Приемная председателя суда это что

Обновлено: 04.05.2024

В России правосудие признано одним из гарантов законности на конституционном уровне. Суды являются самостоятельной ветвью власти, главной функцией которой является беспристрастное разбирательство различных спорных вопросов. К сожалению, в жизни иногда возникают ситуации, когда нарушителями являются сами судьи. В статье будет рассказано, как правильно действовать в подобной ситуации.

Ситуации, в которых следует подавать жалобу на судей

Все виды возможных нарушений, совершаемых судьями, можно условно разделить на три категории. В первую категорию входят все нарушения норм материального права, в том числе и совершение судьей различных должностных преступлений. Примерами таких деяний являются следующие:

  • Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
  • Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • Получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • Служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Указанные преступления на практике являются наиболее распространенными. Например лишился своих полномочий судья из Анапы, в отношении которого было возбуждено уголовное дело.

Помимо должностных преступлений, поводом для подачи жалобы на судью может стать нарушение им этических норм, входящих в кодекс чести судьи. Примерами подобных нарушений является хамское и аморальное поведение судьи , предвзятое отношение к одной из сторон и др. Для примера можно вспомнить судью Арбитражного суда Краснодарского края, который лишился своих полномочий за нарушение кодекса судейской этики и закона о статусе судей.

Наконец, пожаловаться на судью можно в случае нарушений им норм процессуального законодательства . Наиболее распространенными среди них являются следующие:

  • Нарушение нормы ст. 154 ГПК РФ, то есть умышленное затягивание сроков рассмотрения дела;
  • Неправомерный отказ от приобщения к делу доказательств, предоставленных одной из сторон;
  • Оказание содействия одной из сторон в процессе судебного разбирательства дела;
  • Неправомерный отказ от приобщения к делу ходатайств одной из сторон;
  • Несоответствие протокола судебного заседания фактически высказанным на суде материалам;
  • Неправомерный отказ от предоставления возможности высказаться одной из сторон;
  • и тому подобное.

На практике могут встречаться и другие нарушения судьями норм процессуального права, которые также могут стать основаниями для составления жалобы.

Какие доказательства лучше всего приобщить?

По закону в России все судьи наделены неприкосновенностью, поэтому привлечь их к ответственности достаточно непросто. Поэтому, чтобы жалоба на судью возымела должное действие, должны быть неопровержимые доказательства вины судьи. Чтобы их получить, нужно тщательно подготовиться:

  • Анализировать материалы судебного разбирательства. Места в тексте, вызвавшие сомнения, следует откопировать;
  • Внимательно читать протоколы судебных заседаний. В случае выявления несоответствий следует подавать соответствующие замечания;
  • Записывать ход судебного заседания на диктофон. Закон позволяет делать такие аудиозаписи, и судья или другие должностные лица не вправе препятствовать реализации данного права;
  • Подать ходатайство с просьбой осуществлять видеозаписи судебного заседания. Отказ правомерен только в случае судебного разбирательства дел, затрагивающих личные или семейные тайны граждан.

Важно: согласно ст. 231 ГПК РФ при несоответствии протокола судебного заседания фактическим обстоятельствам разбирательства дела, высказанным в зале суда, подать на него замечание можно в течение пяти дней.

Замечания можно подавать как непосредственно во время заседания, так и после него. В последнем случае нужно будет воспользоваться канцелярией суда. Текст замечания составляется в двух экземплярах и подается в канцелярию. На втором экземпляре проставляется штамп о приеме документа с указанием даты и подписи должностного лица. Он остается у заявителя.

Нередко именно видео и аудиозаписи помогают подтвердить нарушения представителей судейского сообщества

Вот например, видео, после которого судья Курганинского районного суда лишился своих полномочий:


Обращение в суд: практические рекомендации по общению с работниками приемной суда

В настоящее время во всех судах общей юрисдикции созданы приемные, в которых непосредственно происходит прием документов от граждан, желающих по какому-либо поводу обратится в суд. Непосредственно сами судьи прием не ведут, поэтому первоначальное общение граждан происходит с работниками аппарата суда. Нередко итогами таких обращений становятся жалобы на действия сотрудников суда.

Не каждый граждан по своему материальному положению может позволить себе обратиться за юридической помощью к профессиональному адвокату или юристу, поэтому со всеми вопросами, например, куда и когда подать, что иметь при себе, что говорить, как реагировать на те или иные требования работников суда, им придется справляться самостоятельно.

Итак, знакомство с процедурой подачи иска в суд лучше начать, обратившись на интернет-сайт, они имеются сейчас у всех судов нашей страны. На сайте в обязательном порядке определен порядок приема граждан, а также контактные телефоны подразделений суда. Тут необходимо быть внимательным, поскольку некоторые, особенно крупные, многосоставные суды, устанавливают различные дни приема для подачи тех или иных процессуальных документов. Кроме того, для некоторых категорий дел может быть установлен свой режим приема. Например, как показывает практика, заявления об усыновлении (удочерении) в большинстве судов принимают сами судьи. Это связано с установленной законом тайной усыновления.

Обо всех изменениях в режиме приема также сообщается на сайте.

При любом проходе в здание суда необходимо предъявить паспорт или иной удостоверяющий личность документ. Без такового не пропустят даже в само здание, поскольку при входе в суд обычно нужно отметиться у судебного пристава. Необходимо быть готовым назвать подразделение суда, в которое направляется посетитель, а также пройти через рамку металлоискателя. Это необходимое требование безопасности, невыполнение которого может повлечь обоснованный отказ в пропуске в здание суда. На практике часто приходится сталкиваться с некомпетентностью некоторых судебных приставов, нарушающей права граждан. Так, приставы, даже услышав, что человек пришел в канцелярию суда в не приёмный день, не вправе отказывать в проходе в здание суда, поскольку судебные заседания, как правило, проходят в открытом режиме, и, соответственно, посетить их вправе любой человек. Также судебные приставы не вправе каким-либо образом консультировать посетителей. Нередко, услышав, что человек пришел в канцелярию районного суда, чтобы подать заявление на развод, судебные приставы направляют его сразу к мировой судье. Действительно, по общему правилу, такие иски рассматриваются мировыми судьями, однако в заявлении может содержаться второе требование о разделе имущества, которое по стоимости намного превышает 50.000 руб., что относит его к подсудности уже суда районного.

Таким образом, первое и самое важное правило – отказать в приеме искового заявления и разрешить вопрос о его подсудности может только судья при его рассмотрении и изучении на стадии досудебной подготовки.

Исковые заявления, документы, обращения и жалобы принимает, как правило, или дежурный помощник судьи, или работник канцелярии. Если помощник судьи по квалификационным требованиям должен иметь высшее юридическое образование, то к квалификационным требованиям работника канцелярии таких требований нет. Между тем как показывает практика, работники, осуществляющие прием граждан, иногда случайно или неслучайно принимают на себя полномочия судьи, начиная вчитываться в исковое заявление и указывая заявителю на недостатки, которые, по их мнению, в нем содержатся. Здесь нелишним будет повторить первое правило.

  • по телефону;
  • путем личного обращения;
  • путем ознакомления с информацией на сайте суда;
  • путем направления в суд электронного обращения на сайт;
  • по электронной почте.

Таким образом, неподготовленный человек может столкнуться с проблемами взаимодействия с судебной системой уже чуть ли не на пороге суда. Необходимо отметить, что приведенные примеры некомпетентности работников суда наблюдаются не во всех судах нашей страны, однако необходимо всегда быть к ним готовым, зная свои права и умея их защищать.

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан. Объясняем, как и с помощью каких электронных сервисов подавать документы в суд сейчас и после отмены ограничительного режима работы судов.


Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  1. Отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения.
  2. Отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела.
  3. Нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда.
  4. Сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время.
  5. При использовании всего функционала информационной системы можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:

  1. В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика. Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ. Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.
  2. Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.
  3. Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска. Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста. С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.

  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет

Это зависит от того, в какой суд направляются документы.

Что делать дальше:

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

Жалоба председателю суда может быть подана любым посетителем судебной инстанции, будь то сторона дела, свидетель, адвокат или начальник конвоя, осуществляющий доставку подсудимых в судебное заседание.


Главное условие – это соответствие предмета жалобы полномочиям председателя суда.

Что может председатель

  1. организация функционирования судебной инстанции;
  2. контроль за соблюдением работниками суда трудовой дисциплины;
  3. распределяет функциональные обязанности между судьями;
  4. устанавливает график приема граждан;
  5. руководит аппаратом суда;
  6. распределяет нагрузку между судьями;
  7. рассматривает жалобы граждан на судей и, при наличии оснований, делает представление в квалификационную комиссию судей;
  8. регулирует нагрузку мировых судей в пределах судебного района и т.д.

То есть деятельность председателя суда – это деятельность организационная, а значит, основаниями для жалоб на имя председателя суда могут быть только проблемы, так ли иначе связанные с организацией работы суда.

Жалоба на судью

Основное недовольство участников процесса, как правило, вызывают действия судьи (в том числе и мирового судьи), связанные с рассмотрением того или иного дела.

Все акты и решения, принятые судьей в процессе судопроизводства могут быть обжалованы только посредством частных, апелляционных и кассационных жалоб. Это значит, что жалобы на имя председателя суда, написанные по поводу решений или определений судей, рассматриваться не будут.

Не будут основанием для жалоб и сомнения в компетентности или незаинтересованности судьи.

Если судья не устраивает участника процесса в силу своих профессиональных или иных качеств, то подобная проблема решается посредством ходатайства об отводе судьи.

Безусловным основанием для жалобы на судью будут:

  • волокита при рассмотрении гражданских или уголовных дел;
  • длительная задержка в оформлении мотивированного решения;
  • грубость судьи или его недостойное поведение;
  • необоснованный отказ в приеме документов и доказательств или их игнорирование;
  • унизительные и оскорбительные высказывания в адрес участников процесса и т.д.

Жалоба председателю суда. Часть 1

Судьба рассмотрения жалобы будет определяться степенью ее обоснованности. Если доводы жалобы будут подтверждены надлежащим образом, то по результатам рассмотрения председатель суда вправе внести представление на судью в квалификационную коллегию судей.

Мотивировка жалобы на судью

Основание для жалобы на судью – это факт подрыва действиями судьи авторитета судебной системы. Соответственно, именно этот факт и следует доказать в жалобе. Под подрывом авторитета суда понимаются совершенно обыденные действия – волокита, опоздание на работу, грубость и т.д.

Разумеется, можно ничего не доказывать, ограничившись доведением до председателя суда сведений о неправильных поступках судьи. Но если ваша задача — добиться определенных результатов, например, передачи жалобы в квалификационную коллегию судей, то доказывание будет необходимым.

В качестве доказательств могут быть применены:

  • аудио- и видеозаписи;
  • объяснения свидетелей;
  • выписки из протокола судебного заседания, письма и т.д.

Жалобы на работу аппарата суда

Второй по частоте причиной обращения с жалобами к председателю суда являются претензии граждан к работе секретариата суда, архива суда и канцелярии. Причинами для написания жалобы могут быть:

  • немотивированный отказ в выдаче решения или приговора суда;
  • задержки в отправке почтовой корреспонденции;
  • утеря документов и дел;
  • грубость;
  • задержки при отправке дел по апелляционным и кассационным жалобам;
  • отказы в приеме заявлений;
  • требования по уплате госпошлины в случаях, когда закон этого не предусматривает и т.д.

Руководство аппаратом суда входит в непосредственные обязанности председателя суда.

Составление жалобы председателю суда

Все жалобы имеют одинаковую структуру и состоят из ряда последовательно излагаемых элементов, отличающихся друг от друга лишь именами, наименованиями и сведениями.

Так, жалоба на имя председателя суда состоит из следующих компонентов:

Жалоба председателю суда. Часть 2

Как подать жалобу

Подготовив письменную жалобу, вы можете:

  • передать ее председателю суда лично, попросив о приеме либо записавшись на прием;
  • передать ее председателю суда через канцелярию суда либо через приемную председателя.

Вполне допустима отправка жалобы почтой, желательно посредством заказного письма с обратным уведомлением о вручении.

Читайте также: