Почему повесть о шемякином суде была популярна у читателей 17 18 века
Обновлено: 14.05.2024
Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 5
В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века
*Почему литература XVII в. не только изображает реальные события, но обращается и к художественному вымыслу?
II. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья
Прокомментируйте значение слов и выражений: ссужал убогого, не мог наполнить скудости его, поносить его убожество, дровни, подворотня, бить челом, за проезд приставам платить.
Что в этом фрагменте смешного и что грустного?
*Какой вид комического использован? Докажите свою позицию.
Прокомментируйте значение слов и выражений: на полатях, зыбка, решил себя смерти предать.
Что в этом фрагменте вызывает смех? Над чем смеётся автор?
Какие события фрагмента являются драматическими? Почему?
Умышленно ли убогий брат совершает свои преступления?
В чём вина и в чём беда героя?
*Какие сказочные элементы присущи фрагменту?
*Чем он напоминает бытовую сказку?
Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
Прокомментируйте значение слов и выражений: челобитная исковая, посул, истцы, ответчик, вышли из приказа.
Почему Шемяка судил в пользу убогого? Как это характеризует суд того времени?
*Чем похожи убогий брат и судья Шемяка?
*Какой вид комического использован? Докажите свою позицию.
*Какие элементы фольклора использует автор?
Прокомментируйте значение слов и выражений: судейский приказ, судейский указ, мзда.
Чем сюжет фрагмента напоминает события народных сказок?
Почему в самом выгодном положении оказывается убогий?
*В чём отличие этого героя от незадачливых героев народных сказок?
Прокомментируйте значение слова аминь.
*Что в финале вызывает комический эффект?
IV. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.
Особенности поэтики бытовой сатирической повести
Обобщающая беседа:
Какие эпитеты, метафоры, сравнения характеризуют героев?
Какие социально-нравственные вопросы ставит автор?
Какие решения проблемы он предлагает?
Охарактеризуйте убогого мужика.
Какие чувства он вызывает у читателя? Какой это образ: комический, драматический, пародийный? Обоснуйте свой ответ.
Справка о происхождении имени (прозвища) Шемяка:
1. Шемяка — Шеемяка Душитель. Внук Дмитрия Донского, сын Юрия Дмитриевича (1373—1434), князя Звенигородского и Галич-Костромского.
Итоговые вопросы:
Когда в речи употребляется выражение Шемякин суд?
Домашнее задание
Завершить заполнение таблиц.
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания.
Групповые задания.
Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям комедии (см. следующий урок).
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.
О "ПОВЕСТИ
О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ"
— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут[11] просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:
— Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.
Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.
Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам[12] платить.
И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку[13] и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом[14] на убогого о смерти сына своего.
И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.
Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:
Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:
— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.
Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завёрнутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:
— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.
И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:
— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.
После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:
— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.
Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.
Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.
Тут убогий начал и третьему истцу говорить:
— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.
Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:
— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.
Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:
— Чего ты камень показываешь?
Ответчик же сказал:
— То я и судье показывал.
— Для чего же ты камень показывал?
— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.
И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:
— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?
4. Какие приемы сатирического отображения (гротеск, гппербола1) используются в повести? Приводите примеры использования этих приемов в тексте повести.
1. Подготовьте повесть к выразительному чтению в классе.
2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.
2. Юмор – это вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств. (вернуться)
3. Caтиpa – этo paзнoвиднocть литepaтypы, cпeцифичecкими фopмaми oбличaющaя и выcмeивaющaя пopoки людeй и oбщecтвa. Фopмы эти мoгyт быть caмыми paзнooбpaзными – пapaдoкc и гипepбoлa, гpoтecк и пapoдия и т.д. (вернуться)
4. Иpoния — этo тpoп, cocтoящий в yпoтpeблeнии cлoвa или выpaжeния в cмыcлe oбpaтнoм бyквaльнoмy c цeлью нacмeшки. Oткoлe, yмнaя, бpeдeшь ты, гoлoвa! (Kpылoв) (в oбpaщeнии к ocлy). (вернуться)
5. Capкaзм — этo eдкaя язвитeльнaя нacмeшкa нaд кeм-либo или нaд чeм-либo. Шиpoкo иcпoльзyeтcя в caтиpичecкиx литepaтypныx пpoизвeдeнияx. (вернуться)
6. Гипepбoлa — этo cpeдcтвo xyдoжecтвeннoгo изoбpaжeния, ocнoвaннoe нa чpeзмepнoм пpeyвeличeнии; выpaжeниe, зaключaющeecя в нeпoмepнoм пpeyвeличeнии coбытий, чyвcтв, cилы, знaчeния, paзмepa изoбpaжaeмoгo явлeния; внeшнe эффeктнaя фopмa пoдaчи изoбpaжaeмoгo. Moжeт быть идeaлизиpyющeй и yничижaющeй. (вернуться)
7. Гpoтecк – этo пpичyдливoe cмeшeниe в oбpaзe peaльнoгo и фaнтacтичecкoгo, пpeкpacнoгo и бeзoбpaзнoгo, тpaгичecкoгo и кoмичecкoгo – для бoлee впeчaтляющeгo выpaжeния твopчecкoгo зaмыcлa. Изображение в фaнтacтичecки пpeyвeличeннoм, ypoдливo-кoмичecкoм видe. (вернуться)
9. Убог — бедный, нищий. (вернуться)
10. Ссужа́ть — давать кому-либо что-либо (деньги или другие ценности) в долг, в качестве займа для осуществления чего-либо. (вернуться)
11. Хому́т (упряжь) — надеваемая на шею лошади часть упряжи в виде деревянного остова, покрытого мягким валиком. (вернуться)
12. Пристав — приставом в XV—XVII вв. называлось должностное лицо, которое вызывало спорщиков на суд. (вернуться)
13. Пола́ти — широкая лежанка для сна, устраиваемая в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной.
Зыбка — то же, что колыбель. (вернуться)
Юмористическое произведение может быть мягким, добродушным, лирическим. Сатирическое – никогда. Сатира всегда сурова и жестка. Сатирический автор показывает людей смешными, глупыми, некрасивыми, злыми и т. д. Сатира всегда критикует и бичует человеческие пороки, слабости и недостатки. Сатира всегда даёт сниженный образ действительности. Она даже похожа на анекдот, что по сути и является самым популярным и доступным видом сатиры.
Рис. 1. Винни Пух и Пятачок
Можно ещё провести такую параллель, как современные газетные пародии, как правило, на политиков или других влиятельных людей, где они предстают некрасивыми и глупыми. То есть часто смеются над тем, что на самом деле пугает, раздражает, мешает жить.
Во всём мире, и особенно в России, такой вещью часто являлся и является суд. Неправедность русского суда вызывала нарекания ещё в XV–XVI вв (рис. 2).
Рис. 2. Сатирическое изображение судей
Популярность и распространение сюжета о Шемякином суде
Лубочные картинки – незамысловатые, но очень красочные, сочные рисунки с некоторым текстом. Это картинки для народа, которые издавались, а потом крестьяне (а иной раз и горожане небогатые) вешали их на своих деревянных стенах (рис. 3).
Рис. 3. Лубочная картинка
Жили-были два брата. Один богатый, другой бедный, убогий. Бедный постоянно обращался к богатому за помощью. Однажды нужно было ему привезти из леса дров, а лошади своей не было (рис. 4).
Он пошёл к старшему (богатому) брату и попросил лошадь. Тот ругался, но дал лошадь, правда, без хомута.
Хомут – подковообразное приспособление (деревянная дуга), которая вешается, крепится на спину к лошади. К хомуту прикрепляются оглобли, и таким образом тяжесть падает на хомут и не давит на шею лошади. Это не менее ценное приспособление, чем колесо. Сделали его в Средние века. Древность хомута не знала.
У бедного брата нет хомута, и он не придумывает ничего лучше, как привязать сани с дровами к хвосту лошади (рис. 5).
Рис. 5. Бедняк ведёт лошадь за поводья
С этим грузом (с дровами) он пытается въехать к себе во двор и обрывает несчастной лошади хвост. Далее он пытается вернуть брату лошадь с оторванным хвостом. Богатый брат в гневе и бьёт челом в суд – решает судиться с младшим братом.
Братья отправляются в город, где будет происходить суд. На ночлег они устраиваются в доме у одного попа. Пока богатый брат и священник едят и пьют, бедняк лежит на печи и ничего не ест. Ему завидно, ему интересно, что ест богатый брат с приятелем-попом. Голодный, любопытствующий бедняк свешивается с печи, не удерживается, падает и до смерти зашибает хозяйского маленького ребёнка. После чего несчастный поп тоже идёт бить челом к судье.
Далее они идут втроём. Бедняк думает, что это будет его концом – его засудят. Чтобы свести все дела разом, он бросается вниз головой с моста – хочет покончить жизнь самоубийством. И снова становится невольным убийцей. Дело в том, что как раз под этим мостом проезжают сани. Некий молодой человек везёт к лекарю (а по другой версии – в баню) своего старика отца. Старик погибает. После этого и сын убитого отправляется в тот же самый суд.
Ситуация становится совершенно безвыходной для бедняка, который является растяпой и недотёпой и вечно совершает невольно какие-то безобразные поступки.
В результате, все более-менее довольны, что дёшево отделались. Но более всех доволен бедняк, который уходит, напевая песенки, потому что у него карманы полны денег. А могло всё получиться очень плохо.
У людей XVII–XVIII веков этот рассказ вызывал живейшую реакцию, а именно огромное удовольствие – они смеялись. Если воспринимать этот рассказ реалистически, как жизнеописательный рассказ, то получаются сплошные неприятности и глупости. Впору плакать, а не смеяться. Но всё-таки это сатира, балаган, клоунада, фарс. Это надо понимать как анекдот, как некий нарочито искажённый, комический и по-своему весёлый образ жизни.
Также этот текст должны были воспринимать с радостью, потому что он имеет некий пафос – победа слабого над сильным. Бедняк попал в переделку, но счастливо выкрутился.
Большинство людей, к которым был обращён этот текст, – простецы (люди бедные и слабые в социальном плане). В жизни всё было не так, а тут бедняк побеждает. Причём побеждает не потому, что у него есть ум, или деньги, или сила – ничего этого у него нет. Он вообще голь перекатная. Он даже глуп. Но он становится любимым народом простаком-ловкачом. У него как-то всё само получается неким волшебным образом, он торжествует. Его простота оказывается сильнее мирских обычаев, мирской мудрости, хитрости и опыта судьи. Это вызывало безусловную радость.
Тема судейства в литературе
В центре повести – осмеяние судейских порядков, судейского крючкотворства и фарисейства. Эта тема древняя, как мир. Этим в той или иной степени занимались многие народы – и в фольклоре, и в театре.
Рис. 6. Суд Соломона
Соломон действует неожиданным, парадоксальным образом и таким кривым, окольным путём добивается правды и истины. И мы, слушатели этой истории, восхищаемся его мастерством и виртуозностью.
В любом случае история о суде должна быть заковыристой, замысловатой, с неочевидным поведением судьи. Он может быть злым взяточником, он может быть праведным и мудрым, как Соломон, но он должен действовать нестандартным, парадоксальным образом.
Решение Шемяки – образец казуистики. Он вроде бы действует логически, а на самом деле принимает абсурдные решения, действуя против очевидных вещей, против здравого смысла. Но так построена вся повесть. Это ведь череда всяких трюков и парадоксальных событий, каких-то клоунских выходок бедняка и судьи Шемяки.
Но Шемяка сам себя обхитрил, перемудрил, попался на собственный крючок. И его парадоксальные решения служат делу правды. Потому что бедняк, конечно же, неудачник и болван, но в нём нет злого намерения, всё, что он совершает, он совершает невольно. А богатый крестьянин (его брат) и священник, казалось бы, нормальные люди, которые олицетворяют нормальный ход вещей и мирской порядок, надёжность социальной жизни. Но они же действуют очень нехорошо. Они на самом деле тянут в суд невинного, потому что он совершает все свои деяния непредумышленно. А их деяния показываются морально осуждаемыми, потому что они хотели содрать с бедняка последнее и наказать за то, в чём он по сути не был виноват. Строго говоря, бедняк заслужил оплеуху. Так жить нельзя, он вообще опасен для мирных людей своими странными способами жить, ложиться на печь, бросаться с мостов и т. д. Но дурного умысла у него нет, а значит, нет и состава преступления, значит, не за что судить.
Небывальщина в фольклоре
Если обобщить всё вышесказанное, получается, что мы имеем дело с небывальщиной. В обычном мире происходит всё по-другому: конечно, суд должен был быть на стороне попа и богатого, конечно, судью так не обманешь, не обхитришь, конечно, бедняк должен был проиграть.
Небывальщина – это такой жанр фольклора, где происходят невероятные вещи: медведи летают по небу (рис. 7), коровы перепрыгивают через луну, как в английском фольклоре.
Рис. 7. Медведь, летающий по небу
Это мир, которого нет, но хочется, чтобы он существовал. В нём всё вверх тормашками: слабый побеждает, суд оказывается правым. Это сказочный мир народных желаний, народных фантазий о жизни. Поэтому он так прекрасен.
Небывальщины много в русском фольклоре. И не только в русском.
Это история заёмная, заимствованная, то есть взята у соседей – у европейцев. Аналогичные истории обнаруживаются в немецкой и польской литературе того времени. Ещё учёные нашли большое количество параллелей на Востоке. Есть аналогичные сюжеты в индийской, тибетской, мусульманской традиции. Это так называемый бродячий сюжет – одна из тех историй, которые кочуют от народа к народу, отражая что-то очень важное и типическое для людей.
Вроде бы, история та же самая, но лошадь – не бык, а русский крестьянин – не индийский брахман. Детали и интонация рассказчика создаёт разные образы. В результате возникают вполне национальные персонажи, которые несут отпечаток здешней местности, здешних особенностей языка, миропредставления и т. д.
Повесть о Ерше Ершовиче
Безымянность – это обычная вещь для литературы того времени, по крайней мере в России. Особенно, когда в основе повести лежит фольклор.
Это рассказ о том, что происходило в России того времени. Опять-таки, тема этой повести – суд.
Современному читателю в этой истории многое непонятно, потому что описано очень много реалий того времени. Чтобы вполне её понимать, надо знать тогдашние социальные отношения: кто есть кто, что означают названия тех или иных сословий и т. д. С другой стороны, читателю и сейчас смешно и всё равно довольно многое понятно, потому что использован понятный нам способ сооружения повествования.
В повести действуют очеловеченные животные – рыбы. Всем нам известны сказки и басни, в которых происходит аналогичная вещь: медведь – крупный начальник, властный человек; лиса – хитрюга, которая представляет характерные общественные элементы, и тому подобные вещи. Принцип этот прост и понятен.
В данной повести действие происходит среди рыб в Ростовском озере. Такое озеро действительно есть, на его берегу стоит город Ростов Великий. В повести там собираются на суд большие люди – судьи. Осётр, Белуга, Сом – всё это крупные, маститые, вальяжные рыбы. Они представляют бояр (начальников). Рыба помельче, похуже – это люди поплоше соответственно. Окунь представляет силы правопорядка. Он что-то вроде полиции, и рыльце у него соответствующее. Самая мелкая, самая паршивая, самая никчёмная рыба, представляющая самого мелкого, паршивого, никчёмного человека, – рыба Ёрш.
Ёрш – рыба мелкая, костистая и колючая. У него на спине есть иголки, которыми он колет противника. Ёрш представляет в этой повести тип плебея (драчливого, назойливого, пронырливого) – такой весьма непочтенный и лихой тип.
Этого Ерша обвиняют в том, что он обманом, хитростью, путём всяких махинаций выжил из озера его законных владельцев. Естественно, Ёрш отпирается. Он, наоборот, хочет обвинить, очернить, обозвать понеприятнее своих обвинителей.
Есть разные рукописи, в которых есть разные альтернативные финалы. В одном варианте Ерша осуждают и бьют плетьми, а озеро возвращают его истинным владельцам. В другом финале Ёрш плюёт в глаза своим судьям и скрывается в хворосте (в зарослях).
Такая двойственность финала показывает двойственность этой повести, потому что нельзя сказать точно, на чьей стороне сочувствие автора. Все выглядят глуповато, сниженно, как и полагается в сатире.
Ёрш – заведомо лихой, неприятный, антисоциальный персонаж, но в нём есть обаяние плута, пройдохи, ловкого и очень задиристого парня, которому всё удаётся. И это обаяние отчасти говорит в его пользу. Эта повесть и позиция рассказчика амбивалентны – двойственны.
Пётр Павлович Ершов (рис. 8), младший современник Пушкина, когда писал это произведение, черпал вдохновение из народной поэзии и из русской классики, в том числе допетровской классики.
Рис. 8. Пётр Павлович Ершов
Действие происходит в некоторой условной допетровской старине. Представлено Московское царство до всяких нововведений и реформ по западному образцу. Соответственно, в повести много реалий того времени, в том числе литературных.
У Ершова комический эффект создаётся по тем же самым законам, но он не имеет целью всерьёз описать судебную процедуру. У него это описание чисто декоративное. То есть тут нет элемента сатиры, социальная критика и серьёзное содержание полностью отсутствуют. Он этим пользуется, чтоб нарисовать весёлую, яркую картинку и развлечь читателя.
Далее описывается, как этого ерша ищут:
«Лещ, услыша сей приказ,
Именной писал указ;
Сом (советником он звался)
В этом отрывке мы встречаем сома и ерша, которые есть и в народной повести, но в то же время и дельфинов, которых в ней нет и быть не может. Дельфины исполняют поручение довольно бестолково, потому что такого забулдыгу, как ерш, искать по морям бесполезно. Конечно же, он в месте попроще – в пруду, где они его и находят за его любимым занятием – он дерётся и ругается. Вот эта сценка:
«Глядь: в пруде, под камышом,
Ёрш дерётся с карасём.
"Смирно! черти б вас побрали!
Вишь, содом какой подняли,
Словно важные бойцы!" -
Закричали им гонцы.
Всем известен такой типаж и в жизни: крикун, забулдыга, забияка, драчун.
В конце концов, ерша отправляют за сундучком, и он с честью исполняет поручение. Но прежде чем исполнить, действует следующим образом:
Ёрш, конечно же, бестолковый персонаж, но польза от него есть – поручение он исполняет. Есть в нём некоторое обаяние в этом произведении, так же как и в народной сказке.
Также присутствует двойственность взгляда на персонажей в русской литературной традиции – и народной, и авторской. Вроде и лихой человек, и мелкий хулиган, но в то же время он смел, смекалист и дело разумеет, когда это необходимо.
Стоит обратить внимание на забавный момент: автор Пётр Ершов не мог не думать о соответствии своей фамилии и своего персонажа. Его литературный сын является Ершом Ершовичем вдвойне.
Вопросы к конспектам
3. Проанализируйте образ бедняка в повести. Какое отношение он вызывает у вас? Почему?
Многое уже позади и теперь ты — выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь — такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта — и у тебя мигом появится масса свободного времени! Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК. Стоимость работы от 20 000 тенге
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
Курсовой проект — это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел. Стоимость работы от 2 500 тенге
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата — магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации. Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат. Стоимость работы от 35 000 тенге
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность. Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.
Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.
4.9 (98.04%) 235 votes
На этой странице искали:
- шемякин суд анализ
- повесть о шемякином суде анализ
- сочинение о шемякином суде
- сочинение по произведению шемякин суд
- кто герои повести о шемякином суде
Повесть о Шемякином суде — это пример остроумной и глубокомысленной сатиры. Она обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость.
Вопросы и задания
Героями повести являются:
случайно повстречавшийся горожанин;
Можно сказать, что прав каждый из них. Бедный брат не виноват, что скуден имуществом. Богатый тоже прав, потому что лошадь была несправедливо испорчена. У попа случилось великое горе — его сын умер прямо в доме. И горожанин прав — его отец умер случайно.
Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?
Преступления Героя в том, что он не знает как выбраться из своей нищеты. хвост у лошади был оторван потому, что он привязал к нему повозку — у него даже хомута не оказалось, а брат не захотел давать. Попова сына он задавил случайно, потому что есть захотел и с полки свалился. Отца горожанина он убил также по воле случая — прыгнул с моста, чтобы свести счеты с жизнью.
Практически каждый герой, кроме убогого, наказан: богатый отдал деньги за лошадь, поп — чтобы не отдавать убогому попадью, а горожанин — чтобы избежать нелепой гибели в результате мести. Отчасти наказан и судья за свою жадность — он не получил ни гроша. Однако, каждый, кто причитал Повесть о Шемякином суде, понимает, что все эти наказания несправедливы. Каждый из героев прав, однако всем им досталось ни за что.
2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у васм сочувствие и почему?
Повесть о Шемякином суде высмеивает жадность и продажность судьи. Сочувствие возникает ко всем остальным героям, кроме убогого, пожалуй. Ему бы молчать и идти домой, а он просит с остальных денег.
О самом несправедливом, который не только не разрешает ситуацию, но и усугубляет положение.
4. Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используется в повести? Приведите примеры использования этих приемов в тексте повести?
Гипербола
(преувеличение) используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.
Гротеск
— прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов для иллюстрации реальных событий. Они используется в целях заострения внимания на определенных акцентах.
Развивайте дар слова
2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд
, как поговорку.
Повесть о шемякином суде производит грустное впечатление, порождает ощущение тотальной несправедливости и глупости. Несмотря на то, что она написана с изрядной долей иронии, героев невольно становится жалко. Безвыходность их положения отражает жизнь многих современников писателя.
В современных общественных структурах отчасти сохранилось такое положение дел. И нам время от времени приходится испытывать на себе этот самый Шемякин суд.
Повесть о Шемякином суде можно узнать из картинок.
2-ая: Взял он (бедняк) лошадь, и набрав полную дровню, привязал ее к лошадиному хвосту. Потом ударил ее кнутом, чтобы она тянула груз, а та дернулась, и хвост у нее оторвался.
3-я: Пришел он к своему богатому брату лошадь возвращать. Тот увидел, что она без хвоста, и недолго думая, отправился в город челом бить на бедняка.
4-ая: Увидел бедняк с полатей, что брат его обедает с попом, а его не зовут, и упал вниз. Упал и придавил маленького сына попа насмерть.
5-ая гравюра: Понял бедняк, что сведут его со света белого брат и поп, и решил свести счеты с жизнью. Кинулся с моста вниз. А под ним шел один из горожан — вез отца в баню мыться. Бедняк же, падая, придавил старика насмерть.
Сочинение эссе по произведению шемякин суд
Послание написано неизвестным автором от имени человека, который, видимо, одолжил какому-то господину рожь и не знает, как получить ее обратно. Используя прием иронии, автор письма раскрывает свое отношение к господину и его поступкам.
Под влиянием социально-исторических условий эти взгляды изменились. Авторы XVII в. выдвигают теперь на первый план не судьбу, а личный успех, удачу, счастливый случай. Как и в эпоху Возрождения, в русской литературе появляется образ находчивого человека.
Его веселые и ловкие проделки не только не вызывают осуждения, но даже изображаются сочувственно. Новый герой силен своим умом, хитростью, жизнелюбием. Эти качества противопоставляются средневековому отстранению от жизни, уходу в монастырь, и в этом проявляется также тенденция обмирщения литературы XVII в.
Какова его жизнь? Это — цепь случайностей, приведшая его даже к мысли о самоубийстве. Но нет, герой не погибает. На помощь ему приходит смекалка. Недаром повесть была так близка к народной сказке.
Бедный брат пожал плечами и согласился.
Увидев такие дела, богатый брат потащил бедного в суд.
Они шли по мосту без перил через реку. Бедный брат был расстроен, отвлекся, поскользнулся и упал прямо с моста. На его несчастье, по реке ехал купец, вез старика-отца к лекарю. Ну, бедняк сделал так, что врач старцу стал не нужен, ибо придавил он его насмерть.
Здесь есть некоторое смешение морального и материального. Русский человек до сих пор думает, что большие деньги честно заработать нельзя, а посему все, у кого есть золото, – мерзавцы, не обладающие нравственными устоями.
Сочинение по повести Шемякин Суд
Повесть “Шемякин суд” похожа на сказку. Герои её — два брата, богатый и убогий (бедный), поп, житель города и судья Шемяка..
Все “преступления” совершает бедный брат: отрывает хвост лошади богатого, случайно убивает сына попа и отца жителя города.
Она бичует типичные для того времени пороки феодального общества: засилье богатых, неправый суд, недостойное поведение духовенства. При этом нередко используются авторами привычные формы деловой письменности, например, челобитные, лечебники, послания и даже тексты церковных песнопений. Некоторые из повестей сближаются с фольклором.
Повесть начинается с того, что богатый брат дал бедняку лошадь привезти дрова, но пожалел дать хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, она зацепила за подворотню и хвост оторвался. Богач не пожелал принять бесхвостой лошади, и возникла тяжба.
По дороге в суд братья заночевали у попа, бедняк нечаянна задавил поповского ребенка, и поп также пошел в суд.
В повести присутствуют детали, которые вводят нас в типичную обстановку того времени: бедный брат не имеет не только лошади, но даже хомута и сам добровольно идет? в суд за богатым, чтобы не платить налог за вызов; у попа бедняка не зовут ужинать и он лежит на полатях голодный; идя в суд с попом и братом, бедняк понимает, что его засудят, и хочет покончить с собой.
Судья Шемяка дан в повести как ловкий делец, готовый за мзду вынести любое решение. В данном случае он придумал хитроумный приговор: отдать лошадь бедняку до тех пор, пока не вырастет новый хвост; попадью отдать бедняку, пока не будет ребенка, а человек, у которого задавили отца, сам должен броситься с моста на бедняка.
Следует отметить и новые представления автора о человеческой судьбе. До XVII в. власть теологии была еще очень сильна, и в литературе подчеркивалась зависимость человека от провидения.
Сочинение по повести Шемякин Суд
Брат теперь не хочет брать коня и идет в суд. Чтобы не платить налог за вызов на суд, бедный брат идет следом.
По пути в город брат останавливается у своего друга попа, где тот приглашает за стол, бедному же не дают ужин и тому приходится лишь выглядывать с полатей. И вот бедный случайно падает и как раз на люльку с ребенком. Ребенок погибает. Теперь и поп идет в суд.
По дроге бедный брат решается на самоубийство и бросается с моста, да как раз падает на сани с человеком. Своим падением он убивает отца одного из горожан, который в это время везет отца на санях в баню.
И вот уже трое пострадавших пошли в суд, где бедняк проявил смекалку. Во время обвинений во всех свалившихся на неудачника преступлениях, тот показывал судье камень.
Проблемы авторства, источники
Кого высмеивает повесть шемякин суд ? кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему ?
Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Ребята неграмотны, суеверны, но зато очень близки к природе. С детства приучаются они к труду и к познанию окружающего мира.
Первая часть повести рассказывает о происшествиях (одновременно уморительных и грустных), которые произошли с убогим крестьянином. Все начинается с того, что его богатый братец дает ему лошадь, однако забывает о хомуте. Главный герой привязывает дровни к хвосту, и тот рвется. Следующая беда приключилась с крестьянином, когда он ночевал у попа на полатях (то есть на лежаке). Ужинать его, естественно, жадный поп не позвал. Заглядевшись на ломившийся от кушаний стол, главный герой случайно зашибает младенца, сына попа. Теперь за эти правонарушения бедняге предстоит суд. От отчаянья он хочет свести счеты с жизнью и бросается с моста. И снова — неудача. Сам крестьянин остается целехоньким, но зато старик, на которого приземлился главный герой, отправился к праотцам.
Итак, крестьянину предстоит отвечать уже за три преступления. Читателя ожидает кульминация — хитрый и несправедливый судья Шемяка, приняв завернутый в платок камень за щедрый посул, решает дело в пользу бедного крестьянина. Так, первому потерпевшему предстояло ждать, пока у лошади вырастит новый хвост. Попу предложили отдать свою жену крестьянину, от которого та должна понести ребенка. А сын погибшего старика в качестве компенсации должен сам упасть с моста и зашибить бедного крестьянина. Естественно, от таких решений все потерпевшие решают откупиться.
Сочинение шемякин суд
- 1 Повесть о Шемякином суде 1.0.1 Категории
- 1.0.2 Сочинения по теме
Затем усугубляет свою вину, нечаянно зашибив до смерти поповского младенца. С отчаяния он бросается с моста, но попадает на старика, которого сын везет в баню.
На суде он предстает ответчиком за двойное душегубство и уже готов от крайней безысходности убить к тому же самого судью, но тот принимает завернутый камень за денежный посул и решает дело в пользу убогого.
Формально судья действует по существующим нормам Уложения 1649 г., когда проступок наказывался подобной ему карой (сожжение за поджег, за убийство — убийство и т. д.). Но в том и состоит комизм ситуации, что бедняк торжествует по логике действующего тогда законодательства.
Богатый, увидев искалеченную лошадь, отправился в город жаловаться на брата судье Шемяке.
Бедняк из рассмотренной повести — своеобразный тип героя плутовской новеллы. Строго говоря, он вовсе не плут, а типичный неудачник: бедняк едва не покончил с собой накануне суда и камень-то показывал судье, вовсе не желая его обмануть и перехитрить, а лишь рассчитывая напугать.
Сочинения по теме
Что за трек играет в фильме сквозные ранения, когда dmx одевает костюм бордовый 1 ставка.
Почему никто не снял матрицу наоборот? Лидеры категории Антон Владимирович Искусственный Интеллект. Кислый Высший разум. Сочинение рассуждение Шемякин суд! Нужно сочинение рассуждение! Голосование за лучший ответ.
Так как богатый не дал хомута, то бедный должен был привязать сани к хвосту лошади. Въезжая в ворота, он забыл выставить подворотню, и у лошади оборвался хвост. Богатый отказывается принять лошадь и идет в город с жалобой на брата к судье Шемяке.
Челобитчик и ответчик совершают путь вместе.
С бедняком случается второе невольное несчастье. Во время сна он падает с полатей в колыбель и убивает попова ребенка. Поп присоединяется к богатому.
При входе в город, бедняк решает покончить с собой и бросается с моста, но падает на больного старика, которого сын вез, очевидно, по льду в баню. Потерпевший также идет к судье с жалобой. Во время разбирательства обвиняемый показывает Шемяке камень, завернутый в платок. Вполне естественно, что истцы не только отказываются от пени, но дают ответчику щедрое вознаграждение в виде отступного.
Этим повесть не оканчивается. Таким образом, все действующие лица повести остаются так или иначе довольны исходом дела, окончившимся благополучно только благодаря простоте бедняка. Похожие вопросы. Также спрашивают.
Как написать сочинение на тему “Шемякин суд”?
Этот текст Н. Однако большинство позднейших исследователей, включая Сергея Соловьёва, на основании приведённой Н. По мнению А. Объективно, герой повествования — преступник. Он отрывает хвост у лошади богатого брата, который пожалел дать упряжь.
Повесть о Шемякином суде
Традиционные братья, богатый и убогий, ссорятся из-за того, что бедный попортил лошадь богатого. Так как богатый не дал хомута.
Специфика композиции
Традиции сатиры
Сатира была очень популярной в литературе XVII века. Факт ее востребованности можно объяснить, исходя из специфики общественной жизни того времени. Наблюдалось усиление роли торгово-ремесленного населения, однако это не способствовало развитию его гражданских прав. В сатире подвергались осуждению и обличению многие стороны жизни общества тех времен — несправедливый суд, ханжество и лицемерие монашества, крайнее
Читательский дневник
Анализ произведения
Действие сюжета происходит в России. В произведении поднята важная социальная проблема — подкупность власти, за счет чего виновные люди могут уйти от ответственности.
Краткое содержание
Жили два брата. Они были оба крестьянами, только один богатый, а другой бедный. Тот, что побогаче, долгие годы давал взаймы своему брату, а бедный не мог вылезти из долгов. Как-то бедняк собрался в лес за дровами, только лошади у него не было. Тогда он решил прийти к брату и одолжить у него коня. Богач сначала неохотно согласился, а когда бедняк попросил еще и хомут, рассердился и отказал.
Бедный крестьянин ушел в лес, ему пришлось привязать дровни к конскому хвосту. Он привез дрова, но позабыл выставить подворотню, отчего у лошади оторвался хвост. Ничего нельзя было поделать, бедняку пришлось отвезти животное в таком виде.
Брат осерчал от такого безобразия, пошел к судье Шемяке, чтобы тот разобрался с этим. Бедняк последовал следом. Они дошли до ближайшего села, где заночевали: богач у своего знакомого, с кем отужинал, а бедняк сидел голодный на полати. Он засмотрелся на брата с попом, за их ужином, да и свалился на колыбель, где спал ребенок. Он раздавил малыша. Теперь и поп отправился в суд.
Оказавшись на мосту, бедный брат хотел покончить с жизнью, и спрыгнул. Только он упал прямо на больного старика, и убил его. Сын погибшего также пошел к судье.
Все пришли в суд. Первая жалоба была о коне без хвоста. Бедняка вызвали на допрос, он покланялся судье и показал ему сверток. Шемяка подумал, что это взятка, а именно золото, поэтому повел дело так, как посчитал нужным. Он сказал бедняку придержать у себя лошадь, пока у нее не вырастет хвост. На самом деле бедный крестьянин хотел проломить лоб Шемяке за неверный приговор.
Далее жаловался поп. Судья решил отдать подсудимому попадью до тех пор, пока у нее не появится ребенок. Следующая очередь жаловаться была за сыном погибшего старика. Шемяка решил, что в этом случае правильно будет, чтобы истец убил бедняка таким же образом, то есть прыгнул на него с моста.
После суда судья отправил помощника за наградой, но узнал правду. В итоге всем пришлось доплатить бедному крестьянину, чтобы тот отказался выполнять решения суда, и вернул всем то, что им причитается, а именно коня и попадью. Третий истец соответственно не собирался прыгать с моста, поэтому выплатил бедняку отступные.
Действующие лица и основная мысль
В сказке описываются основные и второстепенные действующие лица. Среди них выделяют следующих главных героев:
- Бедный брат — крестьянин, который устал жить в нищете. Он потерял надежду на достойную жизнь.
- Богач — зажиточный крестьянин, который сердится на своего родственника из-за его постоянных просьб. Он жадный, заносчивый, скупой и расчетливый человек.
- Поп — приятель богатого мужчины, очень высокомерный.
- Третий истец — случайный прохожий, который вез под мостом своего отца.
На примере главных героев видно, что все виновные люди должны нести справедливое наказание. Судья позарился на мнимую взятку, которую принял за золото, поэтому оправдал подсудимого. Конечно, Шемяка остался ни с чем, но был этому рад, так как бедняк собирался проломить ему голову тем самым камнем. Несправедливость суда и властей — главная проблема общества.
Таким образом, произведение высмеивает судейские порядки, прогнившую систему власти, ханжество, лицемерие.
Отзывы о книге
- Произведение обливает произвол, который творится в гос. органах.
- Порицается коррупция.
- Затрагивается вопрос правды.
- Каждый человек должен иметь равные права, несмотря на материальное положение.
В общем, советую почитать. Книга актуальна и в наши дни.
Совсем недавно в школе мы делали анализ повести о Шемякином суде. Краткое содержание помогло мне в этом. Чтение вкратце помогло без потери смысла написать сочинение-рассуждение на тему современных проблем в обществе. Автор затронул очень злободневный вопрос, актуальный даже сейчас. Взяточничество процветает, бороться с ним тяжело. Характеристика персонажей отражает проблемы, которые царили в то время. Я считаю, что высмеивание помогает осознать всю глубину вопроса, а также его последствия. Рекомендую прочитать книгу или хотя бы ознакомиться с ней.
Читайте также: