По кассационной жалобе сергеева на решение суда о взыскании с него периодических платежей

Обновлено: 05.05.2024

Кассационная жалоба — это процессуальный документ, которым обжалуются вступившие в силу судебные постановления предыдущих инстанций (первой и апелляционной).

По каким причинам подают кассационную жалобу

В кассацию обжалуют уже вступившие в силу судебные постановления. Эта инстанция существует в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве. С 01.10.2019 вступили в силу серьезные изменения в ГПК РФ, образованы отдельные кассационные и апелляционные суды, пересмотрены сроки и порядок обжалования. Суть осталась прежней: кассация исправляет серьезные нарушения судебных органов предыдущих инстанций. Каждое дело индивидуально, и не существует универсальный пример удачной кассации, все зависит от конкретных обстоятельств. Чтобы документ не был возвращен, следует соблюдать правила его составления, предусмотренные в ГПК РФ.

Правом на обжалование обладают как лица, участвовавшие в деле, так и иные, при условии, что их права нарушены решением суда. Необходимым условием подачи кассации является предварительное прохождение этапа апелляционного обжалования.

Причины, по которым подают кассацию, — несогласие со следующими вступившими в силу судебными постановлениями:

  • судебными приказами и решениями районных, мировых судов, иных судов, принятых в качестве судебных органов первой инстанции;
  • судебными определениями вышеперечисленных судебных органов (ими разрешается не дело по существу, а отдельные вопросы, в ряде случае допускается обжаловать эти документы отдельно);
  • апелляционными определениями.

Как составить жалобу

Обязательные реквизиты указаны в ГПК РФ. В ст. 378 указано, по каким принципам строится составление кассационных жалоб:

  • обязательно указывается наименование адресата, судебных органов, чьи постановления или решения обжалуются;
  • автор процессуального документа указывает свой статус в деле, полное наименование (для юрлица) или фамилию, имя, отчество, адрес;
  • следует перечислить всех лиц, участвующих в деле, и приложить документ, свидетельствующий о направлении им копий кассации;
  • дополнительные реквизиты, которыми нельзя пренебрегать: ссылка на номер дела, перечень приложений (в том числе прикладывается документ об уплате госпошлины, за кассацию физлицо платит 150 рублей, юрлицо — 3000 рублей). Новые доказательства кассация не рассматривает.

Образцы

Актуальный заполненный образец кассационной жалобы на апелляционное определение по гражданскому делу выглядит так.

В Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

адрес: 350906, г. Краснодар, ул. Морская, 3

Заявитель по жалобе, истец: Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Адрес: г. Москва, 3-й бюджетный проезд, д. 1

Ответчик: Викторова Виктория Викторовна

г. Ростов-на-Дону, ул. Доходная, 2-2

Указанное решение было обжаловано в апелляционной инстанции. Определением Третьего апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Считаем, что при вынесении вышеперечисленных судебных актов были существенно нарушены нормы материального права, которые истолкованы неверно.

Кроме этого, выводы судов первой и апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Викторовой В.В. получены денежные средства в размере 50 000 рублей и 30 000 рублей, что подтверждается расписками от 10.10.2020 и от 22.10.2020. В соответствии с текстом этих документов, денежные средства должны были быть возвращены 20.10.2020. Однако, Викторова В.В. вернула деньги только частично, в размере 3000 рублей. Остальная часть долга до сих пор не возвращена. Оригиналы расписок находятся в данном деле.

Согласно тексту расписок, Викторова В.В. обязуется вернуть деньги, ответчица эти расписки написала собственноручно, поставила свою подпись, в суде их не оспаривала, как и обязательства по возвращению.

Так как Викторова В.В. получила данные денежные средства без предусмотренных законом оснований, то обязана их вернуть как неосновательное обогащение. Нарушение прав истца состоит в том, что он лишен денежных средств, обстоятельства, на которых основаны требования — получение неосновательного обогащения, расписки являются доказательствами, они подтверждают наличие правоотношений и нарушение прав истца.

Судами в решении указано, что не предоставлено доказательств обоснованности требований истца. Считаем, что это утверждение неосновательно, доказательства имеются в материалах дела.

Предоставлены письменные, документальные доказательства, расписки. Они подтверждают главное, что имеются обязательства, которые не выполнены. Указана сумма, имеется подпись ответчика, составлялись документы при свидетелях. Викторова В.В. расписалась в том, что она обязуется вернуть средства.

Из совокупности данных становится ясно, для чего передавались средства, передача их находит подтверждение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 376, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Отменить вынесенные судебные акты, принять новое решение без направления дела на новое рассмотрение и исковые требования удовлетворить.

Перечень прилагаемых документов (оригиналы):

  1. Документы, подтверждающие направление кассационной жалобы иным лицам, участвующим в деле, — 1 экземпляр.
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (3000 рублей — для юрлиц), — 1 экземпляр.
  3. Документ, подтверждающий полномочия директора (протокол, приказ, выписка из ЕГРЮЛ).

17 марта 2021 г.

Подпись заявителя (истца): Директор Иванов И.И. Иванов

Вот шаблон, который можно использовать:

Образец, как написать кассационную жалобу

В какие сроки и куда подать кассацию

В соответствии со ст. 376.1 ГПК РФ, срок подачи кассационной жалобы по гражданскому делу после апелляции в 2021 году составляет 3 месяца. Момент отсчета срока в законе указан следующим образом: не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу обжалуемого постановления (с учетом других норм ГПК — с момента рассмотрения дела в апелляции, так как апелляционное определение обязательно, и оно вступает в силу сразу же). С 2019 года жалоба подается в кассацию через суд первой инстанции.

Но это не касается такого этапа, как обжалование кассационного определения по гражданскому делу в Верховном суде в 2021 году. В этом случае документ подается сразу же в судебную коллегию ВС РФ с жалобами по числу лиц, участвующих в деле, и с оригиналами обжалуемых постановлений. По сути, как и раньше, остались две кассации: сначала в кассацию, а затем — в коллегию ВС РФ. Но порядок и сроки обжалования изменились, образованы специальные судебные органы, и подача жалобы (кроме ВС РФ) осуществляется через судебный орган первой инстанции, сокращены сроки обжалования, они составляют 3 месяца.

Окончила Уральскую государственную юридическую академию в 2001 году. Работала в государственных органах и коммерческих организациях, веду частную практику.

ХХ.05.20ХХ года судья Волгоградского областного суда Г.Н. Козлова вынесла определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции по делу ХХ-ХХХХ/20ХХ.

С указанным решением, апелляционным определением и определением об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не согласна, считаю их незаконными, необоснованными по следующим основаниям:

В тоже время в резулятивной части вышеназванного решения судом первой инстанции не разрешены два первых исковых требования: о признании условий кредитного договора ущемляющими права потребителя в части п. 1.6, содержащего комиссию за ведение текущего счета и о признании комиссии за ведение текущего счета в размере 2271,65 рублей в месяц незаконной.

Последующие судебные инстанции не рассматривают причины такого игнорирования вышеназванных исковых требований.

Согласно п. 10. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" содержание исковых требований должно быть отражено в его описательной части в соответствии с исковым заявлением .

Согласно п. 5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям .

Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Например, суд вправе выйти за пределы заявленных требований и по своей инициативе на основании пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса РФ применить последствия недействительности ничтожной сделки (к ничтожным сделкам относятся сделки, о которых указано в статьях 168 - 172 названного Кодекса).

Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

В тоже время, право суда выйти за пределы заявленных исковых требований не исключает обязательства суда по разрешению заявленных исковых требований истцом.

2. Как следует из исковых требований, заявленных истцом, истец не просил суд о признании недействительным п. 1.6 кредитного договора от 28.07.20ХХ г., заключенного между истцом и ответчиком в части возложения обязанности на заемщика уплаты ежемесячно комиссии за ведение текущего счета. Истец считал в этой части договор ничтожным, не требующим судебного решения, для признания его таковым.

Заявление о пропуске срока исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки не относится к исковым требованиям истца о признании условий кредитного договора ущемляющими права потребителя в части п. 1.6, содержащего комиссию за ведение текущего счета и о признании комиссии за ведение текущего счета в размере 2271,65 рублей в месяц незаконной.

Вышеназванные исковые требования не основаны на применении последствий недействительности ничтожной сделки. Соответственно исчисление срока исковой давности начинается не с момента, когда началось исполнение ничтожной сделки.

3. Апелляционным определением Волгоградского областного суда от ХХ.ХХ.20ХХ года истцу отказано во взыскании морального вреда.

Вместе с тем, с выводом суда в части применения срока исковой давности к требованиям о взыскании компенсации морального вреда согласиться нельзя.

В силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

При таком положении, у суда отсутствовали правовые основания к отказу в иске о взыскании компенсации морального вреда со ссылкой на пропуск срока исковой давности.

Вышеуказанные обстоятельства также не были приняты во внимание судьей Волгоградского областного суда Козловой Г.Н., которая вынесла определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции по делу ХХ-ХХХХ/20ХХ.

На основании изложенного,


Как правило, юристы совершают три основные ошибки в суде апелляционной инстанции.

Не проверяют безусловные основания для отмены решения

Это сильный довод для отмены решения, но его часто упускают из виду. Юристы слишком увлекаются обоснованием своей позиции и описанием обстоятельств, но забывают проверить, есть ли в деле безусловные процессуальные нарушения.

Если апеллянт найдет хотя бы одно такое нарушение — суд отменит решение и пересмотрит дело по правилам первой инстанции, то есть заново рассмотрит спор по существу. При таком пересмотре можно будет подавать ходатайства и заявления, представлять доказательства, если по каким-либо причинам не сделали это в первой инстанции.

Наиболее часто в жалобах апеллянты ссылаются на два нарушения — суд рассмотрел дело без лица, участвующего в деле, которое не известили о времени и месте заседания, или суд принял решение о правах и обязанностях лиц, которые не привлечены к участию в деле.

Если судью по делу незаконно заменили или нарушена территориальная подсудность — можете ссылаться на рассмотрение дела в незаконном составе суда.

Проверяйте, есть ли в деле протокол судебного заседания — вышестоящие суды часто отменяют решения из-за его отсутствия. Если в деле нет аудиозаписи судебного заседания, суды также могут отменить решение по этому же основанию.

Апелляция отменит решение, если аудиозаписи нет, но на ней были зафиксированы сведения, которые послужили основанием для принятия судебного акта. Поэтому укажите в жалобе, какие важные сведения были на аудиозаписи. Например, допросы свидетелей, экспертов, осмотр доказательств.

Юристы плохо выстраивают защиту


Юрист приводит в апелляционной жалобе бесконечный перечень ошибок суда от серьезных до ничего не значащих.

Например, когда он указывает, что судья неправильно применил нормы и при этом был без мантии, второй довод явно перечеркивает серьезность первого. Сами нарушения апеллянты обычно формулируют в общих словах — без ссылки на конкретные доказательства и материалы дела. Судьи редко воспринимают такие жалобы положительно.

Рекомендация — пишите не более четырех-пяти четко сформулированных оснований для отмены. В каждом доводе желательно описывать три момента: ошибку нижестоящего суда, неверный вывод, к которому он пришел из-за этой ошибки, и вывод, к которому суд должен был прийти.

Юристы пассивно ведут себя в апелляции

Когда суд уже рассмотрел дело по существу, юристам кажется, что их задача в апелляции — лишь приводить аргументы за и против решения суда. Это не совсем так. Апелляция — это последняя возможность закрыть доказательственные пробелы в позициях сторон по делу. Воспользуйтесь этим.

Пробуйте представить в апелляции существенные для дела доказательства, заявляйте ходатайства. Апелляционная инстанция может принять от стороны дополнительные доказательства и рассмотреть ходатайства о получении новых доказательств, но только в двух случаях. Первый случай — если сторона обоснует, что не могла представить их в первую инстанцию по уважительным причинам. Вторая — если суд первой инстанции их отклонил. То есть в апелляции необходимо еще раз заявить все ходатайства и доказательства, которые отвергла первая инстанция.

Например, компания обратилась к обществу с иском о взыскании неосновательного обогащения. Так как ответчик не представил доказательств, что удержал перечисленные деньги обоснованно, суд удовлетворил иск. В суд апелляционной инстанции ответчик представил договоры и акты сдачи-приемки услуг, которые подтвердили наличие обязательств между истцом и ответчиком и основание платежей. Апелляция приобщила документы к делу и отказала в иске. Вышестоящие суды согласились с апелляционной инстанцией.

Ошибки в кассации

Юристы совершают шесть популярных ошибок. Первые три разобрали в разделе про апелляцию. Еще три ошибки характерны только для кассации.

В 99 процентах случаев, когда кассация оставляет в силе решения нижестоящих судов, она указывает, что доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств. А это не входит в пределы рассмотрения дела в кассации. Кассация лишь проверяет, правильно ли суды применили нормы материального и процессуального права.

Если хотите представить новые доказательства или выполнить процессуальные действия, которые возможны только в первой инстанции, ищите безусловные основания для отмены решения.

Ссылайтесь в кассационной жалобе именно на ошибки в применении норм — это ваши основные доводы. Все аргументы, которые связаны с не исследованием или неверной оценкой доказательств, приводите лишь в подтверждение ошибок суда.

Доводы жалобы не соответствуют просительной цели

Кассация не сможет принять новый акт, так как для этого ей придется исследовать и оценить доказательства, а суд кассационной инстанции не вправе это делать. Такое несоответствие просьбы и доводов снижает убедительность жалобы и часто вызывает вопросы и критику в кассационном суде.

Изучите материалы дела и подберите возможные доводы для кассации. После этого определитесь, как сформулировать просительную часть кассационной жалобы.

Слишком поздно подали дополнительные документы


Часто юристы слишком поздно подают позиционные документы и неверно их оформляют. Суды обычно принимают документы прямо в заседании, но только не кассационные. Если представить отзыв на жалобу, дополнения, письменные объяснения прямо в заседание, кассация может их отклонить. Например, суд указал, что письменные объяснения поступили накануне судебного заседания, и отказал приобщить их к материалам дела.

Учитывайте особенности суда. Например, Арбитражный суд Московского округа может не принять письменные объяснения, так как считает их новыми доказательствами, которые кассация не может принимать. Поэтому оформляйте дополнительные объяснения как текст выступления — его суды обычно принимают.

Эксперты прокомментировали Обзор статистики рассмотрения Верховным Судом дел по разрешению гражданских споров за первое полугодие 2018 г.


Они подчеркнули, что наибольший интерес представляют данные о рассмотрении кассационных жалоб. Один отметил, что главной тенденцией является почти гарантированное удовлетворение жалобы, если судья ВС передал ее на рассмотрение коллегии. Другой указал на низкую эффективность кассационной инстанции Верховного Суда.

Апелляционное производство

За первое полугодие 2018 г. в апелляционном порядке в суд поступило 54 жалобы. Почти все они – 49 жалоб – были рассмотрены. Удовлетворительным решением окончилось только 8 дел, причем 7 из них – с вынесением нового решения.


Если сравнивать со статистикой первого полугодия 2017 г., то жалоб и представлений в апелляционную инстанцию по гражданским делам Верховного Суда РФ поступило больше – 71, однако удовлетворено было по-прежнему мало – лишь 9 жалоб (6 из которых – с вынесением нового решения).


Кассационное производство

В кассационную инстанцию по гражданским делам Верховного Суда РФ поступило 37 832 жалобы. Из них в судебном заседании рассмотрено лишь 503 жалобы, почти все – 486 жалоб – были удовлетворены. Больше всего отменено апелляционных определений.

Что касается статистики за аналогичный период в прошлом году, то в кассацию, напротив, жалоб поступило меньше, чем в текущем году, – 26 281 дело. Из него всего 391 жалоба была рассмотрена в судебном заседании. По 380 – требования удовлетворены.



Гораздо более значимым показателем являются 37 832 поданные в ВС РФ кассационные жалобы, из которых передано для пересмотра в Гражданскую коллегию ВС РФ только 509 дел, то есть 1,35%. Именно такова реальная вероятность пересмотреть в кассационном порядке путем обращения в ВС РФ незаконный и необоснованный судебный акт. Впрочем, ни о каких изменениях по сравнению с прошлым годом говорить не приходится.

Говоря об эффективности рассмотрения дел в кассационной инстанции Верховного Суда РФ этого года, она заметила, что такой незначительный процент истребованных дел и удовлетворенных жалоб сам по себе говорит о низкой эффективности этой инстанции.


Большое количество апелляционных и кассационных жалоб свидетельствует о неудовлетворенности граждан российским правосудием и вместе с тем об их гражданской активности – желании добиться справедливости в российских судах. А столь низкие показатели лишь подтверждают, что система правосудия нуждается в усовершенствовании.

Надзор

В надзорной инстанции Верховный Суд успел рассмотреть 86 жалоб. Из них – изучено лишь 2 дела. Одно из них рассмотрено на заседании Президиума с отменой кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда с направлением на новое кассационное рассмотрение.

Для сравнения, в прошлом полугодии в порядке надзора Президиум Верховного Суда рассмотрел 124 жалобы.



Эта статистика иллюстрирует фактическое отсутствие в России надзорной инстанции. Рассмотрение Президиумом Верховного Суда РФ в порядке надзора за полгода 1 (одного) дела на всю Россию – это имитация работы надзорной инстанции. С другой стороны, в первом полугодии 2017 г. Президиум ВС РФ не рассмотрел вообще ни одного гражданского дела в порядке надзора, так что статистически количество рассмотренных дел в 2018 г. выросло аж на 100%.

Читайте также: