Получение взятки преподавателем вуза судебная практика

Обновлено: 14.05.2024

18 октября 2015г. 7 11292

Согласно регулярно проводимым соцопросам, установлено, что хотя бы однажды каждый третий из наших сограждан давал взятку. Обычно мзду требуют лица при исполнении: чиновники, сотрудники правоохранительных органов.

Еще один местом, куда наши сограждане несут немалые суммы в конвертах являются вузы и иные учебные заведения.

Взятка по УК РФ

По закону, вымогательство взятки - это требование должностного лица дать взятку в денежной или иной форме под угрозой действий/бездействия в ущерб интересам гражданина.

Сам по себе факт взятки является уголовно наказуемым преступлением, а вымогательство при этом отягчающее обстоятельство. Лицо, уличенное в вымогательстве взятки, наказывается штрафом в размере от 70 до 90-кратной суммы взятки или же лишением свободы на срок 7-12 лет с лишением права занимать ряд должностей в течение 3 лет и штрафом в сумме 60-кратной взятки.

Когда речь идет о вымогательстве взятки за сдачу экзамена, должностное лицо (преподаватель) требует плату за то, чтобы проставить оценку без самого факта сдачи экзамена. Дополнительно к составу преступления добавляется служебный подлог, наказываемый по ч. 1 ст. 292 УК РФ штрафом в сумме до 80 тыс. руб. или в сумме зарплаты за 6 мес., либо обязательными работами на срок до 480 ч., либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом до 6 мес., либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Стоит признать, что вымогательство взятки со студентов - является весьма серьезным уголовным преступлением, влекущим отнюдь не символическое наказание.

Что делать студенту?

Не только тот, кто вымогает взятку - является преступником, но и тот, кто дает ее. Студент, соглашающийся заплатить мзду за высокую оценку на предстоящем экзамене, нарушает ст. 291 УК РФ, за что ему грозит наказание в сумме 15-30-кратной взятки, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере 10-кратной взятки.

Есть и еще более суровое наказание, которое суд назначает взяточникам, причинившим потерпевшим вред в особо крупных размерах.

Взятка

Перед студентом, отказывающимся платить взятку преподавателю, выбор стоит не слишком большой. Можно устроить скандал и в этом случае, скорее всего преподаватель примет экзамен бесплатно, вот только рассчитывать на высокую оценку вряд ли придется. Разумеется, если Вы уверены в своих знаниях, то на риск пойти стоит. Но лучше действовать так, как предлагает закон.

О предстоящем преступлении (даче взятки) следует заранее информировать полицию или прокуратуру. Сделать это можно письмом, а также по телефону. Заявителю, то есть Вам, придется указать полные данные взяткополучателя, а также размер взятки. В ответ на такое заявление Вам предложат участие в оперативно-розыскных действиях, то есть дать взятку мечеными купюрами.

В случае, если взятка будет дана Вашими деньгами, опасаться, что деньги после окончания оперативно-розыскных действий не вернут не стоит. Иное дело, если Вы сообщите о взятке в полицию или в прокуратуру уже после совершения преступления тогда деньги не вернут. В таком случае Вы будете признаны соучастником, но не потерпевшим, как если бы вы приняли участие в оперативно-розыскных мероприятиях до совершения преступления.

Из этого правила есть исключения. Если Вы не только сообщили о взятке, но и своими действиями способствовали раскрытию данного преступления, тогда суд может принять решение о возврате Вам денег при наличии доказательств в пользу того, что на данное преступление Вас толкнула крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ), либо Вы находились под психическим воздействием (ст. 40 УК РФ). В частности, физическое нездоровье, беременность и некоторые другие обстоятельства могут быть признаны смягчающими и освободить студента от уголовной ответственности за дачу взятки преподавателю.

Дела о взяточничестве занимают немалую долю в общей статистике уголовных преступлений, ежегодно регистрируемых в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Так или иначе, но взятка остается серьезнейшим уголовным преступлением, участие в котором в качестве потерпевшего или соучастника является достаточным основанием для скорейшего обращения к опытному юристу.

Данное препятствие особенно часто находит свое отражение в отношении преподавателей образовательных учреждений, так как именно они могут привить обучаемым неодобрительные черты, которые впоследствии воспроизводятся в них во все более опасных формах.

Прежде чем разбираться в юридической сути коррупции в образовательных учреждениях, попытаемся освятить вопросы по нормативно-правовому законодательству в сфере образования.

В ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации[2] в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26)[3] и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13)[4] признается право каждого человека на образование, соответственно это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. Под образованием усматривается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня (ценза), что удостоверяется соответствующим документом .

В настоящее время у большинства широких слоев населения вызывает тревогу тот факт, что поборы в образовательных учреждениях получили достаточно широкое распространение. Это приобрело характер одного из наиболее опасных коррупционных явлений, в современной правовой действительности[6].

Полагаем, что одной из причин этого явления выступает крайне низкая заработная плата преподавателя. Кроме того, данное обстоятельство можно объяснить тем, что в классовом обществе состоятельных людей, которые могут под прикрытием спонсорской помощи вкладывать в своих детей большие суммы денег, оплачивая посредством подкупа как поступление на учебу, так и дальнейшее развитие и продвижение обучаемого по основным этапам всего учебного процесса.

Безусловно, наличие тех или иных объективных или субъективных причин коррупции ни в коей мере не оправдывает преподавателя, однако объясняет, как внешне вполне приличный человек постепенно превращается иногда в злостного вымогателя, матерого коррупционера, опаснейшего даже по нынешним криминальным меркам преступника[7].

Так, например, в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2001 г. (по уголовным делам)[8] Ш. признана виновной в том, что она, работая в должности профессора кафедры иностранных языков государственного педагогического университета, неоднократно брала от студентов в качестве взяток деньги или продукты питания за выставление им в зачетных книжках зачетов и экзаменационных оценок без процедуры их приема.

Проводя анализ ряда исследований, можно придти к выводу, что одним из стимулов роста коррупции является экономическая нестабильность. К экономическим факторам коррупции образования относятся низкий уровень заработной платы преподавателей, не способной обеспечить достойные условия жизни, а также финансирование системы образования. Кроме этого, существенным фактором являются и политические аспекты развития коррупции, среди которых можно выделить: нестабильность политического устройства общества на всех уровнях; подмена политической воли политическими лозунгами борьбы с коррупцией; чрезмерно большой бюрократический аппарат и т.д. Но одним из главных политических факторов коррупции можно назвать уменьшение способности государства к проведению эффективной политики посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов, отвечающих интересам всего или большей части общества, и в первую очередь в сфере образования. То есть коррупционные проявления чаще всего связаны с правотворчеством и правоприменением, что стоит отнести уже к правовым факторам коррупции в сфере образования. На стадии принятия законодательных актов необходимо избегать двусмысленного толкования закона, возможности выбора при равных возможностях и произвола руководящих должностей.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время законодательная база в сфере образования уже сформирована, и мы не можем ее коренным образом изменить, однако в наших силах ее обновить, внеся определенные коррективы в те нормативно-правовые акты, которые содержат в себе коррупционные факторы.

[1]См.: Панченко П. Коррупция в образовательных учреждениях: составы преступлений и соотношение с непреступными деяниями // Уголовное право. 2005. № 2. С. 52.

[2]См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

[3]См.: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. № 67. 05.04.1995.

[6] См.: Панченко П. Коррупция в образовательных учреждениях: составы преступлений и соотношение с непреступными деяниями // Уголовное право. 2005. № 2. С. 52.

[7] См.: Панченко П. Коррупция в образовательных учреждениях: составы преступлений и соотношение с непреступными деяниями // Уголовное право. 2005. № 2. С. 52.

[9]См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Данные для цитирования: Dovgopol V.R. . ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ (52-54) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. PDF архив. ; ():-.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ

Довгопол В.Р.

студентка 3 курса РГУП

Аннотация. Анализируется возможность отнесения преподавателя к должностному лицу в свете применения ст. 290 УК РФ, приводятся различные точки зрения по данному вопросу. На основании судебной практики делается вывод о том, что преподаватель в ходе текущего контроля знаний студентов является должностным лицом, а следовательно, субъектом получения взятки (ст. 290 УК РФ).

A bstract. The author analyses the possibility to appropriation of the teacher to the concept of public servant on implementation of article 290 of Criminal code RF, he adduces different points of view on the matter. All in all he concludes under of the judicial practice that the teacher is a public servant during the semester, and therefore the subject of acceptance of bribe.

Ключевые слова: преподаватель, студент, должностное лицо, получение вознаграждения, уголовная ответственность, взятка.

Keywords: a teacher, a student, an official of the get-reward, criminal liability, a bribe.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что в современное время учащаются случаи, когда преподаватели привлекаются к уголовной ответственности по ст. 290 УК за получение от студентов денежных средств или иного вознаграждения за сдачу курсовых, контрольных, самостоятельных работ, а также экзаменов и зачетов.

Во-первых, должностным лицом , т.е. субъектом взяточничества является лицо, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 19 от 16.10.2009 г. отметил, что представителями власти являются лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, в том числе сотрудники государственных, контролирующих и надзорных органов, которые вправе принимать решения, обязательные для выполнения нижестоящими органами, подчиненными работниками, гражданами, а также юридическими лицами [8]. Очевидно, что преподаватели не относится к данной категории лиц.

Во-вторых, под административно-хозяйственными функциями понимаются полномочия должностного лица по распоряжению и управлению имуществом, денежными средствами, которые находятся на банковских счетах организаций либо совершению иных действий [7].

В-третьих, следует обратить внимание на то, что наибольшую трудность составляет определение организационно-распорядительных функций в отношении преподавателей. Согласно п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 г. № 19 организационно-распорядительными функциями являются, например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий [8]

Вместе с этим, п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда от 09.06.2013 г. № 24 поясняет, что не может быть признано взяткой принятие должностными лицами денег, а также услуг имущественного характера, выполняющими профессиональные обязанности, которые в то же время не относятся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям [9].

Однако правоприменительная практика идет по другому пути и признает преподавателя субъектом получения взятки. Данный факт находит свое объяснение в том, что взяточничество в сфере образования приобретает значительные масштабы, а привлечение преподавателей по другим статьям УК представляется невозможным. Именно поэтому суды Российской Федерации, субъектов РФ стали выносить обвинительные приговоры в отношении преподавателей.

Для расширения содержания рассматриваемой темы, следует проанализировать исследования ученых в сфере определения субъекта должного преступления. В науке уголовного права вопрос о привлечении к уголовной ответственности преподавателей за получение взятки является весьма дискуссионным; выражаются противоречивые точки зрения касательно обозначенной проблемы.

С одной стороны, распространено мнение, в соответствии с которым преподаватель является должностным лицом в момент, когда принимает экзамен или зачет, контрольную или курсовую работу, эссе или реферат [3, c. 17].

Такую позицию поддерживает Волженкин Б.В., он утверждает, что в деятельности преподавателя присутствуют распорядительные функции, выражающиеся в праве совершать юридически значимые действия, поскольку между выставлением оценки студенту или абитуриенту и последующим последствиями (зачисление, получение стипендии, перевод на следующий курс, отчисление, выдача диплома об окончании учебного заведения) существует причинная связь. При этом ученый отграничивает деятельность преподавателя при проведении лекционных и семинарских занятий от деятельности при приеме зачетов и экзаменов, отмечая, что в первом случае это профессиональная деятельность, а во втором – он выступает в роли должностного лица [1, c. 117].

С другой – имеет место позиция, согласно которой педагог не может выступать в качестве субъектов должностных преступлений. Так, Воронин В.В. считает, что не может служить основанием для причисления преподавателей к субъектам должностных преступлений тот факт, что педагог при сдаче контрольных точек студентами уполномочен совершать действия, которые влекут за собой для студентов определенные правовые последствия. То есть при этом преподаватель не приобретает организационно-распорядительные функции, что свойственно для государственных и муниципальных служащих и, как следствие, не может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ [2, c. 15]. Морозов Г.Б., придерживаясь той же позиции, отмечает, что неправомерно приписывать преподавателям организационно-распорядительные функции, так как они не обладают правом издавать локальных распорядительных актов, организующих выполнение каких-либо работ и процессов [4, c. 156]. Аналогичное мнение выражают в своих работах Здравомыслов Б.Ф., Рарог А.И., Ноздрачев А.Ф., Светлов А.Я.

Так, в ходе рассмотрения позиций законодателя, Верховного Суда РФ, ряда авторов, проводивших исследования в данной сфере, а также провоприменительной практики, мы считаем, что данный вопрос до сих пор остается спорным и не решен до конца. Прежде всего, стоит признать, что на современном этапе развития российское законодательство не определяет преподавателя как должностное лицо, поскольку он не выполняет ни один из функций, закрепленных в примечании к ст.285 УК РФ.

Для решения обозначенной проблемы необходимо внести изменения в действующее уголовное законодательство в виде дополнений УК нормой об ответственности преподавателей (как и других публичных лиц, например медицинских работников) за получение взятки, а также иных лиц за дачу преподавателю взятки.


Давать взятку преподавателю - это опасно и грозит действительно серьезными последствиями.

Как бы с ними ни боролись - преподаватели взяточники остаются суровой реальностью. Студенты смиренно несут деньги, думая, что это сделает их жизнь проще, потому что так сложилось, и часто до конца не понимают что это собственно взятка и какими могут быть последствия для них самих.

Академическая задолженность, которую студент ВУЗа или колледжа не смог ликвидировать в установленном порядке, может стать основанием для отчисления. Сам по себе этот факт отбивает у многих желание спорить. Чем более безропотно студенты платят, тем более бессовестно преподаватели берут.

Взятка может стать источником больших неприятностей

  • За взятку привлекают к уголовной ответственности не только того кто берет, но и того, кто дает
  • Если взятка была дана под угрозой отчисления - студент может быть освобожден от уголовной ответственности
  • Если о взятке станет известно - студент будет отчислен. Взятка - это основание для отчисления
  • Лицо, которое после дачи взятки сообщило об этом факте в правоохранительные органы может быть освобождено от ответственности

Что считается взяткой?

Требование денег может быть замаскировано. Преподаватель может заявить, что это официальная плата. Либо сказать, что сдача долгов будет только платной и т.п.

Если студент обучается на бюджете - он не платит за свое обучение. Если студент обучается на платной основе - стоимость его обучения определена в договоре. ВУЗ или колледж может предоставлять платные услуги, но только согласно перечню платных услуг с указанием их стоимости. Платных услуг, которые не внесены в перечень официально, быть не может. При этом оплата вносится на расчетный счет, либо в кассу и студент получает квитанцию об оплате услуг.

Если кто-то просит наличные и не дает квитанцию об оплате услуги - это взятка.

Могут ли брать плату за экзамены и зачеты?

Читаем закон об образовании, статью 58. Независимо от формы обучения не допускается взимать плату за проведение промежуточной аттестации. В случае не аттестации по предмету студент имеет право пройти промежуточную аттестацию: в первый раз преподавателю, во второй раз в присутствии комиссии. Ни первая, ни вторая, ни третья аттестация не может быть платной.

Если просят деньги за зачет или экзамен - это взятка.

Что делать студенту, когда просят взятку?

Если преподаватель требует взятку - есть несколько вариантов действий:

1. Обратиться в полицию или прокуратуру, с участием полиции принять участие в контрольной закупке передачи взятки. Простых слов о том, что кто-то требует деньги за зачет мало, прокуратуре нужны будут доказательства и таким доказательством является контрольная закупка, когда взяточник примет деньги от студента.

2. Обратиться с заявлением на имя ректора с просьбой предоставить возможность сдать предмет другому преподавателю в связи с фактом требования взятки. Это серьезное обвинение и при наличии письменного заявления ректор должен будет принять меры. Почему писать заявление нужно именно ректору или директору колледжа? Руководитель - должностное лицо, он несет ответственность за происходящее и имеет необходимые полномочия для проведения проверки. Простого обращения на кафедру может быть недостаточно для принятия мер.

3. Если преподаватель озвучил просьбу, которая кажется сомнительной - уточните на своей кафедре, что за плата, на основании каких локальных актов и в каком реестре платных услуг это обозначено.

4. Если взятка уже заплачена, студент может добровольно сообщить об этом в полицию. Деньги в этом случае не вернут, но и к уголовной ответственности не привлекут. Студенты, которые дали взятку за зачет и не сообщили об этом, могут быть привлечены по статьей 291 УК РФ и отчислены из ВУЗа или колледжа.

Как показывает судебная практика, о факте передачи взятки может стать известно разными способами. Студент дающий взятку всегда рискует получить судимость, штраф и быть отчисленным.

Меры ответственности за взятку

Преподавателю за получение взятки может назначаться одно из следующих наказаний (ст. 290 УК):

  • штраф в сумме до 1 млн. рублей или заработной платы за 2 года работы или в 10-50-кратном размере взятки;
  • исправительные работы на срок 1-2 года;
  • принудительный труд до 5-ти лет;
  • лишение свободы до 3-х лет со штрафом в размере от 10-20- кратной величины полученной взятки.

Во всех случаях уголовная ответственность включает лишение права работать преподавателем на срок до 3 лет.

Преподавателя, уличенного во взятке, ожидает увольнение по статье 81 Трудового кодекса.

Студенту или родителям за дачу взятки может назначаться одно из следующих наказаний (ст. 291 УК):

  • штраф в сумме до 500 тыс. рублей или заработной платы за 1 год работы или в 5-30-кратном размере взятки;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • принудительный труд до 3-х лет;
  • лишение свободы до 2-х лет со штрафом в размере от 5-10- кратной величины полученной взятки.

"Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки". (статья 291 Уголовного кодекса РФ")

В настоящее время если преподаватель просит взятку – это уже не нонсенс. Несмотря на активную антикоррупционную программу в стране, меньше взяток не стало. Но виноваты здесь не только преподаватели, но и студенты.

Ведь если бы все учились самостоятельно, не пришлось бы давать взятки. Поэтому при обнаружении коррупционного факта наказание получают две стороны.

Как правильно поступить, если преподаватель намекает на взятку, расскажем совсем скоро.

Что такое взятка?

Какая статья грозит за взятку преподавателю

Когда преподаватель просит взятку?

Какая статья грозит студенту за взятку

Преподаватель просит взятку - что делать?

Как проверяют, кто виновен в даче взятки преподавателю?

Считается ли подарок взяткой преподавателю?

Считаются ли цветы взяткой преподавателю?

Как самому сдать курсовую и дипломную работу

Что такое взятка?

Что такое взятка

Взятка – это деньги или материальные ценности, которые должностное лицо получается от взяткодателя и выполняет незаконные действия, либо противоправные.

Преподаватель в данном случае является должностным лицом. У него есть обязанности, которые он обязан нести и соблюдать во всех случаях. Одной из таких обязанностей является оценивание работы студента по справедливости и по общей методике.

Если учащийся не справляется с учебой, то его необходимо отстранить от занятий и исключить из университета из-за академической задолженности и неуспеваемости. Если студент справляется с учебой, то необходимо поддерживать его в учебном развитии.

Инициатором дачи взятки может быть кто угодно. От этого действительно зависит, каким будет наказание для участника дела. Однако размер взятки и ее форма влияют не меньше на будущий приговор. Перечислим, как может выглядеть взятка:

  • ДЕНЬГИ. Причем неважно, отечественные рубли или американские доллары будет переданы в руки преподавателю. Деньги всегда будут взяткой. Важен остается лишь ее размер. Чем он выше, тем тяжелее последствия.
  • ДОРОГОСТОЯЩИЙ ПОДАРОК: например, драгоценности, мебель, электроника, детали интерьера, антиквариат и т.п.
  • ПЕРЕДАЧА ИМУЩЕСТВА: недвижимости, ценных бумаг, транспортного средства и т.д.
  • ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ

Таким образом, для нарушения статьи УК РФ необязательно, чтобы преподаватель просил взятку. Достаточно, чтобы студент сам предложил свою помощь в обмен на оценки или помощь в написании сдачей диплома.

Какая статья грозит за взятку преподавателю

Какая статья грозит за взятку преподавателю

Студент не будет фигурировать в деле как обвиняемый. Он будет выступать в качестве потерпевшего. Наказание понесет только преподаватель.

Если передача взятки уже состоялась без участия госслужб, но студент пришел с повинной, то он будет фигурировать в качестве обвиняемого. Однако у него уже есть гарантия смягчения уголовного наказания, которое может остаться условным.

Сам же преподаватель может получить реальный срок, а также штраф.

  • Штраф в 25 или 50-кратном размере суммы, которую он получил
  • Запрет на протяжении трех лет заниматься педагогической деятельностью
  • Принудительные работы сроком до 5 лет
  • Лишение свободы до 3-х лет

Таким образом, в зависимости от степени тяжести и размера требуемой взятки, преподаватель понесет серьезное наказание. Условного наказания практически не выносится, если нет обстоятельств, смягчающих наказание.

Это может быть вынужденные ситуации, когда человеку не от куда было брать деньги. К примеру, если ему или близкому родственнику требуется серьезная дорогостоящая операция. В таких случаях преподаватель неохотно берет деньги и только с самых трудных учеников. Нужно смотреть на личность преподавателя, его характеристику от коллег и студентов разных лет. Учитываются заслуги перед отечественной и мировой наукой, а также годы, отданные преподавательской деятельности.

Однако все это не оправдывает поступок взрослого человека, должностного лица. Суд также вынесет приговор, но уже не будет учитывать в наказании штраф.

К тому же место имеют свидетельские показания. Если другие студенты будет свидетельствовать против преподавателя, расскажут о других случаях получения взятки, то преподаватель может сесть надолго.

Поэтому если преподаватель просит взятку, нужно в первую очередь узнать, нет ли у него личных проблем. Не всегда преподаватели оказываются наглыми и злыми. Возможно, у вас получится организовать легальный сбор средств для оказания материальной помощи.

Когда преподаватель просит взятку?

Когда преподаватель просит взятку

Преподаватель просит взятку в разных случаях. Как мы уже сказали раньше, им может двигать острая необходимость в получении крупной суммы денег. С другой стороны, есть дополнительные мотивы для использования должностного положения.

К примеру, если преподаватель перестал довольствоваться своей зарплатой и решил подзаработать. Это самый худший мотив, который может быть. Человеческая алчность не знает границ. И чтобы определить, что преподавателем движет жажда наживы, нужно проверить несколько факторов:

  1. Слухи в университете. Если большинство учащихся с разных курсов и факультетов знает о взятках преподавателю, то ставим плюсик в пользу алчности.
  2. Интенсивность вымогательства. Если преподаватель просит взятку впервые, то он колеблется, сомневается и следит за реакцией студента, чтобы сразу отказаться. Опытный коррупционер не будет сомневаться в своей власти и возможностях, он проводит деликатные, но настойчивые переговоры со студентами. При этом часто присутствуют ультиматумы: либо так, либо никак больше.
  3. Продажа своих методичек и учебников внутри университета – это такая же взятка. Многие преподаватели печатаются в издательствах, и их книги закупает университет. Однако лектор может только рассказать о своей методичке и подсказать, где ее можно арендовать или купить.

Итак, все эти факторы указывают, что препод просит взятку из-за желания нажиться на студентах.

Но существует еще и третий тип преподавателей, которые не берут взятку и угрожают студенту отчислением. Нужно быть осторожным, что не усмотреть в словах учителя намек на взятку. Простая угроза может быть выражением эмоций негодования. Если такому преподавателю принести взятку, то навряд ли он ее возьмет. Скорее всего, студент сразу же будет отчислен.

Таким образом, чтобы быть уверенным, что преподаватель просит взятку, нужно проанализировать его поведения и слова. Возможно, он вообще не думал о взятке, а лишь хотел призвать вас к действиям в учебе.

Какая статья грозит студенту за взятку

Какая статья грозит студенту за взятку

  • Штрафом до 1 млн рублей
  • Заработной платой или иным доходом денег в течение одного-двух лет в пользу погашения штрафа
  • Штрафом, равным от 5кратной до 30кратной суммы взятки
  • Исправительными работами на срок до 2 лет
  • Лишением свободы до 5 лет

Ни одно из данных наказаний не станет для студента легким. Причем узнать о совершении коррупционных действий госслужбы могут из разных источников. Необязательно это должна быть явка с поличным. Если кто-то успел заснять, записать на видео или аудио разговор с преподавателем или передачу денег, то это прямые улики. Также не стоит забывать и про косвенные.

Мало того, что у студента может подорваться репутация, так у него еще появится запись в личном деле о нарушении Уголовного Кодекса. С такой записью его не захотят принимать на работу по специальности.

Поэтому даже не думайте соглашаться на коррупцию. Что делать, если преподаватель просит взятку? Расскажем дальше.

Преподаватель просит взятку - что делать?

Преподаватель просит взятку

Если препод требует взятку, то

Итак, мы рассказали вам о трех вариантах развития, если преподаватель просит взятку, а вы не хотите платить. Вы можете двигаться по вариантам поэтапно, начиная с локального. Либо выбрать один из них и действовать со всей ответственностью.

Как проверяют, кто виновен в даче взятки преподавателю?

Чтобы выяснить, что преподаватель действительно просил взятку у студента, применяются разные методы. Во-первых, необходимо получить свидетельство от других учащихся, что они слышали или видели, как препод просит взятку. Затем применяется операция, при которой должностное лицо ловят с поличным.

Для этого студенту выдают пронумерованные наличные, на которых уже посыпано красящее вещество для отпечатков. Также надевается жучок для прослушки на студента. Обязательно записывается разговор, который в будущем пройдет лингвистическую экспертизу. Если все прямые улики будут собраны, то опергруппа сразу же врывается в кабинет и заковывает коррупционера в наручники.

преподаватель требует взятки

Конечно, такие крупномасштабные операции проводятся только для уличения крупных чиновников. Преподаватель не входит в категорию крупных коррупционеров, поскольку он не может брать миллионы и миллиарды рублей. Однако если планируется дача большой взятки, либо передача денег от всего факультета, то она пройдет под надзором опергруппы.

Лучше вести переписку в социальных сетях. Не все преподаватели знают об опасности соц.сетей и поэтому не боятся выражаться в переписке.

Таким образом, расследование поможет узнать детали и обстоятельства коррупционного правонарушения. Если преподаватель действительно просит взятку, он будет наказан по всей строгости закона.

Считается ли подарок взяткой преподавателю?

Да, подарок может считаться взяткой преподавателю, если он превышает стоимость в 3000 рублей. К тому же подарок обязательно должен быть приурочен к праздничному дню или отдан по какому-либо важному поводу. Например, если студент защитил дипломную работу, то он может поздравить и поблагодарить своего научного руководителя. Но при этом важно правильно подобрать подарок.

Если вы дарите от единственного лица подарок, то лучше потратить максимум 1000 рублей на подарок. В этом случае вы сохраните достоинство, не попадете под статью, и ваш преподаватель не попадет в неловкое положение.

Лучше всего скидываться на общие подарки преподавателям со всего потока или с группы. Причем заставлять своих однокурсников насильно сдавать деньги в общий бюджет нельзя. Их можно лишь призвать к сдаче денег, но не более.

Опять же сдавать можно около 1000-2000 рублей. В общую стоимость должны входить банкетный стол, цветы и подарки научным руководителям.

Дарить небольшие сувениры и недорогие подарки можно на День знаний, День учителя и день защиты дипломных проектов.

Сами преподаватели в настоящее время прямо отказываются не только от подарков, но и от цветов и конфет. Почему? Неужели они тоже попадают под статью?

Считаются ли цветы взяткой преподавателю?

Считаются ли цветы взяткой преподавателю

Цветы могут считаться дорогостоящим подарком, если их цена превышает 3000 рублей. Однако никто не станет заводить дело на то, что преподавателю подарили цветы на День знания суммой в 6000 рублей.

Дело в том, что цветы нельзя перепродать или вернуть. Они имеют срок годности, поэтому их ценность понижается с каждым днем. К тому же никто из преподавателей не подумает использовать свои должностные полномочия за букет цветов или коробку конфет.

Но прежде чем подарить своему научному руководителю самый дорогой и красивый букет, спросите у него разрешения. Встречаются преподаватели и учителя, которые сразу же отказываются брать шикарные цветы даром. Они оставляют их у студента в руках, либо заставляют отнести на кафедру и подарить всем преподавателям.

Таким образом, антикоррупционная программа в нашей стране работает. Люди, которые наделены должностными полномочиями, начинают лучше ощущать правовую ответственность.

Как самому сдать курсовую и дипломную работу

Чтобы не давать взятку преподавателю, необходимо самостоятельно учиться и добиваться успехов в учебе. Самым сложным является написание курсовой и дипломной работы.

Если процент уникальности окажется слишком низким, мы поможем его повысить всего за 1 минуту. Пользователь заказывает повышение оригинальности текста и получает полную обработку файла через Антиплагиат Киллер. Текст не меняется, а процент возрастает до 80-90%. Проверьте, как работает программа, заказав бесплатное повышение двух страниц документа.

Таким образом, студенты самостоятельно смогут сдать курсовую или дипломную работу.

Итак, в этой статье мы рассказали, что такое взятка и что делать, если преподаватель просит взятку. Теперь вы знаете, что ни в коем случае нельзя соглашаться на коррупционное правонарушение. Нужно обязательно обратиться в полицию и придать ситуации огласку, чтобы другие преподаватели увидели пример отпора студента. Тогда уровень коррупции станет еще ниже по всей стране.

Читайте также: