Принцип территориальности и специализации судов

Обновлено: 15.05.2024

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Для человека, у которого никогда не было судебных тяжб, сложно с ходу разобраться, в какой суд ему следует подать заявление или в каком районе будет рассмотрено уголовное дело. Между тем, судебная система РФ – это сложная иерархия инстанций, основы которой полезно будет знать каждому на случай, если придется обращаться за судебной защитой. В настоящей статье можно ознакомиться с кратким обзором судов России, их главными функциями и отличиями друг от друга, а также узнать, как правильно определять подсудность в отдельных случаях.

Современная структура судебной системы РФ

На территории Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов:

  • Конституционный суд. Его полномочия заключаются в решении вопросов о признании соответствующим или не соответствующим Конституции РФ конкретного закона, отдельной нормы, статьи, положения и т.д., а также рассмотрение жалоб по вопросам конституционности вынесенного в отношении заявителя постановления, определения.
  • Верховный суд, решениями которого осуществляется надзор за нижестоящими судами, в том числе и за арбитражем. При рассмотрении жалобы в Верховный суд РФ могут быть отменены все предыдущие решения по делу и принято новое.
    Верховный суд РФ – высший судебный орган, правомочный давать официальные разъяснения по применению на практике тех или иных законов.
  • апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Принцип организации и полномочия указанных судов в целом с 1 октября 2019 года поменялись. Созданы и уже действуют 5 апелляционных судов, которые рассматривают жалобы на не вступившие в законную силу судебные акты областного, краевого уровня. Девять созданных кассационных судов рассматривают кассационные жалобы на вступившие в законную силу приговоры и решения.
  • верховные суды республик, областные и краевые, а также суды городов федерального значения (например, Мосгорсуд) – эти органы судебной власти находятся на одном уровне с друг другом и являются вышестоящими по отношению к районным звеньям. В областных судах функционируют судебные коллегии по гражданским, административным, уголовным делам, которые рассматривают апелляционные жалобы на приговоры, решения и постановления районных судей.
  • районные суды общей юрисдикции. Эти суды рассматривают практически все гражданские и уголовные дела, за исключением компетенции мирового судьи и некоторых отдельных дел, подсудных областному уровню (к примеру, по уголовным делам об убийстве нескольких лиц или по гражданским делам с гостайной разбирательство будет проходить в областном суде). Районный суд может выступать и апелляционной инстанцией по отношению к постановлениям мирового судьи, например, именно в районном суде обжалуются постановления об административном правонарушении.
  • мировые судьи (суды субьектов) – их компетенция заключается в рассмотрении определенной категории гражданских и уголовных дел, вынесении судебных приказов, постановлений об административных правонарушениях. Это самая первая ступень в судебной иерархии, все остальные суды являются федеральными и вышестоящими по отношению к мировому звену.

Отдельно необходимо выделить арбитражные и военные суды, которые тоже входят в схему судебной власти России, но имеют свою собственную ступенчатую систему пересмотров.

Так, в каждом регионе действует арбитражный суд округа, где рассматриваюся все дела по спорам между предпринимателями или юридическими лицами, и решение, вынесенное таким судом, обжалуется в один из апелляционных арбитражных судов (всего их 21). Высшей инстанцией для пересмотра арбитражных решений считается судебная коллегия по экономическим спорам при Верховном суде РФ.

В России отдельно создана и действует военная судебная система, первой ступенью которой является военный гарнизонный суд, рассматривающий и уголовные, и гражданские дела в отношении военнослужащих. Вышестоящими инстанциями для гарнизонных решений является военный окружной суд, далее – действующий с 1 октября 2019 года военный кассационный суд и судебная коллегия Верховного суда РФ по делам военнослужащих.

Суд присяжных не является отдельно созданным и постоянно действующим. С присяжными могут быть рассмотрены уголовные дела в первой инстанции в районном или в областном звене, если соответствующее ходатайство заявлено обвиняемым.

Итак, к судебной системе субъектов (то есть регионов) России относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.

Вне зависимости от вида суда, в каждом из них действует общий регламент поведения и правила, которые необходимо соблюдать каждому из присутствующих – свидетелю, ответчику, потерпевшему (читайте как вести себя в суде). У судьи есть полномочия инициировать наложение штрафа на того, кто нарушает порядок в здании суда или во время заседания. В свою очередь, у граждан как у участников процесса имеются права бороться с чрезмерно длительными сроками рассмотрения их заявлений, и в целом с судебным произволом путем подачи жалобы на действия судьи. При наличии веских оснований считать судью заинтересованным в исходе дела полезным будет знать порядок заявления отвода председательствующему судье.

Судебный участок мирового судьи

Мировой судья рассматривает гражданские дела о расторжении брака (без спора о разделе имущества), о взыскании задолженности за коммунальные услуги, по кредитам и т.д., если цена иска не превышает 50000 рублей, выносит судебные приказы по заявлениям до 500000 рублей. По таким делам подсудность зависит от места жительства ответчика – то есть, мировому судье участка № 368 следует подавать иски и заявления о выдаче приказа, если ответчик проживает на ул. Новослободская, г.Москва.

Мировой судья рассматривает и уголовные дела – по преступлениям, за которые максимальное наказание не свыше 3-х лет лишения свободы, в том числе связанным с нарушением прав человека.

Из этого правила есть исключения, предусмотренные ст. 31 УПК РФ. К примеру, в участке не могут проводиться разбирательства, где обвиняемым является несовершеннолетний – даже в том случае, если им совершено преступление небольшой тяжести. Причинение тяжкого вреда или смерти в результате ДТП, несмотря на то, что наказание не превышает 3-х летнего срока, может быть рассмотрено только в районном суде, как и все преступления, связанные с наркотиками. Все дела в участках могут быть прекращены за примирением сторон (если имеется потерпевший) при соблюдении определенных критериев.

С течением времени практика и законы меняются. К примеру, до 2019 года подсудность преступления по ст. 264.1 УК РФ (нахождение за рулем автомобиля в пьяном виде повторно) была отнесена к компетенции мирового судьи, а в настоящее время – к подсудности районного уровня.

Что касается территориальной подсудности, то она определяется по месту совершения преступления (в каком районе оно совершено, в тот суд и поступит дело).

Дела об административных правонарушениях, в том числе связанных с нарушениями ПДД и лишением водительским прав, также рассматриваются мировыми судьями. Постановления по ним, как и решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам могут быть обжалованы в районный суд.

Районные суды

По статистике, районные суды общей юрисдикции (обычно их название совпадает с названием района) являются наиболее загруженными.

Здесь рассматриваются гражданские дела о разделе имущества, иски о взыскании с ответчиков сумм более 50000 рублей, о выселении, о восстановлении на работе, о признании недееспособным, об установлении юридических фактов, об усыновлении, о лишении родительских прав, об оспаривании решений государственных органов (в порядка административного производства по КАС РФ).

При обращении в суд с иском следует выбирать тот суд, который территориально относится к району проживания ответчика. Если место жительства его неизвестно, то нужно исходить из последнего известного адреса.

Итогом рассмотрения гражданского дела может быть решение об удовлетворении требований, об отказе в иске, а также об оставлении его без рассмотрения. В последнее время суды все чаще предпринимают меры к окончанию спора путем заключения мирового соглашения. Это цивилизованный способ уладить претензии и достигнуть компромисса в самых сложных и запутанных спорах, и суд обязан разъяснить правила заключения такого соглашения. Для составления проекта соглашения стороны вправе попросить перерыв и прибегнуть к помощи медиатора.

Решения, принятые в первой инстанции в районном суде, вступают в законную силу в течение одного месяца. Это общее правило, из которого есть исключения – к примеру, по тем делам, которые рассмотрены в упрощенном порядке. Такие решения можно обжаловать в течение 15 суток.

После того, как решение состоялось и вступило в законную силу, в районный суд можно обратиться с заявлением об устранении описки (к примеру, если позже заметили техническую ошибку в адресе и Росреестр отказывается в таком виде вносить изменения). Кроме того, если должник не может единовременно оплатить взысканную с него сумму, районный суд рассматривает поданное им заявление об отсрочке или рассрочке исполнения. В то же время, чтобы не нарушать права взыскателя, для него законом предусмотрена возможность обращения в тот же суд, который рассматривал дело, с заявлением о компенсации за длительное неисполнение решения суда.

Районный суд рассматривает уголовные дела, за совершение которых предусмотрено наказание от 3-х до 25 лет лишения свободы. К примеру, это дела о разбойных нападениях, о всех преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств (и хранение, и сбыт), об убийствах, изнасилованиях, кражах, угонах и мошенничестве и т.д. Те дела, где за преступление предусмотрено пожизненное лишение свободы, районному звену не подсудны.

В районных судах рассматриваются некоторые дела об административных правонарушениях — по тем статьям, где в качестве наказания предусмотрен административный арест. К примеру, за мелкое хулиганство или распитие спиртных напитков в общественном месте районный судья вправе применить наказание в виде до 15 дней ареста, о чем выносит постановление на основании предоставленных полицией материалов и протоколов.

С 2002 года ходатайства следователей о применении к обвиняемому меры пресечения, связанной с ограничением конституционного права на свободу, рассматриваются районными судами. Так, исключительно районным судом избирается и продлевается срок содержания обвиняемого лица под стражей или под домашним арестом. С недавнего времени судом избирается и продлевается срок по новой мере пресечения – запрет заниматься определенной деятельностью. Таким образом, судьи районного уровня не только рассматривают уголовное дело по существу, но и разбираются в вопросах обоснованности ходатайств следователей на досудебной стадии. Подсудность по таким ходатайствам может быть определена исходя из места совершения преступления или из нахождения органа, ведущего расследование.

В районных судах рассматриваются и другие ходатайства: о проведении обыска, выемки банковских сведений, об отстранении от должности и т.д. Все постановления, принятые по итогу рассмотрения таких ходатайств, могут быть обжалованы в 10-дневный срок в областной суд (по мере пресечения – в течение 3-х дней).

Следует знать и о порядке обжалования действий или бездействия следователя, дознавателя. К примеру, если неоднократно отказывают в возбуждении уголовного дела или вовсе не принимают заявление о преступлении — в таких случаях можно обратиться в суд в порядке ст. 125 УПК РФ. Если суд сочтет доводы пострадавшего лица убедительными и признает бездействие следственного органа незаконным, судебное постановление подлежит обязательному исполнению и нарушения законности устранят.

Как мы уже писали, районный суд является вторым в последовательности судебных органов общей юрисдикции. То есть, районное звено является апелляционной инстанцией по отношению ко всем постановлениям мирового судьи. Второй инстанцией для районных решений является апелляционный суд областного, краевого уровня.

Апелляционные суды

В каждом областном, краевом суде, а также в верховных судах республик и федеральных городских существует разделение по судебным коллегиям.

В судебную коллегию по гражданским делам поступают апелляционные жалобы на не вступившие в законную силу решения районного уровня. В случае, если будет установлено несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, в апелляции могут изменить результат рассмотрения. При наличии существенных нарушений материального права решения отменяют и выносят новое. Оно вступает в силу немедленно и подлежит обжалованию в порядке кассации. Обращаем внимание на то, что при подаче апелляционных жалоб необходимо приложить подтверждение о направлении в адрес других участников копии жалобы с приложением (обычно таким подтверждением является уведомление о направлении заказного письма).

В судебную коллегию по уголовным делам поступают апелляционные жалобы на приговоры, постановления районного уровня судебной системы. Право обжалования на такие акты должно быть реализовано в течение 10 дней со дня вынесения (для осужденных к лишению свободы – со дня вручения ему копии).

Правом обжалования приговора, не вступившего в законную силу, обладает и прокурор (им вносится апелляционное представление). По итогам рассмотрения судебной коллегией выносится постановление, которым приговор может быть отменен или изменен. Если доводы жалобы не нашли своего подтверждения, судебный приговор, равно как и другие решения (по мере пресечения, по удо, по жалобе в порядке ст. 125 УПК РФ) останутся без изменения.

С октября 2019 года действуют 5 апелляционных судов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Сочи, г. Нижний Новгород, г. Новосибирск), которые рассматривают апелляционные жалобы на те приговоры, которые были вынесены областными судами. К примеру, это приговоры на основе вердикта присяжных заседателей по делам о таких преступлениях, как убийство двух и более лиц, распространение наркотических средств в особо крупном размере, руководство преступным сообществом и т.д. За перечисленные преступления предусмотрено пожизненное лишение свободы, дела по ним подсудны областному судебному звену, поскольку наиболее опасны. В какой именно из пяти действующих апелляционных судов следует обращаться, можно понять, пройдя по ссылке.

Все судебные акты, которые вынесены по итогам апелляции, вступают в силу в день провозглашения. Их можно обжаловать в кассационном порядке.

Кассация и надзор

Девять кассационных судов общей юрисдикции принимают на рассмотрение все жалобы, поданные на решения и приговоры, вступившие в законную силу. Эти суды расположены в г. Саратов, г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Краснодар, г. Пятигорск, г. Самара, г. Челябинск, г. Кемерово, г. Владивосток. К примеру, вступившие в законную силу решения московских районных судов следует обжаловать во второй кассационный суд г. Москвы. Решения судов московской области будут пересмотрены в порядке кассации в Первом кассационном суде, расположенном в г. Саратов.

Особенно важно соблюдать формальные требования и приобщать все ранее состоявшиеся решения, если планируется обращение в следующую инстанцию — судебную коллегию Верховного суда РФ (пример кассационной жалобы в верховный суд).

Обращаем внимание на соблюдение сроков при кассационном обжаловании: в гражданском праве предельный срок обжалования составляет 6 месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения. По уголовным делам осужденным предоставлено право обратиться с заявлением о кассационном пересмотре в любое время, если в жалобе просят об улучшении своего положения.

Обращение в Президиум Верховного суда РФ

После того, как апелляционная и две кассационные инстанции пройдены, можно обратиться в Президиум Верховного суда РФ в порядке надзора (пример обращения с надзорной жалобой по уголовному делу). Как мы указывали ранее, это высшая инстанция, в которую можно обратиться в России. После нее или сразу после кассации в ВС РФ можно пытаться восстановить свои права путем заявления в Европейский суд по правам человека.

Обращение в Европейский Суд по правам человека

Обращение в ЕСПЧ – трудоемкий процесс, где первостепенной задачей является соблюдение критериев приемлемости. Важно доказать, что основные права и свободы не могут быть защищены на родине, и заявитель исчерпал все возможные способы защиты своих законных интересов. Не менее важно правильно заполнить формуляр жалобы в ЕСПЧ. Европейский суд не пересматривает решение или приговор в прямом смысле, но дает свою правовую оценку, с которой Российская судебная система, в силу принадлежности к Конвенции по правам человека, обязана согласиться.

Арбитражная система судопроизводства в России

В арбитражном процессуальном законе более полно раскрыты некоторые требования к форме документов. К примеру, в ГПК РФ отсутствует отдельная норма о правилах составления возражения. В отличие от гражданских дел, в арбитражном судопроизводстве ответчик, не исполнивший требования ст.131 АПК РФ о направлении отзыва на иск, рискует столкнуться с невозможностью при последующем обжаловании предоставить свои доказательства.

При рассмотрении арбитражных споров суд, в силу неукоснительного соблюдения принципа беспристрастности, не вправе истребовать доказательства даже по ходатайству стороны, если она не докажет, что самостоятельно это сделать не удалось. Участникам часто выгоднее обойтись без ненужных бюрократических процедур, и нередко результатами рассмотрения спора является заключение мирового соглашения.

В каждом регионе действует один арбитражный суд, решения которого в апелляционном порядке обжалуются в один из арбитражных апелляционных судов. К примеру, если решение вынесено Московским арбитражным судом, апелляция подается в 9-й апелляционный арбитражный суд.

В случае, если сторона намерена обжаловать решение далее, необходимо подать кассационное заявление в округ, если после апелляции в 9-ом суде, то в Московский арбитражный округ (пример кассационной жалобы в арбитражный суд).

Высшей инстанцией является судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда России.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

Судебная система любого государства — один из важнейших инструментов государственной власти. В некоторых странах построение судов является неизменным на протяжении столетий, тогда как в других — подвергается перестройке достаточно часто. Судебные системы, являясь организационными моделями судебной власти производны от формы государственного устройства, определяются особенностями административно-территориального деления, зависят от правовых традиций, судебной политики, экономических, географических и других факторов. Организация судебных систем должна соответствовать запросам общества, материальным возможностям государства, целям и задачам правосудия и судебной власти.

Построение судебных систем основывается на общих принципах судебной власти, базовыми из которых можно считать независимость и самостоятельность судебных органов, а также обязанность государственных и других учреждений уважать и соблюдать независимость суда. Принципы судебной власти являются основополагающими началами, отражающими ее природу как самостоятельной ветви власти, идейными основами организации и деятельности суда. В их системе особое место занимают конституционные принципы организации деятельности суда.

Конституционные принципы организации деятельности суда — это основные нормативно-руководящие положения, определяющие организационные и функциональные связи внутри судебной системы. В современных конституциях редко можно встретить подробные указания на то, как должна быть организована судебная система, из каких инстанций и звеньев состоит ее иерархическое построение. Конституционные нормы, регламентирующие организацию судебных систем, в большинстве случаев закрепляют статус высших судов, указывая при этом, что иные суды учреждаются законом. В данном случае судебная система страны в целом состоит из нескольких автономных подсистем, где каждая имеет свою компетенцию. По масштабам деятельности система судов общей юрисдикции главенствует, но ее компетенция оказывается в той или иной мере урезанной по сравнению с компетенцией общих судов. Независимо от классификации суды общей юрисдикции (общие, ординарные) являются доминирующими в судебных системах любого государства.

Их положение в единой судебной системе государства зависит от законодательного решения следующих вопросов:

1) формы государственного устройства, предполагающей создание в федеративных государствах федеральных судов и судов субъектов федерации (решение этой проблемы многовариантно, о чем свидетельствует мировая практика федеративных государств);

2) наличия или отсутствия специализированных судов, определяемых спецификой спора, предопределяющей необходимость особой процессуальной процедуры рассмотрения и разрешения такого спора;

3) в случае образования специализированных судов, включения их в систему судов общей юрисдикции;

Основными принципами построения судебной системы являются: единство, учет административно-территориального и государственного устройства, сочетание организационных и функциональных связей между судами.

В основе организации судебных систем лежат (в различных сочетаниях) три основных принципа: территориальной, материальной (предметной) и персональной юрисдикции.

Данный принцип сочетается с принципом материальной юрисдикции, в соответствии с которым определенный вид судов (подсистема) наделяется полномочиями по разрешению любых дел, входящих в общую юрисдикцию судов, за исключением тех категорий, для рассмотрения которых созданы специализированные суды.

Суть функциональных связей между судами состоит в том, что судебные постановления нижестоящих судов в установленном законом порядке могут быть обжалованы, как правило, в вышестоящий суд. Таким образом, инстанционные связи имеют процессуальный характер.

Судебные системы государств входят в совокупность систем, созданных человеком. Практически все они — результат творения многих поколений. Их социальная материя постоянно меняет и совершенствует свою организационную структуру.

Здравствуйте! ВСЕ консультации и составление документов осуществляются только на платной основе. Стоимость зависит от сложности.

Судебная система РБ – это совокупность действующих на его территории госорганов, судов, призванных осуществлять в стране судебную власть. Суды, входящие в судебную систему выполняют общие задачи. В основе их организации и деятельности лежат единые принципы. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Первый означает, что судебная система встраивается применительно административно-территориального деления государства. Второй предусматривает возможность образования специальных судов для разрешения определенных видов юридических конфликтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ:
1. Принципы построения судебной системы (с учетом международного опыта). Виды судов.
2. Акты прокурорского реагирования: теория и практика применения.

Файлы: 1 файл

контрольная по судоустройству.doc

Министерство образования Республики Беларусь

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ

Специальность 1-24 01 02 Правоведение

студента 2 курса 2 группы

Игнатович Ольги Юрьевны

1. Принципы построения судебной системы (с учетом международного опыта). Виды судов.

2. Акты прокурорского реагирования: теория и практика применения.

Председательствующий в судебном заседании удалил из зала гр-на П., который хотел присутствовать при рассмотрении дела.

Нарушен ли какой-нибудь принцип правосудия, если да, то какой?

1. Принципы построения судебной системы (с учетом международного опыта). Виды судов.

Судебная система РБ – это совокупность действующих на его территории госорганов, судов, призванных осуществлять в стране судебную власть. Суды, входящие в судебную систему выполняют общие задачи. В основе их организации и деятельности лежат единые принципы. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Первый означает, что судебная система встраивается применительно административно- территориального деления государства. Второй предусматривает возможность образования специальных судов для разрешения определенных видов юридических конфликтов. Различают децентрализованные - судебная система государства состоит из нескольких самостоятельных судебных подсистем, централизованные – во главе всех судов судебной системы стоит вышестоящий суд и смешанная модель судебной системы. Так всю совокупность судов можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от государственного устройства существуют федеративные (союзные) и суды субъектов федерации. По предмету ведения различают общие и специальные суды. От места, занимаемого в судебной системе выделяют нижестоящие и вышестоящие суды. В зависимости от источника легитимности судебной власти различают светские и религиозные суды, по форме участия народа в осуществлении правосудия выделяют суд присяжных и суд шефенов.

Виды судов. Начнем с того, что в Республике Беларусь система правосудия состоит из следующих судебных инстанций:

- арбитраж (третейские суды);

Система общих судов в Республике Беларусь состоит из:

- Верховного Суда Республики Беларусь;

- Областных, Минского городского и Белорусского военного судов;

- Районных (городских) и межгарнизонных военных судов.

Система хозяйственных судов Республики Беларусь включает:

- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

- Хозяйственные суды областей и г. Минска.

Арбитражей в РБ два:

- Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате;

- Республиканский трудовой арбитраж.

С Конституционным судом все понятно, он один единственный.

Каждый из перечисленных судов рассматривает определенные категории дел. Это называется подведомственностью.

И так, общим судам подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин.

Хозяйственным судам подведомственны дела по хозяйственным спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных), в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, в которых сторонами выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы, административно- территориальные единицы Республики Беларусь.

Международному арбитражному суду при БелТПП подведомственны: споры, если хотя бы один из этих субъектов находится за границей Республики Беларусь; споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными организациями, созданными на территории Республики Беларусь; споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь; споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, расположенными за пределами Беларуси; иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда.

Республиканскому трудовому арбитражу подведомственны коллективные трудовые споры, возникающие в социально-трудовой сфере.

Конституционный суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь. В отличие от Российской Федерации белорусский конституционный суд не рассматривает обращения граждан.

2. Акты прокурорского реагирования: теория и практика применения.

Акты прокурорского реагирования — понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. К ним относятся:

Представление - акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.

Представление вносится прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания этого органа. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении представления.

Протест - акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Протест приносится в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд.

В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены либо изменения противоречащих законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного действия.

Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами - на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованных правового акта или решения (действия).

При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокуро ру или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшими его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

В случае отклонения протеста прокурора или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном настоящим Законом (за исключением протеста на судебные постановления), либо нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу).

Если в сроки, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вышестоящий государственный орган, иная организация (вышестоящее должностное лицо) не отменят опротестованные правовой акт или решение (действие), прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене противоречащих законодательству правового акта или решения (действия). Подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованных правового акта или решения (действия).

Принесение, рассмотрение и разрешение протеста и заявления прокурора в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Постановление - акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.

Постановление при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания выносится в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности подлежит исполнению соответствующим государственным органом, иной организацией или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления.

Иные постановления подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный прокурором или его заместителем.

О результатах рассмотрения постановления сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Постановление до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

Предписание - акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Предписание направляется государственному органу, иной организации, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящему государственному органу, иной организации (вышестоящему должностному лицу), правомочным устранить такое нарушение.

Предписание должно содержать указание на акт законодательства, который нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю.

Государственный орган, иная организация, должностное лицо или индивидуальный предприниматель могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, если иное не предусмотрено законодательными актами, который обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

Читайте также: