Основные причины пожаров в машинных отделениях судов

Обновлено: 15.05.2024

Сегодня о самом плохом и страшном происшествии, которое может произойти на борту судна в море. И не только в море, просто на борту судна.

Субъективно - для меня пожар много страшнее, чем какое другое происшествие. Случалось, горели. И, скажу вам, мне не понравилось. Очень не понравилось.

Статья будет просто нафарширована избитыми истинами - инструкции пишутся кровью, легче предупредить, чем тушить, и прочими трюизмами. но, что поделать, по другому не получится.

А для начала немного нудной теории:

Условия возникновения пожара. Пожар на судне — страшное бедствие. Пожары происходят в результате возгорания каких-либо предметов, материалов или веществ в помещениях или на палубе судна и, хотя составляют примерно 5% от всех аварий судов, по тяжести последствий стоят на первом месте. Статистика утверждает, что, как правило, 20% пожаров заканчиваются гибелью или полным конструктивным разрушением судна. Причина заключается в том, что в ограниченном объеме судового корпуса и надстроек находится слишком много горючих веществ и материалов: топливо, моторное масло, дерево, ткань, пластик, краски. Более того, если в течение 15 мин пожар не удается взять под контроль, то судно спасти не удается.

Вот так выглядит пресловутый пожарный треугольник или составляющие пожара:

При отсутствии одной из сторон. пожар не возникнет Уже при пожаре, вышибание , удаление одной из сторон - пожар гаснет.

При отсутствии одной из сторон. пожар не возникнет Уже при пожаре, вышибание , удаление одной из сторон - пожар гаснет.

В конце поста будет ссылка на "Теорию пожара", кому интересно, могут сходить почитать. Довольно подробно расписано.

Моя же статья о том, какие средства для борьбы с пожарам есть на современном танкере, какие системы применяются. Как тренируются. Что делают, если пожар таки случился.

И, да. Я всё таки танкерист, поэтому здесь будет о танкере.

Есть такое мнение, встречал неоднократно, что танкер, это такой пароход, на котором работают самоубийцы. Что это бочка с бензином, и когда рванёт, то неведомо. А рванёт обязательно. И этим отморозкам-танкеристам даже "гробовые" платят.

Ну, что сказать? Танкер обычное судно, не опаснее в эксплуатации, чем другие суда торгового флота. Просто надо соблюдать инструкции и правила технической эксплуатации, технику безопасности. Не подсвечивать зажигалкой в расширитель грузового танка - а какой там уровень бензина. И будет вам "щасте".

Все три пожара, которые произошли на танкерах, на которых я работал, все эти пожары произошли не в грузовых секциях, а в машинном отделении. И эти же самые случаи могут легко произойти в МО любого другого судна.

Да, пожары в грузовых секциях танкеров происходили и происходят. Причём, не просто загорелось, а ещё и со звуковыми и прочими пироэффектами, бахало так, что мало не казалось никому. Но все эти случаи расследовались, и результаты этих расследований ясненько намекали, кто тут виноват. И вот уже из этих самых результатов делались выводы, и принимались меры. И, поверьте, достаточно серьёзные.

У каждого судна, каждого типа, есть свои узкие и слабые места. Есть они у танкеров, есть у балкеров ( сыпучий груз), есть у контейнеровозов.

Что же до "гробовых". Не знаю, как сейчас на танкерах под российским флагом, есть ли доплата за груз первой категории, но на буржуинских пароходах такой доплаты нет. И оклады на танкере могут быть меньше, чем на балкере. От компании зависит. Во времена СССР, да, доплата была за груз первой категории. При перевозке бензина, например. А при загрузке дизтопливом, уже шиш, доплаты не было. Кстати, при перевозке пресной воды, тоже шла доплата за груз первой категории. Почему, знаете?

Всё, покончили с лирикой. К делу, к делу.

В статье будут фотографии, большей частью мои. С разных танкеров. Все они будут подписаны.

Системы пожаротушения.

Что имеем на танкере?

Водяное и пенное тушение, систему объёмного пожаротушения, систему инертных газов, огнетушители разного типа, паровая система.

Водяная система.

Тут понятно, тушим возгорание забортной водой. Система на современных судах в основном смонтирована на наружном контуре надстройки, грузовой палубе, и в машинном отделении.

При посадке судна на грунт с целью затопления для ликвидации пожара рекомендуется:

а) привести к ветру и, отдав на соответствующей глубине якорь, вытравливать канат короткими частями;

б) открыть кингстоны и инжекционные клапаны;

в) погасить в топках огонь и спустить из котлов пар;

г) приготовить к спуску шлюпки, положив в них судовые документы и ценности;

д) если нужно, открыть грузовые люки, чтобы вытесняемый водой воздух свободнее выходил;

е) открыть все водонепроницаемые двери, чтобы уравнять уровень воды во всех помещениях и избежать крена, и

ж) по возможности точнее определить и записать место судна, так как мачты и надстройки могут быть снесены волнами и место судна может быть потеряно.

Ниже приводится несколько случаев пожара на судах с указанием причин, вызвавших пожар, и мер, которые могли предотвратить пожар.

При расследовании причин пожара выяснилось следующее: в трюме № 2 находился груз жидкого горючего в деревянной таре, которая давала течь. Так как непроницаемая переборка, отделяющая трюм № 2 от кочегарного отделения, была (в районе льял) неисправна, то горючее, скопившееся в льялах трюма № 2, проникло в значительном количестве в льяла кочегарного отделения. При наличии значительной боковой качки это горючее из льял перелилось под плиты котельного отделения. При чистке топок котла вывалившиеся горящие угольки провалились сквозь отверстия и щели под плиты, где горючее и воспламенилось. Основной причиной пожара следует признать неисправность непроницаемой переборки, отделяющей трюм № 2 от кочегарного отделения; если бы переборка была исправна, то горючее не попало бы в льяла кочегарного отделения и пожара не было бы.

Пожара не было бы также и в том случае, если бы плиты в кочегарном отделении были исправны (не имели щелей и дыр): зыпавшие из топки горящие угольки не попали бы под плиты, куда попало горючее.

Наконец, пожара также не было бы, если судовая администрация, зная о неисправности тары с горючим и неисправности непроницаемой переборки, наблюдала за высотой воды (в данном случае горючего) в льялах и не допустила переполнения льяла. Ответственность за пожар была возложена на капитана, как допустившего нарушение основного правила об измерении воды в льялах, а также неисправность непроницаемой переборки и плит в кочегарном отделении.

В одной из кают производили дезинсекцию путем разбрызгивания керосина. Капли керосина, попадая на горячие грелки парового отопления, испарялись. Помещение наполнилось парами керосина. Находящийся в каюте ученик зажег спичку, чтобы закурить, вопреки предупреждению. Пары керосина мгновенно воспламенились. Произошел взрыв, а затем пожар. Пожар был скоро потушен судовыми средствами, а ученик получил тяжелые ожоги, от которых умер в больнице.

Основной причиной пожара и гибели ученика является легкомысленное обращение с огнем в помещении, наполненном легковоспламеняющимися парами керосина, который, весьма вероятно, содержал в себе и некоторое количество бензина.

Другой причиной пожара было нарушение противопожарных правил, заключавшееся в применении горючего вещества (керосина) для целей дезинсекции без соблюдения должных мер предосторожности: в каюте не было закрыто паровое отопление и не были открыты иллюминаторы; кроме того, не была предупреждена пожарная охрана порта.

Ответственность за пожар и гибель ученика была возложена на капитана судна.

Как впоследствии выяснилось, пожар возник вследствие того, что в одном из ящиков, в котором, как значилось по грузовым документам, шло электрооборудование и который был погружен в твиндек, находились заряженные аккумуляторы; при погрузке или во время качки содержавшаяся в аккумуляторах кислота разлилась, вследствие чего возникло самовозгорание некоторых материалов, а затем и загорание груза леса.

Ответственность за пожар была возложена на старшего и вахтенного помощников капитана, которые не вели надлежащего наблюдения за производством работ в трюме и не приняли мер для обеспечения безопасности судна.

Так как распределительные клапаны пожарной магистрали, находившейся в коридоре, в котором начался пожар, были закрыты и оказались в сфере огня, то воспользоваться пожарной донкой не представлялось возможным. Огонь стали заливать водой, подаваемой из-за борта в ведрах, а также посредством шлангов из санитарных цистерн, находившихся на ботдеке.

Через полчаса огнем были охвачены надстройки на ботдеке: штурманская рубка, каюта капитана и радиорубка. В 7 час, т. е. через час после возникновения пожара, удалось добраться до распределительных клапанов пожарной магистрали и пустить в действие пожарную донку.

Приступили к подъему пара в котлах. Судно имело 10° крена на левый борт и было окружено плотным битым льдом. Мороз доходил до 27° С. Попытка развернуться лагом к ветру с целью предупредить распространение огня к корме не удалась. B 9 час. был подан сигнал о бедствии,

Позже, около 17 час, когда давление пара в котлах было доведено до 10 атм., попытка развернуть судно лагом к ветру также не удалась, так как вследствие сильного ветра (до 9 баллов) лед значительно уплотнился.

Огонь перебросился в твиндеки № 2 и 3. Непроницаемые переборки сильно накалились. Работать в машине и в кочегарке стало невозможно.

13 января в 1 час из действия вывели котлы, в связи С чем паровые донки были остановлены. Подача воды происходила только вручную.

Расследованием этой исключительной по своему характеру аварии было установлено следующее.

1. Пожар возник в каюте машиниста в отсутствие последнего. Причина точно не установлена. Предполагается неисправность электропроводки или, что вероятнее, брошенная непогашенная папироса (машинист был в нетрезвом состоянии).

2. Огнетушители оказались не в порядке, часть из них была не заряжена, а остальные замерзли.

3. Шланги были также в неисправном состоянии.

4. Хотя пожарная донка была пущена немедленно, как только был обнаружен огонь, вода подавалась на палубу весьма слабо, так как распределительные клапаны пожарной магистрали, как потом выяснилось, оказались не открытыми полностью и, кроме того, в магистрали местами были ледяные пробки.

5. Пока выяснилась причина слабой подачи воды, огонь в коридоре распространился настолько, что добраться до распределительных клапанов, чтобы обеспечить наилучшую подачу воды, уже не представлялось возможным.

6. Подача воды ведрами из-за борта и шлангами (шланги были приспособлены к воздушным трубкам санитарных цистерн) из санитарных цистерн путем нагнетания в них воды донкой не достигала цели. Огонь все больше и больше разрастался и захватывал все новые и новые объекты.

7. Единого руководства тушением пожара не было: 1) капитан вышел на палубу лишь через 20-30 минут после того как была пробита пожарная тревога, а старший механик появился в машине через 1 1/2 часа; 2) старший и второй помощники капитана действовали разрозненно.

8. В результате отсутствия надлежащего руководства не было принято мер для предупреждения распространения пожара, для чего нужно было разобрать каюты по соседству с каютой, в которой возник пожар. Не были приняты также меры к тому, чтобы отстоять командный мостик со штурманской и рулевой рубками или хотя бы спасти карты и навигационные приборы (секстан, хронометр и т. п.). Наконец, не отстояли радиорубки и даже не спасли радиоаппаратуры, которой можно было бы воспользоваться для связи с судами, вышедшими на помощь.

9. Опасность положения судна и находившихся на нем людей (экипажа и пассажиров) усугублялась сильным морозом (до 29°С), ветром (до 9 баллов) и креном (до 10°), появившимся вследствие того, что в течение некоторого времени был открыт кингстон, через который поступала вода из-за борта. Кроме того, на быстрое распространение огня оказало большое влияние раскрытие по распоряжению капитана дверей в коридоре с целью выпустить дым: образовавшаяся сильная сквозная тяга воздуха способствовала усилению и распространению огня.

10. Кроме отмеченных обстоятельств, немалое значение в безуспешной борьбе с огнем имели еще следующие:

а) дисциплина на судне была вообще слабая;

б) даже во время пожара среди лиц экипажа и пассажиров были пьяные;

в) в течение 8 месяцев пожарные тревоги на судне не производились;

г) машинная команда плохо знала, где находятся те или иные клапаны;

д) брандспойт был неисправен;

е) разобщительные клапаны пожарной магистрали были неудачно расположены, вследствие чего вскоре после возникновения пожара они оказались в области огня, в связи с чем доступ к ним был невозможен.

Такая тяжелая обстановка создалась потому, что лица, которым была вверена безопасность судна и находившихся на нем людей, преступно небрежно относились к выполнению возложенных на них обязанностей.

В результате этой преступной небрежности было выведено из строя на долгий срок почти новое судно и погублено много ценного груза.

Капитан, второй помощник капитана, машинист, в каюте которого возник пожар, старший механик, старший помощник капитана, радист и боцман были привлечены к судебной ответственности, причем некоторые из них понесли очень суровое наказание.

Причины и механизм возникновения кашля

Причины и механизм возникновения кашля Кашель и мокрота — основные симптомы, сопровождающие большинство заболеваний дыхательной системы.В нормальных условиях пылевые частицы, бактерии, слизь в небольшом количестве, попадая в дыхательные пути, выводятся из них

Причины возникновения панкреатита

Причины возникновения панкреатита • заболевания желчных путей, желчного пузыря (в 95–98 % случаев это желчнокаменная болезнь);• камни желчного пузыря и желчевыводящих протоков;• заболевания двенадцатиперстной кишки (дуоденит, гастродуоденит,

Причины возникновения хронического холецистита

Причины возникновения хронического холецистита Воспалительный процесс при хроническом холецистите может развиться в результате следующих причин:• механическое раздражение (из-за закупорки пузырного протока камнем, растущей опухолью, реже – клубком паразитов,

Причины возникновения холангита

Причины возникновения холангита Холангит – это воспаление желчных протоков, которое возникает в результате проникновения в желчные протоки инфекции из желчного пузыря, кишечника, кровеносных сосудов (чаще) или, реже, по лимфатическим путям. Основная причина холангита

Причины возникновения гипотиреоза

Причины возникновения гипотиреоза Гипотиреоз может быть первичным, вторичным и третичным.Первичный гипотиреоз развивается при заболеваниях самой щитовидной железы.Причины первичного гипотиреоза:• частичное или полное удаление щитовидной железы;• тиреодит

Причины возникновения и разновидности бородавок

Причины возникновения и разновидности бородавок Передача инфекции происходит непосредственно от человека к человеку через предметы домашнего обихода и при близком контакте, если на коже есть расчесы и ранки. Способствуют развитию заболевания потливость, мелкие травмы

Каковы основные причины возникновения массовой моды на эпиляцию?

Каковы основные причины возникновения массовой моды на эпиляцию? АРИНА ХОЛИНАПублицист, сооснователь loveacademy.meНаверное, в волосах на теле нет ничего явно плохого, но всё-таки мы их бреем. На тему подмышек и лобков всё понятно: это более гигиенично, это позволяет лучше

4. РАСПОЛОЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-УКАЗАТЕЛЬНЫХ ОГНЕЙ И ЗНАКОВ НА РЫБОЛОВНЫХ СУДАХ И СУДАХ, ЗАНЯТЫХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫМИ ИЛИ ПОДВОДНЫМИ РАБОТАМИ

4. РАСПОЛОЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-УКАЗАТЕЛЬНЫХ ОГНЕЙ И ЗНАКОВ НА РЫБОЛОВНЫХ СУДАХ И СУДАХ, ЗАНЯТЫХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫМИ ИЛИ ПОДВОДНЫМИ РАБОТАМИ a. Огонь, предписанный Правилом 26(с)(ii) для указания направления выметанных снастей с судна, занятого ловом рыбы, должен быть

3.2. Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей

3.2. Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей Вы уже знаете, что ветер возникает и существует при наличии разного давления в атмосфере. Воздушный поток движется из области высокого давления в область низкого. Чем больше разность давления воздуха, тем сильнее

4.2. Причины возникновения землетрясений и их классификация

4.2. Причины возникновения землетрясений и их классификация В недрах земли постоянно происходят сложные процессы накопления энергии, высвобождение которой и вызывает сейсмический толчок. Момент высвобождения этой энергии, которую принято называть энергией

5.2. Причины возникновения цунами

5.2. Причины возникновения цунами Что служит причиной порождения таких огромных разрушительных волн?Большинство крупных цунами возникают при подводном землетрясении, и их называют сейсмогенными цунами. Под водой образуются протяженные вертикальные трещины, и часть дна

6.1. Основные понятия, параметры и причины возникновения

6.1. Основные понятия, параметры и причины возникновения Обвалы Обвал — отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах. Некоторые факты27 сентября 1995 года в Сунженском районе Ингушетии,

7.3. Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров

7.3. Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров Основной причиной возникновения лесных пожаров является безответственное отношение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем, особенно в пожароопасный

X. ПОЖАРЫ НА СУДАХ

X. ПОЖАРЫ НА СУДАХ Eternal vigilano is the price of safety.Непрестанная бдительность - залог безопасности.Как бы мал ни был пожар вначале, необходимо всегда иметь в виду, что он при отсутствии достаточной энергии и непринятии решительных мер сразу может впоследствии превратиться в

Предотвращение пожаров на судне имеет большое значение для безопасности мореплавания. Борьба с пожаром на судне может быть обречена на неудачу, если к ней не готовиться заранее и не иметь в своем распоряжении различные противопожарные средства. Противопожарные средства, это оружие в борьбе с пожаром, были описаны выше. Теперь следует обратить внимание на готовность к борьбе с пожаром.

При тушении любого пожара необходимо, чтобы в действиях команды были отработаны четыре основные операции: обнаружение, оповещение, ограничение и, наконец, ликвидация очага пожара.

Пожар обнаруживается при срабатывании специальных средств, установленных на судне в различных местах, или просто по появлению запаха или дыма. Любой член команды судна, независимо от того, находится ли он на вахте или свободен от нее, должен хорошо понимать опасность пожара и знать его признаки. Некоторые помещения судна особенно опасны с точки зрения возникновения пожара, их нужно регулярно посещать и осматривать.

Конструкция судна такова, что пожар может быть ограничен в том помещении, в котором он возник. На определенных расстояниях по длине и высоте судна располагаются пожаростойкие переборки и палубы, препятствующие распространению пожара, и те, кто участвует в борьбе с огнем, должны обеспечить, чтобы эти пожаростойкие барьеры не были преодолены огнем. Все двери и люки должны быть закрыты, вытяжную и нагнетательную вентиляцию необходимо выключить, а горючие материалы следует удалить из помещения. Нужно помнить, что пожар распространяется в трехмерном пространстве, т. е. во всех направлениях. Это надо учитывать при возникновении пожара.

Небольшой пожар потушить легко, но он может неожиданно превратиться в большой пожар. Поэтому даже небольшое загорание нужно тушить быстро, чтобы не дать ему распространиться. Вообще же тушение пожара в различных группах помещений ведется по-разному, и ниже будут рассмотрены особенности тушения пожара в различных группах помещений.

Тушение пожара в жилых помещениях. Оборудование жилых помещений выполнено в основном из материалов класса А, при тушении которых можно применять воду или использовать содовокислотные огнетушители. Однако электропроводка в тех случаях, когда при тушении пожара применяется в большом количестве вода, должна быть обесточена. Необходимо отключить всю нагнетательную и вытяжную вентиляцию и закрыть противопожарные заслонки. Если пожар тушится водой, то пожарный ствол должен использоваться в режиме распыливания, с тем чтобы достигнуть максимального охлаждающего эффекта. Помещения в большинстве случаев будут задымлены, поэтому нужно иметь наготове дыхательные аппараты.

При пожаре в районе камбуза возникают другие трудности. Здесь имеются материалы класса Б, такие как пищевое масло, сало, жиры, для тушения которых необходимо применять пенные средства тушения (порошковые и углекислотные огнетушители). В некоторых случаях разрастание пожара можно предотвратить быстрым набрасыванием одеяла на горящие пищевые продукты.

Тушение пожара в машинных отделениях. При пожаре в машинном отделении горят в основном материалы класса Б, для тушения которых нужны пенные средства. Ручным огнетушителем можно погасить лишь небольшое загорание. При пожаре в машинном отделении немедленно объявляется пожарная тревога и сообщается на ходовой мостик. Останавливается нагнетательная вентиляция и закрываются противопожарные заслонки. Цистерны с топливом и смазкой, находящиеся вблизи места пожара, должны быть отключены и охлаждаться компактной струей воды. Для тушения пожара применяют пенные средства. Пеной покрывают крыши цистерн и льяла. Можно также для снижения температуры применять распыленную воду. Компактную струю воды для тушения пожара класса Б применять нельзя из-за того, что она может вызвать разбрасывание горящего топлива и дальнейшее распространение пожара. Эвакуировать людей из машинного отделения и использовать стационарную углекислотную установку можно лишь тогда, когда станет ясно, что дальнейшая борьба с огнем безнадежна. Ведь в машинном отделении сосредоточено много противопожарных средств и там находится энергетическая установка.

Если принято решение об эвакуации людей из машинного отделения, то об этом оповещается весь экипаж судна. Машинное отделение следует тщательно загерметизировать, чтобы туда не попадал воздух, необходимо перекрыть все клапаны на топливных и масляных трубопроводах, ведущих в машинное отделение. Только после этого можно пускать углекислый газ, и если переборки смогут воспрепятствовать распространению пожара, то он быстро прекратится. Охлаждение переборок машинного отделения снаружи следует продолжать и во время пуска углекислого газа.


А — содержание кислорода в смеси (%); Б — содержание углеводорода в смеси (%); 1—концентрация кислорода в воздушно-углеводородной смеси; 2 — верхний взрывоопасный предел (11.5%); 3 — нижний взрывоопасный предел (1,3%); I — не воспламеняется (слишком мало кислорода); II — не воспламеняется (очень богатая смесь); II — воспламеняется; IV — не воспламеняется (очень бедная смесь) электрооборудование не обесточено, должно производиться ручными углекислотными и порошковыми огнетушителями.

Тушение пожара в грузовых трюмах. Если пожар возникает в трюме, оборудованном средствами обнаружения дыма и системой углекислотного тушения, то тушение пожара сводится к ряду простых действий, изложенных выше. Необходимо лишь перед тем, как начать заполнение трюма углекислым газом, убедиться, что все возможные места подвода и отвода воздуха в трюм и из трюма закрыты, а вентиляторы отключены.

Танкеры, как заполненные нефтью, так и с пустыми нефтяными цистернами, особенно опасны в пожарном отношении. Пожар в одной цистерне с большой вероятностью может привести к взрыву, а любой взрыв может вызвать пожар на всем судне. В этих случаях без промедления использовать пенные средства тушения, охлаждать водой близлежащие участки и всеми способами ограничивать распространение огня.

Поэтому на танкерах предупреждение взрывов и пожаров является главным требованием. Необходимо знать об опасности, которую представляют пары углеводородов, содержащиеся в нефтяных цистернах (рис. 13.15). На графике показано соотношение этих паров и кислорода, опасное с точки зрения взрыва или пожара. Если в воздушном пространстве нефтяной цистерны это соотношение будет поддерживаться в пределах, находящихся вне опасной зоны, то взрыва и пожара в цистерне не произойдет. В настоящее время практикуется заполнение воздушного пространства цистерн инертными газами, благодаря чему предотвращается возникновение взрывов и пожаров.

Противопожарная подготовка команды. Где находится ближайший огнетушитель? Какого он типа? Как им пользоваться? Эти вопросы нужно задавать на судне любому члену команды в любое время и на эти вопросы ответы всегда должны быть правильными. Если отвечающий на вопрос, лишь взглянув на огнетушитель, знает как им пользоваться, то, значит, тренировки имеют положительные результаты и члены команды подготовлены для борьбы с пожарами.

Пожарные тревоги часто называют профессиональным спортом, но к противопожарной подготовке нужно относиться более серьезно, чем к ней часто относятся сейчас на судах. Учения и тревоги очень полезны, к ним надо тщательно готовиться и проводить их на должном уровне. Противопожарное оборудование следует периодически проверять и испытывать, чтобы в случае необходимости оно работало исправно. Регулярному осмотру и проверке должны подвергаться огнетушители, пожарные насосы, пожарные рожки, шланги и т. д. Все механики должны знать правила проверки и перезарядки огнетушителей, а те, кто за них отвечает, должны следить, чтобы эти проверки и перезарядки производились своевременно. Ежегодные инспекторские проверки способствуют тому, что противопожарное оборудование содержится на должном уровне, но в течение всего года между такими проверками нужно, чтобы противопожарное оборудование было на высоком уровне готовности.

Дыхательные аппараты. Во многих случаях при тушении пожара могут использоваться дыхательные аппараты разных типов. Основное их назначение — обеспечить подачу кислорода, необходимого для дыхания человека. На практике встречаются дыхательные аппараты двух типов — противодымный шлем и автономный дыхательный аппарат с воздушными баллонами.


Рис. 13.16. Автономный дыхательный аппарат:

1 — воздушный шланг; 2 — клапан вдоха; 3 — шлем-маска со смотровым стеклом широкого обзора; 4 — грудной ремень; 5 — каркас; 6 — клапан манометра; 7 — сигнальный свисток; 8 — баллон с вентилем; 9 — запасной штуцер; 10— редуктор; 11 — система ремней; 12—манометр

Противодымный шлем покрывает голову человека и снабжен шлангом для подвода воздуха. Воздух в шланг поступает от ручного воздушного насоса. Для обеспечения безопасных и правильных действий разработана система сигналов между тем, кто работает в аппарате, и тем, кто обеспечивает подачу воздуха.

Автономный дыхательный аппарат (рис. 13.16) состоит из одного или двух баллонов со сжатым воздухом, которые при помощи системы ремней удерживаются на спине человека. Воздух высокого давления из баллона через редукционный клапан подводится к клапану вдоха, который располагается в маске. Подача воздуха обеспечивается в количестве, требуемом для дыхания. Выдох осуществляется в атмосферу через невозвратный клапан. Когда давление воздуха в баллоне снижается до предельного, звучит предупреждающий свисток. При использовании стандартного баллона человек может работать в автономном дыхательном аппарате от 20 до 30 мин.

Предотвращение пожаров на судне имеет большое значение для безопасности мореплавания. Борьба с пожаром на судне может быть обречена на неудачу, если к ней не готовиться заранее и не иметь в своем распоряжении различные противопожарные средства. Противопожарные средства, это оружие в борьбе с пожаром, были описаны выше. Теперь следует обратить внимание на готовность к борьбе с пожаром.

При тушении любого пожара необходимо, чтобы в действиях команды были отработаны четыре основные операции: обнаружение, оповещение, ограничение и, наконец, ликвидация очага пожара.

Пожар обнаруживается при срабатывании специальных средств, установленных на судне в различных местах, или просто по появлению запаха или дыма. Любой член команды судна, независимо от того, находится ли он на вахте или свободен от нее, должен хорошо понимать опасность пожара и знать его признаки. Некоторые помещения судна особенно опасны с точки зрения возникновения пожара, их нужно регулярно посещать и осматривать.

Конструкция судна такова, что пожар может быть ограничен в том помещении, в котором он возник. На определенных расстояниях по длине и высоте судна располагаются пожаростойкие переборки и палубы, препятствующие распространению пожара, и те, кто участвует в борьбе с огнем, должны обеспечить, чтобы эти пожаростойкие барьеры не были преодолены огнем. Все двери и люки должны быть закрыты, вытяжную и нагнетательную вентиляцию необходимо выключить, а горючие материалы следует удалить из помещения. Нужно помнить, что пожар распространяется в трехмерном пространстве, т. е. во всех направлениях. Это надо учитывать при возникновении пожара.

Небольшой пожар потушить легко, но он может неожиданно превратиться в большой пожар. Поэтому даже небольшое загорание нужно тушить быстро, чтобы не дать ему распространиться. Вообще же тушение пожара в различных группах помещений ведется по-разному, и ниже будут рассмотрены особенности тушения пожара в различных группах помещений.

Тушение пожара в жилых помещениях. Оборудование жилых помещений выполнено в основном из материалов класса А, при тушении которых можно применять воду или использовать содовокислотные огнетушители. Однако электропроводка в тех случаях, когда при тушении пожара применяется в большом количестве вода, должна быть обесточена. Необходимо отключить всю нагнетательную и вытяжную вентиляцию и закрыть противопожарные заслонки. Если пожар тушится водой, то пожарный ствол должен использоваться в режиме распыливания, с тем чтобы достигнуть максимального охлаждающего эффекта. Помещения в большинстве случаев будут задымлены, поэтому нужно иметь наготове дыхательные аппараты.

При пожаре в районе камбуза возникают другие трудности. Здесь имеются материалы класса Б, такие как пищевое масло, сало, жиры, для тушения которых необходимо применять пенные средства тушения (порошковые и углекислотные огнетушители). В некоторых случаях разрастание пожара можно предотвратить быстрым набрасыванием одеяла на горящие пищевые продукты.

Тушение пожара в машинных отделениях. При пожаре в машинном отделении горят в основном материалы класса Б, для тушения которых нужны пенные средства. Ручным огнетушителем можно погасить лишь небольшое загорание. При пожаре в машинном отделении немедленно объявляется пожарная тревога и сообщается на ходовой мостик. Останавливается нагнетательная вентиляция и закрываются противопожарные заслонки. Цистерны с топливом и смазкой, находящиеся вблизи места пожара, должны быть отключены и охлаждаться компактной струей воды. Для тушения пожара применяют пенные средства. Пеной покрывают крыши цистерн и льяла. Можно также для снижения температуры применять распыленную воду. Компактную струю воды для тушения пожара класса Б применять нельзя из-за того, что она может вызвать разбрасывание горящего топлива и дальнейшее распространение пожара. Эвакуировать людей из машинного отделения и использовать стационарную углекислотную установку можно лишь тогда, когда станет ясно, что дальнейшая борьба с огнем безнадежна. Ведь в машинном отделении сосредоточено много противопожарных средств и там находится энергетическая установка.

Если принято решение об эвакуации людей из машинного отделения, то об этом оповещается весь экипаж судна. Машинное отделение следует тщательно загерметизировать, чтобы туда не попадал воздух, необходимо перекрыть все клапаны на топливных и масляных трубопроводах, ведущих в машинное отделение. Только после этого можно пускать углекислый газ, и если переборки смогут воспрепятствовать распространению пожара, то он быстро прекратится. Охлаждение переборок машинного отделения снаружи следует продолжать и во время пуска углекислого газа.


А — содержание кислорода в смеси (%); Б — содержание углеводорода в смеси (%); 1—концентрация кислорода в воздушно-углеводородной смеси; 2 — верхний взрывоопасный предел (11.5%); 3 — нижний взрывоопасный предел (1,3%); I — не воспламеняется (слишком мало кислорода); II — не воспламеняется (очень богатая смесь); II — воспламеняется; IV — не воспламеняется (очень бедная смесь) электрооборудование не обесточено, должно производиться ручными углекислотными и порошковыми огнетушителями.

Тушение пожара в грузовых трюмах. Если пожар возникает в трюме, оборудованном средствами обнаружения дыма и системой углекислотного тушения, то тушение пожара сводится к ряду простых действий, изложенных выше. Необходимо лишь перед тем, как начать заполнение трюма углекислым газом, убедиться, что все возможные места подвода и отвода воздуха в трюм и из трюма закрыты, а вентиляторы отключены.

Танкеры, как заполненные нефтью, так и с пустыми нефтяными цистернами, особенно опасны в пожарном отношении. Пожар в одной цистерне с большой вероятностью может привести к взрыву, а любой взрыв может вызвать пожар на всем судне. В этих случаях без промедления использовать пенные средства тушения, охлаждать водой близлежащие участки и всеми способами ограничивать распространение огня.

Поэтому на танкерах предупреждение взрывов и пожаров является главным требованием. Необходимо знать об опасности, которую представляют пары углеводородов, содержащиеся в нефтяных цистернах (рис. 13.15). На графике показано соотношение этих паров и кислорода, опасное с точки зрения взрыва или пожара. Если в воздушном пространстве нефтяной цистерны это соотношение будет поддерживаться в пределах, находящихся вне опасной зоны, то взрыва и пожара в цистерне не произойдет. В настоящее время практикуется заполнение воздушного пространства цистерн инертными газами, благодаря чему предотвращается возникновение взрывов и пожаров.

Противопожарная подготовка команды. Где находится ближайший огнетушитель? Какого он типа? Как им пользоваться? Эти вопросы нужно задавать на судне любому члену команды в любое время и на эти вопросы ответы всегда должны быть правильными. Если отвечающий на вопрос, лишь взглянув на огнетушитель, знает как им пользоваться, то, значит, тренировки имеют положительные результаты и члены команды подготовлены для борьбы с пожарами.

Пожарные тревоги часто называют профессиональным спортом, но к противопожарной подготовке нужно относиться более серьезно, чем к ней часто относятся сейчас на судах. Учения и тревоги очень полезны, к ним надо тщательно готовиться и проводить их на должном уровне. Противопожарное оборудование следует периодически проверять и испытывать, чтобы в случае необходимости оно работало исправно. Регулярному осмотру и проверке должны подвергаться огнетушители, пожарные насосы, пожарные рожки, шланги и т. д. Все механики должны знать правила проверки и перезарядки огнетушителей, а те, кто за них отвечает, должны следить, чтобы эти проверки и перезарядки производились своевременно. Ежегодные инспекторские проверки способствуют тому, что противопожарное оборудование содержится на должном уровне, но в течение всего года между такими проверками нужно, чтобы противопожарное оборудование было на высоком уровне готовности.

Дыхательные аппараты. Во многих случаях при тушении пожара могут использоваться дыхательные аппараты разных типов. Основное их назначение — обеспечить подачу кислорода, необходимого для дыхания человека. На практике встречаются дыхательные аппараты двух типов — противодымный шлем и автономный дыхательный аппарат с воздушными баллонами.


Рис. 13.16. Автономный дыхательный аппарат:

1 — воздушный шланг; 2 — клапан вдоха; 3 — шлем-маска со смотровым стеклом широкого обзора; 4 — грудной ремень; 5 — каркас; 6 — клапан манометра; 7 — сигнальный свисток; 8 — баллон с вентилем; 9 — запасной штуцер; 10— редуктор; 11 — система ремней; 12—манометр

Противодымный шлем покрывает голову человека и снабжен шлангом для подвода воздуха. Воздух в шланг поступает от ручного воздушного насоса. Для обеспечения безопасных и правильных действий разработана система сигналов между тем, кто работает в аппарате, и тем, кто обеспечивает подачу воздуха.

Автономный дыхательный аппарат (рис. 13.16) состоит из одного или двух баллонов со сжатым воздухом, которые при помощи системы ремней удерживаются на спине человека. Воздух высокого давления из баллона через редукционный клапан подводится к клапану вдоха, который располагается в маске. Подача воздуха обеспечивается в количестве, требуемом для дыхания. Выдох осуществляется в атмосферу через невозвратный клапан. Когда давление воздуха в баллоне снижается до предельного, звучит предупреждающий свисток. При использовании стандартного баллона человек может работать в автономном дыхательном аппарате от 20 до 30 мин.

Читайте также: