По каким основным признакам классифицируются суда

Обновлено: 12.05.2024

Промысловый флот нашей Родины -самый крупный в мире (в 1969 г. свыше 16 000 судов) и перспективы его развития очень широки.

В недрах Мирового океана содержатся колоссальные сырьевые ресурсы, пока используемые человечеством в среднем не более чем на 5%.Множество различных морских организмов человек мог бы либо употреблять в пищу, либо использовать как сырье для промышленности. Развитие химии и физики сделало возможным использование даже морской воды, из которой стали добывать ценные вещества. Добыча богатства океанских недр производится специальными судами, оборудованными особыми устройствами и приспособлениями.

Морские промыслы необходимо вести на научной основе: разрабатывать и совершенствовать методы добычи сырьевых ресурсов, предотвращать бесцельное уничтожение морских запасов, изучать жизнь организмов, населяющих морские недра, искать новые виды животных и морских организмов, промысел которых может быть полезен человеку и т. д. Эти работы ведут на многочисленных специальных судах – научно-промысловых базах.

Наиболее сложны по конструкции и насыщению корабли военно-морского флота, назначение которых-защита границ своего государства, проходящих по водным пространствам, или выполнение других военных задач.

Берега нашей Родины, омываемые тремя океанами и четырнадцатью морями, имеют протяженность в 47 тыс. км.

Чтобы обеспечить превосходство отечественного флота, наши кораблестроители должны внедрять новые принципы движения кораблей, новейшие виды оружия, широко использовать новые способы получения энергии, средства автоматизации, микрорадиоэлектроники, новые высокопрочные материалы, а также другие научно-технические достижения.

Кроме перечисленных судов и кораблей, существует большое количество судов других назначений, обеспечивающих мореплавание.

На 4667 км протянулась ледовая трасса от Карских ворт до Берингова пролива по северным берегам нашей Родины. Судоходство на этой трассе обеспечивает многочисленный флот ледокольных судов.

Суда гидрографического флота изучают и поддерживают навигационную обстановку в море, обеспечивая нормальное мореплавание.

В течение всего года, в любое время суток многочисленные суда разного назначения несут в морях и океанах свою службу. Ни погода, ни состояние моря не останавливают этого гигантского движения.

Глава I. Общие сведения о судах
§ 1. Классификация судов по общим основным признакам

Большое разнообразие типов судов, вызванное различным их назначением и условиями эксплуатации, затрудняет специализацию их проектирования, организацию постройки и ремонта, внедрение стандартизации, планирование перевозок и сравнительные экономические подсчеты. Чтобы устранить эти затруднения, принято все суда и корабли классифицировать по основным признакам. При этом различают суда:

1) по средству движения – самоходные и несамоходные;

2) по способу движения – плавающие над водой (на подводных крыльях, на воздушной подушке); на поверхности воды (водоизмещающие); под водой (подводные корабли и суда);

3) по состоянию корпуса -с жестким корпусом, с эластичным корпусом (транспортные емкости, перевозящие жидкие грузы на буксире, в трюмах и т. п.) и с надувным корпусом;

4) по основному материалу корпуса – стальные, из легких металлических сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные, из эластичных материалов (нейлон) и композитные;

5) по району плавания – морские (неограниченного и ограниченного района плавания: с удалением от порта-убежища на расстояние до 200 миль, рейдовые(1) и прибрежного плавания), внутреннего плавания (речные и озерные суда(2)) и смешанного плавания (суда, совершающие перевозки между морскими и речными портами без перевалки грузов);

6) по роду главной силовой установки, приводящей судно в движение,- пароходы (с поршневыми или турбинными паровыми установками); теплоходы (с двигателями внутреннего сгорания); электро-турбо-дизелеходы (с электромоторами, вращающими гребной вал); газоходы (с газовыми турбинами) и т. д.(3);

7) по типу движителя – винтовые (водяной или воздушный винт); с крыльчатым движителем, водометный; с гребными колесами; парусные; весельные и т. п.

8) по специальному назначению – гражданские суда и корабли ВМС.

Каждая из этих групп в соответствии с задачами, выполняемыми судами или кораблями, классифицируется самостоятельно.

(1) Рейдом называется водное пространство у берегов, представляющее собой удобную якорную стоянку, защищенную от волн и ветра.

(2) По Правилам Речного Регистра РСФСР суда внутреннего плавания подразделяются на четыре разряда: М – близкие к морским судам прибрежного плавания; О – суда, плавающие в низовьях крупных рек и на водохранилищах; Т – речные суда и Л – речные суда облегченного типа.

(3) Часто говорят неправильно атомоход. Такое название было бы правильным, если бы суда классифицировались по роду топлива, вырабатывающего энергию для движения судна.

§ 2. Классификация гражданских судов

Гражданские суда в основном представлены транспортными и промысловыми судами, для обеспечения нормальной эксплуадами, для обеспечения нормальной эксплуатации которых предназначаются суда остальных типов. Эти суда обеспечивают мирные связи между государствами (внешнюю торговлю, деловые и культурные отношения), добычу продукции моря, ее переработку и т. п. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы:

1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми), которые в свою очередь подразделяются на пассажирские, предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров(1) и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);

грузовые , предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза(2), сыпучего груза, лесовозы, хлопковозы, треллерные и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные, или танкеры, перевозящие жидкие грузы наливом;

грузо-пассажирские – для перевозки пассажиров и одновременно груза.

Транспортные суда линейного плавания, совершающие регулярные рейсы между двумя определенными портами (например, Ленинград – Лондон), называются лайнерами. Грузовые суда, перевозящие грузы не на определенных линиях, а в любом направлении (в зависимости от потребности перевозок – бродячие суда), называют трампами;

паромы , самоходные суда, перевозящие различные средства сухопутного транспорта и людей через водные пространства – моря, проливы, озера, реки и т. п.

2) Промысловые суда, добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли и т. п.), перерабатывающие (в полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы.

Эти суда подразделяют на

рыболовные , к которым относятся: траулеры – суда, приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от размеров, района плавания и объема трюмов их разделяют на большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), суда морского и океанического рыболовства, оборудованные для полной переработки рыбы и хранения готовой продукции; большие рыболовные траулеры (БРТ), разделяющиеся на посольно-свежьевые и морозильные траулеры-рыбозаводы; средние рыболовные траулеры (СРТ), частично обрабатывающие рыбу и сдающие ее в бочках на базы; малые рыболовные траулеры (МРТ) и тралботы (ТБ) – суда, предназначенные для тралового лова донных рыб, раков, креветок и т. п. в прибрежных районах, частичной обработки улова и доставки его в порт или на плавучие базы; сейнеры – суда, приспособленные для лова рыбы кошельковым методом. Эти суда не обладают средствами первичной обработки (охлаждения) улова и механизацией работ. В зависимости от водоизмещения и связанной с этим оснащенности сейнеры также разделяют на большие, средние и малые; рыболовные боты – небольшие моторные суда разнообразного типа, производящие лов рыбы различными орудиями и обеспечивающие прибрежный ставной неводный лов; тунцеловные суда – однопалубные суда, предназначенные для лова рыбы – тунца ярусом и тролами;

китобойные , предназначенные специально для охоты за китами (в носу у них устанавливается гарпунная пушка) и для отбуксирования китовых туш к плавучим заводам;

зверобойные – моторно-парусные суда небольшого водоизмещения, приспособленные для плавания в ледовых условиях к лежбищам морских зверей (моржей, котиков и т. п.), отбоя их и доставки туш на базу;

плавучие базы – суда, которые обслуживают промыслы в удаленных районах: принимают от рыболовных китобойных или зверобойных судов их добычу, окончательно обрабатывают ее в готовую продукцию, хранят ее в рефрижераторных трюмах, а также обеспечивают снабжение и ремонт промысловых судов, медицинское и культурно-бытовое обслуживание их личного состава;

рыбоконсервные заводы – суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, вырабатывающими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами;

производственные рефрижераторы – суда, принимающие на промысле рыбу-сырец от добывающих судов, замораживающих ее и доставляющие в порт или на другие суда;

транспортные рефрижераторные суда , предназначенные для приема на промысле готовой рыбной продукции и транспортировки ее к береговым базам.

3) Научно-исследовательские суда предназначаются для выполнения разнообразных научно-исследовательских работ в открытых морях и океанах. К ним относятся специально приспособленные и оборудованные надводные и подводные суда, батискафы (глубоководные снаряды, способные передвигаться под водой) и батистаты (снаряды, опускаемые с судна под воду на тросе).

Официальная классификация ГИМС МЧС РФ

Данная классификация относится к районам плаванья, но каждое маломерное судно, поднадзорное ГИМС, а также права на управление маломерным судном, ссылаются на эти районы, в качестве разрешенных для плавания.

  1. Водные пути (ВП) — внутренние несудоходные пути, т.е. озера, мелкие реки и т.п.;
  2. Внутренние водные пути (ВВП) — внутренние судоходные пути. Сами эти пути делятся на 7 классов, которые имеют опосредованное отношение к яхтингу, но все же их стоит упомянуть: Класс I — Сверхмагистрали
  3. Класс II — Магистрали I разряда
  4. Класс III — Магистрали II разряда
  5. Класс IV — Пути местного значения I разряда
  6. Класс V — Пути местного значения II разряда
  7. Класс VI и Класс VII — Малые реки
    Неограниченный (Категория 0)— плавание в океанах и морях на волнении с расчетной высотой волны (здесь и далее — 3%-ной обеспеченности )11 м;












В каких случаях требуются права на катер

Военные суды

Отдельный слой в судебной сфере, т.к. курирует дела только в военной сфере. Носит территориальный характер, образуется в местах локации армии.

Военная коллегия служит здесь высшим органом. Суды военных округов и групп войск образуют среднее звено. Регулирует отношения Вооруженных сил РФ, а именно:

  1. Защищает права и свободы военнослужащих, подвергшихся неправомерным действиям со стороны военных начальников.
  2. Уголовные преступления, содеянные военнослужащими.
  3. Административные в отношении военнослужащих дела.
  4. Дела о возмещении нарушенных прав.
  5. Обжалование увольнений с военной должности, в случае неправомерности принятого решения.
  6. Дисциплинарные проступки.

Конституционный суд

Такая классификация отличается тем, что отделяет судопроизводство конституции от дел общей юрисдикции.

Этот суд контролирует насколько соответствуют конституции:

  • международные контракты и государственные договоры;
  • принципы конституций республик и уставы;
  • ФЗ, нормативные акты правительства;
  • нормативные акты субъектов РФ и законы.

В федеральном конституционном законе прописаны разрешенные действия КС. Компетенция упраздняется лишь внесением исправлений в конституцию. Уставный (конституционный) суд субъектов распространяет свою власть в границах субъекта РФ. Проверяет соответствие местных законодательных документов конституции РФ.

Классификация Минтранса РФ для спортивных парусных судов

Данная классификация предназначена только для спортивных парусных судов.

  1. Категория плавания 0 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания длительное время в неограниченном районе с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны более 7 м, температурой воздуха или моря ниже 5° С, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия серьезной аварии без надежды на постороннюю помощь;
  2. Категория плавания 1 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в открытом море вдали от берега с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны более 7,0 м, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия аварии без надежды на постороннюю помощь;
  3. Категория плавания 3 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 28 м/с и высотой волны до 7,0 м, с удалением от места убежища не более 200 морских миль, имеющему высокую степень автономности и обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
  4. Категория плавания 3 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 24 м/с и высотой волны до 3,5 м, с удалением от места убежища не более 50 морских миль (92,6 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
  5. Категория плавания 4 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 21 м/с и высотой волны до 2,0 м с удалением от места убежища не более 12 морских миль (22 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
  6. Категория плавания 5 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до 1,0 м, с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;
  7. Категория плавания 6 — присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до 1,0 м с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км) при наличии судов обеспечения, способных оказать немедленную помощь.

Классификация Евросоюза (Категории CE)

  1. Категория А. Океанские суда — катера и яхты, рассчитанные на продолжительные автономные плавания, при которых сила ветра может быть выше 8 баллов, а высота волны более 4 метров.
  2. Категория B. Морские суда — катера и яхты, рассчитанные на морские плавания, при которых сила ветра не более 8 баллов, а высота волн не более 4 метров.
  3. Категория C. Прибрежные суда — катера и яхты, рассчитанные на плавание в прибрежных водах, заливах, водохранилищах, озерах и больших реках, при которых сила ветра не превысит 6 баллов, а волны не будут выше 2 метров.
  4. Категория D. Суда, предназначенные исключительно для защищенных вод — лодки, катера и яхты, рассчитанные на плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов, а волны не достигнут 0,5 метров.

По назначению

Суда принято делить по принадлежности к тому или иному флоту:

1. Транспортный флот предназначен для грузовых, пассажирских и грузопассажирских перевозок.

2. Промысловый флот используется для добычи морепродуктов и разработки органических полезных ископаемых в морях и океанах.

3. Технический флот оснащен специализированным оборудованием для выполнения работ по улучшению и поддержанию оптимальных условий эксплуатации других плавсредств (дноуглубительные снаряды, плавучие доки и краны, кабельные суда и плавучие мастерские).

4. Служебно-вспомогательный флот обеспечивает материально-техническое снабжение и разностороннюю поддержку всех флотов (ледоколы, буксиры, суда-снабженцы буровых и добывающих платформ, патрульные, лоцманские, пожарные, спасательные, водолазные и другие суда).

Необходимые документы для сдачи экзамена в ГИМС

Обязательно требуется паспорт гражданина Российской Федерации и заявление на сдачу экзамена. Предоставляют справку либо копию свидетельства из учебного заведения, где судоводитель проходил курс. Передают также медицинскую справку и 3 фотографии (цветные, на матовой бумаге, размер 3х4 см).

Зуевский Евгений Викторович

Как правило, пакет документов подготавливает обучающая организации, ученику остается только посетить Государственную инспекцию. Она же предварительно подает заявку в ГИМС на аттестацию, но кандидату может выбрать дату и время самостоятельно.

По типу главного двигателя

Суда классифицируются на:

1. Турбоходы – роль главного двигателя выполняют паровые турбины.

2. Газотурбоходы – главным двигателем являются газовые турбины.

3. Теплоходы – главной силовой установкой служит двигатель внутреннего сгорания.

4. Электроходы – главным движителем является гребной электромотор, для которого дизель- или турбогенератор вырабатывают электрический ток.

5. Атомоходы – оснащены атомным реактором, энергия которого преобразуется в пар в парогенераторе и приводит в движение паровую турбину.

По способу передвижения

Суда классифицируются на:

1. Несамоходные, разделяемые в свою очередь на:

  • Буксируемые. В движение приводятся путем тяги, которая осуществляется с помощью судов, тракторов, лебедок и других устройств. К ним относят стояночные и стационарные плавсредства, баржи, лихтеры, канатные паромы и шаланды.
  • Сплавные. Предназначены для транспортировки срубленного леса или грузов по реке. Преимущественно строятся в верховьях рек, после чего сплавляются вниз с грузом, где после разгрузки разбираются на дрова.
  • Дрейфующие.

2. Самоходные – приводятся в движение собственными силовыми установками и способны перемещаться на значительные расстояния. Здесь не учитываются суда, которые используют эти установки для перемещения на короткие расстояния или для увеличения маневренности при буксировке (подруливающие устройства).

Обучение

Каждый, кто желает получить права на мотолодку, должен пройти обучение. Сделать это допустимо в специализированном учебном заведении, у которого есть лицензия на предоставление подобных услуг. Центры можно найти практически во всех городах, где есть Государственная инспекция по маломерным судам. При наличии сертификата или диплома из организации возможно сдать экзамен в ГИМС.

Цены отличаются в зависимости от административного центра, обычно не более 8500 рублей. Состоит обучение из теории и практики, стоит обратить внимание, что практические занятия осуществляются исключительно во время навигации. Для зачисления ученику требуется написать заявление, оплатить курс, предоставить справку о пройденном медицинском освидетельствовании и 3 цветных фото. Сначала кандидат сдает экзамены в организации, где проходила подготовка, а затем в инспекции на основе документа из школы.

Балкеры (Bulkers) – это суда (рис. 1.3), которые приспособлены в определенной степени к перевозке насыпью любого массового сухого груза. Балкеры обычно не имеют грузового устройства, и все грузовые операции производятся портовыми средствами, а люки грузовых трюмов делают больших размеров для полной механизации.

контейнеровоз

Контейнеровозы (Container Ships) – это скоростные суда (рис.1.4), предназначенные для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные контейнеры стандартных типов. Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры, а часть контейнеров размещают на верхней палубе. Грузового устройства контейнеровозы обычно не имеют, и грузовые операции производятся у специально оборудованных причалов – контейнерных терминалов. Некоторые типы судов оборудуются специальным саморазгружающим устройством.

лихтеровоз

Лихтеровозы (Lighter Ships) – это суда (рис. 1.6), где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи – лихтеры, погрузка которых на судно в порту производится с воды, а выгрузка соответственно на воду.

рыболовное

Рыболовное судно (Fishing vessel) – добывающее судно (рис. 1.8), используемое для лова и первичной обработки рыбы и других живых объектов водного промысла. К рыболовным судам относятся сейнеры, траулеры, ярусники и другие, различающиеся назначением, размерениями, типом промыслового устройства и рыбообрабатывающего оборудования, способом хранения улова.

лесовоз

Лесовоз (Timber carrying vessel) – судно для перевозки лесных грузов (рис.1.9), в том числе круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пакетах и блок-пакетах. При перевозке леса для полной загрузки судна значительную часть груза принимают на верхнюю палубу (караван). Палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и оснащают специальными устройствами для крепления каравана: деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам, и поперечными найтовыми.

парусное

Парусное судно (Sailing vessel) – судно (рис. 1.10), для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов. Парусные суда различаются по числу мачт и типу парусного вооружения.

служебно-вспомогательные

Служебно-вспомогательные суда – суда (рис. 1.11) для материально-технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. К ним относятся ледоколы, буксирные, спасательные, водолазные, патрульные, лоцманские суда, бункеровщики и т.п.

Танкеры (Tankers) – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов.
Все грузовые операции на танкерах производятся специальной грузовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложенных по верхней палубе и в грузовых танках. В зависимости от рода перевозимого груза танкеры делятся на:

1. танкеры (Tankers) – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов, в основном нефтепродуктов (рис. 1.12);
2. газовозы (Liquefied Gas Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки природных и нефтяных газов в жидком состоянии под давлением и (или) при пониженной температуре, в специально предназначенных грузовых емкостях различных типов. Некоторые типы судов имеют рефрижераторное отделение (рис. 1.13);
3. химовозы (Chemical Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки жидких химических грузов, грузовая система и танки изготавливаются из специальной нержавеющей стали, либо покрываются специальными кислотостойкими материалами (рис. 1.14).

Читайте также: