По процессуальному праву законника хаммурапи главным видом судебных доказательств считались

Обновлено: 28.04.2024

Целью данной работы является, на основании изученной литературы и анализа законов, рассмотреть нормы уголовного права и процесса по законам Хамураппи. Для достижения цели решить следующие задачи: изучить понятие и состав преступления по законнику Хамураппи, произвести анализ основных видов преступлений и наказаний по данным преступлениям, рассмотреть процесс судопроизводства в древнем Вавилоне.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ………………..6
ГЛАВА 2 ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. НАКАЗАНИЕ
2.1 Преступления против личности…………………………………………9
2.2 Имущественные преступления………………………………………. 11
2.3 Преступления против семьи…………………………………………….13
2.4 Наказание………………………………………………………………..15
ГЛАВА 3 СУДОПРОИЗВОДСТВО……………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………24

Файлы: 1 файл

Курсовая по Конституционному праву.doc

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра теории и истории государства и права

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

студентки 1 курса, группы ЮЗС-101

Толмачинской Александры Сергеевны

Ляшенко Елена Николаевна

Допускается к защите Дата сдачи:________________

Научный руководитель Дата защиты:______________

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ………………..6

ГЛАВА 2 ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. НАКАЗАНИЕ

2.1 Преступления против личности…………………………………………9

2.2 Имущественные преступления………… ……………………………. 11

2.3 Преступления против семьи…………………………………………….13

ГЛАВА 3 СУДОПРОИЗВОДСТВО…………………………………… ..19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………24

Целью данной работы является, на основании изученной литературы и анализа законов, рассмотреть нормы уголовного права и процесса по законам Хаммурапи. Также целью данной работы является, выявление основных черт и принципов функционирования древневавилонской системы судопроизводства в той мере, в какой они отражены в своде законов вавилонского царя Хаммурапи. Текст законов, хотя и не полностью отражал реальную правовую действительность в силу действия наряду с ним норм обычного права и всевозможных прочих правовых установлений и распоряжений, всё же позволяет составить представление об организации судебного процесса. Для достижения цели решить следующие задачи: изучить понятие и состав преступления по законнику Хаммурапи, произвести анализ основных видов преступлений и наказаний по данным преступлениям, рассмотреть процесс судопроизводства в древнем Вавилоне.

Свод законов Хаммурапи на сегодняшний день является важнейшим памятником древневосточного рабовладельческого права. Который оставил существенный след в становлении правовых норм древнего Вавилона.

1.Понятие и состав преступления

Законы Хаммурапи являются одним из самых древних источников права. Их составление предположительно относится к XVIII в. до н.э. Содержание законов Хаммурапи представлено обычным правом, типичными решениями судебных дел, указами Хаммурапи и предшествующих ему правителей 1 .

Целью кодификации отдельных правовых норм, очевидно, являлось стремление упорядочить общественные отношения, разработать единые методы разрешения споров личного и имущественного характера и установить конкретные санкции за определённые виды нарушений.

После создания кодифицированного свода законов наказания стали носить в большей степени правовой, чем моральный характер. Таким образом, был сделан первый шаг на пути становления правовой системы государства.

Особенностью законов Хаммурапи является казуистичность и неполнота норм права, отсутствие исчерпывающего перечня деяний, признаваемых преступными. Ничего не говорится в Законах о государственных и религиозных преступлениях, об умышленном причинении смерти. Возможно, решения по данного рода делам носили настолько очевидный характер, что не требовали дополнительных указаний в законе.

Законы Хаммурапи не содержат понятия преступного деяния, но, исходя из их текста, можно сделать вывод, что наказуемым считался выход за рамки привычного бытового уклада с причинением имущественного ущерба или вреда личности 2 .

Правовая мысль законов Хаммурапи не достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве общинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как формы вины, обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание, преступление, соучастие, покушение и т. д.

Общая черта законов Хаммурапи– его жестокость, смерть предусматривалась за 30 видов, или около того, преступлений.

Субъектом преступления по Законнику Хаммурапи, могли выступать как свободные граждане так и рабы (ст.146,198, 201, 202, 204, 205,196,197, 203,207,209,210, 215, 221, 208, 211,212, 216, 222,282Законов Хаммурапи). К субъективной стороне относился умысел или не осторожность, не смотря на то что, применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности) В Законах Хамурапи встречаются указания на обе формы вины (ст.200-205,206, 207, 209, 227 Законов Хаммурапи).

Объектом преступления служили общественные отношения, жизнь, здоровье, собственность, соц.ценности и блага (ст.6, 7, 8, 53, 54, 55,56,57, 90, 95,108,128,129, 130,133,143,196-214, 226, 227) .

В объективной стороне есть указания на место, способ преступления, соучастие, последствия (ст.19,21, 22, 25, 207, 209, 213, 218, 219, 220, 225, 229, 235, 245, 251, 253, 259, 265, ).

2.1 Преступления против личности

Если попытаться как-то систематизировать все составы преступления, закрепленные в Законах Хаммурапи, то следует, прежде всего, выделить так называемые преступления против личности. Это – умышлен ное или неумышленное убийство (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора и т.д.), телесные повреждения, оскорбление словом и действием, ложные обвинения, клевета и т.д.

Преступлениям против личности в сборнике законов Хаммурапи отведены (ст.ст.196-214).

К преступлениям против личности законы относят: неосторожное убийство (об умышленном убийстве ничего не говориться) , подробно

рассматриваются различные способы членовредительства (повреждение глаза, зуба, кости), оскорбление, клевета, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора ,оскорбление словом и действием, ложное обвинение, отдельно отмечается причинение побоев.

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. В некоторых случаях уплачивался штраф. Величина штрафа (так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего.

Если авилум ("сын человека") ударил равного ему, то с него брали штраф 10 сикле серебра. Если раб авилума ударил сына человека, то ему отрезали ухо. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, он должен был, быть подвергнут бичеванию плетью в количестве 60 ударов (ст. 202-205 Законов Хаммурапи).

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

2.2 Имущественные преступления

К имущественным преступлениям, кроме кражи и грабежа, относились снятие с раба его знаков рабства (ст. 226-227 Закона Хаммурапи), мошенничество корчемницы или тамкара в отношении заимодавца (ст. 90-95,108 Закона Хаммурапи), повреждение и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости чужого поля водой из своего арыка или плотины (ст. 53-55 Закона Хаммурапи), потрава поля скотом (ст. 57 Закона Хаммурапи) и прочее.

К имущественным преступлениям, указанным в законах Хаммурапи следует также отнести кражу скота, рабов. Законы Хаммурапи различают такие преступления, как кража и грабеж, порча посевов.

Во Времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей ( освоения залежных и целинных земель ). В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием больших и малых каналов. Из документов Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все трудоспособное население - от способных до рабов, а за уклонения от неё виновные наказывались вплоть до смертной казни. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке ( ст.53, 54, 55, 56 Законов Хаммурапи ). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём кстати говорится в (ст.53 Законов Хаммурапи).

В ЗаконахХаммурапи отсутствуют обобщенные понятия уго-ловного права. Однако анализ текста законов позволяет судить о существовавших в древности правовых конструкциях.

Появляется понимание смягчающих и отягчающих обстоя­тельств. Закон проводит различия между умышленными и не­умышленными преступлениями. В определенных случаях доста­точно было принести клятву, чтобы доказать отсутствие умысла, хотя это не всегда смягчало наказание.

Субъектом преступления выступал любой человек, включая рабов.

В классификации преступлений на первом месте стоят преступ­ления против личности: убийство, членовредительство, оскорбле­ние словом или действием, клевета. Затем следуют имущественные преступления: кража, грабеж, причинение ущерба чужому имуще­ству (включая рабов). В особую группу выделяются преступления против семейных устоев: прелюбодеяние, кровосмешение, изнаси­лование, нарушение сыновнего долга, подмена или кража ребенка.

В системе наказаний на первом месте находится смертная казнь. В Законах Хаммурапи она назначалась как по принципу талиона, так и в виде квалифицированной смертной казни, связанной с осо­быми мучениями преступника (сожжение, утопление, сажание на кол). Задачу устрашения выполняли также широко применяемые членовредительские наказания (отсечение ушей, языка, пальцев, рук и т.д.). Законы упоминают такой вид наказания, как изгнание из общины, что ставило человека в положение изгоя. Еще одним видом наказаний были штрафы. Они налагались не только за при­чинение ущерба имуществу, но за оскорбление словом и действи­ем, нанесение телесных повреждений мушкенум.

Древнее право не различало уголовное и гражданское судопро­изводство. В основном применялся состязательный судебный процесс. Судопроизводство начиналось с подачи заявления по­терпевшей стороной. Доставка ответчика в суд возлагалась на ист­ца. В состязательном процессе стороны самостоятельно собирали доказательства и предъявляли их суду. Процесс носил обвинитель­ный характер: обвиняемый считался виновным, пока не докажет ' обратное. В Древнем Вавилоне прослеживается зарождение элементов розыскного процесса. Розыск и арест опасных преступников воз­лагался на царских наместников.

Важнейшими доказательствами в судебном процессе, наряду с вещественными, являлись свидетельские показания. Лжесвиде­тельство являлось преступлением и сурово наказывалось. В отсут­ствие объективных доказательств с согласия сторон использова­лись ордалии — испытания огнем, водой, ядом, ради подтвержде­ния своей невиновности. Отказ от ордалий или принесения клятвы расценивался как признание вины и приводил к проигрышу дела.

1.В ЗХ не проводились различия между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Примитивный уровень развития УП. В основе уголовно-правовых санкций – принцип талиона (Ст.196-214)

Существуют формы вины: Ст. 206 – нанесение вреда по неосторожности, ст.196 – 214 – по умыслу. Есть обстоятельства, отягчающие вину: смерть свободного человека (ст. 116 – смерть сына должника), гибель человека в случае обвала дома (ст. 229), соучастие (Ст. 153 – пособничество жены в смерти мужа), проникновение в жилище (Ст. 21 – пролом в стене).Обстоятельства, смягчающие вину: по неосторожности (ст.206).

Объект преступления Вид преступления Наказание Номера статей
Свидетельство, обвинение, традиции ограничений в образе жизни Преступления против праведного поведения Смерть, ордалии, рабство 1, 2, 3, 4, 110, 127 (против жены)
Жизнь мужа, честь мужа, честь и здоровье отца, честь жены, наследство сына Преступления против семейного долга Смерть, ордалии, отрезание пальцев, изгнание из семьи или остаться на правах рабыни 129, 131, 132, 141-143,168, 169,195
Имущество Кражи разных видов Смерть, отрезание пальцев, возмещение убытков 6-8, 14, 15, 22, 23, 253, 255, 256, 265
Здоровье Преступления против здоровья (членовредительство) Принцип талиона, штраф, отрезание уха (раб) 196-214.
Здоровье, жизнь, имущество Нарушение профессиональных обязанностей Принцип талиона, штраф, отрезание пальцев, возмещение убытков 5, 215-223, 226-235, 237

Другая классификация: Преступления против личности (умышленные и неумышленные), против собственности, против семьи и нравственности, должностные.(Кучма)

3. Тем, что Вавилонское право было примитивным, поэтому не различало открытого или тайного х-ищения имущества. Главным оставался сам факт хищения.

Судопроизводство: Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной сторон, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы не велись, хотя некоторые важные моменты могли фиксироваться и письменно. Решения и приговоры были устными. Основным доказательством на суде были свидетельские показания (п. 9 - 11)

1. Процесс происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами. Суд обязан выслушать обе стороны.

4. Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду. Доказательствами являлись свидетельские показания (сопровождаемые как правило религиозными клятвами. Ст. 131-клятва жены, Ст.9 – клятва свидетелей покупки), письменные документы подтверждающие имущественную сделку (ст. 7: без свидетелей и договора, покупатель-вор), ордалии (Ст.2 – в случае ложного обвинения в чародействе). В делах об имущественных правонарушениях главное доказательство – свидетели (Ст. 7, 9-13 – о покупке краденных вещей)

6. Хозяин вещи должен был привести свидетелей, знающих, что эта вещь его. Человек, который купил украденную вещь должен был привести свидетелей, что данная вещь была куплена, и продавца.(Ст.9)

7. Потому что продавец умер. Скорее всего, продавец был скупщиком краденного, потому что по ЗХ заключение сделки без гарантии, что вещь принадлежит владельцу, было не возможно. (Ст.12)

8. С поиском свидетелей. (ст.13.)

9. Да, можно было. Высшая судебная власть принадлежала царю, к которому можно было обратиться с апелляцией на судебные решения местной администрации. Кроме того, царь обладал правом помилования. Важность свидетельских показаний на суде, причем если свидетелей не оказывалось по близости, то, как написано в п. 13, суд отлагался на 6 месяцев, в течение которых человек должен был отыскать своих свидетелей, а иначе его ждала незавидная участь.

1) Водная ордалия.

Подозреваемого погружали в реку и если он тонул, то считалось, что Река, т.е. бог реки, покарала виновного, если же нет-то он считался оправданным.

2) Клятва во имя богов.

Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ - доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах. Они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей, ни низшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребление судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Возбуждение дела осуществлялось, как правило, частным лицом.

Конституция Италии 1947 г.

Разработка и принятие Конституции

После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. 453 голосами против 62 Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.

Общая характеристика Конституции, ее особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль

Благодаря тому, что в Учредительном собрании большинство мест получили антифашистские левые силы, Конституция Италии 1947 года является одной из самых демократических, социальных конституций современности.

Особенностью Конституции является отсутствие в ней преамбулы. Содержащиеся, как правило, в преамбуле философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в основной части конституционного текста.

1) Гражданские отношения; 2) Этико-социальные отношения; 3) Экономические отношения; 4) Политические отношения.

В Конституции содержатся также переходные и заключительные постановления.

В содержании Конституции Италии отчетливо проявилась тенденция социализации конституций. Нормы об охране труда, о достоинстве и равенстве, о социальной функции частной собственности, об ограничении частной собственности, возможности национализации наиболее важных предприятий, о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями, поддержки акционирования и защиты сбережений и ряд других, сделали Конституцию Италии самой социальной и демократичной.

Демократичность итальянской Конституции подкрепляется подробным регулированием правового статуса личности (впервые в Европе около 40% конституционного текста посвящено в ней правам и свободам человека), а также, провозглашением в стране демократической республики, многопартийности, парламентарной формы правления, светского характера государства.

Значительный удельный вес в Конституции имеют международно-правовые положения о том, что внутренний порядок страны согласуется с общепризнанными принципами международного права, отказе Италии от войны, как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров, о возможности уступки государством ряда своих полномочий международным организациям (ст.10,ст.11).

По способу изменения Конституция Италии является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии: 1) принятие парламентом закона об изменении Конституции; 2) ратификация парламентом данного закона абсолютным большинством голосов в обеих палатах не ранее чем через три месяца после принятия. Ст.138 Конституции предусматривает возможность третьей стадии конституционного пересмотра, проводящийся в том случае, если в течение 3-х месяцев после ратификации 1/5 часть депутатов любой из палат парламента, или 500 тыс. избирателей, либо пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу одобрения закона, изменяющего Конституцию. Референдум не проводится, если при ратификации закон был принят большинством в 2/3 голосов.

Итальянская Конституция достаточно стабильна. В нее внесено всего 10 поправок. Изменения коснулись в основном высших органов государственной власти: Парламента, Президента, Конституционного суда. Вопросы конституционности законов и иных нормативных актов решает Конституционный суд. Конституция не включает его в судебную систему страны, а провозглашает в разделе VI второй части Конституции одной из важнейших конституционных гарантий. В его компетенцию входит также решение:

· споров между 1) органами государственной власти Италии, 2) Италии и областей, 3) между областями и 4) внутри областей;

· законности выборов и референдума;

· вопрос обвинения, выдвинутого Парламентом, против Президента.

Конституция Италии (ст.ст.136 и 137) устанавливает, что в случае объявления Судом о неконституционности какого-либо акта, он утрачивает юридическую силу со дня, следующего за днем опубликования решения Суда. Никакие жалобы в отношении решений Конституционного суда не допускаются.

*Примечание. Хаммурапи – царь Вавилонского царства, древнего государства в Месопотамии, которое находилось на территории современного Ирака, то есть на Ближнем Востоке. При Хаммурапи Вавилон в значительной степени расширил свое могущество, превратившись из мелкого государства в крупнейший политический и экономический центр древней Месопотамии. Однако, самым важным для истории достижением царя Хаммурапи были именно упомянутые законы.

1. осуществление правосудия;

2. правое положение государственной и общественной собственности, а так же личного имущества царя;

3. правовое положение имущества, полученное в награду за службу царю;

4. правовые отношения, связанные с недвижимым имуществом;

5. правовое регулирование коммерческой деятельности;

6. правовые отношения, вытекающие и сферы брака и семь, а так же наследования имущества;

7. посягательства на общественные интересы в сфере жизни и здоровья;

8. правовое регулирование движимого имущества.

Всего насчитывалось 282 статьи или параграфа, и этого было вполне достаточно для правового регулирования жизни общества во всех ее проявлениях.

А вот, собственно и текст Законов с моими комментариями

Вступление.

*Примечание. В абзаце выше речь идет о шумерский и акадских, а позднее вавилонских богах. Во вступлении царь четко дает понять, что властью его наделили боги и что он намерен проявлять заботу о своем народе, основываясь на справедливости, равноправии и гарантиях защиты прав и свобод граждан Вавилона

Глава 1. Отправление правосудия.

Параграф 1 . Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

Параграф 2. Е сли человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

Параграф 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

Комментарий. Смерть полагалась не только за ложный донос, но и за лжесвидетельство в деле о жизни, имелось в виду в деле о лишении жизни, то есть убийстве. Причем бремя доказывания лежало на свидетеле. Даже в случае ошибки, а не злого умысла, свидетель мог поплатиться своей жизнью. Такое вот серьезное правосудие было при царе Хаммурапи и сотни лет после него.

Параграф 4. Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна или серебра, то он должен нести наказание этого дела.

Параграф 5. Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

Вот и закончился весь раздел, посвященный отправлению правосудия. Как мы видим в этом разделе представлены нормы сугубо уголовного характера, я бы даже сказал, что законодатель пытался предугадать и описать любой случай противоправного поведения в суде. Однако нет почему – то процессуальных норм, то есть норм касающихся непосредственно прав и обязанностей участников процесса, относимости и допустимости доказательств, подведомственности и подсудности, хотя грамотность была не сильной стороной древнего Вавилона и все, что было не учтено решалось по устным правилам, либо содержалось в иных источниках, о которых нам ничего не известно.

В следующей части мы рассмотрим нормы, касающиеся правового положения государственной и общественной собственности, а так же личного имущества Царя.

Для рассмотрения уголовного права, мы возьмём первую группу норм (ст. 1 - 5), касающаяся убийства и все остальные, где присутствует уголовное правонарушения.
Уголовное право Законника отличается, подобно другим древневосточным кодексам, значительной суровостью.
В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть "равным" преступлению. Эта доктрина обычно выражается афоризмом: "око за око, зуб за зуб" .
В древнееврейском Второзаконии идея талиона выражена так: "И да не сжалится глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку".
Мы часто усматриваем в талионе одну жестокость. Между тем для древних людей это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того, что сделано тебе. Выросшее на основе первобытных представлений о справедливости, оно питалось понятным стремлением ослабить врага настолько, насколько он ослабил тебя, твое племя, твой род. Первоначальный счет был очень простым. Одно из племен Новой Гвинеи вело свои войны до тех пор, пока число убитых не сравняется с обеих сторон. Каждая новая жертва включалась в счет, который противник должен был оплатить. То же наблюдается у некоторых североамериканских индейцев: пока число убитых не сравняется, мира нет .
Прямолинейное применение принципа "равным за равное" исключает установление субъективной стороны действия, умысла, неосторожности, случайности.
"Если, - говорится в Законнике, - строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить" . Статья предполагает установление халатности строителя и осуждение на основе талиона. Но вот ее окончание: "Если же он причинит смерть сыну домохозяина - должно убить сына строителя" . Как видно, закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершенному преступлению могло и не иметь. В современном праве такого рода ответственность без вины называется объективным вменением.
Своеобразным выражением талиона в Законнике Хаммурапи служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель (клеветник) должен был нести ответственность в той мере, которая грозила обвиненному: кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам. Когда по характеру преступления применение принципа "равным за равное" в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему отца, отрезали язык: врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют обыкновенно талионом символическим.
Положение же царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов.
Т. е. между свободой и рабством внутри мушкенумов существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность Законы Хаммурапи оценивают " дешевле ", чем авилума (п. 201).
"Если он (т.е. авилум) выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра ".
Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма или дворца, и это не удивительно: ведь оно фактически есть составляющая часть имущества самого царя (п. 8).
"Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он может возместить в 30-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить" .
Рабы мушкенумов пользуются, подобно дворцовым рабам, известными привилегиями (например, раб мушкенума или дворца мог вступать в брак со свободной женщиной - п. 176). Следует заметить, что царские служащие высших (а иногда и средних) категорий никакой социальной принадлежности не испытывали, ибо наряду с большими служебными наделами владели (или, во всяком, в принципе случае могли владеть) также участками общинной земли, да и пожалованной от царя землей могли распоряжаться достаточно свободно. По этим причинам они относились к авилумам . Следовательно, мушкенумами в точном смысле этого слова были только царские служащие низших категорий. Они вербовались из людей, по тем или иным причинам утративших связь с общиной (разорившиеся, изгои, беглецы), а также осевших на землю членов пастушеских племен, пришельцев и т. п. Вероятно, часть из них была потомками грушей шумерской эпохи. Естественно, что на таких людей свободные общинники смотрели свысока, а доля мушкенумов считалась весьма незавидной. Позже в Новоассирийский период, этот термин означает просто "бедняк". С таким значением оно попало позже и в арабский (мискин) язык. В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, прежде всего, если она - надитум . В отношении имущественных прав надитум почти ничем не отличались от мужчин.
Субъектами права могли быть по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические - храм и дворец (т. е. государство). И в этом отношении Законы Хаммурапи далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи. Правда, практика была здесь не всегда вполне последовательная. Храмы, например, занимались ростовщической деятельностью, в документе, однако, писалось, что заем получен "от (такого-то) бога". Возможно, что такое написание считалось просто более обязывающим для должника в уплате долга. В Законах Хаммурапи храм и дворец выступают непосредственно лишь в очень редких случаях: либо когда речь идет о похищении храмового или дворцового имущества (п. 6 и 8; причем по п. 6 вор сразу же подвергался смертной казни, а по п. 8 он мог и уцелеть, заплатив, правда при этом большой штраф. Разница между этими статьями заключается, видимо в том, что статья 6 имеет ввиду кражу, совершенную непосредственно на священной территории дворца или храма, т. е. святотатство, а потому и карается смертью без всяких "если", которые имеют быть место в п. 8), либо когда речь идет о выкупе пленного война, о чем говорится в п. 32. Земельные же владения дворца или храмов уже были розданы различного рода держателям, которые и выступали как представители дворца или храма.
Так же жители древнего Вавилона несли уголовную ответственность не только при телесном уроне другому человеку, хищения храмового или дворцового имущества, но так же и краже скота, поджёг, порча урожая и т.д. Что касается кражи скота или лодки, то это преступление каралась огромным штрафом (в 10-30 раз больше стоимости украденного) ". Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит. ". "Если же вору нечем отдать - его должно убить" . Если управитель станет расточать имущество хозяина, "должно разорвать его на этом поле с помощью скота" и т. д.
Законник Хаммурапи почти не говорит о государственных преступлениях, но в одном из вавилонских литературных памятников (Диалог между господином и рабом) мы читаем: "Не поднимай восстания". Человека, поднявшего восстание, или убивают, или ослепляют, или схватывают, кидая в темницу.
Другой литературный памятник Вавилона, так называемая Исповедь-заклинание, указывает и на другие преступления: на оскорбление богов, согрешение против предков и др. Автор вопрошает: "Не обвешивал ли, не обсчитывал ли фальшивыми деньгами, не лишал ли законного сына наследства и отдал незаконному, не проводил ли неверной межи. " и т. д.
Законник Хаммурапи не знает различия между исполнителем преступления и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями). Не различаются и стадии развития умышленного преступления, то есть приготовление, покушение. Вместе с тем Законнику не чуждо представление о смягчении наказания. Штрафом, а не смертью наказывается, например, убийство в драке, если будет доказано, что убийца не имел намерения убить. Здесь зародыш столь существенного для современного уголовного права различения умышленного и неумышленного преступления. Следует, впрочем, оговориться, что шумерийские законы уже различают выкидыш от нечаянного удара и выкидыш от злостного избиения, назначая за эти преступления разные наказания.
Как было сказано ранее, что законник состоит из трёх частей, в последнеё третьей части говориться следующее (основное, что касается суда и правонарушений): "Я - Хаммурапи, царь совершенный, не был невнимателен к черноголовым, которых даровал мне Эллиль и пастырство над которыми вручил мне Мардук". "Я не был нерадив". "Я отыскал им безопасные места, открывал выход из тяжких бедствий и заставил свет взойти над ними" - под этими словами, по-видимому, понимается то, что Хаммурапи "даровал" людям свой свод законов. "Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы в Вавилоне - городе, главу которого вознесли Анум и Эллиль, и в Эсагиле - храме, фундамент которого прочно установлен, точно небеса и земля, - судить суд страны, выносить решения страны и притесненному оказать справедливость, я начертал свои драгоценные слова на своем памятнике и установил перед своим, царя справедливости, изображением". "Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему его дело, пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце и пусть с силой скажет: "Хаммурапи-де владыка, который является для людей как бы родным отцом, он склонился перед велением Мардука, его владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, сердце Мардука, его владыки, он удовлетворил и устроил людям благоденствие179 навеки, а страну управил по справедливости!", и пусть он от полного сердца благословит меня перед Мардуком, моим владыкой, и Царпанит180, моей владычицей. Бог-хранитель, богиня-хранительница, боги, вступающие в Эсагилу, и кирпич Эсагилы пусть ежедневно одобряют мои помыслы перед Мардуком, моим владыкой, и Царпанит, моей владычицей".
В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много. Выставленный на городской площади "столб законов" должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

В затруднительных случаях судьи прибегали - как и в других странах - к клятве перед статуями богов (Шамаша и Мардука).

Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др.

Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему"). Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.

Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения. Уличенного в подлогах судью ждали большой штраф и лишение судейского звания. Суд считался царским делом и должен был быть справедливым. Хотя возбуждение дела, доказывание на суде было всецело частной инициативой. Доказательствами служили собственная присяга (иногда ее было достаточно) и, главное, свидетели.

9. Образование Афинского государства. Реформы Тезея.

Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен.

В 7-6 вв. до н. э. государство постепенно вытесняет родовую организацию. Тезей делит всех афинян на 3 группы: эвпатридов (благородные), геоморов (земледельцы) и демиургов (ремесленники). Деление населения на роды и племена теряет свое значение.

При Тезее центром управления становятся Афины, вождь племени становится должностным лицом государства – архонтом, а племенной совет преобразуется в ареопаг.

Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленниковдемиургов. Значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).

Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

Архонты и ареопаг. Следующим шагом к образованию государства было уничтожение власти базилевса в ее прежнем значении и учреждение новой должностиархонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет.

С 683 г. до н. э. ежегодно стали избирать 9 архонтов. Один из них — первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие, а также судебные функции по религиозным делам. К третьему архонту — полимарху отошла военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли главным образом судебные функции.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг — высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, это были аристократические учреждения.

Позднее, с образованием флота, страна была разбита на небольшие территориальные округа — наукрарии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе наукрарии стоял притан (произошло деление населения по территориальному признаку и возник новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией).

Итак, архаический период ознаменован созданием Афинского государства. Этот процесс сопровождался ростом противоречий как экономического, так и политического порядка. К 7 в. до н. э. в Афинах упрочилась власть родовой аристократии. Народное собрание сколько-нибудь заметной роли не играло. Все важнейшие вопросы решали коллегия архонтов и ареопаг. Лучшие и большие наделы земли были сосредоточены в руках аристократии. Многие крестьяне попали в зависимость от крупных землевладельцев.

Общество раскололось на аристократию и демос (людей незнатного происхождения), среди которых было немало людей состоятельных: богатых судовладельцев, собственников ремесленных мастерских, торговцев, банкиров. Лишенные политических прав, они начинают борьбу за участие в управлении. Это приводит к нарушению общественного мира, и, когда беспорядки заходят слишком далеко, назначается тиран, обладающий всей полнотой власти. Так, в 621 г. до н. э. тираном был провозглашен Драконт, прославившийся своими жестокими законами. Запись Драконтом обычного права свидетельствует об уступке со стороны аристократии, использовавшей неписаное право в своих интересах.

К началу 6 в. до н. э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон. Он происходил из знатного, но обедневшего рода. Занимаясь хлебной торговлей, Солон нажил значительное состояние. Таким образом, этот человек был близок и к аристократии (по своему происхождению), и к демосу (по роду занятий). Те и другие возлагали на него свои надежды.

Читайте также: