Освобождение от уплаты исполнительского сбора судебная практика

Обновлено: 15.05.2024

Исполнительский сбор – это денежный штраф в федеральный бюджет, применяемый приставом к должнику, который вовремя не исполнил требования исполнительного документа.

Изначально пристав устанавливает должнику срок для добровольного исполнения требований (выплатить долг или совершить определенные действия в пользу кредитора). Этот срок составляет 5 дней, а если речь идет о немедленном исполнении, то срок сокращается до суток (ст.112 закона № 229-ФЗ).

В срок не включаются выходные дни. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем его окончания является первый следующий за ним рабочий день (п.2.3.3 Письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16 "Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора").

Если должник не представил приставу доказательств уважительности неисполнения, у пристава появляется право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Бывает, что данное постановление выносится спустя несколько месяцев, что не делает его взыскание незаконным (п.27 Обзора, утв. Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77).

Пристав взыскивает сбор принудительно, изыскивает средства должника, возбуждает отдельное исполнительное производство для взыскания сбора одновременно с прекращением либо окончанием основного, если сбор не удалось взыскать в рамках основного производства (ч.15, 16 ст.30, ч.2 ст.44, ч.7 ст.47 закона № 229-ФЗ).

2. Размер исполнительского сбора

Его размер составляет:

  • По имущественному требованию – 7 % от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 руб. с гражданина или ИП , а с организации – не менее 10 000 руб.
  • По неимущественному требованию гражданин и ИП платят 5 000 руб ., а организация – 50 000 руб.

(ч.3 ст.112 закона № 229-ФЗ, п.4.2.2. Письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16);

3. Условия взыскания сбора

Условиями взыскания сбора являются наличие одновременно следующих обстоятельств:

  • истечение срока для добровольного исполнения;
  • документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
  • требования исполнительного документа должником не исполнены;
  • должником не представлены доказательства невозможности исполнения (уважительные причины).

4. Уважительные причины неуплаты сбора в добровольный срок

  • непреодолимая сила, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства (стихийные бедствия и т.д.);
  • предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований;
  • болезнь и/или беспомощное состояние (не применяется для ИП и юр. лиц);
  • наложение приставом ареста на деньги должника до истечения срока для добровольного исполнения и отсутствия у должника иных денег (п. 2.5. Письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16). Если арестованных средств достаточно для полного погашения задолженности, сбор не начисляется, в случае недостаточности – сбор исчисляется с недостающей части долга.
  • иные уважительные обстоятельства.

После отпадения уважительных причин, вновь начинает течь срок для добровольного исполнения, по истечении которого возможно взыскание исполнительского сбора (п. 2.5. Письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16).

При наличии уважительных причин рекомендую подать приставу заявление о продлении срока для добровольного исполнения, по результатам которого в 10-дневный срок выносится Постановление об удовлетворении или отказе в удовлетворении вашей просьбы.

5. Когда сбор не взимается?

Исполнительский сбор не взимается, в частности:

  • по обеспечительным мерам;
  • при повторном предъявлении взыскателем документа к исполнению, по которому вынесено и не отменено Постановление о взыскании сбора;
  • при взыскании расходов по совершению исполнительных действий;
  • и др.

(весь перечень в ч.5 ст.112 закона № 229-ФЗ)

6. Порядок исчисления и взыскания

  • Даже если в срок не выплачена 1 копейка, сбор не может быть меньше, чем 1 000 руб. (для гражданина) или 10 000 руб. (для юр.лица);
  • За неуплату алиментов и иных периодических платежей сбор исчисляется и взыскивается с суммы задолженности по каждому платежу отдельно (ч.4 ст.112 закона № 229-ФЗ);
  • При частичном исполнении по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения (п. 76 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50);
  • Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе по одному исполнительному документу, сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований;
  • Если должник обязан одновременно погасить долг и на него возложено требование об обращении взыскания на заложенное имущество, сбор рассчитывается только от суммы долга (п.77 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50);
  • Если на должника возложено только требование об обращении взыскания на заложенное имущество, пристав предлагает должнику в 5-дневный срок представить документы, необходимые для реализации имущества, обеспечить доступ к нему и т.д. Не совершение указанных действий влечет начисление сбора как по неимущественным требованиям;
  • Если есть несколько солидарных должников и один взыскатель, исполнительский сбор взыскивается с должников солидарно. Размер сбора со всех должников не должен превышать его обычный размер (ч.3.1 ст.112 закона № 229-ФЗ, Обзор, утв. Президиумом ВС РФ 13.04.2016);
  • Исполнительский сбор оплачивается в федеральный бюджет в самую последнюю 3-ю очередь, т.е. после полного удовлетворения требований взыскателя (ст.110 закона № 229-ФЗ, п. 30 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77, Постановление КС РФ от 30.07.2001 N 13-П);
  • Отзыв исполнительного листа взыскателем по общему правилу не освобождает от уплаты исполнительского сбора (п.5.5 Письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16, п. 31 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 № 77);
  • В рамках сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении одного должника, исполнительский сбор взыскивается после полного удовлетворения требований всех исполнительных документов, объединенных в сводное исполнительное производство в соответствии с очередностью, установленной статьей 110 закона № 229-ФЗ (п. 5.6. Письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16).

3. Как уменьшить исполнительский сбор или не платить вообще? 8 способов

Должник вправе обратиться в суд, чтобы оспорить взыскание исполнительского сбора, попросить отсрочку или рассрочку, уменьшить его размер или освободить от его взыскания (ч.6,7 ст.112 закона № 229-ФЗ).

Госпошлину при этом платить не надо (п. 1 ст. 333.36. НК РФ, п. 79 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50).

В случае принятия судом заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается (п.8 ст.112 закона № 229-ФЗ)

Способ № 1. Все прошло, само собой.

Большинство должников в России вообще неплатежеспособны и не имеют имущества, за счет которого можно удовлетворить требования кредитора. Чаще всего в отношении таких должников по истечении нескольких месяцев или лет пристав оканчивает основное исполнительное производство:

- по п.3 ч.1 ст.46 закона № 229-ФЗ (если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения об имуществе. за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества);

- по п.4 ч.1 ст.46 закона № 229-ФЗ (если у должника отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание, и все принятые приставом меры по отысканию имущества оказались безрезультатными).

При этом взыскание исполнительского сбора также не производится . Пристав не вправе возбуждать отдельное исполнительное производство для взыскания сбора одновременно с окончанием основного, даже если сбор не удалось взыскать в рамках основного производства (ч.7 ст.47 закона № 229-ФЗ).

При таком способе делать ничего не нужно, вопрос о выплате исполсбора отпадет сам собой.

Способ № 2. Отсрочка, рассрочка, уменьшение.

Суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. Для этого должны быть основания:

  • тяжелое имущественное положение,
  • степень вины должника, меры принятые им для исполнения;
  • иные обстоятельства.

Отсутствие денег для выплаты долга само по себе основанием не является (п.75 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50). А для предпринимателей-должников уважительной причиной пропуска срока является только непреодолимая сила (чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства).

Уменьшение производится не более чем на одну четверть . То есть если исполсбор составляет 10 000 руб., его уменьшат максимум до 7 500 руб.

Фактическая оплата сбора в полном объеме не лишает возможности просить суд уменьшить его размер или освободить от взыскания. Надлежащим ответчиком по таким делам должен выступать соответствующий территориальный орган ФССП (Обзор, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 15.09.2010).

Способ № 3. Неполучение сведений об исполнительном производстве .

Если отсутствует документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполпроизводства либо отказа от его получения, данное постановление можно обжаловать в суде, и освободить себя от уплаты сбора.

Как указал Верховный Суд РФ наличие вины в неисполнении в 5-дневный срок требований и, как следствие, оснований для взыскания сбора напрямую зависит от факта надлежащего и своевременного уведомления должника о возбуждении производства (п.52 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 17.07.2019, п.56 Обзора ВС, утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2020)

У приставов есть Методические рекомендации, где указано, что Постановление о возбуждении исполпроизводства направляется должнику заказным письмом с обратным уведомлением о вручении с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника (см.: п. 2.4.2. Письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16).

За всю мою практику я ни разу не встречал случая, чтобы Постановление высылалось в соответствии с этими правилами.

Если имеется вина сотрудников почты в неполучении вами заказной корреспонденции от пристава или вы поменяли адрес до высылки данного Постановления, это также может расцениваться уважительной причиной.

Это наиболее действенный и вероятный способ избавиться от уплаты сбора.

Способ № 4. Перевод долга на другого должника-гражданина .

Например, вы платежеспособный должник, и худо-бедно платите долг кредитору. Исполсбор оплачивается в бюджет после полного удовлетворения требований взыскателя. Если выплаты производятся по чуть-чуть из зарплаты (пенсии) должника, то нашему государству ждать выплаты сбора придется много месяцев или лет.

А к концу взыскания должник-гражданин может с согласия кредитора сделать перевод долга на иного должника-родственника, сделав последнего своим правопреемником в исполнительном производстве (ст.391 ГК РФ, ст.52 закона № 229-ФЗ).

В таком случае с нового должника исполнительский сбор взысканию не подлежит , поскольку он как штрафная санкция для граждан-должников носит исключительно персонифицированный характер (п.78 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").

Ваша задача убедить кредитора дать вам согласие на перевод долга на иного должника, хотя бы того же члена вашей семьи. Это возможно на последних стадиях исполнения, когда долг составляет небольшую сумму. Нужно обратиться к взыскателю с новым платежеспособным должником, который готов дать обязательство более быстрого погашения остатка долга, чем вы или предложить какой-то бонус. Кредитору все равно от кого получать долг, главное быстрее его получить или получить на более выгодных условиях. Если новый должник лучше погасит долг, чем вы, кредитор должен дать согласие.

Пример . Должник через приставов длительное время выплачивал банку долг по кредиту в общем размере 900 000 руб. Когда остаток долга составил 15 000 руб. должник предложил заменить себя на другого должника (своего члена семьи), обосновавшего свою платежеспособность. Банк дал согласие. Было подписано письменное соглашение о переводе долга в рамках ст.391 ГК РФ. По ходатайству сторон пристав произвел замену старого должника на нового в рамках ст.52 закона № 229-ФЗ. Итог: прежний должник сэкономил на оплате исполсбора в доход государства целых 63 000 руб. (7 % от 900 000 руб.).

Но данный способ не подходит для должников-организаций при реорганизации. Однако если должник-организация переводит долг на должника-гражданина, способ может быть рабочим, т.к. прежний должник как сторона полностью выбывает из исполнительного производства.

Способ № 5. Мировое соглашение .

На последней стадии исполнения должник и кредитор могут заключить мировое соглашение, что влечет прекращение исполнения судебного акта, прекращение исполнительного производства и исключает возможность взыскания исполнительского сбора (п.47 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 26.12.2018).

Если заинтересовать кредитора дополнительным бонусом в рамках мирового соглашения, то заключить его не составит труда.

Данный способ, позволивший избежать уплаты сбора был установлен в "Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018)". После внесения поправок в гражданский и арбитражный процессуальные кодексы он вызывает определенные сложности в реализации (см.: закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ). Тем не менее, его также можно использовать.

Способ № 6. Срок давности .

Поскольку исполсбору присущи признаки административной штрафной санкции, срок давности его взыскания и срок предъявления к исполнению соответствующего постановления составляет 2 года со дня его вступления в законную силу (ч.7 ст.21 закона № 229-ФЗ, ст.31.9 КоАП РФ).

Если этот срок истек, и должник за это время намеренно не укрывал свое имущество и доходы, на которое можно было обратить взыскание, то оснований для прерывания срока давности не имеется (ч.2 ст.31.9 КоАП РФ).

Появляются основания для применения к исполсбору срока давности. Напишите ходатайство приставу, вынесшему постановление о взыскании исполнительского сбора, с просьбой прекратить его исполнение со ссылкой на вышеуказанные статьи закона. Основанием для прекращения исполнения будет п.4 ст.31.7 КоАП РФ. Данное ходатайство должно быть рассмотрено приставом в 10-дневный срок, по истечении которого выносится постановление об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении ходатайства. В последнем случае вам дается 10 дней для обжалования решения (действия, бездействия) пристава в судебном порядке путем подачи административного искового заявления.

Способ № 7. Нарушения при наложении сбора .

  • Постановление о наложении сбора вынесено до истечения срока для добровольного исполнения (п. 2 ст. 112 закона № 229-ФЗ);
  • Постановление не утверждено старшим судебным приставом (п. 2 ст. 112 закона № 229-ФЗ);
  • Постановление вынесено приставом и/или утверждено старшим судебным приставом уже после окончания основного производства (п. 56 Обзора ВС, утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2020). Постановление по исполсбору должно выноситься до окончания основного производства либо одновременно с его прекращением/окончанием , если сбор не удалось взыскать в рамках основного производства, но не после (ч.15,16 ст.30, ч.2 ст.44, ч.7 ст.47 закона № 229-ФЗ). В 2020 г. Верховный Суд признал незаконным сбор по производству от 2010 г., начисленный Постановлением от 2018 г, которое было утверждено старшим приставом в 2019 г. Также указал, что исполнительский сбор применяется приставом только в период исполнения исполнительного производства и не может быть наложен на должника после окончания производства (Определение ВС от 17.06.2020 N 43-КА20-3-К6).

Любое нарушение со стороны пристава может являться основанием для признания его Постановления о взыскании сбора незаконным.

Способ № 8. Отпадение (отcутствие) оснований ответственности за нарушение обязательств .

Суд вправе освободить должника от взыскания сбора если у него отсутствуют основания ответственности за нарушение обязательства и если он принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа (п.7 ст.112 закона № 229-ФЗ, п.75 Постановление Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50).

Общие основания ответственности установлены п.1 ст.401 Гражданского кодекса: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, наличие вины. Если должник принял все меры заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения обязательства – вина отсутствует.

Как уже упоминалось отзыв исполнительного листа взыскателем по общему правилу не освобождает от уплаты исполнительского сбора. Но если отзывая документы, взыскатель напишет заявление приставу о том, что отзыв связан с отсутствием претензий к должнику, отсутствием факта нарушения обязательств со стороны должника и надлежащим принятием мер по исполнению обязательств, у Вас появляется шанс через суд освободиться от уплаты сбора по п.7 ст.112 закона № 229-ФЗ .

Сразу оговорюсь, что данный способ подходит для физ. лиц, но не подходит для ИП и юр. лиц. Основанием освобождения ИП и ООО от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ, п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50).

8. Когда сбор возвращается?

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях:

  • отмены судебного акта, на основании которых был выдан исполнительный документ;
  • отмены исполнительного документа;
  • отмены Постановления пристава о взыскании сбора.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора Постановление пристава о взыскании сбора считается измененным и должнику возвращается излишне взысканная сумма.

Для возврата подается заявление в подразделение ФССП, которое взыскало сбор с указанием реквизитов и приложением судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, постановления пристава о взыскании исполнительского сбора, либо постановления пристава о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании сбора.

Срок возврата сбора – 30 дней с момента подачи заявления (п.9-11 ст.112 закона № 229-ФЗ, Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 550).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Калининой Екатерины Александровны, действующей на основании доверенности в интересах администрации городского округа Сызрань Самарской области, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела судебных приставов N 1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области от 28 августа 2017 г. N 96, решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 19 сентября 2017 г., решение судьи Самарского областного суда от 9 ноября 2017 г. N 21-2348/2017 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 2 марта 2018 г. N 4а-171/2018, вынесенные в отношении администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов N 1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области (далее - должностное лицо отдела судебных приставов) от 28 августа 2017 г. N 96, оставленным без изменения решением судьи Сызранского городского суда Самарской области от 19 сентября 2017 г., решением судьи Самарского областного суда от 9 ноября 2017 г. N 21-2348/2017 и постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 2 марта 2018 г. N 4а-171/2018, администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Калинина Е.А. просит отменить акты, вынесенные в отношении администрации по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, за неисполнение содержащегося в исполнительном листе (выдан Сызранским городским судом Самарской области на основании решения от 23 сентября 2016 г. по делу N 2-3621/2016) требования о предоставлении О. года рождения, благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 31 - 32), требованиями судебного пристава-исполнителя об исполнении решения (л.д. 35 - 36, 39), постановлением о взыскании исполнительского сбора (л.д. 37 - 38), постановлением о возбуждении исполнительного производства (л.д. 40 - 41), копией исполнительного листа (л.д. 42 - 43) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо отдела судебных приставов и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.

Деяние администрации квалифицировано по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Утверждение заявителя об освобождении администрации от уплаты исполнительского сбора (со ссылкой на решение Сызранского городского суда Самарской области без указания даты и дела, по которому оно состоялось) не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.

Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Такое постановление в рассматриваемом случае было вынесено. В срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения этого постановления, администрацией не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, что образует состав указанного административного правонарушения. Данных об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора как незаконного не имеется. Освобождение только от уплаты исполнительского сбора не является основанием для освобождения администрации от административной ответственности, установленной указанной нормой.

Доводы поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы, имеющие правовое значение для дела, установленные обстоятельства и выводы о виновности администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.

Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено администрации в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление заместителя начальника отдела судебных приставов N 1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области от 28 августа 2017 г. N 96, решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 19 сентября 2017 г., решение судьи Самарского областного суда от 9 ноября 2017 г. N 21-2348/2017 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 2 марта 2018 г. N 4а-171/2018, вынесенные в отношении администрации городского округа Сызрань Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Калининой Е.А., действующей на основании доверенности в интересах администрации городского округа Сызрань Самарской области, - без удовлетворения.

Ежегодно все больше россиян сталкиваются с долгами по кредитам, что приводит к судебным тяжбам. Отказ от выполнения судебных постановлений приводит к дополнительному взысканию с должников исполнительского сбора.

Оплатить сбор можно добровольно, но в случае его игнорирования уплата будет происходить в принудительном порядке. Однако существуют ситуации, когда гражданин освобождается от уплаты по уважительным причинам. Помимо этого, взыскание возможно оспорить. Оспаривание позволит отменить сбор или сократить его размер. Для этого стоит обратиться к специалистам, которые помогут защитить права гражданина и минимизировать убытки.

Что такое исполнительский сбор

Исполнительский сбор — штрафование гражданина за несвоевременное погашение задолженности по решению суда. Согласно закону, на оплату после получения постановления судебного органа дается пять рабочих дней. Помимо дополнительных штрафных санкций, сотрудник ФССП правомочен закрыть выезд за границу.

Законодательство учитывает возможность решения суда о немедленном погашении долга, то есть в течение суток.

Постановление

Постановление — документ, имеющий исполнительный характер. Под этим подразумевается следующее: должник обязан выполнить все требования, обозначенные в документе, причем в указанный срок. Стоит отметить, что информирование должника о наложении сбора — обязанность пристава. При этом суд контролирует получение гражданином извещений.

Добровольное исполнение требований

Для избавления от головной боли гражданину проще всего пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть в добровольном порядке погасить задолженность. После заседания суда, на котором было вынесено постановление, гражданину приходит письмо, в котором содержаться:

  • срок добровольного исполнения;
  • перечень последствий, которые повлечет неисполнение решения суда;
  • данные пристава;
  • обязанности должника и информация о наказании, которое повлечет их неисполнение.

После погашения задолженности должник должен получить соответствующую бумагу от кредитора, которая будет служить подтверждением уплаты долга. После получения документа гражданину необходимо будет явиться с ним в уполномоченный орган ведомства приставов.

Исполнительский сбор судебных приставов: размер

Сумма сбора составляет 7% от общего размера задолженности. Минимальный сбор для физлиц и ИП — 1000 рублей, для юрлиц — 10 000. Средства, полученные приставами, поступают в государственный бюджет.

Взыскание исполнительского сбора

Постановление о наложении сбора пристав выносит в случае просрочки гражданином срока, который был отведен судом. Также постановление выносится после истечение периода добровольного погашения задолженности.

Первым делом пристав уведомляет должника о вынесении постановления. Если сотрудник ФССП не делает этого, то его действия можно считать незаконными и обжаловать.

Далее пристав устанавливает факт того, что гражданин:

  • нарушил срок, вынесенный судом для добровольного закрытия задолженности;
  • осведомлен о постановлении;
  • не сообщил об уважительных причинах, ввиду которых не погасил задолженность в установленный срок.

Стоит отметить, что при неудачном вручении почтовыми служащими оповещения о наложении дополнительного сбора, с должника не снимается повинность его уплаты. Иными словами, даже простая неосведомленность гражданина о том, что на его имя пришло письмо, считается отказом от уплаты сбора.

Уважительные случаи освобождения от сбора

Российским законодательством предусмотрен ряд случаев, при которых должник освобождается от уплаты сбора. Так, повинность уплатить снимается, если гражданин предпринял все требующиеся от него действия, но в силу обстоятельств провести оплату у него не получилось..

К таким ситуациям можно отнести следующие:

  • уведомление о вынесении постановления было направлено не по месту действительного проживания гражданина;
  • средства не были перечислены из-за технических проблем со стороны банка;
  • работодатель долгое время задерживает заработную плату;
  • должник не находился в России на момент вынесения постановления;
  • обстоятельства непреодолимой силы не позволили должник исполнить требование суда в указанный срок.

При признании причины просрочки уважительной, с гражданина снимается обязанность добровольной уплаты исполнительского сбора.

Отсутствие исполнительского сбора

Законом предусмотрен ряд случаев, при которых исполнительский сбор не взыскивается. При этом эти случаи не относятся к освобождению от взыскание по уважительной причине.

Так, сбор не будет взиматься, если:

  • постановление передано должнику приставом, который причислен к другому территориальному управлению ФССП;
  • исполнительный документ передан повторно;
  • служащие ведомства получили акт о применении обеспечительных мер;
  • дело касается административного выдворения иностранцев;
  • поступил запрос о розыске несовершеннолетнего гражданина.

Сбор не подлежит оплате, если должник выполнил все требования сотрудника ФССП без просрочки. Также гражданин вправе обжаловать действия служащего в судебном порядке, отсрочить выполнение или ходатайствовать о рассрочке сбора.

Как обжаловать постановление

На обжалование постановления о наложении сбора должника дается 10 дней после решения пристава. При просрочке гражданин в исключительный случаях имеет право восстановить срок, но только при наличии уважительных причин.

Оспорить постановление пристава возможно лишь в течение 10 дней. При просрочке, граждане в исключительных случаях имеют право восстановить срок, но для этого потребуется наличие уважительных причин.

Суд рассматривает жалобу гражданина в течение 10 дней. Основаниями для положительного решения по ходатайству должника могут послужить:

  • преждевременное вынесение постановления;
  • нарушения при вынесении постановления;
  • взыскание сбора по делам, в рамках которых он не допускается;
  • неправильный расчет суммы сбора;
  • отказ пристава признать уважительность причин, из-за которых гражданин не погасил долг.

Доказательство законности действий ложится на сотрудника ФССП. Однако и ходатайствующий гражданин обязан доказать нарушение приставом правовых норм.

При одобрении судом ходатайства должника постановление о сборе теряет свою силу. Однако это не означает того, что сотрудник ведомства не сможет вынести новое.

Как уменьшить размер сбора

При отказе суда отменить сбор, за должником останется право просить об уменьшении его размера. Подать соответствующее заявление гражданин может как при вынесении постановления, так и после его уплаты.

Первым делом гражданину необходимо получить постановление о наложении сбора. Затем — собрать доказательства, которые станут основанием для ходатайства. Все доказательство должны быть представлены в письменной форме и подкреплены справками, свидетельствами и т.д.

Стоит отметить, что оспаривание наложения сбора проходит в том суде, который рассматривал дело о задолженности. То есть если пристав исполняет постановление арбитража, то и добиваться отмены решения следует в суде данной юрисдикции. Заявление подается либо в канцелярию суда, либо почтовым отправлением.

В отличии от предыдущей ситуации, суд может рассматривать заявление должника более 10 дней. Это связано с тем, что подобные ситуация не относятся к процедурам оспаривания постановления.

Доказательство оснований для уменьшения размера сбора — головная боль ходатайствующего. При положительном решении размер сбора уменьшится не более, чем на четверть от общей суммы. Поэтому лучше обратиться к специалистам, которые помогут защитить права гражданина и минимизировать убытки.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации к судебному приставу-исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП по ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшении размера исполнительского сбора,

Администрация обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП по ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № в размере *** либо об уменьшении размера исполнительского сбора на *** мотивируя тем, что судебным приставом-исполнителем необоснованно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, не учтены объективные обстоятельства, затруднявшие исполнение постановления судебного пристава-исполнителя, должник исполнил решение суда добровольно.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства по делу.

Судебный пристав-исполнитель МСОСП по ОВИП УФССП по ФИО1, УФССП России по , в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства по делу.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся сторон, которым суд предоставил эффективную возможность принимать участие в судебном заседании, с учетом сокращенного срока рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Судом установлено, что решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования прокурора в интересах ФИО2 об обязании Администрации предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в , отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** за счет средств бюджета .

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, должнику Администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ***

ДД.ММ.ГГГГ должником исполнено решение, исполнительное производство окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании фактического исполнения решения суда.

Согласно п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ).

Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливаемся в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с Должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования прокурора в интересах ФИО2 об обязании Администрации предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в , отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** за счет средств бюджета .

На основании исполнительного листа № выданного Советским районным судом , постановлением судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП по от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации , должнику Администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В 5-дневный срок решение суда исполнено не было.

Администрация обратилась в Советский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, по результатам рассмотрения которого определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявленных требований.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере ***.

ДД.ММ.ГГГГ должником исполнено решение, исполнительное производство окончено на основании фактического исполнения решения суда.

Факт неисполнения администрацией в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительных документов, не оспаривается.

Исследовав представленные в материалы административного дела документы, суд приходит к выводу о том, что, предъявляя настоящие требования, административным истцом представлены доказательства отсутствия вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительных документов, а также отсутствии оснований для привлечения к ответственности за нарушение обязательств.

Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решения суда, а также норм Федерального закона № 229-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку финансирование администрации осуществляется за счет средств местного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует финансирования, а также соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом учитывая, что административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, что указывает на отсутствие вины должника в неисполнении судебных актов в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Так, статьей 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных ГК РФ оснований привлечения к ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

При этом, в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из материалов дела усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация указала, что ей предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства, представив в материалы административного дела соответствующие доказательства этому.

Установив, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении указанных в них лиц жилыми помещениями по договору социального найма невозможно вследствие объективных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об освобождении Администрации от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ №, в размере ***

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд

Административное исковое заявление Администрации к судебному приставу-исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП по ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить частично.

Освободить Администрацию от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № в размере ***

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К СУДЕБНЫМ ПРИСТАВАМ:

Решение суда об освобождении от уплаты исполнительского сбора или уменьшении его размера

Администрация обратилась с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, либо уменьшении его размера на 25 %, подлежащего взысканию на основании постановления судебного пристава-исполн.

Решение суда об обязании устранить допущенные нарушения

Лахманюк В.И. обратился в суд с административным иском к судебному приставу - исполнителю Центрального РОСП г.Челябинска Фомичева Л.М., Центральному РОСП г.Челябинска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области о призн.

Читайте также: