Областные суды рф это

Обновлено: 11.05.2024

  • президиума суда;
  • судебной коллегии по гражданским делам;
  • судебной коллегии по административным делам;
  • судебной коллегии по уголовным делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

2. В порядке, установленном федеральным законом, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

  • рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  • ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом РФ о статусе судей в РФ;
  • рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • заслушивает отчёты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума суда считается правомочным, если на нём присутствует более половины членов президиума суда. Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Председатель соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают:

  • в качестве суда первой инстанции дела, отнесённые федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
  • в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;
  • в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;
  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

  • организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;
  • устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
  • созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;
  • распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
  • организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
  • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • вносит в квалификационную коллегию судей субъекта РФ представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  • обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;
  • организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;
  • организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;
  • осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  • регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  • осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда.

Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:

Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Прошу моих читателей - "нечайников" указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Продолжаю рассказ о судебной системе. Сегодня речь пойдёт о судах общей юрисдикции (СОЮ), которые рассматривают подавляющее большинство дел в России.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судьи, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а выше – Верховный суд. Также в систему судов общей юрисдикции включают военные суды. Но у них отдельная структура: на нижнем уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные, а выше – тот же Верховный суд.

В этих судах дела разбирают в рамках трёх типов судопроизводства, каждый из которых предусматривает свои особые правила. Они прописаны в нескольких разных законах:
гражданское судопроизводство – в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ);
уголовное судопроизводство – в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ);
административное судопроизводство – в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Кодексе административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Ну а теперь расскажу, какими делами эти суды занимаются.

Звенья судов общей юрисдикции

Лирическое отступление: о мировом судье у Чехова

Мировые судьи существовали несколько десятилетий до Октябрьской революции, в советское время эту должность ликвидировали, и заново воссоздали в 1990-х гг. Они должны были разгрузить районные суды, взяв на себя мелкие дела. В итоге сегодня мировые судьи по первой инстанции рассматривают примерно столько же дел, сколько и районные суды.

Мировые судья рассматривают по первой инстанции уголовные дела, где обвиняемому грозит не более трёх лет (ч. 1 ст. 31 УПК РФ), и гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого не более 50 тыс. руб. (ст. 23 ГПК РФ).

Кроме того, мировой судья разбирает некоторые дела об административных правонарушениях. Это, в частности, дела, где человеку грозит лишение специального права, административный арест или обязательные работы (абз. 6 ст. 23.1 КоАП РФ). Напомню, что мягкие административные наказания (штраф и предупреждение) может наложить полицейский и чиновник. А к другим видам наказаний может приговорить только судья (ст. 3.7-3.14 КоАП РФ): к некоторым – мировой судья, к другим – судья районного суда.

Вот примеры дел, которые должен рассматривать мировой судья:
- человеку кто-то задолжал или нанёс ущерб на 30 тыс. руб. либо он кому-то задолжал или нанёс ущерб на эту сумму;
- человека обвиняют по ст. 116 (побои), по ч. 1 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), по ст. 108 (убийство при превышении пределов необходимой обороны), ст. 119 (угроза убийством), ст. 121 (заражение венерической болезнью), ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища), ч. 1 ст. 158 (мелкая кража), ч. 1 ст. 159 (мелкое мошенничество) или другим статьям УК РФ, где максимальное наказание – не больше трёх лет;
- полиция или другие госорганы хотят посадить человека на несколько суток по ст. 5.35.1 (неуплата алиментов), ст. 6.21 (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), ст. 7.27 (мелкое хищение), ст. 12.27 (оставление водителем места ДТП), ст. 19.3 (неповиновение сотруднику полиции), ст. 20.1 (мелкое хулиганство), ст. 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), ст. 20.25 (уклонение от исполнения административного наказания) или другим статьям КоАП РФ с наказанием в виде административного ареста (а также по нарушениям, за которые грозит лишение специального права или обязательные работы).
- супруги, имеющие несовершеннолетних детей, хотят развестись (при отсутствии споров о том, с кем дети останутся) (п. 2 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).

Во всех этих и многих других случаях дело будет разбирать мировой судья. Если вы кому-то задолжали денег, по общему правилу это будет мировой судья по вашему месту жительства. Если вам задолжали – это будет мировой судья по месту жительства должника. Если же дело касается преступления или административного правонарушения, этим обычно занимается мировой судья по месту происшествия.

Следующее, более высокое звено системы судов общей юрисдикции – районный суд.

В районном суде работают один-два десятка судей. Обычно дело рассматривает единолично кто-то из судей. Если суд большой, судьи специализируются на определённых категориях дел (административных, уголовных или гражданских). Если суд маленький, любой судья может заняться делом из любой сферы.

Районный суд рассматривает по первой инстанции средние по важности уголовные, гражданские и административные дела. В частности, сюда попадают все уголовные дела, кроме тех, где обвиняемому грозит не больше трёх лет (это в мировой суд) и кроме самых жестоких и опасных (это уже областной суд) (ч. 2 ст. 31 УПК РФ). Также здесь разбирают гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого более 50 тыс. руб. (ст. 24 ГПК РФ), и наиболее важные дела по семейным отношениям (споры о детях при разводе, установление отцовства, лишение родительских прав) (п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Ещё в районные суды попадает большинство жалоб на действия чиновников. Льготы, пособия, пенсии, призыв на военную службу, регистрация по месту жительства, выдача загранпаспорта, разрешение на застройку, регистрация права собственности – споры по всем этим и многим другим вопросам должен решать районный суд в порядке административного судопроизводства (ст. 19 КАС РФ)

Кроме того, районные суды – это апелляционная инстанция для обжалования решений мировых судей (ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ, ст. 320.1 ГПК РФ). Наконец, только судья райсуда принимает важнейшие решения при досудебном расследовании уголовного дела. В частности, судья районного суда может позволить заключить человека под стражу, провести обыск или прослушку (ч. 1-2 ст. 29, ч. 9 ст. 31 УПК РФ).

В общем, районные суды разбирают массу разнообразных дел и считаются главным звеном российской судебной системы.

Примеры некоторых дел, которые должен рассматривать судья районного суда:
- между супругами при разводе возник спор о том, с кем после развода останутся дети или иное совместно нажитое имущество дороже 50 тыс. р.;
- следователь просит заключить подозреваемого под стражу до суда или провести у него дома обыск;
- полиция хочет депортировать нелегального мигранта;
- Роспотребнадзор хочет приостановить работу ресторана за нарушение санитарных правил;
- один человек нанёс ущерб другому на 100 тыс. руб.;
- человека обвиняют по ч. 1 ст. 105 (простое убийство), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 126 (похищение), ст. 131 (изнасилование), ч. 2-4 ст. 158 (кража со сколь-нибудь значительным ущербом), ч. 2-7 ст. 159 (мошенничество со сколь-нибудь значительным ущербом), ст. 161 (грабёж) или по иным средним и тяжким составам преступлений, предусмотренных УК РФ;
- человек хочет обжаловать штраф или предупреждение, которое наложил на него полицейский, таможенник, судебный пристав, сотрудник налоговой инспекции и любой другой представитель государства;
- человек хочет обжаловать действия полицейского, таможенника, судебного пристава и любого другого чиновника, не связанные с административным правонарушением;
- человек хочет подать апелляционную жалобу на решение мирового судьи.

Во всех этих случаях дело будет рассматривать районный суд. Если это дело рассматривают в первой инстанции, принцип примерно такой же – по месту произошедшего или по месту жительства должника. Если это апелляция, то дело должен рассматривать районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье.

Областной суд по своей структуре похож на Верховный суд. В нём тоже есть несколько структурных подразделений:
коллегия по уголовным делам;
коллегия по гражданским делам;
коллегия по административным делам;
президиум.

В областных судах разбирали громкие уголовные дела, связанные с особо жестокими преступлениями. Например, дело майора милиции Дениса Евсюкова, расстрелявшего в ночь на 27 апреля 2009 г. нескольких человек в супермаркете на Шипиловской улице в Москве, разбирал Московский городской суд. А дела лидеров банды Сергея Цапка, устроившего 4 ноября 2010 г. массовое убийство в станице Кущёвской на Кубани, разбирал Краснодарский краевой суд. И Евсюкова, и главарей банды Цапка приговорили к пожизненному заключению.

Траектория судебного дела

Представим, что размер спорной суммы – 35 тыс. рублей. Эта сумма меньше 50 тыс. руб., так что Смирнов должен обратиться в мировой суд.

Но представим, что кого-то из участников спора решение не устроило. Например, Смирнову кажется, что денег присудили слишком мало, а страховой компании – что слишком много. Тогда в течение месяца кто-то из них подаёт апелляционную жалобу и с получением денег придётся повременить.

Подавать апелляционную жалобу надо через суд, принявший решение в первой инстанции. То есть Смирнов пишет апелляционную жалобу, указывает в ней, что она подаётся в такой-то районный суд через такого-то мирового судью, и сдаёт её мировому судье. Сделано это для того, чтобы судья первой инстанции подобрал к делу все необходимые документы (протоколы заседаний, копию искового заявления и др.) и отправил их вместе с жалобой в суд апелляционной инстанции. В данном случае апелляционная инстанция – это районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье, принявшему решению в первой инстанции.

Но если один из участников процесса очень сильно недоволен решением, его можно обжаловать в кассационной инстанции. Либо Смирнов, либо страховая компанию подадут кассационную жалобу в президиум областного суда. Здесь уже нужно подавать жалобу непосредственно в суд кассационной инстанции. Дело в том, что дело сперва пройдёт предварительный фильтр. Один из судей областного суда читает кассационную жалобу и в большинстве случаев пишет отказ: мол, все предыдущие суды прошли нормально, и хватит уже жаловаться. Но в некоторых редких случаях он решит, что дело представляет интерес и передаст его на рассмотрение в судебном заседании. Тогда суд сам запросит документы в нижестоящей инстанции и рассмотрит дело в кассационной инстанции. В итоге он вынесет своё решение.

А вот это решение теоретически уже можно обжаловать в Верховном суде. В данном случае второй кассационной инстанцией будет коллегия Верховного суда по гражданским делам, в надзорной – президиум Верховного суда. Но, как я уже сказал, до этих инстанций почти никто не доживает, и нет смысла подробно о них рассказывать.

Приведённая выше схема меняется, если Смирнов хочет взыскать больше 50 тыс. руб. Тогда первой инстанцией будет районный суд, а апелляционной – коллегия по гражданским делам областного суда. В остальном же траектория не претерпит особых изменений.

В уголовном деле похожая схема. Только вместо страховой компании будет обвиняемый в преступлении, вместо Смирнова – прокурор и потерпевшие, а порог, от которого зависит попадание дела в мировой или районный суд, – это максимальное наказание до трёх лет лишения свободы. И, конечно, рассмотрение дела будет, скорее всего, происходить в суде по месту совершения преступления, а не по месту жительства сторон.

Военные суды

Военные суды – это официально подвид судов общей юрисдикции. Однако они имеют свою структуру и особую сферу деятельности, поэтому поговорим о них отдельно.

В разных странах в разное время возникала необходимость в особом порядке судопроизводства в армии. Особенно это касается военного времени, когда нужно быстро рассмотреть дела солдат, обвиняемых в разных преступлениях: убийстве, грабеже, дезертирстве, изнасиловании и др. Иногда такие органы судят не только своих военных, но и военнопленных вражеской армии плюс осуществляют правосудие на занятой войсками территории: рассматривают дела диверсантов, партизан, шпионов и обычных правонарушителей.

После войны режим работы военных трибуналов смягчился, и они стали больше походить на обычные суды. В итоге в начале 1990-х гг. военные трибуналы и вовсе переименовали в военные суды. Сегодня судопроизводство там ведут так же, как и в других судах общей юрисдикции (т.е. по нормам ГПК РФ и УПК РФ). Ранее судьями могли быть только люди, имеющие воинское звание, но с 2009 г. ими могут быть и гражданские.

Нижнее звено системы военных судов – гарнизонные суды, аналог районных судов и мировых судей. Они привязаны к территории, где размещены несколько воинских частей. Существует, например, Уссурийский, Томский или Одинцовский гарнизонные военные суды. То есть наличие или отсутствие военного суда в каком-то месте зависит не от численности всего населения этой территории, а от того, сколько военных проходят в этом месте постоянную службу.

Гарнизонные суды рассматривают подавляющее большинство дел, подведомственных военным судам, в качестве суда первой инстанции.

Следующее звено – окружные или флотские военные суды. Они привязаны к военным округам и флотам: Северо-Кавказский окружной военный суд, Уральский окружной военный суд, Тихоокеанский флотский военный суд, Балтийский флотский военный суд и др. Это, соответственно, аналог областных судов. Здесь рассматривают наиболее важные и сложные дела, а также апелляционные жалобы на решения гарнизонных судов. В этих судах тоже есть коллегии и президиум: они выполняют, соответственно, роль апелляционной и кассационной инстанции.

Целесообразность существования военных судов у некоторых юристов вызывает сомнения. Можно, конечно, сказать, что военная служба имеет определённую специфику, и судьи должны быть с ней знакомы. Но свою специфику имеет любая другая служба – мы ведь не создаём на этом основании отдельные суды для чиновников, программистов, пекарей или дворников. Тем более, что судят военных по тем же правилам, что и в обычных судах общей юрисдикции. И своей изначальной функции – судить в условиях войны в максимально короткий срок – военные суды уже давно не выполняют.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судья, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а выше – Верховный суд. Также в систему судов общей юрисдикции включают военные суды. Но у них отдельная структура: на нижнем уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные, а выше – тот же Верховный суд.

Мировой судья – самое нижнее звено судебной системы. Каждый мировой судья должен приходиться на территорию где живут 15-23 тыс. человек. Мировым судьям по первой инстанции подсудны следующие дела:
уголовные дела, где обвиняемому грозит не более трёх лет;
гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого не более 50 тыс. руб.;
дела об административных правонарушениях, где нарушителю грозит лишение специального права, административный арест или обязательные работы.

Следующее, более высокое звено судебной системы – районный суд. Он рассматривает по первой инстанции следующие категории дел:
все уголовные дела, кроме тех, где обвиняемому грозит не больше трёх лет (это в мировой суд) и кроме самых жестоких и опасных (это уже областной суд);
гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого более 50 тыс. руб.;
наиболее важные дела по семейным отношениям (споры о детях при разводе, установление отцовства, лишение родительских прав);
дела об административных правонарушениях, за которые могут приостановить деятельность организации, дисквалифицировать чиновника и депортировать из страны;
жалобы на решения по делам об административных правонарушениях, если эти решения принял госслужащий (например, инспектор ГИБДД) или мировой судья;
жалобы на действия чиновников, не связанные с административными правонарушениями.

Кроме того, районные суды – это апелляционная инстанция для обжалования решений мировых судей.

Высшее звено системы судов общей юрисдикции – Верховный суд. Он рассматривает отдельные категории дел в качестве суда первой инстанции, но в основном выполняет роль второй кассационной инстанции и надзорной инстанции.

Военные суды официально считаются подвидом судов общей юрисдикции. Судопроизводство в них ведут там так же, как и в других судах общей юрисдикции (по ГПК РФ и УПК РФ). Однако они имеют отдельную структуру и свою сферу деятельности.

Военный суд по общему правилу рассматривает дела, касающиеся двух категорий граждан: первая – это военнослужащие, вторая – люди, проходящие военные сборы. В частности, сюда входят дела об административных правонарушениях и преступлениях, в которых обвиняют военных, а также жалобы солдат или офицеров на действия начальства. Кроме того, в 2014 г. военным судам передали ещё и дела о терроризме.

Целесообразность существования военных судов у некоторых юристов вызывает сомнения.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О судах общей юрисдикции в Российской Федерации

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Одобрен
Государственной Думой
28 января 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
2 февраля 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Система судов общей юрисдикции

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) кассационные суды общей юрисдикции;

2) апелляционные суды общей юрисдикции;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

6) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции

2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции

1. Федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

4. Общая численность судей федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

5. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции

1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

3. Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

1. Финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Финансовое обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, которые осуществляются через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

1. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

4. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и авто­номных округов занимают в системе федеральных судов (граждан­ских) общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они явля­ются непосредственно вышестоящими для районных судов и ниже­стоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Полномочия суда среднего звена

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголов­ных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов пер­вой, кассационной (апеляционной) и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уров­ня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умыш­ленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государствен­ную тайну.
Кроме того, в качестве суда первой инстанции они рассматривают, как правило, те категории гражданских дел, которые перечисле­ны в ст. 26 ГПК:

  • связанные с государственной тайной;
  • об оспаривании законов (кроме конституций республик и уста­вов иных субъектов РФ) и иных нормативных правовых актов орга­нов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, сво­боды и законные интересы граждан и организаций;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации регионально­го отделения либо иного структурного подразделения политических партий или общественных объединений; о ликвидации религиозных организаций, действующих на территории субъекта РФ; о запрете де­ятельности подобных организаций; о приостановлении или прекраще­нии деятельности некоторых местных средств массовой информации;
  • об оспаривании некоторых решений (уклонения от принятия решений) местных избирательных комиссий либо комиссий по про­ведению референдумов.

Значительный объем работы судов среднего уровня составляет рас­смотрение жалоб на решения по делам об административных право­нарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП суды этого уров­ня должны проверять все решения такого рода, вынесенные районны­ми судами, расположенными на территории данного субъекта РФ.

Проверка гражданских и уголовных дел, дел об административ­ных правонарушениях в кассационном порядке имеет важное значе­ние, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановле­ний, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обес­печивает осуществление целей и задач правосудия.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обо­снованность приговоров и других решений районных судов, а также своих кассационных определений, которые вступили в законную силу . Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судеб­ной практики в пределах края, области и т. п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обосно­ванность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев вы­явления новых и вновь открывшихся обстоятельств. Обычно в та­ком порядке эти суды проверяют свои “собственные” решения по граж­данским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена

Штатная численность краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из:

  • объема и характера судебной работы;
  • количества проживающего насе­ления;
  • национального состава и занятости населения;
  • числа районов и рай­онных судов, объема их работы и т.п.
  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по уголовным делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Кроме того, у этих судов, естественно, имеются аппараты, призван­ные выполнять организационно-вспомогательные функции.
Каждая из судебных коллегий возглавляется ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают дела (ст. 28 закона):

  • в качестве суда первой инстанции;
  • в качестве суда апелляционной инстанции (в части производства в судах апелляционной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
  • в качестве суда кассационной инстанции (в части производства в судах кассационной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой ин­станции в судебных коллегиях может осуществляться, как прави­ло, единоличным судьей (им может быть председатель, его замести­тель или судья данного суда). Некоторые категории гражданских дел, подсудных судам данного уровня, а также подсудные этим судам уго­ловные дела — при наличии ходатайств обвиняемых — могут рассмат­риваться коллегиями, состоящими из трех судей-профессионалов. Для разбирательства уголовных дел может быть (тоже по ходатайству об­виняемого) образован суд с участием присяжных заседателей (один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей).

При рассмотрении дела в кассационном порядке су­дебная коллегия суда среднего звена действует в составе председа­тельствующего и двух членов суда. Распределение членов суда по коллегиям производится президиу­мом суда. При этом учитываются знания, опыт работы и индивиду­альные склонности каждого из членов суда.

В судах со значительным объемом работы и достаточным количе­ством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. Председатель суда назначает председателя каждого из составов, кото­рый, в свою очередь, распределяет дела для подготовки и рассмотре­ния между членами данного состава и председательствует в судебных заседаниях.

В судебный состав поступают дела из определенных районов рес­публики, края, области, округа. Внутри составов каждый член суда зак­репляется за конкретными районами. Такой порядок распределения дел, поступающих для рассмотрения, способствует эффективности над­зора за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность членам суда лучше изучать работу каждого из районных судов в от­дельности и всех судов такого рода соответствующего района в це­лом.

Президиум суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Читайте также: