Особенности конструкции пассажирских судов

Обновлено: 02.05.2024

  • Пассажи́рское су́дно — один из классов судов, согласно определению Конвенции СОЛАС (п. f Правила 2 Главы I), означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров. В эту категорию не включают грузовые суда, которые способны перевозить ограниченное число пассажиров, однако большинство пассажирских судов способны перевозить дополнительно почту, а также различные грузы.

Несмотря на то, что пассажирские суда относятся к гражданскому флоту, их могут использовать в военных целях в качестве войсковых транспортов, госпитальных судов. Быстроходные пассажирские лайнеры также использовались в качестве вспомогательных крейсеров до середины Второй мировой войны.

Океанский лайнер – традиционный тип пассажирского судна. Однако с развитием авиации данный вид транспорта стал ненужным.

Зато стали популярными круизные суда для пассажиров, участвующих в групповой туристической программе с целью кратковременных туристических посещений согласно расписанию одного или нескольких портов, открытых для захода иностранных судов.

Связанные понятия

Ли́хтер (нидерл. lichter) — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.

Сухогруз, или сухогрузное судно, — грузовое судно речного или морского базирования, приспособленное для перевозки различных сухих грузов, например сыпучих (в частности, зерна), леса, щепы, минеральных удобрений, специальных контейнеров международного стандарта и др. Часто оснащается двойным дном и бортами для повышения безопасности плавания.

Рефрижераторное судно — грузовое судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов. В зависимости от температурных режимов грузовых помещений рефрижераторные суда делятся на низкотемпературные, предназначенные для перевозки замороженных грузов, универсальные — для перевозки любого груза, а также фруктовозы — суда с усиленной вентиляцией помещений, приспособленные для перевозки плодов. Рефрижераторные суда обычно многопалубные, с небольшой.

Строительный номер или заводской номер — данное судну обозначение во время его строительства, сравнимое с заводским номером других промышленных изделий: паровозов, электровозов, тепловозов, автомобилей, станков и т. д. В случае обозначения дирижаблей использовался также номер верфи.

Упоминания в литературе

Трансатлантические лайнеры – самоходное пассажирское судно большой вместимости, предназначенное для перевозки пассажиров на большие расстояния, через океан. Двигатель, как правило, дизельный, большой мощности. Такие суда строятся металлическими, многопалубными с расположенными в них каютами, вмещающими до нескольких сотен пассажиров, на самых больших судах – более 2000 человек. Строительство таких больших судов развивалось в основном в начале ХХ в., когда была необходимость в перевозке пассажиров с континента на другой континент. Такие лайнеры совершали дальние рейсы из Европы в Америку, из Америки в Австралию. Но с середины ХХ в. с развитием воздушного транспорта потребность в морских пассажирских дальних перевозках практически сократилась. И в конце ХХ в. такие грузоподъемные суда применяются для туристических рейсов, многодневных круизов, морских прогулок; и такой вид отдыха становится все более популярным. Такие суда строились в странах, имевших морской флот: Великобритании, США, Франции, России, Японии, Германии.

При происшествиях, которые не считаются аварийными (первый пункт), судну причиняется минимальный ущерб. К числу таких происшествий относятся любые случаи незначительного повреждения судов, не повлекшие за собой потерю мореходности, т. е. способности судна свободно и безопасно плавать и выполнять свои обязанности; случаи незначительного повреждения судами береговых сооружений, когда эти сооружения (причалы, пирсы, платформы) не выводятся из эксплуатации; случаи, когда суда касаются грунта или даже садятся на мель без повреждения корпуса, но с обязательным условием, что грузовое судно самостоятельно снимается с мели в течение 6 часов (несамоходное судно – в тот же срок, но с помощью буксировавшего его судна), а пассажирское судно – в течение 2 часов.

Связанные понятия (продолжение)

Теплохо́д — обобщающее понятие, описывающее класс самоходных судов, судовая энергетическая установка (далее — СЭУ) которых основана на двигателе, преобразующем энергию сжигания топлива в механическую, но не являющееся пароходом. В подавляющем большинстве случаев в СЭУ теплохода используется дизельный двигатель. Суда, СЭУ которых приводится в движение паровой турбиной или газовой турбиной также принято относить к теплоходам, тем более что СЭУ таких судов часто включает и дизельные двигатели. Таким.

Букси́р (буксирное судно) от голландского boegseren /buxˈseːrə(n)/ (тянуть) — обширная категория судов, предназначенных для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений. Буксиры применяются на всех видах водных путей и эксплуатируются в водных бассейнах многих стран мира. Обычно это суда небольшого или среднего размера, конструкция которых может значительно отличаться в зависимости от назначения и района плавания.

Лихтеровоз или баржевоз — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Впервые суда этого типа появились в 1969 году.

Причальная стенка — стационарный причал, сооружаемый в морских портах для защиты берега или набережной от размывания волной и прибоем, а также для швартовки кораблей (судов).

Круизное судно — судно, совершающее международный рейс и перевозящее пассажиров, участвующих в групповой туристической программе и размещенных на судне, с целью кратковременных туристических посещений согласно расписанию одного или нескольких портов, открытых для захода иностранных судов.

Ледовый класс — один из параметров судна, показывающий его способность находиться в море в зависимости от тяжести ледовых условий. В различных странах существуют свои морские классификационные общества с различными системами ледовых классов, но везде они показывают соответствие судна определённым конструктивным параметрам, принятым в данном классификационном обществе своей страны.

Контейнерово́з (морское судно) — специализированное грузовое судно, для перевозки груза в однородных укрупненных грузовых единицах — контейнерах (TEU). В морских контейнерных перевозках в основном используются стандартные ISO-контейнеры. Как правило, экипаж контейнеровоза состоит из 10-26 человек, так как такие суда предельно автоматизированы.

Реги́стровая то́нна (англ. register ton) — единица объёма, равная 100 кубическим футам, то есть 2,83 м³. Применяется для оценки тоннажа в судоходстве.

Су́дно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Суда могут быть как самоходными, так и несамоходными.

Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.

Ба́ржа (также используется Баржа́) — плоскодонное грузовое судно, с упрощёнными обводами корпуса, оснащённое или не оснащённое двигателем (преимущественно несамоходное), которое используется для перевозки грузов по воде, и других целей.

Су́дно на подво́дных кры́льях (СПК) — тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены подводные крылья, создающие подъемную силу и частично или полностью поднимающие корпус судна над поверхностью воды, что приводит к значительному уменьшению сопротивления движению и позволяет развивать скорость, недостижимую для традиционных водоизмещающих судов.

Плавучий док (сокр. плавдок) — судоремонтное сооружение технического флота, предназначенное для подъёма из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду.

Ка́тер (от англ. cutter) — общее название небольших судов или небольших военных кораблей (пассажирские, грузовые, спасательные, туристические, ракетные, сторожевые и др.).

Сухой док — разновидность стационарного дока, где корабль (судно) для докования, как правило, устанавливается ниже уровня прилегающей акватории.

Плавучая база (сокр. плавбаза) — в Военно-Морском Флоте: рейдовое судно обеспечения, предназначенное для обеспечения базирования соединений кораблей, в основном, в пунктах базирования, реже в море. Плавбазами также называются транспортно-рыбоперерабатывающие суда, предназначенные для приема улова в море от добывающих судов и обеспечения добывающих судов промснаряжением и продовольствием.

Грузовым судном, согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским.

Твинде́к (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса грузового судна (сухогруза, а для балкеров, танкеров, газовозов, контейнеровозов, цементовозов, костеров и прочих торговых судов это неприемлемо) между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.

Волго-Дон — речные сухогрузные суда, предназначенные для перевозки массовых грузов (уголь, руда, зерно, щебень и т. п.) по крупным внутренним водным артериям с выходом в Онежское и Ладожское озёра и Таганрогский залив.

Плашкоут (нидерл. plaatschuit; от plaat — плоское + от schuit — лодка) или Флашкоут — несамоходное грузовое судно с малой осадкой и упрощённым очертанием наружной поверхности судна (обводом), барка с высокими бортами.

Ба́лкер (англ. bulker, агенс от bulk — навалочный груз), или нава́лочник — специализированное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких как зерно, уголь, руда, цемент и др. Балкер является разновидностью сухогруза. Первый балкер был построен в 1852 году, экономические факторы способствовали развитию этого типа судов, которые все больше увеличивались в размерах и совершенствовались.

Вспомогательный крейсер — быстроходный коммерческий корабль или пассажирский лайнер, оборудованный вооружением и применяющийся в ходе военных действий на море как сторожевое, патрульное, досмотровое или конвойное судно (в ВМФ Великобритании), либо как рейдер в (ВМФ Германии и ВМФ Японии).

Бункеро́вка — заправка судна топливом и моторными маслами. Бункеровка может осуществляться у причала, на рейде, на ходу или в дрейфе на реке, в озере, в море или в океане.

Прича́л — специально оборудованное место у берега для швартовки судна или лодок с целью грузовых, пассажирских, ремонтных и прочих операций, а также с целью безопасного от непогоды ожидания.

Спуск судна — технологический процесс в судостроении и судоремонте. В процессе спуска корпус судна, изначально находящийся на берегу (или в доке), перемещается в воду.

Учебное судно — специально построенное или переоборудованное служебно-вспомогательное судно для плавательной практики курсантов морских учебных заведений. Термин появился в середине XIX века, однако фактически первые учебные суда появились значительно раньше.

Угольщик, иногда углевоз (англ. Collier) — тип судна специальной конструкции, предназначенный для перевозки угля насыпью.

Гидроавиано́сец, также гидроавиатра́нспорт, авиате́ндер, авиама́тка и гидрокре́йсер — корабль, обеспечивающий групповое базирование гидросамолётов с возможностью их выпуска в полёт и приёма с воды.

Плавучая мастерская (сокращённо — плавмастерская, аббревиатура — ПМ) — судно обеспечения, предназначенное для ремонта кораблей и судов, их вооружения и технических средств в районах, удалённых от основных пунктов базирования.

О́пытовое судно — специально оборудованное судно, предназначенное для проведения экспериментов, испытаний и опытов, связанных собственно с самим судном, будь то испытания новых типов вооружения, эксперименты с энергетической установкой, исследование новых типов движителя, форм корпуса, отдельных конструктивных узлов судна.

Торго́вый авиано́сец (англ. merchant aircraft carrier) — переоборудованное торговое судно в ВМФ Великобритании и Нидерландов времён Второй мировой войны (обычно балкер или танкер), оснащённое лётной палубой, надстройкой-островом, несущее авиагруппу, но ходящее под торговым флагом и способное осуществлять перевозку грузов. Торговые авианосцы несли всего несколько (3-4) самолётов устаревших конструкций. Взлёт и посадка были крайне затруднены, в связи с чем лётчики нередко просто покидали самолёт после.

Десантный корабль — класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье.

Плавучий кра́н (англ. Floating crane или фр. Grue flot-tante) — кран стрелового типа на самоходном или несамоходном понтоне, предназначенном для его установки и передвижения.

Гидрографи́ческое су́дно — судно, предназначенное выполнять морские, речные и озёрные промерные и лоцмейстерские работы. Водоизмещение гидрографического судна составляет 1,5—2 тысячи тонн и зависит от цели и района работ. Если необходимо выполнять работы на мелководье, то используют катера, имеющиеся на судне.

Десантные катера (ДКА) — подкласс боевых катеров в Военно-морских Флотах и Военно-морских силах многих стран. По кодификации НАТО — Landing Craft Utility (LCU).

Парохо́д — судно, оснащённое поршневой паровой машиной или паровой турбиной в качестве тягового двигателя. Пароход, движимый паровой турбиной, называют турбоходом, или, точнее, паротурбоходом — в отличие от газотурбохода — судна, оснащённого газовой турбиной и являющегося разновидностью теплохода.

Корабельный док или судовой док — инженерное сооружение для постройки, ремонта и хранения судов, в котором проводится большинство необходимых работ с подводными частями корпуса. Док может быть плавучим, наливным или сухим. Изготавливается из металла, железобетона или (на заре судостроения) дерева и предназначен для постройки, ремонта, транспортировки или грузовых операций с судами и морскими (речными) сооружениями.

Упоминания в литературе (продолжение)

В начале войны в Ла-Манше действовали несколько подводных лодок, но они строго подчинялись описанным выше ограничениям и проявляли особую осторожность, чтобы избежать нападений на пассажирские суда , хотя были подозрения, что последние перевозят войска. В результате английские экспедиционные силы достигли Франции без потерь. Как только англичане создали большое минное заграждение вблизи Дувра и организовали патрулирование района с использованием авиации и надводных судов, то это устранило угрозу их торговому флоту при пересечении пролива.

в) нахождение на мели грузового судна не менее 48 часов, а пассажирского судна – не менее 12 часов, независимо от наличия повреждений.

Для выполнения этой задачи в распоряжении немцев имелись подводные лодки, быстроходные боевые корабли всех классов с большой дальностью плавания, хорошо вооруженные вспомогательные крейсеры (быстроходные корабли, переоборудованные из грузового или пассажирского судна , предназначенные во время войны для действий на морских коммуникациях против транспортных судов противника, постановки минных заграждений, несения конвойной и дозорной службы. Такие суда имели водоизмещение 3500—20 ООО тонн, скорость 14–24 узла (26–44 км/ч), вооружение: 4–8 орудий 100–150 мм, до 12 орудий 20–47 мм, до 4 торпедных аппаратов, 60—300 минных заграждений. На некоторых имелось 1–2 самолета-разведчика. – Ред.) и скоростные транспортные суда для подвоза снабжения боевым кораблям, действовавшим на коммуникациях противника, средства дальней разведки на море и, наконец, мощная боевая авиация. Боевые самолеты и корабли морского флота были вооружены пушками и торпедами, бомбами и минами.


Пассажирское судно является торговое судно , основной задачей которого является перевозка пассажиров на море. В эту категорию не входят грузовые суда , вмещающие ограниченное количество пассажиров, такие как вездесущие грузовые суда с двенадцатью пассажирами, которые когда-то были распространены в морях, где перевозка пассажиров является вторичной по сравнению с перевозкой грузов. Однако этот тип включает множество классов судов, предназначенных для перевозки значительного количества пассажиров, а также грузов. Действительно, до недавнего времени практически все океанские лайнеры могли перевозить почту, упаковывать грузы и экспрессы, а также другие грузы в дополнение к пассажирскому багажу и были оборудованы для этой цели грузовыми трюмами и вышками, шкворнями или другим погрузочно-разгрузочным оборудованием. Только на новейших океанских лайнерах и практически на всех круизных лайнерах эта грузоподъемность была исключена.

В то время как обычно пассажирский суд является частью торгового флота , пассажирский суд также было использован в качестве войскового транспорта и часто введен в эксплуатации морских суден , при использовании в качестве для этой цели.

СОДЕРЖАНИЕ

Описание




Типы пассажирских судов : К пассажирским судам относятся паромы , которые являются судами для ежедневных или ночных коротких морских рейсов, перевозящих пассажиров и транспортные средства (автомобильные или железнодорожные); океанские лайнеры , которые обычно представляют собой пассажирские или грузопассажирские суда, перевозящие пассажиров и часто грузы в дальних рейсах; и круизные лайнеры , которые часто доставляют пассажиров в оба конца, в которых главное внимание уделяется самому путешествию, а также достопримечательностям корабля и посещаемых портов.

Выделяют несколько основных видов:

Краткие обзоры типов пассажирских судов.

  1. Круизные лайнеры : долгое время круизные лайнеры были меньше старых океанских лайнеров, но в 1980-х годах это изменилось, когда Кнут Клостер, директор Norwegian Caribbean Lines , купил один из самых больших уцелевших лайнеров, SS France , и превратил ее в огромный круизный лайнер, который он переименовал в SS Norway . Ее успех показал, что существует рынок для больших круизных судов. Последовательные классы все более крупных кораблей были заказаны, пока лайнер CunardQueen Elizabeth не был окончательно свергнут после своего 56-летнего правления как самый большой пассажирский корабль из когда-либо построенных (свержение, которое привело к многочисленным дальнейшим свержениям с того же поста).
  2. Паромы : это суда для ежедневных или ночных коротких морских путешествий, перевозящих пассажиров и транспортные средства (автомобильные или железнодорожные). Также существуют круизные паромы, рассчитанные на более длинные маршруты, продолжительностью от одного до пары дней. Они названы так, потому что, как правило, включают удобства, обычные на круизных лайнерах (бассейны, дискотеки, спа и т. Д.)
  3. Океанские лайнеры : Океанский лайнер - это традиционная форма пассажирского судна. Когда-то такие лайнеры совершали регулярные линейные рейсы во все населенные части мира. С появлением авиалайнеров, перевозящих пассажиров, и специализированных грузовых судов, перевозящих грузы, линейные рейсы практически прекратились. Но с их упадком увеличилось количество морских путешествий для удовольствия и развлечения, и во второй половине 20-го века океанские лайнеры уступили место круизным лайнерам в качестве преобладающей формы больших пассажирских судов, вмещающих от сотен до тысяч человек, причем основная часть область деятельности меняется от Северной Атлантики до Карибского моря .

Круизные лайнеры против океанских лайнеров

Хотя некоторые корабли имеют характеристики обоих типов, приоритеты дизайна этих двух форм различны: океанские лайнеры ценят скорость и традиционную роскошь, в то время как круизные лайнеры ценят удобства (бассейны, театры, бальные залы, казино, спортивные сооружения и т. Д.), А не скорость. Эти приоритеты порождают разные конструкции. Кроме того, океанские лайнеры обычно строились для пересечения Атлантического океана между Европой и Соединенными Штатами или для путешествия еще дальше в Южную Америку или Азию, в то время как круизные лайнеры обычно обслуживают более короткие маршруты с большим количеством остановок вдоль береговых линий или между различными островами.

И RMS Queen Elizabeth 2 ( QE2 ) (1969), и ее преемник в качестве флагмана RMS Queen Mary 2 ( QM2 ) компании Cunard , вступивший в строй в 2004 году, имеют гибридную конструкцию. Подобно трансатлантическим океанским лайнерам, они являются быстрыми судами и прочно построены, чтобы выдерживать суровые условия Северной Атлантики при линейном рейсе, но оба корабля также предназначены для работы в качестве круизных судов с удобствами, ожидаемыми в этой торговле. QM2 был заменен линией Freedom of the Seas of the Royal Caribbean как крупнейшее пассажирское судно из когда-либо построенных; Тем не менее, QM2 по- прежнему является рекордсменом по величине океанского лайнера. Свобода морей был заменен Оазисе морей в октябре 2009 года.

Меры размера



Океанский лайнер Queen Mary (1936 г.), примерно 81 000 - 83 000 брт, водоизмещение более 80 000 тонн.



Сегодня, из-за изменений в конструкции, инженерии, функциях, архитектуре и, что особенно важно, в измерительной системе, которая функционально измеряет весь внутренний объем корабля, а не только его часть, значения GT современных пассажирских судов намного превышают их водоизмещение. Текущий преемник Cunard Queens, 148 528 GT Queen Mary 2 , по оценкам, водоизмещает около 76 000 тонн. После завершения строительства в 2009 году первого из более чем 225 000 круизных лайнеров класса Oasis , Oasis of the Seas , водоизмещение пассажирских судов выросло до 100 000 тонн, что значительно меньше половины их GT.

Этот новый класс характеризуется стремительным ростом валовой вместимости, которая более чем вдвое превышает показатели крупнейших круизных лайнеров конца 1990-х годов. Это отражает гораздо более низкий относительный вес замкнутого пространства в сравнительно легкой надстройке корабля по сравнению с его сильно усиленным и загруженным оборудованием пространство корпуса, поскольку круизные лайнеры выросли с плитами вертикально по сравнению с их максимальной шириной, чтобы разместить больше пассажиров в данном корпусе. размер.

Правила техники безопасности

Пассажирские суда подчиняются двум основным требованиям Международной морской организации : проводить сбор пассажиров (. ) в течение 24 часов после их посадки и иметь возможность полностью покинуть судно в течение 30 минут с момента покидания судна. подан сигнал .

Согласно исследованию Транспортного исследовательского совета, проведенному в 2019 году, пассажирские суда, в гораздо большей степени, чем грузовые, подвержены снижению остойчивости в результате увеличения веса легковых судов. Пассажирские суда, по-видимому, являются более важными кандидатами для программ отслеживания веса плавучих транспортных средств, чем грузовые суда.

Соображения по дизайну

Пассажиры судов без резервных генераторов испытывают серьезные бедствия из-за отсутствия систем водоснабжения, охлаждения и канализации в случае выхода из строя главных двигателей или генераторов из-за пожара или другой чрезвычайной ситуации. Экипаж корабля также не может управлять механизмами с электроприводом. Отсутствие адекватной резервной системы для приведения в движение корабля может в бурном море сделать его мертвым в воде и привести к потере корабля. Пересмотренные в 2006 году Стандарты безопасности пассажирских судов решают эти и другие вопросы, требуя, чтобы суда, заказанные после июля 2010 года, соответствовали правилам безопасного возвращения в порт; тем не менее, по состоянию на 2013 год в эксплуатации остается много судов, которым не хватает такой мощности.

После 1 октября 2010 года Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) требует, чтобы пассажирские суда, работающие в международных водах, были либо построены, либо модернизированы, чтобы исключить горючие материалы. Считается, что некоторые владельцы и операторы судов, построенных до 1980 года, которые должны модернизировать или списать свои суда, не смогут соблюдать правила. Фред. Olsen Cruise Line «s Black Prince , построенный в 1966 году один из таких кораблей, но , как сообщается, направился к межостровному службы в венесуэльских водах.

Внешние меры безопасности

Международный ледовый патруль был образован в 1914 году после того , как тонет в Титанике для решения давно нерешенный вопроса о айсбергах столкновения.

Из большого разнообразия пассажирских судов выделим несколько основных типов (рис. 6.21 – 6.30): линейные (лайнеры), круизные, линейно-круизные, паромы (автомобильно-пассажирские и железнодорожно-пассажирские), прогулочные и разъездные суда. Существуют также комбинированные грузопассажирские суда, к которым можно отнести и большинство паромов.

Океанские пассажирские лайнеры, широко распространённые до середины XXв., в настоящее время практически исчезли, не выдержав конкуренции со стороны авиатранспорта. В основном линейные суда используются на местных линиях небольшой протяжённости, причём это, как правило, высокоскоростные суда (СМПВ и СПК).

Рис. 6.21. Пассажирское судно

Конструктивными особенностями пассажирских судов являются: многоярусные и длинные надстройки с пассажирскими каютами и другими помещениями для обслуживания пассажиров, имеющие большое количество оконных вырезов; увеличенное число переборок или двойные борта; применение устройств и конструкций, снижающих качку или её воздействие на людей (успокоители качки, скуловые кили, многокорпусные конструкции); применение вибро- и шумоизоляции, демпферов вибрации. Для обеспечения остойчивости надстройки часто изготавливают из лёгких сплавов. Для прогулочных судов (рис. 6.26 – 6.29) при изготовлении не только надстроек, но и всего корпуса часто используются алюминиевые сплавы и композиционные материалы (стеклопластики, углепластики и пр.).


Рис. 6.22. Круизное судно


Рис. 6.23. Круизные суда /20/:

Carnival Conquest; Voyager of the Seas; Queen Mary 2


Рис. 6.24. Схемы архитектурно-конструктивных типов пассажирских судов:

а – лайнеры и круизные суда; б – автомобильно-пассажирские паромы;

в – железнодорожно-автомобильные паромы с грузовым трюмом;

г – грузопассажирские суда с грузовыми люками


Рис. 6.25. Примеры компоновки помещений пассажирских судов /14/



Рис. 6.26. Моторная яхта /23/

Рис. 6.27. Яхта длиной 140 м


Рис. 6.28. Яхта длиной 105 м


Рис. 6.29. Яхта длиной 40 м


Рис. 6.30. Мидель-шпангоут речного пассажирского судна

7. Высокоскоростные суда

К высокоскоростным относятся суда, у которых число Фруда при эксплуатационной скорости не менее 1. К ним относятся некоторые водоизмещающие суда и суда с динамическими принципами поддержания (СДПП). В группу СДПП входят суда: глиссирующие, на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП), на воздушной каверне, экранопланы, а также разнообразные суда, у которых сила поддержания корпуса над поверхностью воды обеспечивается несколькими способами (рис. 7.1).


Рис. 7.1. Типы высокоскоростных судов

Конструкции СДПП во многом схожи с самолётными. Так же, как и к корпусу самолёта, к корпусу СДПП предъявляются жёсткие требования к массе. Поэтому основным материалом корпуса являются лёгкие (обычно алюминиевые) сплавы. Широко внедряются элементы конструкций из композитов. Для создания динамической силы поддержания применяются специальные устройства и элементы конструкций (у СПК – подводные крылья, у СВП – ограждение воздушной подушки, у глиссеров – реданы и т.п.).

Большие мощности двигателей и большие скорости СДПП приводят к значительным ударным и вибрационным нагрузкам. Это может вызвать повышенный износ конструкций, усталостные трещины и повреждения. Поэтому при проектировании конструкций СДПП большое внимание уделяется сглаживанию концентраций напряжений в узлах соединений, исключению жёстких точек, применению виброизоляции. Для снижения шума (особенно у амфибийных СВП и экранопланов) широко применяют звукоизоляционные панели.

Малый модуль упругости алюминиевых сплавов приводит к пониженной устойчивости продольных связей и повышению общей вибрации. Для повышения жёсткости корпуса даже у относительно небольших судов обычно применяется продольная система набора.

Малые толщины элементов и применение разнородных материалов часто не позволяют выполнить традиционную для судостроения шовную сварку конструкций. В этих случаях конструкции соединяются клёпкой, точечной сваркой, склеиванием, клееклёпкой, клеесваркой.

Шпация продольного набора скоростных судов при малой толщине обшивки требуется также небольшой (150 – 350 мм). Технологические сложности крепления набора к обшивке привели к широкому применению прессованных и трёхслойных панелей. В конструкциях из прессованных панелей для упрощения технологии соединения перекрёстных балок набора и уменьшения концентраторов напряжений широкое распространение получила навесная конструкция набора.

Наиболее широко распространены пассажирские высокоскоростные суда. Они имеют развитые надстройки с большими оконными вырезами, снижающими общую продольную прочность судна (особенно от срезывающих сил). Для обеспечения прочности требуются специальные подкрепления вырезов либо исключение надстроек из общего изгиба судна путём усиления корпуса и применения подвижных соединений надстройки с корпусом.

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

17.05.2015 09:40
дата обновления страницы













Транспортные суда

Пассажирские суда имеют несколько палуб и сильно развитые надстройки и рубки, что способствует получению достаточной площади для устройства большого числа помещений. Все палубы, на которых располагаются каюты пассажиров, находятся выше ватерлинии, поэтому пассажирские суда имеют избыточный надводный борт. По архитектурному типу пассажирские суда относятся к трехостровным, а крупные суда имеют удлиненный бак или ют.

Рис 2. Пассажирское судно

Отличительная особенность пассажирских судов - комфортабельность, которая обеспечивается большим числом различных общественных помещений (музыкальные и курительные салоны, рестораны, плавательные бассейны и т. п.), установкой успокоителей качки, наличием системы кондиционирования воздуха и т. д. Пассажирские суда имеют относительно высокие скорости от 20 до 30 уз. Для обеспечения безопасности плавания корпус пассажирского судна разделяется на отсеки водонепроницаемыми переборками, что позволяет при получении пробоины сохранить плавучесть судна.

Сухогрузные суда. Наиболее распространенным типом сухогрузного судна является судно общего назначения для перевозки генеральное груза (рис. 3), на котором можно перевозить любые штучные грузы упаковке (ящики, тюки, бочки т. п.).

Исторически сложившимся apxитектурным типом такого судна является трехостровной тип - наиболее простой по конструкции и достаточно надежный и удобный в эксплуатации.

По конструктивному принципу грузовые суда могут быть полно и неполнонаборные. При той же грузоподъемности суда с избыточным надводным бортом имеют больший объем грузовых помещений и поэтому используются для перевозки легких грузов.

Машинное отделение на грузовых судах может быть расположено как в средней части корпуса судна, так и в корме. Новые суда часто имеют промежуточное положение машинного отделения, когда оно смещено от середины корпуса к корме.

Рис. 3. Сухогрузное судно общего назначения

Сухогрузные суда могут иметь две и более палуб. Наличие нескольких палуб на грузовом судне позволяет более полно использовать грузовые помещения при большой высоте трюмов. Для проведения грузовых операций имеются грузовые стрелы, смонтированные на мачтах, или грузовые краны.

Специализированные суда предназначены для перевозки определенных видов грузов - одного или нескольких.

Лесовозы - однопалубные суда, рассчитанные на перевозку лесного груза в трюмах и на палубе. Чтобы создать достаточную площадь для его размещения, протяженность палубных надстроек на лесовозе уменьшают до минимума.

Наличие большого количества палубного груза предъявляет к прочности палубы повышенные требования. Чтобы палубный груз можно было надежно закрепить, палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и стойками-стензелями. Лесовозы имеют ледовые подкрепления, позволяющие им заходить в замерзающие порты, откуда в основном вывозят лес.

Лесовозы можно также использовать для перевозки генеральных грузов.

Пакетовозы предназначены для перевозки лесного и генерального груза в пакетах массой до 20 т. Судно имеет одну палубу с большими грузовыми люками и грузовое устройство высокой производительности.

Рефрижераторные суда оборудованы холодильной установкой и используются для перевозки скоропортящихся грузов. Для уменьшения теплообмена грузовые трюмы имеют тепловую изоляцию, а грузовые люки на этих судах делают небольшого размера.

Архитектурный тип рефрижераторного судна - трехостровное, а конструктивный - с избыточным надводным 'бортом. Для более рационального использования объема грузовых помещений эти суда имеют две или три палубы.

В настоящее время постройка рефрижераторных судов сократилась в связи с перевозкой скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах.

Балкеры (рис. 4) - суда, которые приспособлены к перевозке навалом любого массового груза (руды, угля, химических удобрений, бокситов и т. п.). Среди сухогрузных судов они имеют наибольшую грузоподъемность до 100 тыс. т и более.

Большое разнообразие навалочных грузов и значительное различие их физических свойств создают определенные трудности в проектировании балкеров. Чаще балкеры строят с подпалубными и скуловыми балластными цистернами, которые обеспечивают удобную погрузку и выгрузку навалочных грузов и нормальную остойчивость судна при полностью загруженных трюмах. В случае перевозки тяжелых рудных грузов трюмы загружаются поочередно, что позволяет загрузить каждый трюм полностью.

Балкеры имеют избыточный надводный борт и не имеют средней надстройки, т. е. относятся к судам двухостровного типа. Машинное отделение на этих судах расположено в корме.
Суда для навалочных грузов обычно не имеют грузового устройства, а все погрузочно-разгрузочные работы производятся портовыми грузовыми средствами. Для удобства проведения грузовых работ люки на этих судах делают больших размеров. Некоторые балкеры могут быть оборудованы специальным саморазгружающим устройством.

Контейнеровозы (рис. 5) предназначены для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные контейнеры массой до 30 т. Из нескольких типов стандартных контейнеров наибольшее применение нашли контейнеры длиной 20 и 40 фут (6,055 и 12,19 м). Перевозка грузов в контейнерах значительно сократила время грузовых операций и позволила создать единую транспортную систему, так как контейнеры можно также перевозить железнодорожным и автомобильным транспортом.

Контейнеровозы - однопалубные суда с избыточным надводным бортом и кормовым расположением машинного отделения. Средней надстройки не имеют. Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры. Часть контейнеров размещают на верхней палубе, где они фиксируются с помощью палубных креплений.

Рис. 4. Балкер

Рис. 5. Контейнеровоз

Грузового устройства контейнеровозы, как правило, обычно не имеют: погрузку и выгрузку контейнеров производят у специально оборудованных причалов - контейнерных терминалов.

Ролкеры (рис. 6) - суда с горизонтальным способом погрузки. Служат для перевозки груженых автоприцепов (трейлеров) и колесной техники, а также контейнеров и пакетов. Эти суда имеют один большой трюм и несколько палуб, а также вместительные балластные танки.

Погрузку и разгрузку производят с помощью автопогрузчиков и платформ с тягачами, которые въезжают на судно через кормовые или носовые ворота - лацпорты по специальным мосткам - аппарелям. С одной палубы на другую груз перемещают по внутренним аппарелям - пандусам или с помощью специальных лифтовых подъемников.

Рис. 6. Судно с горизонтальным способом грузообработки (ролкер)

Рис. 7. Лихтеровоз

Рис. 8. Судно докового типа для перевозки тяжеловесов

Лихтеровозы (рис. 7) - суда, где в качестве контейнеров используют несамоходные баржи - лихтеры. Такие плавучие контейнеры в порту отправления грузят на борт лихтеровоза с воды и в порту назначения выгружают снова на воду. В зависимости от способа погрузки лихтеров различают лихтеровозы пяти типов. В советском флоте нашли применение лихтеровозы типа ЛЭШ, на которые погрузку лихтеров массой до 500 производят козловым краном ИЗ КО] мового выреза с передвижкой до о ответствующей ячейки в трюме (например, лихтеровоз "Алексей Kocтин"). На лихтеровозе "Юлиус Фучик" типа Си-Би кормовой лис используют для подъема с вохлихтера массой до 1000 т с дальнейшим перемещением его по палу на особых тележках. Некоторые тилихтеровозов требуют притопления судна для приема лихтеров (типы Бако, Бакат, ФЛЭШ).

Суда докового типа (рис. 8) служат для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Эти суда имеют двойные борта и один большой трюм почти на всю длину судна. В корме трюм имеет водонепроницаемое закрытие, которое в открытом положении образует рампу - аппарель. Погрузку тяжеловесных грузов производят по принципу докования - судно притопляется и через открытый кормовой лацпорт в трюм вплавь заводят специальный понтон (лихтер) с грузом. При сравнительно небольшой массе груза до 700 т его можно ввозить в трюм по аппарели на транспортных тележках или производить погрузку козловыми кранами большой грузоподъемности. На судах докового типа можно также перевозить в трюме и на палубе колесную технику, контейнеры и пакетированный груз.

Универсальные суда приспособлены к перевозке нескольких различных грузов. Эти суда, кроме обычных трюмов, имеют трюм для взрывоопасных грузов, несколько танков для перевозки растительных пищевых масел и небольшой рефрижераторный трюм. Грузовые трюмы приспособлены для перевозки контейнеров. Часть контейнеров можно перевозить на палубе.

Нефтерудовозы относятся к судам двойной специализации, служат для перевозки двух разнородных грузов. Корпус у таких судов разделен на ряд отсеков продольными и поперечными переборками. Они перевозят в одном направлении руду, а в другом нефть, что исключает переход судна в балласте. Такие суда должны быть оборудованы установкой для быстрой и качественной мойки грузовых помещений.

Наливные суда. Основным типом этих судов являются танкеры (рис. 9), которые предназначены для перевозки наливом в грузовых отсеках жидких грузов, в основном нефтепродуктов.

Особенность жидкого груза - способность переливаться с борта на борт при крене судна, что создает дополнительный кренящий момент, понижающий остойчивость судна. Для уменьшения вредного влияния жидкого груза на остойчивость танкеры имеют до трех продольных и большое число поперечных переборок.

Машинное отделение на танкерах располагают в корме, что важно для уменьшения пожарной опасности. Кормовое расположение машинного отделения определяет и архитектурный тип танкера. Наиболее развита на нем надстройка юта, на которой обычно устраивают большую рубку. Средняя надстройка и бак, если они имеются, невелики по длине. На новых танкерах средняя надстройка, как правило, отсутствует.

По конструктивному типу танкеры - суда с минимальным надводным бортом.

Рис. 9. Крупнотоннажный танкер

Рис. 10 Железнодорожный морской паром

На них нет больших грузовых люков, а имеются лишь небольшие люки с надежным закрытием, поэтому для нефтеналивных судов устанавливается уменьшенный надводный борт и через верхнюю палубу танкера даже при незначительном волнении свободно перекатываются волны. По этой причине верхнюю палубу танкеров ограждают не фальшбортом, а леером, так как фальшборт будет препятствовать быстрому удалению воды с палубы. Для безопасного прохода между надстройками делают переходной мостик на высоте 2,5-3 м над верхней палубой.

Суда, перевозящие жидкие грузы, не имеют грузового устройства. Все грузовые операции производятся грузовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложенных на верхней палубе и в танках. Для размещения насосов на танкере имеется специальное насосное отделение.

Газовозы служат для перевозки природных и нефтяных газов, которые перевозят в жидком состоянии под давлением и при пониженной температуре. Поэтому транспортировка газов на судах осуществляется в специальных цистернах сферической или цилиндрической формы.

Морские паромы (рис. 10) служат для перевозки железнодорожного и автомобильного транспорта, а также пассажиров. Большие паромы имеют несколько палуб, на которых размещают вагоны или автомобили. Для пассажирских помещений используют надстройки и рубки. Въезд транспорта на судно осуществляется по специальным аппарелям, а его распределение по палубам производится подъемником. Для обеспечения повышенной маневренности при швартовках паромы обычно оборудованы подруливающими устройствами.

Лихтеры - несамоходные суда, на которых в ряде случаев целесообразнее перевозить грузы. Возможность использования лихтерных перевозок в значительной степени ограничивается тем, что буксировки можно производить только при сравнительно спокойном состоянии моря. Более надежным транспортным средством для морских лихтерных перевозов являются барже-буксирные составы - составные суда, состоящие и: баржи и буксира-толкача, сочлененных шарнирным соединением.

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Новое пассажирское судостроение

Сегодня гражданские заказы отечественных судостроителей уверенно пододвигают военные, объемы которых постепенно сокращаются. Строится современный рыболовецкий флот, государство и судовладельцы занялись обновлением пассажирских судов. В эту работу включаются все больше предприятий на карте страны.

2186abf75b0f98de4003d3d387c69f59.jpg

Другая модификация сделана для Ханты-Мансийского округа. Она направлена на работу с дальностью до 700 км, имеет осадку в два метра, более мореходная, автономная, с возможностью размещения экипажа.

- Есть ли уже точное представление о том, когда первое судно будет построено и сдано в эксплуатацию?

- Мы планируем провести спуск в мае-июне 2022 года и приступить к испытаниям. Сдача тоже намечена на следующий год. Сегодня полным ходом идет формирование корпуса с надстройкой.

4d48ee454a1eb7c4.jpg

- Расскажите подробнее про новинку, круизное судно проекта 17400.

- Судно предназначено для круизных рейсов по рекам и прибрежным зонам морей, проведения деловых переговоров, конференций, презентаций, корпоративных мероприятий, юбилейных торжеств и активного отдыха на воде.

information_items_4320.jpg

Длина судна - в пределах 100 метров, а ширина – 16,6 метров - то есть совсем не широким. Согласно проекту, скорость круизного судна составит до 24 км/ч, что для данного класса довольно быстро. Это станет одним из конкурентных преимуществ на фоне существующих речных проектов.

Особый акцент сделан на комфорте. На нижней палубе будет устроен экипаж, ресторанные комплексы расположат в носовой части судна. Люксовые каюты разместят на непроходной палубе, в каждой будет свой балкон. Иллюминаторы будут уходить к потолку, благодаря чему будет открываться хороший обзор на пейзажи. Балконы в каютах будут оснащены панорамным остеклением - можно будет лежать на кровати и любоваться видами. А если вдруг надоест, можно будет закрыть шторку и посмотреть телевизор. Палуба эконом-класса будет приспособлена под прогулки пассажиров. Самая верхняя палуба, тентовая отводится под отдых - здесь будут выставлены шезлонги, столики, бар и два джакузи. На судне будет фитнес-зал, детская комната, кинозал.

Проект прорабатывался в тесном контакте с речными перевозчиками, исходя из их потребностей, в том числе потенциальной стоимости и возможности окупаемости в пределах 10 лет. В судне учтена скорость, способность прохода в узких местах на реках. Например, судно способно ходить на Соловецкие острова.

a145_1.jpg

- В связи с такими интересными проектами вопрос: как завод загружен на сегодняшний день?

- Наше ведущее предприятие - Зеленодольский завод имени Горького, к сожалению, не загружено на 100%. Загрузка завода находится на уровне примерно 40-50%. У нас есть свободные мощности для работы. Именно поэтому мы занимаемся сразу многими направлениями: строим и буксиры, и лоцмейстерские суда, пассажирский флот и военные корабли.

Если анализировать рост производства за последние десять лет, то он вырос в семь раз. Это позволило произвести модернизацию производственных мощностей. Капитализация составила почти шесть миллиардов рублей. Мы заменили станочный парк. Поэтому наши мощности нужно загружать. Причем именно серийными заказами. Это позволит строить суда и корабли существенно дешевле.

- Сколько единиц должна насчитывать приемлемая серия для вашего предприятия?

-Хорошей серией уже можно считать заказ на 10 единиц судов или кораблей. Такое количество позволит минимизировать стоимость. В среднем мы сдаем по восемь кораблей. В этом году, например, наш завод планирует сдать именно столько. В 2022 году - девять единиц разного назначения. Мы готовы и дальше держать такую марку. Причем мы открыты не только для судостроения, но и для машиностроения.

В свою очередь, в Нижегородской области ЦКБ по СПК им. Алексеева возрождает суда на подводных крыльях и запускает новые проекты.

Подробности нам рассказал член правления предприятия Сергей Королев.

valday_3_0.jpg

- Наша компания находится в постоянном контакте практически со всеми регионами РФ: начиная от Калининграда и заканчивая Хабаровском.

Интерес проявляют и зарубежные заказчики: из Азии, Венгрии, Румынии, Словакии. Переговоры с ними уже велись, однако на ситуацию оказала влияние пандемия.

- Это современное, экономичное, эргономичное, надежное пассажирское судно, отвечающее всем мировым требованиям скоростного судостроения. Оно комфортабельное, безопасное для пассажиров. В его проектировании и строительстве видна преемственность школы Ростислава Евгеньевича Алексеева.

- Есть ли потребность на рынке?

Сейчас мы прорабатываем идею установки видеокамеры, чтобы пассажиры могли посмотреть, как работает подводное крыло, режет волну, куда движется судно и т.д.

- То есть, передача судна планируется в 2021 году?

- С пассажирским флотом разобрались. Вы также активно продвигаете на рынок проект плавучей поликлиники. На какой стадии развития он находится сейчас?

- Проектом плавполиклиники очень заинтересованы в регионах России. В настоящий момент идет проработка по постановке судов в труднодоступные регионы РФ: ЯНАО, ХМАО, Хабаровск и т.д. Проще говоря, все населенные пункты, не имеющие альтернатив водному транспорту.

35a30ac6-1862-4517-8d22-13edd2402e08.jpg

Это речное судно, предназначенное для проведения медисследований, диспансеризации, оказания первичной и узкоспециализированной медицинской помощи для жителей труднодоступных районов, а также при ликвидации техногенных катастроф и ЧС.

Согласно проекту, на судне будет расположена регистратура, кабинеты врачей общей практики, мобильный лабораторно-диагностический центр, аппарат УЗИ, рентген-кабинет и другие необходимые для плавучей поликлиники кабинеты.

- Если сложить все проекты и перспективные планы, остается резюмировать: какая же производственная программа у предприятия?

Читайте также: