Порядок упрощенного производства в арбитражном суде

Обновлено: 07.07.2024

Дела в порядке упрощенного производства судья рассматривает единолично в срок, который не может составлять более 2 месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

Срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства продлению не подлежит (исключение составляет случай, предусмотренный ч.3 ст.253 АПК РФ).

Упрощенное производство: рассматриваемые категории дел

На основании части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению следующие дела:

1) по искам о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает:

  • для юридических лиц - триста тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей - сто тысяч рублей;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, которые осуществляют публичные полномочия, должностных лиц, при наступлении следующих условий:

а) в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя;

б) вышеуказанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя;

в) при этом сумма, которую оспаривает заявитель, не превышает сто тысяч рублей;

3) о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого составляет не более ста тысяч рублей;

4) об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого составляет не более ста тысяч рублей;

5) о взыскании обязательных платежей и санкций в случае, если указанный в заявлении общий размер денежной суммы, которая подлежит взысканию не превышает ста тысяч рублей.

А также в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела:

1) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчик признает, но не исполняет, и (или) на документах, которые подтверждают задолженность по договору;

2) по требованиям, которые основаны на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.

По ходатайству истца при согласии ответчика либо по инициативе суда при согласии сторон в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены также и другие дела, если не имеется обстоятельств, которые указаны в части 5 статьи 227 АПК РФ.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела:

  • по корпоративным спорам;
  • о защите прав и законных интересов группы лиц.

Согласно части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства либо по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства:

1. удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело;

3. если арбитражный суд (в том числе по ходатайству одной из сторон судебного разбирательства) пришел к выводу о том, что:

а) упрощенное производство применительно к рассматриваемому делу может привести к разглашению государственной тайны;

б) необходимо провести осмотр, исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу либо заслушать показания свидетелей;

в) заявленное требование связано с другими требованиями (в том числе к другим лицам) либо судебным актом, который принят по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы иных лиц;

В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства (по правилам административного судопроизводства) указываются действия, которые должны совершить лица, участвующие в деле, а также сроки их совершения.

После вынесения такого определения рассмотрение дела производится с самого начала. Исключение составляют случаи, когда переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (по правилам административного судопроизводства) вызван необходимостью провести осмотр, исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу либо заслушать показания свидетелей.

Если заявлены два требования, вытекающие из гражданских правоотношений, при этом одно из них имущественного характера и относится к требованиям, которые указаны в ч.1 или 2 ст.227 АПК РФ, а второе требование неимущественного характера и суд не выделит это требование в отдельное производство, упрощенное производство и его порядок применяются при рассмотрении обоих требований.

Упрощенное производство: особенности рассмотрения дел

Исковое заявление, заявление по делу, указанному в части 1 или 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса, а также прилагаемые к такому заявлению документы могут быть представлены в арбитражный суд на бумажном носителе или в электронном виде.

О принятии искового заявления, заявления к производству арбитражным судом выносится определение. В определении указывается на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливается срок для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком либо другим заинтересованным лицом.

Вышеуказанный срок не может составлять менее чем 15 дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству.

Вместе с указанным определением сторонам направляются данные, которые необходимы для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде.

В определении суд может предложить сторонам урегулировать спор, заключив мировое соглашение либо применяя другие примирительные процедуры.

Для этого арбитражный суд в определении о принятии искового заявления, заявления либо в определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства устанавливает срок, который не может составлять менее чем 15 дней со дня вынесения соответствующего определения.

Для этого арбитражным судом устанавливается срок, который не может составлять менее чем 30 дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству либо определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в срок, установленный судом.

Если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и другие документы поступили в суд по истечении срока, который был установлен арбитражным судом, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, подавшим такие документы.

Исключение составляют случаи, когда такие лица обосновали невозможность представления вышеуказанных документов в срок, установленный арбитражным судом, по причинам, не зависящим от них. О возвращении вышеуказанных документов арбитражный суд выносит определение.

Предварительное судебное заседание по делам, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства, не проводится.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, которые участвуют в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства протоколирование судебного заседания не ведется, судебное разбирательство не откладывается.

Упрощенное производство: решение по делу

Решения по делам, которые возникли из административных и других публичных правоотношений и рассматривались в порядке упрощенного производства, принимаются по правилам, установленным статьями 201, 206, 211 или 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение по делу, которое было рассмотрено в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Такое решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Если апелляционная жалоба была подана и если решение не отменено либо не изменено, то решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, который не превышает 10 дней со дня его принятия.

Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции либо если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.288 АПК РФ.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.


Что такое упрощённое производство?

Упрощённое (письменное) производство – это специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора[1].

Когда дело может быть рассмотрено в порядке упрощённого производства?

С учётом приведённых Верховным Судом разъяснений административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства при наличии одного из следующих условий:

  • всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
  • ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
  • указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей (в частности, в порядке упрощённого (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей двадцати тысяч рублей, в случае если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменён) ( ч. 1 ст. 291 КАС РФ);
  • в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц ( ч. 7 ст. 150 КАС РФ);
  • заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод ( ч. 1 ст. 120 КАС РФ);
  • при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.

Так, в порядке упрощённого производства могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативно-правового акта, признанного судом не действующим полностью или в части, либо на нём основаны и из него вытекают.

Кроме того, в этом же порядке могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правового акта, повторно принятого в целях преодоления решения суда о признании нормативно-правового акта не действующим полностью или в части, либо требования об оспаривании положений нормативно-правового акта, содержащих правовое регулирование, тождественное по смыслу ранее признанному недействующим[2].

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела, указанные в главах 24 , 28 — 31.1 КАС РФ ( ч. 2 ст. 291 КАС РФ). Также по правилам упрощённого (письменного) производства не могут быть рассмотрены административные дела в апелляционной и кассационной инстанциях (абз. 3 п.1 Постановления).

Права и обязанности участников дела, рассматриваемого в порядке производства

При наличии оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощённого производства суд выносит определение. В определении суда должны быть указаны сведения о наличии оснований, дающих возможность применения правил упрощённого производства по рассматриваемому административному делу, а также разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощённого производства представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения[3]. Определение должно быть направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела не позднее следующего дня, за днём вынесения определения[4].

Отказ административного ответчика от получения копии определения либо неполучение по обстоятельствам, зависящим от него, не препятствуют рассмотрению административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства (абз. 5 п. 4. Постановления).

В ситуации, когда на рассмотрение административного дела в порядке упрощённого производства не явились все участники дела, надлежащим образом извещённые о его рассмотрении (есть доказательства надлежащего извещения), и их явка не является обязательной или не признана судом обязательной, в том числе представители таких лиц, дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке при выполнении всех условий, указанных ниже[5]:

  • рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ);
  • отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтверждённые доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.

Помимо прав и обязанностей, предусмотренных статьёй 45 КАС РФ, участники дела, рассматриваемого в упрощённом порядке, вправе подавать документы в электронном виде, в том числе письменные заявления, возражения, объяснения и доказательства[6].

Сроки для представления решения

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, должно быть вынесено судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) , в любой из дней в пределах данного срока.

Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Упрощённый порядок рассмотрения дела не предполагает вызова сторон. В связи с этим, лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия решения по делу. После вынесения решения по административному делу, не позднее следующего рабочего дня, копия решения направляется лицам, участвующим в деле[7].

При этом вправе составить решение в форме электронного документа[8].

Обжалование решения

Если после принятия решения в порядке упрощённого производства в суд будут поданы возражения от заинтересованного лица, считающего неправомерным рассмотрение дела в упрощённом порядке, или представлены новые доказательства по делу, направленные в установленный законом срок (в том числе доказательства, содержащие уважительность причин неявки в судебное заседание, в котором разрешён вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощённого производства), суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощённого производства, и одновременно о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства. Также к обстоятельствам, влекущим отмену решения по делу, будет являться возражение лица, не привлечённого к участию в административном деле, но принятое судом решение затрагивает его права и обязанности, при условии подачи такого возражения в течение двух месяцев после принятия решения.

При необходимости заявление об отмене решения, принятого в порядке упрощённого производства, может быть рассмотрено с вызовом лиц, участвующих в деле. Такая необходимость определяется по усмотрению суда. В случае отсутствия такой необходимости решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле.

Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления возражений (заявления или доказательств) в суд. Об этом сказано в пункте 9 Постановления.

На наш взгляд, такие действия оправданы. Это связано с тем, что упрощённое производство позволяет сократить время от подачи заявления в суд до момента вынесения решения по делу, тем самым оптимизируется деятельность судов и нагрузка непосредственно на судей. Сама же процедура облегчена тем, что явка лиц, участвующих в деле, не требуется, судебные заседания по делу не проводятся, предусмотрена возможность как направления документов и доказательств в электронном виде, так и вынесение решения в форме электронного документа.

Устраняя пробелы регулирования административного производства по упрощённым делам, Пленум Верховного Суда тем самым минимизирует процессуальные проволочки как от участников процесса, так и у судов, которые смогут руководствоваться позицией Верховного Суда, а не формулировать собственные выводы. Тем более отступление от принципа единообразия в толковании и применении судами норм права предоставляет сторонам дела повод для его обжалования (ст. 341 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) ).

По мнению экспертов, такие разъяснения ВС РФ являются своевременными и необходимыми, однако их нужно будет уточнять на практике.

23 марта состоялось заседание Пленума ВС РФ, на котором обсуждался проект постановления "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".

Выступая с основным докладом по проекту, судья ВС РФ Анатолий Першутов пояснил: необходимость принятия документа обусловлена тем, что после введения в 2016 г. главы об упрощенном производстве в ГПК РФ у судов общей юрисдикции появилось много вопросов по применению нового для них порядка рассмотрения дел. Кроме того, в прошлом году и в АПК РФ были внесены изменения, касающиеся упрощенного производства, которые вызвали затруднения и у опытных судей арбитражных судов, где такой порядок применяется довольно давно.

Анатолий Першутов отметил, что так как у арбитражных судов накоплен богатый опыт рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, а четырехлетний опыт применения Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" показал его эффективность, то многие положения документа сохранены в проекте, а некоторые получили дальнейшее развитие. В процессе подготовки разъяснений также учитывались практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов и поступившие от них вопросы, заключения и предложения научного сообщества, Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры РФ, бизнес-сообщества.

В проекте постановления содержится в общей сложности 57 детальных разъяснений о том, какие дела подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства и об особенностях их рассмотрения, об особенностях подготовки судебных актов по таким делам и о порядке их обжалования, а также о порядке перехода к рассмотрению дел по общим правилам искового производства или правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Несмотря на то что все участники заседания поддержали проект постановления, некоторые указали на возможности для дополнения текста документа. Так, заместитель председателя Калининградского областного суда Владимир Мухарычин отметил необходимость дополнительного разъяснения вопроса об изготовлении мотивированного решения суда в случаях обращения с кассационной жалобой лицами, не привлекавшимися к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если судебным постановлением разрешен вопрос об их правах или обязанностях (в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ 11 декабря 2012 г.).

А судья Арбитражного суда Калужской области Марина Носова отметила отсутствие разъяснения по встречающимся в практике ситуациям, когда после окончания подготовки дела, рассматриваемого по общим правилам искового производства, к разбирательству суд приходит к выводу о целесообразности выделения части требований в порядке ст. 130 АПК РФ и при этом по формальному признаку они подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства. В этой связи возникает вопрос: обязан ли суд рассматривать эти требования именно в упрощенном порядке или же это остается на его усмотрение?

По итогам заседания принято решение собрать редакционную комиссию, которая займется доработкой проекта постановления, а его рассмотрение продолжится на другом заседании Пленума ВС РФ.

Руководитель арбитражной практики юридической фирмы VEGAS LEX Виктор Петров отметил, что предложенный проект, в частности, определяет порядок изготовления полного текста судебного акта арбитражным судом при подаче апелляционной жалобы на его резолютивную часть. "Применение этой нормы наверняка будет вызывать значительные вопросы у практикующих юристов, которым для обоснованной апелляционной жалобы потребуется изучить решение именно в полном виде, что потребует времени", – пояснил он.

Также проектом определяется порядок предоставления сторонами дополнительных доказательств для принятия судом обоснованного решения. На практике, как отметил эксперт, возникают вопросы о том, как каждая из сторон сможет реализовать свое право на представление возражений на доказательства другой стороны с учетом сокращенных сроков рассмотрения дела.

"Принятие такого постановления является своевременным и необходимым, но, возможно, понадобится дальнейшее уточнение его положений правоприменительной практикой", – заключил Виктор Петров.

С 24 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2012 № 86-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства".

28 октября 2012 г. было опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", которое разъясняет положения нового закона и разрешает ряд спорных моментов, существовавших в судебной практике. Ниже приведены основные положения Постановления.

Новые основания и условия рассмотрения дел в порядке упрощенного производства

Согласие сторон является достаточным основанием для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства при отсутствии препятствующих тому обстоятельств

При наличии очевидного согласия сторон новая редакция гл. 29 АПК РФ допускает возможность рассмотрения в порядке упрощенного производства фактически любого спора, не относящегося к числу корпоративных или связанных с защитой прав и законных интересов группы лиц.

ВАС РФ обращает особое внимание на то, что согласие стороны или сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства должно быть очевидным, например, следовать из письменного либо зафиксированного в протоколе заявления стороны.

Привлечение третьего лица к участию в деле по ходатайству стороны не влечет перехода к рассмотрению дела в общем порядке

В АПК РФ не регламентированы последствия того, что о привлечении третьего лица ходатайствует сторона, а не само третье лицо. В п. 4 постановления указано, что удовлетворение подобного ходатайства не влечет переход к рассмотрению дела в общем порядке.

ВАС РФ разъяснил последствия увеличения суммы исковых требований сверх предела, установленного законом для дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства

Положениями ст. 227 АПК РФ установлена предельная сумма исковых требований для дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства в триста тысяч рублей для юридических лиц и сто тысяч для индивидуальных предпринимателей. Однако закон не дает разъяснений относительно того, в каком порядке будет рассматриваться дело в случае увеличения суммы исковых требований свыше указанного предела. В рассматриваемом постановлении ВАС РФ разъяснил, что если истец заявляет ходатайство об увеличении размера исковых требований после того, как вынесено определение о принятии к производству искового заявления, то вопрос порядке рассмотрения дела решается в зависимости от итогового размера исковых требований. Если размер уточненных требований превысит установленный предел, то суд должен перейти к рассмотрению дела в общем порядке. Если же предел не превышен, вопрос о переходе к общему порядку рассмотрения дел решается судом с учетом фактической возможности обеспечения права ответчика представлять возражения и доказательства в обоснование своей позиции.

Порядок извещения сторон о судебном разбирательстве при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства

При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства отсутствует обязанность суда извещать стороны о времени и месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия. Данная особенность вызвана тем, что при рассмотрении дел в упрощенном порядке дело фактически рассматривается без вызова сторон и судебное разбирательство по общим правилам не проводится. При этом протоколирование с использованием средств аудиозаписи не ведется, протокол в письменной форме не составляется, не применяются правила об отложении судебного разбирательства.

Особенности обжалования решений, принятых судом по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства

В АПК РФ не детализированы последствия обжалования решений судов первой инстанции, принятых в порядке упрощенного производства. ВАС РФ разъяснил, что в случае если дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам судопроизводства, суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции. Такое дело рассматривается судьей апелляционной инстанции единолично по имеющимся в деле доказательствам.

Выводы и рекомендации

В связи с этим лицам, инициирующим судебные разбирательства в арбитражных судах, рекомендуется при наличии оснований, позволяющих применять упрощенный порядок, ходатайствовать о рассмотрении дел в порядке упрощенного производства для снижения судебных расходов и минимизации процессуальных сроков.

Помощь консультанта

Читайте также: