От имени кого осуществляется судебная власть в рк

Обновлено: 18.05.2024

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Судебная система в Республике Казахстан.

Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов Казахстана. В судебную систему входят Верховный суд Республики Казахстан и местные суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом. К местным судам относятся: -областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения, специализированный суд - Военный суд Республики Казахстан, специализированные финансовые суды и др.); -районные и приравненные к ним суды (городской, межрайонный, специализированный суд - военный суд гарнизона и другие). -В Республике Казахстан могут создаваться специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и др.). Совокупность указанных судов РК связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.Верховный Cуд Казахстана является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, осуществляет надзор за деятельностью судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Cуд состоит из Председателя, председателей коллегий и судей. Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики. Председатели областных и приравненных к ним судов, председатели их коллегий и судьи назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики.

Суррогатное материнство.

Суррогатное материнство предполагает вынашивание и рождение ребенка, включая случаи преждевременных родов, по договору между суррогатной матерью и потенциальными родителями с выплатой вознаграждения либо без такового. Договором суррогатного материнства является соглашение между лицами, желающими иметь ребенка, и женщиной, давшей свое согласие на применение метода имплантации искусственного оплодотворение или имплантации эмбриона. До заключения договора женщина, желающая стать суррогатной матерью, обязана предоставить лицам, решившим применить метод суррогатного материнства, полную информацию о своем физическом, психическом и репродуктивном здоровье, а также результаты медико-генетического обследования. Материальные расходы, связанные с прохождением суррогатной матерью медицинского обследования, в том числе медико - генетического, несут лица, заключающие с ней договор. Суррогатная мать обязана: 1) встать на медицинский учет на раннем сроке беременности (до двенадцати недель);2) регулярно наблюдаться у врача и строго выполнять его рекомендации;3) постоянно следить за состоянием своего здоровья;4) информировать лиц, заключивших с ней договор, о течении беременности. До заключения договора женщина, желающая стать суррогатной матерью, обязана предоставить лицам, решившим применить метод суррогатного материнства, полную информацию о своем физическом, психическом и репродуктивном здоровье, а также результаты медико-генетического обследования. Материальные расходы, связанные с прохождением суррогатной матерью медицинского обследования, в том числе медико - генетического, несут лица, заключающие с ней договор.

Трудовой договор: содержание и порядок заключения.

Трудово́й догово́р — в трудовом праве договор между работником и работодателем, устанавливает их взаимные права и обязанности. По трудовому договору работник выполняет работу (трудовую функцию) по соответствующей квалификации за вознаграждение и соблюдает трудовой распорядок, а работодатель обеспечивает условия труда, своевременно и в полном объеме выплачивает работнику заработную плату и осуществляет иные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами, соглашением сторон. Трудовой договор должен содержать: реквизиты сторон: фамилию, имя, отчество (если указано в документе, удостоверяющем личность) работодателя - физического лица, адрес его постоянного места жительства, наименование, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего личность, регистрационный номер налогоплательщика; полное наименование работодателя - юридического лица и его местонахождение, номер и дату государственной регистрации работодателя - юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика; фамилию, имя, отчество (если указано в документе, удостоверяющем личность) работника, наименование, номер, дату выдачи документа, удостоверяющего его личность; индивидуальный идентификационный номер, регистрационный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный код; работу по определенной специальности, квалификации или должности (трудовую функцию); место выполнения работы; срок трудового договора; дату начала работы; режим рабочего времени и времени отдыха; размер и иные условия оплаты труда; характеристику условий труда, гарантии и льготы, если работа относится к тяжелым и (или) выполняется во вредных (особо вредных) и (или) опасных условиях; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; порядок изменения и прекращения трудового договора; гарантии и компенсационные выплаты, порядок их выплаты; условия по страхованию; ответственность сторон; дату заключения и порядковый номер.Трудовой договор заключается в письменной форме не менее чем в двух экземплярах и подписывается сторонами. Получение работником экземпляра трудового договора подтверждается в письменной форме.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Судебная система в Республике Казахстан.

Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов Казахстана. В судебную систему входят Верховный суд Республики Казахстан и местные суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом. К местным судам относятся: -областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения, специализированный суд - Военный суд Республики Казахстан, специализированные финансовые суды и др.); -районные и приравненные к ним суды (городской, межрайонный, специализированный суд - военный суд гарнизона и другие). -В Республике Казахстан могут создаваться специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и др.). Совокупность указанных судов РК связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.Верховный Cуд Казахстана является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, осуществляет надзор за деятельностью судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Cуд состоит из Председателя, председателей коллегий и судей. Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики. Председатели областных и приравненных к ним судов, председатели их коллегий и судьи назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики.

Суррогатное материнство.

Суррогатное материнство предполагает вынашивание и рождение ребенка, включая случаи преждевременных родов, по договору между суррогатной матерью и потенциальными родителями с выплатой вознаграждения либо без такового. Договором суррогатного материнства является соглашение между лицами, желающими иметь ребенка, и женщиной, давшей свое согласие на применение метода имплантации искусственного оплодотворение или имплантации эмбриона. До заключения договора женщина, желающая стать суррогатной матерью, обязана предоставить лицам, решившим применить метод суррогатного материнства, полную информацию о своем физическом, психическом и репродуктивном здоровье, а также результаты медико-генетического обследования. Материальные расходы, связанные с прохождением суррогатной матерью медицинского обследования, в том числе медико - генетического, несут лица, заключающие с ней договор. Суррогатная мать обязана: 1) встать на медицинский учет на раннем сроке беременности (до двенадцати недель);2) регулярно наблюдаться у врача и строго выполнять его рекомендации;3) постоянно следить за состоянием своего здоровья;4) информировать лиц, заключивших с ней договор, о течении беременности. До заключения договора женщина, желающая стать суррогатной матерью, обязана предоставить лицам, решившим применить метод суррогатного материнства, полную информацию о своем физическом, психическом и репродуктивном здоровье, а также результаты медико-генетического обследования. Материальные расходы, связанные с прохождением суррогатной матерью медицинского обследования, в том числе медико - генетического, несут лица, заключающие с ней договор.

Трудовой договор: содержание и порядок заключения.

Трудово́й догово́р — в трудовом праве договор между работником и работодателем, устанавливает их взаимные права и обязанности. По трудовому договору работник выполняет работу (трудовую функцию) по соответствующей квалификации за вознаграждение и соблюдает трудовой распорядок, а работодатель обеспечивает условия труда, своевременно и в полном объеме выплачивает работнику заработную плату и осуществляет иные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами, соглашением сторон. Трудовой договор должен содержать: реквизиты сторон: фамилию, имя, отчество (если указано в документе, удостоверяющем личность) работодателя - физического лица, адрес его постоянного места жительства, наименование, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего личность, регистрационный номер налогоплательщика; полное наименование работодателя - юридического лица и его местонахождение, номер и дату государственной регистрации работодателя - юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика; фамилию, имя, отчество (если указано в документе, удостоверяющем личность) работника, наименование, номер, дату выдачи документа, удостоверяющего его личность; индивидуальный идентификационный номер, регистрационный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный код; работу по определенной специальности, квалификации или должности (трудовую функцию); место выполнения работы; срок трудового договора; дату начала работы; режим рабочего времени и времени отдыха; размер и иные условия оплаты труда; характеристику условий труда, гарантии и льготы, если работа относится к тяжелым и (или) выполняется во вредных (особо вредных) и (или) опасных условиях; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; порядок изменения и прекращения трудового договора; гарантии и компенсационные выплаты, порядок их выплаты; условия по страхованию; ответственность сторон; дату заключения и порядковый номер.Трудовой договор заключается в письменной форме не менее чем в двух экземплярах и подписывается сторонами. Получение работником экземпляра трудового договора подтверждается в письменной форме.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

С обретением независимости проведение судебной реформы было определено одним из первоочередных приоритетов становления суверенного Казахстана. Главными предпосылками кардинального преобразования судебной системы стали политические перемены, активное реформирование экономики, вхождение Казахстана в мировое правовое пространство, интеграция в орбиту международных экономических отношений.

Содержание

Введение 3
Судебная власть Республики Казахстан 4

Судебная система Республики Казахстан 6

Верховный суд Республики Казахстан 9

Районные (городские) суды Республики Казахстан 12

Областные суды Республики Казахстан 13

Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Судебная власть и судебная система РК.doc

  1. Судебная власть Республики Казахстан 4
  1. Судебная система Республики Казахстан 6
  1. Верховный суд Республики Казахстан 9
  1. Районные (городские) суды Республики Казахстан 12
  1. Областные суды Республики Казахстан 13

Список использованной литературы 17

С обретением независимости проведение судебной реформы было определено одним из первоочередных приоритетов становления суверенного Казахстана. Главными предпосылками кардинального преобразования судебной системы стали политические перемены, активное реформирование экономики, вхождение Казахстана в мировое правовое пространство, интеграция в орбиту международных экономических отношений.

Стратегической задачей Главы государства стало формирование и становление судебной системы нового типа, предоставление судам в полном объеме полномочий, присущих правовому государству, закрепление его высокой и ответственной социальной роли. Ставились задачи развития организационных и правовых основ системы, совершенствования ее кадрового и финансового обеспечения, что являлось признанием ключевой роли судов в современном демократическом обществе, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. И в этом смысле можно с уверенностью сказать, что принципиальные положения, определяющие роль и место судебной власти в политико-правовой системе государства в основном обрели за годы реформ законодательное закрепление, создана судебная система, отвечающая потребностям современного общества и требованиям правового государства.

В процессе создания новой судебной системы Казахстана можно выделить четыре этапа:

    1. предреформенный (1990-1992 г.г.);
    2. начальный (1993-1995 г.г.);
    3. этап реализации судебно-правовой реформы (1995-2000 г.г.);
    4. текущий этап (с сентября 2000г. по настоящее время)

На каждом этапе были приняты соответствующие меры, позволившие сформировать к настоящему моменту полноценную, сильную, независимую судебную власть, которая способна и должна выполнять возложенные на нее задачи.

Судебная власть Республики Казахстан

Судебная власть представляет собой властные полномочия и возможности суда в сфере уголовного, и иных установленных законом формах судопроизводства, направленные на рассмотрение и разрешение всех дел и споров о нарушенном или оспариваемом праве и факте. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функций судебной власти, обращения подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или изъяты на контроль другими органами и лицами, а также лишения прав на рассмотрение дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным независимым судом.

Судебная власть в Республики Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей и осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением: защиту прав, свобод и законные интересы граждан и организаций, обеспечение исполнения конституции, законов иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Судьи при рассмотрении дела независимы, подотчетны только конституции и закону. Ущемление статуса и независимости судей не допускается, так же не допускается вмешательство в деятельность суда по рассмотрению дела и влечет ответственность, а по конкретным делам вообще неподотчетны.

Решение и требования судей при осуществлении полномочий обязательны для исполнения всеми лицами как государственных, так и физическими, так и юридическими. Неисполнение решений также влечет ответственность.

Функции судебной власти:

  • Осуществление правосудия по гражданским, уголовным и иным делам;
  • Контроль за законность принимаемых решений и действий органов дознания, предварительного следствия и прокурора;
  • Рассмотрение заявлений о защите прав и охраняемых законом интересов, а также жалоб на действия и решения, нарушающие права, законные интересы и свободы граждан;
  • Принятие в лице Верховного суда республики нормативных постановлений по вопросам судебной практики;
  • Осуществление вышестоящими чудами судебного надзора за процессуальной деятельностью нижестоящих судов;
  • Внесение частных постановлений в государственные и иные органы и организации об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
  • Изучение и обобщение практики применения законов и иных нормативных правовых актов судами.

Признаки судебной власти:

    • Осуществление судебной власти специальными государственными органами;
    • Принадлежность судебной власти судам, образующим единую судебную систему;
    • Осуществление судебной власти в предусмотренной законом форме – уголовного, гражданского, административного судопроизводства;
    • Осуществление судебной власти на основе строгого соответствия процессуальным законом;
    • Независимость, самостоятельность, исключительность и обособленность суда, являющегося правоприменительным органом;
    • Властный характер полномочий суда;
    • Обеспечение выполнения требования суда и исполнения его решения силой государства;
    • Организующий, универсальный и предметный характер судебной власти, а также высокий профессионализм осуществляющих ее должностных лиц.
    • Публичность, целесообразность.

    Судебная система Республики Казахстан

    К местным судам относятся:

    1. областные и приравненные к ним (суды столицы и городов республиканского значения, Военный суд войск);
    2. Районные (городские) суды, военные суды объединений (гарнизонов, соединений, армий).

    Никакой орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции суда. Учреждение специальных чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

    В Республике может осуществляться специализация судов и создание в этих целях специализированных судов: хозяйственных, налоговых, административных, семейных и др. Они имеют статус районных (городских) судов.

    Судебную систему характеризует единство, которое обеспечивают (ст.2 Указа):

      • Конституционные принципы правосудия;
      • Осуществление судебной власти в установленных законом формах судопроизводствах;
      • Применение судами единого законодательства;
      • Порядок формирования судов;
      • Система исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территорией Республики;
      • Финансирование всех судов за счет средств республиканского бюджета;
      • Равенство всех судей.

      Условно судебную систему можно разделить на три звена:

      1. Основное (районные, городские суды, военные суды гарнизонов, соединений, армий)
      2. Среднее (областные суды, суды столицы и городов республиканского назначения, Военный суд войск)
      3. Высшее (Верховный Суд Республики Казахстан).

      Существует понятие судебной инстанции, которое следует отличать от понятия судебного звена. Звенья судебной системы характеризуют принципы организационного построения, а судебные инстанции отличают своеобразие решаемой задачи, объем и характер полномочий, а также характерные для нее особенности судопроизводства. Под судебным звеном понимают суды, наделенные однородными полномочиями. Под судебной инстанцией понимают суд, выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решение по существу дела или проверка законности и обоснованности этого решения).

      Судом первой инстанции называется суд, который рассматривает дело и принимает решение по существу. Им может быть как районный, так и областной или Верховный Суд.

      Судом второй инстанции называет суд, который проверяет законность и обоснованность судебных актов, принятых судом первой инстанции. Принято различать такие формы суда второй инстанции, как апелляционную и кассационную.

      Апелляционной инстанцией называют суд второй инстанции, рассматривающий дела по апелляционным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления суда первой инстанции.

      Кассационной инстанцией называют суд второй инстанции, рассматривающий дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления суда первой инстанции и на приговоры, постановления апелляционного суда.

      Кроме того, существует надзорная инстанция – суд, рассматривающий в порядке надзора дела по жалобам или протестам стороны на вступившие в законную силу судебные решения предшествовавших судебных инстанций.

      Например, судебная коллегия по уголовным делам областного суда, рассматривая кассационную жалобу осужденного на не вступившие в законную силу приговор районного суда, является по отношению по отношению к районному суду судом второй, кассационной, инстанции. В случае, если приговор районного суда вступил в законную силу по причине того, что он не был обжалован порядке, будет по отношению к основному звену судом надзорной инстанции.

      Право апелляции в Казахстане установлено в связи с принятием нового уголовно-процессуального кодекса, однако полностью все положения о рассмотрении уголовных дел судами в апелляционной порядке будут введены в действие только по мере создания необходимых условий для их реализации, но не позднее 1 января 2000 года. В соответствии с Государственной программой правовой реформы ожидается применение этого института и в гражданском процессе.

      Отличие апелляционной инстанции от кассационной состоит в том, что первая проверяет дело и рассматривает его повторно. По процедуре рассмотрения она напоминает главное судебное разбирательство, только в ограниченном объеме и по более упрощенной схеме. Она проверяет правильность установления фактических обстоятельств дела, применение закона и соблюдение закона, и соблюдение процессуальных норм. Кассационная же инстанция проверяет законность судебного акта по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. Она не проводит судебное следствие.

      • По уголовным делам в первой инстанции – по всем, кроме дел о преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь. Такие дела рассматриваются коллегиально в составе трех судей;
      • По Уголовным делам в первой инстанции – по всем делам.

      Апелляционное производство осуществляется единолично, а кассационное – коллегиально

      Судебная система Казахстана Судебная система Казахстана — система органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Республики Казахстан в соответствии с Конституцией республики и другими законами.

      Судебная власть - это применяемые в сфере уголовного, гражданского и иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разрешение всех дел и споров о нарушенном праве. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону.

      Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.

      Основной функцией судов является функция правосудия. Правосудие - вид государственной деятельности, осуществляемый судом по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в порядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений. Судебная власть и правосудие основываются на демократических принципах, которые представляют собой закрепленные в Конституции и законодательстве о судах и статусе судей основные положения, руководящие идеи, определяющие сущность и содержание организации и порядка деятельности судов при осуществлении правосудия

      17)Избирательная система РК

      Избирательная система Республики Казахстан: понятие, принципы, избирательные органы.

      Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

      Существуют два вида избирательных систем—пропорциональная и мажоритарная.

      а) принцип всеобщности означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право.

      Пассивное избирательное право— это право граждан Республики быть избранным

      Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. Принцип всеобщности знает исключения.

      б) принцип равенства означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз.




      в) принцип прямого избирательного права означает, что Президент, депутаты Мажилиса

      Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената;

      г) принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления Республики осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля над волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя;

      д) принцип добровольности участия граждан Республики Казахстан в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.

      Избирательные органы. Государственными органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан, являются образующие единую систему избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Республики; территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

      Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование. Как постоянно действующий государственный орган ЦИК имеет свой аппарат.

      Читайте также: