Отказ от служебного жилья военнослужащим судебная практика

Обновлено: 04.05.2024

Государство уделяет большое внимание обеспечению военнослужащих необходимым жильем. На основании действующего законодательства каждый военный должен быть обеспечен денежными средствами для приобретения или строительства собственной жилой площади, или же ему должна быть предоставлена жилая площадь.

Безусловно, каждый человек мечтает о собственной квартире, и на первый взгляд кажется, что желающих отказаться от предоставляемого жилья не существует. Тем не менее, на практике далеко не редкость, когда человек, проходящий военную службу по контракту, или профессиональный военный отказывается от выделяемой жилплощади.

В данном материале мы расскажем о том, почему не всегда выгодно получать жилье от государства, и как правильно оформить соответствующий отказ.

Подробнее о поднаеме жилья военнослужащим читайте по этой ссылке.

Первая часть ФЗ №76 от 27.05.98 года дает гарантию, что каждый военнослужащий РФ должен быть обеспечен жильем или денежной компенсацией за наем, при этом жилая площадь, предоставляемая государством, должна отвечать требованиям, прописанным в другой статье законодательного акта — статье 15.1. Согласно ее тексту военнослужащий должен быть обеспечен жильем площадью не менее 18 м², вместе с тем ровно такая же площадь полагается на каждого члена семьи военного, с которым он совместно проживает.

Предоставление жилого места

В этой же статье сказано о порядке действий в тех случаях, когда государство не может обеспечить военнослужащего полагающимся ему жильем. В таких ситуациях возможно:

  • предоставление жилого помещения меньшей площади;
  • предоставление жилого помещения из маневренного фонда Минобороны РФ;
  • предоставление жилого места в общежитии.

Наряду с этим для реализации данных вариантов требуется письменное согласие военнослужащего. Жилье в таких случаях выделяется временно — до тех пор, пока не будет найдена квартира с соответствующей площадью. Если он отказывается от всех возможных путей решения проблемы, то государство обязуется арендовать ему подходящее жилье или выплачивать денежную компенсацию. Военнослужащий получает ее вместе с ежемесячным денежным довольствием.

Подробно о правилах составления рапорта на поднаем жилья читайте по этой ссылке.

Как правильно оформить отказ

Стоит заметить, что если военнослужащему предоставляется какое-либо жилье, он имеет право отказаться от него, однако, для этого должны быть соответствующие основания.

Правильно оформляем отказ

Чтобы правильно оформить отказ от жилья, необходимо сослаться на одно из следующих положений:

  • площадь предоставляемого жилья меньше положенной по закону (ФЗ №76 от 27.05.98);
  • жилплощадь не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые предъявляются ко всем жилым помещениям. Сюда относятся дефекты отделки, наличие грибков, отсутствие мебели, санитарных узлов и т.д.
  • новые жилищные условия хуже прежних. ФЗ №76 от 27.05.98 года запрещает ухудшать жилищные условия военнослужащих.

Соответствующее мотивирование отказа имеет большое значение. Если причину, по которой вы отказываетесь от жилья, сочтут не убедительной, вас могут и вовсе исключить из очереди на получение квартиры. Это не только означает, что вы не можете претендовать на получение жилой площади в будущем, но и не имеете оснований для получения денежных компенсаций для аренды.

Когда может быть выгоден отказ от служебного жилья

Существует масса ситуаций, когда отказ от служебного жилья может быть гораздо более выгоден. Для начала стоит сразу выделить все случаи, когда предлагаемое жилище попросту не соответствует своему статусу: имеются явные дефекты, жилье не отвечает санитарным условиям. Квартиры в аварийных и ветхих домах также являются достаточным основанием задуматься об отказе.

Если предлагаемое жилье меньше того, которое полагается вам по закону, также выгодно во многих случаях отказаться от его получения в пользу выплачиваемых компенсаций. Зачастую бывают ситуации, когда военнослужащий арендует квартиру за счет выплачиваемых ему денег поднайма, при этом предлагаемая квартира может быть гораздо меньше, или географически находится в неудобном месте. В таких случаях военнослужащему также выгодно отказаться от ее получения.

Санитарные дефекты служебного жилья

Кроме того, зачастую форма обеспечения в виде выплаты денежных компенсаций производится в объеме, превышающем стоимость аренды жилья. Таким образом, военнослужащий получает возможность накопления финансов или их использования в своих нуждах. В таких случаях многим может показаться выгоднее сохранить компенсацию за наем. Тем не менее, стоит еще раз напомнить, что отказ должен быть мотивированным, поэтому вам необходимо предоставить какую-либо, пусть и формальную, но все же вескую причину.

Порядок оформления

Порядок оформления отказа от служебного жилья

Если в течение 10 дней военнослужащий не отправил отказ или согласие с предоставляемым жильем в соответствующее подразделение уполномоченного органа, жилая площадь будет предоставлена другим гражданам, находящимся в очереди на получение служебной квартиры, при этом сам военнослужащий в дальнейшем потеряет право претендовать на жилплощадь. Вместе с тем он лишится и права на получение денежной компенсации на аренду жилья, именно поэтому, если вы не согласны с получаемым жильем, необходимо написать письменный отказ.

Важные моменты

Стоит также упомянуть некоторые важные моменты.

  • в случае, если вы приняли решение отказаться от предоставляемой квартиры, вы можете быть перенесены по очереди назад и ожидать следующего предложения неопределенный срок;
  • служебная квартира не может быть в дальнейшем приватизирована. Это является существенным аргументом для многих военнослужащих в пользу аренды жилплощади за счет денежных компенсаций;
  • служебная квартира предоставляется только военнослужащим, не имеющим никакого иного жилья в регионе, в котором они проходят военную службу.

Таким образом, каждый военнослужащий имеет право, и претендовать на жилую площадь, и отказаться от нее в том случае, если он предоставит веские аргументы в пользу ее несоответствия действующему законодательству.

(Пока оценок нет)

порядок поднайма

калькулятор поднаема жилья

Загранпаспорт военнослужащего армии РФ

служебное жилье

Жилье для военнослужащих при увольнении

Военная ипотека и собственное жилье

А что, распространённый случай. Мне тоже предлагали жильё — комнату в комуналке. Я с женой и с двумя детьми. И ещё там 2 комнаты, где живут семьи. На всех один санузел и кухня. Я писал отказ.

Здравствуйте! У нас в части типичная ситуация, предложили комнату в общежитии, общежитие оказалось в плохом состоянии. Система газификации общежития оказалась в аварийном состоянии (даже есть заключения проверки газой системы общежития) везде грибок и нет душевых и ванн, жители сами провели себе воду в комнаты. Мы написали в ЮРУЖО отказ от комнат. И теперь финслужба отказывает нам в выплате поднаема ссылаясь на то что на предоставлялось служебное жильё. Причём что у нас в части даже сделали акты проверок жилищных условий в этом общежитии и признали его не годным. Подскажите пожалуйста как быть?

Ваш вопрос возможно решить в части. Пишите рапорт по команде о выплате денег за поднаем или пишите рапорт о том, что вам не выплачивают по непонятной причине эти деньги. Можете написать письмо на имя командира и попросить объяснить причину невыплаты. Это письмо обязаны зарегистрировать в журнале обращений и писем граждан и дать на него ответ. Такой учет писем контролируют при проверках части. В вашей части есть помощник командира по правовой работе. Обратитесь к нему с жалобой и он вынужден будет доложить командиру о незаконности действий начфина. Вот первичные ваши действия. Далее можно писать жалобу в военную прокуратуру. Как вариант — можно написать рапорт на имя начфина со своей просьбой и пусть он документально в ответе подтвердит законность невыплаты. А потом можно уже лично на него подать иск в военный суд с обжалованием действий должностного лица. Тут уж он лично будет вертеться, как выйти из этой ситуации. Главное, не бойтесь настаивать на реализации своего права.

Дополнительно что еще посоветую. Если обратитесь с иском в военный суд, пишите отдельное ходатайство в суд о приостановке решения ЖБК в части освобождения вами жилья в 3-месячный срок, до рассмотрения дела судом по-существу. Это протянется довольно долго, так что вас воинская часть не сможет выселить из квартиры, так как у вас на руках будет определение суда. Желательно, чтобы вам кто-то помогал по юридической линии. Вам желательно оттянуть момент выселения. Это возможно, так как наша судебная машина чешется очень медленно, и при желании можно тянуть эту резину продолжительное время.

Пишите обычный рапорт на имя командира части, что вы отказываетесь от служебного жилья, так как оно не освобождено, там проживают другие люди. Пишите в двух экземплярах и на своем экземпляре попросите сделать отметку о приеме. Не знаю, кто у вас в части принимает рапорта. У меня этим занималась секретная часть. Второй рапорт пишите о компенсации вам за поднаем жилья и к этому рапорту прилагайте рапорт об отказе от служебного жилья с отметкой о приеме и еще иные документы, которые требуют от вас в вашей части. Возможно, я что-то недопонял из вашего обращения, но много в обращении ошибок и без запятых сложно разобраться.

У Вас остались вопросы? Оставьте комментарий. Мы ответим на почту. Срочные вопросы рассматриваем ЗДЕСЬ! Отменить ответ

Отказ военнослужащего от служебной жилья и выплата компенсации за наём жилого помещения

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено право военнослужащего и членов его семьи на предоставление служебных жилых помещений, а в случае отсутствия свободных помещений получения компенсация за наём жилого помещения.

Порядок выплаты такой компенсации определен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой Приказом Министра обороны РФ от 27.05.2016 N 303 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений"

В 2018 г. ко мне обратился военнослужащий, который вместе с членами семьи был принят на учёт нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, и которому в связи с отсутствие по месту прохождению воинской службы свободного служебного жилья, выплачивалась компенсация за наём жилого помещения.

В ноябре 2017 г. ему было предложено служебное жилое помещение – однокомнатная квартира, однако военнослужащий вынужден был отказаться от предоставляемого служебного жилья в связи с несоответствием его площади установленным законодательством нормам предоставления служебных жилых помещений.

Мной был проанализирован отказ ФЭС на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации, с учётом сложившейся на тот момент судебной правоприменительной практики.

По результатам рассмотрения, подготовлено и подано в Севастопольский гарнизонный военный суд административное исковое заявление об обжаловании действий органов военного управления, связанных с прекращением выплаты компенсации за наем жилого помещения.

Доводы, изложенные в исковом заявлении и собственно сама правовая позиция, основывалась на ст. 15.1 ФЗ N 76-ФЗ и п. 3, 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее – Инструкция №1280), согласно которых служебные жилые помещения должны предоставляться военнослужащими и членам их семей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Однако при рассмотрении дела, суд первой инстанции посчитал, что вышеуказанные правовая позиция не основывается на нормах действующего законодательства. Севастопольский гарнизонный военный суд счёл необходимым при определении нормы предоставления служебных жилых помещений, руководствоваться с ч. 1 ст. 106, ч.1 ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которых жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

При этом суд первой инстанции применил вышеуказанные жилищные нормы по аналогии к служебным жилым помещениям, что по мнению автора, является незаконным.

При рассмотрении дела было установлено, что предлагаемая Клиенту однокомнатная квартира соответствовала нормам установленных ЖК РФ, так как нуждаемость военнослужащего и членов его семьи составляла 24 кв.м. жилой площади (4 чел.*6 кв.м.), а жилая площадь квартиры составила 25,3 кв.м.

По результатам рассмотрения вышеуказанного дела, Севастопольским гарнизонным военным судом было вынесено решение от 09.04.2018 г., которым исковое заявление удовлетворенно частично, присуждена к взысканию компенсация за наём жилого помещения за период с 1 по 16 ноября 2017 г. (по день отказа от предложенного служебного помещения).

Не согласившись с решением суда первой инстанции, мной была подготовлена и подана апелляционная жалоба, однако апелляционным определением Северо-кавказского окружного военного суда от 04.07.2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Следовательно, в настоящее время судебная правоприменительная практики сложилась таким образом, что при определении нормы предоставления служебного жилого помещения необходимо руководствоваться шести квадратными метрами жилой площади на одного человека.

По мнению автора, такие выводы судов являются незаконными и по меньшей мере, противоречащие здравому смыслу, в связи с чем в настоящее время вышеуказанные судебные акты обжалуются в кассационном порядке.

Согласно письменного ответа ЮРУЖО ему было отказано в предоставлении служебного жилья, поскольку не имелось свободных жилых помещений.

Также, по моей рекомендации, Клиент обратился повторно с рапортом о выплате ему компенсации за наем жилого помещения.

Однако, командиром войсковой участи было отказано в такой выплате, поскольку Клиент ранее отказался от предложенного ему служебного жилого помещения.

С целью обжалования вышеуказанного отказа, мной было подготовлено административное исковое заявление и надлежащим образом предоставлены интересы в суде первой инстанции.

Решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 24.10.2018 г. вышеуказанное исковое заявление удовлетворенно в полном объёме, признаны незаконными действия командира войсковой части, связанные с отказом в назначении и выплате компенсации за наем жилого помещения, возложена обязанность обеспечить выплату компенсации с 22.06.2018 г.

При этом суд первой инстанции обратил внимание на то, что поскольку служебное жилое помещение, от которого отказался Клиент, предоставлено иному военнослужащему и в данный момент не имеется другого свободного служебного жилья, он имеет право на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения.

Таким образом, учитывая вышеизложенное возможно сделать следующие выводы:

1. При предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения, жилищная норма составляет шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

2. В случае предоставления служебного помещения, жилая площадь которого будет составлять менее шесть квадратных метра на человека и отказа военнослужащего от него, основания для прекращения выплаты компенсации за поднаем жилого помещения отсутствуют.

3. При предоставлении служебного жилого помещения, жилая площадь которого будет составлять более шесть квадратных метра на человека, военнослужащий будет иметь право на выплату компенсации за наем жилого помещения в случае, если ранее предложенное ему служебное жильё распределено иному лицу и отсутствуют свободные служебные жилые помещения.


Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г.

1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.

2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё

При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.

Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.

Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:

Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.

К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).

При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.

Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.

Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).

3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника

При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.

Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.

Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.

Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.

Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).

4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.

Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.

Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.

Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к. оно предусмотрено другим пунктом статьи - пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п. 3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)

5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним

По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).

Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.

Суды признали отказ законным.

Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).

6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.

При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).

ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.

Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.

- у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3 );

8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.

Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).

Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.

Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).

9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).

10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает

Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.

Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.

Суды согласились с законностью отказа.

Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.

Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.

Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст. 83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г. № 14-КАД20-9–К1 .

1. Введение.

2. Как на самом деле надо поступать с недобросовестными распоряженцами?

Ещё раз подчеркну: на самом деле, таких военнослужащих очень мало. Денежное довольствие военнослужащий, находящийся в распоряжении, получает без всяких надбавок и накруток, в очень урезанной сумме, и далеко не всех может удовлетворить простое улоговление на печке. Кроме того, в той же Москве за последнюю пару лет распределили около 10 000 вполне современных квартир в четырёх комплексах, один из которых – почти в центре, ещё два – в разумной близости, и только один расположен за МКАДом, хотя и входит в состав Москвы. Отказываться от такого жилья в Москве, в обмен на весьма сомнительное продолжение оставаться в распоряжении и получать скромное денежное довольствие – вряд ли является разумным.

По мнению автора, несложно убить двух зайцев одним выстрелом, так, чтобы и добросовестные военнослужащие не пострадали, и недобросовестные распоряженцы не злоупотребляли своими правами:


4. В каких случаях возможно увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения?

  1. Отказ от предложенного жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
  2. Отказ от жилищной субсидии;
  3. Не представление документов, необходимых для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию.

4а. Отказ от предложенного жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Что подразумевается под данным пунктом?
Не принимаем во внимание случаи предоставления жилья, которое не отвечает санитарным и техническим требованиям – сегодня это практически невозможно, так как жилые помещения предоставляются военнослужащим в современных (по известным меркам, разумеется) новостройках.

Также в судебной практике автора только в 2015 году уже было несколько дел, связанных, в одном случае, с уменьшением размера субсидии в связи со снятием члена семьи военнослужащего с учёта нуждающихся; во втором, наоборот – в связи с незаконным включением в состав членов семьи гражданина, имеющего жилое помещение (часть жилого помещения) в собственности, что неизбежно вело к уменьшению суммы предоставления жилищной субсидии, или вовсе к отказу от её предоставления.

Неизбежно возникает вопрос: что делать военнослужащим, которые на вполне законных основаниях отказались от предоставления жилого помещения или субсидии, однако законность отказа подтверждена только решением суда? Придётся снова обращаться в суд – на этот раз с обжалованием приказа об увольнении?

4б. Отказ от жилищной субсидии.


4в. Не представление документов, необходимых для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию.

Перечь документов, необходимых для предоставления жилого помещения, регламентирован Приказом Министра обороны от 27 октября 2010 года № 1280 (далее – Приказ № 1280)

В 2011 – 2012 годах в этот приказ были внесены изменения, в соответствии с которыми перечень документов, предоставляемых самим военнослужащим был значительно сокращен. Увы, но и сегодня военнослужащие сталкиваются с требованиями предоставить те документы, которые обязаны предоставить командование воинской части или которые сами представители РУЖО обязаны запросить из государственных органов.

Более того, зачастую из РУЖО поступают совсем неадекватные требования о предоставлении документов, которые вообще не предусмотрены приказом МО РФ № 1280.

Очевидно, что в таких ситуациях 30-дневный срок легко пропустить.
Как поступать военнослужащему? Обычно я консультирую о том, что есть три возможных варианта поведения:

  • согласиться, и самостоятельно предоставить затребованные документы, (а теперь – ещё и уложиться в 30-дневный срок). Наиболее быстрый и эффективный способ. Однако, если от военнослужащего требуют предоставить документы, не указанные в Приказе № 1280, есть опасность угодить в ловушку, так что предварительная консультация с адвокатом не помешает;
  • написать и зарегистрировать (!) в РУЖО заявление о неправомерности предъявляемых запросов и с требованием соблюдать правила, установленные Приказом МО РФ № 1280. По мнению автора – самый правильный способ;
  • обжаловать эти требования вышестоящий жилищный орган, в прокуратуру или суд. Учитывая, что в данном случае права военнослужащего нарушаются весьма формально – это самый длительный, нервно-затратный и мало эффективный способ, так как права-то восстановят, но сколько на это уйдёт сил, времени, нервов?

5. Порядок уведомления военнослужащих о распределении жилого помещения или жилищной субсидии.


6. Уволен без предоставления жилья – что дальше?

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

Читайте также: