Определение о назначении судебной экспертизы условий труда

Обновлено: 28.06.2024

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

  • качества проведения специальной оценки условий труда;
  • правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
  • запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
  • проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
  • составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
  • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

. сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила . условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ . Роспотребнадзором. Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует .

. условий труда (часть третья ст. 216.1 ТК РФ). Экспертиза проводится Рострудом (п . охраны труда (часть первая ст. 216.1 ТК РФ) в порядке, предусмотренном Положением . . В силу части пятой ст. 216.1 ТК РФ лица, осуществляющие государственную экспертизу .

. условий труда (часть третья ст. 216.1 ТК РФ). Экспертиза проводится Рострудом (п . охраны труда (часть первая ст. 216.1 ТК РФ) в порядке, предусмотренном Положением . . В силу части пятой ст. 216.1 ТК РФ лица, осуществляющие государственную экспертизу .

. Федерации. В соответствии со статьей 216.1 ТК РФ перед государственной экспертизой условий . объектов. Согласно части 3 статьи 216.1 ТК РФ основанием проведения государственной экспертизы . соответствии с частью 4 статьи 216.1 ТК РФ работники, которым поручено осуществление . , определены в части 5 статьи 216.1 ТК РФ: «составлять по результатам экспертизы .

. содержится в ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ. Порядок вступает в силу . указанным в ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 24 .

от 20 декабря 2002 года N 347

Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации

В целях укрепления правовой основы и принципов организации государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно-экспертную деятельность,

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Ю.И.Калинина.

в Министерстве юстиции

5 января 2003 года,

регистрационный N 4093

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 20.12.2002 N 347

ИНСТРУКЦИЯ
по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации* (далее - УПК), Гражданского процессуального кодекса РСФСР** (далее - ГПК), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации*** (далее - АПК), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях**** (далее - КоАП), Таможенного кодекса Российской Федерации***** (далее - ТК), Налогового кодекса Российской Федерации****** (далее - НК), Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"******* (далее - Федеральный закон), других федеральных законов, а также нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, регулирующих организацию и производство судебных экспертиз.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, N 53, ст.4921;

** Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст.407;

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст.3012;

**** Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 1(ч.I), ст.3;

***** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст.1224;

****** Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.98, N 31, ст.3824; 07.08.2000, N 32, ст.3340;

******* Собрание законодательства Российской Федерации, 04.06.2001, N 23, ст.2291.

2. Судебные экспертизы в СЭУ системы Минюста России производятся для судов, органов дознания, следствия и прокуроров.

3. В СЭУ судебные экспертизы производятся в соответствии с перечнем видов экспертиз (профилем) и территорией обслуживания, которые устанавливаются для каждого учреждения Министерством юстиции Российской Федерации.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в СЭУ, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена в СЭУ, обслуживающем другую территорию.

4. Судебные экспертизы в СЭУ производятся экспертами этих учреждений, которые являются гражданами Российской Федерации, имеют высшее профессиональное образование, прошли последующую подготовку по конкретной экспертной специальности и аттестованы на право самостоятельного производства судебной экспертизы в соответствии с Положением об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

5. Судебный эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за него ответственность.

6. Судебные экспертизы производятся, как правило, в помещении СЭУ, а при необходимости - в суде.

II. Обязанности и права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

7. Руководитель СЭУ организует работу по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на современном научно-техническом уровне. В соответствии со ст.15 Федерального закона руководитель СЭУ вправе передать часть своих обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебных экспертиз, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет.

8. Руководитель СЭУ обязан:

- по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы проверить правильность оформления материалов, поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, при необходимости определить ведущее подразделение или эксперта-организатора. При этом поручение оформляется в письменной форме с определением сроков производства экспертизы;

- в случае обнаружения руководителем СЭУ недостатков в оформлении материалов, делающих невозможным производство судебной экспертизы, письменно уведомить об этом орган или лицо, ее назначившее, и предложить устранить данные недостатки. Если по истечении 30 календарных дней недостатки не устранены, материалы могут быть возвращены без производства судебной экспертизы;

- разъяснить эксперту или комиссии экспертов их права и обязанности, по поручению органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, предупредить их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и взять соответствующую подписку, направляемую вместе с заключением в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

- обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

- обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

- обеспечить соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии, сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;

- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

9. Руководитель СЭУ не вправе:

- истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

- самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

- давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

10. Руководитель СЭУ вправе:

- возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

- ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

- организовать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы.

11. Руководитель СЭУ может выступать в качестве эксперта в соответствии с присвоенной ему экспертной квалификацией.

III. Обязанности и права эксперта государственного судебно-экспертного учреждения

12. Эксперт СЭУ обязан:

- принять к производству порученную ему руководителем СЭУ судебную экспертизу;

- заявить о наличии предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации оснований для отвода в качестве эксперта руководителю государственного СЭУ, а затем в орган или лицу, назначившему судебную экспертизу;

- провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

- обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;

- явиться по вызову суда, судьи, дознавателя, следователя или прокурора, дать показания в суде, на предварительном следствии и дознании по вопросам, связанным с проведенными исследованиями и данным заключением.

13. Эксперт СЭУ не вправе:

- принимать поручение о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя СЭУ;

- осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

- вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

- самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

- сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначившего;

- проводить без разрешения органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств. Разрешение оформляется в письменном виде;

- давать заведомо ложное заключение.

14. Эксперт СЭУ имеет право:

- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;

- ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о проведении осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, предоставлении дополнительных объектов или материалов дела, необходимых для дачи заключения;

- ходатайствовать перед руководителем СЭУ о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

- участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях, задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;

- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

- давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы, но имеющим значение для дела и отношение к предмету экспертного исследования;

- обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначившего судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

15. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником СЭУ по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение порядка производства судебной экспертизы и иное недобросовестное отношение к обязанностям эксперта, руководитель СЭУ имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание.

IV. Производство судебных экспертиз

16. Основаниями производства судебной экспертизы в СЭУ являются определения и постановления суда, судьи, органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора.

17. Орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, предоставляет в СЭУ объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

В необходимых случаях орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, представляет образцы для сравнительного исследования, а также документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету судебной экспертизы (протоколы осмотров, допросов и других процессуальных действий, справки, выписки, схемы мест происшествия, фотоснимки и т.п.).

В случае, если транспортировка объекта исследований в СЭУ невозможна, орган или лицо, которые назначили судебную экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

18. В случае невозможности проведения судебной экспертизы в данном учреждении либо несоблюдения правил оформления материалов руководитель действует в соответствии с пунктами 8, 10 настоящей Инструкции.

19. Поступившее в СЭУ постановление (определение) о назначении судебной экспертизы в течение суток рассматривается руководителем СЭУ и регистрируется в журнале регистрации экспертиз.

При назначении судебной экспертизы, для производства которой требуется решение вопросов, относящихся к разным экспертным специальностям (в отношении разных объектов или одного и того же объекта), регистрируется каждое отдельное исследование, заканчивающееся самостоятельным заключением. При этом порядок исследований должен обеспечить сохранность объекта для последующей судебной экспертизы.

Можно ли на определение районного суда о назначении повторной экспертизы написать возражения согласно ч.2 ст.371?

Судья назначила повторную экспертизу, в определении о назначении экспертизы сократила текст поставленных вопросов перед экспертом, что естественно изменило их смысл. Также в описательной части определения были указаны события, которых не было на самом деле, искажены исковые требования.

У нас слушается дело об определении порядка пользования домом. Суд назначил экспертизу. Кто должен оплачивать расходы по экспертизе? Из сторон никто не заявлял о назначении экспертизы. Суд как будто предложил проведение экспертизы. При устанвлении сервитута нужна ли землеустроительная экспертиза? Спасибо.

Что указывает в просительной части обжалования определения суда о назначении экспертизы в части возложения расходов на стороны, отменить определение м направил на новое рассмотрение или вынести новое определение? (Хочу чтобы расходы по экспертизе возложили на истца, т.к, он заявил ход-во о назначении экспертизы, ая вообще против неё, т.к.это энергетическая экспертиза, а у истца нет тарифа не теплоснабжение и он за это наказан административно)

Из протокола судебного заседания: "Обсуждается вопрос о назначении строительно-технической экспертизы на предмет причиненного ущерба. Истица - на усмотрение суда. Адвокат - есть досудебная экспертиза. Назначение на усмотрение суда. Председательствующий выясняет, имеются ли у истца и его представителя заявления и ходатайства. Адвокат - в случае, если суд назначит экспертизу. Прошу приобщить к материалам дела вопросы эксперту. " Из Определения суда: "Суд, выслушав участников процесса, считает необходимым удовлетворить ходатайство, назначить строительно-техническую экспертизу, расходы возложить на истца." Никто не ходатайствовал о назначении экспертизы, вопрос о расходах на ее проведение вообще не поднимался. Как опротестовать Определение на предмет фальшивых фактов?

Хотела подать заявление о взыскании расходов за экспертизу. В Верховном суде в определении о назначении экспертизы, оплата эксперта была возложена на истца. При вынесении апелляционного определения указано, что экспертиза была полностью оплачена ответчиком. Будет ли влиять при подаче заявления в суд эта фраза экспертиза была полностью оплачена ответчиком. Квитанция об оплате истца за экспертизу имеется.

Как обжалуется определение апелляционной инстанции об отмене определения о назначении экспертизы?

Судья вынес определение о назначении судебной экспертизы, через месяц после вынесения определения вынес еще дополнительное определении с дополнительными вопросами. При этом, дополнительного судебного заседания не было. Законно ли это?

Ходатайство о назначении экспертиз отдельно от искового заявления подавать, но на отдельных листах?

Исковое заявление о признании Договора дарения недействительным.

Хочу просто отдельно написать каждое ходатайство про:

1)днк экспертизы о определении степени родства

2) психолого-психиатрическую экспертизу

3)о почерковедческой экспертизе.

Нужен практикующий юрист

Определение суда о назначении судебно-наркологической экспертизы (ГПК). в определении ни слово не указано о дате назначении экспертизы.. на кого возложена оплата экспертизы. и могу ли я обжаловать это определение или не могу). внимание вопрос. МОГУ ли я обжаловать ЭТО определение. заранее огромное человеческое спасибо..

Можно ли отменить экспертизу, назначенную судом по моему ходатайству (я-истец), если срок обжалования определения о назначении проведения экспертизы истек. Определение получено по почте заказным в день истечения срока, сейчас месяц со дня вынесения определения. У меня есть какая-либо возможность отменить проведение экспертизы?

Судья вынес определение о назначении экспертизы. Стоимость экспертизы не указывалась, оплата в равных долях. Истец - юр.лицо, ответчик-физ.

Ответчик в суде согласился с определением, но узнав стоимость отказывается от экспертизы так как в решении основного вопроса по иску, эта экспертиза ни чего не даст, она на руку истцу.

Как и в какие сроки подать возрожение на определение суда. Может ли судья все равно назначить экспертизу, а стоимость наложить на проигравшую сторону.

На определение суда о назначении судебно-подчерковедческой экспертизы для признания завещания недействительным подана кассационная жалоба ответчика об полной отмене определения. Дело передано в городской суд. Определением о принятии кассационной жалобы к производствуназначена дата рассмотрения дела через 3 месяца. Ответчиком умышленно затягиваются сроки. Как можно другим способом провести экспертизу подписи на завещании?

Вопрос: Истец на основании 177-178 гк рф, заявил ходатайство о назначении судебной психиатрической экспертизы. Определение на руки истец не получил.

Но экспертиза была назначена. Истец явился в психиатрическое отделение. Там ознакомился с определением и обнаружил что назначена не комплексная, как он заявлял, а однородная экспертиза. В связи с этим истец отказался ее проходить, так как она бесполезна. Написал об это соответствующее заявление.

Вопрос, в том, можно ли отменить определение суда, побудить к назначению имеено комплексной экспертизы?

Рассматривалось дело в 2011 г. , в котором проводилась экспертиза почерка. Судья выносил определение о назначении экспертизы. Решение состоялось. Вступило в силу. Только сейчас я заметила, что подпись судьи в определении о назначении экспертизы стоит другая, отличная от тех, которая стоит в других документах (протоколах с/з, решении и т.д.). По этому определению была проведена экспертиза. Исходя из норм ГПК если процессуальный документ подписан не тем судьей, то он влечет за собой отмену. Данное определение было вынесено в июне 2011 г. Решение на основании проведенной экспертизы по этому определению вступило в силу в феврале 2012 г. В определении стоит печатным текстом фамилия этого судьи, а подпись другая. Что дает основания полагать, что документ выносился другим лицом.

Могу ли я сейчас обратиться в квалификационную коллегию судей и к председателя суда со ссылкой о подписании документа не этим судьей и если будет подтверждено, что документ был подписан не тем судьей, то возможно ли обратиться в суд о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Т.е. если определение не подписано надлежащим судьей, то экспертиза выносилась с нарушением ГПК, т.е. без определения суда и не может быть допустимым доказательством.

Подпись не того судьи

В определении подпись не этого судьи.

Я заявила в суд ходатайство о назначении экспертизы по гражданскому делу. Судья назначил экспертизу, но в определении не поставил перед экспертом вопрос, который и является для меня самым главным. В конце определения написано, что я могу обжаловать определение только в части приостановления производства по делу. Подскажите, пожалуйста, как мне поступить.

Рассматривалось дело в 2011 г. , в котором проводилась экспертиза почерка. Судья выносил определение о назначении экспертизы. Решение состоялось. Вступило в силу. Только сейчас я заметила, что подпись судьи в определении о назначении экспертизы стоит другая, отличная от тех, которая стоит в других документах (протоколах с/з, решении и т.д.). По этому определению была проведена экспертиза. Исходя из норм ГПК если процессуальный документ подписан не тем судьей, то он влечет за собой отмену. Данное определение было вынесено в июне 2011 г. Решение на основании проведенной экспертизы по этому определению вступило в силу в феврале 2012 г. В определении стоит печатным текстом фамилия этого судьи, а подпись другая. Что дает основания полагать, что документ выносился другим лицом.

Могу ли я сейчас обратиться в квалификационную коллегию судей и к председателя суда со ссылкой о подписании документа не этим судьей и если будет подтверждено, что документ был подписан не тем судьей, то возможно ли обратиться в суд о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Т.е. если определение не подписано надлежащим судьей, то экспертиза выносилась с нарушением ГПК, т.е. без определения суда и не может быть допустимым доказательством.

Заключение судебной экспертизы (эксперта или экспертов) является одним из видов доказательств в гражданском процессе, и довольно часто используются в доказывании по различным категориям дел. Судебные экспертизы в гражданском процессе назначаются в случаях, когда в процессе рассмотрения дела возникают вопросы, требующие специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

экспертиза

Тема настоящей публикации - судебные экспертизы в гражданском процессе. Заключение судебной экспертизы (эксперта или экспертов) является одним из видов доказательств в гражданском процессе, и довольно часто используются в доказывании по различным категориям дел. Судебные экспертизы в гражданском процессе назначаются в случаях, когда в процессе рассмотрения дела возникают вопросы, требующие специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

Классификация судебных экспертиз

Классификация судебных экспертиз проводится по различным основаниям. По последовательности проведения судебные экспертизы делятся на основные и дополнительные. Дополнительные экспертизы согласно ч. 1 ст. 87 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) назначается в случае недостаточной ясности или неполноты основного заключения эксперта. При этом под неясностью заключения эксперта понимается невозможность понять, является ли вывод положительным или отрицательным, категоричным или вероятным. Как правило, дополнительная экспертиза назначается тогда, когда неясность или неполноту заключения не представилось возможным устранить путем допроса эксперта.

По последовательности проведения экспертизы подразделяются на первичные и повторные. Повторная экспертиза назначается в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения или наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов (ч. 2 ст.87 ГПК РФ). Так, например, повторная экспертиза должна быть назначена, если выводы эксперта не согласуются с другими достоверно установленными обстоятельствами дела. Кроме того, повторная экспертиза должна быть назначена, если будет установлено, что при назначении или производстве первичной экспертизы были допущены нарушения процессуальных норм, регламентирующих данные действиях суда. Это может быть, например, случай, когда экспертиза была поручена лицу, заинтересованному в исходе дела (ст. 18 ГПК РФ). Повторная экспертиза всегда назначается другому эксперту или другим экспертам.

Комиссионная экспертиза проводится двумя или более экспертами в одной области знания. Эксперты совещаются между собой и формулируют в заключении общий вывод. Если кто-то из экспертов не соглашается с общим мнением, он вправе дать отдельное заключение по всем или отдельным вопросам, вызвавшим разногласия. Признанный специалист в науке о судебных экспертизах Е.Р. Россинская (См.: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. -М.: Норма, 2009) приводит также классификацию судебных экспертиз, в основание которой положены такие критерии, как объекты, решаемые задачи и используемые для их производства специальные знания:

  • судебные трасологические экспертизы;
  • судебная экспертиза уничтоженных маркировочных обозначений;
  • судебные экспертизы документов;
  • судебные речеведческие экспертизы;
  • судебная фототехническая экспертиза;
  • судебная портретная экспертиза;
  • судебные экспертизы оружия и следов его применения;
  • судебные экспертизы веществ и материалов;
  • судебно-почвоведческие экспертизы;
  • судебно-биологические экспертизы;
  • судебные экспертизы пищевых продуктов и напитков;
  • судебно-медицинские экспертизы;
  • судебно-психиатрические экспертизы;
  • судебно-психологические экспертизы;
  • судебно-экономические экспертизы;
  • судебные инженерно-технические, инженерно-технологические и инженерно-транспортные экспертизы;
  • судебные компьютерно-технические экспертизы;
  • судебные экологические экспертизы;
  • судебные сельскохозяйственные экспертизы;
  • судебные искусствоведческие экспертизы;
  • иные судебные экспертизы.

Назначение судебной экспертизы

Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Однако окончательных круг вопросов определяется судом. Если суд отклоняет вопросы, предложенные сторонами, он обязан мотивировать свое решение. Кроме того, стороны и другие лица, участвующие в деле имеют право:

  • ходатайствовать о назначении экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту;
  • заявлять отвод эксперту;
  • знакомиться с определением суда о назначении экспертизы;
  • знакомиться с заключением эксперта;
  • ходатайствовать о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

Необходимо иметь в виду, что при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов или документов для исследования и в иных случаях, когда без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Порядок проведения судебных экспертиз в гражданском процессе

Судебные экспертизы могут проводиться в государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждениях, сотрудниками неэкспертных учреждений, частными экспертами.

Экспертиза может проводиться в судебном заседании или вне заседания. В законе (ч. 2 ст. 84 ГПК РФ) говорится о том, что экспертиза вне судебного заседания проводится, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании, т.е. в исключительных случаях. Хотя практика свидетельствует об обратном – производство экспертиз вне судебного заседания является скорее правилом, чем исключением.

Заключение эксперта для суда необязательно и должно оцениваться судом в совокупности с другими доказательствами по делу. При этом несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении или определении суда. На время проведения экспертизы производство по делу может быть приостановлено. В гражданском судопроизводстве экспертные методики могут быть использованы и вне экспертных исследований. Речь в частности может идти о судебно-медицинских исследованиях живых лиц и трупов.

Читайте также: