При хане арынгазы кроме традиционного суда биев был введен основанный на нормах шариата суд

Обновлено: 21.05.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Они заменили дореволюционные словесные (сельские, с упрощенным делопроизводством) и горские суды Дагестанской и Терской областей, разбиравшие уголовные и отчасти поземельные споры между мусульманами согласно местному обычному праву (адат), а гражданско-семейные и наследственные споры — по шариату. Причем на Северо-Западном Кавказе следовали ханафитскому толку мусульманского права, на большей части Дагестана и в Чечне — шафиитскому (среди мусульман-суннитов), а в Азербайджане — джафаритскому (среди мусульман-шиитов).

Отношение советской власти к мусульманскому праву было прямо противоположно политике дореволюционной российской администрации. Последняя поддерживала адат, надеясь ослабить этим позиции мусульманского повстанчества. Большевики же в начале 1920-х годов, наоборот, искали союза с мусульманским освободительным движением. Пока советская власть была слаба, большевики пытались привлечь на свою сторону мусульманские народы, поддерживая шариат в ущерб адату. Расчет большевиков оказался верен. Так, в Дагестане советская власть была установлена благодаря поддержке Советов со стороны партизанских отрядов во главе с накшбандийским шейхом Али-Хаджи Акушинским, с 1918 года занимавшим должность шейх ул-ислама — своего рода муфтия

В первые годы советской власти в каждой автономии Северного Кавказа была создана своя иерархия шариатских судов (араб. махаким шарийа), или шарсудов, как их стали называть в это время. Наиболее сложная, трехступенчатая организация шариатского правосудия сложилась в 1920–1922 годах в Дагестане.

Согласно официальной советской статистике, на Северо-Западном Кавказе шарсуды ежегодно разбирали до 30–50 процентов всех судебных дел; в Дагестане и Чечне — до 70–80 процентов. Местные мусульмане предпочитали обращаться не в советский народный, а в шариатский суд по ряду причин. Дело в том, что судоговорение тут проходило на понятном им родном языке. Немалую роль при этом играл авторитет местных имамов, участвовавших в работе шарсудов. Среди их председателей были такие популярные на Северном Кавказе мусульманские шейхи, как Али-Хаджи Акушинский, Абу-Суфьян Акаев, Дамир-Али или Али Каяев, Али Абуков и многие другие. Кроме того, шарсуды меньше страдали от бумажной волокиты, столь характерной для всех советских учреждений.

Наряду с мусульманским правом при решении уголовных и поземельных дел шарсуды продолжали руководствоваться нормами распространенного у кавказских горцев обычного права (такими как очистительная присяга, штрафы, примирение — маслахат, высылка кровника — канлы — в отдаленные округа республики или за пределы Северного Кавказа и проч.). Вместе с тем остались запрещенными некоторые нормы адата, прямо противоречащие и советскому законодательству: кровная месть, захват имущества односельчан неисправного должника (ишкиль/баранта) и др. Под запретом оказались и уголовные нормы шариата (такие как смертная казнь убийцы, отрубание руки вору, побивание прелюбодеев камнями). Так, в ответ на запрос, пришедший в Областной народношариатский судебный отдел Дагестанского ревкома из Гуниба, еще в апреле 1920 года было сделано распоряжение, ограничивающее на территории Дагестана применение уголовных норм шариата (худуд, раджм), влекущих за собой смерть или членовредительство:

Как и до революции, в 20-е годы отличительной чертой Северного Кавказа оставался правовой плюрализм, сосуществование в республике нескольких судебно-правовых систем. Кроме шарсудов были созданы народные и сельские словесные суды (их не следует путать с одноименными дореволюционными учреждениями, с которыми их объединял лишь внешний характер судопроизводства, тогда как фактически они судили по советскому праву), а также земельные комиссии. Первые народные суды были созданы в июле 1920 года. В их штатвходили народный судья, добавочный судья, секретарь, помощник секретаря и сторож-курьер. Они могли рассматривать гражданские и уголовные иски против немусульман, а также обвинения немусульманами мусульман в совершении уголовных преступлений. В народные суды передавались гражданские и уголовные тяжбы между мусульманами (в тех случаях, когда хотя бы одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд) а с 1923 года все дела по убийствам и кровной мести, изъятые из ведения шарсудов. Все эти дела должны были разбираться по советскому законодательству.

Наступление окрепшей советской власти на шариатские суды началось накануне осуществления на Кавказе общесоюзных программ по индустриализации и коллективизации. Задумав насильственно изменить структуру местного общества, советские руководители в первую очередь решили обезглавить его, поставив вне закона мусульманских лидеров города и деревни. Уже в первой половине 20-х годов шарсуды были сняты с государственного обеспечения и переведены на содержание мусульманских общин, желавших судиться по шариату. Тяжкие уголовные правонарушения, поземельные тяжбы, дела по опеке над вдовами и сиротами, а также иски, в которых одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд, были изъяты из ведения шариатских судов и переданы в народные суды. Наиболее активные противники советской власти лишались избирательных прав и исключались из состава шарсудов. В Северной Осетии,

Адыгее и Кабарде большинство знатоков шариата было отстранено от судебной практики. Должность председателей шарсудов тут нередко занимали лояльные к власти выходцы из беднейших слоев, абсолютно невежественные в вопросах права. Все это значительно затрудняло работу шариатских судов.

Первые попытки отменить действие шариатского правосудия на Северном Кавказе относятся к 1922 году. На территории Горской АССР шарсуды несколько раз то закрывали, то в ответ на жалобы и волнения мусульман вновь восстанавливали.

Ее действие ограничивалось в основном районами Северного Кавказа, где до этого существовали шариатские суды. Статьи 203–204 главы Х приравнивали отправление шариатского правосудия к тяжелым уголовным правонарушениям, за которые полагалось заключение в лагере сроком на один год. Подобные наказания были сохранены в российском Уголовном кодексе, принятом в 1961 году.

После распада СССР на волне движения за мусульманское возрождение на Северном Кавказе началось стихийное восстановление шариатского правосудия.

К настоящему времени несколько десятков шариатских судов было создано в мусульманских общинах северного Дагестана и Чечни. Как правило, они состоят из имама соборной мечети, который по пятницам председательствует на заседаниях совета старейшин общины. Он разбирает мелкие уголовные и брачно-семейные дела, оформляет завещания. Наряду с шариатскими судами (рассматривающими мелкие уголовные правонарушения, вопросы наследного права и т. п.) у мусульман Северного Кавказа работают российские народные и общественные третейские суды.

Председатели возрожденных шариатских судов нередко входят в состав сельских и районных администраций. Наиболее авторитетные из них участвуют в разборе по адату или шариату поземельных тяжб между селениями, участившихся в последнее время. Например, в 1991 году в Цумадинском районе Дагестана спор за пастбищную гору между селениями Саситли, Кеди и Сильди разбирался с участием С.-М. Абубакарова, возглавляющего шариатский суд при соборной мечети г. Хасавюрта, и его коллег С.-Г. Пирмагомедова из с. Агвали и М.-С. Газиева из с. Хуштада. С.-Г. Пирмагомедов представлял Цумадинский район на Съезде народов Дагестана, состоявшемся в 1992 году в Махачкале.

Однако реализация этих постановлений и разработка законодательства о шариатских судах в этих республиках затянулись на многие годы. В первую очередь это объясняется отсутствием грамотных шариатских судей после более чем 50-летнего преследования ислама и шариата, а также сложившейся здесь в последние годы тяжелой криминогенной обстановкой.

Следует отметить, что в 90-е годы ХХ века шариат по-прежнему многими использовался как козырь в политических интригах. Он стал рассматриваться как средство узаконить создающиеся ныне и далекие от идеалов ислама политические режимы и движения. Так, первый президент Чеченской республики Ичкерия генерал Дж. Дудаев, совершенно нерелигиозный человек, провозгласил шариат источником права в Чечне. Но реально он ничего не сделал для введения в жизнь норм мусульманского правопорядка и предотвращения разгула преступности в республике.

Тема 7. Принятие Казахстаном российского протектората.

Цель лекции: изучение причин, условий и последствий принятия казахскими жузами подданства России

1. Принятие российского протектората частью Младшего и Среднего жузов.

2. Правовые условия и последствия принятия российского протек­тората .

Краткое содержание темы (тезисы)

1 . Смерть хана Тауке в 1715 году, в разгар казахско-джунгарских войн, ярко показала все противоречия, которые накопились в казахском обществе в XVII-начале XVIII веков. К началу XVIII века начало расти противоречие между принципом автономии военно-потестарных единиц и необходимостью усиления центральной власти для более действенного противостояния джунгарской агрессии. В этот период борьба за власть между соперничающими султанскими группировками усиливается. Не нашедший поддержки в своих устремлениях к верховной власти со стороны казахской элиты, Абулхаир начал искать поддержку у внешних сил. Основной его целью была централизация ханской власти.

10 октября 1731 года на собрании старшин Младшего и Среднего жузов после длительных споров и разногласий состоялось подписание присяги на верность российской императрице. Данная присяга в комплексе с обраще­нием хана Абулхаира и грамотой императрицы Анны Иоанновны о принятии казахов под протекторат составила собственно договор между Россией и частью Казахского ханства, подчинявшейся Абулхаиру.

После принятия Абулхаиром российского протектората, ханы, султаны и старшины Среднего и Старшего жузов также заявили о своем желании "быть под протекцией ". 19 декабря 1731 года на тех же условиях принял протекторат хан Семеке, 28 августа 1740 года - хан Абулмамбет и султан Абылай. Единственной причиной этих актов стало стремление не дать Абулхаиру преимуществ во внутриполити­ческой борьбе.

2. В результате договора между Россией и казахскими владетелями устано­вились отношения протектората - формы зависимости, при которой про­тежируемое государство (Казахстан) теряло часть суверенитета, в частности лишалось права самостоятельных международных сношений. В обмен государство-протектор (Россия) обязывалось защищать интересы зависимого государства от третьих стран. Конкретными условиями договора о протекто­рате между Россией и владениями Абулхаира были следующие:

1. защита российских торговых караванов, следующих транзитом через территорию Казахстана;

2. уплата ясака мехом и кожами;

3. военная помощь в случае войны России с третьими державами.

Россия брала на себя обязательство не допускать набегов российских под­данных на казахские владения и оказывать помощь Абулхаиру в его борьбе с внешними противниками. В секретных инструкциях Тевкелеву предписы­валось добиться принятия казахами дополнительных условий, устанавли­вающих в отношениях между двумя странами элементы вассалитета - формы зависимости, при которой вассальное государство обязывалось нести в пользу государства-сюзерена ряд служб.

Во внутренние дела Казахстана Россия по условиям договора вмешиваться не могла, однако уже после смерти Абулхаира в 1748 году русские императоры присваивают право конфирмации — официального утверждения ханов в их достоинстве.

В то же время, в документах о принятии протектората, по мнению ученых-юристов, есть ряд моментов, ставящих под сомнение их правовую состоятельность. Обе стороны по-разному трактовали сам смысл протектората.

Таким образом, с 30-х годов XVIII века часть территории Казахстана вступает в протекторатно-вассалитетные отношения с Россией. Казахское ханство продолжало оставаться самостоятельным государством, все сношения с ним велись через Коллегию (позднее Министерство) иностранных дел. Формальное признание казахами российского протектората дало России юридические основания для военно-политической экспансии в регионе.

Задания для самоконтроля

Основные условия присоединения Казахстана к России и его современная оценка.

Первоначальные формы ограничения власти в казахских жузах.

Содержание протекторатно-вассалитетных отношений между казахскими жузами и Россией.

Литература (ссылки на учебно-методическую литературу, указанную в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины)

См. Список учебно-методической литературы 8 раздел

Тема 8. Казахстан под российским протекторатом (сер. XVIII -нач. XIX в.)

1. Казахское ханство во второй половине XVIII-начале XIX веков.

2. Политика ограничения ханской власти в Северо-Западном Казахстане.

3. Бокеевское ханство.

Цель лекции: изучение системы государственного управления и власти казахских жузов в условиях протектората.

Краткое содержание темы (тезисы)

1. Новое возрождение казахской государственности связано с именем султана, а позднее - хана Абылая. Фактически прави­телем Среднего и Старшего жузов становится султан Абылай. В 1771 году Абылай был официально избран ханом на съезде представителей всех трех жузов в городе Туркестане.

Правление Абылая ознаменовалось попытками изменить государственно-правовую систему ханства в сторону укрепления центральной власти. Тем не менее, Абылай хану не удалось в полной мере укрепить свою власть. Некоторые представители знати пытались выступить против центральной власти. Российская пограничная администрация активно поощряла отдельных казахских правителей к самостоятельным контактам, всячески поддерживала любые выступления против хана, пытаясь таким образом ослабить его власть. Однако до конца XVIII века зависимость казахского ханства от России была чисто номи­нальной.

В годы его правления хана Уали (сына Аблая) внутриполитический кризис обострился. Основным итогом правления хана Уали и его соперников стало общее ослабление Казахского ханства. Переход к удельной системе управления привел к росту влияния султанов, а слабость центральной власти в конце XVIII-начале XIX века к усилению центробежных тенденций и фактичес­кому распаду государства.

С середины XVIII века казахи Приаралья обособились и выбрали своих ханов, независимых от русской администрации. В апреле 1816 года ханом в Приаралье был избран сын Арынгазы, развивший бурную деятельность по укреплению центральной власти и претендовавший на звание общеказахского хана. Ему удалось прекратить междоусобную анархию и ввести ряд новшеств в управлении государством. Во-первых, ханом Арынгазы была ограничена власть правителей потестарных единиц, введен особый институт жасаулов. Кроме традиционного суда биев был введен суд казиев, основанный на нормах шариата. Арынгазы ввел в уголовное право понятие государственного преступления и применял к своим противникам смертную казнь. В-третьих, был упорядочен сбор налогов в подвластных Арынгазы землях. Широко применялся институт тарханства - освобождение от налогов за особые заслуги перед государством. Цель такой политики - объединение казахов и централизация власти, что было особенно необходимо в условиях непрекращающейся агрессии со стороны Хивы и России. Российские власти в 1821 году устранили Арынгазы. Избранный на его место Уали Губайдулла, также был арестован в 1824 году, после чего российская администрация начинает планомерную деятельность по колонизации Среднего казахского жуза.

2. Одним из основных способов ограничения ханской власти стало ее ослабление путем демонстративного обращения пограничной администрации к влиятельным старшинам и султанам в обход хана Младшего жуза. Таким образом, укрепились оппозиционные центральной власти силы. В то же время российская администрация узурпировала право конфир­мации ханов, посредством которой содействовала приходу к власти послуш­ных и зависимых от себя правителей. Еще одним методом ослабления ханской власти стало провоцирование выборов параллельных ханов и раскола, таким образом, политического единства казахов. И, наконец, действенным способом подчинения казахской степи российские власти считали поощрение борьбы различных политических группировок, в частности старшин и султанской группы за влияние. При этом колониальная администрация именно себя предлагала в качестве арбитра. Результатом такой политики стал почти непрекращающийся политический кризис в приграничных с Россией казахских землях и резкое падение авторитета ханской власти.

В 1785 году оренбургский генерал-губернатор барон фон Игельстром предложил на утверждение императрице проект управления Младшим жузом, утвержденный ею в следующем году. Согласно ему, жуз делился на три части: Алимулинскую, Байулинскую и Семиродскую. Каждая часть управлялась расправами в составе председателя, двух заместителей из влиятельных старшин, а также письмоводителя. Расправы подчинялись Пограничному суду, подчиненному генерал-губернатору и состоявшему из председателя - русского офицера, пяти русских чиновников и шести выборных казахских старшин. По проекту Игельстрома расправы и пограничный суд наделялись широкими полномочиями и должны были выполнять административные, судебные и полицейские функции. По рекомендации съезда представителей военно-потестарных объединений в каждом объединении были утверждены старшины, приведенные к присяге в Пограничном суде и получавшие жа­лованье. Ханская власть ликвидировалась.

Однако поставленных целей реформа Игельстрома не достигла. Итогом первой попытки ликвидации ханской власти стало ослаб­ление влияния пограничной администрации на казахскую степь, поэтому в 1789 году был разработан новый проект управления в Младшем жузе, предусматривающий восстановление института ханской власти.

В 1791 году ханом Младшего жуза был назначен Ералы, при котором должен был работать совет в составе двух султанов и трех старшин, ограничивающий власть хана. Тем не менее, борьба султанской и старшинской группировок продолжалась на фоне общего освободительного движения казахов.

Старшины Младшего жуза собрались летом 1803 года близ Оренбурга. Основной целью съезда было прекращение усобиц и взаимных грабежей, стабилизация внутриполитической жизни. На съезде было принято клятвен­ное соглашение - Обет, в которое под влиянием Айшуака были включены следующие пункты:

1. все спорные вопросы, возникающие между казахами и российской администрацией, должны быть переданы особому органу из двух русских чиновников, выбранных казахами;

2. укрепление власти хана и установление вассальных отношений между султанами и старшинами;

3. распределение многочисленных бедняков, занимавшихся грабежами богатых аулов и пограничной линии, между общинами и обеспечение их работой.

Съезд не выдвигал никаких претен­зий России и фактически отдавал себя под власть пограничной администра­ции. Старшины и султаны, не желавшие ставить себя в вассальное положение по отношению к хану, а значит и к русским властям, отказались подписать Обет.

Таким образом, делалась попытка сформировать из числа традиционной политической элиты казахов послушный чиновничий аппарат и установить контроль над приграничными районами Казахстана. И хотя эти попытки не имели особого успеха, они подготовили условия для военно-политической экспансии России, полного и окончательного подчинения Казахстана.

3. Хозяйственный упадок, усугубление земельного кризиса привели к обра­зованию в 1801 году Букеевского ханства. Еще в 1797 году, в результате ожесточенной борьбы, казахи вернули себе право пасти скот в междуречье Волги и Урала.

Во главе переселенцев стоял султан Бокей, председательствовавший в Ханском совете. По решению царской администрации на территории междуречья Волги и Урала было образовано новое марионеточное государ­ство во главе с султаном Букеем, получившим в 1812 году ханский титул. В 1824 году ханом стал его сын Жангир. Он провел реформы, превратившие Бокеевское ханство в настоящую монархию.

Управление Букеевским ханством осуществлялось в трех инстанциях - общем надзоре, ближайшем надзоре и главном местном управлении. Общий надзор осуществлялся Министерством иностранных дел Российской империи, а с 1838 года - Министерством государственных имуществ. Ближайший надзор осуществлялся Оренбургским военным губернатором и Оренбургской пограничной комиссией. Главное местное управление возлагалось на хана и его администрацию.

Территория Букеевского ханства считалась собственностью Российской империи, однако погранич­ные власти почти не вмешивались в его внутренние дела. Первоначально ханство делилось на военно-потестарные объединения, однако ханы постоян­но проводили реформы, превращающие их в административные единицы, сохранившие старые "родовые" названия. Всего их в 30-х годах XIX века было 12. Каждое объединение делилось на отделения - старшинства, которых к 40-м годам XIX века было около 200. Кроме того, существовало 10 погра­ничных участков.

По мере укрепления своей власти ханы Букеевского ханства реформировали и налоговую систему, введя новые налоги и изменив старые.

В целом, Бокеевское ханство было марионеточным государственным образованием, в котором проходили апробацию различные методы включения казахского общества в общеимперскую систему. Впервые в истории Ка­захстана здесь появляется частная собственность на землю, проводятся по­пытки закрепления общинников за определенными землевладельцами и другие меры внедрения характерных для России социально-экономических и политико-правовых институтов.

Задания для самоконтроля

Содержание реформ Игельстрома.

Внутренняя и внешняя политика Абьшай хана.

Образование Букеевской орды.

Система управления в Букеевской орде.

Литература (ссылки на учебно-методическую литературу, указанную в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины)

\u0414\u043e \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 20 \u0432. \u2013 \u043a\u0430\u0437\u0430\u0445\u0438 \u0438\u043c\u0435\u043b\u0438 \u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0442\u0440\u0430\u0434\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0443\u0434 \u0431\u0438\u0435\u0432 ( \u0441 20 \u2013\u0445 \u0433\u0433. 19 \u0432.- \u043f\u043e\u0441\u0442\u0435\u043f\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u043b\u0438\u043a\u0432\u0438\u0434\u0430\u0446\u0438\u044f \u0441\u0443\u0434\u0430 \u0431\u0438\u0435\u0432)

\u041f\u0440\u0438 \u0438\u0437\u0431\u0440\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0431\u0438\u044f \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u044f\u043b\u0441\u044f \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0438\u0439 \u0440\u0438\u0442\u0443\u0430\u043b : \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u0431\u0438\u0435\u043c \u0431\u0440\u043e\u0441\u0430\u043b\u0438 \u043f\u043b\u0435\u0442\u0438 \u0432 \u0437\u043d\u0430\u043a \u0442\u043e\u0433\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0434\u043e\u0432\u0435\u0440\u044f\u044e\u0442 \u0435\u043c\u0443 \u0441\u0432\u043e\u0435 \u0434\u0435\u043b\u043e.

\u0421\u0443\u0434 \u0431\u0438\u0435\u0432 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0435 \u0441\u043e\u0441\u0442\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438,\u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b \u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u0447\u043d\u043e, \u0432 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0435\u0441\u043d\u043e\u0439 (\u0443\u0441\u0442\u043d\u043e\u0439 ) \u0444\u043e\u0440\u043c\u0435, \u0432 \u0441\u0436\u0430\u0442\u044b\u0435 \u0441\u0440\u043e\u043a\u0438.

\u0420\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0431\u0438\u0435\u0432 \u043f\u0440\u0438\u0432\u043e\u0434\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u043d\u0435\u043c\u0435\u0434\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e \u0441\u0443\u043b\u0442\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438, \u0441\u0442\u0430\u0440\u0448\u0438\u043d\u0430\u043c\u0438. \u0417\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0439 \u0442\u0440\u0443\u0434 \u0431\u0438\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u043b \u0432\u043e\u0437\u043d\u0430\u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435

\u00ab\u0431\u0438\u0434\u0438\u043d \u0431\u0438\u043b\u0438\u0433\u0438\u00bb (1\/10 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c)

\u0421\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u0435\u043b\u0438 2-4 \u0447\u043b\u043a\u0430, \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u044b, \u0441\u043b\u0443\u0433\u0438, \u0440\u0430\u0431\u044b, \u043d\u0435\u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u043e\u043b\u0435\u0442\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u0438\u0441\u044f\u0433\u0438. \u041d\u0430\u0440\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435 \u2013\u0436\u0430\u0441\u0430\u0443\u043b\u044b (\u0432\u044b\u0437\u044b\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0441\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043e\u043f\u043b\u0430\u0447\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u043d\u0430\u044f \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430). \u0411\u0435\u0437 \u043f\u0440\u0438\u0441\u044f\u0433\u0438 \u2013 \u0441\u0443\u043b\u0442\u0430\u043d\u044b, \u0443\u0432\u0430\u0436\u0430\u0435\u043c\u044b\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438. \u0415\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0435\u0442 \u0441\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0438 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0445 \u0443\u043b\u0438\u043a \u0441\u0443\u0434 \u0431\u0438\u0435\u0432 \u043f\u0440\u0438\u0431\u0435\u0433\u0430\u043b \u043a \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0430\u043c \u043f\u0440\u0438\u0441\u044f\u0436\u043d\u044b\u0445- \u044d\u0442\u043e \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e \u0437\u043d\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0441\u0443\u0434\u0438\u043c\u043e\u0433\u043e \u043b\u044e\u0434\u0438.

\u041f\u0440\u0438\u0441\u044f\u0433\u0430 \u2013 \u043a\u043b\u044f\u0442\u0432\u0430: \u043d\u0430 \u0432\u043e\u0437\u0432\u044b\u0448\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0443 \u0440\u0435\u043a\u0438, \u0443 \u043c\u043e\u0433\u0438\u043b\u044b \u043f\u0440\u0435\u0434\u043a\u043e\u0432; \u0442\u0440\u0438 \u0440\u0430\u0437\u0430 \u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u043c\u043e\u0433\u0438\u043b\u0443 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043a\u043e\u0432; \u0446\u0435\u043b\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0434\u0443\u043b\u0430 \u0440\u0443\u0436\u044c\u044f; \u0438\u043d\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043d\u0430 \u041a\u043e\u0440\u0430\u043d\u0435.

1. \u0418\u0437\u0433\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0438\u0437 \u0430\u0443\u043b\u0430 (\u0432\u044b\u0441\u044b\u043b\u043a\u0430)

2. \u0412\u0438\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0430\u0439\u044b\u043f (\u0448\u0442\u0440\u0430\u0444), \u043a\u0443\u043d -\u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u0435\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0437\u0430 \u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e

\u041e\u0442\u043a\u0443\u043f \u0441 \u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u2013 \u0430\u0442- \u0448\u0435\u043a\u043f\u0435\u043d(\u043a\u043e\u043d\u044f, \u0448\u0443\u0431\u0443)

\u0421\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0438\u0432\u0448\u0438\u0435 \u0442\u044f\u0436\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u2013 \u043e\u0442\u043a\u0443\u043f\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0434\u0435\u0432\u044f\u0442\u043a\u043e\u0439 (\u0441\u043a\u043e\u0442\u043e\u043c) 3 \u0432\u0435\u0440\u0431,3 \u043a\u043e\u0440\u043e\u0432\u044b, 3 \u0431\u0430\u0440\u0430\u043d\u0430.

\u0417\u0430 \u0432\u043e\u0440\u043e\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0442\u0440\u0438\u0436\u0434\u044b \u043f\u043e 9 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432 \u0441\u043a\u043e\u0442\u0430.

\u0417\u0430 \u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0432\u0430\u0440\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u043a \u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u0438. \u0416\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u0430, \u0443\u0431\u0438\u0432\u0448\u0430\u044f \u043d\u0435\u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043d\u043e\u0440\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u043b\u0430\u0434\u0435\u043d\u0446\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0432\u0430\u0440\u0438\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043a \u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u043d\u043e\u0439 \u043a\u0430\u0437\u043d\u0438. \u0417\u0430 \u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e \u043c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d\u044b \u2013 1000 \u043e\u0432\u0435\u0446 \u0438\u043b\u0438 100 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u0435\u0439 \u0438\u043b\u0438 50 \u0432\u0435\u0440\u0431\u043b\u044e\u0434\u043e\u0432, \u0437\u0430 \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u0443 \u0432 2 \u0440\u0430\u0437\u0430 \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435

\u0423\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0440\u0438 \u043e\u0431\u043e\u0440\u043e\u043d\u0435 \u043f\u0440\u0438 \u0441\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u0435\u043b\u044f\u0445 \u2013 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0432\u0438\u043d\u0430 \u043a\u0443\u043d\u0430, \u0431\u0435\u0437 \u0441\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u2013 \u043f\u043e\u043b\u043d\u044b\u0439 \u043a\u0443\u043d. \u0423\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u043e \u043d\u0435\u043e\u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u2013 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0432\u0438\u043d\u0430 \u043a\u0443\u043d\u0430. \u0417\u0430 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c \u0443\u0431\u0438\u0439\u0446\u0435 (\u0431\u0435\u0433\u0441\u0442\u0432\u043e, \u0443\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e) \u2013 \u043f\u043e\u043b\u043d\u044b\u0439 \u043a\u0443\u043d. \u0417\u0430 \u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u043e\u0440\u0430, \u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0439\u043d\u0438\u043a\u0430, \u0443\u0431\u0438\u0439\u0446\u044b \u2013 \u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u044f \u043d\u0435\u0442. \u0417\u0430 \u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0440\u0438 \u0431\u0430\u0440\u044b\u043c\u0442\u0435 \u2013 \u043f\u043e\u0434\u0441\u0443\u0434\u0438\u043c\u044b\u0439 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442 \u043a\u0443\u043d.

\u0414\u0443\u0440\u0435 \u0441\u0430\u043b\u0443 \u2013 \u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u0447\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0440\u043a\u0430 (25 ,50,100 \u0443\u0434\u0430\u0440\u043e\u0432) \u0417\u0430 \u043e\u0441\u043a\u043e\u0440\u0431\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043b\u043e\u0436\u043d\u0443\u044e \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044e \u2013 \u0434\u0443\u0440\u0435.

\u0418\u0437\u043c\u0435\u043d\u0430 \u0432\u0435\u0440\u0435 \u2013 \u0432\u044b\u0441\u0448\u0430\u044f \u0441\u0442\u0435\u043f\u0435\u043d\u044c \u043f\u043e\u0437\u043e\u0440\u0430 ,\u0438\u0437\u044a\u044f\u0442\u0438\u0435 \u0435\u0433\u043e \u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0443 \u0440\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432.

\u0421\u0430\u043c\u043e\u0443\u0431\u0438\u0439\u0446\u0443 \u0445\u043e\u0440\u043e\u043d\u0438\u043b\u0438 \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0432 40 \u0441\u0430\u0436\u0435\u043d\u044f\u0445 \u043e\u0442 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0439 \u043c\u043e\u0433\u0438\u043b\u044b (\u043f\u043e\u043c\u0438\u043d\u043e\u043a \u043d\u0435\u0442)

\u00ab\u0414\u0430\u0442 \u0442\u0430\u043a\u0441\u044b\u0440\u00bb - \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u043d\u044f\u044f \u043f\u0440\u043e\u0441\u044c\u0431\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u0438\u043a\u0430 \u043a \u0445\u0430\u043d\u0443.

\u0417\u0430 \u0431\u043e\u0433\u043e\u043e\u0442\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e, \u043a\u0440\u043e\u0432\u043e\u0441\u043c\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u2013 \u0437\u0430\u0431\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u043a\u0430\u043c\u043d\u044f\u043c\u0438 \u0434\u043e \u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u0438, \u043d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f \u0432\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u0442\u044c \u0432 \u0431\u0440\u0430\u043a \u0434\u043e \u0441\u0435\u0434\u044c\u043c\u043e\u0433\u043e \u043a\u043e\u043b\u0435\u043d\u0430

\u0411\u0430\u0440\u044b\u043c\u0442\u0430 - \u043d\u0430\u0441\u0438\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u0433\u043e\u043d \u0441\u043a\u043e\u0442\u0430, \u0437\u0430\u0445\u0432\u0430\u0442 \u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0437\u0430 \u043d\u0435\u0443\u043f\u043b\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u043b\u0433. \u0423\u0433\u043d\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0432\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0431\u0430\u0440\u044b\u043c\u0442\u044b \u0441\u043a\u043e\u0442 \u2013 \u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0449\u0430\u043b\u0441\u044f \u0432 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0438 3-\u0445 \u0434\u043d\u0435\u0439 (\u0441\u043e\u043e\u0431\u0449\u0430\u043b\u0441\u044f \u043e\u0431 \u0443\u0433\u043e\u043d\u0435 \u0441\u043a\u043e\u0442\u0430)

\u0412 18 \u2013 \u043d\u0430\u0447. 19 \u0432\u0432. \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f \u0440\u0430\u0441\u0446\u0435\u043d\u0438\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0431\u0430\u0440\u044b\u043c\u0442\u0443, \u043a\u0430\u043a \u0443\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435.

1859 \u2013 1865 \u2013 \u0432 \u041a\u043e\u043a\u0447\u0435\u0442\u0430\u0432\u0441\u043a\u043e\u043c \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u0435\u043c \u043e\u043a\u0440\u0443\u0433\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u043e 117 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0432 \u0441\u0443\u0434 \u0431\u0438\u0435\u0432.

\u0410. \u0413\u0435\u0439\u043d\u0441 (\u043e \u043f\u0440\u0435\u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0441\u0443\u0434\u0430 \u0431\u0438\u0435\u0432) \u00ab\u0421\u043a\u043e\u0440 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430\u0445 \u2026 \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043a\u0430\u0437\u0430\u0445\u043e\u0432, \u043d\u043e \u0438 \u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0447\u0438\u043d\u0446\u0435\u0432 \u0438 \u043a\u0430\u0437\u0430\u043a\u043e\u0432, \u0438\u0437 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0438\u0434\u0443\u0442 \u0432 \u0441\u0443\u0434 \u0431\u0438\u0435\u0432\u00bb.

\u0421\u0443\u0434 \u0431\u0438\u0435\u0432 \u0438\u0433\u0440\u0430\u043b \u043a\u043e\u043d\u0441\u043e\u043b\u0438\u0434\u0438\u0440\u0443\u044e\u0449\u0443\u044e \u0440\u043e\u043b\u044c \u0432 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043a\u0430\u0445. \u041e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430.

\u0412 20-90 \u0433\u0433. 19 \u0432. \u2013 \u0446\u0430\u0440\u0438\u0437\u043c \u0441\u0442\u0430\u043b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0443\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u0443\u0434 \u0431\u0438\u0435\u0432, \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c \u0431\u0438\u0435\u0432.\u0417\u0430 \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0443\u0434\u0430 \u0431\u0438\u0435\u0432 \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u043c \u0432\u0438\u0434\u0435 \u0432\u044b\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u043b \u0427. \u0412\u0430\u043b\u0438\u0445\u0430\u043d\u043e\u0432.

Хан Каратай. Хан Жанторе не пользовался авторитетом среди казахов и оппозицию ему возглавил энергичный и честолюбивый султан Каратай - сын Нуралы хана. Еще перед назначением Жанторе Каратай занял резко враждебную позицию к русскому ставленнику. В 1806 г. на реке Кобде собрался съезд родоправителей, провозгласивший Каратая ханом Младшего жуза.

Влияние Жанторе, и без того незначительное, еще более упало. Он не рисковал появляться в степи и постоянно жил вблизи пограничной линии. Борьба против Жанторе была борьбой против колониального аппарата, и поэтому широкие массы казахов поддержали хана Каратая. Однако Каратай преследовал свою цель: любой ценой добиться власти. На первом этапе он однозначно встал во главе освободительного движения казахов, однако периодически обращался то к царю, то к хивинскому хану с просьбой признать за ним ханский титул.

В 1806 г. Каратай задержал русский караван, шедший из Хивы. Губернатор пытался хитростью заманить хана на пограничную линию, но его замысел не удался, в плен попадает брат хана Озбек-али. Это лишь озлобило Каратая, и его отряды произвели вооруженные нападения по всей Нижнеуральской линии.

В следующем 1807 г. Каратай обратился к генерал-губернатору с просьбой признать его ханом, но безрезультатно. Царская администрация видела в нем сильного, волевого и авторитетного политика, который мог представить серьезную угрозу для колониальных устремлений России в казахских степях. Когда хан вновь задержал караван, шедший из Бухары в Оренбург, русские власти перешли к активным действиям.

Из Оренбурга вышла карательная экспедиция под командованием Герценберга, а из Сарайчиковской крепости - отряд Бородина. Русские отряды прошли по Оилу и Жему, грабя и разоряя встречавшиеся на пути казахские аулы. Однако отряды Каратая, умело маневрируя, ушли от преследования и вновь напали на пограничные крепости. В 1809 г. была организована новая карательная экспедиция, вновь потерпевшая поражение. Казахи, напав на аул Жанторе, убили русского ставленника. После этого Каратай, понадеявшись на признание со стороны России, прекратил активные действия.

С 1809 по 1812 год в Младшем жузе официально правил Ханский Совет, но его власть была номинальной, и русская администрация пошла на назначение нового хана, которым стал брат Жанторе - Сергазы. Одновременно ханом Внутренней Орды был утвержден султан Бокей.

По характеристикам современников, Сергазы был "труслив, хитер, скрытен, как Раздел партии он не имел никакого значения. его власть простиралась не далее русских форпостов, и кочующие здесь байгуши повиновались ему только по необходимости".

Назначение Сергазы заставило Каратая возобновить борьбу. В степь были посланы карательные экспедиции под командой атаманов Донскова (1812 г.) и Епанешникова (1814 г.). Казачьи отряды дважды разграбили казахские аулы, поддержавшие Каратая, но самого хана схватить не удалось.

Превосходство русских войск в вооружении и численности заставили Каратая пойти на переговоры с администрацией. В 1814г. состоялась встреча Каратая с Оренбургским губернатором Г. Волконским. Губернатор не скупился на подарки и туманные, ни к чему не обязывающие обещания и намеки на возможность признания ханского достоинства Каратая. Хан дал письменное обязательство не выступать против России, чем вызвал недовольство своих подданных. Влияние Каратая в степи стало резко падать.

В 1816г. хан Сергазы при поддержке русских войск напал на отряды Каратая и султана Арынгазы. В ответ на это хан Каратай призвал всех казахов "от 7 до 70 лет" выступить против Сергазы и русских. Однако вмешательство вновь назначенного Оренбургского губернатора П. Эссена предотвратило дальнейшее развитие борьбы. Каратай вновь помирился с колониальной администрацией, и в результате чего окончательно потерял авторитет в степи.

Таким образом, движение казахов 1806-1816 гг. имело ярко выраженный антиколониальный, освободительный характер, борьба была направлена против проникновения в степь русских войск и против казахских ханов и султанов-ставленников колониального аппарата в Казахстане. Каратай, вставший во главе движения, постепенно отошел от освободительных идей и перешел на русскую службу, нанеся этим тяжелый удар борьбе казахов за независимость.

Борьба с Хивой. С конца XVIII в. казахи Приаралья и низовьев Сырдарьи политически обособились и выбирали своих ханов, независимых от семьи Абулхаира и русской администрации.

Здесь правили потомки Каипа. Уже его сын Батыр и внук Каип одновременно были ханами Хивы. Сын Каипа-Абильгазы активно поддерживал Сырыма Датулы. Арынгазы долгое время воспитывался при хивинском дворе, был ярым сторонником сильной ханской власти, мусульманской культуры и шариата.

Когда его отец Абильгазы был вынужден покинуть Хиву, Арынгазы занял резко отрицательную позицию по отношению к этому государству.

Агрессия хивинских ханов на земли Младшего жуза вызвала среди казахского населения стремление к консолидации сил. В апреле 1816 г. после ухода Каратая от политической деятельности съезд родоправителей избрал ханом Арынгазы (1816-1821 гг.). С самого начала своего правления ему пришлось столкнуться с продолжающейся агрессией Хивы и Коканда. В 1816 г. хивинский хан Мухамед Рахим совершил набег на казахские аулы, кокандские войска в 1814 г. заняли Туркестан, а в 1817 г. в урочище Ак мешит выстроили крепость.

Казахские старшины дважды, в1817и1819г. подавали прошение на имя императора о смещении хана Сергазы и признании Арынгазы. Под первым прошением подписалось большое число I старшин родов Байулы и Алимулы, ко второму присоединились подписи и старшин Жетиру. Таким образом, все казахские роды Младшего жуза, а также часть Среднего поддерживали хана Арынгазы. Исходя из этого Оренбургский губернатор П.Эссен поддержал прошение, но Азиатский комитет Министерства иностранных дел отверг, считая,что поддержка Арынгазы опасна для колониальных планов России в казахской степи.

В 1818 г. Мухамед-Рахим хивинский назначил ханом в при-сырдарьинских районах дядю Арынгазы - Сергазы. Верным прислужником хивинцев стал его сын Маненбай султан. Собрав отряд из нищих, разбойников и султанов, недовольных централизаторской политикой Арынгазы, вооружив это разношерстное войско, Маненбай начал набеги на казахские аулы, подчиненные казахскому хану.

В 1820 г. хивинские войска вновь напали на казахов. Разгрому подвергся аул Арынгазы, были захвачены в плен его родственники, свыше 300 казахов убиты, около тысячи уведены в плен. Многие старшины стали колебаться, говоря о бесполезности борьбы с Хивой. В этих условиях Арынгазы решил пойти на сближение с Россией.

В том же 1820 г. Арынгазы взялся сопровождать русское посольство в Хиву. В то же время он, собрав значительные силы, напал на аулы Маненбая и полностью разбил его отряд, заставив султана бежать к хозяевам в Хиву. Этот шаг Арынгазы расстроил планы русского правительства, которое надеялось покорить казахов с помощью хивинского хана. После разгрома Маненбая хивинцы отказались от переговоров и заняли к России резко враждебное отношение.

Русское правительство решило избавиться от столь опасного соседа как Арынгазы. В 1821 г. он был приглашен в Петербург якобы для переговоров о признании его казахским ханом. Арынгазы поехал туда в сопровождении ряда своих сторонников, но надежды его на помощь в борьбе с Хивой были жестоко обмануты. Он был задержан, сослан в Калугу, где умер в 1833 г. в возрасте 55 лет.

Внутренняя политика хана Арынгазы. Деятельность Арынгазы протекала в основном среди родов Младшего жуза. Здесь в 1816 г. он развил бурную деятельность по укреплению Казахского ханства. Ему удалось прекратить междуеобную анархию и ввести ряд новшеств в управлении государством. Первым делом Арынгазы ограничил власть родоправителей, введя особый институт-жаса-улов, представителей хана на местах. Была изменена и судебная система. Кроме традиционного суда биев был введен суд казиев, основанный на нормах шариата. Арынгазы ввел в уголовное право понятие государственного преступления и применял к своим противникам смертную казнь, что также было для казахов новым. Раньше такой приговор мог вынести только съезд биев.

Арынгазы упорядочил сбор налогов в подвластных землях, собирались специальные налоги на содержание жасаулов и кази, широко применялся институт тарханства - освобождения от налогов за особые заслуги перед государством. Цель такой политики - объединение сил казахов, прекращение межродовых распрей и централизация власти, что было особенно необходимо в условиях непрекращающейся агрессии со стороны Хивы и России.

После ареста Арынгазы казахские земли на Сырдарье попали под власть Хивы. Освободительная борьба вспыхнула с новой силой и во главе ее встал батыр Жоламан Тленшиулы, сторонник хана Арынгазы. В 1823 г. Жоламан объявил России войну, которая стала предвестницей антиколониальной войны казахов 1824-1864гг.

Материальная культура XV - начала XIX вв.

Хозяйство казахов XV - начала XIX вв.

Скотоводство. Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство.

Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошади типа "жабы". Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей.

Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов "нар туйе", но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили для них специальные укрытия.

Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились и сезонные пастбища. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние - кузеу и летние - жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склоны сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайлау отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней.

Для обеспечения скота водой выкапывались неглубокие, как правило, широкие колодцы, и вода из них черпалась при помощи кожаной бадьи-кауги. Глубокие колодцы были распространены в засушливых районах и набирать воду из них было настолько сложно и трудоемко, что использовали для этого верблюдов или быков. На Мангыстау и Устюрте выкапывались глубокие каменные колодцы.

Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота - кара мал жер. Эти земли приберегались на самое трудное время.

Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - жут. Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера "сор", не замерзающие даже в сильные морозы.

В особо трудные зимы казахи использовали "курек ашу" -способ очистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов, бревен, привязанных арканами к лошадям.

Первые дни откочевки на жайлау являлись праздником. Перед выездом с зимовки устраивался "наурыздама". Остановка на весенних пастбищах - трудньй и ответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - к,ыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму - согым.

Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки - более быстрым. Такой порядок кочевания повторялся ежегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами.

Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. Земледелием занимались казахи Западного Казахстана и Сарыарки.

В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие - нерегулярное и регулярное. Для посевов при нерегулярном орошении казахи использовали участки речных долин, обильно заливаемые паводковыми водами. Такой тип земледелия существовал в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая и Ыргыза. В Прибалхашье заливаемые в половодье низины между барханами ограждали, закрывая сток воды. Собранная таким образом вода стояла все лето, а зимой замерзала. Весной этот участок распахивался. Посевы на усыхающих днищах озер - кольтабан, засевались в низовьях Таласа.

Лиманное орошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занимало довольно скромное место. Небольшие участки речных долин, заливаемые весной паводковыми водами, ограждали валами и использовали задержанную воду для орошения.

Переходной формой от нерегулярного, лиманного к регулярному, арычному орошению была система устройства водосбросов весенней воды. Выбранное место ограждали плотиной - "бегет", и вода из водохранилища спускалась на поля по мере надобности.

Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков, по которым вода самотеком поступала на поля. Крупные системы были очень редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных рек. Казахи искусно использовали мелкие источники орошения - ручьи, степные речки, ключи, озера. Нередко на мелких источниках ставились плотины, образовывающие искусственные водохранилища - тоспа или айдын.

Помимо обычной самотечной системы орошения казахи местами использовали особые системы. По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое орошение: воду на поле вели из 2-3 искусственных озер, соединенных между собой протоками. У южных склонов Каратау было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцы соединялись подземными водосборными каналами.

Наряду с самотечной системой практиковалось орошение с помощью водоподъемных устройств. Одно из древних и примитивных сооружений для подъема воды - ручные черпаки "атпа", состоящие из треножника и черпака с длинной рукоятью. Им забирали воду и заливали арык, ведущий в поле.

Наиболее распространенным водоподъемным устройством был шыгыр - деревянное колесо до 5 и более метров в диаметре, по ободу которого с определенным наклоном прикреплялись ведра. Специальная система передач соединяла колесо с рычагом, приводившимся в движение волами или верблюдами, шыгыры поднимали воду из степных рек с глубоким руслом. Вода из ведер выливалась в наклонный желоб, который соединялся с арыком или водохранилищем. При подъеме на большую высоту, ставились ярусами два и даже три шыгыра.

На казахских пашнях практиковалось в основном три способа полива: напуском (редко), затоплением и по бороздам. Орошение напуском, при котором поле заливалось струёй воды из источника (арыка или просто ручья), требовало обилия воды и было нерациональным. Значительно шире было распространено затопление. Поле разбивалось на небольшие участки - атыз, разделение валами. Сначала водой заливали один участок и только после основательного орошения его, вода пускалась на следующий участок.

В Жетысу преобладал полив бороздами. Борозды проводили на участке плугом или сохой в направлении, перпендикулярном уклону местности. При поливе нижние концы борозд запруживались, и вода, постепенно заполняя их, просачивалась в почву.

К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными. (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами. И все же земледелие было довольно распространено не только на юге Казахстана, но и в центральных районах, на Жеме, Торгае, Ыргызе, в северных и восточных регионах Казахстана, играя все же в хозяйстве казахов второстепенную, вспомогательную роль.

Сельскохозяйственные культуры. Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры - пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, джугару, хлопок, коноплю и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Использовалось несколько сортов пшеницы (бидай). Наиболее распространенными, особенно на юго-востоке Казахстана, были так называемые "местные" сорта. Это "ак бидай" -белая пшеница, "Кызыл бидай" - красная пшеница (последняя отличалась длинным стеблем, зеленоватой верхушкой колоса, длинным и тонким зерном). Известны были также сорта "кара сулы" - черноколоска с мелким темно-бурым зерном (малоценный сорт, шедший нередко на корм лошадям); "лизелик" - сорт с коротким вегетационным периодом выращивали в горных районах и на севере Казахстана, "тиецп бидай" - сорт с трудно обмолачиваемым колосом, "лючин бидай" - пшеница с белой остью, легко обмолачивалась, давала белую муку.

"Кызыл бидай" была как озимой, так и яровой, "ак. бидай"-только яровой. Просо (тары) обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинств. Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались "ак тары" - белое просо, "Кызыл тары"- красное просо и "шокдй" - наиболее ранний и высокоурожайный сорт. Кроме того, были известны торгайские сорта проса - "ак, бикеш", "Коныр шолак", "конак". Самое скороспелое из них - "конак" вызревало за 40 дней, "акбикеш" - за 60, "коныр шолак," - за 90 дней. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна.

Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - "сулы" и ячмень - "арпа". Выращивали также рожь - "кара бидай", рис -"шалы" и бахчевые культуры - арбузы и дыни.

Похожие документы:

1. Согласно археологической периодизации история человечества делится на 4 эпохи. Какая из перечисленных эпох не входит в эту периодизацию? Эпоха освоения степных и горных пространств

Читайте также: