Определение мозговой атаки метод суда

Обновлено: 18.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1 Виды мозговой атаки и инноваций…………………………….

1.2 Описание алгоритма программы……………………………………………….

2 Этапы метода мозгового штурма…………………………………………………….

2.1 Организационные вопросы (пространство, люди), постановка проблемы.

2.2 Сам мозговой штурм (генерация идей)………………………………………….

2.3 Выбор подходящей идеи (анализ идей) ………………………. …….

Список использованных источников……………………. ………………………. …

При разработке корпоративных систем управления знаниями самое узкое место - не программный аспект, как думают многие, а задача извлечения, формулирования, структурирования и представления информации, т.е. данных и знаний. Групповые методы активно помогают в извлечении необходимой информации и знаний.

Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозговой атаки, так и инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.

Самый распространенный метод коллективного генерирования идей - метод мозгового штурма или метод мозговой атаки (Brainstorming) позволяет в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что мозговая атака как креативный метод решения задач стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии неординарные идеи и действия новые способы поведения.

Объектом данной работы является мозговая атака как метод коллективного принятия решения.

Предмет данной работы - это процесс принятия коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.

Для реализации программного продукта использовался визуальный язык программирования Borland Delphi 7. Delphi – это прекрасная система визуального объектно-ориентированного программирования, одинаково радующая и новичков и ассов. Новичку она позволяет с небольшими затратами сил и времени создавать прикладные программы. Впрочем, теперь в Delphi имеется возможность создавать кросс-платформенные программы, которые могут работать и в среде Windows , и в среде Linux . Ну а для опытного профессионала Delphi открывает неограниченные возможности создавать сколь угодно сложные приложения.

Чтобы обеспечить максимальный эффект, мозговой штурм должен подчиняться определенным правилам, в противном случае мозговой штурм превращается в обычное совещание. Метод мозгового штурма очень эффективен при решении организационных и управленческих проблем, например найти новое применение для выпускаемой продукции, придумать соответствующую реакцию на действие конкурента, усовершенствовать рекламу и т.д.

Мозговая атака является методом увеличения числа предложений. Цель этого метода — создать как можно больше любых, даже “безумных”, идей, часть которых может оказаться на удивление полезной.

Создавать новое, полагаясь на собственные силы, трудно. Гораздо проще (как в маркетинге, так и вообще в любой работе) искать решение всем коллективом или командой единомышленников.

Метод “мозговой атаки” был разработан в 1953 г. американским консультантом в области рекламы Осборном. Основной принцип этого метода заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. Для успешного применения этого метода необходимо выполнить ряд условий:

в заседании должны принимать участие от 7 до 12 человек;

оптимальная продолжительность заседания — от 15 до 30 мин.;

количество предложений важнее, чем их качество;

нет никаких авторских прав на идеи;

любой участник может перенять и развить идеи другого;

критика в любом виде запрещена;

логика, опыт, аргументы “против” только мешают;

иерархический уровень участников не должен слишком отличаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, мешающие коммуникации и построению ассоциаций.

К основным правилам проведения мозговой атаки относятся следующие положения: полный запрет любой критики и замечаний в адрес участников и их выступлений; необходимость избавиться от представления, что обсуждаемая проблема имеет только одно решение; необходимость высказывать как можно больше разных идей; рассмотрение всех идей, даже самых невероятных и абсурдных, независимо от их авторства; краткость и четкость высказывания экспертов, необязательность подробного обоснования; право каждого из участников выступать много раз; предоставление слова, прежде всего, тем лицам, у которых возникли идеи под влиянием предыдущего выступления; запрет на зачтение подряд списка предложений, которые могут быть подготовлены заранее.

Исследования показывают, что значительно больше хороших идей получается путем процедуры “мозговой атаки” (как индивидуальной, так и групповой), чем более обычными подходами к их генерации.

Таким образом, д ocтoинcтвoм мeтoдa "мoзгoвoй aтaки" являeтcя выcoкaя oпepaтивнocть пoлyчeния тpeбyeмoгo peшeния. Оcнoвным нeдocтaткoм eгo - cлoжнocть opгaнизaции экcпepтизы, тaк кaк инoгдa нeвoзмoжнo coбpaть вмecтe тpeбyeмыx cпeциaлиcтoв, coздaть нeпpинyждeннyю aтмocфepy и иcключить влияниe дoлжнocтныx взaимooтнoшeний.

1.2 Описание алгоритма программы

В основу деятельности компании заложен главный принцип — выпуск высококачественных натуральных продуктов питания, пригодных для длительного хранения, максимально освобожденных от искусственных добавок, примесей и консервантов, что сразу же было отмечено потребителем.

Мозговая атака на пищевом предприятии обычно применяется как прием для сбора информации, когда необходимо:

Собрать воедино все возможности для улучшения и /или проблемные области (предмет).

Провести причинно-следственный анализ.

Предложить возможные контрмеры.

Определить помехи и вспомогательные средства и методы.

При последующем анализе всего лишь 10-15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов компании, не участвовавшая в генерации.

Мозговая атака на предприятии включает в себя следующие этапы:

Оптимальная численность группы участников находится эмпирическим путем: наиболее продуктивными признаны группы в 10–15 человек. Состав группы участников предполагает их целенаправленный подбор:

1) из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг
друга;

2) из лиц разного ранга, если участники не знакомы друг с другом
(в этом случае следует нивелировать каждого из участников присвоением
ему номера с последующим обращением к участнику по номеру).

Второй этап – составление проблемной записки участника мозговой атаки.

Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание проблемной ситуации.

Третий этап – генерация идей.

Четвертый этап – систематизация идей, высказанных на этапе генерации.

Систематизацию идей группа анализа проблемной ситуации на предприятии осуществляет в такой последовательности:

составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей; каждая из идей формулируется в общеупотребительных терминах;

определяются дублирующие и дополняющие идеи;

дублирующие и (или) дополняющие идеи объединяются и формируются в виде одной комплексной идеи;

выделяются признаки по которым идеи могут быть объединены;

идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам;

составляется перечень идей по группам (в каждой группе идеи записываются в порядке их общности от более общих к частным, дополняющим или развивающим более общие идеи).

Пятый этап – деструирование (разрушение) систематизированных идей (специализированная процедура оценки идей на практическую реализуемость в процессе мозговой атаки, когда каждая из них подвергается всесторонней критике со стороны участников мозговой атаки).

Основное правило этапа деструирования – рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки выдвигают выводы, отвергающие систематизированную идею. Особенно ценным является то обстоятельство, что в процессе деструирования может быть генерирована контридея, формулирующая имеющиеся ограничения и выдвигающая предположение о возможности снятия этих ограничений.

Шестой этап – оценка критических замечаний и составление списка
практически применимых идей.

Таким образом, на пищевом предприятии метод коллективной генерации идей апробирован на практике и позволяет находить групповое решение при определении возможных вариантов развития объекта прогнозирования, исключая путь компромиссов, когда единое мнение нельзя считать результатом беспристрастного анализа проблемы.

2 Этапы метода мозгового штурма

2.1 Организационные вопросы (пространство, люди), постановка проблемы

Находим людей для генерацию идей, (примерное количество 7+- 2)

Сообщаем им о том, какая задача стоит.

Выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма (рис. 1).

Схема решения задачи

hello_html_29de31b4.jpg

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения (табл.1)

Таблица 1 . Этапы выбора подходящей идеи и способы их решения

Сложность

Вариант решения

Неподходящее время для проведения группового мозгового штурма или нет людей для его проведения.

Есть авторитетные люди в группе. Фокус внимания группы может быть смещён в сторону начальства или авторитетного человека. Невозможность сфокусироваться на задаче.

Желательно заранее, планируя мозговой штурм, предупредить начальство о том, что данное мероприятие предназначено для рядовых сотрудников. Для руководства стоит проводить отдельные мозговые штурмы.

Во время мозгового штурма повышается энергетика голоса. Всем хочется, чтобы их услышали. Особенно актуально, если участников в группе много.

2.2 Сам мозговой штурм (генерация идей)

Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.

Модератор записывает задачу на доске.

Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.

Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения (Рис. 2).

hello_html_38c305ed.jpg

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи)

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею) (рис. 3)

hello_html_693ac86f.jpg

Модератор записывает все идеи . И заканчивает писать, когда они закончились или их количества уже достаточно (рис.4).

hello_html_442640ed.jpg

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения (табл. 2).

Таблица 2. Сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения

У участников группы идей мало или совсем нет. Такое может случиться, если задача слишком глобальна или у участников мозговая блокада.

Большую задачу разбить на много маленьких и решить их поочередно.

Предложить подумать на отвлеченную тему. Сделать разминку, походить, сесть поудобнее, желательно в позу мечтателя, откинувшись на спинку кресла.

Участники вялые ничего не хотят делать.

Люди не могут удержаться от критики

Модератору нужно чётко отслеживать правила мозгового штурма: сначала идеи, потом все остальное. Нет ни хороших, ни плохих идей. Все идеи хороши по-своему.

Идей очень много, как все успеть записать?

Записывает модератор, используя технику ментальных карт . Запись в таком виде подарит еще больше творческих идей, плюс поможет сконцентрироваться на задаче.

2.3 Выбор подходящей идеи (анализ идей)

Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме.

Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время деньги и т д.

Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.) (рис 5)

hello_html_m7024d1af.jpg

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения (табл.3).

Таблица 3. Сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения

Сложности

Варианты решения

Споры по расстановки приоритетов и отсеивания нереалистичных идей.

Сделать перерыв на 5-7 минут перед началом выбора идеи. Модератор предлагает критерии оценки идеи (бюджет, сроки исполнения, и.т.п.). Расставляет приоритетность критериев и в соответствии с ними отбирает идеи.

На этапе проработки деталей – идея становиться нереалистичной.

Проработать слабые места или взять следующую идею.

Возникает дилемма две идеи, не знаем, какую выбрать.

Использовать метод ментальных карт при решении дилемм.

Сгенерировать 3-ю идею, которая будет иметь сильные стороны первых двух идей.

Вывод: Метод мозгового штурма является эффективным способом решения множества задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговой штурм бывает нецелесообразно. Как вариант – индивидуальное применение метода мозгового штурма при помощи ментальных карт, данная технология позволяет экономить время, как своё, так и других людей, она более доступна и практична.

2.4 Описание программы

При запуске программы появляется основное окно программы(рис.6):

hello_html_796d79d4.jpg

Главное окно с результатом

hello_html_3d95cc9b.jpg

Замечено, что боязнь критики мешает созидательному мышлению, поэтому основная идея штурма - это отделение процедуры генерирования идей в замкнутой группе специалистов от процесса анализа и оценки высказанных идей.

Мозговая атака помогает нам узнать себя как команду, документально оформить то, что мы, как команда, знаем. Также он стимулирует творческую активность команды, позволяет каждому быть включенному в деятельность.

Программа имеет доступный и понятный интерфейс, и не требует больших ресурсов компьютера.

Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, -Спб, 2005.

Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 2006.

Макаров С.Ф. Менеджер за работой. Москва, 2009.

Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 2008.

Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 2006.

Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб., 2009.

Дарахвелидзе Г.П., Марков Е.П. Программирование в Delphi 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 784с.: ил.

Хомоненко А.Д. и др. Delphi 7. Под общ. ред. А.Д. Хомоненко. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 1216с.

Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!

Метод «мозговой атаки « («мозгового штурма «) – метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Этот метод был разработан А. Осборном в 1953 г. Его также называют методом КГИ (коллективная генерация идей) или методом творческого решения проблем.

Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решения проблемы и при уничтожении недостатков в уже существующей системе.

• обычное заседание: проводится заседание, на котором руководителем поочередно опрашиваются участники заседания, которые называют проблемы, отрицательно влияющие на эффективность деятельности предприятия или подразделения. По окончании заседания составляется список проблем, который затем вывешивается для всеобщего ознакомления. В случае неэффективного процесса выдвижения идей заседание переносится на другой день;

• проведение заседания по круговой системе: составляются подгруппы, состоящие из 3 – 4 человек. Каждый представитель группы записывает на бумаге 2-3 идеи, которыми потом обменивается с другими участниками в пределах своей группы.

• повышает активность участвующих за счет письменной формы изложения идей;

• исключает ожидание своей очереди в процессе выдвижения идей;

• позволяет совершенствовать представленные идеи и на основе их разрабатывать новые.

При проведении метода «мозговой атаки « необходимо руководствоваться:

• существует запрет на критику выдвигаемых идей;

• среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные и идеи, высказанные экспромтом;

• вероятность появления ценных идей зависит от количества выдвигаемых идей: чем больше, тем лучше;

• предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи);

• при выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция идей;

• что мы хотим получить в итоге;

• что мешает нам при достижении наших желаний.

Внутренняя структура решаемой задачи должна быть проста и конкретно сформулирована для наибольшей эффективности генерируемых идей. Сложная задача нуждается в предварительном расчленении на составные части.

Для рассмотрения данной задачи формируется творческая группа, состоящая из 5 – 7 человек (но не меньше 3). Творческая группа в своем составе имеет две подгруппы:

• быть творчески активным;

• относиться доброжелательно к идеям, высказанным другими людьми;

• иметь авторитет среди творческой группы;

• сочетать в себе положительные качества генератора и аналитика;

• обладать скоростью реакции, хорошими аналитическими способностями и трезвым рассудком;

• временные участники, которые приглашаются в зависимости от характера решаемой задачи.

Приглашение на сеанс получают за 2 – 3 дня вместе с информацией о вопросах повестки дня в письменной или устной форме.

Основная информация о решаемой проблеме может предоставляться участникам непосредственно перед ее началом.

Продолжительность сеанса 25 – 30 минут. Выдвинутые идеи, предлагаемые решения и их усовершенствования фиксируются в протоколе. Все идеи высказываются короткими фразами.

Предпочтения отдаются количеству, а не качеству.

Во время проведения данного метода руководителю следует обратить внимание на все мелочи, пусть даже несущественные: создание дружеского ненапряженного микроклимата (шутки, чай, кофе). В первую очередь необходимо представить всех новичков. Благоприятная дружеская обстановка будет способствовать уравновешенному психологическому состоянию людей.

• групповое мышление порождает на 70 % больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений;

• тренирует умственные способности участников;

• дает возможность получить новые неожиданные видения рассматриваемой проблемы;

• позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ПРИНЦИП АТАКИ

ПРИНЦИП АТАКИ СЧАСТЛИВЫЙ ПЕС НЕ КУСАЕТСЯЛетом 1975 года я гостил у бабушки в Лонг-Бич, штат Калифорния. Душным июльским днем мои приятели захотели выбраться из раскаленного города и искупаться в Тихом океане. Я тоже пошел, умирая от ужаса. Я дрожал, как перепуганный кролик,

Лекция 13. Классификация как метод исследования

Лекция 13. Классификация как метод исследования Классификация – фундаментальный метод познания действительности, делящий объект исследования на определенные классы посредством выделения существенных признаков на основе выявления их гомогенности (однородности) и

Лекция 16. Метод экспертных оценок

Лекция 16. Метод экспертных оценок Метод экспертных оценок – метод анализам обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно–

Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления

Лекция 21. Метод SWOT-анализа

Лекция 21. Метод SWOT-анализа Метод SWOT-анализа – метод, позволяющий получить общую картину развития организации при помощи изучения:• внутренней среды;• внешней среды организации.Данный метод состоит из анализа данных по внешней и внутренней среде и установления связей

Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования

Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования Эксперимент – метод исследования системы управления в определенных условиях ее функционирования, которые могут быть реальными или искусственно созданными исследователем, для получения необходимой информации.

Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования

Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования Наблюдение – метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте, который осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь должен пользоваться

Лекция 25. Опрос как частный метод исследования

Лекция 25. Опрос как частный метод исследования Опрос – вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами, которые содержат проблему исследования. В основе этого

Лекция 28. Метод анализа документов

Лекция 28. Метод анализа документов Метод анализа документов – метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в

Методы описания систем классифицируются в порядке возрастания формализованности - от качественных методов, с которыми в основном и связан был первоначально системный анализ, до количественного системного моделирования с применением ЭВМ. Разделение методов на качественные и количественные носит, конечно, условный характер.

В качественных методах основное внимание уделяется организации постановки задачи, новому этапу ее формализации, формированию вариантов, выбору подхода к оценке вариантов, использованию опыта человека, его предпочтений, которые не всегда могут быть выражены в количественных оценках.

Количественные методы связаны с анализом вариантов, с их количественными характеристиками корректности, точности и т. п. Для постановки задачи эти методы не имеют средств, почти полностью оставляя осуществление этого этапа за человеком.

Между этими крайними классами методов системного анализа имеются методы, которые стремятся охватить оба этапа — этап постановки задачи, разработки вариантов и этап оценки и количественного анализа вариантов,— но делают это с привлечением разных исходных концепций и терминологии, с разной степенью формализованности. Среди них: кибернетический подход к разработке адаптивных систем управления, проектирования и принятия решений (который исходит из развития основных идей классической теории автоматического регулирования и управления и теории адаптивных систем применительно к организационным системам); информационно-гносеологический подход к моделированию систем (основанный на общности процессов отражения, познания в системах различной физической природы); системно-структурный подход; метод ситуационного моделирования; метод имитационного динамического моделирования.

Качественные методы описания систем

Качественные методы системного анализа применяются, когда отсутствуют описания закономерностей систем в виде аналитических зависимостей.

Суть этого метода заключается в проведении ряда заседаний членов экспертной группы с соблюдением следующих правил:

1) концентрируется внимание на одной четко сформулированной проблеме;

2) подхватывается идея любого рода.

Последнее правило основано на гипотезе о том, что:

1) среди большого числа идей имеется по меньшей мере несколько хороших;

2) не подвергается критике ни одна идея;

3) не оценивается априори значение или смысл любой идее.

Постановка задачи перед творческой группой - участниками МА может иметь самую различную форму и содержание. Однако в ней должны быть четко сформулированы два момента:

o что в итоге желательно получить или иметь;

o что мешает получению желаемого.

Постановка задачи может быть дана в виде описания проблемной ситуации. Иногда имеет смысл дать более детальное изложение постановки, когда описание проблемной ситуации дополняют предварительной формулировкой задачи.

Главное содержание постановки задачи должно стимулировать и вдохновлять членов творческой группы на активную деятельность, чтобы предлагаемая задача стала для них главной задачей, которую необходимо неотложно решить.

Формирование творческой группы. Наиболее эффективное число участников в творческой группе для проведения сеанса МА составляет 5-12 человек, хотя допустимо и меньшее (до 3) и большее число участников.

Как правило, творческие группы состоят из двух подгрупп: постоянное ядро группы и временные члены. Ядро группы постепенно отбирается при решении различных задач методом МА. В ядро группы входят ее руководители сотрудники, легко и плодотворно генерирующие идеи, а также хорошо знающие и соблюдающие правила игры (правила для участников сеанса МА).

Временные члены приглашаются в зависимости от характера и содержания предстоящей задачи. В творческую группу никогда не включаются прирожденные скептики и критиканы. Временные члены служат необходимым и гармоничным дополнением к ядру группы, обеспечивающим выполнение следующих рекомендаций:

o число специалистов по решаемой задаче должно быть не более половины;

o в состав группы целесообразно включать специалистов-смежников (конструкторы, технологи, экономисты, снабженцы, программисты и. т. д.), которые обеспечат комплексное и всестороннее рассмотрение задачи;

o в состав группы желательно включать женщин, которые весьма практично и оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревнования среди мужчин;

После сеанса проводится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей с полукритическим отношением. При этом участники МА быстро отбрасывают наименее приемлемые и абсурдные идеи. Они могут также усилить и конкретизировать высказанные идеи и дополнить список новыми идеями, возникшими во время редактирования. Все полученные идеи желательно разделить на три группы: наиболее приемлемые и легко реализуемые для решаемой задачи, наиболее эффективные и перспективные, прочие.

Отредактированный и оформленный список передается заинтересованным лицам для дальнейшей более детальной оценки и проработки с точки зрения патентоведения и использования в проектно-конструкторских разработках.

Методы типа сценариев. Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде, получили название сценария. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование явно выраженных временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы или предложения по ее решению, по развитию системы независимо от того, в какой форме он представлен. Как правило, предложения для подготовки подобных документов пишутся вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст.

На практике по типу сценариев разрабатывались прогнозы в некоторых отраслях промышленности. В настоящее время разновидностью сценариев можно считать предложения к комплексным программам развития отраслей народного хозяйства, подготавливаемые организациями или специальными комиссиями.

Сценарий является предварительной информацией, на основе которой проводится дальнейшая работа по прогнозированию развития отрасли или по разработке вариантов проекта. Он может быть подвергнут анализу, чтобы исключить из дальнейшего рассмотрения то, что в учитываемом периоде находится на достаточном уровне развития, если речь идет о прогнозе, или, напротив, то, что не может быть обеспечено в планируемом периоде, если речь идет о проекте. Таким образом, сценарий помогает составить представление о проблеме, а затем приступить к более формализованному представлению системы в виде графиков, таблиц для проведения экспертного опроса и других методов системного анализа.

Основным преимуществом сценария является комплексный охват решаемой проблемы в доступной для восприятия форме. К недостаткам можно отнести возможные неоднозначность, нечеткость излагаемых вопросов и недостаточную обоснованности отдельных решения.

Методы экспертных оценок. При использовании экспертных оценок обычно предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.

Типичными проблемами, требующими проведения экспертизы, являются, например: определение целей, стоящих перед объектом управления; прогнозирование; разработка сценариев; генерирование альтернативных вариантов решений; разработка оценочных систем; определение рейтингов; принятие коллективных решений и другие.

Вариантами анкетных методов являются метод ранжирования и метод нормирования Метод ранжирования применяют для упорядочения информации по какому-то фактору, когда не требуется или невозможно его точное измерение. В этом методе эксперт присваивает числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов: 1 - самый важный; 2 - следующий по важности и т.д. Если проводится анкетирование (для повышения объективности результатов) нескольких экспертов, то ранжируют факторы по относительной сумме рангов отдельных экспертов. Для этого вычисляется величина , где - сумма рангов, присвоенных всеми экспертами фактору с номером j

Метод нормирования или последовательного сравнения сводится к следующему. Факторы Ф-1 — Ф-п, подлежащие экспертной оценке, выписываются напротив шкалы, размеченной в процентах или в относительных величинах от 0 до 1. Эксперту предлагается соединить линией каждый фактор с требуемой (по мнению эксперта) точкой шкалы. Допускается проводить к одной точке шкалы несколько линий

Результаты опроса нескольких экспертов сводятся в матрицу опроса (табл. 1), на основании которой производятся вычисления следующих величин:

Экспертизы по методу Дельфи проводятся чаще всего в 4 тура. В первом туре экспертам сообщают цель экспертизы и формулируются вопросы, ответы на которые составляют основное содержание экспертизы. Вопросы для эксперта предъявляются в виде анкеты, иногда с пояснительной запиской. Информация, полученная от эксперта, поступает в распоряжение аналитической группы.

Во втором туре экспертам предъявляются усредненная оценка экспертной комиссии и обоснования экспертов, высказавших крайние оценки. Указания представляются анонимно. После получения дополнительной информации эксперты, как правило, корректируют свои оценки. Скорректированная информация вновь поступает в аналитическую группу. Третий и четвертый туры не отличаются от второго.

Характерными особенностями методов экспертных оценок и моделей их реализации как инструмента научного решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация всех этапов экспертизы, обеспечивающая эффективность работы на каждом из этапов и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов на основе формальной групповой обработки результатов их мнений. Эти особенности отличают методы экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, применяемой в различных сферах человеческой деятельности.

1. Группы экспертов должны быть стабильными.

2. Время между турами опросов не должно быть более месяца.

3. Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманны и однозначно сформулированы.

4. Число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной появления оценки, а также для критики этих причин.

5. Должен проводиться систематический отбор экспертов.

6. Необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам.

7. Нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок.

8. Необходимо установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи.

- составление классификатора событий, которые экспертам предстоит анализировать;

- предварительное описание прогнозного фона;

- уменьшение числа туров опроса;

- характер вопросов, задаваемых экспертам, и соответствующие математические процедуры получения групповых прогнозных оценок.

Метод мозговой атаки характеризуется открытым высказыванием мнений специалистов (на специальном заседании) по решению конкретной задачи. При этом должны соблюдаться два условия:

1) запрещается критика чужих суждений;

2) предполагается высказывать любые идеи по решению данного вопроса без учета их сиюминутной ценности или возможности реализации.

Все высказанные идеи фиксируются и после обсуждения детально прорабатываются. Достоинством метода мозговой атаки является возможность принятия решения за сравнительно короткий срок.

При реализации метода мозговой атаки может применяться принцип Парето. После регистрации идей из всей их совокупности каждым экспертом отбирается 20% идей, с их точки зрения заслуживающих наибольшего внимания. Далее из их состава отбираются те, которые получили наибольшее количество очков. Применение этого метода устраняет эффект конформизма, т.е. приспособленчества, позволяет получить продуктивные результаты за короткое время, вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс.

Мозговая атака может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут.

1. Формируется группа экспертов (10 - 15 человек). Состав группы предполагает их целенаправленный подбор.

2. Составляется проблемная записка. Для подготовки записки предварительно формируется группа анализа проблемной ситуации.

3. Генерация идей. Продолжительность штурма может составлять 20 – 60 минут (в зависимости от активности участников).

4. Систематизация идей, высказанных на третьем этапе (генерации).

5. Деструктурирование (разрушение) систематизированных идей. Каждая из систематизированных идей изучается на возможность ее осуществления.

Раздел: Менеджмент
Количество знаков с пробелами: 58041
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0


Многие люди часто сталкиваются с задачами и проблемами, которые отнимают у них немало драгоценного времени. Приходится вычитывать массу литературы, смотреть видеоматериалы, спрашивать совета у друзей. Для быстрого решения проблемы отлично подходит метод мозговой атаки (иногда его ещё называют мозговой штурм или брейнсторминг). В этом видеоуроке мы поговорим о наиболее популярном методе решения творческих задач – мозговой атаке. Выясним историю его возникновения. Рассмотрим этапы метода мозговой атаки. Обсудим основные правила применения этого метода. Поговорим о разновидностях мозговой атаки.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мозговая атака"

Многие люди часто сталкиваются с задачами и проблемами, которые отнимают у них немало драгоценного времени. Приходится вычитывать массу литературы, смотреть видеоматериалы, спрашивать совета у друзей. Для быстрого решения проблемы отлично подходит метод мозговой атаки (иногда его ещё называют – мозговой штурм или брейнсторминг).


Мозговая атака – метод, который сегодня пользуется огромной популярностью во всём мире. С его помощью можно найти альтернативные пути решения сложных задач. К тому же он помогает каждой личности раскрыть свой внутренний потенциал. Чаще всего, метод мозговой атаки применяют в крупных коллективах на совещаниях, когда появляется необходимость в нахождении оптимального решения возникшей проблемы.




Алекс Осборн полагал, что люди боятся высказывать неординарные решения опасаясь возможной последующей критики или насмешек со стороны коллег и начальства. Именно поэтому на мозговых штурмах запрещено критиковать новые идеи.


Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство из нас не воспринимает как проблему. Несмотря на то, что интеллектуальный и творческий потенциал работников его предприятия был высоким, многие из важных задач не решались в течение долгого времени. Осборн начал разбираться в проблеме и пришёл к выводу, что причиной сложившейся ситуации является закрытый характер выработки и принятия управленческих решений. Поскольку в этом процессе участвует только узкий круг опытных специалистов, то, как правило, они вырабатывают шаблонные решения. Остальные сотрудники работают в режиме простых исполнителей и, не имея соответствующей специализации, не принимают участия в поиске решений. Осборн предложил допустить к процессу обсуждения неспециалистов, которые могут подать нестандартные идеи. Также он разделил процесс работы над проблемой на два этапа: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются и развиваются. Так родился метод мозговой атаки. Кстати, многие крупные бизнесмены с уважением относятся к методу мозговой атаки и с успехом применяют его в своём бизнесе. При этом они отмечают, что при применении метода мозговой атаки по мимо появления большого количества новых и интересных идей, они повысили эффективность труда и получили рост прибыли.

В чём же состоит сущность этого метода?

Суть метода мозговой атаки состоит в следующем: работники и руководители предприятия собираются вместе. Перед ними ставится задача (проблема), которую необходимо решить. Каждый участник группы может предлагать свои варианты решения, выдвигать гипотезы, строить предположения, обсуждать результаты. В ходе процесса начинают появляться новые идеи и предложения. Создавать новое, полагаясь на собственные силы, трудно. Гораздо проще (как в маркетинге, так и вообще в любой работе) искать решение всем коллективом или командой единомышленников.


Мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого числа идей имеется по меньшей мере несколько хороших, полезных для решения проблемы. Она призвана подтолкнуть людей, занятых решением задачи, к выдвижению самых безумных, невероятных и порой фантастических идеи̌. Все эти идеи фиксируются — причём вне зависимости от того, насколько глупыми они кажутся. Чтобы поощрить творческую силу воображения, правила этой стратегии исключают всякую критику и высмеивание идеи̌, даже если они совершенно бредовые.



В первой подгруппе критика идей не допускается, во второй – обсуждение идей возможно. Метод мозговой атаки подразумевает, что все участники процесса будут проявлять выраженную активность. Ситуация, когда сотрудники одного предприятия по очереди высказывают своё индивидуальное мнение, позволяет каждому не оставаться в стороне и быть услышанным. Что является просто находкой в условиях современной жизни, когда у начальника часто отсутствует возможность уделять время каждому работнику. Правильно организованный процесс мозговой атаки условно можно разделить на шесть последовательных этапов.

Итак, первый этапподготовительный. На этом этапе происходит отбор участников мозговой атаки, определение ведущего (руководителя) и распределение прочих ролей участников.

На втором этапе мозговой атаки происходит постановка проблемы. Все участники должны ознакомиться с решаемой проблемой и настроиться на активную мыслительную деятельность.

Третий этапгенерация идей. Это основной этап, так как именно от него во многом будет зависеть успех всего процесса мозговой атаки. Основной этап работы длится приблизительно 15–20 минут. В это время происходит активный поиск идей. В общей сложности, за 20 минут работы группа может выдвинуть около 100 идей. При правильной организации процесса возможен и более высокий результат – 200–250 идей. Все идеи, выдвигаемые участниками группы должны быть зафиксированы, так чтобы все участники обсуждения могли их видеть. Удобнее всего записывать выдвинутые идеи маркерами на больших листах бумаги или на специальной доске. Также их можно записывать на диктофон.

Затем начинается этап систематизации идей. На этом этапе составляют общий список всех высказанных идей; определяют повторные и дополняющие идеи, которые потом объединяют в одну комплексную идею; формируют признаки по которым различные идеи можно объединить в группы; затем идеи объединяют в группы и систематизируют их в группах.

На следующем этапе начинается критика идей. На этом этапе каждая идей подвергается всесторонней критике, благодаря чему неперспективные и нереалистические идеи отсеиваются. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

И последний этап ­– разработка альтернатив. На этом этапе происходит оценка всех полученных идей. И в итоге формируется окончательный список наиболее интересных и конструктивных вариантов.

Для успешного применения метода мозговой атаки должны быть соблюдены основные правила. Перечислим их:

­– постановка проблемы должна быть чётко сформулирована;

– оптимальная продолжительность мозговой атаки составляет от пятнадцати до тридцати минут;

– количество предложений важнее, чем их качество;

– нет никаких авторских прав на идеи;

– любой участник может перенять и развить идеи другого;

– критика в любом виде запрещена;

– логика, опыт, аргументы “против” только мешают;

– иерархический уровень участников не должен слишком отличаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, которые помешают коммуникации и построению ассоциаций.


Прямая мозговая атака – это самый распространённый вариант, который позволяет быстро решить актуальную проблему. Она подходит для обсуждения самых важных вопросов, касающихся развития предприятия, внедрения новых проектов. Данный метод улучшает взаимоотношения в устоявшемся коллективе, позволяет преодолеть психологические преграды и барьеры.

Обратная мозговая атака используется в том случае, когда принятое ранее решение оказалось невыгодным и срочно требуется придумать новое решение. При этом подразумевается, что в ходе обсуждения участники процесса будут активно оспаривать идеи друг друга. Здесь споры и вступление в полемику допустимы. Метод обратной мозговой атаки полезен в том случае, когда имеются неразрешимые противоречия, которые требуют основательного вмешательства.

Теневая мозговая атака заключается в том, что участники процесса должны записывать все свои идеи на бумаге. Затем эти идеи подвергаются критике и оценке. Многие считают, что данный подход мало эффективен, поскольку групповое обсуждение более стимулирует выработку новых идей. Но также бытует мнение, что именно в письме человек может грамотно, чётко и кратко изложить все свои мысли. При этом экономится время, а количество идей возрастает.

Индивидуальная мозговая атака подходит для человека, который переживает профессиональный или творческий кризис. Данный приём отлично подходит для активизации идей не только в коллективе, но и у отдельного человека. Во время индивидуального подхода человек ведёт диалог с самим собой, выдвигает самые разнообразные идеи, сам оценивает их.

Метод мозговой атаки, как и любой другой метод генерации идей имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинствами этого метода являются простота в использовании; высокая оперативность получения требуемого решения; активизация творческого мышления; сближение участников группы и эффективность работы в команде; избавление от лени, шаблонного мышления, пассивности.


На уроке мы поговорили о наиболее популярном методе решения творческих задач – мозговой атаке. Выяснили историю его возникновения. Рассмотрели этапы метода мозговой атаки. Обсудили основные правила применения этого метода. Поговорили о разновидностях мозговой атаки. А также выяснили, что метод мозговой атаки позволяет снять психологические зажимы и барьеры, даёт возможность проявляться индивидуальности сотрудников.

Читайте также: