Судебная система украины это

Обновлено: 18.04.2024

В договоре 1654 г. было зафиксировано требование Украины “подтвердить права и вольности наши войсковые, которые веками имело Войско Запорожское, что своими правами судилось”. Правосудие в то время считалось одной из важнейших функций власти, и Войско Запорожское уделяло ему большое значение. “Чтобы ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды военные не вступались, но от старшин своих, чтобы общество судимы были: где трое мужчин казаков, тогда два третьего имеют судить”. Следовательно, в договоре был записан тезис о полной независимости Украины от царского правительства в сфере судопроизводства.

В связи с Освободительной войной польская судебная система в Украине была отменена. Речь идет о шляхетско-сословных судах: земский — по гражданским делам, гродский — по уголовным и подкоморский — по земельным. Все суды в своей деятельности руководствовались Статутом 1588 г. В городах продолжало действовать магдебургское право.

После создания Украинского государства судебная система состояла из Генерального суда, полковых, сотенных и общинных (сельских) судов.

Высшим судебным органом был Генеральный суд. В него входили генеральные судьи (в разные времена — три, два, один) и генеральная старшина.

В начале Освободительной войны Генеральный суд действовал как суд первой инстанции в делах особой важности. Со временем он превращается в высшую апелляционную инстанцию. Как высшая инстанция Генеральный суд осуществлял надзор за низшими судами, посылал к ним своих представителей для участия в отдельных судебных заседаниях. Генеральный суд прекратил свое существование в 1786 г.

Наибольшее количество дел рассматривали полковые суды. Их возглавляли полковые судьи, однако председательствовали здесь полковники. Полковые суды рассматривали уголовные, а также гражданские дела и были судами второй инстанции по отношению к сотенным судам, которые возглавляли сотники. В них входили также атаман, городской писарь, есаул и хорунжий. Эти суды часто действовали вместе с городскими (ратушными) судами, но в 1730 г. они были разделены. Полностью эти суды были ликвидированы в 1763 г.

Общинные (сельские) суды были совместными для крестьян и казаков, но их дела рассматривались отдельно. В состав этих судов входили войт и представители от крестьян и казаков.

Как уже подчеркивалось, в ратушных городах суды начиная со второй половины XVII в. попадают под влияние полковой и сотенной администрации. Самостоятельность сохранили только суды в магистратских городах.

Кроме названных судов в Украине существовали церковные, цеховые, мировые, третейские и ярмарковые суды.

Судебная реформа 1760—1763 гг. В середине XVІІI в. съезд казацкой старшины в Глухове поддержал требование о судебной реформе, которая была проведена в 1760 г. Украина была поделена на 20 судебных уездов. В каждом уезде был создан земской суд для гражданских дел, подкоморский — для земельных. Для рассмотрения уголовных дел были восстановлены 10 гродских судов в каждом полковом городе. Членов земского суда выбирали из представителей казацкой старшины. В их состав входили судья, писарь и подсудок. Вступая на должность, члены земского суда давали присягу. В этих судах рассматривались споры о собственности, а также наследственные дела. Земские суды были ликвидированы только в 1831 г.

В состав подкоморского суда входили подкоморий и коморник. По своему положению подкоморий считался первым лицом после полковника. Подкоморские суды рассматривали земельные споры. Они были ликвидированы в 1840 г.

В гродские суды фактически были превращены полковые суды. В их состав входили полковник, гродский судья, представители полковой старшины, писарь. К компетенции гродских судов относились исключительно уголовные дела. Действовали эти суды до 1782 г.

Высшей судебной инстанцией в Украине оставался Генеральный суд, в состав которого входили два генеральных судьи и 10 избранных депутатов от полков.

Таким образом, судебная реформа 1760 г. восстанавливала суды, которые существовали при польско-литовском господстве. В 1763 г. эту судебную реформу утвердило Генеральное собрание, которое представляло все украинское казачество. На Генеральном собрании было сказано: “Мы имеем наилучшие законы, которые только может иметь самый благородный народ в мире”.

Реформа 1760—1763 гг. имела большое значение, поскольку она отделила судебную власть от административной. С другой стороны, она возвращала судебную систему на 150 лет назад и предусматривала действие Статута 1588 г. Своеобразная судебная система осталась на Запорожской Сечи. Суд здесь возглавлял войсковой судья, который был вторым лицом после кошевого атамана. В состав этого суда входили представители казацкой старшины. В своей организации и деятельности суд Запорожской Сечи пользовался нормами обычного права. Все, кто проживал на территории Запорожской Сечи, подлежали юрисдикции только казачьего суда.

К концу 1780 г. царским приказом на Левобережье было введено общероссийское устройство. Генеральный суд был отменен, в каждой губернии вместо общественных судов были созданы уездные суды.

На Правобережье действовала польско-шляхетская судебная система. Высшей судебной инстанцией здесь был коронный трибунал. Он получал название от города, где находились его учреждения. С 1764 г. судебными делами украинских земель занимался Люблинский трибунал. Как и раньше, в судебную систему входили земские, гродские и подкоморские суды. В городах с правом на самоуправление действовали магистратские суды. В селах правосудие осуществляли общинные, замковые, вотчинные суды.

В Северной Буковине (с 1775 г.), в Восточной Галиции и в Закарпатской Украине действовала судебная система Австрийской империи. Судебными органами здесь были жупы (комитеты). Все смертные приговоры утверждал губернатор. Решение судов выносилось именем императора. С 1774 г. в судебной практике Галиции стало обязательным использование австрийских правовых актов. Первой инстанцией для сельского населения стали домениальные суды, для городского — магистратские, для шляхты — земские.

Таким образом, в конце XVIII в. самобытная судебная система, которая существовала на Левобережной Украине, в части Правобережья и в Запорожской Сечи, была уничтожена и заменена судоустройством Российской империи. В другой части Украины была введена судебная система Австрийской империи.

Процесс. Как и в предыдущий период, в Украине существовали две формы процесса — состязательный и розыскной (следственный, инквизиционный). Более широкой стала сфера применения розыскного процесса. К нему относились все дела по тяжким преступлениям. Сторонами процесса были истец и ответчик. Истцы имели право иметь представителя на суде, который назывался “прокуратор”. С начала XVIII в. появляется его новое название — “адвокат”, “поверенный”. Во время проведения судебной реформы 1760—1763 гг. для защиты интересов казаков и крестьян при Генеральном войсковом суде назначались четыре адвоката, а в 1767 г. адвокаты были введены в состав гродских и земских судов.

Судебное дело начиналось с подачи иска. В гражданских и мелких делах предварительное следствие проводил сам истец, а тяжкие уголовные дела расследовались судебными органами.

Судопроизводство было устным и обязательно фиксировалось в протоколах, которые подписывали все члены суда. В середине XVIII в. судопроизводство осуществлялось на украинском языке, что свидетельствует о статусе украинского языка как государственного.

По сравнению с предыдущими периодами почти не меняется система судебных доказательств. К ним относились собственное признание, свидетельские показания, письменные и вещественные доказательства. Во второй половине XVIII в. к ним добавляются выводы экспертов.

Свидетели подразделялись на официальных и обычных. К официальным относились лица, которые состояли на государственной службе: возный и сыщик. Обычные свидетели — это лица, которые присутствовали при совершении преступления или слышали об этом преступлении.

При расследовании тяжких преступлений применялась пытка. От нее освобождались шляхта, духовенство, психически больные, беременные, женщины, престарелые и малолетние.

По окончании рассмотрения судебного дела суд принимал постановление — декрет.

С середины XVIII в. постановление по уголовному делу стало называться “мнение”, а постановление по гражданскому делу — “решение”. Судебные решения и постановления принимались большинством голосов членов суда.

Сторона, недовольная постановлением или решением, имела право на апелляцию, которая могла быть предъявлена в Генеральный войсковой суд в 10-дневный срок. В Правобережной Украине апелляция подавалась в Люблинский трибунал. Апелляционная инстанция могла отменить постановление или решение, принять новое постановление или решение или передать дело на новое рассмотрение.

Судебные постановления исполняли сами суды или местные правительства. С XVІІI в. в судах вводится должность судебного исполнителя — возного.

Процесс пошел

Процесс пошел И расследование наше наконец-то закрутилось. Я поехал в Нидерланды, Ларионов с Таманцевым отбыли в Каир, а Жерар с Софи остались в Париже. Мы общались с помощью телефонных звонков, электронных писем, факсов. Собственно, погоня за информацией в общей сложности

Глава 31 Процесс

Глава 31 Процесс Устав трибунала. – Его регламент. – Зал судебных заседаний суда. – Судьи. – Обвинение против меня. – Проблемы со свидетелями. – Сокрытие документов. – Австрийский вопрос. – Показания Гвидо Шмидта. – Перекрестный допрос ведется сэром Дэвидом

Процесс пошел…

ПРОЦЕСС.

2. Процесс меньшевиков

2. Процесс меньшевиков Вскоре после разгрома Промпартии советские власти нанесли новый удар по врагу. 1 марта 1931 г. четырнадцать главарей многочисленной диверсионной клики, состоявшей из бывших меньшевиков, предстали перед Советским Верховным Судом в Москве.Среди

Процесс

Процесс Курон предстал перед верховным земельным судом в Дюссельдорфе 8 января 1992 года. Ему было предъявлено обвинение в государственной измене, повлекшей за собой серьезные последствия, что грозило ему пожизненным заключением. Председателем суда был Клаус Вагнер,

II Процесс 16-ти

Процесс смерти

Процесс смерти Считается, что в процессе смерти пять элементов, из которых состоит наше тело, последовательно растворяются друг в друге. Вначале элемент земли растворяется в элементе воды. Тело при этом испытывает ощущение придавливания к земле, опускания под воду, из

XXI ПРОЦЕСС КОВРИЖКИНА

XXI ПРОЦЕСС КОВРИЖКИНА В конце сентября я и председатель Донского военного суда, генерал-лейтенант Ф. В. Петров, выехали в Ростов для разбора дела об убийстве Н. С. Рябовола.Предстоял довольно крупный процесс.Государственный обвинитель, доказывая виновность Коврижкина, не

2.8. Суд и процесс

2.8. Суд и процесс Среди судебных органов Киевской Руси необходимо выделить прежде всего суд общины как наиболее древний судебный орган. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания при этом было изгнание из общины.С укреплением государственности

4.7. Суд и процесс

4.7. Суд и процесс В конце XIV в. суд Великого княжества Литовского был похож на суд Киевской Руси. Вся полнота судебной власти принадлежала Великому князю. Отдельно существовал церковный суд. Свои суды имели городские и сельские общины.В результате эволюционного развития

5.6. Суд и процесс

5.6. Суд и процесс После Люблинской унии на украинские земли была распространена польская судебная система.Высшими судебными инстанциями были господарский суд, главный трибунал и сеймовый суд. В качестве судов первой инстанции они судили магнатов и панов.Статутами 1566 и

7.7. Суд и процесс

7.7. Суд и процесс В договоре 1654 г. было зафиксировано требование Украины “подтвердить права и вольности наши войсковые, которые веками имело Войско Запорожское, что своими правами судилось”. Правосудие в то время считалось одной из важнейших функций власти, и Войско

8.4. Суд и процесс

8.4. Суд и процесс Дореформенные суды. В начале XIX в. судебная система в Украине не была единой. В Слободско-Украинской, Херсонской, Екатеринославской и Таврийской губерниях судебная система была приведена в соответствие с судебной системой России. В состав судебной

Судебная власть в Украине— разновидность и полно­правная ветвь государственной власти. В частности, судеб­ные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины.

Судебная власть реализуется путем осуществления пра­восудия в форме гражданского, хозяйственного, админи­стративного, уголовного, а также конституционного судо­производства.

Правосудие — это особый вид государственной деятель­ности, суть которой состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел.

Правосудие, в отличие от деятельности органов испол­нительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессуальной форме.

Будучи ветвью единой государственной власти, судебная власть имеет присущие только ей признаки. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Украины — высший орган исполнительной власти — имеет право за­конодательной инициативы. Правосудие же в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и долж­ностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от

друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи подчи­няются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в опре­деленных законом случаях, народные заседатели и при­сяжные.

В отличие от иных должностных лиц государства про­фессиональные судьи занимают должности бессрочно (кро­ме судей Конституционного Суда Украины и судей, назна­чаемых на должность судьи впервые). К кандидату на должность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандидатам на иные государственные должности (высшее юридическое образование, опыт работы в области права, сдача квалифи­кационных экзаменов). Судья не вправе совмещать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятельности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти огра­ничения и требования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должностные лица не вправе вмешиваться в отправление правосудия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэто­му контроль здесь носит внутренний характер и осущест­вляется в виде апелляционного и кассационного рассмотре­ния дела вышестоящим судом.

Независимость и высокий авторитет суда — важнейший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений произвола как со стороны других лиц, так и со стороны государственных органов.

8.2.Конституционные принципы правосудия

Принципыправосудия — это основные, руководящие начала отправления правосудия, Они закреплены Консти­туцией Украины:

1) законность. Сущность данного принципа состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия руководству­ются только законом;

2)равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса. Решение суда должно быть свободно от какой-либо дискриминации;

3) обеспечение доказанности вины. Этот принцип осно­
ван на презумпции невиновности подсудимого. Не он дол­
жен доказывать свою невиновность, а суд обязан предста­
вить неоспоримые доказательства его виновности;

4) состязательность сторон и свобода в предоставлении
ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом
их убедительности. Обвинитель (в уголовном процессе) или
истец (в гражданском процессе), с одной стороны, обвиня­
емый или ответчик — с другой стороны имеют равные про­
цессуальные возможности. В частности, они могут делать
заявления, предъявлять доказательства, требовать вызова
свидетелей и т.д.;




5) поддержание государственного обвинения в суде
прокурором. Обвинение — задача государства, а не потер­
певшего. Прокурор, действуя от имени государства, дока­
зывает необходимость применения к подсудимому уголов­
ного закона;

6) обеспечение обвиняемому права на защиту;

7) гласность судебного процесса и его полная фиксация
техническими средствами. Суть данного принципа состоит
в том, что судебное заседание (за исключением особо огово­
ренных законом случаев) является открытым для публи­
ки;

8) обеспечение апелляционного и кассационного обжа­
лования
решения суда, кроме случаев, установленных за­
коном. Данное право предоставлено любому участнику
судебного процесса с целью исключения судебной ошибки
и принятия единственно верного решения;

9) обязательность решений суда. Решение суда, всту­
пившее в законную силу, подлежит обязательному испол­
нению, как и решение любого другого органа государствен­
ной власти.

В судах отдельных судебных юрисдикции законом могут быть установлены также иные принципы судопроизвод­ства.

8.3. Система судебных органов Украины: понятие, структура

Судебная система Украины— совокупность всех взаимо­действующих между собой судебных учреждений Украины.

Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

Суд— орган государственной власти, который рассма­тривает гражданские, уголовные и иные дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установ­ленными процессуальными нормами.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украи­
ны;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмо­тренных Конституцией и законами Украины, не допуска­ется.

Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юсти­ции Украины, согласованному с Председателем Верховно­го Суда Украины и председателями высших специализиро­ванных судов.

8.4. Порядок формированиясудейского корпуса

Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьии, в определенных законом случаях, народные за­седатели и присяжные.

Законодательством установлен определенный порядок формирования профессионального судейского корпуса.

Кандидата на должность судьи рекомендует квалифика­ционная комиссия судей. К кандидатам на должность про­фессионального судьи предъявляются такие требования:

1) достижение определенного возраста. Для судей местных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для


судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;

2) высшее юридическое образование;

3) наличие определенного стажа работы в области
права. Для судей местных и апелляционных судов — не
менее 3 лет; для судей высших специализированных судов
— не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на должности
судьи; для судей Конституционного Суда — не менее 10
лет;

4) проживание в Украине в течение определенного сро­
ка. Для судей Конституционного Суда — в течение послед­
них 20 лет; для всех других — не менее 10 лет;

5) владение государственным языком;

6) сдача квалификационного экзамена. Это условие не
распространяется на лиц, которые имеют соответствующий
стаж работы на должности судьи.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Каж­дый, кто отвечает указанным требованиям к кандидату в судьи, имеет право обратиться к соответствующей квали­фикационной комиссии судей с заявлением о рекомендации его для назначения или избрания профессиональным су­дьей.

Квалификационная комиссия судей проводит квалифи­кационный экзамен и, с учетом его результатов, дает вывод о рекомендации на должность судьи.

Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессроч­но.

Впервые назначенный профессиональный судья в тор­жественной обстановке принимает присягу.

Характеристика судебной системы Украины. Основные формы судопроизводства. Местные суды как основное звено системы судов общей юрисдикции. Апелляционные суды по рассмотрению гражданских, криминальных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.12.2012
Размер файла 17,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Судебная система Украины

1. Общая характеристика судебной системы Украины

Вообще, можно выделить пять основных форм судопроизводства:

2) Уголовное - порядок возбуждения, расследования, и рассмотрения уголовных дел. Осуществляется общими судами согласно Уголовно-процессуальному кодекса Украины 1960 года.

3) Гражданское - порядок судебного разрешения гражданских, семейных, трудовых, жилищных дел и дел отдельного производства. Осуществляется общими судами согласно Гражданского кодекса Украины 2004 года.

4) Хозяйственное - порядок судебного разрешения дел в спорах, возникающих при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров, а также в спорах о признании недействительными актов и дел о банкротстве, дел и заявлений Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам отнесенных законодательством к их компетенции. Осуществляется хозяйственными судами согласно Хозяйственного процессуального кодекса Украины 1991 года.

5) Административное - порядок решения дел в спорах, одной из сторон которых является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо либо другой субъект осуществляющий властные управленческие функции. Эта форма судопроизводства находится в стадии становления и осуществляется административными судами согласно Кодекса административного судопроизводства 2005 года.

Указанные формы судопроизводства в Украине можно поделить на публичные (конституционные и уголовные), движущей силой которого служит обязанность компетентных государственных органов возбудить производство в интересах общества; и частные (гражданское, хозяйственное, административное), в основе которых лежит диспозитивная воля личности, которая выступает на защиту собственного, личного интереса.

Судебная система Украины состоит из совокупности всех судов государства, которые осуществляют судебную власть, а также работа, которых основана на единых принципах организации и деятельности.

Судебную власть представляют независимые суды, которые от имени государства, в порядке, предусмотренном законом, осуществляют правосудие. Они наделены властными полномочиями, заданием которых является обеспечение гарантированных Конституцией Украины и законами Украины прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.

Судебную систему образуют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины, которая является единственным органом конституционной юрисдикции. Суды общей юрисдикции создают единственную систему судов, которая состоит из общих и специализированных судов.

- высшие специализированные суды;

Судебная система общих судов состоит из следующих уровней:

1) местные суды района, района в городе, горрайонные и городские;

2) апелляционные суды;

3) высшие специализированные суды;

4) Верховный Суд Украины.

Хозяйственные и административные суды являются специализированными судами в системе судов общей юрисдикции.

Система хозяйственных судов состоит из четырех уровней:

- местные хозяйственные суды;

- апелляционные хозяйственные суды;

- Высший хозяйственный суд;

- Верховный Суд Украины.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства в Украине с 1 сентября 2005 года действует следующая система административных судов:

- местные административные суды;

- апелляционные административные суды;

- Высший административный суд Украины;

- Верховный суд Украины.

Все суды являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Украины и своим названием.

2. Местные суды

Местные суды являются основным звеном (уровнем) системы судов общей юрисдикции. Это обусловлено, в первую очередь с тем, что суды именно этого уровня рассматривают все уголовные, гражданские, хозяйственные и административные дела, а также дела об административных нарушениях, за исключением тех, которые законодательством отнесенные к компетенции других судов.

Местные общие суды образуют в районе, городе, районах города, а также на территории района и города - горрайонные суды. В названии местного суда используют название населенного пункта, в котором он находится.

Местные общие суды рассматривают уголовные, гражданские дела, административные дела, а также дела об административных нарушениях. Они имеют полномочия относительно судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод лиц при досудебном расследовании уголовных дел (законность и обоснованность задержания, избрания меры пресечения, проведения обыска и тому подобное). Местные суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают все гражданские дела. К ним принадлежат дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, которые возникают из гражданских, земельных, семейных, жилищных, трудовых отношений, а также других правоотношений кроме случаев, когда рассмотрение дел осуществляется по правилам другого судопроизводства.

Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды АР Крым, областей, городов Киев и Севастополь.

Хозяйственным судам подведомственные дела в спорах, которые возникают при заключении, изменении, расторжении хозяйственных договоров и других оснований, дела о банкротстве и делах по заявлениями органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенной к их компетенции, а также другие споры в случаях, предусмотренных ХПК Украины.

В местных хозяйственных судах внедрена более детальная специализация относительно распределения дел. Реализуется она путем образования специализированных коллегий по решению хозяйственных споров. Образуют такую коллегию в составе от трех до семи судей, один из которых назначается председательствующим. Специализация коллегии может быть, например, по таким категориями дел:

- при участии органов государственной налоговой службы, контрольно-ревизионной службы и органов контроля;

- при участии предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, водо-, тепло-, энергоснабжения;

- при участии органов государственной власти и местного самоуправления;

- о банкротстве и тому подобное.

Местными административными судами являются окружные суды, которые создаются в округах в соответствие с Указом Президента Украины.

Окружным административным судам подсудны административные дела, в которых одной из сторон есть орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти АР Крым, их должностное или служебное лицо (кроме дел по поводу их решений, действий или бездеятельности в делах об административных проступках). Они рассматривают также дела относительно обжалования действий или бездеятельности должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти, если истец изберет именно этот, а не местный общий суд для решения своего дела.

В состав местного суда входят: судьи местного суда, председатель и заместители председателя суда. В местном суде, в котором количество судей превышает 15, может быть назначено больше одного заместителя председателя суда.

По своим полномочиям местные суды принадлежат к судам первой инстанции и рассматривают дела, отнесенные законодательством к их подсудности.

3. Апелляционные суды

судебный местный апелляционный юрисдикция

Апелляционными судами по рассмотрению гражданских, криминальных дел, а также дел об административных правонарушениях являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд АР Крым.

Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел, апелляционными судами по рассмотрению административных дело являются соответственно апелляционные хозяйственные и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины.

В состав апелляционного суда входят судьи, которые имеют стаж работы на должности судье не менее 5 лет, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители.

В составе апелляционного суда могут образовываться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в пределах соответствующей судебной юрисдикции. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, который назначается из числа судей этого суда. Решение об образовании судебной палаты, ее составе, а также назначение секретаря судебной палаты принимаются собраниями судей апелляционного суда. Секретарь судебной палаты организует работу соответствующей палаты, контролирует осуществление анализа и обобщение судебной практики по делам, отнесенных к компетенции палаты, информирует собрания судей апелляционного суда о деятельности судебной палаты.

Количество судебных палат зависит от вида апелляционного суда. В частности, в апелляционных судах областей функционируют традиционно две палаты: судебная палата по уголовным делам и судебная палата по гражданским делам. В апелляционном хозяйственном суде могут образовываться палаты по рассмотрению отдельных категорий дел.

Так, например, в Харьковском апелляционном хозяйственном суде, образовано три судебных палаты по рассмотрению отдельных категорий дел:

- в спорах при участии налоговых и других контролирующих органах;

- по делам о банкротстве;

- в спорах, связанных с заключением, изменением, выполнением договоров.

Апелляционные суды - это суды второго звена судебной системы судов общей юрисдикции. Они имеют одинаковую компетенцию и равные права относительно рассмотрения криминальных, гражданских, хозяйственных, и административных дел, а также дел об административных правонарушениях. Эти суды являются судами высшего уровня для местных судов.

Апелляция может быть подана на приговоры, решения, постановления судов, которые не набрали законной силы, в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством. В результате рассмотрения дела апелляционные суды могут, при наличии оснований предусмотренных в процессуальном законодательстве, изменить судебное решение, постановить новое судебное решение или оставить судебное решение без изменений.

Кроме апелляционной проверки законности и обоснованности судебного решения местных судов, апелляционные общие суды рассматривают другие вопросы, которые отнесены к его компетенции:

- в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой инстанции;

- анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

- оказывает местным судам методическую помощь в применении законодательства;

- осуществляет другие полномочия предусмотренные законом.

4. Высшие специализированы суды

Высшими специализированными судами является:

- Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и криминальных дел;

- Высший хозяйственный суд Украины;

- Высший административный суд Украины.

В состав высшего специализированного суда входят судьи, избранные на должность судьи бессрочно, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители.

В высшем специализированном суде образуются палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в пределах соответствующей судебной юрисдикции. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, который назначается из числа судей этого суда. Решение об образовании судебной палаты, ее составе, а также назначения секретаря судебной палаты принимаются собраниями судей высшего специализированного суда по предложению председателя суда.

В этих судах действует Пленум высшего специализированного суда. Он является коллективным органом. В его состав входят все судьи высшего специализированного суда. Пленум служит для решения вопросов связанных с обеспечением единства судебной практики по делам соответствующей судебной юрисдикции, и других общих вопросов.

Высший специализированный суд:

- рассматривает в кассационном порядке дела соответствующей юрисдикции в соответствии с процессуальным законом;

- в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела как суд первой или апелляционной инстанции;

- анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

- оказывает методическую помощь судам низшего уровня с целью одинакового применения законодательства в судебной практике и тому подобное.

Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве. Это обязывает суды принимать решение даже в случае отсутствия соответствующей нормы права, применяя при этом собственное усмотрение, аналогию, общие принципы права и тому подобное. В случае отсутствия соответствующей нормы права суд должен действовать по собственной инициативе на основании конституционных норм.

5. Верховный суд Украины

Верховный суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции.

В состав Верховного Суда Украины входят двадцать судей - по пять судей от каждой специализированной юрисдикции (гражданской, криминальной, хозяйственной, административной), из числа которых избирается Председатель Верховного Суда и его заместитель.

Судьей Верховного Суда может быть лицо, которое имеет стаж работы на должности судьи не менее 15 лет или судья Конституционного Суда Украины.

В Верховном Суде действует Пленум Верховного Суда, которой является коллегиальным органом и состоит из всех судей этого суда.

Пленум Верховного Суда Украины:

2) назначает на должность из числа судей Верховного Суда Украины по предоставлению Председателя Верховного Суда Украины и освобождает от должности секретаря Пленума Верховного Суда Украины;

3) заслушивает информацию Председателя Верховного Суда Украины, заместителя Председателя Верховного Суда Украины об их деятельности;

4) предоставляет выводы относительно проектов законодательных актов, которые касаются судебной системы и деятельности Верховного Суда Украины;

5) принимает решение об обращении к Конституционному Суду Украины по вопросам конституционности законов и других правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины;

6) предоставляет вывод о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

7) утверждает Регламент Пленума Верховного Суда Украины.

Верховный Суд Украины имеет следующие полномочия:

1) пересматривает дела из оснований неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом;

2) пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом;

3) предоставляет вывод о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

4) обращается в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, других правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины.

Подобные документы

Суды общей юрисдикции: система и задачи. Состав, структура и полномочия Верховного суда Российской Федерации. Суды среднего звена. Рассмотрение гражданских дел мировыми судьями. Военные суды в судебной системе. Система федеральных судов общей юрисдикции.

контрольная работа [36,1 K], добавлен 20.01.2015

Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов. Судебная система РФ. Конституционный суд. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд округа. Мировые судьи.

курсовая работа [31,1 K], добавлен 11.02.2003

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Их место в судебной системе. Состав, структура, компетенция, порядок формирования аппарата суда, судебной коллегии.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 18.11.2009

Суды общей юрисдикции. Виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия. Верховный суд РФ. Районный суд. Мировой судья. Военные суды. Арбитражные суды и иные арбитражные органы. Конституционный суд РФ.

курсовая работа [58,5 K], добавлен 07.11.2003

Основные принципы российского судопроизводства. Краткая характеристика, основополагающие цели, функции, задачи деятельности основных структурных подразделений судебной системы России: конституционный суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины, который является единственным органом конституционной юрисдикции. Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов, которая состоит из общих и специальных судов.

Характерными признаками судебной системы Украины является ее приспособленность к административно-территориального устройства, различные уровни производства, стабильность и единство.

Единство судебной системы обусловлено целью и задачами организации и деятельности судебных органов, едиными принципами судопроизводства для всех звеньев судебной системы, независимостью судей в отправлении судопроизводства, обязательностью для всех судей правил судопроизводства, определенных законом, обеспечением Верховным Судом Украины одинакового применения законов судами общей юрисдикции, обязательностью исполнения на всей территории Украины судебных решений, финансированием судов исключительно из Государственного бюджета Украины и решением вопросов внутренней деятельности судов органами судейского самоуправления.

Согласно ст. 125 Конституции Украины и ч. 2 ст. 18 Закона "О судоустройстве Украины" к системе судов общей юрисдикции относятся: местные суды, апелляционные суды, Апелляционный суд Украины, Кассационный суд Украины, высшие специализированные суды, Верховный Суд Украины. Относительно Кассационного суда Украины, согласно Решению Конституционного Суда Украины от 11 декабря 2003 года Закон "О судоустройстве Украины" в части образования такого судебного органа признано таким, что не отвечает Конституции Украины (является неконституционным).

Согласно административно-территориального устройства судебную систему Украины разделена на звенья. Понятие "звено судебной системы" связано с компетенцией каждого конкретного судебного органа. Суды, которые относятся к определенному звену судебной системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, те же функции и в основном расположены в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу с административным делением.

Судебная система общих судов состоит из трех звеньев:

1) местные суды района, района в городе, городские районные, военные суды гарнизонов;

2) апелляционные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя; апелляционные военные суды регионов и Военно-Морских Сил; Апелляционный суд Украины;

3) Верховный Суд Украины.

Хозяйственные и административные суды являются специализированными судами в системе судов общей юрисдикции. Система хозяйственных судов состоит из четырех звеньев:

1) местные хозяйственные суды;

2) апелляционные хозяйственные суды;

3) Высший хозяйственный суд;

4) Верховный Суд Украины (Судебная палата в хозяйственным делам).

Задачей хозяйственных судов являются:

- защита прав и охраняемых законом интересов участников хозяйственных правоотношений;

- содействие укреплению законности в сфере хозяйственных отношений;

- внесение предложений, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности.

Деятельность хозяйственных судов основывается на принципах:

- независимости, в том числе и от органов законодательной и исполнительной власти, и подчинения только закону;

- равенства всех участников процесса перед законом и хозяйственным судом;

- гласности и открытого разбирательства дел, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной и коммерческой тайны или при наличии обоснованных возражений одной из сторон;

- обязательности выполнения решений, определений, постановлений хозяйственного суда;

- состязательности сторон и свободы в предоставлении ими хозяйственному суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности;

- полного фиксирования судебного процесса техническими средствами в порядке, установленном законом;

- обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений хозяйственного суда, кроме случаев, установленных законом.

Хозяйственные суды являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету, текущий, а при необходимости - и другие счета в учреждениях банка, печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.

Работники аппарата хозяйственных судов являются государственными служащими, на которых распространено действие Закона Украины "О государственной службе". Финансирование хозяйственных судов осуществляют за счет Государственного бюджета Украины. Размер ассигнований на содержание хозяйственных судов утверждает Верховная Рада Украины по представлению Председателя Высшего хозяйственного суда Украины.

Возвращаясь к характеристике судебной системы, следует отметить, что деятельность звеньев судебной системы определяется тем, какие функции выполняет суд в зависимости от стадии рассмотрения дела, то есть в какой инстанции рассматривают дело. Следовательно, судебная инстанция - это стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. Дела в судах рассматриваются в первой инстанции, второй инстанции - апелляционной и третьей инстанции - кассационной. Дела могут просматривать порядке исключительного производства.

Местный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские, хозяйственные, административные, уголовные и иные дела в предусмотренных законом случаях, за исключением дел, отнесенных законом к подсудности других судов.

В предусмотренных законом случаях местный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

Апелляционные суды действуют как суды апелляционной инстанции относительно решений местных судов и как суды первой инстанции по административным, уголовным и гражданским делам, которые отнесены к их подсудности законом.

Для обеспечения права на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых апелляционными судами в первой инстанции, в соответствии с Законом Украины "О судоустройстве Украины" (ст. 26) образовано Апелляционный суд Украины.

Апелляция - это основной способ пересмотра судебных решений в гражданских, уголовных и хозяйственных делах, закреплен в законодательстве большинства стран мира. Институт апелляции издавна известен и в Украине, в частности его достаточно подробно урегулирован в "Правах, по которым судится малороссийский народ" (1743 г.), где апелляцию определено как "правильное отзыв и перенос из нижестоящего суда в вышестоящий дела сторон, что судятся, когда какая-то одна из них считала себя обиженной приговором, вынесенным в ее деле в этом низшем суде". Как универсальный способ обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, апелляция получила законодательного закрепления в Уставе гражданского судопроизводства Российской империи (1864 г.) и некоторое время использовалась в судопроизводстве Украины после провозглашения ею независимости в 1917 году. Впоследствии, в советский период, институт апелляции прекратил свое существование, а взамен был введен институт кассации, по смыслу существенно отличался от одноименного института европейского и мирового процессуального законодательства. В результате проведения так называемой малой судебно-правовой реформы апелляция заняла должное место в процессуальных кодексах страны. "Местные суды как суды первой инстанции решают сейчас 90 процентов гражданских и уголовных дел. Апелляционные суды будут рассматривать апелляции на эти 90 процентов решений, а дела, в которых стороны не соглашаются с решением апелляционной инстанции, направлены в кассационного суда".

Верховный Суд Украины в пределах своих полномочий рассматривает в кассационном порядке решения судов общей юрисдикции, пересматривает в порядке повторной кассации все другие дела, рассмотренные судами общей юрисдикции в кассационном порядке, и дела, связанные с исключительными обстоятельствами в порядке, установленном процессуальным законом, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Украины.

Суды первого звена является исключительно судами первой инстанции. Они не могут выступать ни как кассационная, ни как апелляционная инстанция. Самостоятельной формой пересмотра постановлений суда, вступивших в законную силу, пересмотр в связи с вновь открывшимися и исключительными обстоятельствами в порядке исключительного производства. Такой порядок установлен в уголовном и гражданском судопроизводстве и во время решения хозяйственных споров.

Суды общей юрисдикции образует и ликвидирует Президент Украины согласно Закону "О судоустройстве Украины" по представлению Министра юстиции Украины, согласованным с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего высшего специализированного суда. Основаниями для образования или ликвидации является изменение административно-территориального устройства, передислокация войск или реорганизация Вооруженных Сил Украины.

Все суды Украины являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.

Политика и правительство Украины — государственноe устройствo и политическая система украинского государства. Украина является парламентско-президентской демократической республикой и имеет мультипартийную политическую систему. Исполнительная власть представлена Кабинетом Министров. Парламент имеет название Верховная Рада Украины.

Содержание

Введение

Сразу после провозглашения независимости Украины, благодаря референдуму 1991 года, на Украине была образована парламентская комиссия по подготовке новой конституции. 28 июня 1996 года, с принятием новой демократической конституции была основана мультипартийная политическая система (плюрализм) и задекларированы основные права и свободы граждан Украины, а также национальных меньшинств страны.

Различным этническим группам Украины гарантируется право на получение образования на родном языке, на развитие культуры, а также на поддержку и использование национальных языков в повседневной жизни. Согласно Конституции, государственным языком на Украине является украинский язык. В Крыму и в ряде других регионов Восточной Украины в повседневном общении и в официальном делопроизводстве преобладает русский язык.

Конституция также гарантирует свободу вероисповедания — религийные объединения должны проходить процедуру регистрации в органах местного самоуправления. Свобода слова также гарантирована Конституцией, однако иногда власть вмешивается в работу журналистов и пробует влиять на СМИ. Правительство Украины, например, неоднократно критиковалось за нерасторопность в деле расследования убийства Георгия Гонгадзе (2000). Расследование этого дела продолжается до сих пор. Такое отношение к данному криминальному делу, имеет в целом отрицательный эффект на международный имидж страны.

Органы государственной власти

В украинской системе государственной власти осуществляется принцип разделение властей, т.е государственная власть разделена на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную

Исполнительная власть

Исполнительную власть в стране осуществляют: Президент Украины — глава украинского государства, и Кабинет Министров Украины — правительство. Премьер-министр Украины является главой Кабинета министров — высшего органа исполнительной власти. Согласно поправкам к Конституции, с 2006 года власть Президента ограничена, ряд его полномочий были разделены между Правительством и Парламентом — Верховной Радой. (см. Политический кризис на Украине (2004))

Законодательная власть

Судебная власть

Система судов Украины[1] -8815 судей

  • Высшие суды -231 судей
      [2] -18 судей [3] -95 судей
      • Высшие специализированные суды -118 судей
        • Высший хозяйственный суд[4] - 66 судей
        • Высший административный суд[5] -52 судей
        • Общие -1736 судей
          • Областные[6] -1713 судей
            • Суды присяжных
            • Окружные хозяйственные[8] -442 судей
            • Апелляционный административные[9] -424 судей
            • Общие суды[10] -4591 судей
              • Районные
              • Горрайонные
              • Городские
              • Районные в городах
              • Областные хозяйственные[12] -723 судей
              • Областные административные[13] -660 судей

              Конституционные требования к судьям

              Конституционного суда:

              • минимальный возраст судьи — 40 лет
              • срок полномочий судьи — 9 лет
              • срок полномочий председателя — 3 года
              • срок проживания на Украине претендента

              на должность судьи — 20 лет

              на должность судьи — 10 года

              Общего суда:

              • минимальный возраст судьи общего суда — 25 лет
              • максимальный возраст судьи — 65 лет
              • срок проживания на Украине претендента

              на должность судьи — 10 лет

              на должность судьи — 3 года


              Судопроизводство на Украине осуществляется:

              • Конституционным судом и
              • Судами общей юрисдикции

              Судьи являются государственными служащими. При отправлении правосудия носят мантию и специальный знак. Государство обеспечивает защиту судьям и членам их семей. Судьи обеспечиваются бесплатно жильем. Судьи получают заработную плату (содержание) из государственного бюджета Украины (8000 гривен в месяц) в соответствии с выслугой лет и квалификационного класса. Судья местного районного городского суда может быть привлечён к дисциплинарной ответственности квалификационной комиссией апелляционного окружного суда. Задержание, арест судьи осуществляется только по постановлению парламента Украины.

              На привлечение судьи к уголовной ответственности необходимо получение согласия парламента Украины. В случае вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи парламент Украины принимает решение, оформленное постановлением о снятии осужденного от должности профессионального судьи. По достижении судьей 65 летнего возраста парламент Украины освобождает его от занимаемой должности с назначением пенсии в соответствии с пенсионным законодательством Украины.

              Читайте также: