Причины судебной реформы 1922 года

Обновлено: 30.06.2024

Проведение Судебной реформы 1922 г. обусловлено изменив­шимися в стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректному применению аналогии.

Реформирование судебной системы диктовалось пестротой су­дебных органов и вследствие этого отсутствием единой судебной практики. Ко времени проведения реформы действовали: народный суд в составе постоянного народного судьи, народный суд в составе постоянного народною судьи и двух очередных народных заседате­лей, народный суд в составе постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей, камера народного судьи при ЧК, дежурная камера народного суда, особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена президиума совета на­родных сулей или уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных на­родному суду, губернские Советы народных судей (кассационная инстанция для рассмотрения жалоб на приговоры и решения на­родного суда) и находящиеся при них особые сессии народного су­да, губернские трибуналы, военные трибуналы, военно­транспортные трибуналы, единый Верховный трибунал при ВЦП К, Высший судебный контроль при Наркомате юстиции.

В качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: в республике — Наркомат юс­тиции, в губерниях — губернские отделы юстиции, в уездах — уезд­ные бюро юстиции.

Таким образом, к концу 1922 г. сложились две системы судеб­ных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губерн­ского совета народных судей и Высшего судебного контроля в лице

Наркомюста, и революционные трибуналы в крупных центрах, а также Верховный революционный трибунал при ВНИК, являвший­ся судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассаци­онной инстанцией для всех революционных трибуналов.

Большое количество нормативных актов, касающихся реоргани­зации судебных органов республики, — явление характерное для 1920-х годов. И это вполне объяснимо — шел процесс поиска наи­более приемлемых форм деятельности новых советских судов.

РСФСР являлась ведущей республикой в Союзе ССР. Практи­чески 90% проводимых в ней реорганизаций воспроизводились за­тем в других союзных республиках, что хорошо видно на примере реорганизации судебной системы.

22.2. Новая судебная система

По Положению о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. судебная система состояла из народных судов, губернских судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1 ян­варя 1923 г. Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел соз­давались военные и военно-транспортные суды, земельные комис­сии. особые сессии народных судов (по трудовым делам), позднее — арбитражные комиссии.

В компетенцию действовавшего в составе Верховного Суда РСФСР Пленума наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законов по вопросам судебной практики.

Судебная реформа 1922 г. закрепила основные принципы орга­низации советской судебной системы: ее единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие новому админи­стративно-территориальному делению.

22.3. Судейские кадры

Кадровому составу судей в этот период уделялось большое вни­мание. Так как первоначально при разрешении дел судья мог руко­водствоваться помимо декретов Советской власти революционной совестью и революционным сознанием, важно было осуществить подбор таких судей, жизненный и трудовой опыт которых свиде­тельствовал бы о наличии у них революционного правосознания. Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридиче­ское образование и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избрании предпочтение отдавалось рабочим и крсстья-

нам. Отмечался постоянный рост числа судей — членов партии (с 63% в 1923 г.

В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что состав­ляло 15,3% ко всему числу сотрудников Суда. Из них: рабочих — 13 человек (40,7%), интеллигентов и служащих — 17 (53%) и крестьян — 2 человека (6,3%). По образовательному цензу члены Верховного Суда распределялись следующим образом: высшее образование име­ли 11 человек (34,4%), с низшим и домашним образованием — 21 человек (65,6%). Все 32 человека — члены ВКП (6), причем 22 с партийным стажем до 1917 г. Бывших членов других партий (в пе­риод до 1917 г.) — 4 человека [480] [481] [482] .

Любопытны и факты деятельности Верховного Суда в начале его работы. Объем представленных дел оказался весьма велик, если не сказать огромен. По всем коллегиям (включая и дисциплинар­ную) принято было к производству 19 021 дело, что вместе с остав­шимися в производстве на 1 января 1924 г. 1090 делами составило 20 111 дел. Цифра достаточно впечатляюшая. учитывая небольшой численный состав коллегий’.

Однако данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР, замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только юридического, но и образования вообще.

В частности, он заявил: «Если мы будем говорить только о революционной законности, а законов не будет, то это будет весьма эффектное слово, но не больше. Необходимо иметь твердую и в достаточной степени разработанную систему

К кандидату на пост народного судьи предъявлялись следующие требования. Им мог стать неопороченный но суду гражданин РСФСР, независимо от пола, расы и национальной принадлежно­сти, который отвечал бы следующим условиям: обладал активным и пассивным избирательным правом; имел двухлетний опыт ответст­венной политической работы в рабоче-крестьянских, обществен­ных. профессиональных или партийных организациях или трехлет­ний стаж практической работы в органах советской юстиции на должности нс ниже народного следователя.

Народные судьи избирались губисполкомами на один год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мо­тивированному предложению Наркоматом юстиции. Примерно такие же требования были установлены и к кандидатам в народные заседа­тели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый состав. 50% народных заседателей должны были быть представлены рабочими, 35% — сельским населением и 15% — военнослужащими. Каждый народный заседатель мог участвовать в судебных заседаниях не более шесто дней в году. Ранее существовавшая жеребьевка для определения очередности привлечения народных заседателей в суд была отменена. После принятия Положения о судоустройстве РСФСР народные заседатели привлекались по списку, составленному для каж­дого участка народного суда в алфавитном порядке 1 .

Особенностью уголовной политики того времени являлась мяг­кость наказаний. Так. лишение свободы, как правило, назначалось на короткие сроки. В 1922 г. осуждено на срок до одного года 22,9%, в нервом полугодии 1923 г. — 21% подсудимых 1 .

Читайте также: