Порядок діяльності верховного суду україни

Обновлено: 10.05.2024

1) представляет суд как орган государственной власти в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также с судебными органами других государств и международными организациями;

2) определяет административные полномочия Первого заместителя Председателя Верховного Суда Украины, заместителей Председателя Верховного Суда Украины;

3) созывает Пленум Верховного Суда Украины; вносит на рассмотрение Пленума представление о назначении на должность секретаря Пленума; выносит на рассмотрение Пленума вопросы и председательствует на его заседаниях;

4) выдает на основании акта об избрании на должность судьи Верховного Суда Украины или увольнении судьи с должности соответствующий приказ;

5) сообщает Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в Верховном Суде Украины в десятидневный срок со дня их образования;

6) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит Председателю Государственной судебной администрации Украины представление о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и об освобождении их от должностей, а также о применении к руководителя аппарата суда, его заместителя поощрении или наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством;

7) информирует Пленум Верховного Суда Украины о деятельности Верховного Суда Украины;

8) осуществляет иные полномочия, определенные законом.

Председатель Верховного Суда Украины по вопросам, которые принадлежат к его административных полномочий издает приказы и распоряжения.

Председатель Верховного Суда Украины по должности входит в состав Высшего совета юстиции.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Украины его административные полномочия осуществляет Первый заместитель Председателя Верховного Суда Украины, а при отсутствии Первого заместителя Председателя Верховного Суда Украины - один из заместителей Председателя Верховного Суда Украины по его определению.

Порядок избрания Председателя Верховного Суда Украины

Председатель Верховного Суда Украины избирается на должность сроком на пять лет и освобождается с должности Пленумом Верховного Суда Украины большинством голосов от общего состава Пленума путем тайного голосования.

Пленум Верховного Суда Украины по вопросу избрания Председателя Верховного Суда Украины созывается не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий предыдущего Председателя Верховного Суда Украины.

Процедура избрания на должность Председателя Верховного Суда Украины и увольнения его с должности устанавливается Регламентом Пленума Верховного Суда Украины, который утверждается Пленумом. Изменение регламентной процедуры менее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Украины не допускается.

Порядок досрочного освобождения от должности Председателя Верховного Суда Украины

Председатель Верховного Суда Украины может быть досрочно освобожден от занимаемой должности по основаниям, установленным законом. Полномочия Председателя Верховного Суда Украины также прекращаются досрочно в результате выражении ему недоверия Пленумом Верховного Суда Украины.

Порядок досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда Украины вследствие выражения ему недоверия Пленумом Верховного Суда Украины определяется исключительно этой статье. Регламент Пленума Верховного Суда Украины относительно этого порядка не применяется.

Вопрос о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины рассматривается Пленумом Верховного Суда Украины по представлению не менее пятой части судей от состава Пленума Верховного Суда Украины, скрепленной их подписями. Представление должно быть мотивированным.

Для проведения Пленума Верховного Суда Украины по вопросу выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины судьи, указанные в части третьей настоящей статьи, создают организационный комитет и назначают его председателя и заместителя, о чем составляется протокол.

Организационный комитет обеспечивает подготовку и проведение Пленума Верховного Суда Украины по вопросу выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины в двадцатидневный срок со дня его создания. Участники заседания Пленума Верховного Суда Украины сообщаются организационным комитетом о дне и времени созыва Пленума Верховного Суда Украины и вопрос, который выносится на его рассмотрение, с передачей соответствующих материалов в порядке, установленном настоящим Законом. Внесение в повестку дня Пленума Верховного Суда Украины других вопросов, кроме выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины, запрещается.

Заседание Пленума Верховного Суда Украины по вопросу выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины является полномочным при условии присутствия на нем более половины судей от состава Пленума Верховного Суда Украины. На заседании Пленума Верховного Суда Украины председательствует председатель организационного комитета, а в случае его отсутствия – заместитель председателя организационного комитета.

Председательствующий выносит на утверждение Пленума Верховного Суда Украины предложения относительно секретаря заседания Пленума Верховного Суда Украины, персонального состава счетной комиссии, а также формы бюллетеня и протокола голосования, которые утверждаются открытым голосованием.

Вопрос о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины рассматривается с участием Председателя Верховного Суда Украины или без его участия. Председатель Верховного Суда Украины по существу затронутых вопросов может также предоставить письменные объяснения, которые освещаются ним или уполномоченным им лицом на заседании Пленума Верховного Суда Украины.

Организационный комитет определяет порядок проведения заседания и процедуру голосования с учетом требований настоящего Закона и осуществляет контроль за ее соблюдением.

Решение о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины принимается путем тайного голосования большинством голосов от состава Пленума Верховного Суда Украины.

Решение о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины оформляется Постановлением Пленума Верховного Суда Украины, который подписывается председательствующим и секретарем заседания, избранным Пленумом Верховного Суда Украины по предложению председательствующего.

Выражение недоверия Председателю Верховного Суда Украины не лишает его полномочий судьи Верховного Суда Украины. В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда Украины избрание Председателя Верховного Суда Украины осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.

Вопрос о недоверии Председателю Верховного Суда Украины не может инициироваться в течение года со дня его рассмотрения на заседании Пленума Верховного Суда Украины.

Порядок увольнения с должности Председателя Верховного Суда Украины по основаниям, не связанным с выражением ему недоверия Пленумом Верховного Суда Украины, определяется законом и Регламентом Пленума Верховного Суда Украины.



Верховный суд Украины переживает очередные серьезные изменения в связи с принятием нового закона о судоустройстве . Они касаются его структуры, полномочий и формирования судейского состава.

Изменения в законодательстве

Ранее суд выполнял задачи кассационной инстанции и представлял собой высшее звено в судебной системе страны. Со временем в стране были организованы высшие специализированные суды: хозяйственный и административный.

верховный суд Украины

Верховный суд Украины имел право пересматривать решения данных судов, данная система именовалась двойной кассацией и вызывала нарекания.

Эта система действовала до 2010 года, когда был принят новый закон и судебную систему перестроили.

Новое положение

В 2010 году было принято решение организовать новый высший специализированный суд, который бы занимался уголовными и гражданскими делами. Это посчитали завершением ранее проведенных реформ.

  • рассмотрением гражданских и уголовных дел в кассационном порядке;
  • обобщением практики (обзор рассмотрения конкретных споров в отдельной области права);
  • принятием постановлений Пленумов с общими рекомендациями по решению споров: в них выражается понимание конкретных норм закона без ссылок на определенные дела.

пленумы верховного суда на Украине

Верховному суду Украины осталось лишь две задачи:

  • принимать решения по одинаковым делам с разным применением одних и тех же норм права;
  • рассматривать дела в связи с решениями международных судов, признавших неисполнение страной международных обязательств (чаще всего речь идет о ЕСПЧ).

Как работал суд в первом случае? Например, кассационная инстанция в одном деле соглашается с тем, что выдача кредита без лицензии делает данную сделку недействительной, а в другом деле не соглашается.

Заявитель подает жалобу, где просит отменить решение по своему делу и прикладывает копии решений по аналогичным делам. Суд, рассматривая жалобу и приобщенные материалы, мог указать какое толкование нормы закона является верным или дать новое разъяснение.

Постановление Верховного суда Украины по таким спорам считается обязательным и для судей и для органов власти.

Результаты работы же пленумов и обобщения практики по сравнению с вышеуказанными решениями имели и имеют лишь рекомендательный характер. Таким образом, в стране сделан шаг по созданию прецедентного права. Некоторые юристы сочли нововведение хорошим, другие - нет.

Реформа 2016 года и новые полномочия

Верховный суд Украины, кроме сохранения своего статуса самой высокой инстанции, получил все полномочия ВССУ и сохранил те, что имел с 2010 года.

постановление верховного суда Украины

Согласно закону 2016 года, он выполняет следующие задачи:

  • играет роль кассационной инстанции;
  • рассматривает дела в первой и апелляционной инстанциях в случаях, предусмотренных законами;
  • занимается обобщением практики;
  • дает заключения по поводу законопроектов, которые затрагивают судебную систему (её организация, статус, исполнение судебных актов и т. д.);
  • дает заключение о наличии в действиях Президента состава преступления;
  • обращается в Конституционный суд за разъяснениями Конституции и оценкой соответствия конституции других законов;
  • рассматривает, как и ранее, заявления о пересмотре судебных актов в связи с неодинаковым применением законов в однотипных делах.

Новая организация суда

Решение Верховного Суда Украины теперь заменят акты высших специализированных судов: хозяйственного и административного. Как только наберется нужное число судей, данные учреждения прекратят свою работу.

дело верховного суда Украины

В рамках нового суда действуют:

  • большая палата;
  • кассационные суды (административный, гражданский, хозяйственный и уголовный). Каждый суд делится на палаты согласно специализации.

Чем занимается большая палата?

  • пересматривает решения кассационных инстанций в случаях и порядке предусмотренных законом;
  • занимается анализом практики применения судами законодательства;
  • рассматривает в апелляционном порядке дела, для которых один из кассационных судов выступил в качестве первой инстанции.

Какие еще предусмотрены дела для Верховного суда Украины? В законе о судоустройстве сделана отсылка на иные законы, что вполне ясно. Невозможно в одном законе прописать все возможные варианты, так, что в будущем возможно уточнение компетенции учреждения.

В большую палату избираются судьи от каждого кассационного суда по 5 человек, в её состав по должности входит Председатель Верховного Суда.

Суд в полной мере начнет работать согласно новому закону как только закончится его формирование из числа действующих высших судов и ныне работающего Верховного суда.

Пленумы суда

В пленуме участвуют все судьи без исключения. К компетенции относится:

  • избрание председателя суда, его заместителя;
  • обращение в Конституционный суд;
  • дача заключений по законопроектам, затрагивающим суд;
  • решение иных вопросов, предусмотренных законом.

верховный суд Украины практика

С принятием нового закона пленумы Верховного суда на Украине полностью связаны лишь с вопросами организационного характера, и осуществление правосудия не затрагивают, как это было раньше с принятием тематических постановлений о применении законодательства на практике.

Влияние на практику

Юристы, работая над делами, стараются отслеживать практику применения законодательства судами, особенно, Верховным судом. И Украина в этом отношении не исключение.

решение верховного суда Украины

Как изучается практика верховного суда Украины? Достаточно взять несколько однотипных дел и выявить подходы, которые применил суд в их решении. Конечно, каждое дело имеет свои нюансы. Однако изучение практики значительно облегчает выяснение перспектив дела той или иной категории: как понимается закон, какие доказательства достаточны, и какие ошибки допускаются судами или юристами.

Как бы не относились к практике суда, она имеет колоссальное влияние на судей.

Но остается открытым один вопрос. Ранее обязательными были лишь постановления по делам, открытым по причине неодинакового применения норм закона. Постановления Пленумов или обобщения практики всегда носили рекомендательный характер. Судьи часто пользуются ими, чтобы обосновать свое решение, но также, и часто игнорируют ссылки на них в жалобах и иных документах заявителей и сторон.

До конца не ясно, но, судя по всему, в будущем обязательными останутся лишь отдельные решения верховного суда Украины.

Роль решений ЕСПЧ

Верховные суды, выполняющие роль кассационной инстанции – последнее звено судебной системы внутри страны. Их решения окончательные и их нельзя обжаловать, но международное право предоставляет специальный механизм, дающий шанс инициировать пересмотр дела.

высший верховный суд Украины

Последние десятилетия граждане стран Европы имеют возможность обращаться в ЕСПЧ.

Его задача - изучение решений судов на предмет их соответствия Конвенции о правах человека, а не их пересмотр. Судебные акты ЕСПЧ обязывают Верховный суд пересмотреть дело в свете национального законодательства.

Руководство суда

Высший или Верховный суд Украины самостоятельно решает, кто его будет возглавлять. Собираются все судьи, и проводится тайное голосование. Судья, набравший большее число голосов, становится председателем. Так же выбирают и судью-секретаря суда или его отдельной палаты.

Аналогичным образом выбираются председатели и секретари кассационных судов, являющихся частью Верховного суда.

В каждом суде, как указывалось выше, формируются палаты, членство в которых основано на специализации судей. Каждая палата выбирает себе судью-секретаря, который отвечает за решение организационных вопросов. Выборы проходят по системе тайного голосования.

На данный момент председателем Верховного суда является Ярослав Романюк. В связи с тем, что часть судей будет заменена, высока вероятность, что он покинет свой пост. Это же касается и секретарей судебных палат, которые их возглавляют.

Выборность руководителей суда судьями считается гарантией независимости суда от политиков и их сиюминутных интересов. Она, конечно, не всегда срабатывает, но, тем не менее, оказывает положительное влияние.

1) представляет суд как орган государственной власти в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также с судебными органами других государств и международными организациями;

2) определяет административные полномочия Первого заместителя Председателя Верховного Суда Украины, заместителей Председателя Верховного Суда Украины;

3) созывает Пленум Верховного Суда Украины; вносит на рассмотрение Пленума представление о назначении на должность секретаря Пленума; выносит на рассмотрение Пленума вопросы и председательствует на его заседаниях;

4) выдает на основании акта об избрании на должность судьи Верховного Суда Украины или увольнении судьи с должности соответствующий приказ;

5) сообщает Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в Верховном Суде Украины в десятидневный срок со дня их образования;

6) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит Председателю Государственной судебной администрации Украины представление о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и об освобождении их от должностей, а также о применении к руководителя аппарата суда, его заместителя поощрении или наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством;

7) информирует Пленум Верховного Суда Украины о деятельности Верховного Суда Украины;

8) осуществляет иные полномочия, определенные законом.

Председатель Верховного Суда Украины по вопросам, которые принадлежат к его административных полномочий издает приказы и распоряжения.

Председатель Верховного Суда Украины по должности входит в состав Высшего совета юстиции.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Украины его административные полномочия осуществляет Первый заместитель Председателя Верховного Суда Украины, а при отсутствии Первого заместителя Председателя Верховного Суда Украины - один из заместителей Председателя Верховного Суда Украины по его определению.

Порядок избрания Председателя Верховного Суда Украины

Председатель Верховного Суда Украины избирается на должность сроком на пять лет и освобождается с должности Пленумом Верховного Суда Украины большинством голосов от общего состава Пленума путем тайного голосования.

Пленум Верховного Суда Украины по вопросу избрания Председателя Верховного Суда Украины созывается не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий предыдущего Председателя Верховного Суда Украины.

Процедура избрания на должность Председателя Верховного Суда Украины и увольнения его с должности устанавливается Регламентом Пленума Верховного Суда Украины, который утверждается Пленумом. Изменение регламентной процедуры менее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Украины не допускается.

Порядок досрочного освобождения от должности Председателя Верховного Суда Украины

Председатель Верховного Суда Украины может быть досрочно освобожден от занимаемой должности по основаниям, установленным законом. Полномочия Председателя Верховного Суда Украины также прекращаются досрочно в результате выражении ему недоверия Пленумом Верховного Суда Украины.

Порядок досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда Украины вследствие выражения ему недоверия Пленумом Верховного Суда Украины определяется исключительно этой статье. Регламент Пленума Верховного Суда Украины относительно этого порядка не применяется.

Вопрос о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины рассматривается Пленумом Верховного Суда Украины по представлению не менее пятой части судей от состава Пленума Верховного Суда Украины, скрепленной их подписями. Представление должно быть мотивированным.

Для проведения Пленума Верховного Суда Украины по вопросу выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины судьи, указанные в части третьей настоящей статьи, создают организационный комитет и назначают его председателя и заместителя, о чем составляется протокол.

Организационный комитет обеспечивает подготовку и проведение Пленума Верховного Суда Украины по вопросу выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины в двадцатидневный срок со дня его создания. Участники заседания Пленума Верховного Суда Украины сообщаются организационным комитетом о дне и времени созыва Пленума Верховного Суда Украины и вопрос, который выносится на его рассмотрение, с передачей соответствующих материалов в порядке, установленном настоящим Законом. Внесение в повестку дня Пленума Верховного Суда Украины других вопросов, кроме выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины, запрещается.

Заседание Пленума Верховного Суда Украины по вопросу выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины является полномочным при условии присутствия на нем более половины судей от состава Пленума Верховного Суда Украины. На заседании Пленума Верховного Суда Украины председательствует председатель организационного комитета, а в случае его отсутствия – заместитель председателя организационного комитета.

Председательствующий выносит на утверждение Пленума Верховного Суда Украины предложения относительно секретаря заседания Пленума Верховного Суда Украины, персонального состава счетной комиссии, а также формы бюллетеня и протокола голосования, которые утверждаются открытым голосованием.

Вопрос о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины рассматривается с участием Председателя Верховного Суда Украины или без его участия. Председатель Верховного Суда Украины по существу затронутых вопросов может также предоставить письменные объяснения, которые освещаются ним или уполномоченным им лицом на заседании Пленума Верховного Суда Украины.

Организационный комитет определяет порядок проведения заседания и процедуру голосования с учетом требований настоящего Закона и осуществляет контроль за ее соблюдением.

Решение о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины принимается путем тайного голосования большинством голосов от состава Пленума Верховного Суда Украины.

Решение о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины оформляется Постановлением Пленума Верховного Суда Украины, который подписывается председательствующим и секретарем заседания, избранным Пленумом Верховного Суда Украины по предложению председательствующего.

Выражение недоверия Председателю Верховного Суда Украины не лишает его полномочий судьи Верховного Суда Украины. В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда Украины избрание Председателя Верховного Суда Украины осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.

Вопрос о недоверии Председателю Верховного Суда Украины не может инициироваться в течение года со дня его рассмотрения на заседании Пленума Верховного Суда Украины.

Порядок увольнения с должности Председателя Верховного Суда Украины по основаниям, не связанным с выражением ему недоверия Пленумом Верховного Суда Украины, определяется законом и Регламентом Пленума Верховного Суда Украины.


Исследуется реализация принципа правовой определенности в постановлениях Верховного Суда Украины, выносимых по результатам пересмотра судебных решений по гражданским делам.

А.И. Попов,

Исследуется реализация принципа правовой определенности в постановлениях Верховного Суда Украины, выносимых по результатам пересмотра судебных решений по гражданским делам. Анализируется вклад Европейского суда по правам человека в раскрытие содержания принципа правовой определенности.

Ключевые слова: принцип правовой определенности, пересмотр судебных решений Верховным Судом Украины, постановления Верховного Суда Украины, окончательность судебного решения.

В системе гражданского судопроизводства принцип правовой определенности как неотъемлемый компонент верховенства права является основополагающим принципом, который имеет надымперативное значение (jus cogens) [6, с. 142]. В последние годы исследованию данного принципа было посвящено значительное количество работ, что может свидетельствовать о высоком интересе к нему среди ученых [1, с. 22—23; 7, с. 626—647; 9; 11].

Весомый вклад в раскрытие содержания принципа правовой определенности был внесен Европейским судом по правам человека (далее — ЕСПЧ) сквозь призму толкования положений Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 года. Обобщая практику ЕСПЧ [2; 3], можно выделить следующие составляющие принципа правовой определенности:

— определенность норм гражданского процессуального законодательства;

— одинаковость применения правовых норм;

— окончательность судебных решений;

— осуществимость судебных решений.

Принцип правовой определенности пронизывает все стадии гражданского процесса, однако наибольшее влияние он оказывает на систему пересмотра судебных решений. Не является исключением и пересмотр Верховным Судом Украины судебных решений по гражданским делам как одна из форм пересмотра, присутствующая в гражданском судопроизводстве Украины.

Наличие данной формы пересмотра судебных решений, существующей в Украине с 2010 года, обусловливает ряд актуальных вопросов относительно места и роли Верховного Суда Украины в инстанционной системе судов гражданской юрисдикции, а также особенностей института пересмотра судебных решений указанным судебным органом. Согласно действующему гражданскому процессуальному законодательству на Верховный Суд Украины возложена функция пересмотра решений судов кассационной инстанции по особым основаниям, установленным законом. В соответствии со ст. 355 Гражданского процессуального кодекса Украины 2004 года (далее — ГПК Украины) таковыми являются: 1) неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, что повлекло принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях и 2) установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при рассмотрении дела судом.

Таким образом, можно выделить две основные функции, присущие рассматриваемому институту пересмотра судебных решений в гражданском процессе:

— обеспечение единообразия в применении судами норм права и единства судебной практики;

— соблюдение Украиной взятых на себя международных обязательств.

Указанные функции обусловливают особый статус Верховного Суда Украины как наивысшей судебной инстанции в отечественной системе гражданского судопроизводства. Как отмечает В.В. Комаров, действующие полномочия Верховного Суда Украины и дифференциация процессуальных функций судов разных инстанций, в том числе и Верховного Суда Украины, составляют специфическую модель организации гражданского судопроизводства и, соответственно, определяют новую, специфическую роль Верховного Суда Украины [5, с. 94].

Анализ содержания перечисленных оснований для пересмотра судебных решений указывает на то, что одним из направлений деятельности Верховного Суда Украины является устранение случаев неодинакового применения норм материального права при осуществлении правосудия. Последнее в свою очередь может свидетельствовать о стремлении наивысшего судебного органа Украины таким образом обеспечить соблюдение требований принципа правовой определенности в гражданском судопроизводстве.

В то же время на доктринальном и практическом уровне справедливым представляется вопрос о том, что же представляет собой неодинаковость в применении правовых норм. Системное толкование положений п. 1 ч. 1 ст. 355 ГПК Украины позволяет выделить ряд условий, наличие которых является основанием для установления Верховным Судом Украины неодинакового применения норм материального права судом (судами) кассационной инстанции:

1) неодинаковость применения одной и той же нормы материального права;

2) споры, которые были предметом судебного рассмотрения, возникли из подобных правоотношений;

3) вынесение разных по содержанию судебных решений.

Под спорами, возникшими из подобных правоотношений, следует понимать споры, в которых тождественны предмет спора, основания иска, содержание исковых требований и установленные судом фактические обстоятельства, а также имеет место одинаковое материально-правовое регулирование спорных правоотношений. При этом содержание правоотношений с целью выяснения их сходства в различных судебных решениях суда (судов) кассационной инстанции должно определяться с учетом обстоятельств каждого конкретного дела.

Вынесение разных по содержанию судебных решений подразумевает неодинаковые правовые выводы суда при рассмотрении двух или более дел по подобным правоотношениям и при одинаковом их материально-правовом регулировании.

Ярким примером из судебной практики может служить Постановление Верховного Суда Украины от 21.03.2011 по делу № 6-7ц11 [10]. Указанным постановлением Верховный Суд Украины поставил точку в длинной череде многочисленных судебных процессов о признании кредитных договоров в иностранной валюте недействительными, где по-разному применялась одна и та же норма материального права.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что постановления Верховного Суда Украины, вынесенные по результатам пересмотра судебных решений, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 355 ГПК Украины, устраняют случаи неодинаковости в применении норм права, тем самым способствуя реализации принципа правовой определенности в гражданском судопроизводстве.

При этом важно отметить: несмотря на то, что Верховный Суд Украины пересматривает решения судов кассационной инстанции, вступившие в законную силу, данный институт пересмотра судебных решений не нарушает требования окончательности судебных решений, поскольку по своей природе является экстраординарной формой просмотра. Его предназначением прежде всего является исправление существенных судебных ошибок, допущенных в результате случаев неодинакового применения норм законодательства. Это, по нашему мнению, вполне соответствует прецедентной практике ЕСПЧ.

Фундаментальной особенностью постановлений Верховного Суда Украины, которая также обусловливает обеспечение единообразного применения норм материального права, является общеобязательность данных судебных актов. В соответствии со ст. 360-7 ГПК Украины постановления, вынесенные Верховным Судом Украины, по результатам пересмотра судебных решений, являются обязательными для применения органами государственной власти и всеми судами Украины. Последнее, в свою очередь, может свидетельствовать о прецедентном характере данных судебных актов [8, с. 38; 14, с. 33].

Указанное свойство постановлений Верховного Суда Украины не только подчеркивает их отличие от других форм судебных актов, но и имеет большое значение в контексте достижения одинаковости применения норм права как элемента принципа правовой определенности. Данное утверждение обосновано тем, что суды, рассматривающие конкретные гражданские дела, обязаны учитывать предыдущую практику рассмотрения Верховным Судом Украины других дел, касающихся подобных правоотношений, а также соответствующие правовые позиции, сформированные наивысшей судебной инстанцией.

В приведенном примере из судебной практики правовая позиция, сформированная Верховным Судом Украины по результатам пересмотра судебных решений, стала одним из весомых оснований для принятия решения по другому делу в суде первой инстанции.

В этом контексте следует также обратить внимание на то, что закрепление на законодательном уровне (ст. 360-7 ГПК Украины) обязательного (прецедентного) характера постановлений Верховного Суда Украины само по себе имеет непосредственную связь с реализацией принципа правовой определенности в гражданском судопроизводстве. Наличие в ч. 2 ст. 214 ГПК Украины указания на обязанность судов при выборе правовой нормы, подлежащей применению к спорным правоотношениям, учитывать выводы Верховного Суда Украины, изложенные в решениях, принятых по результатам рассмотрения заявлений о пересмотре судебного решения по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 355 ГПК Украины, создает предпосылки для прогнозируемости и предсказуемости действий суда, рассматривающего гражданское дело по существу, что также отвечает идеи правовой определенности [1, с. 307].

В то же время, исследуя вышеуказанные особенности постановлений Верховного Суда Украины, а также вопрос о реализации принципа правовой определенности в них, необходимо обратить внимание на ряд проблем, которые, по нашему мнению, препятствуют эффективному использованию свойств данных постановлений на практике.

Прежде всего одной из таких проблем представляется отсутствие на законодательном уровне четких требований к форме и содержанию постановлений Верховного Суда Украины. Исходя из того, что правовые позиции Верховного Суда Украины, сформулированные им по результатам пересмотра судебных решений, подлежат обязательному применению судами и другими органами государственной власти, отсутствие единых законодательных требований к их изложению может создавать определенные сложности к их использованию на практике. Учитывая это, целесообразным, по нашему мнению, было бы установление в законодательстве требований к форме и содержанию постановлений Верховного Суда Украины, аналогично тому, как это предусмотрено для решений судов первой инстанции (ст. 215 ГПК Украины) и апелляционной инстанции (ст. 316 ГПК Украины), с указанием правил изложения правовых позиций наивысшей судебной инстанции.

Не менее важной проблемой практического характера является отсутствие законодательного регулирования последствий уклонения от применения правовых позиций Верховного Суда Украины, что, на наш взгляд, создает предпосылки для такого уклонения и, соответственно, препятствует достижению цели одинакового применения норм права и единообразия судебной практики. Как вариант разрешения данной проблемы представляется установление в гражданском процессуальном законодательстве нормы, согласно которой уклонение от применения правовых позиций Верховного Суда Украины, сформулированных по результатам пересмотра судебных решений, может быть основанием для отмены судебного решения.

Разрешение очерченных проблем должно обеспечить надлежащее соблюдение требований принципа правовой определенности, а также эффективное функционирование института пересмотра судебных решений по гражданским делам Верховным Судом Украины.

1. Блажеев В.В. О принципе правовой определенности в гражданском процессуальном праве России // Актуальні проблеми застосування Цивільного процесуального кодексу та Кодексу адміністративного судочинства України. — Х., 2007.

5. Комаров В.В. Цивільне процесуальне законодавство у динаміці розвитку та практиці Верховного Суду України. — Х., 2012.

6. Курс цивільного процесу: підручник / за ред. В. В. Комарова. — Х., 2011.

7. Нешатаева Т.Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права // Антология научной мысли: к 10-летию Российской академии правосудия. — М., 2008.

8. Погорецкий М.А., Костюченко О.Ю. Місце та повноваження Верховного Суду України як найвищого судового органу в системі судів загальної юрисдикції // Право України. 2012. № 11/12.

11. Султанов А.Р. Восстановление нарушенных прав и правовая определенность // Российская юстиция. 2011. № 4. С. 58—61.

12. Шевчук С. Забезпечення єдності судової практики в умовах існування спеціалізованої юрисдикції // Право України. 2013. № 9.

14. Сіренко В. До питання про місце і роль Верховного Суду в судоустрої України // Право України. 2012. № 11/12.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Временный порядок осуществления гражданского судопроизводства

( в ред. приказа Верховного Суда ДНР от 26.12.2019 № 143-од)

1. Каждое лицо имеет право в порядке, установленном настоящим Временным порядком осуществления гражданского судопроизводства (далее – Временный порядок), обратиться в суд за защитой своих нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод либо интересов.

Дела, возникающие из административно-правовых и иных публичных правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции.

Производство по гражданским делам в судах Донецкой Народной Республики осуществляется в соответствии с процессуальными законами Донецкой Народной Республики, действующими во время рассмотрения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения решения суда, за исключением дел, возникающих из административно-правовых и иных публичных правоотношений, которые рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном главами 30-32 (за исключением главы 31-Г) Гражданского процессуального кодекса Украины от 18 июля 1963 года, в редакции, действовавшей до 1 сентября 2005 года, с учётом требований Конституции Донецкой Народной Республики и нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.

Судом применяются нормы материального права Украины, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений до принятия Конституции Донецкой Народной Республики от 14 мая 2014 года.

Суды не применяют нормативные правовые акты и иные акты государственных и других органов, если они противоречат Конституции Донецкой Народной Республики и законодательству Донецкой Народной Республики.

Жалобы на решения, действия или бездействие государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы рассматриваются в порядке, предусмотренном разделом VII ГПК Украины, за исключением случаев обжалования при исполнении решений, определений, постановлений, принятых в порядке арбитражного судопроизводства.

4. Судопроизводство в судах Донецкой Народной Республики по гражданским делам осуществляется на русском языке. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком судопроизводства, предоставляется право пользоваться услугами переводчика.

5. Районным, городским, межрайонным судам подведомственны гражданские дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и иных правоотношений, публичных правоотношений, кроме споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственных арбитражному суду.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны районным, городским, межрайонным судам, другие – Арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае если возможно разделение требований, судья выносит определение об открытии производства по делу в части требований, подведомственных районным, городским, межрайонным судам, и об отказе в открытии производства по делу в части требований, подведомственных Арбитражному суду согласно части 1, пункту 1 части 2 статьи 122 ГПК Украины.

6. Гражданские дела в районных, городских, межрайонных судах Донецкой Народной Республики рассматриваются судьёй единолично.

7. Иск предъявляется в суд по месту проживания ответчика либо по месту нахождения его имущества. Иск к юридическому лицу предъявляется в суд по месту нахождения организации либо по месту нахождения её имущества.

Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землёй, а также об освобождении имущества из под ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту нахождения наследственного имущества или основной его части.

Иски по спорам, затрагивающим интересы несовершеннолетнего ребёнка, могут рассматриваться судами по месту фактического пребывания ребёнка.

Иски, исполнение судебных решений по которым ввиду их особенностей возможно на территории Донецкой Народной Республики, но ответчик проживает за её пределами, могут быть предъявлены по месту проживания истца.

Подсудность дел по выбору истца, предусмотренная статьёй 110 ГПК Украины, распространяется на иски, которые предъявляются в суд по месту проживания ответчика либо по месту нахождения его имущества, а также на иски к юридическому лицу по месту его нахождения либо по месту нахождения имущества этой организации, находящегося на территории Донецкой Народной Республики.

8. Иск предъявляется путём подачи искового заявления в суд первой инстанции, где он регистрируется и не позднее следующего дня передаётся судье- председательствующему, назначенному председателем суда.

Запрос суда в соответствующие органы должен быть надлежащим образом оформлен и содержать номер дела, сведения о предъявленном иске, полное наименование ответчика при наличии сведений: даты рождения, индивидуального идентификационного номера для физического лица, кода ОКПО для юридического лица. Запрос должен быть подписан судьёй, скреплён гербовой печатью суда с указанием исполнителя и номера телефонной связи.

Запрос, направленный в Государственную Регистрационную Палату Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, дополнительно направляется на электронный адрес указанного учреждения.

10. Постановления государственных и иных органов, должностных лиц о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в суд первой инстанции по месту нахождения субъекта обжалования в соответствии с требованиями главы 31 ГПК Украины от 18 июля 1963 года, в редакции, действовавшей до 1 сентября 2005 года.

Дела по жалобам на постановления о наложении административного взыскания по делам об административном правонарушении, которые на момент отмены Временного порядка осуществления судопроизводства по делам об административных правонарушениях находятся в производстве судов общей юрисдикции и рассматриваются в порядке КУоАП, подлежат перерегистрации и рассмотрению в порядке главы 31 ГПК Украины.

Жалобы на постановления судов общей юрисдикции по результатам рассмотрения жалоб на постановления о наложении административного взыскания по делам об административном правонарушении, которые на момент отмены Временного порядка осуществления судопроизводства по делам об административных правонарушениях находятся в производстве Верховного Суда Донецкой Народной Республики, подлежат окончанию производством в соответствии с ранее действующим Временным порядком осуществления судопроизводства по делам об административных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях, подведомственные суду в соответствии со статьёй 221 КУоАП, рассматриваются в порядке, предусмотренном КУоАП, и постановления судов общей юрисдикции по результатам рассмотрения названных дел подлежат обжалованию в апелляционную инстанцию (рассматриваются судьёй, уполномоченным на рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке) в соответствии со статьёй 294 КУоАП.

11. Каждое судебное заседание или отдельное судебное действие, совершённое вне заседания, фиксируется протоколом. Порядок фиксирования судебного заседания устанавливается настоящим Временным порядком.

12. Протокол судебного заседания или совершённого вне судебного заседания отдельного процессуального действия должен отражать все существенные сведения о разбирательстве дела или совершении отдельного процессуального действия.

В протоколе судебного заседания указываются:

1) дата и место судебного заседания;

2) время начала и окончания судебного заседания;

3) наименование суда, рассматривающего дело, состав суда и секретарь судебного заседания;

4) наименование и номер дела;

5) сведения о явке лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков;

6) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам их процессуальных прав и обязанностей;

7) распоряжения председательствующего и вынесенные судом в зале судебного заседания определения;

8) заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей;

9) показания свидетелей, разъяснения экспертами своих заключений, консультации и пояснения специалистов;

10) сведения об оглашении письменных доказательств, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей;

11) содержание заключений прокурора и представителей государственных органов, органов местного самоуправления;

12) содержание судебных прений;

13) сведения об оглашении и о разъяснении содержания решения суда и определений суда, разъяснении порядка и срока их обжалования;

14) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их прав на ознакомление с протоколом и подачу на него замечаний;

15) дата составления протокола.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе ходатайствовать об оглашении какой-либо части протокола, о внесении в протокол сведений об обстоятельствах, которые они считают существенными для дела.

Протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через три дня после окончания судебного заседания, протокол отдельного процессуального действия – не позднее, чем на следующий день после дня его совершения.

Протокол судебного заседания подписывается председательствующим и секретарём судебного заседания. Все внесённые в протокол изменения, дополнения, исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями председательствующего и секретаря судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и в течение пяти дней со дня его подписания подать в письменной форме замечания на протокол с указанием на допущенные в нём неточности и (или) на его неполноту.

Замечания на протокол рассматривает подписавший его судья- председательствующий в судебном заседании, который в случае согласия с замечаниями удостоверяет их правильность, а при несогласии с ними – выносит мотивированное определение об их полном или частичном отклонении. Замечания приобщаются к делу во всех случаях.

Замечания на протокол должны быть рассмотрены в течение пяти дней со дня их подачи.

14. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный протест на незаконное или необоснованное судебное решение. Помощник прокурора, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они принимали участие.

15. Дело с апелляционной жалобой регистрируется и не позднее следующего дня передаётся судье-докладчику, назначенному председателем Апелляционной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики. В течение трёх дней после поступления дела судья-докладчик разрешает вопрос об открытии апелляционного производства.

16. Кассационная жалоба, протест подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, где регистрируются в установленном порядке и не позднее следующего дня после наложения резолюции передаются судье-докладчику.

В суде кассационной инстанции процессуальные сроки рассмотрения кассационных жалоб, протестов исчисляются со дня поступления дела в суд кассационной инстанции.

( абзац второй пункта 16 введен приказом Верховного Суда ДНР от 26.12.2019 № 143-од)

17. Пересмотр судебных решений в порядке надзора осуществляется в соответствии с Временным порядком осуществления пересмотра судебных решений в порядке надзора, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

18. Гражданские дела, находящиеся в производстве суда кассационной инстанции, с кассационными жалобами, протестами на не вступившие в законную силу судебные решения и не рассмотренные до 1 января 2019 года определением суда оставляются без рассмотрения и направляются в Апелляционную палату Верховного Суда Донецкой Народной Республики, где при наличии согласия апеллянта рассматриваются по правилам апелляционного производства.

Дела с кассационными жалобами, протестами на не вступившие в законную силу судебные решения, по которым кассационное производство не было открыто до 1 января 2019 года, передаются в Апелляционную палату Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

Дела с кассационными жалобами, протестами на не вступившие в законную силу судебные решения, не направленные судами общей юрисдикции до 1 января 2019 года в Верховный Суд Донецкой Народной Республики, направляются в Апелляционную палату Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

19. Настоящий Временный порядок вступает в силу с момента его подписания и действует до вступления в силу Гражданского процессуального кодекса Донецкой Народной Республики.

Читайте также: