Пленарное заседание суда это

Обновлено: 16.05.2024

Рассмотрение дела в суде — это четко регламентированная законом процедура, поэтому практически все судебные заседания проходят по схожему сценарию. Однако, если вы оказываетесь в суде впервые, многое из того, что происходит в зале судебных заседаний, может вызвать удивление или непонимание. Из нашего материала вы узнаете, как проходит суд и из каких этапов состоит рассмотрение дела.

При этом, если вы не имеете юридического образования и опыта участия в судебных разбирательствах, мы рекомендуем обязательно обращаться за помощью к юристу. Рассмотрение дела в суде — очень ответственный процесс. Поэтому любая — даже на первый взгляд, незначительная — ошибка может привести к крайне негативным последствиям (особенно в делах, которые касаются имущества).

Из чего состоят судебные разбирательства?

В первую очередь разберемся, как проходит рассмотрение дел. Чаще всего обычным людям приходится сталкиваться с делами, которые рассматривают по правилам гражданского судопроизводства. Так, например, если вы судитесь с магазином, работодателем, управляющей компанией, соседями, автосервисом и т.д. – все это гражданские дела.

Разбирательство дела происходит в устной форме, причем обязательной составляющей работы суда является непосредственное исследование доказательств. Именно для этого заслушивают показания свидетелей, заключения экспертов и объяснения третьих лиц. Также в процессе разбирательств могут проводить осмотр вещественных доказательств, просматривать видеозаписи и изучать различные письменные доказательства.

Судебные разбирательства принято делить на следующие части:

  • подготовительную;
  • рассмотрение по существу;
  • прения;
  • постановление решения и его оглашение.

Нужно обратить внимание, что очень редко все эти этапы выполняются в одном заседании суда. Как правило, рассмотрение обычного дела занимает до 3–4 заседаний. Если же возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства или дело является очень сложным, разбирательства могут растянуться на довольно длительное время.

Что представляет собой подготовительная часть заседания?

Подготовительная часть необходима для того, чтобы суд мог выяснить, существует ли возможность рассматривать дело в данном заседании. С этой целью выясняют, является ли приемлемым состав суда, возможно ли разбирать дело с учетом тех лиц, которые пришли на заседания, и допустимо ли начинать рассмотрение при имеющихся доказательствах. Начало этого этапа — открытие заседания.

После того как заседание открыто, секретарь должен сообщить о том, кто из вызванных лиц явился в суд. Кроме того, устанавливают личности присутствующих, а также происходит разъяснение прав и обязанностей. Также в этой части решают, какие последствия будет иметь неявка кого-либо из лиц, которые были вызваны на заседание. Если сторона не пришла в суд по уважительной причине, заседание может быть отложено. Если же причины неуважительные, суд проходит без отсутствующих лиц.

Как происходит рассмотрение дела по существу?

После того как все организационные вопросы решены, судья приступает к докладу о существе требований, обстоятельствах и имеющихся возражениях. Далее обязательно выясняют, поддерживает ли истец (т.е. тот, кто подал иск) свои требования и признает ли их ответчик по делу. Также на этом этапе судья должен уточнить, не возникло ли у сторон желание закончить дело мировым соглашением. Если мириться стороны не хотят, то начинаются выступления сторон. Заседание проходит таким образом, что сначала слово предоставляется истцу, а затем ответчику.

После выступления истца и ответчика слово может быть предоставлено другим сторонам (например, свидетелям). На этом же этапе анализируют доказательства и заслушивают результаты экспертизы. Если суд проходит с участием прокурора или другого должностного лица, представляющего госорган, ему также должно быть предоставлено слово.

Важно! Лица, которые участвуют в деле, могут задавать вопросы выступающим для уточнения обстоятельств. Также задавать уточняющие вопросы выступающим может судья (причем судья может сделать это в любой момент выступления).

Что такое судебные прения?

Завершение рассмотрение дела по существу означает переход к судебным прениям. Как проходит эта часть разбирательств? Сами прения — это поочередные выступления участников дела, по результатам которых делают выводы по представленным доказательствам. То есть судебные прения позволяют подвести итог и, соответственно, выяснить, какие факты можно считать установленными. Последовательность выступлений на этом этапе:

  1. Истец и его представитель.
  2. Ответчик и его представитель.
  3. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.

Если заседание проходит с участием прокурора, то в прениях он должен выступать первым. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, выступают или после истца, или после ответчика (порядок выступления определяется тем, на чьей стороне они находятся). Нужно отметить, что в своих выступлениях нельзя ссылаться на доказательства, не исследованные в деле, которое проходит в суде. Но, конечно, иногда бывает так, что в прениях становится очевидной необходимость исследовать новые доказательства. В такой ситуации должно снова проходить разбирательство по существу.

Важно! Каждый из тех, кто участвует в прениях, может выступить повторно (если ему есть что сказать по поводу услышанного от других лиц). При этом право последней реплики предоставлено ответчику.

Как принимается решение?

Главным итогом разбирательств является принятие решения. Этот этап — заключительный, и наступает он сразу после того, как проходят прения. Для того чтобы принять решение, суд объявляет перерыв (иногда он занимает несколько дней). Нужно отметить, что в принятии решения могут участвовать только те судьи, которые принимали участие в рассмотрении дела.

Если при принятии решения судья поймет, что есть необходимость в выяснении новых обстоятельств, разбирательства в суде возобновятся. Если же потребности в этом нет, то после того как решение будет принято, судья (или судьи) возвращается в зал, в котором проходит суд, и объявляет решение. Это делается публично. Исключение составляют те случаи, когда заседания проходят в закрытом режиме (так, например, публично не объявляются результаты по делам об усыновлении).

Как правило, после того как решение принято, присутствующим объявляют только резолютивную часть. В ней содержится информация о том, удовлетворены ли требования лица, или же ему отказано в удовлетворении иска. При этом суд вправе удовлетворять требования и полностью, и частично. Для того чтобы подготовить полный текст решения, у суда будет 5 дней.

Как вести себя в суде?

Представление о том, как проходят заседания, будет неполным, если не разобраться, как вести себя в судебном органе. После того как вы пришли в суд, следует подойти к секретарю судьи и зафиксировать свое прибытие. После того как вас пригласили в зал, нужно передать паспорт секретарю (он проверит личные данные). Затем остается ждать, когда вам дадут слово. Свидетели на время рассмотрения дела (до дачи ими показаний) удаляются.

Итак, теперь вы знаете, как проходит суд. Но это, конечно, только общий порядок проведения заседаний, так как на практике каждое из них уникально. Если вам предстоит принять участие в суде, нужно не только разобраться в том, как он проходит, но и тщательно к нему подготовиться.

Именно поэтому следует обязательно обращаться к специалисту для получения профессиональной юридической поддержки. Юрист разработает правильный порядок действий в зависимости от вашего статуса в деле, подготовит нужные документы и обеспечит защиту прав и интересов в ходе разбирательств.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

В одном из прошлых постов я рассказал о трехступенчатой судебной системе Казахстана. Как было сказано, последней инстанцией в Республике Казахстан является Верховный Суд, решения которого являются.

В одном из прошлых постов я рассказал о трехступенчатой судебной системе Казахстана. Как было сказано, последней инстанцией в Республике Казахстан является Верховный Суд, решения которого являются окончательными и не подлежат обжалованию. Пересмотр судебных актов является важнейшей функцией и занимает большую часть деятельности Верховного Суда, в связи с чем у кого-то может возникнуть впечатление, что на этом деятельность Верховного Суда ограничивается. Однако, на самом деле, полномочия Верховного Суда шире и ключевым органом, реализующим данные функции, является пленарное заседание, о котором будет рассказано в данном посте.


Что же такое пленарное заседание Верховного Суда? Закон гласит, что пленарное заседание является одним из органов Верховного Суда (наряду с судебными коллегиями и президиумом). Пленарное заседание является самым многочисленным органом Верховного Суда и включает всех судей Верховного Суда (65 человек), в том числе Председателя Верховного Суда и председателей судебных коллегий. Большая численность пленарного заседания говорит о значении данного органа: посредством решения, принимаемого пленарным заседанием, реализуются основные и важнейшие функции Верховного Суда.

Всего пленарное заседание имеет около 13 полномочий, ключевыми из которых являются:

  • Утверждение состава коллегий Верховного Суда;
  • Рассмотрение вопросов соблюдения законности по итогам изучения и обобщения судебной практики;
  • Принятие нормативных постановлений, дача разъяснений по вопросам судебной практики, разработка рекомендаций по изменению законодательства;
  • Рассмотрение кандидатур на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда.

Для вынесения решения по вопросам, входящим в компетенцию пленарного заседания (за исключением принятия нормативных постановлений) необходимо наличие не менее двух третей от общего состава. Для принятия нормативного постановления наличие кворума не менее трех четвертей от общего числа судей Верховного Суда.


Следует отметить, что за годы деятельности Верховного Суда и, в частности, пленарного заседания были приняты НП ВС по различным отраслям, и на практике они нередко помогают урегулировать вопросы, которые не были охвачены законодателем первоначально.

Несмотря на то, что функции пленарного заседания описаны в некоторой степени абстрактно, принятие решение пленарным заседанием Верховного Суда включает большой объем работы, которая может длится месяцами. Например, для принятия НП ВС судья-докладчик на пленарном заседании не позднее чем за 6 месяцев до проведения пленарного заседания истребует из местных судов дела для обобщения судебной практики и не позднее чем за 4 месяца до его пленарного заседания готовит проект нормативного постановления на государственном и русском языках.

Таким образом, пленарное заседание – это ключевой орган Верховного Суда, который выполняет как кадровую функцию (определение состава коллегий), так одну из важнейших функций самого Верховного Суда – принятие НП ВС, обобщение и разъяснение судебной практики. На сегодняшний день деятельность пленарного заседания практически полностью открыта, например, на сайте Верховного Суда можно ознакомиться с деятельностью пленарного заседания и поучаствовать в общественном обсуждении готовящихся документов. В этой связи, еще раз предлагаю всем поучаствовать в обсуждении институтов судебной системы, для того чтобы сделать жизнь в нашей стране лучше.

Пленарное Заседание

(от лаг. plenum - полное) -важнейшая форма деятельности органов представительной власти, когда парламент, его палаты или иной представительный орган собираются в полном составе, решения по наиболее важным вопросам, входящим в компетенцию данного представительного органа, таким, как избрание руководящих должностных лиц и органов, утверждение бюджета, делегирование полномочий и т.п. принимаются только на П.з.

Пленарное Заседание

(от лаг. plenum - полное) -важнейшая форма деятельности органов представительной власти, когда парламент, его палаты или иной представительный орган собираются в полном составе, решения по наиболее важным вопросам, входящим в компетенцию данного представительного органа, таким, как избрание руководящих должностных лиц и органов, утверждение бюджета, делегирование полномочий и т.п. принимаются только на П.з.

Похожие слова в словарях

- организационно-правовая форма конституционного судопроизводства, связанная с разрешением любого вопроса, входящего в компетенцию Суда. Организационными формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания палат Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" на своих пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ, дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, принимает послания Конституционного Суда РФ, решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой, а также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря, формирует составы палат, принимает Регламент Конституционного Суда РФ, устанавливает очередность рассмотрения дел, принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ. (В.Ч.)

- организационно-правовая форма деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, связанная с обсуждением вопросов, относящихся к их ведению, и принятием в результате такого обсуждения предусмотренного Конституцией РФ решения. Заседания палат согласно их регламентам проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. Регламентом каждой из палат предоставляется право присутствовать на ее заседании депутатам (членам) другой палаты. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для представления необходимых сведений и дачи заключений по рассматриваемым палатой вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии аккредитации в палате. В случаях, определяемых самой палатой, ее заседания могут проходить закрыто (ч. 2 ст. 100 Конституции РФ). Так, согласно Регламенту Государственной Думы она может принять решение о проведении такого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании палаты, Президентом РФ, комитетом палаты, депутатским объединением Государственной Думы, ее Председателем, Председателем Правительства РФ. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов (членов) палаты, принявших участие в голосовании. В закрытом заседании палаты вправе участвовать Президент РФ, Председатель Правительства, председатели высших судебных инстанций РФ, Председатель, заместитель председателя Счетной палаты и ее аудиторы. Для указанных лиц, а также для Уполномоченного по правам человека РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центризбиркома РФ в зале заседаний Государственной Думы отводятся специальные места. На заседаниях палаты ведутся протоколы и стенограммы, которые после подписания председательствующим на заседании палаты подлежат официальному опубликованию (кроме стенограмм закрытых заседаний). Заседания Совета Федерации проходят в соответствии с определенным графиком. Заседания Государственной Думы проходят по средам и четвергам. Государственная Дума может назначить дополнительное или внеочередное заседание. Время проведения заседаний устанавливается Регламентом палаты. Все заседания начинаются с регистрации присутствующих депутатов, проводимой председательствующим. Заседание правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов (членов) палаты. Заседания палаты проводятся в рабочие дни: а) утренние - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов на 30 минут; б) вечерние - с 16 до 18 часов. Палатой может быть принято решение об ином времени проведения заседаний. На заседаниях предусматриваются такие виды выступлений, как доклад, содоклад, заключительное слово, выступления в прениях, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания и, кроме того, предложение, справка, информация, заявление, обращение. Регламентом палат предусмотрен порядок принятия решения. Решения могут приниматься как открытым, так и тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов и без нее. При этом голосование с использованием электронной системы может быть количественным (выбор вариантов ответа: "за", "против" или "воздержался"), рейтинговым (ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в котором может принять участие каждый парламентарий) и альтернативным (голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование). Тайное голосование в Государственной Думе проводится по решению палаты, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. В Совете Федерации тайное голосование также проводится по решению палаты, но за него должно быть отдано большинство голосов от числа членов Совета Федерации. Тайное голосование проводится бюллетенями, а его результаты устанавливает счетная комиссия, избранная палатой для этой цели открытым голосованием. Решение о проведении поименного голосования в Государственной Думе аналогично решению о проведении тайного голосования. Для проведения такого голосования в Совете Федерации требуется его поддержка не менее чем 1/5 от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Поименное голосование в палатах осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или именных бюллетеней. Для контроля за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы в Комитете по Регламенту и организации работы палаты создается группа, осуществляющая, в частности, контроль за голосованием с использованием электронной системы. В Совете Федерации группа для осуществления аналогичного контроля создается из числа членов палаты. (В.Ч.)


Он также сообщил, что до конца года Пленум ВС РФ примет 10 постановлений, два из которых ранее не были запланированными, а Президиум ВС утвердит минимум два обзора практики.

7 июля в режиме видео-конференц-связи состоялось пленарное заседание Совета судей РФ. Говоря о работе судов в условиях пандемии, председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев отметил, что в период с 19 марта по 11 мая суды рассмотрели 3 млн 400 тыс. дел и материалов, что стало возможным в том числе в связи с расширением сферы применения приказного и упрощенного производства.

Председатель Верховного Суда подчеркнул, что, хотя идея института уголовного проступка формально разнится с основой российской уголовной системы, он должен быть введен

Из правительственного законопроекта следует, что добросовестные арендаторы, пострадавшие от COVID-19, смогут расторгнуть арендные договоры без уплаты неустойки, штрафных санкций и возмещения убытков

Вячеслав Лебедев указал, что в текущем году ВС продолжил работу по обеспечению единообразного применения законодательства. Так, приняты три постановления Пленума ВС, содержащие более 150 правовых позиций, а Президиум ВС утвердил шесть обзоров судебной практики, которые также содержат свыше 150 правовых позиций.

Ранее ФПА указывала на необходимость дополнить перечень смягчающих обстоятельств ссылкой на рассмотрение уголовного дела по нормам гл. 40 УПК, однако проект закона был принят без учета этой позиции

Кроме того, Вячеслав Лебедев указал, что 30 мая Госдума в первом чтении приняла проект закона о внесении изменений в Закон о банкротстве в части установления внесудебной процедуры формирования реестра требований кредиторов. 23 июня был принят во втором чтении проект закона, предусматривающий увеличение норм представительства в Совете судей РФ в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Тогда же во втором чтении был принят проект закона о поправках в ст. 314 и 316 УПК, в соответствии с которым исключается возможность рассмотрения в особом порядке уголовных дел о тяжких преступлениях.

Вместе с тем, заметил председатель Верховного Суда, свыше года остаются без рассмотрения проекты законов об установлении порядка рассмотрения судами административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в центрах временного содержания и специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, которые были приняты Госдумой в первом чтении 30 мая 2019 г.

Также Вячеслав Лебедев рассказал, какие постановления в текущем году планирует принять Верховный Суд:

  • о применении судами норм КАС РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции;
  • о судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией;
  • о практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу;
  • о применении норм КАС РФ о рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства;
  • о некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством;
  • об отдельных вопросах применения Закона о банкротстве;
  • о некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей;
  • о судебной практике по делам о преступлениях, посягающих на установленный порядок обращения официальных и иных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, государственных регистрационных знаков транспортного средства, идентификационных номеров транспортных средств, а также акцизных марок, специальных марок, знаков соответствия.

В направленной в Госдуму правовой позиции подчеркивается, что судебное представительство в отношении особо уязвимой категории лиц, находящихся под угрозой ограничения свободы, должно быть сугубо профессиональным

Председатель ВС добавил, что в этом году будут приняты еще несколько постановлений вне плана. Одно из них – о рассмотрении дел в апелляционной инстанции в гражданском судопроизводстве.

Также он указал, что Президиум ВС РФ утвердит Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора и другие обзоры судебной практики.

В заключение Вячеслав Лебедев напомнил, что 4 июля вступил в силу Закон о поправке к Конституции о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти, в связи с чем судам предстоит очень большая работа, связанная с применением новой законодательной базы правосудия.

Читайте также: