Порядок исполнения сотрудниками органов принудительного исполнения постановлений суда

Обновлено: 10.05.2024

В процессе хозяйственной деятельности каждой организации может возникнуть необходимость взыскания денежных средств со своих должников в судебном порядке. Однако процесс взыскания зачастую не заканчивается судебным разбирательством.

Должники достаточно редко исполняют судебные акты добровольно, поэтому руководство организации-взыскателя должно предпринять определенные действия для взыскания денежных средств с должника. В роли последнего может выступить бюджетное и автономное учреждение (БУ и АУ).

Особенности исполнения судебных актов в отношении БУ и АУ.

О том, в чем заключается особенность исполнения судебных актов с 01.01.2011 в отношении БУ и АУ, получивших новый правовой статус, пойдет речь в настоящей статье.

В соответствии со с т. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа или иного исполнительного документа.

В соответствии с п. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Порядок исполнения судебных актов: общий или специальный?

В Письме Федерального казначейства от 01.06.2010 № 42-7.4-05/9.3-339 также разъясняется, что исполнение этих судебных актов (в том числе судебных актов о возврате платежей из бюджетов бюджетной системы РФ) должно осуществляться в порядке, установленном гл. 24.1 БК РФ, путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.

Однако в связи с вступлением в силу с 01.01.2011 изменений в БК РФ гл. 24.1 данного кодекса регламентирует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений.

Согласно разъяснениям, данным в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21, ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными ст. 120 ГК РФ.

После вступления в силу изменений в Гражданском кодексе от 03.11.2006 в соответствии со ст. 120 ГК РФ собственник имущества АУ не несет ответственности по обязательствам АУ, а с 01.01.2011 и собственник имущества БУ не несет ответственности по обязательствам БУ.

Таким образом, в отношении АУ и БУ не может быть применен специальный порядок исполнения судебных актов, предусмотренный гл. 24.1 БК РФ.

Каким имуществом отвечают по своим обязательствам БУ и АУ?

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ :

• автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенного автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств;

• бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

Таким образом, перечень видов имущества АУ, на которое может быть обращено взыскание, больше, чем у БУ, что для контрагентов является более привлекательным. В то же время АУ, в отличие от БУ, рискует лишиться недвижимого имущества, без которого оно какое-то время не сможет заниматься деятельностью, приносящей доход.

Специальный порядок взыскания на средства БУ?

В соответствии с п. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ (ред. от 29.11.2010) обращение взыскания на средства БУ, лицевые счета которых открыты в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), осуществляется посредством направления судом или предъявления взыскателем исполнительного документа в данный финансовый орган. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа) прилагается заявление взыскателя, в котором указываются реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности (или ее нотариально удостоверенной копии), удостоверяющей полномочия представителя.

Финансовый орган, в который поступил исполнительный документ, не позднее пяти рабочих дней после его получения направляет БУ-должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.

БУ-должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете должника.

При этом БУ-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов БУ-должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет.

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, БУ-должник одновременно с платежным документом представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

При нарушении БУ-должником указанных требований, а также срока ежемесячной выплаты по исполнительному документу финансовый орган до момента устранения нарушения приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.

Орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) ведет учет и осуществляет хранение исполнительных и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном порядке.

Таким образом, данный порядок обращения взыскания на средства БУ отличается от порядка, описанного в гл. 24.1 БК РФ в отношении обращения взыскания на средства БУ, действовавшего до внесения в БК РФ изменений Федеральным законом № 83-ФЗ. Особенность заключается в том, что главный распорядитель (распорядитель) средств соответствующего бюджета не выделяет лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для БУ-должника, то есть собственник имущества БУ не отвечает по обязательствам последнего.

Порядок принудительного исполнения судебных актов.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Заявление в Федеральную службу судебных приставов подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или иного документа, удостоверяющего его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. В трехдневный срок со дня поступления к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа он выносит постановление о возбуждении либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он немедленно передается судебному приставу-исполнителю, который принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в нем в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок в пределах пяти дней для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.

С целью исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель обязан запрашивать в соответствующих органах, службах, банках и иных кредитных учреждениях информацию о наличии (отсутствии) денежных средств и иного имущества у должника.

В случае невыполнения должником в добровольном порядке требований судебного пристава-исполнителя после истечения срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель обязан принимать следующие меры принудительного исполнения:

• изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;

• обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;

• совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

• освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

• иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Обжалование действий\бездействий судебного пристава-исполнителя.

В случае пропуска срока обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного пристава суды отказывают в удовлетворении требований заявителя (Постановление ФАС ДВО от 13.11.2009 № Ф03-6162/2009).

В жалобе должны быть указаны должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются, наименование организации, подающей жалобу, и ее местонахождение, основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий, и требования лица, подавшего жалобу.

Бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в отсутствии ответа на жалобу в установленный срок, признается судами незаконным (Постановления ФАС ЗСО от 02.02.2010 по делу № А46-15872/2009, ФАС УО от 13.07.2010 № Ф09-5362/10-С2).

Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, которое направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично в решении может быть сказано об отмене полностью или частично вынесенного постановления, о принятии нового решения, об обязании должностного лица принять новое решение, о признании действий (бездействия), отказа в совершении действий неправомерными и определении мер, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Согласно ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.

При непредставлении судебным приставом-исполнителем доказательств совершения в течение двух месяцев с момента получения исполнительного листа действий, направленных на исполнение исполнительного листа, или доказательств наличия причин, препятствующих совершению исполнительных действий, суд признает бездействие незаконным и обязывает устранить допущенные нарушения (Решение АС МО от 10.08.2010 № А41-229841/10, Постановления ФАС ВВО от 16.08.2010 по делу № А11-14175/2009, ФАС МО от 18.08.2009 № КА-А40/7633-09).

Постановления Главного судебного пристава РФ, Главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

Требования, указанные в постановлении пристава, обязательны для исполнения должником. Это касается и срока на добровольную оплату долга, который специалист ФССП определяет по нормам федерального закона № 229-ФЗ. По общему правилу указанный срок составляет 5 дней. При нарушении срока добровольного исполнения постановления судебного пристава начнется принудительное взыскание. Также с должника взыщут исполнительский сбор, что увеличит общую сумму задолженности.

Что такое срок добровольного исполнения постановления пристава

Обязанность исполнить решение или приказ суда возникает сразу после вступления этих документов в силу. Также у взыскателя возникнет право требовать принудительного взыскания через ФССП. С этой целью приставам подается заявление с исполнительным листом или судебным приказом. Как только в ФССП поступят указанные документы, пристав обязан возбудить исполнительное производство.

Прежде чем приступать к принудительному взысканию, пристав обязан дать должнику время на добровольное исполнение. Основания, сроки и порядок для добровольного и принудительного исполнения можно найти в законе № 229-ФЗ.

Вот несколько важных норм, связанных со сроками на погашение долга в добровольном порядке:

  • срок на добровольную оплату по исполнительному листу дается на начальной стадии производства, т.е. при его возбуждении;
  • точный период времени зависит от сути требований взыскателя, а в некоторых случаях пристав вообще не может устанавливать сроки на добровольное исполнение;
  • в назначенный срок нужно полностью оплатить долг или исполнить иное требование;
  • при неполной или несвоевременной оплате пристав сможет начать взыскание и назначит исполнительский сбор.

Цель предоставления времени на добровольную оплату — избежать ненужных действий пристава, арестов и реализации имущества должника, дополнительных расходов. Если должник добросовестно отнесся к своим обязательствам, не имеет смысла взыскивать с него исполнительский сбор, подвергать запретам и ограничениям.

Пристав не может произвольно устанавливать сроки на добровольное исполнение. Все правила четко прописаны в законе № 229-ФЗ. Если должник увидит, что его права нарушены, он сможет подать жалобу и наверняка добьется положительного результата.

Куда можно подать жалобу на действия
судебного пристава? Закажите
звонок юриста

Какой срок добровольной оплаты по исполнительному производству

Общие правила возбуждения производства и установления сроков на добровольную оплату можно найти в ст. 30 закона № 229-ФЗ. Должник узнает об открытии дела из постановления ФССП. Там же будет указан и срок на добровольное исполнение. О том, сколько времени дается на исполнение разных видов требований, читайте ниже.

Для погашения задолженности

Чаще всего предметом исполнительного производства является взыскание задолженности. Это могут быть долги по кредитам и займам, по договорам и распискам, по налогам, другим обязательствам. Срок на добровольную выплату задолженности составляет 5 дней. Пристав не может менять этот срок в большую или меньшую сторону.

Для некоторых видов требований сроки считаются по специальным правилам закона № 229-ФЗ. Если не исполнить постановление в срок, указанный приставом, будет начато принудительное взыскание. Также с должника могут взыскать исполнительский сбор, дополнительный штраф по административному делу.

Для некоторых видов долгов указанный срок не действует. Например, это касается судебных актов, которые подлежат немедленному исполнению. Типичным примером немедленного исполнения является взыскание долга по зарплате за 3 месяца, решение об удержании алиментов.

Для требований по неимущественному долгу

Предметом исполнительного производства могут быть неимущественные требования. Например, в исполнительном производстве может содержаться требование об опубликовании опровержения о клевете, о передаче ребенка взыскателю, другие обязательства. Для неимущественных обязательств срок на добровольное исполнение также составляет 5 дней.

Отметим, что в судебном акте может быть указан иной срок на исполнение. Обычно это связано со специальным характером обязательств, статусом взыскателя или должника. Если в исполнительном листе указан иной срок (больше или меньше стандартных 5 дней), пристав обязан отразить его в постановлении без изменений.

Какие меры применит судебный пристав
для взыскания задолженности, если
не платить ее добровольно? Спросите юриста

Для оплаты административных штрафов

Административный штраф — это денежных (имущественный) долг. Поэтому на добровольную выплату штрафа после начала исполнительного производства тоже дается 5 дней. Если за это время требование не исполнено без уважительных причин, должнику назначат дополнительное административное наказание по ст. 20.25 КоАП РФ. Чаще всего это будет новый штраф в двойном размере, но не менее 1 000 рублей.

Для административных штрафов есть и специальный срок на добровольное погашение. Он составляет 60 дней с даты вступления в силу постановления суда, должностного лица или органа. Если нарушитель успеет выплатить штраф в эти 60 дней, постановление вообще не передадут в ФССП на исполнение.

Для погашения уголовных штрафов

Если предметом взыскания является штраф за совершение преступления, действуют специальные нормы для добровольного погашения. Они определены статьей 103 закона № 229-ФЗ и составляют:

  • 60 дней с даты вступления в силу приговора (общее правило);
  • 35 дней, если производство начато спустя 25 суток или более с момента вступления приговора в силу.

Если суд дал рассрочку по выплате уголовного штрафа, пристав будет устанавливаться сроки на добровольное исполнение по каждой из них. Следовательно, все зависит от содержания приговора.

Если не соблюсти указанные сроки после возбуждения дела, должнику могут заменить штраф на другой вид наказания. С этой целью пристав вернет документы в суд, укажет на нарушение сроков. Замена не допускается, если штраф является не основным, а дополнительным видом наказания за преступления. В этом случае ФССП ведет взыскание по общим правилам.

Для решений суда с немедленным исполнением

Это специальная категория требований по исполнительным листам и судебным приказам. При немедленном исполнении должник обязан выполнить требование не позже первого рабочего дня после поступления исполнительного документа в ФССП. Следовательно, пристав обязан незамедлительно вынести постановление об открытии дела, вручить его должнику.

В категорию судебных дел с немедленным исполнением по ст. 211 ГПК РФ входит:

  • взыскание по алиментам;
  • взыскание по зарплате или иным выплатам от работодателя за последние 3 месяца;
  • требование о восстановлении на работе после незаконного увольнения;
  • требование о включении гражданина в списки избирателей.

По некоторым делам суд может установить немедленное исполнение по своей инициативе или по требованию истца. Это возможно, если затягивание сроков может повлечь значительный ущерб или вообще сделать исполнение невозможным. Такие вопросы решаются в индивидуальном порядке, а пристав будет лишь выполнять предписание суда.

Немедленное исполнение решения суда —
это на следующий день, или я неправильно
понимаю этот термин?

Когда пристав не устанавливает срок добровольного исполнения

Есть ряд исключений, когда представитель ФССП вообще не даст времени на добровольное исполнение. Перечень таких оснований тоже указан в ст. 30 закона № 229-ФЗ:

  • если взыскатель повторно направляет документы в ФССП — например, если ранее пристав окончил или прекратил производство с возвратом исполнительного документа;
  • если исполняется требование о конфискации имущества по уголовному или административному делу — в данном случае имущество не подлежит реализации, поэтому должник не может повлиять на его изъятие;
  • если требование должно быть исполнено немедленно — как указывалось выше, данные требования исполняются в течение первого рабочего дня;
  • если предметом взыскания является исполнительский сбор, расходы на ведение производство — такие требования исполняются после погашения долга перед взыскателем.

В ст. 30 указано еще несколько оснований, когда пристав не дает срок на добровольное исполнение. Они связаны с розыском ребенка, исполнением отдельных видов уголовных наказаний, выдворения должник аза пределы России.

Сколько времени дает суд на погашение
долга по уплате алиментов? Закажите
консультацию эксперта

Как пристав определяет срок на добровольное исполнение

Начало течения и окончания сроков на добровольное исполнение напрямую связаны с действиями пристава, вынесением постановлений и направления их должнику. Ниже расскажем об этапах возбуждения дела, которые влияют на сроки для должника.

Возбуждение производства, вынесение постановления

Документы в ФССП может подать сам взыскатель, либо судебный орган. По административным и уголовным штрафам постановления направляют суды, должностные лица, государственные или муниципальные органы. Срок возбуждения исполнительного производства судебным приставом составляет 3 дня после получения документов. Если документы направлялись через региональное Управление ФССП, то срок на возбуждение дела составляет 5 дней. На практике, реальное количество дней на возбуждение дела может быть больше.

В постановлении будет указан точный срок, в течение которого должник может добровольно исполнить требования взыскателя. Также в документе будут разъяснены последствия нарушения сроков или неполной оплаты задолженности.

Если судебный акт нужно исполнить немедленно, пристав возбуждает исполнительное производство в срок до 1 рабочего дня. Очевидно, что в такой ситуации нельзя направлять должнику документы по почте. Поэтому представители ФССП выезжают на место, вручают копию постановления под роспись или под входящий номер.

Направление постановления должнику

С какой даты считается срок

Это зависит от способа направления (вручения) постановления или извещения должника. Срок 5 дней на добровольную оплату начнет течь:

  • со дня личного получения должником копии постановления (например, лично у пристава или на почте);
  • со дня направления должнику смс-уведомления о включении исполнительного производства в Банк данных ФССП;
  • со дня размещения постановления в электронной форме на портале госуслуг.

Пристав обязан выдержать максимально возможный и разумный срок, прежде чем приступать к принудительному взысканию. Например, на возврат уведомления о вручении письма с почты можно уйти несколько дней. Чтобы избежать споров, пристав может отслеживать почтовый трекер, проверять дату фактического вручения письма.

Добровольная оплата должна пройти в течение срока, указанного в постановлении ФССП. Это будет проверяться по датам в платежных документах, электронных чеках. Если задержка в переводе денег вызвана действиями банка или почты, ключевое значение будет иметь дата внесения средств должником.

Кто виноват, если письма из суда или от пристава
потерялось во время доставки где-то
в недрах Почты России?

Можно ли продлить сроки добровольного погашения долга

Должник не может повлиять на срок открытия производства, на принятие решений и издание постановлений. Но в некоторых случаях он может получить дополнительное время на добровольную оплату, исполнение неимущественных требований. Для этого нужно доказать, что исполнение в назначенный срок было невозможным по объективным, уважительным причинам.

О невозможности исполнения по уважительным причинам нужно обязательно уведомить пристава. Для этого нужно подать заявление по почте, через госуслуги или лично в ФССП. К заявлению нужно приложить доказательства, подтверждающие невозможности исполнения. Также необходимо указать просьбу о предоставлении дополнительных дней на оплату задолженности. Примерный образец заявления о продлении можно скачать в нас на сайте.

Уважительность причин пропуска срока

Уважительность причин пропуска времени на добровольное исполнение позволит избежать не только принудительного взыскания, но и дополнительных санкций и расходов. Для продления должник может ссылаться:

  • на обстоятельства непреодолимой силы (например, если на момент возбуждения дела должник находился за границей и не мог оплатить долг);
  • на нахождение в больнице;
  • на нахождение в длительной служебной командировке;
  • на необходимость срочного выезда по случаю болезни или смерти родственников;
  • иные причины, которые пристав признает уважительными.

Срок принятия решения по заявлению должника составляет 10 дней. Если заявление удовлетворят, должнику предоставят дополнительное время на исполнение. Это будет отражено в постановлении ФССП.

Как писать заявление о продлении сроков
на погашение долга, чтобы пристав счел
мои доводы убедительными?

Чем грозит пропуск срока добровольного исполнения исполнительного листа

Прежде всего, пристав начнет принудительное взыскание, в том числе удержания с доходов, например, списание денег с зарплатной карты. И реализацию активов. Также должник может столкнуться с дополнительными расходами и санкциями:

  • пристав взыщет исполнительский сбор 7% от суммы долга, но не менее 1 000 рублей (с должника-гражданина) или в размере 5 000 рублей по неимущественным требованиям;
  • пристав вернет в суд документы о неоплаченном уголовном штрафе, чтобы его заменили на другое наказание;
  • за неоплату административного штрафа пристав взыщет еще один штраф по ст. 20.25 КоАП РФ.

Таким образом, несвоевременная оплата долга по постановлению ФССП или неисполнение неимущественных требований всегда невыгодна для должника. Если есть возможность, нужно платить по постановлению вовремя, либо заранее обращаться в суд за отсрочкой или рассрочкой.

Возникли вопросы, связанные с исчислением сроков на добровольное исполнение? Проконсультируйтесь у наших юристов! Мы поможем найти выход даже в самой сложной ситуации!

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее - федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее - подведомственные организации).

Статья 62. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 63. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 64. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее - органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее - сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее - дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

Статья 65. Задачи органов принудительного исполнения

На органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи:

по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

по организации и исполнению межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

по организации исполнения и непосредственному исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения;

иные задачи в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа принудительного исполнения.

Статья 66. Правовая основа деятельности сотрудников органов принудительного исполнения

Статья 67. Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, по организации деятельности органов принудительного исполнения

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; (Абзац введен - Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

организует взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (Абзац введен - Федеральный закон от 01.05.2019 № 97-ФЗ)

организует контроль в установленной сфере деятельности;

принимает решение о необходимости открытия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению либо территориальному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - депозитный счет службы судебных приставов); (Абзац введен - Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ)

является распорядителем денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, открытом федеральному органу принудительного исполнения; (Абзац введен - Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 194-ФЗ)

Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

2. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; (Абзац введен - Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

Исполнительное производство служит итоговым этапом любого гражданского процесса, который предполагает выполнение постановлений судебных и других уполномоченных государственных органов. К этому процессу привлекаются сотрудники службы судебных приставов.

Каждое судебное решение ответчик может выполнить добровольно, в противном случае наступает принудительное исполнение с участием сотрудников ведомства – приставов-исполнителей.

Исполнительный документ

Это документ, считается законным основанием, чтобы начать исполнительное производство , а также для аналогичных оснований для приставов в процедуре по принудительному выполнению постановлений суда, а также решений других государственных органов. В законодательстве регламентированы конкретные сроки для рассмотрения таких документов.

Исполнительный документ – это основание юридического характера, которое дает право для начала исполнительного производства. На его основании сотрудник ФССП осуществляет этапы процедуры по принудительной реализации постановлений правосудия по отношению к должнику.

Исполнительные действия совершаются на основании следующих актов:

  • исполнительные листы, которые предоставляются судами общей юрисдикции в связи с принятыми ими решениями;
  • судебные приказы;
  • согласие должника об уплате алиментов, нотариально заверенное;
  • решения комиссий в случае возникновения трудовых споров;
  • акты о нарушениях административного характера;
  • решения судебного пристава;
  • постановления иных органов, когда это предусмотрено законом;
  • при отсутствии разногласий между сторонами договора – исполнительная надпись нотариата.


Что относится к мероприятиям принудительного исполнения

К соответствующим мерам, носящим характер принудительного исполнения, относятся конкретные исполнительные действия, утвержденные по принятому общему правилу , которые совершаются и озвучены в данном акте, а также мероприятия, которые проводят сотрудники ФССП в части удовлетворения решений судебного органа – получения с ответчика причитающегося долга.

Принудительный характер действий наступает в конкретных ситуациях:

  • исполнительное производство фактически в силе и продолжается;
  • должник уклоняется от добровольного характера исполнения;
  • прошел период отсрочки, если такая была предоставлена ответчику.

Такие действия реализовываются судебными приставами в соответствии с законом после того, как начато это мероприятие процессуального характера. Если закон дает время для добровольного погашения задолженности, реализация мер наступает после истечения этого срока.

Общий порядок совершения любых исполнительных действий содержит следующие меры:

  1. Взыскание долга с имущества, в том числе, удержание финансовых активов, имеющихся на счетах должника.
  2. Периодическое удержание из систематических перечислений, которые получает ответчик, если он получает их в силу трудовых или социальных отношений.
  3. Конфискация у ответчика личного имущества, если оно присуждено кредитору, а также изъятие имущества и средств по исполнительной надписи, если таковое предусмотрено федеральным законодательством.
  4. Арест личного имущества должника.
  5. Перерегистрация права на личную собственность ответчика в счет погашения долга.
  6. Принудительное выселение или освобождение личного жилого помещения;
  7. В отношение лиц, не имеющих гражданства РФ – принудительное выдворение за границы государства.
  8. Освобождение личного участка земли от пребывания на нем ответчика.
  9. Прочие виды исполнительных действий , озвученные в регламенте законодателя.

Это не полный перечень видов исполнительных действий , список может быть расширен, когда это допускается законом.

В чем разница приостановления и отложения мероприятий по производству

Продление или увеличение сроков, которые должны соблюдать сотрудники ФССП для реализации исполнительных действий , могут увеличиться или быть отложены по заявлению должника , непосредственно принимающего участие в рассматриваемом производстве.

Понятие отсрочки подразумевает корректировку сроков для совершения рассматриваемых исполнительных действий службы ведомства в большую сторону, а рассрочка – это возможность рассчитываться частями в оговоренные сроки.

Сроки совершения исполнительных действий могут быть отложены, но не более, чем на 10 дней, при этом дата фиксируется в постановлении.

Этот процесс может быть остановлен совсем или частично до устранения обстоятельств, которые явились основанием для такого действия, следовательно, прекращение рассматриваемой процедуры для исполнительного производства означает, что невозможно ее возобновить и, следовательно, применить документ об исполнении.

В некоторых случаях, когда законодателем это допускается, постановлении о прекращении отменяется. Такая ситуация возникает, когда есть необходимость дополнительного характера для начала исполнительных действий , которая включает, в том числе, принудительные меры.


Образец заявления об отложении исполнительных действий приставам

Когда наступает обращение в сторону реализации личного имущества и что такое исполнительская неприкосновенность

Арест денег должника на банковских счетах подразумевает невозможность их списания в размере, которая озвучена в исполнительном документе. Банк или иная кредитная организация не вправе заявлять об удовлетворении имеющегося требования к гражданину, как к своему клиенту.

Допускается арест личного имущества, которое характеризуется статусом совместной собственности с последующим определением конкретной доли ответчика в этой массе. Такая мера используется как в период добровольного погашения задолженности, таки после истечения этого срока.

Под понятием исполнительский (имущественный) иммунитет понимается мораторий на лишение ответчика единственного жилья, в случае, если таковое не служит предметом залога. Это регламентировано ГПК РФ в статье 446.

Стандарт такого иммунитета предусматривает ухудшение жилищных условий, с оговоркой, что в случае банкротства, должник должен быть обеспечен подходящей для проживания недвижимостью по количеству метров площади и всем нормам социальных условий.

Разница между прекращением и окончанием производства

Акт совершения исполнительных действий различается, это может быть:

  • Окончание, когда долг получен.
  • Прекращение, когда в силу определенных обстоятельств этот долг получить невозможно, и эти причины подтверждены законом.

К первому случаю относится:

  • Исполнение претензий кредитора.
  • Требования исполнены за счет одного или группы лиц, ранее объединенных в одно производство для солидарного возмещения.
  • Перераспределение исполнительных документов по делу на смежный отдел приставов.
  • Информирование работодателя с целью периодического удержания средств из зарплаты.

Второй случай, когда окончание характеризуется отсутствием ожидаемых действий. К этим факторам можно отнести:

  • Юридическое лицо ликвидировано.
  • Суд, прочий государственный орган, вынесший решение затребовал возврат документа.
  • Должник признан банкротом и документ передан управляющему.
  • Истек срок давности по документу.

Следует помнить, что время на исполнительные действия судебных приставов составляет 2 месяца. После этого он обязан вынести резолюцию и завершить процедуру. На законодательном уровне регламентировано, что он обязан окончить производство по делу, или вернуть кредитору документ без исполнения. Это касается тех случаев, когда не выявлено имущество, нет самого должника или он не обладает никакими денежными средствами для погашения долга.


Заключение

В ситуации, когда конкретное производство было прекращено, начать его заново по заявлению кредитора невозможно.

Пристав обязан рассмотреть личное ходатайство граждан в срок, не более 10 дней с даты его поступления. Далее он выносит постановление об изменении сроков или полном прекращении рассматриваемого исполнительного производства, в худшем случае он может совсем отказать по заявлению.

Как влияет на процесс прекращение конкретного исполнительного производства на законодательном уровне:

  • процесс не может быть возобновлен;
  • отмена ранее предпринятых мер;
  • исходный документ теряет свою юридическую силу.

В ситуации, когда в ходе исполнения документа возникли расходы средств по совершению исполнительных действий, после прекращения дела эти суммы не подлежат списанию, закон регламентирует открытие по этим долгам отдельного исполнительного производства.

Сегодня будем разбираться в обязанностях и правах судебного-пристава исполнителя по исполнительному производству.

Вообще всегда думаю, как эти должностные лица умудряются так работать, что ими недоволен ни Должник, ни Взыскатель?)))

Нужно же как то так постараться . А теперь посмотрим как же он должен работать, если работать будет в рамках законодательных норм?

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель:

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод , если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;

осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом ;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка ( исполнительного розыска ), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

Берегите себя и своих близких, Ваш адвокат Хромых Л.Г.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Не забывайте ставить лайк, если Вам понравилась статья и делиться своим мнением в комментариях.

Читайте также: