Суда заграничного плавания это

Обновлено: 04.05.2024

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519; N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425; N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534; N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6728) 1 приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения судовой роли.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

Министр И. Левитин

1 "Российская газета", 2012, N 94.

Правила ведения судовой роли

1. Правила ведения судовой роли (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" 1 и стандартом 2.6 Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года 2 (далее - Конвенция).

2. Судовая роль служит основным документом, требуемым государственными властями и содержащим данные о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна 3 .

3. Настоящие Правила устанавливают единый порядок ведения судовой роли и являются обязательными для работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального агентства по рыболовству, администраций морских портов, государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, капитанов морских портов, российских судовладельцев, капитанов морских судов, судов рыбопромыслового флота и судов смешанного (река - море) плавания (далее - суда), плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

4. Судовая роль в соответствии с формой 5 ФАЛ ИМО Дополнения 1 к Конвенции представляется капитаном судна по прибытии судна в морской порт (далее - порт) или выходе судна из порта портовым властям, органам пограничного контроля, а также органам, осуществляющим контроль за входом (выходом) членов экипажей судов на территорию порта.

5. При выходе судна из порта допускается предъявление судовой роли, представленной по прибытии судна в порт, если не произведены изменения в составе экипажа судна.

6. Судовая роль содержит следующие сведения:

название и номер судна, присвоенный Международной морской организацией;

государство флага судна;

порт и дата прибытия;

последний порт захода;

2) о членах экипажа судна и иных лицах, указанных в пункте 7 настоящих Правил:

фамилия, имя, отчество (или имена);

дата и место рождения;

вид и номер документа, удостоверяющего личность.

7. В судовую роль вносятся сведения о лицах, входящих в состав экипажа судна, а также:

об учащихся учебных заведений, направленных на данное судно для прохождения плавательной практики;

о работниках федеральных органов исполнительной власти и работниках организаций, находящихся в ведении этих органов, а также о представителях судовладельца, командируемых для работы на судах;

о детях в возрасте 12 - 16 лет, выходящих в море на борту судна с членами экипажа судна, являющимися их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами или попечителями), внесенных в паспорта моряка данных лиц в соответствии с пунктом 5 Положения о паспорте моряка 4 .

Указываемые в судовой роли должности на судне учащихся учебных заведений и лиц, командируемых на суда, определяются судовладельцем, имеющим право комплектовать экипаж судна.

8. Судовая роль заполняется на судне:

при прибытии судна в российский порт или убытии судна из российского порта - на русском языке;

при прибытии судна в иностранный порт или убытии судна из иностранного порта - на английском языке.

При небольшой численности экипажа судна допускается заполнение судовой роли одновременно на русском и английском языках.

9. Судовая роль заполняется с использованием машинописных средств или от руки разборчивым почерком чернилами черного цвета.

10. Графы судовой роли заполняются следующим образом:

1) "фамилия, имя и отчество (или имена)" - в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность;

а) на судах заграничного плавания - в соответствии с записью о служебном положении на судне в паспорте моряка, в ином документе, выданном в соответствии с Конвенцией о национальных удостоверениях личности моряков (Конвенция N 108) 5 или в мореходной книжке;

б) на судах, не являющихся судами заграничного плавания, - в соответствии с приказом (распоряжением) судовладельца о назначении лица членом экипажа судна;

3) "гражданство", "дата и место рождения" - по данным, указанным в паспорте моряка или ином документе, удостоверяющем личность;

4) "вид и номер документа, удостоверяющего личность":

а) на судне заграничного плавания:

для гражданина Российской Федерации - серия и номер паспорта моряка или удостоверения личности моряка, выданного в соответствии с требованиями Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенция N 185) 6 , и паспорта, по которому граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию;

для иностранного гражданина или лица без гражданства - серия и номер удостоверения личности моряка или иного действительного документа, необходимого для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" 7 , и статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 8 ;

б) на судне, не являющемся судном заграничного плавания:

для гражданина Российской Федерации - серия и номер удостоверения личности моряка, выданного в соответствии с требованиями Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенция N 185), или документа, удостоверяющего личность на территории Российской Федерации;

для иностранного гражданина или лица без гражданства - серия и номер удостоверения личности моряка или иного действительного документа, удостоверяющего личность и признаваемого в Российской Федерации в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

11. Судовая роль при прибытии судна в порт и при выходе судна из порта заверяется капитаном судна и судовой печатью.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519; N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N ], ст. 30; N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425; N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534; N 30 (ч. 1), ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6728; "Российская газета", 2012, N 94, N 136.

2 Конвенция вступила в силу для СССР 5 марта 1967 г.

3 Стандарт 2.6 Конвенции.

4 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1508 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5598; 2002, N 28, ст. 2865; 2007, N 43, ст. 5212; 2011, N 51, ст. 7526).

5 Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1969 г. N 3962-VII (Ведомости Верховного Совета СССР, 1969, N 28, ст. 240).

6 Ратифицирована Федеральным законом от 25 ноября 2006 г. N 194-ФЗ "О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции N 185)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 48, ст. 4944).

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 4, ст. 531; N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. 1), ст. 3420; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30 (ч. 1), ст. 3583; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 49, ст. 5735, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52 (ч. 1), ст. 6407, ст. 6413, ст. 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1740, ст. 1756; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; 2010, N 31, ст. 4196; N 52 (ч. 1), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16; N 1, ст. 28; N 1, ст. 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 30 (ч. 1), ст. 4578, ст. 4589; N 50, ст. 7339, ст. 7340, ст. 7342.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2006, N 30, ст. 3286; 2007, N 1, ст. 21; N 2, ст. 361; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26, ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011, N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52 (ч. 1), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 29, ст. 50; N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2318, ст. 2321; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 47, ст. 6608; N 49 (ч. 1), ст. 7043; N 49 (ч. 5), ст. 7061; N 50, ст. 7342, ст. 7352.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 апреля 2005 г. N ГКПИ05-119

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,

при секретаре Лариной М.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО " Баренцморепродукт " о признании недействующим распоряжения Правительства РФ от 1 июня 1994 г. N 819-Р,

ЗАО " Баренцморепродукт " обратилось в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемое распоряжение Правительства РФ не соответствует Конституции РФ и трудовому законодательству РФ.

Считает также, что работа экипажей судов заграничного плавания не отличается от работы на судах внутреннего плавания ни по режиму, ни по сложности, ни по продолжительности, ни по каким-либо иным критериям. Не обладают суда заграничного плавания и какими-либо свойствами, которые бы свидетельствовали об особых условиях труда на них, а поэтому предусмотренная оспариваемым распоряжением дополнительная выплата в валюте членам экипажей таких судов ставит их в более выгодное положение перед членами экипажей иных судов, выполняющих фактически аналогичный объем работ.

В судебном заседании представитель заявителя Каруковец Ю.А. заявленное требование поддержал.

Представители Правительства РФ Ляпин В.М. и Злобин А.А. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое распоряжение Правительства РФ законодательству Российской Федерации не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Как установлено судом, пунктом 1 распоряжения Правительства РФ от 1 июня 1994 г. N 819-Р были установлены предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний для:

старшего командного состава - от 12 до 17 долларов США;

остального командного состава - от 11 до 14 долларов США;

рядового состава - от 8 до 10 долларов США.

Этим же пунктом предусмотрено также, что указанные выплаты производятся за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и относятся на эксплуатационные расходы предприятий-судовладельцев.

В пункте 2 данного распоряжения указывается, что конкретный размер выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов устанавливается предприятием-судовладельцем в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения с учетом классификации и вида флота.

Пунктом 3 распоряжения предусматривается, что установленные в пункте 1 настоящего распоряжения выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся за счет сре дств пр едприятий-судовладельцев.

По утверждению представителей Правительства РФ, оспариваемым распоряжением не разрешается вопрос о том, является ли нахождение членов экипажа судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний служебной командировкой. Данное распоряжение устанавливает лишь предельный размер норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей указанных судов за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и каких-либо норм, устанавливающих дискриминацию в сфере трудовых отношений, на что ссылается заявитель, не содержит. Полагают, что оспариваемое распоряжение соответствует законодательству РФ и оснований для признания его недействующим не имеется.

С учетом приведенных выше объяснений представителя Правительства РФ и положений законодательства РФ по рассматриваемому вопросу суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого распоряжения недействующим не имеется.

Довод заявителя о том, что оспариваемое распоряжение не содержит определения понятия "заграничное плавание", а поэтому оно по своему содержанию носит неопределенный характер, что препятствует единообразному применению содержащихся в нем положений и чем, по мнению заявителя, нарушаются его права, не может быть признан обоснованным, поскольку, как уже отмечалось выше, данное распоряжение не решает вопрос о том, в каких случаях следует считать нахождение судов в заграничном плавании, а лишь устанавливает предельный размер норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота за каждые сутки заграничного плавания.

Не может суд согласиться и с доводом заявителя в той части, что распоряжение Правительства РФ носит дискриминационный характер по отношению к членам экипажей судов внутреннего плавания.

Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Содержащихся в приведенной норме Закона признаков дискриминации оспариваемое распоряжение не содержит и, следовательно, не носит дискриминационного характера. Данное распоряжение фактически устанавливает лишь выплату иностранной валюты членам экипажей судов заграничного плавания взамен суточных за каждые сутки заграничного плавания, что вызвано особыми условиями их пребывания за пределами Российской Федерации по сравнению с членами экипажей судов внутреннего плавания.

Установление данного различия, на что ссылается заявитель, в соответствии с приведенной выше нормой Трудового кодекса РФ не может являться дискриминацией по отношению к членам экипажей судов, не выходящих за пределы морских границ Российской Федерации.

Того обстоятельства, что члены экипажей (работники) судов ЗАО " Баренцморепродукт " при осуществлении промысла морепродуктов за пределами морских границ Российской Федерации с заходом их в иностранные морские порты также вправе получать взамен суточных выплаты в иностранной валюте, не оспаривал в суде и представитель заявителя.

С учетом этого у суда не имеется оснований полагать о том, что оспариваемым распоряжением работники судов ЗАО " Баренцморепродукт " при осуществлении промысла за пределами морских границ Российской Федерации поставлены в неравное положение с работниками судов заграничного плавания.

При этом суд принимает во внимание и то, что условия и оплата труда, порядок найма и увольнения, иные вопросы социального положения работников морского транспорта регулируются также Отраслевым соглашением по морскому транспорту на 2003 - 2005 годы, заключенным 26 декабря 2002 года. Пунктом 31 данного Соглашения предусмотрено, что в период нахождения судна за пределами морских границ России и в период загранрейсов членам экипажа выплачивается иностранная валюта взамен суточных в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

Указанное Соглашение, по утверждению представителей Правительства РФ, распространяется и на заявителя.

Оспариваемое распоряжение принято Правительством РФ в пределах своих полномочий (ст. 5 ТК РФ) и его содержание фактически сводится к тому, что размер указанных дополнительных выплат членам экипажей судов за время нахождения в заграничном плавании устанавливается применительно к размеру суточных при командировках. Такой порядок регулирования на федеральном уровне размера дополнительных выплат членам экипажей судов морского транспорта за работу в условиях, отклоняющихся от обычных условий труда (ст. 149 ТК РФ), федеральному трудовому законодательству не противоречит.

Ссылка заявителя при этом на несоответствие данного распоряжения требованиям ст. ст. 19, 34, 37 и 55 Конституции РФ, ст. 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" также не может быть признана состоятельной, поскольку указанные нормы Конституции и названного Федерального закона вопросы дополнительных выплат названной выше категории работников не регулируют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

заявление ЗАО " Баренцморепродукт " о признании недействующим распоряжения Правительства РФ от 1 июня 1994 года N 819-р оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Балкер ALINA

2. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации, за исключением судов с ядерными энергетическими установками атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки

(пункт дополнен с 7 декабря 2010 года Федеральным законом от 22 ноября 2010 года N 305-ФЗ.

Статья 13. Права собственника судна

Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 14. Передача судна в доверительное управление

Статья 14. Передача судна в доверительное управление

Погрузка балкера Макеевка

1. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.

Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.

Передача судна в доверительное управление не влечет за собой переход права собственности на него к доверительному управляющему.

3. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, которые удовлетворяют требованиям пункта 1 статьи 15 настоящего Кодекса, за исключением унитарного предприятия. (Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

4. В договоре доверительного управления судном должны быть указаны стороны такого договора, права и обязанности доверительного управляющего, размер и форма его вознаграждения.

§ 2. Флаг и национальность судна (статьи с 15 по 19). Статья 15. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации

§ 2. Флаг и национальность судна (статьи с 15 по 19)

Статья 15. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации

1. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:

1) граждан Российской Федерации;

2) юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

4) муниципальных образований.

1) фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

5) право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

3. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации временно предоставляется судну капитаном морского порта, регистрирующим судно в бербоут-чартерном реестре, на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.

При временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации капитан морского порта, в котором регистрируется судно, определяет, каким должно быть название судна. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

1. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента его государственной регистрации. (Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

Статья 17. Национальность судна

Статья 17. Национальность судна

1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации.

2. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации.

Статья 18. Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

Статья 18. Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:

оно перестает соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;

истек срок, на который судну в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 19. Временный перевод судна под флаг иностранного государства

Статья 19. Временный перевод судна под флаг иностранного государства

собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;

2. Решение о переводе судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, под флаг иностранного государства принимается органом государственного надзора решение о переводе судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и с учетом мнения общероссийского профессионального союза работников соответствующей отрасли деятельности. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

Судно может быть переведено под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.

Подтверждение прекращения действия решения о переводе судна под флаг иностранного государства принимается в том же порядке, что и само решение.

§ 3. Идентификация судна (статьи с 20 по 21). Статья 20. Название судна

§ 3. Идентификация судна (статьи с 20 по 21)

Статья 20. Название судна

Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

2. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований.

Статья 21. Позывной сигнал

Статья 21. Позывной сигнал

1. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

2. Порядок присвоения судну позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции - уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.

§ 4. Классификация и освидетельствование судов (статьи с 22 по 32). Статья 22. Суда, подлежащие классификации и освидетельствованию. Организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов

§ 4. Классификация и освидетельствование судов (статьи с 22 по 32)

(введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ

Статья 22. Суда, подлежащие классификации и освидетельствованию. Организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов

1. Классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации. (Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов, а также маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Абзац дополнительно включен с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ)

3. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, могут создаваться в форме федеральных автономных учреждений. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 23. Освидетельствование судов

Статья 23. Освидетельствование судов

1. Суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, освидетельствуются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации. (Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

2. Соответствие судов требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подтверждается документами, выданными российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 24. Классификация судов

Статья 24. Классификация судов

1. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества в соответствии с их полномочиями присваивают класс судам, указанным в пункте 1 статьи 23 настоящего Кодекса. (Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

2. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают правила классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов и выдают классификационные свидетельства, подтверждающие соответствие судов этим правилам.

Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают классификационные свидетельства, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими классификационных свидетельств. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 25. Судовые документы

Статья 25. Судовые документы

1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением судов, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Кодекса, должны иметь следующие судовые документы: (Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

1) свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

2) свидетельство о праве собственности на судно;

3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

4) мерительное свидетельство;

5) свидетельство о грузовой марке;

6) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;

7) разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);

9) судовой журнал;

10) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);

11) санитарный журнал;

12) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

13) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

2. Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельство о грузовой марке и мерительное свидетельство. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения. Абзац утратил силу с 25 мая 2012 года - Федеральный закон от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 26. Дополнительные судовые документы

Статья 26. Дополнительные судовые документы

(статья утратила силу с 1 июля 2011 года - Федеральный закон от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.)

Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов

Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов

1. Подлежащие государственной регистрации спортивные парусные суда, прогулочные суда и маломерные суда должны иметь следующие судовые документы: (Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

1) судовой билет;

2. Судовой билет, который должно иметь судно, указанное в пункте 1 настоящей статьи, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту, вместимость судна, годность судна к плаванию. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 28. Судовые документы для судов заграничного плавания

Статья 28. Судовые документы для судов заграничного плавания

(статья утратила силу с 1 июля 2011 года - Федеральный закон от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.)

Статья 29. Органы, выдающие судовые документы

Статья 29. Органы, выдающие судовые документы

1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, судовой билет и свидетельство о праве собственности на судно выдаются органом, осуществляющим государственную регистрацию судна. (Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ.

2. Разрешение на судовую радиостанцию выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Судовое санитарное свидетельство о праве плавания выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации.

4. За выдачу документов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

Статья 30. Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства

Статья 30. Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства

Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего морские порты Российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.

Статья 31. Требования, предъявляемые к судовым документам

Статья 31. Требования, предъявляемые к судовым документам

На судне должны находиться оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавшим такие документы.

Статья 32. Правила ведения судовых документов. Хранение судового журнала

Статья 32. Правила ведения судовых документов. Хранение судового журнала

1. Судовая роль и указанные в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса журналы судов ведутся в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. Судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.

В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации за период, предшествующий продаже судна. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 141-ФЗ.

1. Настоящие Правила ведения судовой роли на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации (далее - Правила) установлены в соответствии с п. 1 ст. 32 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и с учетом положений Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г. (СССР принял Конвенцию с оговоркой. Конвенция вступила в силу для СССР 05.03.1967. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.1999 N 1403-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 27.09.1999, N 39, ст. 4674) были одобрены поправки к вышеуказанной Конвенции).

2.1. Под ведением судовой роли понимается ее заполнение, подпись и удостоверение подлинности (заверение) в порядке, изложенном в пунктах 14, 15 настоящих Правил.

2.2. Под судами понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (далее - суда рыбопромыслового флота Российской Федерации).

3. Судовая роль является основным судовым документом, содержащим сведения о количестве и составе экипажа при приходе судна в порт и отходе судна из порта.

4. Правила устанавливают единый порядок ведения судовой роли на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации и являются обязательными для капитанов морских портов, судовладельцев, независимо от формы собственности, капитанов судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

5. Судовая роль по форме, приведенная в Приложении 2, представляется капитаном судна по прибытии судна в порт или выходе судна из порта портовым властям, органам пограничного контроля, а также органам, осуществляющим контроль за входом (выходом) членов экипажей судов на территорию российского порта.

6. Не требуется предоставления судовой роли при каждом заходе в порт, когда судно работает (ведет промысел, занято доставкой снабжения, наживки на суда в районе промысла, приемкой и транспортировкой в порт уловов водных биологических ресурсов из района промысла, занято работами в портовых водах) и заходит в один и тот же порт, по меньшей мере, один раз в 15 суток, при условии отсутствия изменений в составе экипажа судна.

7. При выходе судна из порта допускается предъявление судовой роли, представленной по прибытии судна в порт, если в нее внесены изменения или указано об отсутствии изменений.

Порядок записи в судовой роли об отсутствии изменений в составе экипажа судна, а также внесение изменений при замене отдельных членов экипажа приведен в пункте 15 настоящих Правил.

курсанты (учащиеся) учебных заведений, направленные на данное судно для прохождения плавательной практики;

работники федеральных органов исполнительной власти и работники организаций, находящиеся в ведении этих органов, а также представители судовладельца (арендатора), командируемые для работы на судах;

дети в возрасте 12 - 16 лет, выходящие в море на борту судна с членами экипажа судна, являющимися их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами или попечителями), внесенные в соответствии с пунктом 5 Положения о паспорте моряка (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1997 N 1508; Собрание законодательства Российской Федерации, 08.12.97, N 49, ст. 5598) в паспорт моряка данных лиц.

Указываемые в судовой роли должности на судне курсантов (учащихся) учебных заведений и лиц, командируемых на суда, определяются судовладельцем (арендатором), имеющим право комплектовать экипаж судна.

При небольшой численности экипажа судна допускается заполнение судовой роли одновременно на русском и английском языках.

11. Судовая роль заполняется с использованием машинописных средств или от руки разборчивым почерком чернилами черного цвета.

"должность" на судах заграничного плавания - в соответствии с записью о служебном положении на судне в паспорте моряка или удостоверении личности моряка, выданном в соответствии с Конвенцией Международной организации труда о национальных удостоверениях личности моряка (СССР ратифицировал Конвенцию МОТ N 108 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.06.1969 N 3962-VII (Ведомости Верховного Совета СССР, 09.07.1969, N 28, ст. 240)) (далее - Конвенция МОТ N 108) и Конвенцией, ратифицированной Федеральным законом "О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции N 185); на судах, не являющихся судами заграничного плавания, - в соответствии с приказом (направлением, распоряжением) судовладельца (арендатора) о назначении лица членом экипажа судна.

Внесение в удостоверение личности моряка записи о служебном положении члена экипажа на судне производится в порядке, установленном для внесения аналогичной записи в паспорт моряка.

"серия, номер диплома или свидетельства" для командного состава судна - заносятся серия и номер диплома о присвоении квалификации, выданного капитаном морского порта; для рядового состава - заносится номер квалификационного свидетельства, выданного капитаном морского порта; для иностранных граждан и лиц без гражданства - заносятся серия, номер диплома или свидетельства, выданного другим государством в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года (Конвенция ПДНВ 78/95) (Решение о вступлении СССР в Конвенцию ПДНВ 78/95 принято Постановлением Совета Министров СССР от 14.09.1979 N 871), имеющим договор с Российской Федерацией о взаимном признании дипломов;

"гражданство", "дата и место рождения" - по данным, приведенным в паспорте моряка или ином документе, удостоверяющем личность;

"серия, номер паспорта моряка или удостоверения личности моряка" - по данным, указанным в паспорте моряка или в удостоверении личности моряка.

для иностранных граждан и лиц без гражданства - удостоверение личности моряка, введенное в соответствии с Конвенцией МОТ N 108.

для иностранных граждан или лиц без гражданства - удостоверение личности моряка, введенное в соответствии с Конвенцией МОТ N 108, или действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

14. Судовая роль при прибытии судна в российский или иностранный порт, при выходе судна из иностранного порта, а также при выходе судна, не являющегося судном заграничного плавания, из российского порта заверяется капитаном судна.

При выходе из российского порта судна рыбопромыслового флота заграничного плавания судовая роль подписывается капитаном судна и заверяется судовладельцем (арендатором) или капитаном морского порта, из которого выходит судно (капитаном порта, в котором судно оформляет отход).

Подпись капитана судна, судовладельца (арендатора) или капитана порта заверяется соответствующими печатями.

Заверению судовладельцем (арендатором) или капитаном морского порта подлежат судовые роли судов рыбопромыслового флота, маршрут следования которых после выхода из российского порта предусматривает пересечение внешнего предела территориального моря или район ведения промысла лежит за внешней границей территориального моря Российской Федерации.

15. Предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящих Правил записи об отсутствии изменений в составе экипажа судна и об изменениях в составе экипажа судна размещаются ниже заверяющей подписи судовладельца (арендатора) и капитана морского порта (капитана порта) или на обратной стороне листа судовой роли.

При отсутствии изменений в составе экипажа судна производится запись "Изменений нет", которая заверяется подписью капитана судна и судовой печатью с указанием даты.

При изменениях в составе экипажа судна изменения в судовую роль вносятся в следующем порядке. Строка судовой роли с фамилией выбывшего члена экипажа судна зачеркивается. Строка с фамилией нового члена экипажа судна нумеруется номером строки выбывшего члена экипажа судна.

При списании с судна члена экипажа без замены строка с фамилией выбывшего члена экипажа зачеркивается и производится запись о том, что член экипажа (номер строки, Ф.И.О., должность) списан с судна без замены.

Внесенные в судовую роль изменения подписываются капитаном судна с указанием даты списания с судна (зачисления в штат судна), номера приказа и заверяются судовой печатью.

При внесении изменений в судовую роль перед выходом судна из российского порта в рейс за пределы территориальных вод Российской Федерации данные изменения должны быть заверены судовладельцем (арендатором) или капитаном порта, в котором судно оформляет отход, и соответствующей печатью.

16. На обратной стороне судовой роли (которая сдается капитану морского рыбного порта на оформление прихода судна) для учета плавательного ценза делается запись с перечислением членов экипажа, несущих ходовую вахту (если в этом есть необходимость), с указанием Ф.И.О., должности и продолжительности несения ходовой вахты в течение рейса. Запись заверяется подписью капитана судна и судовой печатью.

Читайте также: