Особенности защиты прав граждан в европейском суде

Обновлено: 03.05.2024

Генпрокурор России Игорь Краснов в интервью начальнику отдела происшествий “Ъ” Максиму Варывдину рассказал, почему именно надзорный орган был наделен функцией представлять интересы страны в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и других международных судебных инстанциях. Господин Краснов полагает, что, учитывая опыт и возможности прокуратуры, ее новое международно-правовое подразделение будет работать быстро и эффективно, что пойдет на пользу и потерпевшим, с которыми надзор может заключать мировые соглашения.

— Президент поддержал ваше предложение о передаче Генпрокуратуре из Минюста полномочий по представительству и защите интересов России в ЕСПЧ и других международных судебных инстанциях. Чем эта инициатива была обоснована?

— Реализация решения главы государства, уверен, будет надежно обеспечивать защиту интересов Российской Федерации, что является одной из основных наших задач. У прокуратуры имеется солидная организационная и правовая база, которая потенциально превосходит возможности других органов. В условиях непростого контекста международных отношений задействование этих преимуществ сейчас крайне актуально. Тем более что опыт прокурорского представительства уже имеется в ряде стран—членов Совета Европы, к нему нет нареканий.

— Передача означает, что Минюст России не справлялся с этой функцией или выбор был сделан потому, что Генпрокуратура — активный участник международно-правовых отношений?

— Дело однозначно не в том, что Минюст России не справлялся. Начну с того, что защита интересов государства, являющаяся первоочередной функцией уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, как сфера правовой деятельности в полной мере относится и к числу задач прокуратуры, представляющей публичный интерес во всех видах судебного процесса внутри государства. Вполне логично вынести практику нашего судебного представительства и на межнациональный уровень.

В уголовном судопроизводстве прокурор — обязательный участник всех его стадий. Наличие полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, обязательное участие во всех судебных заседаниях дает прокуратуре неоспоримое преимущество по максимально успешному отстаиванию интересов страны по делам о нарушении прав человека в уголовно-процессуальной сфере. Прокуроры обладают универсальным набором правовых средств, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и другими субъектами внутригосударственных правоотношений.

В связи с реализацией правозащитных функций прокурорами проверяется значительный массив обращений, что вместе с результатами в других направлениях деятельности предопределяет их исключительную осведомленность о состоянии законности и правопорядка в стране.

В числе преимуществ организационного характера — разветвленная система органов прокуратуры, расположенных на территории всех городских и районных административно-территориальных центров страны. Это обстоятельство значительно повышает возможности органов прокуратуры по оперативному истребованию информации о фактической и юридической стороне дела, в том числе копий всех относящихся к нему документов.

Наделение прокуроров соответствующими полномочиями повышает эффективность решения насущной проблемы международного права, связанной с неисполнением или затягиванием исполнения решений Европейского суда. Отмечу, что авторитет и опыт Генпрокуратуры России в сфере международно-правового сотрудничества давно признаны в мире.

В совокупности перечисленные факторы в современных условиях придадут необходимый импульс для качественных улучшений по представительству Российской Федерации в наднациональных судебных органах, повышения обеспеченности правовой защиты страны на международной арене.

— В свое время в Генпрокуратуре выдвигалась идея подачи регрессных исков по делам, проигранным в ЕСПЧ, к причинителям вреда и ущерба. Теперь реализуете ее в полной мере?

— Пока ответ на данный вопрос был бы преждевременным. Требуется обстоятельная проработка по нему по мере накопления опыта в обозначенной сфере. Мы будем разбираться с каждым конкретным случаем.

— Возможен ли какой-то принципиально новый подход к исполнению решений ЕСПЧ?

— Генеральная прокуратура Российской Федерации не станет ограничиваться применением имеющегося у нее инструментария только лишь на стадии исполнения постановлений ЕСПЧ. Сочетание надзорных и правозащитных полномочий прокурора с функцией по представлению интересов в ЕСПЧ позволит вмешиваться и устранять нарушение прав граждан и организаций на всех этапах рассмотрения жалоб против России — с момента их подачи до исполнения постановления.

Использование полномочий прокурора по истребованию материалов уголовных, гражданских и административных дел даст новые возможности и повысит эффективность работы по представлению интересов Российской Федерации.

Единство и централизация системы органов прокуратуры способствуют эффективному использованию ресурсов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, например, для проведения надзорных проверок на основании изложенной в жалобах в международные (межгосударственные) органы, в том числе в ЕСПЧ, информации о фактах нарушений, требующих принятия мер реагирования, а также при необходимости для проработки вопросов о возможности примириться с заявителем от имени нашего государства посредством заключения мирового соглашения.

— Решением Президента Российской Федерации Генпрокуратуре передается штатная численность подразделений Минюста, ранее выполнявших указанные функции. В связи с этим мы будем иметь возможность принять на службу сотрудников министерства, попавших под организационно-штатные мероприятия.

— Проведение этого мероприятия планировалось задолго до принятия решения о передаче Генеральной прокуратуре функций по представительству и защите интересов страны в ЕСПЧ. Этот факт еще раз подтверждает, что правозащитная функция прокуратуры всегда была и остается приоритетным направлением нашей деятельности.

Другое дело, что полномочий для эффективной реализации этой функции теперь у нас стало больше, поскольку с сегодняшнего дня мы можем влиять на эту ситуацию не только внутри страны, но и за ее пределами.

С этой точки зрения предстоящая конференция в Санкт-Петербурге — возможность для нас посмотреть на ситуацию еще шире.

— Учитывая санкции, насколько представительным ожидается мероприятие?

— Несмотря на непростую политическую обстановку, участие в конференции планирует принять целый ряд высокопоставленных представителей государств и международных организаций, в том числе в режиме ВКС (видео-конференц-связи.— “Ъ”). Я выступаю за конструктивный подход и ориентирую на это подчиненных, поскольку наша общая задача с иностранными партнерами — борьба с транснациональной и организованной преступностью — является безусловным приоритетом.

1 Изображения

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

1 июля 2021, 18:20

Генпрокурор России Игорь Краснов в интервью начальнику отдела происшествий “Ъ” Максиму Варывдину рассказал, почему именно надзорный орган был наделен функцией представлять интересы страны в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и других международных судебных инстанциях. Господин Краснов полагает, что, учитывая опыт и возможности прокуратуры, ее новое международно-правовое подразделение будет работать быстро и эффективно, что пойдет на пользу и потерпевшим, с которыми надзор может заключать мировые соглашения.

— Президент поддержал ваше предложение о передаче Генпрокуратуре из Минюста полномочий по представительству и защите интересов России в ЕСПЧ и других международных судебных инстанциях. Чем эта инициатива была обоснована?

— Реализация решения главы государства, уверен, будет надежно обеспечивать защиту интересов Российской Федерации, что является одной из основных наших задач. У прокуратуры имеется солидная организационная и правовая база, которая потенциально превосходит возможности других органов. В условиях непростого контекста международных отношений задействование этих преимуществ сейчас крайне актуально. Тем более что опыт прокурорского представительства уже имеется в ряде стран—членов Совета Европы, к нему нет нареканий.

— Передача означает, что Минюст России не справлялся с этой функцией или выбор был сделан потому, что Генпрокуратура — активный участник международно-правовых отношений?

— Дело однозначно не в том, что Минюст России не справлялся. Начну с того, что защита интересов государства, являющаяся первоочередной функцией уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, как сфера правовой деятельности в полной мере относится и к числу задач прокуратуры, представляющей публичный интерес во всех видах судебного процесса внутри государства. Вполне логично вынести практику нашего судебного представительства и на межнациональный уровень.

В уголовном судопроизводстве прокурор — обязательный участник всех его стадий. Наличие полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, обязательное участие во всех судебных заседаниях дает прокуратуре неоспоримое преимущество по максимально успешному отстаиванию интересов страны по делам о нарушении прав человека в уголовно-процессуальной сфере. Прокуроры обладают универсальным набором правовых средств, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и другими субъектами внутригосударственных правоотношений.

В связи с реализацией правозащитных функций прокурорами проверяется значительный массив обращений, что вместе с результатами в других направлениях деятельности предопределяет их исключительную осведомленность о состоянии законности и правопорядка в стране.

В числе преимуществ организационного характера — разветвленная система органов прокуратуры, расположенных на территории всех городских и районных административно-территориальных центров страны. Это обстоятельство значительно повышает возможности органов прокуратуры по оперативному истребованию информации о фактической и юридической стороне дела, в том числе копий всех относящихся к нему документов.

Наделение прокуроров соответствующими полномочиями повышает эффективность решения насущной проблемы международного права, связанной с неисполнением или затягиванием исполнения решений Европейского суда. Отмечу, что авторитет и опыт Генпрокуратуры России в сфере международно-правового сотрудничества давно признаны в мире.

В совокупности перечисленные факторы в современных условиях придадут необходимый импульс для качественных улучшений по представительству Российской Федерации в наднациональных судебных органах, повышения обеспеченности правовой защиты страны на международной арене.

— В свое время в Генпрокуратуре выдвигалась идея подачи регрессных исков по делам, проигранным в ЕСПЧ, к причинителям вреда и ущерба. Теперь реализуете ее в полной мере?

— Пока ответ на данный вопрос был бы преждевременным. Требуется обстоятельная проработка по нему по мере накопления опыта в обозначенной сфере. Мы будем разбираться с каждым конкретным случаем.

— Возможен ли какой-то принципиально новый подход к исполнению решений ЕСПЧ?

— Генеральная прокуратура Российской Федерации не станет ограничиваться применением имеющегося у нее инструментария только лишь на стадии исполнения постановлений ЕСПЧ. Сочетание надзорных и правозащитных полномочий прокурора с функцией по представлению интересов в ЕСПЧ позволит вмешиваться и устранять нарушение прав граждан и организаций на всех этапах рассмотрения жалоб против России — с момента их подачи до исполнения постановления.

Использование полномочий прокурора по истребованию материалов уголовных, гражданских и административных дел даст новые возможности и повысит эффективность работы по представлению интересов Российской Федерации.

Единство и централизация системы органов прокуратуры способствуют эффективному использованию ресурсов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, например, для проведения надзорных проверок на основании изложенной в жалобах в международные (межгосударственные) органы, в том числе в ЕСПЧ, информации о фактах нарушений, требующих принятия мер реагирования, а также при необходимости для проработки вопросов о возможности примириться с заявителем от имени нашего государства посредством заключения мирового соглашения.

— Решением Президента Российской Федерации Генпрокуратуре передается штатная численность подразделений Минюста, ранее выполнявших указанные функции. В связи с этим мы будем иметь возможность принять на службу сотрудников министерства, попавших под организационно-штатные мероприятия.

— Проведение этого мероприятия планировалось задолго до принятия решения о передаче Генеральной прокуратуре функций по представительству и защите интересов страны в ЕСПЧ. Этот факт еще раз подтверждает, что правозащитная функция прокуратуры всегда была и остается приоритетным направлением нашей деятельности.

Другое дело, что полномочий для эффективной реализации этой функции теперь у нас стало больше, поскольку с сегодняшнего дня мы можем влиять на эту ситуацию не только внутри страны, но и за ее пределами.

С этой точки зрения предстоящая конференция в Санкт-Петербурге — возможность для нас посмотреть на ситуацию еще шире.

— Учитывая санкции, насколько представительным ожидается мероприятие?

— Несмотря на непростую политическую обстановку, участие в конференции планирует принять целый ряд высокопоставленных представителей государств и международных организаций, в том числе в режиме ВКС (видео-конференц-связи.— “Ъ”). Я выступаю за конструктивный подход и ориентирую на это подчиненных, поскольку наша общая задача с иностранными партнерами — борьба с транснациональной и организованной преступностью — является безусловным приоритетом.

Войников В.В. Право Европейского Союза в практике Европейского Суда по правам человека / В.В.Войников. — Текст: непосредственный // Международное правосудие. — 2020. — №1 (33). — С. 50–66.

Европейский Суд по правам человека (далее — ЕСПЧ, Суд) представляет собой ключевой региональный орган международного правосудия в области прав человека. В соответствии со статьей 19 Европейской конвенции по правам человека (далее — ЕКПЧ, Конвенция) ЕСПЧ создается в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней. На сегодняшний день участниками ЕКПЧ выступают только государства, соответственно в предмет судебного контроля является проверка соответствия действий государства-участника положениям ЕКПЧ.


Однако в современном мире права и обязанности у граждан порождают не только национальное законодательство, но и нормы регионального и международного права. Иными словами, в связи с тем, что в настоящее время в мире создана многоуровневая система защиты прав человека, при осуществлении своей деятельности ЕСПЧ анализирует нормы национального, регионального и международного права.


Таким образом, ЕСПЧ в своей деятельности сталкивается с необходимостью анализа норм права, созданных в рамках организаций, не являющихся участниками ЕКПЧ.


ЕКПЧ не является единственным межгосударственным механизмом защиты прав человека в Европе. В рамках Европейского Союза (далее — ЕС), все государства – члены которого являются участниками ЕКПЧ, принят свой собственный свод прав человека в виде Хартии ЕС об основных правах, которая в силу статьи 6 (1) договора о Европейском Союзе (далее — ДЕС) имеет юридическую силу, равную учредительным договорам. Таким образом, на территории государств – членов ЕС действует две региональные европейские системы защиты прав человека, каждая из которых имеет свой собственный орган судебного контроля.


При этом, нормы права ЕС потенциально могут затрагивать права человека. В связи с этим, действия государства по исполнению норм права ЕС, могут быть подвергнуты контролю как на предмет их соответствия первичному праве ЕС, включая Хартию ЕС об основных правах, так и на предмет соответствия ЕКПЧ. Соответственно, одни и те же действия могут получить различную оценку с точки зрения права ЕС и права ЕКПЧ. Очевидно, что ЕСПЧ по указанной категории дел формирует свои позиции, которые могут отличаться от позиций суда ЕС. Данное обстоятельство способно породить ситуацию, при которой государствам – членам ЕС придется выбирать соблюдать ли требования ЕКПЧ или права ЕС.


Указанная ситуация могла бы быть частично разрешена в случае присоединения ЕС к ЕКПЧ, что прямо предусмотрено статьей 6 (2) ДЕС. Однако на сегодняшний момент такое присоединение не состоялось и перспективы завершения присоединения пока не ясны.


Принимая во внимание данные обстоятельства, проблема интерпретации права ЕС со стороны ЕСПЧ представляет собой особую актуальность. Отдельные аспекты указанной проблемы неоднократно выступали предметом исследования со стороны зарубежных и российских исследователей. При этом в российской литературе данная проблематика рассматривалась через призму процесса присоединения ЕС к ЕКПЧ .


Актуальность настоящей темы исследования объясняется также тем, что практика ЕСПЧ по делам, касающимся права ЕС, безусловно, будет иметь свое развитие в отношении и других региональных организаций, и в частности Евразийского экономического Союза (далее — ЕАЭС). Об этом еще в 2013 году, задолго до создания ЕАЭС писал А.С.Исполинов. Несмотря на то, что лишь два из пяти государств – членов ЕАЭС являются участниками ЕКПЧ, перспектива рассмотрения ЕСПЧ споров, связанных с правом ЕАЭС представляется неизбежной. Помимо прочего такая перспектива усиливается ограничениями в юрисдикции суда ЕАЭС. Так, в силу статьи 39 Статута Суда ЕАЭС последний не обладает компетенцией по рассмотрению заявлений физических лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя. При этом право ЕАЭС обладает прямым действием и порождает права и обязанности непосредственно у физических лиц. Таким образом, физические лица, права которых затрагиваются правом ЕАЭС, не имеют эффективных средств судебной защиты. К примеру, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вправе привлекать к ответственности за нарушение права Союза не только хозяйственных субъектов, но и их руководителей, при этом последние правом на судебное обжалование таких решений не обладают.


Цель статьи заключается в выявлении ключевых позиций ЕСПЧ по вопросу соотношения права ЕС и ЕКПЧ, а также систематизации судебной практики ЕСПЧ по вопросам, касающимся права ЕС.


Указанная цель достигается посредством изучения принципов взаимодействия правовой системы ЕС и ЕКПЧ, включая процесс присоединения Союза к Конвенции, анализа практики ЕСПЧ по делам, касающимся права ЕС, установления ключевых сфер, по которым формируется указанная практика, определения характера влияния правовых позиций ЕСПЧ на правоприменительную практику самого ЕС. Кроме того, в работе затронут вопрос о возможном применении правовых позиций ЕСПЧ в рамках Евразийского экономического союза.


Настоящее исследование состоит из двух частей. В первой части рассматривается проблема присоединения ЕС к ЕКПЧ. Во второй части проводится систематизация и анализ позиций ЕСПЧ по делам, связанным с правом ЕС. При этом проблема присоединения ЕС к ЕКПЧ имеет непосредственное отношение к вопросу о судебной практике ЕСПЧ по вопросам, касающимся права ЕС. Это связано с тем, что рассмотрение состояния и перспектив переговоров по вопросу присоединения ЕС к ЕКПЧ позволяет лучше понять особенности и условия формировании правовых позиций ЕСПЧ в отношении применения норм права ЕС.

Генпрокурор России Игорь Краснов в интервью начальнику отдела происшествий “Ъ” Максиму Варывдину рассказал, почему именно надзорный орган был наделен функцией представлять интересы страны в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и других международных судебных инстанциях. Господин Краснов полагает, что, учитывая опыт и возможности прокуратуры, ее новое международно-правовое подразделение будет работать быстро и эффективно, что пойдет на пользу и потерпевшим, с которыми надзор может заключать мировые соглашения.

— Президент поддержал ваше предложение о передаче Генпрокуратуре из Минюста полномочий по представительству и защите интересов России в ЕСПЧ и других международных судебных инстанциях. Чем эта инициатива была обоснована?

— Реализация решения главы государства, уверен, будет надежно обеспечивать защиту интересов Российской Федерации, что является одной из основных наших задач. У прокуратуры имеется солидная организационная и правовая база, которая потенциально превосходит возможности других органов. В условиях непростого контекста международных отношений задействование этих преимуществ сейчас крайне актуально. Тем более что опыт прокурорского представительства уже имеется в ряде стран—членов Совета Европы, к нему нет нареканий.

— Передача означает, что Минюст России не справлялся с этой функцией или выбор был сделан потому, что Генпрокуратура — активный участник международно-правовых отношений?

— Дело однозначно не в том, что Минюст России не справлялся. Начну с того, что защита интересов государства, являющаяся первоочередной функцией уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, как сфера правовой деятельности в полной мере относится и к числу задач прокуратуры, представляющей публичный интерес во всех видах судебного процесса внутри государства. Вполне логично вынести практику нашего судебного представительства и на межнациональный уровень.

В уголовном судопроизводстве прокурор — обязательный участник всех его стадий. Наличие полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, обязательное участие во всех судебных заседаниях дает прокуратуре неоспоримое преимущество по максимально успешному отстаиванию интересов страны по делам о нарушении прав человека в уголовно-процессуальной сфере. Прокуроры обладают универсальным набором правовых средств, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и другими субъектами внутригосударственных правоотношений.

В связи с реализацией правозащитных функций прокурорами проверяется значительный массив обращений, что вместе с результатами в других направлениях деятельности предопределяет их исключительную осведомленность о состоянии законности и правопорядка в стране.

В числе преимуществ организационного характера — разветвленная система органов прокуратуры, расположенных на территории всех городских и районных административно-территориальных центров страны. Это обстоятельство значительно повышает возможности органов прокуратуры по оперативному истребованию информации о фактической и юридической стороне дела, в том числе копий всех относящихся к нему документов.

Наделение прокуроров соответствующими полномочиями повышает эффективность решения насущной проблемы международного права, связанной с неисполнением или затягиванием исполнения решений Европейского суда. Отмечу, что авторитет и опыт Генпрокуратуры России в сфере международно-правового сотрудничества давно признаны в мире.

В совокупности перечисленные факторы в современных условиях придадут необходимый импульс для качественных улучшений по представительству Российской Федерации в наднациональных судебных органах, повышения обеспеченности правовой защиты страны на международной арене.

— В свое время в Генпрокуратуре выдвигалась идея подачи регрессных исков по делам, проигранным в ЕСПЧ, к причинителям вреда и ущерба. Теперь реализуете ее в полной мере?

— Пока ответ на данный вопрос был бы преждевременным. Требуется обстоятельная проработка по нему по мере накопления опыта в обозначенной сфере. Мы будем разбираться с каждым конкретным случаем.

— Возможен ли какой-то принципиально новый подход к исполнению решений ЕСПЧ?

— Генеральная прокуратура Российской Федерации не станет ограничиваться применением имеющегося у нее инструментария только лишь на стадии исполнения постановлений ЕСПЧ. Сочетание надзорных и правозащитных полномочий прокурора с функцией по представлению интересов в ЕСПЧ позволит вмешиваться и устранять нарушение прав граждан и организаций на всех этапах рассмотрения жалоб против России — с момента их подачи до исполнения постановления.

Использование полномочий прокурора по истребованию материалов уголовных, гражданских и административных дел даст новые возможности и повысит эффективность работы по представлению интересов Российской Федерации.

Единство и централизация системы органов прокуратуры способствуют эффективному использованию ресурсов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, например, для проведения надзорных проверок на основании изложенной в жалобах в международные (межгосударственные) органы, в том числе в ЕСПЧ, информации о фактах нарушений, требующих принятия мер реагирования, а также при необходимости для проработки вопросов о возможности примириться с заявителем от имени нашего государства посредством заключения мирового соглашения.

— Решением Президента Российской Федерации Генпрокуратуре передается штатная численность подразделений Минюста, ранее выполнявших указанные функции. В связи с этим мы будем иметь возможность принять на службу сотрудников министерства, попавших под организационно-штатные мероприятия.

— Проведение этого мероприятия планировалось задолго до принятия решения о передаче Генеральной прокуратуре функций по представительству и защите интересов страны в ЕСПЧ. Этот факт еще раз подтверждает, что правозащитная функция прокуратуры всегда была и остается приоритетным направлением нашей деятельности.

Другое дело, что полномочий для эффективной реализации этой функции теперь у нас стало больше, поскольку с сегодняшнего дня мы можем влиять на эту ситуацию не только внутри страны, но и за ее пределами.

С этой точки зрения предстоящая конференция в Санкт-Петербурге — возможность для нас посмотреть на ситуацию еще шире.

— Учитывая санкции, насколько представительным ожидается мероприятие?

— Несмотря на непростую политическую обстановку, участие в конференции планирует принять целый ряд высокопоставленных представителей государств и международных организаций, в том числе в режиме ВКС (видео-конференц-связи.— “Ъ”). Я выступаю за конструктивный подход и ориентирую на это подчиненных, поскольку наша общая задача с иностранными партнерами — борьба с транснациональной и организованной преступностью — является безусловным приоритетом.

1 Изображения

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

1 июля 2021, 18:20

Генпрокурор России Игорь Краснов в интервью начальнику отдела происшествий “Ъ” Максиму Варывдину рассказал, почему именно надзорный орган был наделен функцией представлять интересы страны в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и других международных судебных инстанциях. Господин Краснов полагает, что, учитывая опыт и возможности прокуратуры, ее новое международно-правовое подразделение будет работать быстро и эффективно, что пойдет на пользу и потерпевшим, с которыми надзор может заключать мировые соглашения.

— Президент поддержал ваше предложение о передаче Генпрокуратуре из Минюста полномочий по представительству и защите интересов России в ЕСПЧ и других международных судебных инстанциях. Чем эта инициатива была обоснована?

— Реализация решения главы государства, уверен, будет надежно обеспечивать защиту интересов Российской Федерации, что является одной из основных наших задач. У прокуратуры имеется солидная организационная и правовая база, которая потенциально превосходит возможности других органов. В условиях непростого контекста международных отношений задействование этих преимуществ сейчас крайне актуально. Тем более что опыт прокурорского представительства уже имеется в ряде стран—членов Совета Европы, к нему нет нареканий.

— Передача означает, что Минюст России не справлялся с этой функцией или выбор был сделан потому, что Генпрокуратура — активный участник международно-правовых отношений?

— Дело однозначно не в том, что Минюст России не справлялся. Начну с того, что защита интересов государства, являющаяся первоочередной функцией уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, как сфера правовой деятельности в полной мере относится и к числу задач прокуратуры, представляющей публичный интерес во всех видах судебного процесса внутри государства. Вполне логично вынести практику нашего судебного представительства и на межнациональный уровень.

В уголовном судопроизводстве прокурор — обязательный участник всех его стадий. Наличие полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, обязательное участие во всех судебных заседаниях дает прокуратуре неоспоримое преимущество по максимально успешному отстаиванию интересов страны по делам о нарушении прав человека в уголовно-процессуальной сфере. Прокуроры обладают универсальным набором правовых средств, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и другими субъектами внутригосударственных правоотношений.

В связи с реализацией правозащитных функций прокурорами проверяется значительный массив обращений, что вместе с результатами в других направлениях деятельности предопределяет их исключительную осведомленность о состоянии законности и правопорядка в стране.

В числе преимуществ организационного характера — разветвленная система органов прокуратуры, расположенных на территории всех городских и районных административно-территориальных центров страны. Это обстоятельство значительно повышает возможности органов прокуратуры по оперативному истребованию информации о фактической и юридической стороне дела, в том числе копий всех относящихся к нему документов.

Наделение прокуроров соответствующими полномочиями повышает эффективность решения насущной проблемы международного права, связанной с неисполнением или затягиванием исполнения решений Европейского суда. Отмечу, что авторитет и опыт Генпрокуратуры России в сфере международно-правового сотрудничества давно признаны в мире.

В совокупности перечисленные факторы в современных условиях придадут необходимый импульс для качественных улучшений по представительству Российской Федерации в наднациональных судебных органах, повышения обеспеченности правовой защиты страны на международной арене.

— В свое время в Генпрокуратуре выдвигалась идея подачи регрессных исков по делам, проигранным в ЕСПЧ, к причинителям вреда и ущерба. Теперь реализуете ее в полной мере?

— Пока ответ на данный вопрос был бы преждевременным. Требуется обстоятельная проработка по нему по мере накопления опыта в обозначенной сфере. Мы будем разбираться с каждым конкретным случаем.

— Возможен ли какой-то принципиально новый подход к исполнению решений ЕСПЧ?

— Генеральная прокуратура Российской Федерации не станет ограничиваться применением имеющегося у нее инструментария только лишь на стадии исполнения постановлений ЕСПЧ. Сочетание надзорных и правозащитных полномочий прокурора с функцией по представлению интересов в ЕСПЧ позволит вмешиваться и устранять нарушение прав граждан и организаций на всех этапах рассмотрения жалоб против России — с момента их подачи до исполнения постановления.

Использование полномочий прокурора по истребованию материалов уголовных, гражданских и административных дел даст новые возможности и повысит эффективность работы по представлению интересов Российской Федерации.

Единство и централизация системы органов прокуратуры способствуют эффективному использованию ресурсов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, например, для проведения надзорных проверок на основании изложенной в жалобах в международные (межгосударственные) органы, в том числе в ЕСПЧ, информации о фактах нарушений, требующих принятия мер реагирования, а также при необходимости для проработки вопросов о возможности примириться с заявителем от имени нашего государства посредством заключения мирового соглашения.

— Решением Президента Российской Федерации Генпрокуратуре передается штатная численность подразделений Минюста, ранее выполнявших указанные функции. В связи с этим мы будем иметь возможность принять на службу сотрудников министерства, попавших под организационно-штатные мероприятия.

— Проведение этого мероприятия планировалось задолго до принятия решения о передаче Генеральной прокуратуре функций по представительству и защите интересов страны в ЕСПЧ. Этот факт еще раз подтверждает, что правозащитная функция прокуратуры всегда была и остается приоритетным направлением нашей деятельности.

Другое дело, что полномочий для эффективной реализации этой функции теперь у нас стало больше, поскольку с сегодняшнего дня мы можем влиять на эту ситуацию не только внутри страны, но и за ее пределами.

С этой точки зрения предстоящая конференция в Санкт-Петербурге — возможность для нас посмотреть на ситуацию еще шире.

— Учитывая санкции, насколько представительным ожидается мероприятие?

— Несмотря на непростую политическую обстановку, участие в конференции планирует принять целый ряд высокопоставленных представителей государств и международных организаций, в том числе в режиме ВКС (видео-конференц-связи.— “Ъ”). Я выступаю за конструктивный подход и ориентирую на это подчиненных, поскольку наша общая задача с иностранными партнерами — борьба с транснациональной и организованной преступностью — является безусловным приоритетом.

Читайте также: