судебных органов выполняют более конкретные. Так, на них лежит обязанность организационного, научно-аналитического, справочно-информационного, материально-технического, ресурсного и социально-бытового и иного обеспечения деятельности судебных органов. Кроме того, аппарат суда осуществляет деятельность по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти государства. В качестве исключения выступают аппараты судов общей юрисдикции. Дело в том, что большинство задач, которые выполняют аппарат Конституционного Суда РФ, аппараты арбитражных судов РФ, в судах общей юрисдикции осуществляет Судебный департамент.

По правовой природе все аппараты судебных органов, независимо от судебной системы, судебного звена или судебной инстанции, имеют приблизительно одинаковую структуру, одинаковые полномочия. Как правило, в аппаратах судов высшего звена имеется больше структурных подразделений, чем в аппаратах судебных органов первого звена или второго звена. Кроме того, количественный состав работников аппарата судов высшего звена насчитывает больше должностей государственных гражданских служащих или иных работников, чем аппараты судов первого или второго звена.

Конституционный Суд РФ для эффективного обеспечения своей деятельности имеет следующую структуру аппарата[6]:

— секретариат Председателя Конституционного Суда РФ;

— секретариаты заместителей Председателя Конституционного Суда РФ;

— аппараты судей этого Суда;

— секретариат Конституционного Суда РФ;

— Управление государственной службы и кадров;

— Представительство Конституционного Суда в Москве.

Кроме того, в аппарате Конституционного Суда РФ образуются должности: помощника (советника) судьи, главного консультанта, старшего консультанта, ведущего специалиста — заведующего делопроизводством, руководителя секретариата, заместителя руководителя секретариата, консультанта, начальника управления, начальника отдела, заведующего библиотекой — главного консультанта, заведующего архивом — старшего консультанта, советника КС РФ, управляющего делами и т.д.

Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого Суда (ч. 2 ст. 37).

Арбитражный суд г. Москвы для эффективного осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности образует структуру своего аппарата из следующих подразделений [7] :

— руководитель аппарата суда;

— секретариат Председателя суда;

— организационно-аналитическое и контрольный отдел;

— отдел кадров и государственной службы;

— отдел бухгалтерского учета и отчетности;

— отдел материально-технического обеспечения;

— группа регистрации заявлений и документов;

В данных структурных подразделениях аппарата арбитражного суда г. Москвы сообразуются должности: руководитель аппарата, администратор арбитражного суда, заместитель руководителя аппарата, руководитель секретариата председателя суда, управляющий делами, заместитель руководителя секретариата председателя суда, заместитель управляющего делами, начальник отдела, заместитель начальника отдела, помощник председателя суда, советник председателя (первого заместителя председателя) суда, помощник первого заместителя (заместителя) председателя суда, помощник судьи, ведущий специалист 3-го класса, главный специалист, секретарь судебного заседания, ведущий специалист, старший специалист 1-го разряда, старший специалист 2, 3-го разряда.

В аппаратах районных судов, а также в аппаратах гарнизонных военных судов общей юрисдикции для эффективного осуществления правосудия создаются следующие должности: начальник отдела, заместитель начальника отдела, помощник председателя суда, помощник судьи, консультант, главный специалист, ведущий специалист, секретарь судебного заседания, секретарь суда, специалист, старший специалист 1-го разряда, старший специалист 2-го разряда, старший специалист 3-го разряда.

Вторая — к стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности. Так, в аппаратах судов общей юрисдикции к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) устанавливаются следующие требования:

— высшие должности гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

— главные должности гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

— ведущие должности гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

— старшие должности гражданской службы — не менее трех лет стажа работы по специальности;

— младшие должности гражданской службы — без предъявления требований к стажу (п. 3.1 вышеназванных Квалификационных требований).

Третья группа — к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (п. 4 вышеуказанных Квалификационных требований). В данном случае речь идет о профессиональных знаниях и навыках кандидатов на соответствующие должности в аппаратах судов.

Государственным гражданским служащим, проходящим государственную гражданскую службу в аппаратах судов, присваиваются соответствующие классные чины. Классные чины государственно-гражданским служащим аппаратов судов присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы.

Кроме того, государственным гражданским служащим аппаратов судов предъявляются правила поведения, которые являются одним из условий труда работников аппарата суда. Они предусмотрены Правилами поведения работников аппарата суда, утвержденными постановлением Совета судей РФ от 27 апреля 2006 г. № 156.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой Судебный департамент при Верховном Суде РФ?

2. Каков состав и система Судебного департамента при Верховном Суде РФ?

3. Какие подразделения входят в структуру Судебного департамента при Верховном Суде РФ?

4. Кто возглавляет Судебный департамент при Верховном Суде РФ?

5. Какие требования предъявляются к лицам, поступающим на государственную службу в систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ?

[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 316.

2. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.
Комментарий к статье 32
1. Впервые Законом о судебной системе РФ предусмотрено создание аппарата суда. Поскольку судебная власть самостоятельна и независима от исполнительной и законодательной власти, для обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности по отправлению правосудия необходим определенный механизм. Им и будет являться аппарат суда. Его следует рассматривать как структурное подразделение суда. На аппарат возлагается обеспечение работы суда, которое ранее осуществлялось его председателем. Таким образом, председатели судов, судьи, освободятся от обязанностей, не связанных с отправлением правосудия, что позволит им полностью сосредоточиться на своих основных функциях по реализации судебной власти. Кроме того, аппарат суда должен стать своеобразным посредником во взаимоотношениях судов с исполнительной властью, избавить суд от возможного давления на него со стороны представителей исполнительной власти.
2. Создание аппарата суда соответствует требованиям международно - правовых документов, в частности Основным принципам независимости судебных органов, согласно которым каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.
3. Аппарат суда создается во всех судах. Однако объем их функций неодинаков. Так, согласно ст. 30 комментируемого Закона обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов, в то время как обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Таким образом, обеспечение большинства судов - судов общей юрисдикции возложено не только на аппараты этих судов. Поэтому работники аппаратов судов общей юрисдикции будут находиться в определенных взаимоотношениях с работниками Судебного департамента при Верховном Суде РФ, при этом подчиняясь председателю суда, в котором они работают.
Деятельность аппарата суда конкретизирует принятый Федеральный закон о судебном департаменте при Верховном Суде РФ . Указанный Закон предполагает создание целых подразделений, занимающихся организационно - правовым обеспечением работы суда. Законом предусмотрено образование соответствующих управлений (отделов) в рамках Судебного департамента, которые будут выполнять поставленные перед ними задачи.
--------------------------------
Российская газета, 1998, 14 янв.
Следует отметить, что с принятием указанного Закона вводится такая должность, как администратор суда. Именно на администратора суда возложены полномочия по организационному обеспечению деятельности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда. Полномочия администратора суда весьма разнообразны. Прежде всего это принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний, организация охраны зданий, помещений, обеспечение различными техническими средствами судей, работников суда, ремонт зданий, помещений, их строительство, обеспечение юридической литературой, организация ведения судебной статистики, делопроизводства, работы архива. На администратора суда возложена задача обеспечения надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда.
Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно - правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.
Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.
Придавая важное значение деятельности по обеспечению работы суда, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает, что работники аппарата суда являются государственными служащими и должны способствовать реализации судьями государственной власти.
К работникам аппарата суда как к государственным служащим предъявляются высокие требования. На них распространяется Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г., Положение о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г. Работники аппарата суда подлежат обязательной аттестации. Им могут присваиваться классные чины, в зависимости от образования, стажа работы, в том числе и по специальности, квалификации и т.д. Работникам аппарата суда могут присваиваться и другие специальные звания, а работники аппаратов военных судов также могут иметь воинские звания. Возможно, что присвоение классных чинов, других специальных званий будет распространяться не на всех работников аппарата суда.
В отношении сотрудников аппарата суда установлены определенные ограничения. Они не вправе осуществлять правосудие, вмешиваться в деятельность судей по отправлению правосудия, давать какие-либо указания судьям по отправлению правосудия. Работники аппарата суда не могут выступать в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей.
Условия деятельности сотрудников аппарата судов будут регламентированы в дальнейшем, с принятием соответствующих законодательных актов.

В каждом суде, независимо от того, каким звеном су­дебной системы он является, функционирует аппарат суда. Ом предназначен для того, чтобы организационно обеспечить рас смотрение судом конкретных дел. В отличие от Министерства юстиции и его органов, которые предназначены для решения общих вопросов организационного обеспечения деятельности суда, аппарат суда концентрирует свои усилия на создании организационных условий осуществления правосудия по конкретным делам.В последние годы в аппарате судов произошли определенные перемены. Поскольку происходит реформа законодательства, судьи в своей работе должны использовать все новые и новые нормативно-правовые акты. Суды не остались в стороне от использования электронных систем поиска данных и тех­нологических нововведений. А это предполагает изменения вштате работников аппарата суда.Растущий объем дел предъявляет новые требования к белорусской судебной системе. Не исключено что с увеличением количества судей будет расти и численность помощников судей, консультантов, секретарей и других работ­ников аппарата суда, а это может привести к делегированию некоторых полномочий судей, в особенности по подготовке де­ла к слушанию.
11Понятие и система принципов правосудия

Правосудие осуществляется на основе принципов - общи положений, отражающих его природу. При этом они правосудие, объективны. Органызаконодательной властисоздают принципов правосудия, а открывают уже существующие. Но принципам правосудия присущ и субъективный аспект, поскольку они формулируются людьми и закрепляются в нормативно-правовых актах. Именно через правовые нормы принципы правосудия способны оказать воздействие на поведе­ние участников правоотношений.

Нормативная сторона принципов правосудия свидетель­ствует о том, что извне они представляют собой нормы права, соблюдение которых обеспечивается силой государства.

В действующем законодательстве принципы правосудия получают двоякое закрепление. Они либо прямо выражены в отдельной норме, либо вытекают из нескольких конкретных норм права, в совокупности отражающих ту или иную сторону принципа. Нормы, наиболее полно отражающие принципы, но­сят название норм-принципов. Они воздействуют не на единич­ные общественные отношения, а на целую их систему, задавая ей направленность движения. Благодаря им, получают фикса­цию целые блоки общественных отношений. Границы регули­рующего воздействия принципов правосудия довольно широки. В виде норм-принципов отражены некоторые принципы право­судия в Конституции Республики Беларусь, УПК, ГПК, других нормативно-правовых актах, регулирующих правосудие. Важ­но, чтобы нормы-принципы были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явлению. Поскольку принципы правосудия отражают природу правосудия и отлича­ются большой устойчивостью, желательно, чтобы они были сформулированы в виде норм-принципов. В отыскании прин­ципов правосудия велика роль науки. Она призвана оказывать помощь органам законодательной власти в выявлении новых принципов, в поисках таких способов их выражения и форму­лирования, которые соответствовали бы уровню развития госу­дарства и общества, отражали интересы человека.

Итак, принципами правосудия являются основные пра­вовые положения, выражающие природу и сущность правосу­дия, сформулированные в нормативно-правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающие из системы конкретных пра­вовых норм. Можно назвать два способа фиксирования принци­пов правосудия: 1) описание содержания принципа в нормепринципе и дальнейшая его детализация в конкретных нормах; 2) включение в текст конкретных правовых норм описания от­дельных сторон принципа. При закреплении принципов право­судия в законах приемы юридической техники имеют второсте­пенное значение. Важно, чтобы нормы права были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явле­нию. Предпочтительнее, однако, использовать такой подход: общие свойства принципа правосудия отражать в норме-принципе, а его содержание определять в конкретных нормах права. Нормы-принципы образуют границы действия данного принципа и тем самым отвечают требованиям его логической независимости от других принципов.




Принципы правосудия, пронизывая все правосудие, всю деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел, по осо­бенному проявляются в различных видах правосудия. Правосу­дие по конституционным, гражданским, судебным администра­тивным делам осуществляется только в судебном процессе, объединяющем ряд стадий. На каждой из них происходит свое­образное преломление принципов правосудия. Уголовный про­цесс состоит из досудебной (следственной) уголовно-процессуальной деятельности и судебной уголовно-процессуальной деятельности. Принципы правосудия реализу­ются в судебных стадиях уголовного процесса, особенно в ста-1ии судебного разбирательства, когда суд выносит обвинитель­ный или оправдательный приговор. В досудебных стадиях уголовного процесса они лишь зарождаются.

Реализация принципов правосудия в конкретных стадиях судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в част­ности, от тех задач, которые необходимо разрешить в каждой стадиипроцесса, статуса органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, участия представителей общественности и разрешении юридического конфликта, степени детализации законодательства, регулирующего судебную деятельность. Од-нако принципы правосудия не разобщены. Наоборот, все они взаимосвязаны, представляют собой систему, которая воздействует на поведение участников правоотношений.

При выделении принципов правосудия необходимо по­ложить следующий главный критерий: правовая норма, претен­дующая на статус нормы-принципа, должна охватывать доволь­но широкую сферу общественных отношений, имеющих место при осуществлении правосудия, и не дублировать иные общие нормы. В систему принципов правосудия должна входить такая их совокупность, при которой выпадение одного из них приве­дет к нарушению системы, невозможности ее функционирова­ния в том виде, в каком она запрограммирована в законодатель­стве.

Исходя из предложенного критерия, в систему принци­пов правосудия входят: осуществление правосудия только су­дом; независимость судей при осуществлении правосудия; ра­венство участников судебного процесса перед законом и судом; публичность правосудия; состязательность при осуществлении правосудия; обеспечение обвиняемому права на защиту; всесто­ронность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия; использование государст­венного языка при осуществлении правосудия; гласность пра­восудия; участие в осуществлении правосудия народных засе­дателей или присяжных заседателей.

Все эти принципы равноценны. Очередность их пере­числения значения не имеет. Устранение любого из них не приведет к замене его оставшимися.

УПК различает две формы дознания:

1) дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствия обязательно;

2) дознание, по делам, по которым производство пред­варительного следствия не обязательно.

Дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствияобязательно, состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Например, проводит осмотр места преступления, обыск, допрос и т.д.

Дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствия не обязательно состоит в том, что орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные УПК меры для установления обстоятельств, подлежащих дока­зыванию по уголовному делу. По этой категории уголовных дел материалы дознания являются основанием для рассмотрения в суде.

Дознание проводит руководитель органа дознания. Он может поручить дознание подчиненным, которые при произ­водстве дознания именуются лицами, производящими дознание, т.е. дознавателями. Между руководителем органа дознания и лицом, произ­водящим дознание (дознавателем) существуют, с одной сторо­ны, отношения служебного характера, а с другой - уголовно-процессуальные как участников уголовного процесса. Лицо, производящее дознание (дознаватель) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всесторон­нем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Оно вправе обжаловать указания руководите­ля органа дознания надзирающему прокурору, а указания над­зирающего прокурора - вышестоящему прокурору. Однако об­жалование не приостанавливает выполнение указаний.

УПК исчерпывающе определяет перечень органов дознания. В систему органов дознания входят различные государ­ственные органы. Дознание осуществляется ими наряду с другими функциями.

1. Органы милиции являются особым, универсальным органом дознания. Закон не ограничивает их компетенцию оп­ределенным характером уголовных дел, как об этом оговорено применительно к другим органам дознания.

Милиция Республики Беларусь состоит из: 1) криминальной милиции; 2) милиции общественной безопас­ности; 3) специальной милиции; 4) транспортной милиции; 5) милиции по борьбе с организованной преступностью и кор­рупцией. Они взаимодействуют при выполнении стоящих пе­ред ними задач.

2.Органы гос. Безопасности.3.Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.4. Начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изолято­ров- по уголовным делам о преступлениях против установлен ного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, со вершенных в расположении указанных учреждений.

Следует обратить внимание, что начальники указанных учреждений имеют право органов дознания по двум категориям дел: 1)о преступлениях против установленного порядка несе­ния службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений.5. Органы пограничных войск - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.Органы пограничных войск имеют право вести дознание по делам о нарушениях или попытке к нарушению государст­венной границы. Они предпринимают меры оперативно-розыскного характера, производят задержания, обыски, осмот­ры, допросы и другие следственные действия. 6. Таможенные органы - по уголовным делам, отнесен­ным законом к их ведению.Таможенная деятельность является исключительной мо­нополией государства. Эта деятельность осуществляется в пре­делах таможенной территории и таможенной границы Респуб 1 лики Беларусь.7. Органы финансовых расследований - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.

8. Органы государственного пожарного надзора-по

уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил.

Для органов государственного пожарного надзора про­изводство дознания не является единственной и основной их функцией. Основными их задачами является работа по предотвращению пожаров и обеспечению пожарной безопасности.9. Капитаны морских или речныхсудов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Бе­ларусь,- по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах.Юрисдикция органа дознания в лице капитана распро­страняется на всех членов экипажа, пассажиров и на всех дру­гих лиц, находящихся на судне, за исключением лиц, пользую­щихся дипломатическим иммунитетом.10. Главы дипломатических представительстви консульских учреждений Республики Беларусь- по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих пред­ставительств.

22. Понятиеи основные признаки судебной власти

Судебная власть — система независимых судов, наделен­ных властными полномочиями по окончательному разреше­нию от имени государства правовых споров, применению пре­дусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.

Есть и другие подходы к определению судебной власти. Судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам — судам, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и спра­ведливости принимаемых судами решений.

Судебная власть обладает рядом признаков.

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами.

2. Исключительность судебной власти.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в стро­гом соответствии с процессуальным законом.


3. Предназначение и основные задачи аппарата суда

3.1. Аппарат суда осуществляет организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции, которое включает в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

3.2. Основными задачами аппарата суда являются:

организация, ведение и сопровождение общего документооборота и судебного делопроизводства федерального суда общей юрисдикции;

организационное и техническое обеспечение судопроизводства по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях и иным материалам (далее - судебные дела), в том числе по осуществлению организационно-подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию и непосредственному проведению судебных заседаний, оказание помощи судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия, принятие и выдача документов, удостоверение копий документов, вручение документов, уведомлений и вызовов, контроль уплаты пошлин и сборов, обеспечение ведения протоколов судебного заседания, ведение учета движения дел и сроков их прохождения в суде, обеспечение обращения к исполнению судебных решений и т.д.;

организационное и техническое обеспечение деятельности президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (далее - Президиум суда);

организация и ведение архивного делопроизводства, а также осуществление хранения дел и иных материалов (обеспечение хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и законченных делопроизводством документов, судебных дел и иных материалов);

организация и ведение информационно-справочной работы по законодательству Российской Федерации, контролю изменений законодательства Российской Федерации, обобщению данных судебной практики;

организация и ведение работы по информационному обеспечению деятельности суда, в том числе по обеспечению внедрения и применения в деятельности федерального суда общей юрисдикции передовых информационных и телекоммуникационных технологий и систем, внесению надлежащей информации и сведений в базы данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие");

организация и сопровождение кадровой деятельности в федеральном суде общей юрисдикции;

планирование и контроль деятельности по защите государственной тайны и обеспечению режима секретности (кроме районных судов);

организация и ведение бюджетного (бухгалтерского) учета финансово-хозяйственной деятельности, контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов федерального суда общей юрисдикции (кроме районных судов);

ведение первичного статистического учета и формирование утвержденной отчетности, подготовка аналитических справок и материалов по запросам вышестоящих судов, Судебного департамента и его территориальных органов на основе данных информационных систем федерального суда общей юрисдикции, которые не могут быть получены из иных источников или централизованных информационных ресурсов судебной системы;

организация материально-технического обеспечения деятельности федерального суда общей юрисдикции, хранения и учета материальных ценностей, содержания и эксплуатации служебного автотранспорта (кроме районных судов);

организация эксплуатационного обеспечения, содержания, проведения капитального и текущего ремонта, а также участие в строительстве зданий и сооружений федерального суда общей юрисдикции, в том числе и контроль за выполнением работ (кроме районных судов);

организация и (или) выполнение комплекса мероприятий по охране зданий, сооружений, помещений и имущества федерального суда общей юрисдикции;

осуществление приема граждан и документов;

организация взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации;

иные задачи, направленные на организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции.

3.3. В соответствии с функциями, возлагаемыми на аппарат суда Федеральным конституционным законом "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", и в целях исполнения возложенных на него задач определены основные направления деятельности структурных подразделений аппарата суда - отделов.

3.4. Функции помощников председателя суда, помощников судей федеральных судов общей юрисдикции следуют из положений процессуального законодательства Российской Федерации и определяются должностными регламентами, утверждаемыми председателем федерального суда общей юрисдикции в соответствии с типовыми должностными регламентами, утвержденными Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Я много писала о судьях - арбитражных, федеральных, мировых. Я писала о каждом судье, как о личности, и в частности - о характере, привычках, манерах каждого, исходя исключительно из своего личного опыта работы с каждым и на основании чисто моего субъективного мнения. Несомненно, у каждого из Вас есть собственное мнение и свой собственный опыт, которые не совпадают с моими, но я все равно глубоко ценю и уважаю мнение каждого из Вас.

Читая комментарии я подумала о том, как часто мы сетуем на безграмотность судей, на их низкую квалификацию, на отсутствие опыта у некоторых судей, на их, порой, хамское отношение к людям. Но почему - то никто из нас не говорит о тех, кто окружает этих самых судей. О тех, кто постоянно в тени, на чьих плечах должна держаться вся "внутренняя кухня" канцелярии суда и всего судопроизводства в целом. Да-да. Я как - то обделила вниманием представителей аппарата Суда (секретарей, помощников судей). А ведь пренеприятнейших моментов было в моей практике предостаточно. Одной такой неприятной историей, связанной именно с безалаберностью и халатным отношением к своей работе то ли секретаря, то ли помощника (слава Богу, уже бывшего) одного из судей Республики Мордовия, я сегодня с Вами и поделюсь.

Звонит мне доверительница и говорит: "Татьяна Сергеевна, мне пришла повестка от мирового судьи, судебное заседание на днях назначено, а о чем и про что, я не знаю, в письме больше ничего нету. Не могли бы Вы мне помочь? Я только устроилась на новую работу и у меня нет никакой возможности ни с иском ознакомиться, ни в суд на заседание пойти. Мне кажется, это на меня банк подал, помните, мы с Вами судебный приказ отменяли?"

Как не помнить. Прекрасно помню. Без деталей, конечно. Возражения на судебный приказ я писала в 2017 году, когда лежала в больнице. Долго я тогда лежала из- за криворукого хирурга. Растеряла я тогда старых клиентов, а новых искать у меня чисто физически возможности не было. Доверительница в той же больнице тогда работала, нашла меня через интернет, а оказалось, что мы с ней в "соседних" зданиях располагаемся). Я - пациент, она - врач в другом отделении). Ну вот так и сдружились).

"Помню, - говорю, - как не помнить? А какой там Банк был, на какой срок и какая сумма кредита?"

"Там кредит был большой, на 300 тысяч и на срок 5 лет. Банк был "Рога и копыта", а судебный приказ выносили в пользу другого Банка - там, наверное уступка права требования была. В повестке вот опять указан Банк "Рога и копыта". Наверное обратно переуступили".

"Странно, - думаю, - почему тогда мировой судья. Частично что ли взыскивают?"

Пообещав все разузнать, я отправилась на судебный участок. Нас интересовал размер взыскиваемой суммы и период, за который долг взыскивается. Секретарь и помощник мирового судьи, не смотря на отсутствие у меня доверенности от клиентки, услужливо предоставили всю информацию, когда услышали, что "должник готова написать признание иска и предоставить заявление о рассмотрении дела без личного участия Ответчика".

Пролистав материалы дела, секретарь сообщила, что судебное заседание назначено по заявлению Банка "Рога и копыта" о "выдаче дубликата утерянного Банком судебного приказа". Я удивилась такому повороту событий и задала логичный вопрос: "А зачем Банку дубликат судебного приказа, если он был нами отменен еще в 2017 году?".

Секретарь еще раз пролистала материалы дела.

"Странно. Вот в деле есть заявление о выдаче судебного приказа с договором уступки права требования между Банком "Рога и копыта" и другим Банком. Вот есть сам судебный приказ. Да. СП от 2017 года. Определения об отмене судебного приказа нету. Вот есть определение суда от 2019 года о замене стороны взыскателя, согласно которому взыскателем снова стал Банк "Рога и копыта". Определения об отмене судебного приказа нет. Может, путаете?"

"Действительно странно. Судебный приказ отменен, по отмененному несуществующему приказу суд выносит определение о замене взыскателя, который приказ еще и потерял, а теперь просит Суд выдать дубликат))) Хотя. Может, Вы правы, и я действительно что - то путаю".

Я созвонилась с доверительницей. Ну не "крыша же у меня съехала" - я прекрасно помню то определение - я его в руках держала! Доверительница подтвердила - определение было. Более того, оно у нее ЕСТЬ).

Мы написали и отправили в суд возражения на две строчки: "Оснований для удовлетворения требований Банка о выдаче дубликата судебного приказа от 2017 года не имеется, так как он был отменен определением суда от 2017 года. Приложения: определение суда об отмене судебного приказа".

На следующий день звоню секретарю, мол что там суд решил по заявлению о выдаче дубликата СП? Получаю ответ, что Судья оставила заявление без рассмотрения на том основании, что представителем заявителя неправильно была оформлена доверенность))). Бедная Судья. Я представляю, какой шок она испытала, увидев Определение ее предшественника (или свое же?) об отмене судебного приказа от 2017 года. А если еще и учесть, что суд, отменив СП, через два года после отмены, заменил взыскателя по отмененному (то бишь несуществующему уже на тот момент) судебному приказу, то оценить весь масштаб и отразить всю гамму эмоций Судьи просто не под силу человеческому разуму). Суду ничего не оставалось, как поставить "дело на паузу", оставив заявление без рассмотрения до кардинального решения вопроса.

Вечером мне звонят с судебного участка. Оказалось, что из дела пропало не только само определение суда об отмене судебного приказа. В деле не оказалось и самого нашего возражения относительно исполнения судебного приказа. При чем, как сказала секретарь, в электронной карточке дела и сведения о поступлении возражений в суд, и сведения о том, что такое определение было, имеются.

О чем говорят данные обстоятельства? Да о том, что представители аппарата суда, которые работали ранее - тогда, в 2017 году, то ли случайно по своей халатности, то ли по умышленному сговору с представителями Банка " просто похерили документы. Да, они уже уволились, но своими действиями они просто подставили судью, к которой, кстати, я испытываю глубокую симпатию за "человечное отношение к участникам процесса". Только по этой причине я не раскрываю ни имен, ни наименование судебного участка.

В итоге, обращалась ко мне за помощью должница, а пришлось помогать еще и судье. Не заслуживает она наказания, которое может последовать за такое халатное отношение работников аппарата суда к документам.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, делитесь публикацией в своих социальных сетях, комментируйте и участвуйте в обсуждениях. Просвещайтесь совершенно бесплатно.

Читайте также: