Особенности судебных речей р а руденко

Обновлено: 28.04.2024

1. Из истории судебного красноречия

Судебное публичное говорение - один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна, народ вносят в него изменения, обоснованные потребностями общественной жизни[24].


Судебное красноречие в Древней Греции

Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции, когда развилась государственность, когда усилилось влияние демократической группировки и оживилась деятельность народных масс в жизни развитых греческих полисов, умение говорить убедительно, искусство публичной речи стало жизненно необходимым. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои взгляды и интересы в Народном собрании или суде. И политическая судьба многих граждан Афин во многом зависела от умения говорить публично.

Практическое применение ораторское искусство получило в Сицилии. Там уже наметились его основные виды: политическое и судебное, распространившееся затем в Афинах в V в. до н.э. - период общественного расцвета, роста культуры.

Особенно распространенным жанром ораторского искусства были судебные речи. Судиться в Афинах было делом нелегким: института прокуроров не было, обвинителем мог выступать любой афинянин. Не было на суде и защитников. Знаменитые же законы Солона предусматривали, что каждый афинянин должен лично защищать свои интересы в суде. Не все афиняне обладали даром слова, не все умели хорошо говорить, вести спор, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Поэтому тяжущимся приходилось обращаться за помощью к логографам - людям, которые обладали ораторским талантом и составляли за плату тексты защитительных речей. Обвиняемый заучивал речь наизусть и в суде произносил ее от своего имени. На первом месте в речи стояло не убеждение в своей невиновности, а воздействие на чувства, стремление разжалобить судей, привлечь их на свою сторону.

Форма речи и искусство выступавшего играли не меньшую роль, чем содержание. Поэтому каждая судебная речь должна была начинаться вступлением, излагающим суть данного дела, для того чтобы заранее повлиять на судей. За вступлением шел рассказ о событиях, связанных с делом. Главная цель рассказа - заставить судей поверить в правдивость выступающего. В этой части использовались художественные элементы речи. Далее следовало доказательство. Заканчивалась речь эпилогом, который должен был вызвать сочувствие к обвиняемому и произвести особенно сильное воздействие. В соответствии с этим заключение было патетичным.

Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах.

Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.) представлял софистское направление в ораторском искусстве (греч. sophistes - искусник, мудрец). Софисты были прекрасными ораторами, владели законами логики, искусством спора, умели воздействовать на слушателей. Но их ораторское мастерство носило чисто формальный, показной характер. Считая, что понятие и сама истина относительны, софисты понимали цель ораторского искусства не как выяснение истины, а как убеждение слушателей в чем-либо во что бы то ни стало и выражали мнение, что любое положение можно доказать и опровергнуть.

Горгий обучал юношей из богатых семей практическому красноречию, умению логично мыслить и публично говорить. Слово, считал Горгий, есть великий властелин, так как оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить. Но чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Искусные речи Горгия, игравшие роль политических памфлетов, призывавшие к борьбе против тиранов, привлекали внимание и прославили его имя. Речи Горгия изобиловали метафорами, сравнениями, антитезами, предложениями с одинаковыми окончаниями. Разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, симметрично построенные фразы с рифмой в конце известны как горгиевы фигуры. Известен был Горгий и как логограф.

Однако Лисий еще не выработал сложной техники доказательств, мало пользовался логическими доводами; главное внимание он уделял убедительному изложению обстоятельств дела, образному рассказу. Перед нами предстают картины повседневной жизни афинянина, описания его жилища. Мы видим мошенников, не соблюдающих законов, и хлебных спекулянтов, и пенсионера-инвалида, которого по доносу хотят лишить пенсии; слышим сурового и простодушного Евфилета, говорящего об убийстве Эратосфена.

Древние критики отмечали умение Лисия создавать портреты, отражать характеры, психологию и стиль клиентов. Речи Лисия продуманы были от начала до конца: естественное вступление, образное повествование, отсутствие ложного пафоса, умеренность в использовании изобразительных средств (в основном - сравнения, повторы), краткость, строгий вывод. Лисий заложил основы композиции судебной речи.

В ораторской школе, которую открыл Исократ, была разработана композиция ораторского произведения. В нее входили: 1) введение, цель которого - привлечь внимание и вызвать благожелательность слушателей; 2) убедительное изложение предмета выступления; 3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

Знаменитым греческим оратором был Демосфен (384-322 до н.э.), который точностью выражения мысли, ее обоснованностью, великолепием и пышностью слога превзошел всех, кто соперничал с ним в судах.

Сам Демосфен говорил, что его ораторские способности - всего лишь некоторый навык. Все его речи отражают его настойчивый характер. Еще в детстве, услышав судебную речь Каллистрата, он был поражен силой слова, которое, как он ясно понял, способно пленять и покорять слушателей. С тех пор он стал усердно упражняться в произнесении речей, надеясь со временем сделаться настоящим оратором. У него был слабый голос, плохая дикция, прерывистое дыхание, нервное подергивание плеча. Но ежедневные напряженные занятия и упражнения помогли укрепить голос, отработать дыхание и дикцию, преодолеть подергивание плеча, приобрести соответствующие манеры.


Судоговорение в Древнем Риме

Противостояние рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев наложило яркий отпечаток на римское ораторское искусство. Форум, где мог выступить каждый свободный гражданин Рима, постоянно слышал процессы по обвинению в вымогательстве, насилии, пристрастии и изменах. Крупным римским оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон Старший (234-149 до н.э.). Историк и агроном, полководец и государственный деятель, он был родоначальником латинского красноречия, и главное в его речах - их большой внутренний смысл. Когда Катон выступал обвинителем в суде, он всегда исходил из существа дела, ясно и логично излагал мысли, давал объективные оценки явлениям. Любой его противник оказывался побежденным. Говорил Катон с особым подъемом, целеустремленно, с жестикуляцией, что считалось главным достоинством оратора. Основные качества его речей - это точность, краткость и стилистическое изящество. Цветы красноречия использовались для того, чтобы глубже проникнуть в существо вопроса, например, повторы употреблялись для усиления мысли, которая должна проникнуть в сознание слушателей.

Славу выдающегося судебного оратора приобрел Гальба, который обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать в речи доказательства. Ораторское мастерство Гальбы в полной мере соответствовало требованиям Цицерона к оратору, который должен уметь убеждать точными доводами, волновать души слушателей внушительной и действенной речью, воодушевлять судью. Нередко Гальба произносил защитительные речи столь яркие, что заканчивались они под шум рукоплесканий.

В середине II в. до н.э. значение судебного красноречия в Древнем Риме возрастает; теория судебной речи разрабатывается на базе греческого наследия. Судебная речь делилась обыкновенно на пять частей: 1) вступление; 2) изложение обстоятельств дела; 3) приведение доводов в пользу своей точки зрения; 4) опровержение доводов противника; 5) заключение. Начало речи должно было привлечь внимание судей и настроить их благосклонно, поэтому его необходимо было тщательно отделать, однако оно должно быть скромным по форме. Для аргументации существовал целый ряд правил. Все самые действенные приемы оратор оставлял на заключительную часть. Для каждой композиционной части существовали соответствующие украшения речи. Обращение во вступлении речи можно было употреблять только в исключительных случаях.

Римские риторические школы старались привить ученикам навыки судебного ораторского искусства, учили подбирать аргументы, применять так называемые общие места, учили пользоваться украшениями. Риторы прекрасно владели правилами публичной речи, знали и учитывали законы логики, умели внушать свои мысли огромной аудитории.

Знаменитым судебным оратором этого периода был Гай Папирий Карбон (ум. 82 до н.э.), который блестяще показал себя во многих процессах по уголовным и гражданским делам. Цицерон называл его в числе великих и самых красноречивых ораторов.

В те же годы был еще один знаменитый адвокат - Гай Скрибоний Куриондед. Цицерон назвал его оратором поистине блистательным, а речь Куриона в защиту Сервия Фульвия о кровосмешении - образцом красноречия.

Судебные речи Марка Антония (143-87 до н.э.) имели политический оттенок. Главным оружием в его защите был пафос. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку и, обладая даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.

Последним ярким представителем доцицероновского периода римского судебного красноречия был Квинт Гортензий Гортал. Речь Гортензия, всегда отработанная, изящная и доступная, покоряла слушателей благородством мыслей, точным и уместным выбором слов и конструкций. Ясность речей достигалась тем, что оратор умело выделял главные пункты, анализировал и оспаривал доводы противной стороны и в конце представлял новые, бесспорные аргументы. Гортензий ввел два приема, каких не было ни у кого другого: разделение, где перечислял, о чем будет говорить, и заключение, в котором напоминал все доводы противника и свои.

Голос Гортензия отличался приятностью и ровностью, манеры - достоинством, жесты - одушевлением. Каждое его появление в суде вызывало восторг слушателей.

Но на первый план Цицерон выдвигал труд. Он много работал над голосом, чтобы устранить его природную слабость и придать ему приятное звучание и силу. Всегда тщательно готовился к произнесению речей, постоянно совершенствовал свое ораторское мастерство. Наиболее полезным для оратора Цицерон считал этику и логику, философию, историю и литературу, так как знание логики помогает логически правильно построить речь, знание этики - выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Философия, история и литература делают интересным то, что уже известно.

Расположению материала (expositio) Цицерон придавал большое значение. Он разработал композицию судебной речи, которая обеспечивала максимально легкое усвоение материала. Речь состояла из шести частей: 1-я часть - вступление, которое должно вызвать симпатии к оратору, сосредоточить внимание слушателей, подготовить их к тому решению, которое предложит оратор; 2-я часть (Partitio) - план выступления, в котором он ясно указывал основные положения защиты и выдвигал тезис; 3-я часть (Narratio) - рассказ о том, как произошло преступление. Самой главной частью речи Цицерон считал 4-ю - доказательства (Probatio). Для доказательства оратор привлекал факты двоякого рода: одни из них должны действовать на ум слушателей (argumentum); другие - воздействовать на чувства, что особенно важно в конце речи. Затем шла 5-я часть (Repetitio) - повторение решающих доводов, чтобы они лучше запечатлелись в сознании суда. И заканчивалась речь подведением итогов (Peroratio).

Главная сила речей Цицерона - в их содержательности, умении подбирать веские доказательства, в логичном расположении материала. Он постепенно и целенаправленно разбивал все нападки противников, старался не столько победить, сколько убедить.


Искусство судебной речи в IV - XIV вв .

В IV-V вв. искусство судебной речи развивается в Древней Грузии. Оратор IVв., видный деятель знаменитой Колхидской риторической школы Фартадзе считал, что судебная речь должна быть строго аргументирована юридически. Древнеармянский философ VI в. Давид Анахт среди жанров ораторского искусства выделял судебное красноречие.

В XII-XIV вв. искусство публичного спора в Грузии и Армении достигло высокого уровня. В XIV в. успешно развивается судебное красноречие в Италии. А в XV в. красноречие в сфере правовых отношений развивалось в государствах Средней Азии.

Средние века, с их феодальным строем, господством церкви, с отстранением народа от общественных дел, не могли содействовать развитию красноречия: дела в судах решались формально, и слово не имело большого значения.


Судебное ораторское искусство Франции


Судебное красноречие в дореволюционной России

Безусловно, все ораторы различны по своим характеристикам: от страстного, эмоционального борца за истину до спокойного, бесстрастного исследователя фактов. В речах одних ораторов, например, А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, Н.П. Карабчевского, П.А. Александрова, К.Ф. Хартулари, К.К. Арсеньева, Н.И. Холева, мы находим всесторонний глубокий разбор обстоятельств дела, доказательств, глубину и ясность мысли, строгую логику рассуждений. Умелой полемикой с процессуальным противником и экспертом славились В.Д. Спасович, Н.И. Холев, К.К. Арсеньев, К.Ф. Хартулари, Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов; их речи характеризуются строгой логичностью. В речах А.Ф. Кони, К.Ф. Хартулари, С.А. Андреевского, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусова, В.Д. Спасовича, М.Г. Казаринова, В.И. Жуковского видим тонкий психологический анализ действий подсудимого. Речи Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского отличались необыкновенной образностью, выразительностью.

Но объединяло их прежде всего уважение к своей профессии, широкая образованность, правовая и общая эрудиция, богатство и глубина мыслей, тщательный анализ собранных доказательств, сила слова, что делало их речи убедительными. Многие русские судебные ораторы были одаренными людьми, деятельность юриста сочетали с литературной и научной работой. А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, К.К.Арсеньев, А.В. Лохвицкий, А.М. Бобрищев-Пушкин - авторы многих работ по уголовному праву и уголовному судопроизводству, авторы учебников.

А.Ф. Кони, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, К.К. Арсеньев, A.M. Бобрищев-Пушкин, П.Н. Обнинский, А.И. Урусов, В.М. Пржевальский, Н.И. Холев, М.Г. Казаринов писали стихи или прозаические произведения, очерки о русских писателях, сотрудничали в журналах. Так, А.Ф. Кони - автор очерков о Пушкине, Одоевском, Григоровиче, Писемском, Островском, Некрасове, Гончарове, Тургеневе, Достоевском, Толстом.

А.И. Урусов много времени посвящал журналистской деятельности, выступал как литератор и театральный критик.


Судоговорение в советский и постсоветский периоды

В развитии искусства обвинительной речи заметную роль сыграл Р.А. Руденко (1907-1981), с 1953 по 1981 г. занимавший пост Генерального прокурора СССР. Высокая общая и правовая культура, глубокие знания, принципиальность характеризовали оратора. Его обвинительные речи содержали всестороннюю аргументацию, убедительность, строгую логику изложения, глубокий психологический анализ. Всегда четко формулировался тезис, после разностороннего аргументированного анализа действий подсудимых делались четкие выводы. Прочитайте речь Р.А. Руденко по делу американского летчика-шпиона Пауэрса (1960), чтобы убедиться в этом. Р.А. Руденко был главным обвинителем от Советского Союза на Нюрнбергском процессе 1945-1946 гг. по делу о главных военных преступниках.

В.И. Царев - прокурор Владимирской области, теоретик судебной речи. Большой практический опыт, эрудиция, кропотливые, вдумчивые социологические исследования помогали ему при поддержании государственного обвинения вскрывать причины и условия, способствовавшие правонарушению. Выступления его в суде всегда отличались глубиной мысли, аргументированностью, хорошей формой изложения, образностью языка. Большим достоинством их является широкое использование художественных образов.

Сорок лет защищал законные права советских граждан московский адвокат В.Л. Россельс, судебные речи которого принципиальны, содержат глубокий анализ действий и личности подсудимого, убедительную оценку доказательств. Они легко читаются и воспринимаются; содержат разнообразные синтаксические конструкции. В них часто используется градация.

Примечания:

К сожалению, оно, а также материалы 1-й и 2-й глав были переписаны без сноски на источник автором книги "Риторика: заговори, и я скажу, кто ты".

В наше время в нем произошли далеко не лучшие изменения, заставившие говорить и писать о том, что "сегодня число тех, кто несет в суд откровенно плохие речи, стало так велико, что пришла пора говорить не об улучшении судебных выступлений, а о подлинном возрождении судебного ораторского искусства" [130. С. 49].

Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. М.; Л., 1964. С. 12.

См. об этом: Соболева А. Образ русского судебного оратора // Российская юстиция. 2004. № 2-3.


Древнегреческий мудрец Скилеф

Ора́торское иску́сство — искусство публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Публичная судебная речь — один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна вносят в него свои изменения, мотивированные потребностями общественной жизни. Владение ораторским искусством играет огромную роль, в профессиональной деятельности адвоката-защитника. Это один из наиболее сложных, ответственных и даже творческих моментов его участия в уголовном судопроизводстве. Мастерство юристов-ораторов иногда называют красноречием. Красноречие — это умение говорить красиво и убедительно, это сочетание таланта оратора и конкретных знаний и умений, усвоенных в процессе изучения.

Россия знает множество выдающихся ораторов-адвокатов. Речи ведущих адвокатов 19 века Ф. Н. Плевако, С. А. Андриевского, А. И. Урусова, В. Д. Спасовича, В. Д. Стасова, Н. П. Карабчевского вошли в классику судебных речей международного уровня.

Что касается ораторского искусства, как неотъемлемой составляющей профессиональной квалификации адвоката, то оно понимается как совокупность знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи. Это умение подбирать подходящий материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определённое влияние на слушателей; это умение опровергать и доказывать, умение убеждать; это речевой профессионализм. Речь, составленная по всем правилам ораторского искусства на базе знаний закона, приемов судебного красноречия, по строгим законам логики и здравого смысла, плюс произнесенная талантливым оратором, может изменить ход судебного процесса в сторону, нужную адвокату. Вот в чем значение ораторского искусства.

Обязательной частью уголовного судопроизводства являются судебные прения, где государственный обвинитель и защитник излагают свои выводы, то есть произносят судебные речи. Судебная речь — это публичное выступление, оно представляет собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения оппоненту. Она направлена на определенную аудиторию слушателей: суд, иных участников процесса и всех присутствующих в зале судебного заседания, а также, создаёт внутреннее мнение судей, помогает им глубже разобраться во всех обстоятельствах дела, полно и непредвзято исследовать эти обстоятельства, установить истину по делу и принять единственно правильное решение. Кроме всего прочего судебная речь повышает уровень правовой грамотности граждан и формирует уважительное отношение к закону.

Судебные прения это завершение деятельности адвоката в суде. Подводится итог всей трудоёмкой работе в ходе следствия, как предварительного, так и судебного. Основная цель адвоката в прениях состоит в том, чтобы способствовать формированию у суда убеждения, благоприятного для подзащитного. Поэтому судебная речь должна отвечать всем правилам, выработанным адвокатской практикой, нуждается в тщательной и углубленной подготовке, хотя в каждом отдельном случае содержание защитительной речи определяется конкретными задачами, обусловленными содержанием дела. Судебные прения сторон нередко носят полемический, острый характер. Поэтому, выступая в суде, адвокат должен достаточно убедительно аргументировать своё изложение фактов, опровергать неверные, с его точки зрения, соображения и доводы противной стороны, указывать на несостоятельность приводимых аргументов. Выделяя принципы судебной речи к ним следует отнести тактичность, нравственную безупречность, законность, объективность и умеренность.

Копировать чьи-то приёмы произнесения речи не стоит пытаться ни в коем случае. Необходимо искать свой стиль.

Из всего этого следует, то, что для адвоката крайне не корректно и нежелательно использовать судебные прения для оскорбительных выпадов в чей-либо адрес. Обычно адвокатскую речь принято делить на вступительную, главную и заключительную части. Существенная доля успеха адвоката определяется удачным вступлением, оно знакомит с темой выступления и подготавливает к восприятию фактов, порой сухих и малоинтересных, но, в большинстве случаев, очень важных. И восприятие данных фактов судом будет зависеть именно от вступления.

Обязательно, после оценки всех собранных доказательств, защитник в своей речи должен обратиться к личности своего клиента. Это должны быть данные о его прошлой и настоящей жизни, семье, психологии, здоровье и т. д. Адвокат должен проникнуть в психологию подзащитного, раскрыть его внутренний мир, переживания, объяснить поступки. Речь прозвучит убедительно и ярко, когда защитник будет искренним в желании помочь своему клиенту. Обязательно нужно найти и показать суду положительные стороны данного человека, и, если он признаётся в совершении деяния, заострить внимание суда на его раскаянии.

Адвокат, участвуя в процессе исследования, не ставит перед собой задачу полного выявления истины. Достаточно доказать правдивость отдельных обстоятельств, тех которые или снимают ответственность или смягчают её.

В любом деле, даже весьма непривлекательном для защиты, обязательно нужно найти объяснения, почему было совершено то, что ставится в вину вашему клиенту. Объяснение должно быть понятным, простым и, самое главное убедительным, в противном случае может получиться эффект, совершенно противоположный желаемому.

Формулируя окончательные выводы, адвокат обращается к суду с просьбой оправдать подсудимого или же назначить ему условное наказание. Это зависит от позиции защитника по конкретному делу. В заключении необходимо еще раз, буквально в двух словах подчеркнуть самые существенные, ключевые моменты речи. Последние фразы должны быть яркими и выразительными, тогда они обязательно запомнятся и произведут должное впечатление.

Не рекомендуется выражать личное мнение, прежде всего надо ссылаться на заключение экспертов, оценку вещественных доказательств, показания свидетелей. Необходимо обращать внимание на сильные позиции защиты, а не делать акцент на слабости обвинения. Слабые стороны необходимо упомянуть очень осторожно не вдаваясь в подробности.

Свою позицию по делу, в течение выступления, следует не забывать повторять много раз, но в различных позициях. Речь должна быть ясной и последовательной. Адвокату необходимо определённое время, для изложения всего того, что он, тщательно взвесив, хотел сказать. Об этом не стоит забывать и обязательно соблюдать это условие.

Миссия адвоката считается выполненной, если ему удаётся раскрыть слабые стороны обвинения, и полностью или частично показать его безосновательность.

Основные термины (генерируются автоматически): ораторское искусство, судебная речь, адвокат, речь, дело, публичное выступление, суд, уголовное судопроизводство, умение.


Важной вехой в истории российской прокуратуры стало её участие в Нюрнбергском процессе. Несмотря на очевидность всех чудовищных преступлений против нации и человечества фашистские преступники отрицали свою вину в надежде на невозможность её доказать.

Но благодаря грамотной и слаженной работе сотрудников прокуратуры Советского Союза и непосредственно поддерживавшему государственное обвинение от СССР Роману Андреевичу Руденко, обеспечивших проведение масштабной работы по сбору доказательств преступных деяний немецко-фашистских захватчиков на оккупированных территориях СССР, обеспечению сохранности документов, книг, статей и публичных выступлений нацистских лидеров, фотографий, документальных фильмов, кинохроники, а также организации участия в судебном процессе свидетелей, в том числе из числа руководящих лиц вермахта, вина нацистских преступников в преступлениях против мира и человечества в ходе судебного процесса была доказана, большинство из них были приговорены к высшей мере наказания.


Местом проведения суда был выбран Дворец юстиции в немецком городе Нюрнберг. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба – правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей.


Ярчайшим примером роли прокурора в мировой истории является участие Руденко в международном судебном процессе над бывшими главарями гитлеровской Германии. Роман Адреевич – выдающийся советский юрист, генеральный прокурор Союза Советских Социалистических Республик, действительный государственный советник юстиции. После Нюрнбергского триумфа Роман Андреевич по праву стал считаться советским деятелем мирового масштаба. О молодом советском прокуроре – на момент процесса ему было 38 лет – в дни Нюрнбергского процесса узнал и услышал весь мир.

Процесс начался 20 ноября 1945 года в 10 часов утра и завершился вынесением приговора 1 октября 1946 года. Были приложены колоссальные усилия, чтобы в течение 403 дней проанализировать и, самое главное, выслушать показания 116 свидетелей военных преступлений, изуверств и пыток, творимых фашистскими захватчиками.

Главным предметом рассмотрения были преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание агрессивной войны в нарушение международных договоров и соглашений); преступления против человечности (убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокие преступления), военные преступления (нарушения законов и обычаев войны); заговор с целью совершения данных преступных действий.

Для координации действий главных обвинителей на Нюрнбергском процессе был учрежден Комитет обвинителей, в состав которого входили главные обвинители от СССР, Англии, США и Франции.


Обвинительное заключение в отношении 24 обвиняемых, входивших в высшее руководство фашистской Германии, состояло из четырёх разделов, с приложениями и формулировками индивидуальной ответственности каждого.

В заключительной речи Руденко прежде всего суммировал все обвинения. Главный обвинитель от СССР в своем выступлении уделил внимание и критикам Нюрнбергского процесса. Адвокаты обвиняемых и тайные сторонники нацистов вне зала суда не раз выдвигали вопросы о неправомерности тех или иных действий трибунала. Руденко дал на них развёрнутые и полные ответы с точки зрения теории и практики права, показал несостоятельность аргументов и отвратительное лицемерие защитников.

Речь Руденко отличали широта обобщений и глобальность выводов. Сделать это по горячим следам войны, находясь в плену эмоций, было очевидно непросто. Роман Андреевич в своем выступлении поднялся до философских высот осмысления мировой трагедии, разоблачил глубинную сущность фашизма, людоедские планы уничтожения целых государств и народов, опасность идей национального превосходства для всего человечества. Его доводы легли в основу признания агрессивной войны тягчайшим преступлением.

Выступление прокурора получилось громким. Международный резонанс был необычайно бурным. Люди во всех уголках Земли восприняли речь Руденко так, как будто он говорил не только от лица СССР, а от их имени, от всего человечества.

После Нюрнбергского триумфа Роман Андреевич Руденко стал считаться советским деятелем мирового масштаба и навсегда вписал образ советского прокурора историю мировой юстиции.

Константин СЕМЁНОВ,

прокурор отдела по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних прокуратуры Республики Саха (Якутия),

Читайте также: