Основные принципы судебной реформы вытекали из общих представлений о правовом государстве

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях, когда продолжается реформирование судебной системы Российской Федерации, необходимо изучать и учитывать опыт судебных реформ прошлого, среди которых одной из наиболее значимых была реформа 1922 г.

Судебная реформа 1922 г. являлась комплексным преобразованием всей судебной системы, введением в правовую практику новых для советского государственного строя институтов.

Основные аспекты судебной реформы могут быть выражены в следующих положениях:

реорганизация системы общих судов и революционных трибуналов;

создание государственного арбитража;

модернизация процессуального законодательства.

В процессе реализации судебной реформы вместо общих судов и трибуналов была создана единая система из трех звеньев: народный суд - губернский суд - Верховный суд республики.

Народные суды учреждались в уездах и должны были рассматривать основную массу гражданских и уголовных дел. Заседали они в составе одного судьи или судьи с двумя народными заседателями.

Губернский суд руководил народными судами, выступал как первая инстанция по некоторым особо важным делам, а также служил кассационной инстанцией для народных судов.

Верховный суд РСФСР, в свою очередь, выступал как первая инстанция по некоторым особо важным делам и как кассационная инстанция для губернских судов. Также Верховный суд осуществлял контроль над всеми судами республики, давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

Верховный суд РСФСР был образован 31 октября 1922 г. Председатель и члены Верховного суда назначались Президиумом ВЦИК.

Положение предусматривало, что временно сохраняются специальные суды: а) по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи Красной Армии, — военные трибуналы, б) по делам об особо важных преступлениях, угрожающих транспорту, — военно-транспортные трибуналы, в) по делам о преступлениях по нарушению Кодекса законов о труде — особые трудовые сессии народных судов, г) по делам земельным — земельные комиссии, и д) по делам о спорах об имущественных правах между государственными органами — состоящие при Совете Труда и Обороны и губернских экономических совещаниях — центральная и местные арбитражные комиссии.

Судебная реформа сопровождалась воссозданием таких органов, существовавших в царской России, как прокуратура и адвокатура.

В соответствии с Положением о прокурорском надзоре от 25 мая 1922 г. в стране учреждалась Государственная прокуратура РСФСР как орган надзора за соблюдением законности всеми органами власти, организациями и частными лицами. Кроме органов власти и управления, прокуратура следила за законностью действий органов дознания и ГПУ, за местами лишения свободы, выполняла функцию поддержания обвинения в суде. Прокурором республики являлся нарком юстиции, поэтому прокуратура не являлась независимой.

Отдел Государственной прокуратуры в Наркомюсте включал в себя следующие подотделы: общего надзора, надзора за органами следствия и дознания, государственного обвинения и секретариата.

26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Коллегии адвокатов создавались при губернских отделах юстиции для оказания юридической помощи населению, в том числе для осуществления защиты обвиняемых в суде, и функционировали под надзором губернских судов.

В ходе судебной реформы для разрешения экономических споров была создана система государственного арбитража. В 1922 г. Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах — промбюро и губсовнархозах.




Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями, были созданы Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях (СУ РСФСР 1922. № 65. Ст. 769). Положение об арбитражной комиссии СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР в 1924 г. (СЗ СССР. 1924. № 24. Ст. 293).

В 1922 г. Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах — промбюро и губсовнархозах (СУ РСФСР. 1922. № 65. Ст. 769).

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями, были созданы Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях. Положение об арбитражной комиссии СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР в 1924 г. (СЗ СССР. 1924. № 24. Ст. 293).

Арбитражным комиссиям были подведомственны: а) имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями; б) споры между государственными организациями (но не ниже губернского уровня) — при обязательном условии согласия спорящих сторон на разрешение дела в комиссиях.

Судебная реформа 1922 г. была связана не только с изменением системы судоустройства, но и с модернизацией судебного процесса. В 1923 г. были приняты два важных нормативных акта: Уголовно-процессуальный кодекс и Гражданско-процессуальный кодекс.

Судебная реформа 1922 г., несмотря на свою значимость, не создала целостной и завершенной судебной системы. Даже после ее завершения и кодификации процессуального законодательства вопрос судоустройства и судопроизводства продолжал регулироваться целым рядом различных нормативных актов: Положением о судоустройстве РСФСР, Положением о прокурорском надзоре, а также материальными и процессуальными нормами вновь принятых кодексов. В то же время продолжали действовать многочисленные принятые ранее декреты, постановления, положения, инструкции. При этом формы процессуальной деятельности судов не были устойчивыми, они постоянно изменялись с учетом тех задач, которые государство, исходя из политической ситуации в стране, ставило перед судебными органами.

Пашенцев Д.А. История государства и права России. М.: Эксмо, 2010. 367 с.

Читайте также: