Иск в медицине это

Обновлено: 13.05.2024

От разнообразных ошибок врачей ежегодно страдают миллионы людей во всем мире. От неправильных действий медиков в России ежегодно страдают более 500 тысяч человек. Ошибки могут произойти практически на каждой стадии взаимодействия пациента с лечебным учреждением, начиная уже с этапа оформления юридических документов, предшествующих и сопутствующих лечебно-диагностическому процессу.

Недочеты и нарушения в работе медиков и медицинских организаций классифицируются как дефекты оказания медицинской помощи (врачебные ошибки), которые можно своевременно предотвратить.

Если врачебная ошибка уже произошла, надо грамотно:

Мы советуем активнее защищать себя от врачебных ошибок:

До начала лечения

узнавать риски и преимущества каждого вида лечения (требовать оформления информированного согласия на медицинское вмешательство), интересоваться квалификацией врачей (просить копии дипломов, сертификатов), наличием у лечебного учреждения лицензий на оказание соответствующих видов медицинской деятельности.

Во время оказания медицинской помощи

обращать пристальное внимание на соответствие выполяемых процедур, исследований согласованному заранее плану обследования и лечения, полученные результаты и побочные эффекты.

При подозрении на некачественную медицинскую помощь

требовать предоставления результатов внутреннего контроля качества медицинской помощи, предъявлять претензии медицинской организации.

При установлении конкретных врачебных ошибок

взыскивать материальный и моральный ущерб, привлекая к ответственности всех виновных.

Врачебные ошибки в России обрели новую стоимость. В 2007 году, например, суд Воронежа вынес беспрецедентное решение, назначив жительнице города, инфицированной в медучреждении вирусом иммунодефицита человека, компенсацию морального ущерба в размере 3,5 млн руб. Эта сумма еще может сократиться во время разбирательств в судах высшей инстанции, но, судя по всему, женщина, имя которой не называется по этическим соображениям, получит самую большую в новейшей судебной истории России компенсацию за утраченное по вине медиков здоровье.

Понятий врачебной ошибки несколько, хотя легального определения не существует. Вот, например, такие:

Врачебная ошибка - это:

  • ошибка врача в профессиональной деятельности, вследствие добросовестного заблуждения при отсутствии небрежности, халатности или невежества
  • ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков проступков.
  • неправильное определение болезни врачом (диагностическая ошибка) или неправильное врачебное мероприятие (операция, назначение лекарства и др.), обусловленные добросовестным заблуждением врача.
  • неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике.
  • неправильное действие (бездействие) врача, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или неснижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновению нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов медицины и неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.

В обыденном понимании, врачебная ошибка - ненадлежащие действия медицинского персонала, причинившие вред здоровью или жизни пациента.

Судопроизводство при врачебных ошибках сегодня - очень сложный и длительный процесс. И не потому что юристу или адвокату мало законодательной базы, наоборот, более чем достаточно. Например:

  • Сложно собрать необходимые доказательства.
  • Свидетельские показания в медицинских вопросах - чаще всего отсутствуют.
  • Карточки - клиники теряют или исправляют до неузнаваемости.
  • Согласия пациентов не дожидаются в связи с "экстренностью" лечения, или оно якобы "было написано в карточке, которую пациент сам куда-то подевал".

Защита в суде по делам о врачебных ошибках всегда связана с доказыванием наличия и причинной связи этих ошибок, и надо построить грамотную юридическую защиту к тем документам, которые возможно собрать по спорному делу.

Исковое о врачебной ошибке, причинении вреда здоровью

Иск о причинении вреда здоровью надо подавать только тогда, когда у Вас на руках есть доказательства неверно проведенных действий врачей (диагнозов, операций, протезирования и пр.).

Как показывает наша практика, досудебные действия юриста или адвоката по сбору доказательственной базы - 90% успеха дела. В некоторых случаях имеет смысл провести досудебную экспертизу (а иногда и не одну). Эти экспертизы - получатся косвенными доказательствами, не главными. Их судья отклонит.

НО! Во время проведения судебной экспертизы, назначенной уже в процессе производства дела, эксперты могут обратить существенное внимание на результаты проведенных ранее экспертиз. Поэтому это может сыграть важную (даже решающую) роль в переломном действии судебного эксперта, от мнения которого в итоге может зависеть весь процесс в дальнейшем и принятое судом решение.

Если у Вас совершенно нет доказательственной базы, один из вариантов выиграть судебное дело - правильно поставить вопросу эксперту во время проведения судебной экспертизы. Тогда недостающие документы (доказательства по делу) будут истребованы экспертом в ходе проведения работ и, тем самым, часть доказательств уже появится. Ну и так далее. Есть технологические хитрости, когда доказательства могут появиться "сами". Важно, чтобы при составлении иска действительно был факт врачебной ошибки, а не рецидив после операции или Ваше предвзятое оношение к доктору. Должны быть реальные нарушения.

Решение суда

Одно из решений судебеных дел, выигранных нашими специалистами, вы можете посмотреть на странице "О взыскании стоимости восстановительного лечения и компенсации морального вреда".

Отчего зависит судебное решение по делам о врачебных ошибках?

Успех дела в спорах данной категории зависит от времени обращения к юристу или адвокату и от наличия доказательственной базы. Если у Вас нет на руках документов, не обращайтесь в клинику или в суд с иском раньше, чем посоветуетесь с нами. Это важно!

Наши специалисты по защите прав пациентов:

  • Аллабердыева Юлия Алексеевна, юрист
  • Герасимова Мария Игоревна, юрист
  • Гусев Роман Михайлович, юрист
  • Насыров Вячеслав Равильевич (юрист)
  • Лейман Владимир Анатольевич (врач, юрист, эксперт качества медицинской помощи) Людмила Ивановна (адвокат)

Предварительная запись на прием обязательна.

Автор текста: Генералова Н.Б.
Генеральный директор, управляющий партнер

Как привлечь к ответственности врачей за халатность и оказание некачественных медицинских услуг?

В настоящий момент большую актуальность приобрела проблема оказания медицинских услуг врачами, но в суд обращаются далеко не все. Все из-за мыслей у потребителей о безнаказанности работников медицины. Мнение ошибочно, а опуская руки, естественно не добиться справедливости.

  • повторное безвозмездное оказание услуги;
  • возмещение расходов потребителю третьими лицами или участвующими медицинскими работниками при осуществлении ими медицинских услуг;
  • устранение недостатков оказанной услуги безвозмездно;
  • уменьшение стоимости оказанной услуги.

Каждый гражданин имеет право предъявить обвинение в некачественно проведенных медицинских услугах в течение гарантийного срока и когда не предусмотрен срок гарантии на предоставленные услуги. В течение двух лет со дня принятия результатов медицинских услуг предусматривается законом возможность предъявить требование о возмещении.

Что предпринять при отказе выполнить ваше требование медицинской организацией?

Отказ медицинской организации выполнить ваше требование в добровольном порядке за оказанную ими некачественно медицинскую услугу вынуждает написать им претензию. Претензия на медицинскую организацию за проведение некачественной услуги должна иметь подробное описание сложившейся ситуации и требования, которое к организации вы выдвигаете.

Претензия составляется должна в двух экземплярах, чтобы у вас остался один из них. Претензию передайте через приемную организации самостоятельно, а в оставшейся у вас сотрудники медицинского учреждения обязаны прописать точную дату получения и Ф.И.О. лица, которое приняло эту претензию.

С претензией приложить копии документов о том, что вам в этом учреждении были оказаны медицинские услуги. А в качестве доказательства будет служить медицинская карта пациента, договор, рентгенограмма или чек.

Вновь медицинское учреждение не отреагировало и не попытались удовлетворить ваши требования? Тогда вам нужно обращаться в суд с исковым заявлением.

При написании искового заявления нужно четко указать ваши требования и подробно расписать сложившуюся ситуацию, а также указать о вашем соблюдении досудебного порядка обращения в медицинское учреждение. Приложить экземпляр вашей претензии и оригиналы документов, которые доказывают проведение в этом учреждении вам некачественной услуги.

Защищая в суде свои законные права и интересы, вы имеете полное право как на возврат потраченных средств, так и компенсацию морального и физического вреда, который появился от оказанной некачественно услуги. Поэтому следует указать в исковом заявлении дополнительные требования.

В каких случаях гражданин имеет право обратиться в Росздравнадзор?

1. Неверная постановка диагноза врачом и отказ в лечении.

2. Гражданин не получил по праву ему полагающихся средств реабилитации, лекарств и бесплатной медицинской помощи.

3. Нарушение с пациентом платного договора частной клиникой.

4. В выдаче направления на операцию медицинским учреждением было отказано.

И это неполный перечень ситуаций. Помимо Росздравнадзора гражданин имеет право обращаться в Роспотребнадзор, ФФОМС, страховую компанию, прокуратуру и суд.

Составление жалобы в Росздравнадзор

Разрешается написание жалобы в свободной форме, так как законодательно не установлено бланка. Важно прописать правильно структуру жалобы по стандарту. Сначала справа должна быть "шапка", посередине слово "Жалоба на. ", далее описательная часть и затем ниже просьба.

Лучше с применением официально-делового стиля речи написать жалобу. В тексте жалобы не должно быть просторечных выражений и разговорных, а также эмоциональности и тем более оскорбительных слов.

В документе должны содержаться такие данные:

  • Наименование адресата (указать территориальный орган ведомства), кому предназначается жалоба.
  • Информация об организации или обратившемся гражданине с указанием Ф.И.О., адреса регистрации, паспортных данных и номера телефона. (При подаче по доверенности представителя лица обозначить его реквизиты, а если юридическое лицо, то указать наименование, юридический адрес, Ф.И.О. должностного лица от имени организации и номер телефона).
  • Суть нарушения с описанием обстоятельств спора, Ф.И.О. врачей, данные аптечного или медицинского учреждения.
  • Итог обращений в иные ведомства, если были направлены (например, в медицинском учреждении к главному врачу).
  • Просьба принять меры и провести проверку.
  • Документальное подтверждение нарушения прав пациентов при их наличии (может учитываться и переписка с медицинским учреждением, чеки на оплату услуг, копии страниц медицинской карты, рецептурные бланки, видео-и аудиоматериалы).
  • Указать дату подачи документа в Роздравнадзор с подписью обращающегося.

Куда и как подать жалобу?

В территориальный орган Роздравнадзора нужно подавать жалобу. Есть три способа для подачи жалобы, которые перечислю ниже:

Росздравнадзор обязан дать письменный ответ обратившемуся. В нем указывают, какие меры были приняты, были ли выданы предписания о ликвидации нарушений и т.д.

Если получен легкий или средний вред здоровью от врачебной ошибки, то за это Уголовный кодекс РФ может наказать принудительными работами или штрафом. В любом случае врачебной деятельностью заниматься медицинскому работнику запрещается.

Как привлечь к ответственности врачей за халатность и оказание некачественных медицинских услуг?

Врачебная ошибка и куда пожаловаться?

При получении увечий, тяжелого состояния или летального исхода обратиться в полицию и написать заявление о преступлении. Будет возбуждено уголовное дело, и как только пройдет предварительное следствие, так сразу дело попадет в суд.

Если полиция уклоняется принять заявление, тогда пожаловаться в прокуратуру, чтобы прокурор провел проверку о действиях врача и после результатов передал дело в суд. Либо если пациент не скончался, то подать сразу иск в суд.

Еще два способа решения вопроса, чтобы восстановить справедливость

Как обнаружена вами врачебная ошибка, то можно пациенту написать заявление главному врачу. Опишите подробно ситуацию и укажите дату с местом, а также пропишите свои паспортные данные. За ненадлежащее исполнение обязанностей руководитель учреждения обязан наказывать своих сотрудников. Если руководитель на стороне подчиненных – запишите слова на диктофон или сделайте видеозапись, или потребуйте письменного у него ответа.

Ну и конечно есть еще одна инстанция для помощи жертвам врачебных ошибок - Фонд обязательного медицинского страхования. С его помощью происходит распределение средств по медицинским учреждениям, которые поступают с каждого работающего владельца полиса ОМС. Они вправе урезать финансирование тем, на кого поступила жалоба.

Шансы выигрывания судебного дела по врачебным ошибкам

К сожалению, к полной информации о своем диагнозе, течении болезни и истории у вас доступа нет, а также забрать медицинскую карту пациент не сможет. А врач, обвиняемый во врачебной ошибке, может уничтожить важную информацию, обличающую его. Пациенту понадобится как можно скорее подать заявление в полицию или иск в суд, заказать для своей правоты независимую экспертизу и составить правильно исковое заявление. И естественно не забыть передать имеющиеся доказательства об оказанных услугах с чеками и т.п.

13.05.2020 г. я оступился на лестнице и потянул ногу, в результате чего у меня появилась боль в левой ноге.

Однако через неделю боль не прошла, и 20.05.2020 я был вынужден обратиться в медицинскую организацию (поликлинику) по месту своего жительства — Поликлиническое отделение № 2 НАЗВАНИЕ1, где мне было выдано направление к врачу-хирургу — ФИО2 с жалобами на боли в левом голеностопном суставе, отек, прихрамывание.

В этот же день врач-хирург ФИО2 принял меня, после осмотра ФИО2 пришел к выводу о резкой болезненности сустава, увеличении левого голеностопного сустава, покраснении кожи. Мне было диагностировано растяжение связок левого голеностопного сустава, а также дерматит. Для лечения мне было прописано применение обезболивающих гелей, присыпок, а также выдан листок нетрудоспособности до 25.05.2020.

25.05.2020 г., соблюдая все рекомендации лечащего врача, я пришел на повторный прием в Поликлиническое отделение № 2 НАЗВАНИЕ1 к врачу-хирургу ФИО2, им были выявлены ушиб, отек и боли в левой стопе, мое состояние врач признал удовлетворительным. Обнаружена болезненность сустава в голеностопе, движение сустава было ограничено, боли резкие, отсутствие пульса. Мне было повторно диагностировано растяжение связок левого голеностопного сустава, облигирующий атеросклероз, артрит нижних конечностей.

Во время приема врач осмотр ноги произвел визуально, не вставая со стула, до ноги не дотрагивался, чувствительность, реакцию кожи на надавливание не проверял. Дополнительные диагностические мероприятия — общий анализ крови, биохимический анализ венозной крови, клинический анализ мочи не назначил.

В качестве лечения мне были назначены таблетки — Пентоксифиллин, Тромбо АСС и УЗДГ конечности в плановом порядке (направление на УЗДГ хирург не дал). Больничный лист врач продлил до 31.05.2020 г., соответственно, назначив мне на эту дату следующий прием.

После посещения хирурга мое состояние продолжило ухудшаться, назначенное лечение не помогло, я не мог уснуть от сильной боли в левой ноге.

В связи с чем 26.05.2020 г. (на следующий день после посещения врача-хирурга по месту жительства) я обратился в НАЗВАНИЕ3 с просьбой оказать мне помощь и при необходимости поставить верный диагноз.

Сразу же после консультации врача-хирурга, в помещении НАЗВАНИЕ3 я вызвал скорую помощь для экстренной госпитализации. Прибывшие врачи скорой помощи отвезли меня в приемное отделение сосудистой хирургии Дорожной клинической больницы РЖД (адрес: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 222б). В приемном отделении дежурный врач сделал мне аппаратное исследование левой ноги, по результатам которого пришел к выводу о невозможности ее дальнейшего лечения и сохранения, и взял с меня согласие на проведение ампутации.

В связи с заполненностью хирургического стационара, и невозможностью госпитализации в Дорожную клиническую больницу РЖД , 26.05.2020 г. я поступил в хирургическое отделение стационара “Самарской городской больницы № 7” в неотложном порядке.

В течении суток врачи отделения предпринимали необходимые неотложные меры для сохранения ноги, однако, 28.05.2020 г. ими было принято решение о проведении операции.

28.05.2020 г. мне была проведена ампутация левой нижней конечности на уровне средней трети бедра. В послеоперационном периоде я находился в отделении реанимации, получал интенсивное лечение, после стабилизации состояния был переведен в отделение хирургии.

Мне проводилось интенсивное консервативное лечение, инфузионная терапия, были назначены сосудистые препараты, анальгетики, антибиотики, антибактериальная терапия, выполнялись перевязки.

Находясь на лечении в хирургическом отделении стационара “Самарской городской больницы № 7”, я заболел коронавирусом, вследствие чего был переведен в инфекционное отделение СОКБ им. В.Д. Середавина. Находился на лечении в стационаре с 11.06.2020 г. по 26.06.2020 г.

26.06.2020 г. я был выписан и проходил лечение амбулаторно по месту жительства моей дочери, т.к. нуждаюсь в постоянном постороннем уходе, в связи с чем встал на учет в ГБУЗ СО СГП № 10 Советского района. Листок нетрудоспособности был продлен до 18.08.2020 г.

На основании Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей (ч.2 ст.7); каждый имеет право на охрану здоровья и качественную медицинскую помощь (ч.1 ст. 41).

В силу пп. 2 п. 1 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных прав граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования

Согласно п.3 ст.2 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”, медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В соответствии со ст.4 Федерального закона №323-ФЗ, основными принципами охраны здоровья являются, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п.1); приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (п.2); доступность и качество медицинской помощи (п.6).

На основании пункта 2 статьи 79 Закона об охране здоровья граждан медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить рушения прав, свободы и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свободы и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований и признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”, ст.227 КАС РФ,

Признать незаконным бездействия врача-хирурга НАЗВАНИЕ1 ФИО2, выразившиеся в ненадлежащем оказании медицинской помощи, незаконными.

  1. Квитанция об уплате государственной пошлины;
  2. Справка из травматологического пункта НАЗВАНИЕ2” от 14.05.2020;
  3. Выписка из амбулаторной карты ФИО1.;
  4. Листок нетрудоспособности №;
  5. Осмотр хирурга НАЗВАНИЕ3 от 26.05.2020;
  6. Выписной эпикриз №;
  7. Выписка из истории болезни №;
  8. Листок нетрудоспособности №;
  9. Результаты триплексного сканирования вен нижних конечностей от 22.06.2020;
  10. Листок нетрудоспособности №;
  11. Листок нетрудоспособности №3;
  12. Консультация Самарского №2 филиала ФГУП “Московское ПрОП” Минтруда России от 14.08.2020;
  13. Справка от 14.08.2020

25.08.2020 _________ ФИО1

Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены


Медицинские услуги относятся к списку наиболее важных видов обслуживания. От качества лечения, обследования и профилактики порой зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Неправильная помощь может быть фатальной, поэтому каждому гражданину важно понимать, какие права и требования у него имеются по отношению к нарушителям.

Пошаговая инструкция в случае оказания некачественных медицинских услуг

1. Определяем вид оказанных медицинских услуг.

Законодательно установлено, что медицинская помощь бывает бесплатной и платной. Бесплатное лечение и другие услуги доступны в больницах и других лечебных учреждениях, подведомственных районам или городским муниципалитетам.

Законом установлена ответственность за качество даже государственной медицинской помощи. Министерством здравоохранения издано более 50 порядков, которые определяют качество лечения по большинству заболеваний.

2. Выставляем требования медицинской организации.

В случае оказания некачественной услуги, согласно ст. 29 Закона потребитель вправе требовать:

  • уменьшения стоимости обслуживания;
  • повторного оказания услуги;
  • устранения недостатков, допущенных в ходе обслуживания;
  • возмещения расходов.

Вы можете потребовать, к примеру, бесплатного повторного обследования или устранения последствий неграмотной операции. Также, если после плохого лечения вам пришлось сглаживать последствия уже в другой клинике, то можно взыскать все расходы с первоначальной организации.

Сроки исковой давности:

Требование о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, может быть предъявлено в любое время, потому что исковой давности по таким требованиям не существует, так же как не существует временных сроков на требования о компенсации морального вреда (ст. 208 ГК РФ).

Общий срок исковой давности по медицинским спорам составляет 3 (три) года, при этом существуют специальные сроки, которые могут быть короче или длиннее 3 лет, причем для каждого случая такой конкретный срок прописывается отдельно.

Например, положения закона о защите прав потребителей, устанавливающие в том числе ответственность исполнителя услуг в виде "потребительского" 50 %-го штрафа, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг.

При этом основанием для взыскания в пользу потребителя штрафа является отказ исполнителя, в данном случае исполнителя платных медицинских услуг, в добровольном порядке удовлетворить названные в законе о защите прав потребителей требования потребителя этих услуг.

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение о взыскании с больницы штрафа по ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – закон о защите прав потребителей) (Определение ВС РФ от 15 июля 2019 г. № 44-КГ19-7).

3. Готовим претензию в адрес медицинской организации.

  • сведения о заявителе и клинике, в которой проводилось лечение;
  • информацию об обстоятельствах лечения;
  • суть требований – взыскать компенсации или возместить ущерб.

Обратите внимание! До обращения с претензией рекомендуем обратится в экспертную организацию чтобы эксперт в своем заключении указал на ошибку врачей клиники и дал свое заключение. Один экземпляр заключения прикладываем к претензии.

4. Составляем исковое заявление.

Далеко не каждая клиника пойдет навстречу своему пациенту. Если вы получили отказ по претензии или лечились в государственном учреждении, то можете смело обращаться в суд. Для этого потребуется составить исковое заявление, которое должно включать:

  • информацию о вас, ответчике и суде;
  • обстоятельства лечения;
  • конкретные признаки некачественной услуги (разорванные швы, полное отсутствие эффекта, осложнения и другие ситуации);
  • требования к ответчику – взыскание компенсации и вреда. В случае с частной клиникой можно также потребовать взыскания штрафа и неустойки.

Помимо заявления, вам также потребуется подготовить паспорт и договор об оказании медицинских услуг (если лечение было в коммерческой клинике).

Читайте также: