Юридический маркетинг как построить личный бренд юристам и адвокатам

Обновлено: 14.05.2024

Встречают по визитке

Маркетинг российских и международных юрфирм (RULF и ILF) устроен по-разному. Работа ILF во многом связана с международными офисами, которые не только разрабатывают общие стратегии, выбирают каналы продвижения бренда, но и согласовывают для российских офисов бюджет. Меньше у иностранцев и людей, занимающихся маркетингом, – на местах нужно около пяти человек, от которых ждут универсальности. Большинство ключевых заказчиков – ключевые клиенты глобальной фирмы, поэтому то, что мы делаем в России, – часть глобальной стратегии, говорит управляющий партнер Baker McKenzie в странах СНГ Сергей Войтишкин.

Но вне зависимости от размера юрфирм все они предпочитают все делать сами. И отдавать внешним компаниям лишь небольшие задачи – сделать сайт, помочь в организации мероприятия. Клиенты ждут должного качества даже от визиток или приглашений на мероприятия, легче все делать самим, чтоб соответствовать их ожиданиям, говорит маркетолог ILF. От того, насколько качественно проведено мероприятие, понятно, какой будет дальнейшая работа на конкретном проекте, согласна директор по правовой поддержке бизнеса X5 Retail Group Екатерина Лобачева.

Финансовый вопрос

Последние годы маркетинговые бюджеты юрфирм практически не менялись (по сравнению с 2013 г.), а у некоторых даже незначительно выросли, показал опрос.

Российские офисы ILF, как правило, согласовывают годовой бюджет с головным офисом. Но в зависимости от статей расходов бюджет можно формировать и на местном уровне, отмечает управляющий партнер DLA Piper в России и СНГ Константин Лузиньян-Рижинашвили. А CMS вовсе не делает этого. Зато бюджет фиксированный и даже жесткий, говорит старший партнер CMS Леонид Зубарев, не заявленные заранее мероприятия не будут согласованы.

Главное – не деньги

Многие вещи требуют времени и сил, но не денег, отмечает партнер Taxology Алексей Артюх. Главное для маркетинга юридических услуг – создание и поддержка имиджа. И в отличие от других сфер на юридическом рынке не работают привычные маркетинговые инструменты.

Самым же эффективным инструментом остается участие в отраслевых мероприятиях и организация собственных: бизнес-завтраки, семинары, выездные сессии. Рекомендации приводят до 60% клиентов, выступления на мероприятиях – 30%, а комментарии в СМИ – 10%, делится маркетолог крупной российской юрфирмы.

Сокращается и спонсирование публичных мероприятий и конференций. Яркий пример – вечеринки юрфирм на юридическом форуме в Санкт-Петербурге, их проведение стоит миллионы, но они не приносят клиентов, жалуются маркетологи. Если раньше улица Рубинштейна была местом многочисленных вечеринок консультантов, теперь их количество сильно сократилось. Зато больше юрфирмы тратят на свои конференции и семинары.

Есть и особенные для рынка маркетинговые инструменты – участие в международных рейтингах и подготовка аналитики. Но позволить себе это могут не все. Да и клиентам нужно другое – набор инструментов не менялся много лет. И предложение юридического рынка явно отстает от запросов бизнеса, жалуется Нестеренко.

Новые тренды есть, спорит Арих: больше внимания уделяется современным диджитал-возможностям и соцсетям. Например, Clifford Chance начала выпускать юридические обзоры в формате подкастов, а также создала приложения на случай кибератаки или выездной проверки регуляторов, рассказывает управляющий партнер юрфирмы Виктория Борткевича. Такие приложения на случай внезапной проверки есть и у других ILF.

Умный маркетинг

Оценка маркетингу

Работа маркетологов все равно лишь подспорье, и во многом успех зависит от партнеров юрфирм. Маркетолог только вспахивает землю и готовит плодородную почву, посеять же зерна – задача юристов, говорит Арих. Больше всего новых клиентов приходит именно за счет усилий руководителей проектов и партнеров, согласна Нестеренко.

И даже результат работы маркетолога зависит от синергии с юристом. Некоторые юрфирмы даже вводят систему мотивации для юристов, чтобы они активнее участвовали в маркетинговой жизни, вспоминает Арих. Например, в КИАП у юристов есть маркетинговый рэнкинг, выполняя показатели которого можно получить дополнительный бонус по итогам года.

Креативное агентство Grape разработало личный бренд для адвоката Богдана Устименко, который специализируется на уголовных делах и защите активов.

В спонсорском материале гендиректор Grape Юрий Гладкий рассказал MC Today, как создавался бренд для адвоката, клиентов которого нельзя называть, почему на логотипе защитника изобразили медведя, сколько стоят такие услуги и что это дает клиенту.

Что такое личный бренд

Илона Маска, Марка Цукерберга и Опру Уинфри объединяют не только деньги и успех. У каждого из них есть привлекательный образ, который после пары минут размышлений можно описать своими словами – это и есть личный бренд.

Основатель Grape Юрий Гладкий

Основатель Grape Юрий Гладкий

У бренда три основных составляющих:

  • понятная и простая, но в то же время глубокая идея, которая выражает ценности человека;
  • яркий запоминающийся образ, который выделяется на фоне других и который можно описать парой фраз;
  • узнаваемое имя, которое знают как в узких, так и в широких кругах.

Личный брендинг – создание актива конкретного человека, который включает стиль, манеру поведения, физическое состояние, набор профессиональных и личных качеств, которые создают уникальное запоминающееся впечатление.

Адвокат Богдан Устименко 14 лет ведет дела в сфере уголовного права, в частности, представляет интересы людей, объявленных в международный розыск. Нашей задачей было сделать его известным на всем рынке.

Мы поставили себе цель разработать идею, которая будет:

  • раскрывать ценности Богдана;
  • формировать у людей запоминающийся образ и впечатления;
  • оправдывать и превосходить ожидания клиентов.

Адвокат Богдан Устименко

Адвокат Богдан Устименко

Шаг 1: анализ конкурентов в Украине и зарубежных коллег

На украинском юридическом рынке, увы, по-прежнему правит консерваторский подход. Самым эффективным инструментом продвижения в этой сфере остаются личные рекомендации, основанные на качестве выполненной работы.

Анализ показал, что украинские адвокаты становятся известными за счет громких политических дел и личных связей. Большинство не развивает личный бренд и не умеет продвигать себя. Клиенты узнают о них по сарафанному радио.

В России, в отличие от Украины, известные адвокаты работают с личным брендом. Они активно ведут соцсети и работают со своим образом, многие из них имеют какую-то запоминающуюся особенность.

Например, Генри Резник рассказывает о том, что любит желтые ботинки: он постоянно их покупает, но никогда не носит. Александр Добровинский любит нестандартные оправы и даже создал бренд очков.

На Западе среди адвокатов принято выбирать узкую специализацию, в рамках которой они активно развивают личный бренд и детально прорабатывают образ.

Швейцарский юрист Антуан Гетчел известен благодаря делам по защите животных – он представлял в суде рыбу, собак и удавов. Гетчела воспринимают как мягкого, понимающего человека. Его отличительная черта – шейный платок. За годы практики он собрал немалую коллекцию. Ходят слухи, что новый платок у адвоката появляется с каждым выигранным делом.

А американского адвоката Глории Оллред, которая специализируется на защите прав женщин, страсть к красному цвету. На ней часто красные костюмы и помада, красный цвет используется в оформлении ее сайта и соцсетей.

Шаг 2: формулирование идеи

После исследования конкурентов мы провели серию интервью с Богданом. Узнали о его клиентах, стиле одежды, любимых аксессуарах и увлечении джиу-джитсу.

В работе над платформой мы столкнулись с некоторыми сложностями. Специализация клиента – уголовное право. В частности, он представляет в Интерполе интересы тех, кого объявили в международный розыск. Из-за этого нельзя говорить о портфолио адвоката открыто.

Говоря о капитале, мы подразумеваем не только счет в банке или материальные активы. Капитал – это всё, чем может владеть человек: интеллектуальная собственность, знания, репутация. Эти виды капитала также нуждаются в защите.

На основе всего этого мы разработали дизайн бренда и фирменный стиль Богдана Устименко. За основу взяли три классических цвета – белый, красный и синий. Дополнил логотип трехмерный знак – медведь – как символ устойчивости, силы и непоколебимости. По мнению клиентов, у Богдана именно такой стиль ведения дел.

Фирменный стиль Богдана Устименко

Фирменный стиль Богдана Устименко

Фирменный стиль Богдана Устименко

Фирменный стиль Богдана Устименко

Фирменный стиль Богдана Устименко

Фирменный стиль Богдана Устименко

Фирменный стиль Богдана Устименко

Фирменный стиль Богдана Устименко

Фирменный стиль Богдана Устименко

Фирменный стиль Богдана Устименко

Шаг 3: реализация идеи

На следующем этапе мы разработали манифест адвоката капитала. Он призывает каждого задуматься о значении капитала в его жизни. На основе манифеста сняли двухминутный ролик о Богдане Устименко, который размещен на главной странице сайта адвоката.

После мы дали рекомендации Богдану по продвижению в онлайн и оффлайн-каналах и построили ему дорожную карту поддержки имиджа в сети.

Мы начали работу над брендом Богдана Устименко в феврале. Основную часть работы закончили в конце лета. Продолжается рекламная кампания в интернете.

Сколько это стоит и какой дает результат

В среднем стоимость разработки личного бренда варьируется в рамках $30-50 тысяч. Все зависит от масштаба, идеи и дальнейшего продвижения бренда.

Над подобным проектом работают аналитики и стратеги, креаторы и копирайтеры, дизайнеры и арт-директоры, аккаунт- и проджект-менеджеры. Что касается сроков, 2-3 месяца вполне хватает, чтобы выйти в рынок.

Эффект от проекта может быть заметен не ранее, чем через полгода работы. В случае с Богданом Устименко еще дольше, так как мы работаем с отложенной потребностью его клиентов.

Как создать личный бренд самостоятельно

Если вы хотите создать личный бренд, неважно, в профессиональных или личных целях, – изучайте себя. Ответьте себе на вопросы:

  • Есть ли у вас мечта или уникальная идея?
  • Хотите ли вы быть узнаваемым и отличаться от конкурентов?
  • Нужен ли вам постоянный поток клиентов?
  • Хотите ли вы заниматься разными бизнесами под своим именем?
  • Хотите ли вы хорошо зарабатывать и при этом свободно выбирать с кем и на каких условиях сотрудничать?

Формируйте гипотезы и тестируйте их на близких, знакомых или клиентах.
Используйте то, что вам нравится и подходит вам. Так вы найдете идею, которая будет раскрывать вашу суть, и станет отправной точкой при создании вашего личного бренда.

Главная > PR материал > Десятки тысяч долларов и полгода работы. Как в Grape создавали личный бренд адвоката по уголовным делам

Встречают по визитке

Маркетинг российских и международных юрфирм (RULF и ILF) устроен по-разному. Работа ILF во многом связана с международными офисами, которые не только разрабатывают общие стратегии, выбирают каналы продвижения бренда, но и согласовывают для российских офисов бюджет. Меньше у иностранцев и людей, занимающихся маркетингом, – на местах нужно около пяти человек, от которых ждут универсальности. Большинство ключевых заказчиков – ключевые клиенты глобальной фирмы, поэтому то, что мы делаем в России, – часть глобальной стратегии, говорит управляющий партнер Baker McKenzie в странах СНГ Сергей Войтишкин.

Но вне зависимости от размера юрфирм все они предпочитают все делать сами. И отдавать внешним компаниям лишь небольшие задачи – сделать сайт, помочь в организации мероприятия. Клиенты ждут должного качества даже от визиток или приглашений на мероприятия, легче все делать самим, чтоб соответствовать их ожиданиям, говорит маркетолог ILF. От того, насколько качественно проведено мероприятие, понятно, какой будет дальнейшая работа на конкретном проекте, согласна директор по правовой поддержке бизнеса X5 Retail Group Екатерина Лобачева.

Финансовый вопрос

Последние годы маркетинговые бюджеты юрфирм практически не менялись (по сравнению с 2013 г.), а у некоторых даже незначительно выросли, показал опрос.

Российские офисы ILF, как правило, согласовывают годовой бюджет с головным офисом. Но в зависимости от статей расходов бюджет можно формировать и на местном уровне, отмечает управляющий партнер DLA Piper в России и СНГ Константин Лузиньян-Рижинашвили. А CMS вовсе не делает этого. Зато бюджет фиксированный и даже жесткий, говорит старший партнер CMS Леонид Зубарев, не заявленные заранее мероприятия не будут согласованы.

Главное – не деньги

Многие вещи требуют времени и сил, но не денег, отмечает партнер Taxology Алексей Артюх. Главное для маркетинга юридических услуг – создание и поддержка имиджа. И в отличие от других сфер на юридическом рынке не работают привычные маркетинговые инструменты.

Самым же эффективным инструментом остается участие в отраслевых мероприятиях и организация собственных: бизнес-завтраки, семинары, выездные сессии. Рекомендации приводят до 60% клиентов, выступления на мероприятиях – 30%, а комментарии в СМИ – 10%, делится маркетолог крупной российской юрфирмы.

Сокращается и спонсирование публичных мероприятий и конференций. Яркий пример – вечеринки юрфирм на юридическом форуме в Санкт-Петербурге, их проведение стоит миллионы, но они не приносят клиентов, жалуются маркетологи. Если раньше улица Рубинштейна была местом многочисленных вечеринок консультантов, теперь их количество сильно сократилось. Зато больше юрфирмы тратят на свои конференции и семинары.

Есть и особенные для рынка маркетинговые инструменты – участие в международных рейтингах и подготовка аналитики. Но позволить себе это могут не все. Да и клиентам нужно другое – набор инструментов не менялся много лет. И предложение юридического рынка явно отстает от запросов бизнеса, жалуется Нестеренко.

Новые тренды есть, спорит Арих: больше внимания уделяется современным диджитал-возможностям и соцсетям. Например, Clifford Chance начала выпускать юридические обзоры в формате подкастов, а также создала приложения на случай кибератаки или выездной проверки регуляторов, рассказывает управляющий партнер юрфирмы Виктория Борткевича. Такие приложения на случай внезапной проверки есть и у других ILF.

Умный маркетинг

Оценка маркетингу

Работа маркетологов все равно лишь подспорье, и во многом успех зависит от партнеров юрфирм. Маркетолог только вспахивает землю и готовит плодородную почву, посеять же зерна – задача юристов, говорит Арих. Больше всего новых клиентов приходит именно за счет усилий руководителей проектов и партнеров, согласна Нестеренко.

И даже результат работы маркетолога зависит от синергии с юристом. Некоторые юрфирмы даже вводят систему мотивации для юристов, чтобы они активнее участвовали в маркетинговой жизни, вспоминает Арих. Например, в КИАП у юристов есть маркетинговый рэнкинг, выполняя показатели которого можно получить дополнительный бонус по итогам года.

Юридический бизнес в России растет быстрыми темпами, что неизбежно приводит к усилению конкуренции. В книге рассматривается фундаментальный инструмент конкуренции – эффективные продажи. Автор рассказывает о стратегии и тактике продаж юридических услуг, предлагает конкретные техники и инструменты, которые позволяют продавать юридические услуги наиболее эффективно. Книга будет интересна владельцам юридического бизнеса, частнопрактикующим адвокатам.

ГЛАВА 1 - ОСНОВЫ ПРОДАЖ В ЮРИДИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ 2

ГЛАВА 2 - ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДАЖ 4

ГЛАВА 3 - ПЕРЕГОВОРЫ ПО ПРОДАЖЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ 8

ГЛАВА 4 - ПРОДАЖИ ПО ТЕЛЕФОНУ 18

ГЛАВА 5 - ПРОДАЖА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ СО СЦЕНЫ 21

ГЛАВА 6 - ПРОДАЖА УСЛУГ ПО ИНТЕРНЕТУ 25

ГЛАВА 7 - ПРОДАЖИ VIP-КЛИЕНТАМ 26

ГЛАВА 8 - ПРОДАЖИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ 27

ГЛАВА 9 - ОТКАТИНГ 32

ГЛАВА 10 - ПРОДАЖИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ 33

ГЛАВА 11 - ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПРОДАЖ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ ВАШИМ СОТРУДНИКАМ 34

ГЛАВА 12 - АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОДАЖ 35

Дмитрий Засухин
ЮРИДИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ.
КАК ПРОДАВАТЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ?

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда мы только начинали работать с юристами и адвокатами, то искренне верили, что наша задача – сделать так, чтобы ваш телефон раскалялся от звонков. Мы настраивали рекламу, занимались продвижением юридических сайтов, получали поток обращений. Вроде все хорошо, но, когда мы интересовались, есть ли деньги в кассе, очень часто получали ответ, что все обращения неправильные и почти никто не хочет заключать соглашений с нашими партнерами.

Работа в бизнесе меня приучила к принципу "доверяй, но проверяй". Именно тогда мы впервые провели первое исследование адвокатских образований по принципу тайного покупателя. Говоря проще, мы обзванивали адвокатские кабинеты и коллегии и представлялись потенциальными клиентами.

Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы выяснить на практике, умеют ли юристы и адвокаты продавать свои услуги. В результате этого исследования мы для себя кое-что поняли: мало просто привлечь клиента, этому клиенту нужно еще и профессионально продать юридическую услугу. И вот с этим у юристов и адвокатов большие сложности.

Мы скорректировали тактику своей работы и стали изучать и внедрять техники эффективных продаж юридических услуг. За эти годы мною было проведено большое количество тренингов и частных консультаций для управляющих партнеров, накоплено много знаний и опыта, которыми я хочу поделиться в этой книге.

ВВЕДЕНИЕ

Я вас поздравляю! Многие из вас впервые держат книгу по продажам. Еще больше я поздравляю себя, так как это первое издание в СНГ, посвященное продажам юридических услуг.

К сожалению, отношение к продажам в юридическом бизнесе сугубо негативное. Когда я начинаю говорить с юристами о продажах, многие делают вид: "Фу! Какие продажи?" Многие заявляют открыто: "Я юрист, и мое дело – ходить в суды. Какие там еще продажи?" С продажами в юридическом бизнесе ситуация такая же, как с сексом в старших классах: все в нем нуждаются, полушепотом говорят о нем, но профессионально никто им заниматься не умеет. То же самое и с продажами. Еще ни один адвокат, ни одна юридическая фирма не смогли прожить без клиентов. А чтобы клиент обращался к вам не один раз, ему нужно продать услугу. Чтобы продать, нужно уметь и так далее… Получается замкнутый круг: и без продаж вы не можете, и учиться им не хотите.

Почему же так произошло, что продажи находятся в некотором изгнании в профессиональной юридической среде? На мой взгляд, причин несколько.

Во-первых, это наше советское прошлое. Профессия продавца была искусственно дискредитирована. "Барыга", "фарцовщик", "торгаш"… Как только не называло общество представителей данной профессии!

Отношение к продавцам в России

Во-вторых, это узколобость нашей системы юридического образования. На мой взгляд, она очень академична и оторвана от практики. Да, вас учат разбираться в широком спектре правовых вопросов, но все это оторвано от практики. Вам дают правовые знания, но не рассказывают, как их применять на практике, чтобы прокормить себя и свою семью. Поэтому наша система образования всячески избегает изучать такие неудобные вопросы, как способы привлечения клиентов и продажа им юридических услуг.

В-третьих, это профессиональная деформация юристов и адвокатов. Да, я признаю, что вы профессионал и клиенты должны идти к вам рекой. Но, как говорила Масяня, "добро пожаловать в наш дерьмовый мир обратно". Если вы хотите быть успешными в юридическом бизнесе в XXI веке, вам придется вникать в тонкости продаж юридических услуг.

Многие из вас сейчас принимают решение, читать ли эту книжку дальше или отложить ее. Если честно, то убеждать кого-то в чем-то – неблагодарное занятие. Это как в анекдоте про психологов: "Сколько нужно психологов, чтобы выкрутить лампочку? Один, но лампочка при этом должна сама захотеть выкрутиться". Я приведу вам свои аргументы, которые помогли мне когда-то по-другому осмыслить процесс продаж и начать осваивать продажи профессионально.

Итак, зачем вам стоит учиться продавать?

Если вы профессионал, то нужно быть профессиональным во всем. Общение с клиентами – неотъемлемая часть вашей работы, и мы должны выполнять эту часть своей работы профессионально. Например, я сам являлся клиентом нескольких адвокатов и меня жутко бесило, что многие не умеют общаться с клиентами. Меня не слушали, перебивали. Мне не отвечали на те вопросы, которые были важны мне. Да, вы можете знать все законы. Да, вы можете иметь огромную практику. Но могу ли я, как клиент, оценить это? Нет. Но то, как вы ведете со мной переговоры, я оценить могу и буду тут достаточно объективен. Поэтому, если вы считаете себя профессионалом, то уж будьте профессиональны во всем, том числе в технологиях продаж юридических услуг.

Продажи принесут вам прибыль и сделают вашу практику более стабильной. Как бы вы ни относились к продажам, без клиентских денег ваша юридическая практика ничто. Нет клиентов – нет и практики. Это суровая реальность. И если вы не умеете профессионально продавать свои услуги, то вы теряете клиентов. Вы обкрадываете себя, свою семью, просто лелея внутри себя предрассудки относительно процесса продаж.

Умение продавать – ценнейший навык в жизни. Не знаю, как вы, но я четко понимаю, что живу в стране, в которой нельзя расслабляться. Я помню 90-е, как мне пришлось с мамой и папой выйти на рынок и начать продавать купленную посуду, потому что в стране тупо больше нечем было заняться, кроме "купи-продай". Мы осваивали навыки продаж "в полях" без какой-либо теоретической подготовки, но это позволило нам выжить.

Почему важно уметь продавать? Я бы чуть сместил фокус. В этой книге мы с вами будем учиться не столько продажам, сколько навыкам переговоров. Мы будем учиться договариваться с другими людьми и заключать сделки. Это ли не ценнейший навык в обществе? Если вы для себя смените парадигму с продаж как процесса втюхивания на продажи как процесс переговоров, то вам намного проще будет учиться этому навыку. Давайте отбросим отношения с клиентами, нам приходится договариваться постоянно: с родными, с друзьями, со знакомыми. Мы с ними также заключаем сделки, но только нематериального характера. Если вы освоите процесс продаж, то остальные переговоры будут проходить значительно проще.

Читайте также: