Почему суд должен быть независим от других органов государственной власти

Обновлено: 15.05.2024

Независимость суда — это не привилегия, а необходимое условие

Судебная власть является основным гарантом прав и свобод граждан, обеспечивает верховенство права, равновесие между другими ветвями власти, создает своей деятельностью баланс публичных и частных интересов. Ключевым принципом, на котором базируется само существование суда, является принцип разделения властей. Применительно к ветви судебной власти этот принцип предполагает институциональную независимость судебных органов и индивидуальную независимость судей.

Независимость суда — это не привилегия, а необходимое условие выполнения судьями полномочий по справедливому и беспристрастному рассмотрению разрешению споров. Судья должен руководствоваться законом и внутренним убеждением, и любое внешнее или внутрисистемное вмешательство может подорвать доверие гражданского общества к судебной власти.

Институциональная и индивидуальная судейская независимости тесно связаны между собой, так как независимость отдельных судей может быть обеспечена только при наличии достаточной институциональной защиты независимости судебных органов. Не менее важно обеспечить защиту независимости отдельных судей от ненадлежащего воздействия внутри судебной системы. Следовательно, судейская независимость предусматривает не только гарантии защиты от давления извне — внешняя независимость, но и, что не менее важно, внутренние процессуальные гарантии защиты.

Современные тенденции свидетельствуют об увеличении точек взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти. Все больше приоритетом в государственной политике в развитых странах признается человек и его права и свободы. Следовательно, задачей всех государственных органов становится обеспечение гарантий и защиты прав человека, что требует эффективной и слаженной работы всех ветвей власти.

Попытки давления

За последние десятилетия отношения между тремя ветвями власти в государстве (исполнительной, законодательной и судебной) претерпели существенные изменения. Во-первых, исполнительная власть и законодательная власть стали более взаимозависимыми. Сократились возможности привлечения исполнительной власти к ответственности властью законодательной. Изменилась и роль судебной власти.

Значительно увеличился объем дел и число законов, применяемых судами. Из-за резкого роста объема полномочий исполнительной власти возросло количество жалоб на ее действия в суд. Обозначилась негативная тенденция, связанная с действиями исполнительной власти, направленными на перекладывание ответственности и принятие соответствующих решений на власть судебную.

Судебная власть стала перегруженной в контексте принятия решений по делам, в которых нет реального судебного спора, а есть желание у стороны в принятии соответствующего судебного постановления, подтверждающего либо право, либо обязанность.

Быстро меняющееся законодательство, особенно в области гражданского права, может противоречить принципу правовой определенности.

Представители судебной власти сталкиваются с неконструктивной критикой представителей исполнительной и законодательной власти, которые выносят в публичную плоскость обсуждение судебных постановлений, даже порой не вступивших в законную силу, подрывая доверие общества к институтам судебной власти.

Судебная власть в сложившейся ситуации вынуждена решать отношения между двумя ветвями власти, а порой и тремя. Понятно, что в любом демократическом государстве есть определенная социальная напряженность между ветвями власти. Это нормальная ситуация, когда каждая сила играет роль ограничителя по отношению к другой, сохраняя соответствующий справедливый баланс.

Практически ежедневно судебная власть сталкивается с попытками оказать на судебную власть давление вопреки действующим законам и положениям Конституции РФ со стороны как исполнительной власти, так и законодательной. Исполнительная власть без конца предпринимает попытки сокращения финансирования судебной системы в целом и отдельных статей денежного содержания судьи.

Законодательная и исполнительная власть должны признавать законную конституционную функцию судебной власти и обеспечить ее достаточными ресурсами для выполнения своих функций.

Прозрачная процедура занятия судейского кресла

Важную роль в обеспечении принципа независимости судебной власти играют органы судейского сообщества, которые непосредственно участвуют в вопросах формирования судейского корпуса, проверке квалификации судей, привлечении их к ответственности, выступают с предложениями по вопросам материального и социального обеспечения, совершенствования законодательства о статусе судей.

Формирование профессионального судейского корпуса является одним из главных условий эффективности судебной системы и ее самостоятельности. Одним из ключевых механизмов, обеспечивающих независимость и эффективность суда, является прозрачная, публичная и понятная процедура занятия судейского кресла.

Орган, принимающий решения об отборе и продвижении судей, должен быть независимым от правительства и администрации. Передача полномочий по подбору кандидатов на судейские должности органам судейского сообщества соответствует современным стандартам и ожиданиям гражданского общества и повышает доверие к будущим судьям.

Также необходимо обеспечить формирование независимых, профессиональных, способных принимать взвешенные и обдуманные решения органов судейского сообщества, в особенности квалификационных коллегий судей. При назначении кандидатов в квалификационные коллегии судей от общественности судейскому сообществу важно активно взаимодействовать с органами законодательной власти региона, выступать экспертами в оценке кандидатур, чтобы обеспечить избрание только таких кандидатов, которые обладают безупречной репутаций, заинтересованы в обеспечении авторитета судебной власти, являются профессионалами и готовы ответственно исполнять возложенные на них обязанности.

Иерархическая организация судебной власти также не должна подрывать независимость отдельного судьи, в связи с чем с прошлого года реализуется ряд инициатив Верховного суда, направленных на повышение стандартов судейской независимости, в том числе введен новый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Судебная нагрузка

Обеспечение эффективности судебной системы остается приоритетной задачей для российского правосудия. К основным механизмам повышения экономической эффективности отправления правосудия относятся оптимизация судебной нагрузки, регулирование государственной пошлины, внедрение электронного правосудия.

Существуют разные пути и способы снижения судебной нагрузки.

Основную нагрузку на суды составляют гражданские дела, в 2018 году судами рассмотрено 17,3 млн дел, в 2019 году уже порядка 19,6 млн гражданских дел (для сравнения — в 2019 году рассмотрено более 7 млн дел об административных правонарушениях, 749 тыс. уголовных дел, арбитражными судами рассмотрено 1,9 млн экономических споров). В подавляющем большинстве случаев судами принимается решение об удовлетворении требований истцов, что зачастую связано с тем, что в данных исках отсутствует как таковой спор о праве между сторонами и суд используется в качестве механизма принуждения ответчика к выполнению взятых на себя обязанностей.

Ярким примером являются иски налоговых органов к гражданам, где удовлетворяется почти 100 процентов, ответчик обычно в суд не является и не предпринимает каких-либо процессуальных действий. Кроме того, средняя цена таких исков несопоставима стоимости работы судьи и аппарата суда, что приводит к парадоксальной ситуации: государство несет затраты по финансированию работы должностных лиц налоговых органов, судебной системы, что в сумме значительно превышает цену самого иска, оставляя государство фактически в убытке.

К актуальным механизмам оптимизации судебной нагрузки относятся мероприятия, направленные на расширение сферы применения упрощенного и приказного производства, досудебных мер урегулирования споров, третейского разбирательства и отраслевого арбитража.

В упрощенных процедурах сегодня уже рассматривается более 75% гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и почти 60% дел в арбитражных судах. Кроме расширения сферы применения упрощенных процедур, некоторые страны также прорабатывают возможности использования искусственного интеллекта для рассмотрения гражданских и административных дел по бесспорным требованиям, в том числе в приказном и упрощенном производстве. Такая работа может проводиться без судебного заседания путем обмена электронными документами, она не связана с анализом правоотношений сторон и в большей степени носит технический характер.

Пока сохраняется низкая эффективность использования досудебных мер урегулирования спора. Так, процедура медиации в прошлом году применена при рассмотрении 1,2 тыс. гражданских дел и всего по 11 экономическим спорам. В целях развития мирного внесудебного урегулирования споров и альтернативных процедур Верховным судом разработан и введен в действие институт судебного примирения, который направлен как на снижение уровня конфликтности в обществе, так и на уменьшение судебной нагрузки.

Основываясь на данном выводе, европейские страны устанавливают высокую государственную пошлину для гражданских исков, используя различные подходы к установлению ее размера. Так, в Швеции и Португалии размер является неизменным, а в Германии, Нидерландах и Италии размер государственной пошлины зависит от цены иска.

Решение проблемы высокой нагрузки на судей невозможно без утверждения научно обоснованных нормативов нагрузки и формирования судейского корпуса на их основе. Попытки разработки таких нормативов предпринимаются с 2004 года, сложность возникает с критериями, которые должны учитывать не только количество дел, рассматриваемых судьей ежедневно, но и время, необходимое для анализа материалов дела с учетом особенностей процедуры подготовки дела к судебному разбирательству, необходимости проведения очного заседания, подготовки мотивированного решения и так далее. В целом консенсус относительно утверждения норм нагрузки и их закрепления на уровне федерального законодательства не найден.

Одним из последних ключевых решений в вопросе повышения эффективности стало создание по экстерриториальному принципу кассационных и апелляционных судов. За прошедший период кассационными судами общей юрисдикции по гражданским и административным делам удовлетворено 15% жалоб, что почти в четыре раза больше, чем судами общей юрисдикции в 2019 году, когда президиумы судов областного звена в порядке выборочной кассации удовлетворили только 4% жалоб. В уголовном судопроизводстве по правилам сплошной кассации удовлетворено 38% жалоб. Результаты работы апелляционных судов общей юрисдикции и апелляционного военного суда за указанный период практически полностью соответствуют результатам рассмотрения апелляционных жалоб Верховным судом. Высокие показатели работы свидетельствуют о том, что новые суды стали эффективным институтом внутреннего контроля качества судебных решений, что позитивно сказывается на работе всей судебной системы.

Бесспорно, что технологическая модернизация судебной системы позволит усовершенствовать организацию судебного процесса и позитивно отразится на снижении нагрузки на судей.

Судебное решение является не последним этапом отправления правосудия, а элементом процесса, который предполагает наличие эффективной законодательной и институциональной базы для обеспечения его исполнения. В России сохраняется острая проблема неисполнения судебных постановлений как государственными органами, так и частными лицами. По статистике, ежегодно процент завершения исполнительных производств составляет около 50%, из них менее половины приходится на исполнение судебных решений.

От эффективной и справедливой процедуры исполнения судебных решений зависят законность, доверие общества к судам и авторитетность судебной власти. Такой низкий показатель исполнения решений свидетельствует о неэффективности существующих принудительных механизмов исполнения, что требует принятия органами исполнительной власти мер по исправлению сложившейся ситуации.

Решения судов должны быть открытыми и прозрачными

Судебная власть в современном мире играет ключевую роль в защите прав человека и обеспечении верховенства права. А независимость и ответственность судьи, по сути, являются сторонами одной медали. Поэтому в широком смысле судебная власть несет перед обществом ответственность за тот уровень гарантий соблюдения прав и свобод, законности и порядка, который действует в государстве. В связи с этим судебная власть находится под пристальным вниманием со стороны гражданского общества, которое дает свою оценку ее работе и предъявляет новые требования к справедливости и эффективности правосудия.

Представляется, что ответственность судебной власти перед обществом, так называемая социальная ответственность, заключается в случае возникающей необходимости дополнительно объяснять смысл судебных решений и действий по их реализации. Это должно делаться в интересах верховенства права и тех, кто ищет справедливости и ожидает правосудия.

Решения судов должны быть открытыми и прозрачными для пересмотра и обжалования. Таком образом, создание системы апелляционных, кассационных судов, надзора в лице Президиума Верховного суда образует так называемую судебную ответственность, когда судебные постановления становятся предметом оценки вышестоящих инстанций с целью устранения нарушений закона и его применения.

Легитимность судебной власти должна подтверждаться доверием общества к судебной системе и ее уважением к этой власти. Это можно сделать только высоким качеством работы и ее открытостью для общества.

Кроме общественной оценки и ответственности перед гражданским обществом, внутри правовой системы дифференциация ответственности также проводится по отраслевому признаку и делится на гражданско-правовую, дисциплинарную и уголовную ответственность.

Государство в ответе за судью

Дисциплинарная ответственность судей является классической и предусмотрена во многих современных правопорядках. Поэтому ваше внимание хотелось бы обратить на грядущие законодательные изменения в части порядка досрочного прекращения полномочий судьи.

Судейское сообщество исключают из участия в процедуре прекращения полномочий судей

Не вдаваясь сейчас в подробный анализ, хочу обратить ваше внимание на один крайне важный вопрос.

Согласно предложенному законопроектами порядку органы судейского сообщества, к сожалению, будут исключены из участия в процедуре прекращения полномочий ряда категорий судей.

Решение вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи по порочащим основаниям без участия органов судейского сообщества при отсутствии элементов состязательности в процессе принятия решения, а также без возможности обжалования такого решения значительно умаляет конституционно-правовой статус судьи.

Еще раз хочу подчеркнуть, что привлечение судей к ответственности, в том числе к дисциплинарной, должно соответствовать гарантиям их независимости, с тем чтобы вышеназванная система не была использована для оказания силового воздействия на работу судебной власти.

Уголовная ответственность судьи наступает за самые тяжкие правонарушения и должна являться достаточно редким явлением. Это связано в том числе и с тем, что отбор на должность судьи происходит по серьезным критериям, призванным по возможности исключить возникновение ситуаций совершения лицом, обладающим статусом судьи, столь тяжких уголовно наказуемых правонарушений. Всего в 2018 году в отношении 19 судей судов различного уровня были даны согласия на возбуждение уголовных дел, а в 2019 году эта цифра составила 20 судей, что в целом свидетельствует о низком уровне противозаконного поведения судей и, скорее, исключительности таких случаев.

С июля 2019 года Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации передано полномочие давать согласие на возбуждение уголовных дел в отношении мировых и районных судей, которое ранее осуществляли региональные квалификационные коллегии судей, что способствует повышению объективности в принятии решений и доверия к ним со стороны граждан.

В заключение отмечу, что суд в современном мире должен идти в ногу с быстро меняющимися экономическими, социальными и политическими условиями, выстраивать свою работу на прогрессивных принципах судоустройства и судопроизводства и искать новые потенциалы взаимодействия с гражданским обществом и государством.

Юрист рассказывает, на какие нормы законов ссылаться, как составлять заявление и правильно обжаловать неправильные действия госорганов.

Краткий обзор общих положений

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений ( ст. 1, 2 ).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ .

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) .

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год , гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу ( ст. 46 ). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках ( ст. 42 ).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле ( ст. 37 , 38 , 45 ).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование ( глава 6 ).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать ( ст. 62 ).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств ( ст. 63 ), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца ( глава 7 ).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Суд может применить нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску, но до предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты не принимаются.

Тем не менее, ходатайство о применении мер предварительной защиты можно подавать вместе с административным исковым заявлением либо просто ходатайствовать об этом в самом иске.

Подсудность спора и определение надлежащего ответчика

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ , которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями ( ст. 19 , 20 , 21 КАС РФ ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них ( ст. 26 ).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком ( ст. 43 ).

Сроки обжалования

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению ( ст. 95 ).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 ).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 , в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.

Требования к заявлению

Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:

  • о признании незаконным полностью или в части решения, принятого госорганом, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности госоргана принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав гражданина;
  • об обязанности госоргана воздержаться от совершения определенных действий.

Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.

Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).

Сами требования к форме и содержанию заявления подробно изложены в статье 125 КАС РФ .

Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.

Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126 ).

Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ.

Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.

Полный перечень документов, которые надлежит прикладывать к заявлению, указан в статье 126 КАС РФ .

Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска

В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии ( ст. 127 ).

Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:

  • заявление подлежит рассмотрению в порядке иного судопроизводства;
  • заявление подано лицом в защиту иных лиц, когда такое право законодательство не предоставляет заявителю;
  • из поданного заявления не следует, что действием или бездействием госоргана затрагиваются или нарушаются права гражданина;
  • если уже имеется решение суда по данному спору между теми же сторонами.

Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления ( ст. 129 ):

  • не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, если законодательством такой порядок является обязательным;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или подачу в суд;
  • в производстве этого или иного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • поступило заявление о возвращении заявления;
  • не исправлены недостатки заявления в срок, установленный судом в определении об оставлении заявления без движения.

При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.

При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков ( ст. 130 ).

Особенности порядка оспаривания действий или бездействия органов государственной власти

Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав ( ст. 219 ).

При оспаривании бездействия госоргана заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных должностных лиц органа власти сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Специальный срок установлен для оспаривания действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, составляющий десять дней, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

Оспаривание действий или бездействия судебного пристава-исполнителя производится в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, в котором исполняет возложенные обязанности должностное лицо.

Помимо общих требований к административному иску, статьей 220 предусмотрены дополнительные требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, с которыми рекомендуется ознакомиться при составлении административного иска.

В заявлении необходимо указать наименование госоргана или должности госслужащего, принявшего оспариваемое решение, реквизиты документа, принятого должностным лицом, указать, в чем заключается нарушение прав гражданина, какому законодательному акту не соответствует действие или бездействие госоргана, сформулировать конкретное требование к госоргану, сообщить о сведениях об обжаловании в административном порядке действия органов власти или должностного лица.

При рассмотрении административного дела суд должен проверить законность действий госоргана и выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора в полном объеме. Это своего рода судебный контроль органов исполнительной власти, когда судья, не ограничиваясь доводами и основаниями заявления, вправе проверить действия должностного лица комплексно (ч. 8 ст. 228 ).

В частности, суд должен выяснить факт нарушения прав гражданина и соблюдение сроков обращения в суд (бремя доказывания лежит на заявителе), полномочия должностного лица, принявшего оспариваемое решение, основания и порядок принятия оспариваемого решения, соответствие содержания решения законодательным нормам, регулирующим указанные спорные отношения (бремя доказывания лежит на должностном лице).

В случае непредоставления госорганом вышеуказанных доказательств суд самостоятельно истребует их, в случае последующего непредоставления суд может наложить судебный штраф и принять иные меры ответственности.

При оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Размер государственной пошлины за подачу административного искового заявления о признании действий или бездействия иных должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.

Общий организационный срок рассмотрения заявления составляет месяц. Однако срок не является пресекательным, и не всегда удается уложиться в эти временные рамки по ряду причин. Например, разбирательство может выйти за пределы месячного срока при неоднократном отложении судебного разбирательства ( ст. 152 ).

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений:

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований;
  • об отказе в удовлетворении требований заявления.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, исчисляемого со дня принятия судебного акта, если решение в итоге не обжаловано. (ч. 5 ст. 227 , ст. 186 , ч. 1 ст. 298 ).

\u0441\u0443\u0434 \u044d\u0442\u043e \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u0443\u0434\u0438\u0435;\n

\u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u0443\u0434\u0430 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043d\u0435\u043f\u0440\u0435\u0434\u0432\u0437\u044f\u0442\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438 \u0431\u0435\u0441\u043f\u0440\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0439;

\u0421\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442: \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f \u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u00a0\u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f \u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0443\u0434\u044c\u0438, \u043a\u0430\u043a \u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438.\n

\u041d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u0443\u0434\u044c\u0438 - \u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f, \u043e\u0442\u0440\u0430\u0436\u0430\u044e\u0449\u0430\u044f \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438 \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u0443\u0434\u044c\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u044c \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u0435\u043c\u0443 \u0432\u043b\u0438\u044f\u043d\u0438\u044e \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u0438\u043c \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0438 \u0441 \u0435\u0433\u043e \u0443\u0431\u0435\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0438 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c.\n

\u0420\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0430 \u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u043e\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u0435\u0442 \u0437\u0430\u043f\u0440\u0435\u0442 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435\u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043c\u0435\u0448\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441\u0443\u0434\u043e\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u0443\u0434\u0438\u044f.

\u041d\u0430\u0440\u0443\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0430 \u0432\u043b\u0435\u0447\u0435\u0442 \u0437\u0430 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0440\u0435\u0434\u0443\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c.

\u041f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f \u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0441\u0432\u043e\u0435 \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u043e\u0442\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0438 \u0443 \u0441\u0443\u0434\u044c\u0438 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u044f\u0442\u044c \u0441\u0443\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u0435\u043c\u043e\u0433\u043e \u0438\u043c \u0434\u0435\u043b\u0430, \u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0435\u0433\u043e \u0434\u043b\u044f \u043e\u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u043c\u043e\u0433\u043e \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f.\n ">]" data-test="answer-box-list">

Беспалов Ю., профессор, председатель Владимирского областного суда, доктор юридических наук.

Независимость - один из важнейших принципов построения судебной системы любого цивилизованного государства, обеспечивающий самостоятельность и эффективность судебной власти. Данный принцип закрепляется во многих международных нормативных правовых актах и, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые устанавливают, что каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Принцип независимости суда предусматривает и Конституция Российской Федерации, он заложен в основу проводимой в Российской Федерации судебной реформы, целью которой является формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации.

Однако при кажущейся простоте толкования данного принципа существует огромное количество его значений. В связи с этим возникает вопрос: что же все-таки следует понимать под независимостью судебной власти и почему провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип деятельности судов до сих пор является камнем преткновения, когда встает вопрос о принятии судьей судебного решения?

В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля под независимостью понимается состояние, положение, а термин "независимый" означает "ни от кого или чего не зависящий, свободный, неподчиненный, самостоятельный". Предполагается, что судья как носитель судебной власти должен обладать всеми этими качествами, быть свободным извне, чтобы принимать справедливое, основанное на законе решение.

На мой взгляд, под независимостью суда следует понимать способность суда самостоятельно, в строгом соответствии с нормами судопроизводства и своей совестью постановить законный, обоснованный судебный акт в разумные сроки. Суд должен быть свободным от любых попыток воздействия на него со стороны и, прежде всего, представителей других ветвей власти.

Целью независимости суда является как обеспечение самостоятельности судебной власти, так и укрепление доверия простого человека к суду и судебной системе в целом. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем выступлении на V Красноярском экономическом форуме отметил, что "надо сделать все, чтобы люди поверили, что суды - это то место, где принимаются справедливые решения, где они могут найти защиту от нарушителей закона, будь то уличный хулиган или чиновник" .

Выступление Д.А. Медведева на V Красноярском экономическом форуме.

Не следует отождествлять понятие "независимость суда" с понятием "вседозволенность", поскольку в основе последней лежит свобода от всяких общественно установленных норм и правил. В то время как "независимость" имеет границы, которые установлены законодательством. Такими границами является подчинение судей при осуществлении правосудия Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Независимость судебной системы находит свое выражение прежде всего в независимости конкретного судьи.

Судья является носителем государственной власти, поэтому его деятельность носит публичный характер даже тогда, когда он рассматривает частный спор. Судья также не должен забывать о своем статусе и предъявляемых к нему требованиях во внеслужебной деятельности.

В этой связи следует говорить о профессиональной и личной независимости судьи.

Профессиональная независимость судьи обеспечивается главным образом за счет того, что судопроизводство ведется в строгом соответствии с нормами процессуального права, суд создает всем участникам состязательного процесса равные условия. Необходимо исключить всякое непроцессуальное общение судьи с участниками процесса, влияние бизнеса на правосудие, попытки представителей органов исполнительной власти повлиять на решение суда и обеспечение эффективной защиты человека, его прав и свобод.

Личная независимость судьи обеспечивается за счет мер правовой защиты, материального и социального обеспечения судей. Судья должен получать достойную зарплату, социальное обеспечение, быть уверенным в том, что его не будут преследовать органы исполнительной власти и другие структуры в том случае, если он вынесет неправильное, с их точки зрения, решение.

Казалось бы, независимость суда как основополагающий конституционный принцип должна быть незыблемой, однако в настоящее время проблемы, связанные с независимостью судей, судебной власти, вновь обострились.

Все проблемы в этой сфере можно разделить на внутренние, касающиеся судебной системы, и внешние, касающиеся отношений судебной власти с другими ветвями власти.

Наибольшее беспокойство вызывают проблемы внешние. К сожалению, во Владимирской области отмечаются случаи, когда решения судов по делам с участием представителей администрации области, правоохранительных органов воспринимаются как политические акты. Органы исполнительной власти и другие структуры напрямую вмешиваются в осуществление правосудия по конкретным делам - сферу, доступную только для власти судебной. Видимо, не устраивает ситуация, когда, выступая стороной в судебном заседании, они не имеют "рычага управления", не контролируют ситуацию. Деятельность других ветвей власти разнообразна. Чего греха таить, довольно часто имеется связь владимирских чиновников различного уровня с бизнесом. Как только у представителя исполнительной ветви власти возникает интерес в исходе дела, мы тут же наблюдаем его вмешательство в осуществление судьями правосудия. Однако орган исполнительной власти не может иметь никаких льгот и привилегий в процессе. Хочу сразу сказать, что о каждом факте вмешательства в исключительную "вотчину" суда - правосудие мы информировали и будем информировать вышестоящего руководителя, а в случаях, когда принцип независимости судей нарушается высшими должностными лицами области (такие попытки уже имели место), информация будет направлена Президенту Российской Федерации, его администрации и председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Должен отметить, что, к сожалению, в регионе создалась такая ситуация, при которой люди во многих случаях могут получить пенсии, субсидии, пособия только на основании судебного решения. Нравится ли органам исполнительной власти такое положение дел, когда они на основании решения суда вынуждены исполнять свои прямые обязанности? Ответ очевиден - нет, и в связи с этим чиновники любыми путями пытаются оказать давление на судей для того, чтобы добиться нужного им решения.

Но как бороться с этой негативной тенденцией? Считаю, необходимо жестко пресекать любые попытки вторжения посторонних лиц в деятельность судьи по отправлению правосудия, вплоть до привлечения к ответственности. Чрезвычайно важно проводить воспитательную работу среди представителей законодательной и исполнительной ветвей власти с целью разъяснения им важности судебной власти, ее самостоятельного положения.

Не менее значимы и внутренние проблемы судебной системы, касающиеся независимости судов. Среди них стоит выделить недостаточный уровень профессиональной подготовки судей, который сказывается на качестве принятых ими решений; низкий уровень правовой культуры некоторых судей, что проявляется в их неэтичном поведении при отправлении правосудия, а также во внеслужебной деятельности.

Прежде всего, следует различать независимость судьи и руководителя суда. Ведь не во всех регионах созданы нормальные условия для отправления правосудия: во Владимирской области не хватает помещений для размещения судов, до середины 2007 г. в некоторых судах не было символов судебной власти, существуют серьезные недостатки и в материально-технической оснащенности судов. В недавнем прошлом не являлся исключением и Владимирский областной суд, расположенный в здании постройки 1914 г., требующем капитального ремонта. Состояние здания было плачевным, на потолках и стенах виднелись следы от постоянных заливов, стены ободраны, известка осыпалась, оконные рамы и двери перекошены и искривлены, лестницы находились в аварийном состоянии, в помещениях не хватало мебели. В настоящее время ведется капитальный ремонт здания, закупается новая мебель и оргтехника.

В связи с изложенным руководитель суда субъекта Российской Федерации вынужден заниматься широким спектром хозяйственной деятельности - заключать различные договоры, заниматься хозяйственным обеспечением деятельности судей по отправлению правосудия. Это происходит потому, что вопросами материально-хозяйственного обеспечения судов субъектов Российской Федерации занимается Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Вследствие этого вопросы строительства новых зданий для судов субъектов, ремонта существующих решаются недостаточно оперативно. Председатель областного и равного ему суда вынужден брать эту работу на себя. Решение данной проблемы вижу в следующем: необходимо создать при суде субъекта Российской Федерации орган, регулирующий вопросы строительства, капитального ремонта зданий этих судов, который будет взаимодействовать непосредственно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо передать решение этих вопросов в ведение управления Судебного департамента по конкретному региону, возложив на него обязанность по отчету перед председателем суда субъекта Российской Федерации. Данные меры необходимы в целях обеспечения более оперативного полного финансирования обновления материальной базы судов. А для эффективной работы всех судов региона председателя суда субъекта Российской Федерации необходимо наделить функциями по контролю за выполнением соответствующим органом возложенных на него задач. В настоящее время при судах субъектов Российской Федерации действуют администраторы, которые решают вопросы материально-технического обеспечения судов, однако в силу загруженности они не в состоянии оперативно решать вопросы ремонта и строительства зданий судов субъектов.

Говоря о проблеме независимости органов судейского сообщества, следует учитывать то обстоятельство, что нередко из-за предвзятого отношения к конкретному судье, руководителю суда он может быть ограничен в своих правах вследствие различных интриг. Поэтому считаю необходимым, чтобы вопрос о досрочном прекращении полномочий судьи решался Президентом Российской Федерации, а не соответствующими квалификационными коллегиями судей, которые, в свою очередь, применяли бы к судьям, совершившим дисциплинарные проступки, иные меры дисциплинарного воздействия. Кроме того, считаю необходимым разработать процедуру обжалования решений Совета судей Российской Федерации и советов судей субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с реализацией судьей своих полномочий.

Представляется, что все изложенные внутренние проблемы судебной системы в своей совокупности порождают проблему не менее важную - проблему внутреннего состояния судьи. Ведь судья и так находится под постоянным психологическим прессом: в своей деятельности он принимает решения, от которых напрямую зависят судьба конкретного человека, его жизнь и свобода. Но в связи с изложенным выше, судья испытывает дополнительную психологическую нагрузку, она выражается в неопределенности, неуверенности судьи в том, что его действия будут восприняты правильно как судейским сообществом в целом, так и членами вышестоящего суда. Судья, как всякий нормальный человек, обеспокоен за свою дальнейшую судьбу, которая нередко зависит от того, как будет воспринято его решение и будет ли оно принято судейским сообществом. Это беспокойство усиливается боязнью судьи за свою репутацию в том случае, если интересы правосудия противоречат интересам участников процесса, занимающих публичные должности. Здесь имеет место неуверенность судьи в обеспечении предоставленных ему Конституцией Российской Федерации гарантий: неприкосновенности, несменяемости, независимости. Данная ситуация является следствием нарушения принципа независимости судей, судья попросту не выдерживает давления извне. Кроме того, судья зависит от органов исполнительной власти как материально, так и в плане социальных гарантий.

Вместе с тем считаю, что проблемы психологии конкретного судьи не сводятся только к проблеме неуверенности за свою судьбу. В отдельных случаях уровень правосознания судьи попросту не позволяет ему действовать независимо, отношение судей к своему статусу неоднозначно. Однако данные ситуации возникают реже и могут быть устранены повышением качества отбора кандидатов на должность судьи.

Хочется сказать, что большинство внутренних проблем независимости судов могут быть решены в кратчайший срок самими судьями. Для укрепления профессиональной независимости необходимо повышать уровень правовой культуры судей, квалификацию; создать систему мер взаимодействия с органами, содействующими правосудию. Кроме того, необходимо обеспечивать широкое участие судей в деятельности советов судей и квалификационных коллегий различных уровней.

Помимо названных способов пресечения нарушений принципа независимости судей, существует ряд универсальных мер, направленных на достижение указанной цели. Отмечу некоторые из них.

Чрезвычайно необходима профилактическая работа среди населения, проводимая представителями всех ветвей власти, направленная на формирование уважения граждан к власти в целом и судебной власти в частности.

Существует необходимость в создании научно-консультативных советов при судах субъектов (в работе которых принимали бы участие работники органов, содействующих осуществлению правосудия), проведении научно-практических конференций с участием представителей общественности, результатом деятельности которых станет лучшее взаимодействие представителей всех ветвей власти, основанное на соблюдении принципов законности и независимости в деятельности каждой из них. Кроме того, значительное внимание следует уделять подготовке новых судейских кадров, тщательнее проводить обучение в специализированных вузах, с обязательным соблюдением образовательных стандартов. Необходимо усовершенствовать процедуру сдачи экзамена на должность судьи в целях исключения тех ситуаций, когда судьями становятся случайные люди. Считаю необходимым проведение медицинского освидетельствования кандидата на должность судьи специальной комиссией. Перед назначением судьи на должность чрезвычайно важно проводить его стажировку в Российской академии правосудия. В дополнение к указанным мерам следует постоянно повышать уровень культуры судей и обеспечить неотступное соблюдение судьей этических норм. Кроме того, необходимо регулярно проводить профессиональную учебу судей в целях повышения их квалификации.

Помимо названных мер, необходимо устранить расплывчатость принципов правосудия, придать им точные формулировки, разработать механизм реализации данных принципов.

В заключение хотелось бы сказать, что только в ситуации, когда суды по-настоящему независимы и подчиняются только закону, обеспечивается подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав человека, гармония интересов личности, общества и государства, что имеет непосредственное отношение и к задаче, поставленной Д.А. Медведевым, - преодоление правового нигилизма граждан нашей страны.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: