Система хозяйственных судов рб это

Обновлено: 30.06.2024

Хозяйственные суды в Республике Беларусь входят в судебную систему Республики Беларусь. Тем не менее, они образуют свою систему хозяйственных судов, в которую входят:

Ø Э\КОНОМИЧЕСКИЕ суды областей и г. Минска;

Ø специализированные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые по необходимости Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Экономический судсостоит из судей этого суда, в том числе председателя и заместителей председателя. Деятельность суда обеспечивается аппаратом суда. Состав экономического суда формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела.

Экономические суды первой инстанции рассматривают дела как в коллегиальном составе, так и единолично. По решению председателя хозяйственного суда или его заместителя дело может быть рассмотрено хозяйственным судом в коллегиальном составе. Председатель экономического суда или его заместитель вправе заменить судью (судей) при его длительном отсутствии. После замены судьи (судей) рассмотрение дела производится сначала.

Экономические суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций рассматривают дела в коллегиальном составе. При рассмотрении дела экономическим судом в коллегиальном составе в него должны входить не менее трех (нечетное количество) судей, один из которых является председательствующим. Председательствующий в коллегиальном составе судья назначается председателем суда или его заместителем. Судьи при рассмотрении дела пользуются равными правами.

Хозяйственный процесс представляет собой систему последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых судом и другими участниками судопроизводства в связи с разрешением и рассмотрением конкретного дела.

Принципы хозяйственного процессуального права можно подразделить на:

1. организационно-функциональные (судоустройственные);

2. функциональные (судопроизводственные).

К организационно-функциональным принципам относятся следующие принципы:

Ø приоритет норм и принципов международного права;

Ø осуществление правосудия в сфере предпринимательства только хозяйственным судом;

Ø коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в хозяйственном суде;

Ø независимость судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия, подчинение их только закону;

Ø равенство юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических перед законом и хозяйственным судом;

Ø государственный язык судопроизводства;

Ø право на юридическую помощь;

Ø обязательность судебных постановлений (распоряжений) и обращений;

Ø применение норм иностранного права.

К функциональным принципам относятся принципы:

Ø состязательности и равноправия сторон;

Ø непосредственности судебного разбирательства.

Стадия хозяйственного процесса – это совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных их процессуальной целью.

Хозяйственный процесс состоит из 6 стадий:

1. производство в хозяйственном суде 1-й инстанции;

2. производство в апелляционной инстанции;

3. производство в кассационной инстанции;

4. производство в порядке надзора;

5. пересмотр судебных актов хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам;

6. исполнительное производство.

Прохождение дела по всем стадиям не является обязательным и определяется участниками производства по каждому конкретному делу.

В свою очередь каждая стадия состоит из 3 этапов:

1. возбуждение производства;

2. подготовка дела к рассмотрению;

3. разрешение его в соответствующей стадии.

Судопроизводство в хозяйственных судах разделено на несколько видов:

а) исковое производство;

б) приказное производство;

в) производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

г) производство по рассмотрению хозяйственных споров с участием иностранных субъектов хозяйствования;

д) производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

е) производство по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории РБ, и о выдаче исполнительного документа;

ж) иные виды производств, которые включают в себя:

Ø производство по делам об отмене постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

Ø производство по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);

Ø производство по делам по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении.

Участники хозяйственного процесса – это те субъекты, действия которых могут способствовать правильному и быстрому рассмотрению спора, защите прав и охраняемых законом интересов хозяйствующих субъектов.

Все участники процесса делятся на несколько групп:

а) хозяйственные суды как органы, разрешающие споры;

б) лица, участвующие в деле, защищающие свои либо чужие права и законные интересы и имеющие юридическую заинтересованность в исходе дела; к ним относятся:

Ø стороны (в исковом производстве – истец и ответчик);

Ø заявители и заинтересованные лица (по некоторым видам судопроизводства);

Ø третьи лица (заявляющие самостоятельные требования на предмет спора и не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора);

Ø прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами.

в) представители, которые обеспечивают лицам, участвующим в деле, возможность их участия в деле и представляют их интересы в хозяйственном суде;

г) лица, содействующие деятельности хозяйственного суда в силу обязанностей по представлению доказательственной информации и в иных случаях (свидетели, эксперты, переводчики и т.д.).

Лица, участвующие в деле, имеют право:

Ø в порядке, установленном хозяйственным судом, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать за свой счет копии этих материалов;

Ø заявлять отводы;

Ø представлять доказательства, знакомиться до начала судебного разбирательства с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, участвовать в исследовании доказательств;

Ø с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле;

Ø заявлять ходатайства, подавать заявления;

Ø давать хозяйственному суду в письменной и устной форме объяснения;

Ø приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела;

Ø знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против их ходатайств, доводов;

Ø получать копии судебных постановлений, принимаемых в виде отдельного документа;

Ø обжаловать судебные постановления;

Ø знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле;

Ø осуществлять иные процессуальные права, предоставленные им Хозяйственным процессуальным Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, не допуская злоупотребления ими. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах или возложенные на них хозяйственным судом, в соответствии с указанными законодательными актами. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.

При определении условий договора с иностранным субъектом необходимо обдуманно подходить к выбору компетентного суда, в частности следует учитывать возможность последующего признания и приведения в исполнение в иностранном государстве.

Как показывает практика, субъекты хозяйствования Республики Беларусь при наличии возможности предпочитают закреплять в контрактах с иностранными контрагентами компетенцию отечественных судов. Вместе с тем установление компетенции экономического суда Республики Беларусь влечет необходимость признания данного решения в государстве контрагента, что часто сопряжено с определенными трудностями.

Возможность признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь за границей в первую очередь зависит от наличия межгосударственного двустороннего договора об оказании правовой помощи либо регионального международного договора, регулирующего вопросы исполнения решений государственных судебных органов, с участием Республики Беларусь и государства резидентства контрагента либо государства, на территории которого находится имущество должника.

Для определения возможности и порядка признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь все иностранные государства можно дифференцировать на три следующие группы:

1) государства, в которых не требуется признания решения экономических судов Республики Беларусь для принудительного исполнения;

2) государства, с которыми у Республики Беларусь есть соглашение о взаимном признании и исполнении судебных решений;

3) государства, с которыми у Республики Беларусь нет договорных отношений в части признания и исполнения судебных решений.

Рассмотрим каждую группу в отдельности.

Исполнение решений экономических судов Республики Беларусь на территории Российской Федерации

Российская Федерация — единственное государство, в котором не требуется признание решений экономических судов Республики Беларусь.

В силу Соглашения о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации (заключено в г. Москве 17.01.2001) не требуется признания решений экономических судов Республики Беларусь на территории Российской Федерации.

Такие решения исполняются на основании исполнительных документов экономического суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Эти документы исполняются без процедуры признания.

Взыскатель самостоятельно направляет исполнительный документ в федеральную службу судебных приставов Российской Федерации по местонахождению должника или его филиала либо по местонахождению имущества должника с целью возбуждения исполнительного производства и принудительного исполнения.

До этого исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению в Российской Федерации составляет 3 года.

Исполнение решений экономических судов Республики Беларусь на основании международного соглашения

Если контрагент либо его имущество находятся на территории государства, являющегося наряду с Республикой Беларусь участником двустороннего либо регионального договора о правовой помощи, исполнение решения суда будет производиться на основании положений этого международного договора.

В таких случаях ходатайство о признании и принудительном исполнении решения экономического суда Республики Беларусь взыскатель подает в компетентный орган, определенный международным договором.

На основании межгосударственных двусторонних договоров о правовой помощи ходатайство и прилагаемые к нему документы, как правило, подаются в суд, вынесший решение по первой инстанции.

В соответствии с договорами, заключенными с Китайской Народной Республикой, Республикой Польша, Венгерской Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам, ходатайство и документы могут быть поданы как в суд, вынесший решение по первой инстанции, так и непосредственно в суд, компетентный разрешить вопрос о признании решения.

Согласно ст. 3, 7 и 8 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (заключено в г. Киеве 20.03.1992, применяется в отношениях с бывшими республиками СССР, кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Молдовы), ходатайство и документы оформляются взыскателем самостоятельно и подаются им непосредственно в компетентный суд государства, где решение подлежит исполнению.

К ходатайству взыскатель прилагает документы или надлежащим образом заверенные их копии, указанные в международном договоре. Реквизиты ходатайства определяются законодательством страны, на территории которой должно быть осуществлено исполнение.

Рассмотрим порядок признания решения экономического суда в Литве.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Вильнюсе 20.10.1992) ходатайство о разрешении исполнения подается в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции. Ходатайство, поданное в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, отправляется суду, компетентному вынести решение по ходатайству, то есть Апелляционному суду Литвы.

Вместе с тем, ГПК Литвы допускает обращение в апелляционный суд Литвы с заявлением о признании решения иностранного суда напрямую заявителем.

Формальные требования к заявлению о признании решений судов Республики Беларусь, помимо двустороннего договора, устанавливает ГПК Литвы.

К заявлению прилагается его перевод на литовский язык, а также следующие документы:

1) заверенная судом копия решения, официальный документ о вступлении решения в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения;

2) документ, из которого вытекает, что ответчику, не принявшему участия в процессе, было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено уведомление о вызове в суд;

3) подтверждение того, что решение могло быть исполнено согласно праву Республики Беларусь;

4) нотариально удостоверенные переводы вышеуказанных документов.

Кроме того, заявитель должен указать адрес в Литовской Республике, по которому ему будут отправляться процессуальные документы, либо назначить представителя по делу или лицо, уполномоченное получать процессуальные документы, которые проживают или работают в Литовской Республике.

К заявлению также необходимо приложить подтверждение полномочий лица, подписывающего заявление о признании и исполнении, а также сведения о регистрации юридического лица.

В случае если у взыскателя не имеется всех документов, необходимых для признания решения экономических судов Республики Беларусь, суд, вынесший решение, по заявлению взыскателя выдает документы, предусмотренные международным договором и подлежащие направлению в иностранный суд.

Внедоговорное признание и исполнение решений экономических судов Республики Беларусь
на территории иностранных государств

Наиболее сложным является признание и исполнение решений белорусских судов в государствах, с которыми не заключены договоры о правовой помощи (а таких государств большинство).

В такой ситуации остается надеяться на соблюдение международных принципов взаимности и вежливости компетентными органами государства нахождения должника.

Практика установления взаимности в иностранных государствах имеет различия.

В Республике Беларусь принцип взаимности соблюдается до тех пор, пока не доказано отсутствие взаимности. Сравним. В Федеративной Республике Германия взаимность подлежит доказыванию заинтересованной стороной, и в случае недоказанности взаимности суд может отказать в признании и исполнении иностранного судебного решения.

Таким образом, суд Германии, который будет рассматривать ходатайство о признании решения экономического суда Республики Беларусь, может поставить вопрос о подтверждении соблюдения принципа взаимности со стороны Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь официально выразил готовность признавать в пределах своей компетенции решения судов Федеративной Республики Германия в письме от 20.11.2006 N 03-38/2201 на имя Председателя Федерального Верховного Суда Германии. В настоящее время ссылка на это письмо может быть способом обоснования наличия взаимности признания судебных решений по экономическим спорам между нашими государствами.

При отсутствии международного договора, регулирующего признание решений белорусских судов в конкретном иностранном государстве, необходимо руководствоваться национальным законодательством данного государства.

Процессуальное законодательство иностранных государств в большинстве случаев не содержит указания на определенный перечень документов, которые должны прилагаться к ходатайству о признании и исполнении решения иностранного суда.

В таких случаях, если, по мнению судьи, для подтверждения требования о признании не хватает каких-либо документов, судья истребует их от заявителя (истца). Однако при формировании пакета документов, подтверждающих требование о признании решения экономического суда Республики Беларусь, мы рекомендуем, прежде всего, руководствоваться основными принципами (условиями) признания и исполнения иностранных судебных решений, предусмотренными в международном праве:

1) решение должно вступить в законную силу. Это определяется на основании законодательства страны суда, вынесшего решение;

2) при разрешении дела по существу соблюдены процессуальные права лица, против которого вынесено решение (например, требуется, чтобы ответчику был своевременно вручен вызов в суд);

3) при рассмотрении дела и вынесении по нему решения соблюдены правила международных договоров о разграничении компетенции судов различных стран.

Исходя из изложенного, истцу по требованию о признании за границей решения экономического суда Республики Беларусь следует приложить к ходатайству следующие документы:

1) решение экономического суда и справку суда о том, что решение вступило в законную силу;

2) заверенный перевод решения, справки и апостиля (при апостилировании) на язык государства, где испрашивается признание;

3) копии документов, подтверждающих вручение ответчику определения экономического суда о возбуждении дела;

4) копию документа, содержащего пророгационное соглашение между истцом и ответчиком (например, договора с соответствующей оговоркой);

5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего исковое заявление (ходатайство о признании), на предъявление иска.

Вышеуказанные документы должны быть легализованы надлежащим образом и переведены на язык государства, в котором будет признаваться решение.

В заключение отметим, что порядок подготовки и направления документов для признания и исполнения решения экономического суда за пределами Республики Беларусь определяется в каждом конкретном случае исходя из положений международных договоров, участниками которых являются Республика Беларусь и государство, на территории которого должно производиться исполнение, а также законодательства соответствующего государства.

На основании изложенного можно выработать определенный алгоритм для признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь за границей.

Для этого взыскателю необходимо выполнить ряд последовательных действий:

1. Определить перечень государств, где потенциально может быть исполнено решение (страна места нахождения должника, страны, где находится имущество должника).

2. Установить наличие либо отсутствие международного договора, регулирующего вопросы исполнения судебных решений, между Республикой Беларусь и государством ответчика.

4. Ходатайство рассматривается в письменном процессе либо в устном разбирательстве (в зависимости от правил национального законодательства). Как правило, суды проверяют отсутствие оснований для непризнания решения иностранного суда (например, невступление в силу решения, нарушение исключительной компетенции судов государства, где испрашивается признание решения, противоречие публичному порядку и пр.).

При признании решения суды могут взыскать с должника судебные расходы, связанные с исполнением в случае, если это допускает законодательство страны, на территории которой решение должно быть приведено в исполнение (например, в Литве).

5. После признания решения экономического суда Республики Беларусь в государстве ответчика выдается исполнительный лист, который предъявляется взыскателем к исполнению в соответствии с национальными правилами, предусмотренными в государстве исполнения решения.

Система хозяйственных судов Республики Беларусь. Состав и структура хозяйственных судов, статус судей их права и обязанности. Задачи и функции хозяйственных судов. Право на обращение в хозяйственный суд. Решение споров в хозяйственных судах их итоги.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.01.2009
Размер файла 21,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СИСТЕМА, СОСТАВ И СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СТАТУС СУДЕЙ

Систему хозяйственных су-дов Республики Беларусь составляют:

Высший Хозяйственный Суд;

хозяйственный суд Брестской области;

хозяйственный суд Витебской области;

хозяйственный суд Гомельской области;

хозяйственный суд Гродненской области;

хозяйственный суд Минской области;

хозяйственный суд города Минска;

хозяйственный суд Могилевской области;

а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд возглавляет систему хо-зяйственных судов Республики Беларусь. Он несет ответ-ственность за организацию, состояние и совершенствова-ние деятельности хозяйственных судов по осуществлению правосудия. Высший Хозяйственный Суд осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов областей и города Минска, заслушивает их отчеты, изучает, обобщает и рас-пространяет положительный опыт работы.

Высший Хозяйственный Суд является высшим судеб-ным органом по разрешению хозяйственных (экономиче-ских) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственны-ми судами.

Не реже одного раза в год (как правило, по итогам ра-боты за календарный год) Высший Хозяйственный Суд информирует о деятельности хозяйственных судов госу-дарства Президента Республики Беларусь, а также Пала-ту представителей и Совет Республики Национального со-брания Республики Беларусь.

Под составом любого хозяйственного суда понимает-ся его внутреннее устройство. Так, Высший Хозяйствен-ный Суд действует в следующем составе:

судьи, в том числе Председатель Высшего Хозяйст-венного Суда, первый заместитель и заместители Предсе-дателя;

Пленум Высшего Хозяйственного Суда;

Президиум Высшего Хозяйственного Суда;

коллегия по проверке законности решений хозяйст-венных судов;

судебные коллегии по разрешению отдельных кате-горий споров по первой инстанции;

аппарат Высшего Хозяйственного Суда.

Судья является центральной фигурой любого хозяйст-венного суда. Именно судьи осуществляют правосудие, т.е. основную функцию хозяйственных судов.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда назна-чается Главой государства из числа судей Высшего Хозяй-ственного Суда с согласия Совета Республики Националь-ного собрания Республики Беларусь. Законом о хозяйст-венных судах, ХПК и другими законодательными актами Председатель Высшего Хозяйственного Суда наделен оп-ределенными полномочиями по осуществлению организа-ционных, процессуальных и иных функций.

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяй-ственного Суда также назначается Президентом Респуб-лики Беларусь с согласия Совета Республики Националь-ного собрания Республики Беларусь из числа судей Выс-шего Хозяйственного Суда по представлению Председа-теля Высшего Хозяйственного Суда. В отсутствие Пред-седателя Высшего Хозяйственного Суда первый замести-тель осуществляет его полномочия. Он также выполняет другие функции и задачи, предусмотренные Законом о хо-зяйственных судах, ХПК и другими законодательными ак-тами.

Заместители Председателя Высшего Хозяйствен-ного Суда назначаются, как и другие судьи Высшего Хо-зяйственного Суда, Главой государства с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Бела-русь. Они возглавляют судебные коллегии и осуществля-ют иные функции, предусмотренные Законом о хозяйст-венных судах, ХПК и другими законодательными актами. Пленум Высшего Хозяйственного Суда является выс-шим коллегиальным органом судебной власти в системе хозяйственных судов и решает важнейшие вопросы их де-ятельности. Пленум Высшего Хозяйственного Суда дей-ствует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя, всех других судей Высшего Хозяйственного Суда, а также председателей хозяйственных судов областей и города Минска.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителе Председателя (они входят в состав Президиума по должности) и некоторых других судей Высшего Хозяйственного Суда. Количест-венный и персональный состав Президиума Высшего Хо-зяйственного Суда утверждается Президентом Республи-ки Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Законодательными актами (ХПК, Законом о хозяйственных судах и др. Президиум Высше-го Хозяйственного Суда наделены определенными полно-мочиями.

Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда со-здаются из судей этого Суда. Их персональный и количе-ственный состав утверждается Пленумом Высшего Хо-зяйственного Суда по представлению Председателя Выс-шего Хозяйственного Суда.

Судебные составы могут формироваться для рассмот-рения конкретных дел Председателем Высшего Хозяйст-венного Суда или его заместителями.

Аппарат Высшего Хозяйственного Суда, как и дру-гих хозяйственных судов, предназначен для подготовки судебных дел, изучения судебной практики и судебной статистики, разработки предложений по совершенство-ванию действующего законодательства, организации контроля исполнения и выполнения других функций. В аппарате Высшего Хозяйственного Суда предусмотрены такие структурные подразделения, как секретариат, уп-равление законодательства и международных отношений, управление обеспечения надзора и обобщения судебной практики, управление организационной и кадровой рабо-ты, управление контроля за исполнением судебных поста-новлений, управление финансово-экономического и хозяй-ственно-технического обеспечения, отдел информации.

Научно-консультативный совет при Высшем Хозяй-ственном Суде создан для подготовки научно- обоснован-ных рекомендаций по вопросам, связанным с формирова-нием практики применения хозяйственными судами зако-нодательства и разработки предложений по его совершен-ствованию. Количественный и персональный состав науч-но-консультативного совета, а также положение о нем ут-верждаются Пленумом Высшего Хозяйственного Суда.

Структура хозяйственного суда области выглядит следующим образом:

судьи, в том числе председатель суда и заместитель председателя суда;

аппарат суда, в том числе служба судебных исполни-телей.

Все судьи хозяйственных судов (как и других судов, предусмотренных Конституцией и другими законодатель-ными актами) являются носителями судебной власти, об-ладают единым статусом и различаются между собой только объемом полномочий и компетенцией.

Судья рассматривает и разрешает споры, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сто-ронами, рассматривает кассационные и надзорные жало-бы, изучает и обобщает судебную практику, выявляет правовые коллизии, нарушения законодательства и при-нимает меры к их устранению, осуществляет иные функ-ции, предусмотренные законодательными актами.

При рассмотрении дел судья хозяйственного суда впра-ве требовать от государственных и иных органов, должно-стных лиц и граждан исполнения его законных распоря-жений, требований, поручений (ст. 17 ХПК).

Судья, рассматривая дела единолично, действует от имени хозяйственного суда, а решения выносит от имени государства - Республики Беларусь. Судья обязан при осу-ществлении правосудия точно выполнять требования за-конодательства, быть справедливым.

Задачи и функции хозяйственных судов. Право на обращение в хозяйственный суд

Четкая формулировка задач судопроизводства свиде-тельствует о степени гарантированности прав и законных интересов соответствующих субъектов.

Основными задачами, общими для всех хозяйствен-ных судов Республики Беларусь, являются:

обеспечение правильного и своевременного рассмот-рения и разрешения судами дел;

защита нарушенных или оспариваемых прав и за-конных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономи-ческой) деятельности, а в предусмотренных законодательными актами случаях также организации, не являю-щихся юридическими лицами, и иных граждан;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Кроме того, с учетом участия Республики Беларусь в Конвенции о международном доступе к правосудию, сле-дует назвать еще одну задачу хозяйственного судопроиз-водства. В ст. 1 названной Конвенции, в частности, преду-сматривается, что граждане каждого из договаривающих-ся государств, а также лица, обычно проживающие на их территории, должны иметь право на правовую помощь в судах по гражданским и торговым делам на тех же услови-ях, что и граждане, а также лица, обычно проживающие в данном государстве. В государствах, где правовая помощь предоставляется по административным, социальным или налоговым делам, положения этой статьи должны приме-няться к делам, вынесенным на рассмотрение судов или трибуналов, компетентных по таким делам 1 . Хозяйствен-ные суды разрешают экономические споры, возникаю-щие из гражданских, административных и иных (земель-ных, финансовых, налоговых, бюджетных) правоотноше-ний, в том числе с участием иностранных лиц и лиц без гражданства. Поэтому приведенная норма Конвенции не-посредственно относится к судопроизводству в хозяйственных судах и еще одной задачей его является:

- обеспечение доступности правосудия по разрешению экономических споров и иных дел.

Одна из задач хозяйственного судопроизводства выте-кает из специфики разрешаемых споров. Экономический характер большинства дел, рассматриваемых хозяйствен-ными судами Республики Беларусь, предполагает, что они (хозяйственные суды) с помощью соответствующих пре-дусмотренных законом процессуальных действий должны

способствовать укреплению деловых отношений между сторонами гражданско-правового договора, формирова-нию устойчивых обычаев делового оборота в сфере пред-принимательской и иной экономической деятельности.

Кроме названных общих задач, на Высший Хозяйст-венный Суд возложены следующие задачи:

изучать и обобщать практику применения хозяй-ственными судами законодательства и давать разъяс-нения по вопросам судебной практики;

разрабатывать предложения по совершенствова-нию законодательства;

осуществлять проверку деятельности хозяйствен-ных судов, заслушивать отчеты их председателей и су-дей, изучать и распространять положительный опыт работы;

вести судебную статистику и организовывать ее ведение в других хозяйственных судах;

осуществлять меры по созданию условий для эф-фективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения;

решать в пределах своих полномочий вопросы по за-ключению и исполнению международных договоров Рес-публики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств и др.

Для решения поставленных задач хозяйственные суды выполняют такие функции, как: а) разрешение хозяйст-венных (экономических) споров и иных дел; б) преду-преждение нарушений законодательства в сфере предпри-нимательской и иной хозяйственной (экономической) дея-тельности; в) внесение предложений по совершенствова-нию законодательства и дача заключений по аналогич-ным предложениям других органов; г) ведение статисти-ческого учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности; д) расширение международ-ных связей и т.д.

Правом на обращение в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных ин-тересов обладают:

юридические лица и индивидуальные предпринима-тели (граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и име-ющие статус предпринимателя);

организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллективы), и граждане, не явля-ющиеся индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных законодательными актами. В частнос-ти, хозяйственные суды рассматривают дела по заявлени-ям трудовых коллективов, когда спор связан с устранени-ем препятствий для создания юридического лица - ком-мерческой организации, основанной на негосударствен-ной форме собственности.

В защиту государственных и общественных интере-сов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц такое же право имеют прокурор, государственные и иные органы в случаях, пре-дусмотренных законодательными актами;

3) иностранные и международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Отказ от права на обращение в хозяйственный суд не-действителен.

Если законодательными актами или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка. Такой порядок предусмот-рен, например, для споров, вытекающих из договора пе-ревозки.

Прокурор, государственные и иные органы имеют право на обращение в хозяйственный суд без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если ими иск заявляется в интересах государства и общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.

3. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.

4. Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.

5. Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.

6. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с.

7. Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.

Подобные документы

История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь. Система, состав и структура хозяйственных судов, определение их задач и функций. Статус судьи хозяйственного суда, его основные права и обязанности. Принципы хозяйственного процесса.

контрольная работа [44,8 K], добавлен 17.03.2011

Исполнительное производство как установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов. Знакомство с правовым статусом судебных исполнителей хозяйственных судов по законодательству Республики Беларусь, анализ особенностей.

дипломная работа [80,2 K], добавлен 27.11.2014

Понятие и особенности правового статуса судей в Республике Беларусь. Случаи приостановления полномочий судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов. Основные направления прокурорского надзора, его отрасли. Права и обязанности прокурора.

контрольная работа [25,7 K], добавлен 03.09.2012

Конституционные принципы организации и деятельности судов Республики Беларусь и Республики Польши. Основные принципы судебной системы. Система хозяйственных судов Республики Беларусь. Их основные задачи и функции. Система общих судов Республики Польши.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 07.02.2010

Организация деятельности службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь. Инструкция по исполнительному производству. Дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность за превышение служебных полномочий.

курсовая работа [512,0 K], добавлен 15.11.2013

Компетенция хозяйственных судов в Республике Беларусь по рассмотрению споров с участием иностранных лиц. Коллизионные нормы: понятие, структура. Легализация иностранного документа. Права и обязанности иностранных граждан в хозяйственном процессе.

курсовая работа [32,9 K], добавлен 14.07.2014

Изучение предмета гражданского права, определение его принципов и основных источников. Характеристика структуры и компетенции хозяйственных судов. Соотношение понятий "совмещение", "замещение", "совместительство". Понятие правонарушения и его состав.


Экономические суды Беларуси рассматривают споры в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Другими словами – бизнес-споры. В экономические суды вправе обращаться организации (в т.ч. организации, не являющиеся юридическими лицами), ИП и, в определенных случаях, физические лица. Обратиться в суд могу как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. В данной статье рассмотрены основные процедурные нюансы, которые стоит учитывать при обращении в Экономический суд Республики Беларусь.

В какой Экономический суд обращаться: подсудность хозяйственных споров

В РБ существует 7 экономических судов. Это экономические суды областей (Минской, Брестской, Гомельской, Гродненской, Могилевской, Витебской) и экономический суд г. Минска. В какой из них следует обратиться, зависит от подсудности. Установлена она, как правило, договором. Если в договоре не указано, в какой суд следует обращаться, то подавать заявление необходимо по месту нахождения ответчика (должника – в случае с приказным производством). Если спор вытекает в связи с деятельностью филиала организации, то подавать иск допускается в экономический суд по месту нахождения филиала. Если спора связан с недвижимостью, то он рассматривается в экономическим судом по месту нахождения недвижимости.

По каким вопросам можно обращаться в Экономический суд

В большинстве случаев Экономические суды рассматривают следующие дела:

— об экономической несостоятельности (банкротстве)

— по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и ИП

— по спорам об отказе в государственной регистрации, об уклонении от государственной регистрации юридических лиц и ИП

— по спорам, связанным с применением условий учредительства юридического лица и (или) участия в них

— о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности

— о взыскании дебиторской задолженности

— о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов

— о вопросах, связанных с заключением, изменением, расторжением договоров

— вытекающие из обязательств вследствие неосновательного обогащения

— касающиеся недействительности сделок

— о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств

— о защите права собственности и других вещных прав

— о возмещении убытков, вреда.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДЕ

Моб. тел.: +37533 600 50 30

Как обратиться в Экономический суд

В Беларуси существуют определенные формы обращения в Экономический суд. Податься в Экономический суд допускается в форме иска, заявления, жалобы, ходатайства, представления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Каждый из указанных документов подается в строго определенных случаях.

Ниже коротко будут рассмотрены основные формы обращения в Экономический суд, а с более детальным их описанием можно ознакомиться, кликнув по ссылке в заголовке.

Срок исковой давности для обращения в Экономический суд

В Беларуси общий срок исковой давности составляет 3 года. Однако существуют и специальные сроки в зависимости от вида судебного спора. Подробнее об этом можно узнать по ссылке в заголовке.

Направление досудебной претензии

Обращение в приказное производство в Экономическом суде

Приказное производство является упрощенной процедурой рассмотрения споров. В приказном производстве отсутствует необходимость личного присутствия сторон, а решение выносится на основании представленных документов. Еще одним очевидным плюсом видится небольшой размер госпошлины. Главным минусом приказного производства является возможность для должника написать отзыв (доводы которых зачастую имеют мало общего с действительностью), на основании которого суд отказывает в вынесении решения (определения) без разбирательства по существу.

Обжалование приказного производства: составление отзыва на заявление взыскателя о возбуждении приказного производства

При несогласии с требованиями взыскателя либо просто при желании потянуть время и не исполнять обязательство должник вправе составить мотивированный отзыв. После его оценки экономический суд зачастую отказывает в вынесении определения о судебном приказе полностью или частично.

Направление иска в Экономический суд

Исковое производство является классическим судебным разбирательством. В рамках искового производства стороны присутствуют в суде и дают показания. Срок рассмотрения исков значительно выше сроков в приказном производстве. Государственная пошлина также разниться: на сегодняшний день минимальная сумма, которую придется заплатить в исковом производстве по спорам между резидентами, составляет в эквиваленте примерно 290$.

Составление отзыва на иск

Направление отзыва на иск является обязанностью ответчика. Отзыв на иск, в отличие от приказного производства, не является безусловным основанием для отказа истцу в его требованиях и рассматривается в совокупности с остальными документами по делу.

Переход из приказного производства в исковое

В случае вынесения экономическим судом определения об отказе взыскатель может в течение 15 дней в упрощенном порядке перейти в исковое производство. Для этого необходимо подготовить соответствующее ходатайство и уплатить госпошлину, установленную для споров в исковом производстве.

Ходатайство в Экономический суд

Ходатайства в Экономический суд можно заявлять как в устной, так и письменной формах. Однако есть определенные вопросы, по которым подать ходатайство можно только в письменной форме.

Обжалование решения Экономического суда первой инстанции

При несогласии с решением суда первой инстанции сторона вправе обжаловать данное решение в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

Особенности обращения в Экономический суд

При обращении в суд возникает ряд других вопросов, решить которые стоит на старте.

Кто может представлять интересы в Экономическом суде

Данный вопрос особенно актуален для нерезидентов. Ведь помимо нюансов, связанных с личностью представителя, следует особое внимание уделить и документам, подтверждающим полномочия.

Как правильно оформить документы нерезиденту для подачи в Экономический суд

Если для резидентов этот вопрос стоит не так остро (достаточно правильно заверить копии документов и оформить документ об оплате госпошлины), то для нерезидентов вопрос надлежащего оформления документов решить сложнее. В некоторых случаях на документах необходимо проставить апостиль, некоторые должны пройти процедуру консульской легализации. Зависит это от страны, резидент которой обращается в суд.

Уплата госпошлины в Экономический суд

Здесь также есть нюансы для резидентов и нерезидентов. В целом главным условием платежного документа, подтверждающего оплату, является наличие на нем оригинальной отметки банка и подписи уполномоченного сотрудника банка.

Возложение стоимости юридических услуг за представление интересов в Экономическом суде на проигравшую сторону

В случае, если сторона процесса (истец, ответчик и т.д.) пользуется юридическими услугами или помощью адвоката в Экономическом суде, она может претендовать на их возмещение за счет противоположной стороны. По общему правилу расходы на юристов и адвокатов удовлетворяются пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Читайте также: