Порядок формирования судебного корпуса

Обновлено: 17.05.2024

Существует три способа формирования судейского корпуса: 1) избрание судей; 2) назначение судей органами или должностными лицами государства; 3) смешенный способ, когда судьи одних звеньев судебной системы избираются, а судьи других – назначаются, либо когда в один и тот же суд одна часть судей назначается, а другая избирается. В современных государствах используются различные варианты.

На первый взгляд альтернатива выбора и назначения судей не должна существовать, поскольку выборы являются наилучшим способом утверждения легитимности власти. Но исторический опыт заставляет критически относиться к неограниченному использованию системы выборов. Судья должен подчиняться закону и тем самым не зависеть от лиц, его избравших. Главное для судьи – установить истину по рассматриваемому делу и вынести законное и обоснованное решение. Избиратели должны адекватно оценивать судью, соблюдающего закон. Но у них неодинаковый уровень правосознания. Отсюда их мнение может быть противоположным. По той же причине им сложно сделать выбор из нескольких кандидатур, предлагаемых на должность судьи. Поэтому система выборов судей при замещении судейских должностей не может быть господствующей. Она способна быть вспомогательной, дополняющей систему назначения судей органами государства. В свою очередь, использование системы назначения судей не безупречно, страдает рядом недостатков: подбор судей, исходя из их политических убеждений; затрудненность доступа граждан к тому, чтобы занять должность судьи.

И все-таки система назначения судей, ограниченная требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи, и правом представлять к назначению лишь наиболее достойных лиц, имеет больше преимуществ, чем избрание судей. Она является еще более ценной, когда сочетается с системой выборов судей.

Для упрочения независимости суда нужен дифференцированный подход к комплектованию судейского корпуса. Исходным здесь является то, какие суды образуют судебную систему.

Определение способа замещения судебных должностей в Верховном Суде государства является особенно важным, поскольку он ближе всех остальных судов находится к законодательной и исполнительной власти и может влиять на политику государства, не говоря уже о том, что путем разъяснений законодательства, закрепленных в постановлениях, обязательных для всех правоприменителей, может воздействовать на судебную практику. Поэтому применительно к ним надо использовать систему выборности судей избирателями или парламентом на определенный срок.

Что касается судей остальных судебных инстанций, то они должны быть назначаемы главой государства. Это в какой-то мере обеспечит их независимость от местных государственных и общественных структур. Именно эти суды рассматривают основную часть юридических дел и от качества их работы в значительной мере будет зависеть правопорядок в государстве.

В Республике Беларусь комплектование судейского корпуса происходит путем назначения судей Президентом Республики Беларусь, а для назначения судей высших судебных инстанций государства при этом необходимо согласие Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Согласно ст. 84 Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания назначает на должность судей Верховного Суда и судей Высшего Хозяйственного Суда, а также назначает на должность Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов.

Президент Республики Беларусь назначает шесть судей Конституционного Суда (другие шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания) и с согласия Совета Республики назначает Председателя Конституционного Суда.




Президенту Республики Беларусь принадлежит право освобождать от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда. При этом согласия Совета Республики не требуется.

Судьи судов всех звеньев судебной системы назначаются на должность бессрочно, кроме назначаемых на должность впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, бессрочно назначаются на должность после пяти лет работы судьей.

Судьи по административным делам и исполнительному производству назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут пребывать в должности не более 11 лет.

Судьи военных судов всех уровней могут занимать должность до тех пор, пока они находятся на действительной военной службе.

Судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Это общие требования, предъявляемые к кандидатам в судьи низшего звена судебной системы. Однако эти требования недостаточны для судей вышестоящих судов. Кандидаты на должность судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет, а судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Лица, желающие занять должность судьи (кандидата на должность судей), сдают квалификационный экзамен экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается Квалификационной коллегией судей, действующей на основе Положения о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 4 декабря 1997 г. [81]

После успешной сдачи экзамена кандидат на должность судьи обращается в квалификационную коллегию судей с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи. Квалификационная коллегия с учетом результатов экзамена рассматривает заявление и дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи или об отказе в ней.

Данные о результатах экзамена, а также другие материалы, характеризующие кандидата на должность судьи, Министерством юстиции направляются в Администрацию Президента Республики Беларусь.

Эти общие нравственные требования конкретизированы в Кодексе чести судьи Республики Беларусь, принятом на Первом съезде судей Республики Беларусь, который состоялся 5 декабря 1997 г.[82], где изложены нормы поведения судьи как во время исполнения им своих профессиональных обязанностей, так и во внеслужебной деятельности.

Кроме требований нравственного характера, в законодательстве содержатся также иные требования, обеспечивающие независимость судей.

Судьи всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь, не могут заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или преподавательской, не связанной с занятием штатных должностей, осуществлять предпринимательскую деятельность, быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям, преследующим политические цели. Судьи не имеют право материально поддерживать политические партии и движения, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать на съездах политических партий и движений.

Несменяемость судей

Судьи всех судов, входящих в судейскую систему Республики Беларусь, несменяемы. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемость судей обеспечивается назначением их на должность бессрочно. Даже если судья назначается на должность впервые, а после пяти лет работы судьей он, согласно действующему законодательству, назначается на должность судьи бессрочно, то в течение этих пяти лет также действует принцип несменяемости.

Приостановление и прекращение полномочий судьи осуществляется на основании правовых норм, закрепленных в законодательстве.

Приостановление полномочий судьи – это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей.

Полномочия судей общих и хозяйственных судов приостанавливаются на основании заключения квалификационной коллегии судей соответствующего суда.

Для приостановления полномочий судей Верховного Суда необходимо заключение квалификационной коллегии судей Верховного Суда; для приостановления полномочий судей областных (Минского городского), районных (городских) судов – заключение квалификационной коллегии судей соответствующего областного суда (Минского городского суда); для приостановления полномочий судей военных судов – заключение квалификационной коллегии судей Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов; в отношении судей хозяйственных судов – заключение квалификационной коллегии судей хозяйственных судов.

Основаниями для приостановления полномочий судей общих и хозяйственных судов являются:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением общего суда, вступившим в законную силу;

2) когда в установленном порядке дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или же заключение под стражу;

3) когда судья участвует в избирательной компании в качестве кандидата в депутаты или на другие государственные должности.

Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с п.п. 2 и 3 указанного перечня или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать решение квалификационной коллегией судей. При этом в соответствии с п. 23 Положения о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 4 декабря 1997 г.[83] заключение квалификационной коллегии судей областей (г. Минска) и военных судов может быть обжаловано в квалификационную коллегию судей Верховного Суда, а заключение квалификационной коллегии судей Верховного Суда и заключение квалификационной коллегии судей хозяйственных судов могут быть обжалованы соответственно в Пленум Верховного Суда и Пленум Высшего Хозяйственного Суда.

Если основания для приостановления полномочий судьи отпали, то он восстанавливается в своих полномочиях. При этом необходимо заключение соответствующей квалификационной коллегии судей, которая принимала решение о приостановлении полномочий судьи.

Полномочия судей Конституционного Суда приостанавливаются по решению Конституционного Суда, принимаемого безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостановлению и осуществляется по решению Конституционного Суда.

Таким образом, приостановление полномочий судьи означает, что судья временно отстраняется от исполнения своих обязанностей. Однако это не ведет к снижению уровня его материального обеспечения, он продолжает получать заработную плату и иные виды вознаграждения за труд, кроме тех случаев, когда он подвергнут аресту. Судья возобновляет свои полномочия, когда основания для приостановления полномочий отпали.

Освобождение судьи от исполнения обязанностей, как разновидность прекращения полномочий, осуществляется:

1) по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;

2) в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с его согласия на другую работу;

3) по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно;

4) по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи;

5) по собственному желанию;

6) в связи с утратой гражданства Республики Беларусь.

Решение об освобождении судей общих и хозяйственных судов от исполнения обязанностей принимается Президентом Республики Беларусь с учетом заключения квалификационной коллегии судей.

При отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению на свою прежнюю должность.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь на основании личного письменного заявления судьи и по представлению Конституционного Суда, причем при наличии некоторых оснований необходимо уведомлять Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

За судьей, вышедшим в отставку, сохраняются права и гарантии. Он продолжает входить в состав судейского корпуса, может быть избран в органы самоуправления судей. На его распространяется Кодекс чести судьи Республики Беларусь [84].

Судье, находящемуся в отставке и имеющему трудовой стаж не менее 20 лет, выплачивается ежемесячное содержание, не облагаемое налогом, в размере 60 процентов должностного оклада с учетом индивидуальных надбавок и доплат, которые имел данный судья. Если судья находится в отставке и трудовой стаж на должности судьи у него менее 20 лет, то по достижении возраста 55 лет (для женщин –50 лет), выплачивается пожизненное содержание пропорционально сроку работы на должности судьи. В случае, когда стаж судьи более 20 лет, то размер пожизненной платы увеличивается на 3 процента за каждый полный год работы свыше двадцати лет. При этом сумма содержания не может быть больше 75 процентов размера должностного оклада судьи.

На основании решения квалификационной коллегии судей отставка прекращается в случае совершения судьей в отставке поступка, дискредитирующего звание судьи, а также в случае повторного назначения на должность судьи. Отставка прекращается в связи со смертью судьи или объявления его в установленном порядке умершим.

Во время отставки судья по его желанию, а также в случае прекращения отставки вправе получить вместо пожизненного содержания пенсию на общих основаниях.

Судья Конституционного Суда также имеет право уйти в отставку. Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены вследствие его просьбы об отставке или в связи с достижением им предельного (70-летнего) возраста пребывания в должности судьи. В стаж его работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.

Судейский корпус - это совокупность судей, действующих и находящихся в отставке.

Судья должен соответствовать следующим критериям:

1. гражданство РФ;

2. высшее юридическое образование;

3. стаж работы по юридической специальности и возраст:

- для гражданских и военных и арбитражных судов основного звена - стаж - 5 лет, возраст - 25 лет;

- для гражданских, военный и арбитражных судов среднего звена - стаж - 5 лет, возраст - 30 лет;

- для Верховного суда РФ - стаж 10 лет, возраст - 35 лет;

4. для Конституционного суда РФ - стаж - 15 лет, возраст - 40 лет, необходимо быть так же признанным специалистом в области права (кандидат юридических наук),

5. для военных судов в стаж засчитывается срок работы на офицерской должности.

К кандидату на должность судьи предъявляются требования к определенному моральному облику. Кандидат на должность судьи должен сдать квалификационный экзамен квалификационной комиссии (состав утверждается квалификационной коллегией судей), результаты экзамена действительны в течение трех лет. После сдачи квалификационного экзамена кандидат обращается в квалификационную коллегию за рекомендацией, повторное обращение допускается только через год. При положительном заключении все материалы о кандидата передаются председателю вышестоящего суда. Согласно закону “О статусе судей в РФ” в субъектах Федерации назначение на должность судьи должно быть согласовано с законодательным органом субъекта. Все материалы направляются в администрацию Президента РФ, где решается вопрос в комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ и, подписывается Президентом РФ.

Правовой статус судей. Для выполнения задач по осуществлению правосудия и других функций судьи и народные заседатели обладают властными полномочиями в соответствии с законом. Полномочия судей и народных заседателей во время исполнения правосудия равны.

Срок полномочий судьи не ограничен, кроме случаев:

- мировые судьи избираются первоначально на срок 5 лет;

- судьи районного (городского) суда впервые избираются на срок 3 года, по истечению которого они могут быть назначены без ограничения срока.

Гарантии независимости судей.

Независимость судьи обеспечивается:

- Наличием особой процедуры осуществления правосудия.

- Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи.

- Правом судьи на отставку.

- Неприкосновенностью судьи (его личности, жилища, служебного помещения, транспорта, средств связи, имущества, корреспонденции, документов).

- Предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

- Системой органов судейского сообщества.

- Наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Также к правовым (юридическим) гарантиям независимости судей можно отнести:

- порядок отбора и наделения судей полномочиями

- неподотчётность никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия

- запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела

- установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии".

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: