Подготовка административного дела к судебному разбирательству

Обновлено: 13.05.2024

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 46

24.12.2021

24.12.2021 в Арбитражном суде Северо-Кавказского округа состоялось заседание рабочей группы

22.12.2021

Обзор судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети

Расписание заседаний

1) Цели, задачи и сроки подготовки дела к судебному разбирательству.

Стадия подготовки дела к судебному разбирательству начинается с принятия заявления к рассмотрению и завершается назначением дела к судебному разбирательству.

Статья 135 АПК РФ содержит примерный перечень действий по подготовке дела к судебному разбирательству, который может быть дополнен в зависимости от конкретного дела. Некоторые из действий, перечисленных в ст. 135 АПК РФ, могут не иметь место по некоторым делам. Статья 133 АПК РФ указывает на задачи подготовки дела к судебному разбирательству. Целью подготовки дела к судебному разбирательству является обеспечение рассмотрения и разрешения спора по существу. Действия судьи в стадии подготовки дела к судебному разбирательству являются основой для своевременного рассмотрения дела и вынесения законного и обоснованного судебного решения.

Задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются правильная квалификация спорных правоотношений и, соответственно, определение закона и иных нормативных актов, которые следует применять к возникшим правоотношениям сторон; установление обстоятельств, имеющих значение для дела, и определение круга подлежащих к истребованию доказательств; установление состава лиц, участвующих в деле и необходимых для привлечения к участию в деле в целях обеспечения их прав и законных интересов; а также содействие сторонам по урегулированию спора, их примирению и заключению мирового соглашения.

Цели и задачи, установленные для подготовки дела к судебному разбирательству, должны быть реализованы в сроки, определенные статьей 134 АПК РФ. Указанная статья устанавливает, что подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания, если в соответствии с АПК РФ не установлено иное.

Между тем, анализ рассматриваемых в апелляционном суде дел показывает, что нередко суд (судья) нарушает сроки проведения подготовки дела к судебному разбирательству. При этом причинами подобных нарушений могут быть разные обстоятельства: например, несвоевременное привлечение всех необходимых для участия лиц; в разных предварительных судебных заседаниях решается вопрос о привлечении разных лиц, тогда как вопрос о привлечении всех лиц можно разрешать в одном предварительном судебном заседании; отсутствие со стороны суда своевременной квалификации правоотношений, что приводит к ненадлежащему установлению юридически значимых обстоятельств по делу и несвоевременному истребованию необходимых доказательств; розыск юридических лиц по нескольким адресам без истребования в налоговом органе выписки из ЕГРЮЛ, а также иные обстоятельства, свидетельствующие о нерасторопности суда при рассмотрении дела.

Совершение действий в сроки, установленные Кодексом, является одной из гарантий соблюдения принципа законности в арбитражном судопроизводстве, а также гарантией прав и законных интересов участников арбитражного процесса. Соблюдение соответствующих процессуальных сроков при выполнении процессуальных действий является обязанностью арбитражного суда и участников арбитражного процесса.

2) Действия по подготовке дела к судебному разбирательству.

Статья 135 АПК РФ предусматривает необходимые действия по подготовке к судебному разбирательству. Анализ дел, рассмотренных в апелляционном суде, указывает на недостаточную работу по совершению определенных действий, связанных с подготовкой дела к судебному разбирательству. Так, например, зачастую судья не выполняет в полной мере, как это предусмотрено статьей, все возможные действия по подготовке дела к судебному разбирательству. Первоначальный этап работы по подготовке любого дела включает изучение искового заявления (заявления) и приложенных к нему документов. На данном этапе должен быть определен характер спорного правоотношения и исходя из этого - подлежащее применению законодательство.

Определив характер спорного правоотношения и подлежащий применению закон, судья переходит к следующему этапу - работе, связанной с доказательствами. Процессуальная деятельность суда на стадии подготовки дела должна быть направлена на установление предмета доказывания, т.е. обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, и на оказание сторонам содействия в собирании и представлении доказательств. В предмет доказывания входят обстоятельства, которые должны быть установлены судом для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии с предметом доказывания между сторонами распределяется обязанность по доказыванию и указываются необходимые доказательства по делу. После установления необходимых доказательств должна быть определена обязанность по доказыванию. Обязанность по доказыванию несут все лица, участвующие в деле. После распределения обязанности по доказыванию судья предлагает лицам, участвующим в деле, представить необходимые доказательства исходя из их обязанностей по доказыванию. Суд со своей стороны оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в собирании доказательств.

В связи с этим представляется, что суду при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо более тщательно изучать дела с целью установления юридически значимых обстоятельств дела и истребования соответствующих доказательств; предлагать раскрывать доказательства, на которые ссылаются стороны в своих требованиях и возражениях, устанавливая для этого определенные сроки; принимать более активные меры по урегулированию спора и примирению сторон. Из содержания определений о подготовке дела к судебному разбирательству, о назначении предварительного судебного заседания не всегда следует, что суд разъяснял сторонам о существующей возможности урегулирования спора без судебного вмешательства. При этом, в случае неясности заявленных требований суд, должен предложить истцу (заявителю) уточнить заявленные требования.

Тщательная подготовка к судебному разбирательству всех лиц, участвующих в деле, имеет неоценимое значение для правильного и своевременного разрешения спора. Именно отсутствие такой подготовки в большинстве случаев является причиной неоднократного отложения рассмотрения дела и нередко приводит к судебным ошибкам.

Практика свидетельствует также о том, что собеседование как способ подготовки дела к судебному разбирательству, предусмотренный статьей 135 АПК РФ, фактически не находит своего практического применения. Данное действие является факультативным действием. Однако, все-таки целесообразно использовать эту предусмотренную законом форму общения суда со сторонами спора в целях выяснения некоторых обстоятельств заявленных требований и возможности урегулирования спора.

Необходимо еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (в ходе собеседования или в процессе проведения предварительного судебного заседания) выяснение мнения сторон по вопросу необходимости назначения экспертизы, вызове свидетелей и других действий, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 135 АПК РФ. Совершение указанных действий на данной стадии будет способствовать к рассмотрению спора в установленные процессуальные сроки.

Особое внимание судам следует уделять представляемым сторонами доказательствам, поскольку распространенным явлением является представление письменных доказательств в виде обычных ксерокопий. В соответствии с пунктом 8 статьи 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. В соответствии с пунктом 6 статьи 71 Кодекса арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал этого документа, а по представленным копиям невозможно установить подлинное содержание первоисточников с помощью других доказательств. В связи с этим при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо истребовать от сторон только подлинные письменные доказательства либо их надлежаще заверенные копии.

Суду также не следует включать в предмет доказывания юридически безразличные обстоятельства и требовать по данным обстоятельствам соответствующие доказательства (по принципу - все подряд). Подобные ситуации приводят к загромождению дела ненужными документами. Судам следует также иметь ввиду, что определенные обстоятельства подлежат доказыванию только соответствующими доказательствами. Например, получение кредита или его возврат не может доказываться свидетельскими показаниями, данные обстоятельства должны подтверждаться только надлежащими письменными доказательствами.

3) Привлечение иных лиц к участию в арбитражном процессе и установление их статуса.

Поскольку изложенные в рассматриваемой статьей 135 АПК РФ действия не носят исчерпывающего характера, суд, кроме вышеуказанного, с учетом особенностей спора и его сторон должен принимать иные меры, направленные на правильное и своевременное рассмотрение дела. К таким мерам, в частности, можно отнести осуществление запросов в различные службы по различным обстоятельствам дела. Например, поскольку не по каждому делу стороны представляют в суд свидетельства о регистрации юридического лица либо выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, в целях экономии процессуального времени как суда первой инстанции, так и других судов, необходимо по каждому делу запрашивать выписки из ЕГРЮЛ либо ЕГРИП в отношении истца и ответчика. Зачастую из содержания представленных в апелляционный суд выписок из ЕГРЮЛ или ЕГРИП выясняется, что индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность и утратил свой статус до обращения с иском в суд; или о прекращении деятельности юридического лица и исключении его из реестра юридических лиц, либо о работе ликвидационной комиссии, что приводит к необходимости ее привлечения в качестве надлежащей стороны в силу пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данные действия необходимы, поскольку участие в деле лица, не обладающего статусом юридического лица либо индивидуального предпринимателя исключает подведомственность спора арбитражному суду.

4) Предварительное судебное заседание и назначение дела к судебному разбирательству.

Как следует из содержания статьи 134 АПК РФ подготовка дела к судебному разбирательству завершается проведением предварительного судебного заседания.

Статья 136 АПК РФ регламентирует порядок проведения предварительного судебного заседания. Содержание пункта 1 данной статьи указывает на возможность вызова заинтересованных лиц, еще не привлеченных к участию в деле, для решения вопроса о необходимости их привлечения к участию в процессе. Однако, на практике такой способ выяснения необходимого круга лиц не применяется.

Основной целью предварительного судебного заседания является завершение подготовки дела к судебному разбирательству с участием сторон и третьих лиц, разрешение организационных и процессуальных вопросов, решение которых на стадии подготовки дела позволяет оперативно и с максимальным эффектом провести судебное разбирательство.

Говоря о третьих лицах, следует особо подчеркнуть, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, считаются привлеченными к участию в деле не с момента их указания в исковом заявлении истцом, а с момента вынесения об этом определения суда (пункт 3 статьи 51 АПК РФ). В связи с допускаемыми судами нарушениями требований пункта 3 статьи 51 АПК РФ рекомендуется указывать о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в определении о принятии искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству либо в определении о завершении предварительного судебного заседания и назначении судебного разбирательства.

Следует обратить внимание на то, что предварительное судебное заседание призвано решать процессуальные вопросы подготовки дела к судебному разбирательству, поэтому в ходе его проведения доказательства не оцениваются, а исследуются только на предмет их относимости, допустимости, подлинности и полноты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела. Таким образом, из содержания указанной нормы АПК РФ следует, что суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции при наличии совокупности следующих фактов: в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле; они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело не требует коллегиального рассмотрения.

Анализ рассматриваемых в апелляционном суде дел показывает, что имеются случаи, когда суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции без участия кого-либо из участвующих в деле лиц, то есть без учета мнения лица, участвующего в деле. Подобное процессуальное нарушение влечет отмену судебного акта, в связи с чем судам необходимо строго соблюдать требования, изложенные в указанной норме. Непосредственно перейти от предварительного судебного заседания к судебному разбирательству возможно лишь при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При отсутствии в предварительном заседании лица, участвующего в деле, судья по правилу пункта 1 статьи 137 Кодекса, признав дело подготовленным, должен вынести определение о назначении дела к судебному разбирательству.

При завершении предварительного судебного заседания необходимо выяснять мнение лиц, участвующих в деле, о возможности продолжения рассмотрения дела в судебном заседании. Как правило, мнение лиц, участвующих в деле, фиксируется либо в протоколе, либо в соответствующем судебном акте. Однако, в практике встречаются некоторые дела, когда суд приобщает к делу письменное согласие лиц, участвующих в деле (под роспись всех представителей лиц, участвующих в деле), оформленное на специальном бланке, на продолжение рассмотрения дела в первой инстанции, что исключает какие-либо жалобы с их стороны на нарушение судом процессуальных норм. Представляется, что подобные действия суда являются целесообразными.

В соответствии с пунктами 2,3 статьи 137 АПК РФ в определении о назначении дела к судебному разбирательству указывается на окончание подготовки дела к судебному разбирательству и разрешение вопросов о привлечении к делу третьих лиц, принятие встречного иска, соединение или разъединение нескольких требований, привлечение арбитражных заседателей, а также на разрешение других вопросов, если по ним не были вынесены соответствующие определения, время и место проведения судебного заседания в арбитражном суде первой инстанции. Копии определения о назначении дела к судебному разбирательству направляются лицам, участвующим в деле.

Лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

Однако, нередки случаи, когда суд рассматривает дело, не располагая сведениями о получении лицом, участвующим в деле, копии определения суда о назначении судебного разбирательства. Рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является в любом случае основанием для отмены судебного акта. В связи с этим судам рекомендуется принимать все меры к надлежащему извещению сторон, используя все возможные формы извещения; до начала судебного разбирательства проверять сведения о получении адресатами копий определений суда о назначении судебного разбирательства; не допускать случаев проведения судебного разбирательства при отсутствии такого сведения.

5) Рекомендации.

Таким образом, в целях достижения более высоких показателей стабильности работы арбитражных судов и их судебных актов необходимы:

1) тщательная подготовка дела к судебному разбирательству;

2) использование в полном объеме института предварительного судебного заседания;

3) исключение случаев назначения к судебному разбирательству дел, по которым не собрана доказательственная база;

4) безусловное соблюдение требований процессуального закона (статья 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ) к содержанию принимаемых решений;

5) истребование доказательств статуса лиц, участвующих в деле, выяснение их местонахождения по каждому делу;

6) принятие надлежащих и всесторонних мер по извещению лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания.

Данные методические рекомендации направлены на выполнение целей и задач, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и подготовлены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом. Они могут быть использованы как при проведении занятий с судьями, так и для самостоятельного изучения.

В целях обеспечения единообразного применения судами общей юрисдикции норм главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения.

1. Упрощенное (письменное) производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора (статьи 291, 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс).

Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судом по общим правилам административного судопроизводства с особенностями, установленными главой 33 КАС РФ.

Правила упрощенного (письменного) производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.

2. Административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства при наличии одного из следующих условий:

всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей, в частности, в порядке упрощенного (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей двадцати тысяч рублей, в случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменен (часть 1 статьи 291 КАС РФ);

в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц (часть 7 статьи 150 КАС РФ);

заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод (часть 1 статьи 120 КАС РФ);

при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.

3. При рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства лица, участвующие в деле, вправе подавать в суд заявления, возражения, объяснения в письменной форме, другие письменные доказательства и иные документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 45 КАС РФ).

4. В случаях наличия оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренных частью 5 статьи 216, пунктом 2 части 1 статьи 291 КАС РФ, суд (судья) выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, определение (определение о принятии административного искового заявления к производству, о подготовке административного дела к судебному разбирательству, о принятии административного искового заявления к производству и подготовке административного дела к судебному разбирательству), которое должно содержать:

сведения о наличии оснований, дающих возможность применения правил упрощенного (письменного) производства по рассматриваемому административному делу;

разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения (часть 2 статьи 292 Кодекса).

Поскольку при наличии названных выше оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства возражения административного ответчика относительно рассмотрения административного дела в данном порядке являются безусловным препятствием для такого рассмотрения, переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений (части 3, 4 статьи 292 КАС РФ).

Неполучение административным ответчиком поступившей ему копии названного определения по обстоятельствам, зависящим от него, в том числе в связи с отказом от его получения, само по себе не служит препятствием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. В этом случае суд вправе перейти к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства после получения доказательств отказа административного ответчика от получения соответствующего почтового отправления либо доказательств возвращения данного почтового отправления ввиду истечения срока его хранения (статья 100 КАС РФ, статья 165 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

5. В случаях, указанных в части 1 статьи 120, части 7 статьи 150, пунктах 1, 3 части 1 статьи 291 КАС РФ, суд (судья) на стадии принятия административного искового заявления к производству, стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или на стадии судебного разбирательства по административному делу вправе разрешить вопрос о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

6. Как следует из части 7 статьи 150 КАС РФ, неявка в судебное заседание (в том числе в первое судебное заседание по административному делу) всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, а также их представителей является основанием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

В связи с этим в определении, направляемом лицам, участвующим в деле, и их представителям вместе с извещением о времени и месте судебного заседания, следует предварительно разъяснять возможность рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае неявки названных лиц в судебное заседание по административному делу (часть 2 статьи 14 КАС РФ).

Переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства на основании части 7 статьи 150 КАС РФ осуществляется судом при соблюдении следующих условий:

рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 2 статьи 291 КАС РФ);

явка не явившихся в судебное заседание лиц не является обязательной в силу закона (не признана судом обязательной);

имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, и их представителей о времени и месте судебного заседания;

отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтвержденные доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.

Установив, что соответствующее административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, суд разрешает заявленные ходатайства и принимает решение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, после чего завершает судебное заседание. Протокол такого судебного заседания должен содержать сведения, указанные в части 4 статьи 205 КАС РФ, в том числе сведения о разрешении судом вопроса о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

7. Обратить внимание судов на то, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства административного дела, могут указываться в поступивших в суд письменных возражениях лиц, участвующих в деле, их представителей относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по административным делам, в которых эти возражения не являются безусловным препятствием для рассмотрения дела в таком порядке (часть 1 статьи 120, часть 7 статьи 150, пункты 1, 3 части 1 статьи 291 КАС РФ).

9. Согласно статье 294 1 КАС РФ суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу (в том числе доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, в котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства), направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

При этом судебное решение, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, отменяется принявшим его судом лишь в случаях, если поступившие после принятия решения возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства подтверждают наличие соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства; указанное выше заявление подано лицом, не привлеченным к участию в административном деле, о правах и об обязанностях которого принято решение; поступившие после принятия решения новые доказательства признаны судом имеющими существенное значение для рассмотрения и разрешения данного административного дела (часть 7 статьи 292, статья 294 1 , пункт 4 части 1 статьи 310 Кодекса).

Для разрешения вопроса об отмене принятого в порядке упрощенного (письменного) производства решения при необходимости не исключается проведение судебного заседания с извещением лиц, участвующих в деле, их представителей о времени и месте его проведения. В случае отсутствия такой необходимости это решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле. Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления возражений (заявления или доказательств) в суд (часть 4 статьи 2, часть 6 статьи 292 КАС РФ).

В случае одновременного поступления указанных выше возражений, заявления или новых доказательств и апелляционной жалобы (представления) на решение, принятое в порядке, предусмотренном главой 33 КАС РФ, суд первой инстанции вправе отменить данное решение при наличии соответствующих оснований. В этом случае апелляционная жалоба (представление) на отмененное решение возвращается (статья 129 КАС РФ). Вместе с тем, если апелляционная жалоба (представление) принята к производству суда апелляционной инстанции, такое решение не может быть отменено по правилам статьи 294 1 КАС РФ. Представленные возражения, заявление, доказательства приобщаются в таком случае к материалам административного дела.

10. Определение суда об отмене решения, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела или об отказе в этом не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела (статья 202 КАС РФ).

11. Судам следует иметь в виду, что определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства может быть вынесено при наличии оснований, указанных в части 7 статьи 292 КАС РФ, в частности, в следующих случаях:

для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства;

невозможно осуществить обмен доказательствами между сторонами в сроки, предусмотренные частью 5 1 статьи 292 КАС РФ, даже после их продления судом (например, в случае представления в суд обоснованного заявления стороны о невозможности получения ею почтовой корреспонденции в соответствующие сроки);

необходимо привлечь к участию в деле заинтересованных лиц;

сторонами выражены намерения к заключению соглашения о примирении (статьи 94 2 , 137 1 , часть 5 1 , пункт 2 части 7 статьи 292 КАС РФ).

Для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму, не превышающую двадцати тысяч рублей, не являются безусловными препятствиями такие обстоятельства, как пропуск срока обращения в суд с административным иском при наличии заявления о восстановлении данного срока, представление административным ответчиком возражений относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. При этом, если в представленных в суд возражениях содержатся достоверные сведения об иных обстоятельствах, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства, суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства (например, в случаях, когда возникает необходимость в допросе свидетеля или доказательством по делу являются документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну).

12. Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства при рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований, суд вправе, руководствуясь частью 5 1 статьи 292 КАС РФ, установить новые сроки для представления доказательств, возражений, документов при условии, что размер измененных требований не превышает двадцати тысяч рублей, или вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства.

13. После перехода к рассмотрению административного дела по общим правилам административного судопроизводства, а также после вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства течение соответствующего срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала (часть 4 статьи 2, часть 4 статьи 141 КАС РФ).

14. Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5 1 статьи 292 КАС РФ, в любой из дней в пределах данного срока. При этом лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия данного решения. Такое решение может быть выполнено в форме электронного документа (часть 1 1 статьи 16 КАС РФ). Копия указанного решения направляется судом не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (часть 6 статьи 292, часть 2 статьи 293 Кодекса).

Дополнительное решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается по правилам, предусмотренным статьей 183 КАС РФ. Разъяснение решения осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 185 КАС РФ.

Вместе с тем заявление о возмещении судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением соответствующего дела, поданное в суд первой инстанции после его разрешения, может быть рассмотрено в порядке, установленном главой 33 КАС РФ, при наличии оснований, предусмотренных частью 7 статьи 150, частью 1 статьи 291 КАС РФ. Не исключается также при необходимости рассмотрение такого заявления в судебном заседании с извещением о времени и месте его проведения лиц, участвующих в деле (статья 114 1 КАС РФ).

15. При производстве по кассационным жалобам, представлениям на вынесенные в порядке упрощенного (письменного) производства судебные решения и определения применяются положения статьи 327 1 КАС РФ.

16. В связи с принятием настоящего постановления признать не подлежащими применению пункты 41, 69 - 72, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедев

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В. Момотов

Как и в гражданском процессе, в административном судопроизводстве по каждому делу, принятому к производству судом, в обязательном порядке проводится подготовка к судебному разбирательству (досудебная подготовка).

В широком смысле целью подготовки дела к судебному разбирательству является его подготовка к последующему успешному разрешению в рамках судебного процесса либо окончание дела уже на данной стадии без судебного разбирательства*(38).

Согласно ст. 132 КАС РФ основной задачей досудебной подготовки по административному делу является обеспечение его правильного и своевременного рассмотрения.

Данной задаче подчинена логика построения алгоритма дальнейших действий суда и участвующих в деле лиц.

Выделяются четыре группы юридически значимых действий при подготовке дела к судебному разбирательству:

1) закрепление юридически значимых действий участвующих в деле лиц;

2) сбор доказательств;

3) управление процессами прохождения дела;

4) разрешение дела без передачи на стадию судебного разбирательства*(39).

Так, очевидно, что для правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом принципов административного судопроизводства, установленных ст. 6 КАС РФ, необходимо, чтобы стороны заблаговременно представили суду и друг другу свои позиции по существу спора, подкрепив их имеющимися доказательствами. Кроме этого, важно верно определить состав участников дела и при необходимости привлечь к участию в деле дополнительных лиц, а также разрешить ряд вопросов организационного характера.

Данная позиция лежит в основе ст. 135 КАС РФ, определяющей действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству. Указанная норма закладывает алгоритм действий сторон, в целом схожий с тем, который установлен ст. 149-150 ГПК РФ, регулирующими аналогичные вопросы в гражданском процессе. Однако положения ст. 135 КАС РФ регулируют действия суда более детально и предметно.

В частности, в рамках досудебной подготовки административный истец передает административному ответчику копии не приобщенных к административному иску документов, содержащих доказательства, обосновывающие его фактические основания, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать.

Административный ответчик, в свою очередь, уточняет для себя суть предъявленных исковых требований и их фактических оснований, передает суду и административному истцу свои письменные возражения по административному иску, а также обосновывающие их доказательства и копии документов, в которых они содержатся (для административного истца или его представителя).

При этом на данном этапе обе стороны административного дела заявляют перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно без помощи суда.

Действия суда в рамках подготовки административного дела к судебному разбирательству более обширны. Так, суд направляет участвующим в деле лицам копии административного искового заявления и приложения к нему, определяет разумный срок для предоставления суду возражений, вызывает стороны и их представителей, разъясняет им их процессуальные права и обязанности, опрашивает по существу заявленных требований и возражений, а также решает ряд вопросов организационного характера (о необходимости личного участия в судебном заседании участвующих в деле лиц, направлении судебных поручений, возможности применения видеоконференц-связи и т.д.).

Кроме этого, во время подготовки к судебному разбирательству суду необходимо точно определить состав участвующих в деле лиц (при необходимости привлечь других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц или заменить ненадлежащего административного ответчика), рассмотреть вопрос о соединении или разъединении нескольких требований, принять меры, направленные на представление доказательств (истребование доказательств, вызов свидетелей, назначение экспертизы, привлечение к участию в судебном процессе специалиста, переводчика и иные меры), а также разрешить поступившие ходатайства (в том числе о применении мер предварительной защиты).




Вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания также разрешается при подготовке административного дела к судебному разбирательству.

Перечень действий, которые может совершить суд во время досудебной подготовки дела, законодатель оставляет открытым, допуская проведение и иных действий, помимо прямо поименованных в ст. 135 КАС РФ. Такие действия должны иметь целью обеспечение правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

Следует отметить, что подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном судопроизводстве носит не формальный характер, а имеет большое значение для его правильного и своевременного рассмотрения. Подтверждением этого является норма ч. 5 ст. 135 КАС РФ, в соответствии с которой противодействие сторон по административному делу его своевременной подготовке, в том числе путем непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, может повлечь наложение судебного штрафа, а не взыскание компенсации за потерю времени, как это предусмотрено в ч. 3 ст. 150 ГПК РФ.

Порядок и основания объединения административных дел и выделения административных исковых требований, о которых упоминалось выше, установлены в ст. 136 КАС РФ. Из анализа ч. 1 указанной статьи следует, что объединение административных дел возможно в случаях, когда в производстве суда находится:

- несколько однородных административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны;

- несколько административных дел по искам одного административного истца к различным административным ответчикам;

- несколько административных дел по искам нескольких различных административных истцов к одному административному ответчику.

Обязательным условием для такого объединения является признание его судом способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований.

При этом для выделения административных исковых требований в отдельное производство согласно ч. 2 ст. 136 КАС РФ достаточно лишь признания судом целесообразным раздельного рассмотрения данных требований.

Отдельно следует сказать о соотношении объединения административных дел в одно производство по правилам ст. 136 КАС РФ и присоединении к коллективным исковым требованиям в соответствии со ст. 42 КАС РФ.

Согласно ч. 5 ст. 42 КАС РФ в случае обращения в суд еще одного лица с административным исковым заявлением, содержащим требование, которое аналогично требованию, указанному в коллективном административном исковом заявлении, находящемся в производстве, суд соединяет заявленное требование с ранее принятым.

Последствия такого соединения требований законом не установлены. В связи с этим М.В. Степанчук приходит к выводу, что оно влечет правовые последствия, аналогичные объединению нескольких дел в одно производство в порядке ст. 136 КАС РФ. В этом случае новый заявитель должен получить по делу статус административного истца, поскольку он был таким до соединения требований*(40).

Важнейшим правовым последствием объединения административных дел в одно производство и выделения заявленных требований в отдельное производство является тот факт, что после этого подготовка административного дела к судебному разбирательству начинается сначала. Это установлено в ч. 7 ст. 136 КАС РФ.

Помимо прочего, в п. 10 ч. 3 ст. 135 КАС РФ предусматривается обязанность суда содействовать примирению сторон, однако в тексте кодекса законодатель отказался от использования формулировки мирового соглашения.

Статья 137 КАС РФ допускает примирение сторон административного дела путем заключения соглашения о примирении, утверждаемого судом. Заключение такого соглашения влечет прекращение производства по делу полностью или в соответствующей части. В случае его неисполнения в добровольном порядке оно может быть передано на принудительное исполнение. При этом примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

Обратите внимание: соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Поскольку названное соглашение утверждается определением суда, оно не должно противоречить закону или нарушать права, свободы и законные интересы других лиц. В связи с этим в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС РФ условия соглашения о примирении заносятся в протокол судебного заседания и подписываются обеими сторонами, а если такое соглашение выражено в письменном заявлении суду, то оно приобщается к материалам административного дела.

Из указанной статьи следует, что соглашение о примирении сторон административного дела является аналогом мирового соглашения, но при этом оно соответствует особенностям и правовой природе дел, возникающих из публичных правоотношений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе", мировое соглашение представляет собой соглашение сторон, т.е. сделку, вследствие чего к этому соглашению, являющемуся одним из средств защиты субъективных прав, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права о договорах, в том числе правила о свободе договора (ст. 421 ГК РФ).

Мировое соглашение является одним из возможных в судебном процессе результатов примирения сторон. Законодатель предусматривает его в качестве альтернативы судебному решению*(41).

Отличие соглашения о примирении в административном судопроизводстве от мирового соглашения состоит в том, что оно заключается для урегулирования спора, возникшего из административных правоотношений, и одна из его сторон обязательно должна иметь государственно-публичные, властные полномочия, в силу чего на него не могут в полной мере распространяться нормы гражданского права.

Вместе с тем закрепление в КАС РФ права сторон уже на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству окончить дело соглашением о примирении можно рассматривать в качестве проявления принципа диспозитивности*(42).

Завершающей стадией подготовки административного дела к судебному разбирательству перед его назначением является предварительное судебное заседание, однако его проведение не является обязательным. В частности, как в теории, так и на практике (см., например, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.12.2015 N 33а-11644/2015) выработана позиция, согласно которой предварительное судебное заседание назначается судом не по каждому делу, а только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 138 КАС РФ*(43).

В соответствии с указанной нормой предварительное судебное заседание проводится в целях:

- уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

- определения достаточности доказательств по административному делу;

- выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;

- процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;

- выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

Таким образом, в предварительном судебном заседании разрешаются лишь обозначенные вопросы, без рассмотрения дела по существу. Однако суд вправе приостановить либо прекратить производство по административному делу при наличии соответствующего основания, а в случае установления факта пропуска срока на обращение в суд без уважительной причины принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств дела.

Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, следует понимать определение юридических фактов, лежащих в основе требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и подлежащих применению норм материального права*(44).

Относительно распорядительных действий сторон, упомянутых в п. 4 ч. 1 ст. 138 КАС РФ, следует обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", положения которого могут быть применены к комментируемому кодексу по аналогии.

В частности, в п. 32 указанного постановления разъясняется, что в предварительном судебном заседании могут быть процессуально закреплены такие распорядительные действия сторон, как отказ от иска или заключение мирового соглашения (в административном судопроизводстве - соглашение о примирении).

Следующим этапом движения административного дела в суде является его непосредственное рассмотрение по существу.

Подготовка административного дела

Подготовка к судебному разбирательству является обязательным этапом при рассмотрении каждого административного дела и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.

Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий. В ч. 2 ст. 133 КАС РФ закреплено, что на подготовку административного дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству суда.

Срок проведения подготовки по делу не ограничивается, он определяется судьей с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

  1. Передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;
  2. Заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Административный ответчик или его представитель:

  1. Уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;
  2. Представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;
  3. Передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;
  4. Заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

  1. Направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. В случае, если административный ответчик не обладает государственными или иными публичными полномочиями, суд, установив, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов вручены административному ответчику в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ, определяет разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. Если указанные копии не направлялись административному ответчику и заинтересованному лицу, суд направляет их и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления необходимого количества их копий, которые суд направит административному истцу и заинтересованным лицам;
  2. Вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок;
  3. Опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений;
  4. Выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;
  5. Разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;
  6. Рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;
  7. Рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;
  8. При необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их;
  9. Истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика;
  10. В случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;
  11. Направляет судебные поручения;
  12. По ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;
  13. По ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение;
  14. Содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение;
  15. Разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;
  16. Разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;
  17. Совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

Если одна из сторон противодействует своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных ст. 122 и 123 КАС РФ.

Читайте также: