Почему страшный суд называется страшным

Обновлено: 16.05.2024


Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

немного о страшном суде

Страшный суд

Иудаизм

В иудаизме явление страшного суда заключается в воскресении из мёртвых в конце дней, то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти. О воскресении из мёртвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее:

И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

Христианство


В христианстве догмат о всеобщем воскрешении, Судном дне и воздаянии является одним из основополагающих. В числе прочих он входит в Никео-Царьградский Символ веры и в предшествовавший ему древний Апостольский Символ веры.

В Новом Завете картина Судного дня и Страшного суда описывается следующим образом.

Ислам

Кия́мат (араб. ‎ — день стояния‎) — в исламской эсхатологии день Божьего суда, когда все люди получат воздаяние за свои дела. Вера в Последний День является одним из неотъемлемых элементов исламского вероубеждения.

Киямат начнётся с двух трубных гласов (сур) со стороны ангела Исрафила. Первый возвестит об уничтожении всех творений Аллаха, а второй — о воскрешении человечества и начале Божьего суда. В день киямата все творения предстанут перед Аллахом и будут отвечать за совершенные ими деяния. О киямате много говорится в Коране и сунне пророка Мухаммада.

Что христианство знает о Страшном Суде?

Первое, что испытывает любой человек, услышав о любом суде, а тем более, о Суде Божием — это страх и трепет. Почему? Потому что каждый из нас на самом деле знает, что в жизни своей совершает множество грехов. И даже самый последний атеист все равно смутно понимает, что некое возмездие есть, и это пугает.


Христианство говорит о том, что Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека — попадет ли тот в рай, или же будет низвергнут в ад. Случится это после Второго пришествия Господа, которое совершится во всей Его славе в конце времен (т.е. когда будет конец света). Тогда люди воскреснут своими телами, и Господь вынесет окончательный вердикт о каждом из нас.

Важно! Свой грядущий и настоящий ад или рай человек создает своими руками в земной жизни. Господь дает нам все возможности, чтобы мы могли вкусить все Его величие, но Господь не может заставить человека следовать Его Воле.

Единственное, что каждый человек сможет забрать с собой после смерти — это свои деяния. Это означает, что если мы верим в Господа, пытаемся соблюдать Его Заповеди — мы имеем шанс на спасение своей вечной души. Люди же, которые сознательно выбирают жизнь, противную Богу, сами лишают себя спасения.

Пожалуй, это один из самых важных вероучительных моментов — не Бог лишает человека рая, а сам человек своими делами лишает себя спасения на Страшном Суде. Мы не знаем достоверно, как именно это происходит, но некоторые богословы высказывают мысль, что на Страшном Суде человек будет уже лишен своей воли. И к чему он привык в своей обычной земной жизни, к тому и потянется душа в вечности.

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Смерть как встреча с Богом

Первые христиане ранних веков ожидали последние времена скорее с радостью, чем со страхом. Эти люди жили в постоянной готовности в любой момент умереть за Христа, ведь вплоть до IV века христиан гнали и казнили за веру. Поэтому окончательный приход Мессии рассматривался ими как освобождение от земных мучений и встреча с Богом.


Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека

Люди, которые уже в своей земной жизни вкусили радость единения с Господом, не видят так много ужасного в грядущем. Познав радость Христа в этой жизни, они знают, что в будущем их ждет еще большая радость. Многие святые подвижники с радостью шли к своей смерти, потому что знали, что за ее порогом их встретит Любящий Отец.

Конечно, для простого человека, живущего суетливой современной жизнью в миру, очень сложно достичь таких духовных высот. Но как минимум, мы все должны стремиться к тому, чтобы не забывать о самом главном в жизни — о Господе.

Важно! По совету святых отцов, помнить о Боге помогает память смертная.

Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде. Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна. Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу.

Как бы нам ни хотелось, но рано или поздно умрет каждый человек. Но смерть может быть очень разной. Она может стать вечным ужасом и болью, а может стать только лишь переходом в другое, более совершенное состояние. И именно на Страшном Суде окончательно решается исход физической смерти каждого человека.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.


Что говорит о Страшном Суде Евангелие

Наиболее полно суть грядущего раскрывает нам апостол Матфей в 25 главе. Христос детально описывает признаки Своего пришествия, которое в этот раз будет совершенно иным, в славе и с силой. Если о первом приходе Мессии в мир первыми узнали только лишь пастухи, то второе пришествие будет сразу для всех народов, и невозможно будет не увидеть происходящего.


Притча о Страшном суде записана в Евангелии от Матфея

Страшный Суд начнется с того, что все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут в новом обновленном теле и предстанут пред Господом. Те же, кто физически доживет до этих времен — переменятся, ибо невозможно будет в тленном страстном теле предстоять перед величием Божьей Славы.

Господь взойдет во всей Своей Славе, а Ангелы небесные соберут на Его суд все породы земные. Праведников он отделит и поставит от Себя с правой стороны, а грешников — с левой. И скажет Господь праведникам, чтобы они шли в чертоги Отца Небесного, поскольку накормили Христа, когда Он был голоден, напоили, когда хотел пить и одели, когда Он в этом нуждался.

Возникнет неподдельное удивление — когда, Господи, мы накормили Тебя, когда одели? И Господь объяснит, что все, что вы сделали милостивого для каждого человека, вы сделали для Меня. Когда подали нищему — подали Мне. Когда приютили странника — приютили Меня. Когда помогли вдове или сироте — помогли Мне. Так идите теперь и наследуйте Царство Небесное. Так говорит Евангелие об участи праведников.

Далее Господь обращает свое внимание на тех, кто стоит по левую руку. Им Он скажет — а вы отказали Мне, когда Я был голоден и хотел пить. Вы не помогли Мне и бросили Меня. Идите теперь прочь во тьму вечную и мучение!

И те, кто стоял по левую руку, с удивлением будут спрашивать — а когда это мы видели Тебя, и не помогли? Когда не дали есть и пить, когда Ты нуждался? И Господь объяснит им, что когда отказали в помощи ближнему, когда прошли мимо нуждающегося, когда не накормили голодного — вот тогда оттолкнули от себя Самого Господа.

Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.

Важно! Можно сказать, что на Страшном Суде будет оцениваться общая направленность человеческой души — повернут ли был человек в земной жизни к добру, или же ко злу.

Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа.

Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.

Что нам не поможет на Страшном Суде

Божий суд будет проходить совсем по иным законам, нежели привычный суд человеческий. И если в обычной жизни мы можем прибегнуть к помощи адвокатов, юристов и многих других специалистов, то на суде Божьем у нас не будет таких помощников. Исходя из того, что христианство говорит о грядущем Страшном Суде, совершенно бесполезными будут такие действия:

Подобных соображений можно привести еще большое количество. Нужно помнить, что человеческий разум не может противостоять Божественному. И если мы хотим спасти свою душу — мы должны об этом заботиться прямо сегодня, прямо сейчас.


На Страшном Суде окончательно решается участь каждого человека

Утешением для каждого из нас является тот факт, что Господь не справедлив, а милостив. Если бы Бог воздавал каждому из нас по справедливости, т.е. именно так, как мы заслужили — ни один бы человек не мог надеяться на вечное спасение. Но Господь милостив, и воздавать нам будет по Своей великой милости. Задача человека — эту милость заслужить.

Каким образом можно заслужить милость? Только лишь одним инструментом — покаянием и признанием своей греховности, т. е. виновности. Невозможно помиловать человека, который не считает себя виноватым. Такие люди могут думать, что имеют право за какие-то там свои заслуги получить от Бога место в раю. Но в рай невозможно попасть с гордо поднятой головой, как имеющий право.

В рай попасть можно только через покаяние, через понимание своей совершенной неготовности. Когда человек понимает, что сам по себе, без Бога, он вообще ничего не представляет — тогда и рождается смирение. Только через смирение, через полную покорность Воле Божьей и с надеждой на Его милость можно спасти свою душу.

А пока человек думает, что он не так уж плох и, в общем-то, имеет право на спасение — он грешит. Именно такими были фарисеи и саддукеи из Евангелия. И не было грешников на земле, которых более, чем этих, обличал Христос.

Проповедь о Страшном Суде и его отличии от суда земного. Протоиерей Андрей Ткачев

Кто присутствует на Страшном суде?

Во время принятие решения человек не будет находиться с Господом наедине, поскольку действо будет открытым и мировым. Страшный суд будет проводить вся Пресвятая Троица, но она будет развернута только ипостасью Божьего Сына в лице Христа. Что касается Отца и Святого духа, но они будут принимать участие в процессе, но с пассивной стороны. Когда наступит день Страшного суда Божия, каждый будет нести ответственность вместе со своими ангелами-хранителями и близкими умершими и живыми родственниками.

страшный суд

Литература

Что будет с грешниками после Страшного суда?

Слово Божие изображает несколько видов мучений, которым будут подвержены люди, ведущие грешную жизнь.

  1. Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
  2. Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
  3. Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
  4. Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
  5. В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.

Притча о Страшном суде

Иисус Христос говорил верующим о Страшном суде, чтобы те знали, что их ожидает, если отступить от праведного пути.

  1. Когда Божий Сын придет на землю со святыми ангелами, он сядет на престол собственной славы. Соберутся перед ним все народы и Иисус проведет отделение хороших людей от плохих.
  2. В ночь Страшного суда Сын Божий спросит за каждый поступок, утверждая, что все плохие действия, совершенные по отношению к другим людям, были сделаны ему.
  3. После этого судья поинтересуется, почему они не помогли нуждающимся, когда те, требовали поддержки, и грешники будут наказаны.
  4. Хорошие люди, которые вели праведную жизнь, будут отправлены в Рай.

Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 32881
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Второе и страшное Христово пришествие. Страшный Суд

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) - предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить .

Что значит Страшный суд? Это завершение человеческой истории в таком виде, в каком мы с вами ее сейчас имеем и имели раньше. И нередко, да и очень часто люди пытались как бы заглянуть сквозь время и представить себе, а когда же настанет этот Страшный суд? Многие пытались выдать желаемое за действительное, назначали сроки, времени, говорили, что они знают (когда это будет), но проходило это время, и эти предсказания не сбывались. Потому что не надо заниматься этим непродуктивным умозрением. Ибо Господь прямо сказал в завершении притчи о десяти девах, кстати, в этой же 25 главе Евангелия от Матфея, где и притча о Страшном суде, о том, что люди должны быть бдительны, и Он говорит: потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий. Единственное, что мы можем с вами сказать, что завершение этой истории, Второе Пришествие Господне придет не во время духовного расцвета человечества, а очевидно во время его духовного упадка.

Суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к другим людям. Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Тайна Страшного Суда - тайна общего воскресения, воскресения каждого из мертвых. И это дано нам всем - никто, ни один человек не лишен этого. Мученики купили Царство своею кровью, отцы-пустынники обрели благодать подвигами воздержания, а мы, живя среди мира, можем достигнуть славы Господа самой простой человеческой помощью - накормить голодного, напоить жаждущего, бездомного приютить, утешить больного, посетить заключенного - это то, что может делать всякий. Это предлагается нам каждый день, из этого состоит вся жизнь.

Закон Божий: О Страшном Суде


О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о Страшном Суде:

Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы.

Все облекуться там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники — потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его… (Прп. Ефрем Сирин).

Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет (Свт. Феофан Затворник).

Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния (Свт. Феофан Затворник).

Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления. Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда. Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни. Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти. Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния. В чем застанет нас смерть – в том и предстанем на Суд. Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем (свт. Феофан Затворник).

Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (свт. Григорий Нисский).

Время неумолимо. Иногда кажется, что течение его невероятно бурное, а иногда ход времени как будто замедляется, и человеку начинает казаться, что он будет жить на земле вечно. Но и в том, и в другом случае конец неизменен - смерть телесная, вечная жизнь души и встреча со Христом. Настанет момент, когда все люди - и живые, и мертвые - предстанут перед Богом. И будет это в конце времен, в день Второго Пришествия Христа, в день Страшного Суда. Что же ожидает людей тогда?

Об этом мы поговорим сегодня со священником Александром Союзовым.

В ожидании встречи с Богом

Страшный суд

- О. Александр, многие люди, и не только христиане, наверняка слышали о таком грядущем событии, как Страшный Суд, но мало кто представляет себе, что это такое…

- В православной традиции это событие называется Вторым Пришествием Христа. Священное Писание не имеет в себе такого словосочетания, как "Страшный Суд". Святой Иоанн Богослов, написавший свое Евангелие последним из четырех евангелистов, как бы аккумулируя опыт Апостольской Церкви, говорит нам: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден (Ин. 3, 17,18). То есть мир уже осужден, но не в смысле приговора, а в смысле состояния, в котором он находится. Люди уже осудили себя делами своими, и если человек не желает быть с Богом, отворачивается от Него, то такой человек не сможет находиться в Царствии Божием. Для него это пребывание будет тяжким. И, как говорит Священное Писание, люди, не желающие быть с Богом, не идущие в сторону Бога, не прислушивающиеся к своей совести, будут выброшены во тьму кромешную. Эта тьма находится вне Бога, где таким людям будет лучше.

- Но почему же тогда Суд называется Страшным?

- Словосочетание "Страшный Суд" - это, скорее, словосочетание человеческое, нежели Божественное. Оно для людей, не знающих другой реальности, для людей, живущих только этим миром, прекращение существования в котором является самым страшным событием. Так для человека, которым обладает та или иная страсть, прекращение связи с этой страстью является катастрофой. Например, человек всю жизнь пил вино, получал от этого радость и удовольствие, и вдруг ему скажут: "С завтрашнего дня ты не будешь пить!" В этом как раз заключается мука и страх, страх непонимания того, что придет взамен существующей действительности, пусть и несовершенной.

- Многие думают так: раз есть суд, значит, есть судья, есть подсудимый, есть нарушение закона и наказание. Так ли это?

- Это чисто западное понимание отношений между Богом и человеком, когда грех понимается не как болезнь, не как отравление организма, которое следует лечить, а именно как преступление здорового человека. Будто бы достаточно наказать за это преступление, и человек исправится. Евангелие нам неоднократно повествует о том, что отношения между Богом и человеком - это отношения между Отцом и сыном. Обращение "Отче наш" в молитве к Богу Отцу, которую дает Христос в Нагорной проповеди, - это принципиально новое обращение к Богу. Это обращение Христос предлагает людям для общения с Творцом. Другой пример - Евангелие от Иоанна Богослова, где святой евангелист говорит о сыновстве, о том, что люди усыновлены Богом. Есть заблудшие сыны, которым Отец продолжает помогать независимо от их воли. Потому что любовь Отца и боль Отца проявляются всегда, когда Отец желает оберечь сына от каких-то неприятных ситуаций. Речь идет о суде как о перемене среды обитания для человека, когда среда обитания "мир греховный" будет заменена на среду обитания "Царствие Божие". При этом в среде обитания "Царствие Божие" люди, не готовые к существованию в нем, как, допустим, не готовые к подводному плаванию, не экипированные люди, будут вытолкнуты туда, где им будет привычно. Священное Писание называет это место "тьма кромешная".

- Но может ли быть привычно человеку в том месте, о котором Иоанн Богослов говорит в своем Апокалипсисе: И будут мучимы в огне и сере, и дым мучений их будет восходить во веки веков, и не будет им покоя ни днем, ни ночью (Откр. 14, 10)?

- Мучимы в огне и сере мы уже сейчас и здесь. Нужно понимать, что сама книга "Апокалипсис" является книгой очень символической и нельзя буквально воспринимать те символы, которые там используются. У нас постоянно существует соблазн к тому, чтобы буквально толковать эту книгу. Периодически в том или ином правителе максималистски настроенные умы пытаются увидеть антихриста, в том или ином действии пытаются увидеть проявление антихриста. Однако если мы будем брать и толковать Апокалипсис буквально, то мы можем придти к тем ужасным картинкам, которыми иногда иллюстрируется Апокалипсис. Например, Христос, сидящий на троне, с языком как обоюдоострый меч. Можете представить себе такую чудовищную картину? Нужно понимать, что когда речь идет об обоюдоостром языке-мече Христа, имеется в виду Божественное Слово, которое никогда не остается бездейственным. Оно есть действие, а каждое действие приводит к определенным последствиям. Значит, эти столбы дыма и серы представляют собой совершенно жуткие муки души человека, которая страждет, которая готова променять эти муки на телесные и физические муки, подобные огню серному.

- А как же икона с изображением Страшного Суда? Разве она не отображает возможную реальность?

- Во все времена нужны были педагогические приемы, разъясняющие людям, не всегда грамотным, какие-то моменты Священного Писания. На иконе Страшного Суда изображен тот самый змей Апокалипсиса со своими слугами, которые будут мучить грешников. Все разрисовано по страстям: каких грешников как будут мучить. Но мне кажется, что муки, изображенные на этой иконе, - ничто по сравнению с теми муками, которые будут претерпевать души грешников в реальности. Ни литературных, ни художественных образов не хватит, чтобы описать, например, муку того, кто потерял любимого человека. А тут речь идет о муке человека, потерявшего ВСЁ!

- Можно ли избежать Страшного Суда?

- Почему Страшный Суд воспоминается именно за неделю до Великого Поста?

- Великий Пост - это особое время в жизни человека, которое Церковь предлагает для приведения в порядок своей души. Это напоминание о том, что будет еще частный суд, когда человек встретится с Богом, т. е. личная смерть, личное представание перед Творцом. И человек, живущий церковной жизнью, должен хотя бы раз в год задуматься и о грехопадении, и о Страшном Суде, пережить Прощеное воскресенье, чтобы, даже если он не может по каким-то своим человеческим предрассудкам простить другого, смог бы их отбросить и пойти искренне попросить прощения. Ведь всем нам в итоге придется когда-то встать на последний рубеж.

- Сказано, что даже Ангелам не дано знать время Второго Пришествия Спасителя, но существуют ли какие-нибудь признаки его приближения?

- Это великий соблазн - исследовать внешние признаки приближения Второго Пришествия Христа вместо того, чтобы заниматься спасением своей души. Господь не дает сроков по той причине, что люди делятся на две категории. Одни, узнав о скорых сроках, бросятся с головой радоваться соблазнам мира, думая, что в последние три дня они придут в церковь, покаются и, так сказать, с очищенной душой встретят Бога. Другая часть людей впадет в уныние и, опустив руки, прекратит что-либо делать. Поэтому Господь из милосердия Своего дает людям уникальную возможность жить так, как будто каждую ночь может настать суд Божий. Может быть, с одной стороны это и жестоко, но, с другой стороны, только так можно мобилизовать человека на действия. Тема эта становится особенно актуальной в последнее время, когда мы видим картину резкой поляризации общества: с одной стороны часть людей начинает беспредельно погружаться в состояние греха, а иная часть - готовиться к встрече с Богом. И здесь, к сожалению, есть еще один соблазн - соблазн попасть в категорию тех людей, которые бездеятельно надеются на духовное возрождение. Они думают, что это будет духовное перерождение всего общества, и занимают ожидательную позицию: мол, вот когда все общество переродится, тогда я также войду в это общество без дополнительных усилий со своей стороны. Но здесь нельзя оставаться нейтральным: либо человек должен, продираясь через все искушения, грести к островку людей Божиих, которые пытаются являть собой Царствие Божие на земле, являть собой Церковь, либо человек будет захвачен стихиями греха, который сейчас изобильно культивируют средства массовой информации, пропагандируя страсти как единственно достойную форму существования. И здесь выбор за каждым человеком. Каждый человек должен решить для себя: если сейчас придет Господь - где буду я?

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Страшный суд

Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

немного о страшном суде

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников ( козлищ ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.


Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.

Читайте также: