Обжалование постановления судебного исполнителя в рк образец

Обновлено: 28.06.2024

В прокуратуру Заводского района г.Минска в 2017 году поступило 17 обращений граждан о несогласии с постановлениями отдела принудительного исполнения Заводского района г.Минска о возбуждении исполнительного производства и исполнении исполнительных документов. Все они направлены для рассмотрения начальнику отдела принудительного исполнения Заводского района г.Минска для организации рассмотрения по существу.

В соответствии со ст.124 Закона постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя или руководителя органа принудительного исполнения, которые связаны с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы соответственно руководителю органа принудительного исполнения или вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением — в суд.

Жалобы могут быть поданы сторонами исполнительного производства или иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа.

Такие жалобы могут быть поданы в течение десяти дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя или руководителя органа принудительного исполнения. При обжаловании действий (бездействия) указанных должностных лиц — в течение десяти дней со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

В случае, если сроки подачи жалобы пропущены по уважительным причинам, то по ходатайству стороны исполнительного производства сроки могут быть восстановлены.

Жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения, то есть руководителю отдела.

Жалобы на постановления, действия (бездействие) руководителей указанных отделов, а также судебного исполнителя управления принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета подаются руководителю управления принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.

Законом также предъявляются определенные требования к содержанию указанных жалоб.

В жалобе должны быть указаны: наименование органа принудительного исполнения, в который подается жалоба; должность, фамилия и инициалы судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются; фамилия, собственное имя, отчество гражданина, подающего жалобу; фамилия, собственное имя, отчество гражданина, являющегося стороной исполнительного производства; наименование документа (жалоба); номер исполнительного производства, по которому подается жалоба, дата его возбуждения; наименование исполнительного документа, требования, содержащиеся в исполнительном документе; наименование суда или иного уполномоченного органа (фамилия и инициалы уполномоченного лица), выдавшего исполнительный документ; сущность жалобы, обстоятельства, на которых основана жалоба; требования лица, подающего жалобу, со ссылкой на акты законодательства; перечень прилагаемых документов; дата подачи жалобы.

Жалоба должна содержать личную подпись лица, подающего жалобу, или его представителя. К жалобе, подаваемой представителем гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

К жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий направление копии этой жалобы и приобщенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю или руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, а также копии обжалуемых постановлений судебного исполнителя или руководителя органа принудительного исполнения.

В случае несогласия с постановлением руководителя органа принудительного исполнения или вышестоящего руководителя органа принудительного исполнения, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы, оно может быть обжаловано в районный (городской) суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения, а также в экономический суд области или города Минска, если исполнение производилось по исполнительным документам, выданным экономическим судом.

В ходе принудительного исполнения судебный исполнитель выявляет имущество, на которое можно обратить принудительное взыскание. Если такие действия не увенчаются успехом, судебный исполнитель вынесет постановление о возвращении исполнительного документа взыскателю без исполнения.

Закон об исполнительном производстве (далее — Закон) не содержит исчерпывающего перечня действий, которые должен предпринять судебный исполнитель в ходе принудительного исполнения. Статьи 63 и 69 Закона лишь закрепляют меры и действия, которые он вправе совершать.

Меры принудительного исполнения судебный исполнитель применяет после возбуждения исполнительного производства.

Конкретный инструментарий действий судебного исполнителя зависит в каждом конкретном случае от собранных сведений об имущественном положении должника. Таким образом, отправная точка в исполнительном
производстве — совершение судебным исполнителем всех возможных действий по определению имущественного положения должника. Если таких действий недостаточно, взыскатель вправе обжаловать бездействие судебного исполнителя в порядке, установленном гл. 12 Закона. При этом предметом рассмотрения жалобы будут конкретные действия, не совершенные судебным исполнителем, и необходимость их совершения в каждом конкретном случае.

Если же имущество должника выявить не удалось, денег нет, сам он отсутствует по месту юридической регистрации и установить место его нахождения невозможно, судебный исполнитель вернет исполнительный документ взыскателю. В этом случае постановление судебного исполнителя также может стать предметом обжалования. Однако предметом оценки будет наличие всех предусмотренных ст. 53 Закона оснований для возвращения исполнительного документа и соответствие постановления требованиям Закона и процессуального законодательства. Иными словами, анализ действий (бездействия) судебного исполнителя в ходе исполнительных действий по подобной жалобе не входит в предмет рассмотрения суда.

Пример

Экономический суд рассмотрел жалобу ИП В. на постановление судебного исполнителя, который вернул исполнительный документ без исполнения.

В судебном заседании взыскатель ссылался на незаконность данного постановления, а также на незаконность указания в нем на отмену принятых судебным исполнителем мер по обеспечению исполнения.

Суд установил следующее.

Исполнительное производство судебный исполнитель возбудил по заявлению взыскателя 04.10.2017. В ходе принудительного исполнения судебный исполнитель предпринял следующие действия:

1) направил в инспекцию МНС запрос о хозяйственной деятельности должника;

2) проанализировал сведения о пересечении Государственной границы Республики Беларусь руководителем должника;

3) направил в 19 банковских и финансово-кредитных учреждений запросы о наличии в них счетов должника, движении денежных средств по этим счетам, остаткам денежных средств на них, наличии картотеки, обременений и арестов;

4) обратил взыскание на денежные средства на расчетном счете должника в банке;

6) направил в Единый государственный регистр недвижимого имущества прав на него и сделок с ним запрос о наличии у должника объектов недвижимого имущества;

7) запросил сведения в Торговом реестре Республики Беларусь;

8) проверил имущественное положение должника по адресу юридической регистрации, а также по месту хозяйственной деятельности;

9) обратился в экономический суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению исполнения в виде временного ограничения права руководителя должника на выезд за рубеж;

10) направил должнику предписание о представлении бухгалтерских данных и сведений о дебиторах организации, имеющемся имуществе, источниках доходов.

Согласно ответу инспекции МНС должник не осуществлял финансово-хозяйственную деятельность с 01.04.2017.

Экономический суд отказал в принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права руководителя должника на выезд за рубеж.

Предпринятые судебным исполнителем меры по взысканию задолженности результата не дали. В материалах исполнительного производства были надлежащие доказательства отсутствия у должника денежных средств и иного имущества, на которое можно было бы обратить взыскание. По месту юридической регистрации, а также по месту осуществления хозяйственной деятельности должник не находился, установить место нахождения его имущества не удалось. Взыскатель в судебном заседании указал, что такими сведениями не располагал.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 53 Закона после возбуждения исполнительного производства исполнительный документ, по которому исполнение не произведено или произведено частично, возвращается взыскателю, если:

— у должника отсутствуют денежные средства и (или) иное имущество, на которые можно обратить взыскание;

— должник не проживает или не находится по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения либо не удалось установить место нахождения его имущества. Исключение составляет случай, когда объявлен розыск должника — гражданина, в том числе ИП, через органы внутренних дел, а также случай исполнения исполнительных документов о взыскании сумм в доход государства.

В материалах дела были доказательства наличия указанных обстоятельств на дату вынесения обжалуемого постановления.

Доводы взыскателя, утверждавшего, что судебный исполнитель не принял исчерпывающих мер по установлению имущества и денежных средств должника, суд не принял во внимание. Существует специальный порядок обжалования действий (бездействия) судебного исполнителя.

Действия (бездействие) судебного исполнителя по принудительному взысканию взыскатель не обжаловал, доказательств не представил.

На дату вынесения спорного постановления в отделе принудительного исполнения находилось два возбужденных в отношении должника исполнительных производства. Сведения о них были в автоматизированной информационной системе управления принудительного исполнения Минюста и на официальном сайте Минюста.

Согласно ст. 55 Закона исполнительное производство оканчивается, когда установлены обстоятельства, влекущие возвращение исполнительного документа взыскателю в соответствии со ст. 53 Закона. Об окончании исполнительного производства судебный исполнитель выносит постановление. В нем сообщается о снятии ареста с имущества, отмене иных ограничений (обременений), установленных судебным исполнителем в отношении должника и (или) его имущества в исполнительном производстве. Исключение составляют исполнительные производства по исполнительным документам об обеспечении иска, обеспечении исполнения исполнительного документа. Если до окончания исполнительного производства в отношении того же должника возбуждается другое исполнительное производство, арест имущества, иные ограничения (обременения), установленные в оконченном исполнительном производстве, сохраняются.

Вместе с тем в обжалуемом постановлении судебный исполнитель указал на отмену постановления о принятии мер по обеспечению исполнения. Как следовало из материалов исполнительного производства, в том числе из постановления о рассмотрении первоначальной жалобы взыскателя, указанная запись имела осознанный характер, поскольку судебный исполнитель ничего не знал о возбужденных исполнительных производствах.

Вместе с тем системный анализ ст. 12 Закона свидетельствует, что исправления описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении возможно, если это не изменяет его содержания. Иначе говоря, без изменения существа принятого постановления и выводов, к которым пришел судебный исполнитель на основании исследованных материалов исполнительного производства, установленных обстоятельств и подлежащих применению норм процессуального права.

Как следовало из вышеизложенного, при исправлении допущенных описок и ошибок судебный исполнитель изменил резолютивную часть постановления и выводы в части отмены (сохранения) принятых ранее обеспечительных мер, т.е. существо постановления.

По данной причине вынесение судебным исполнителем постановления об исправлении описки и (или) арифметической ошибки в обжалуемом постановлении не повлияло на незаконность вышеназванной записи.

При таких обстоятельствах жалобу ИП В. на постановление судебного исполнителя о возвращении взыскателю исполнительного документа без исполнения суд признал частично обоснованной. Незаконным был пункт резолютивной части постановления о возвращении взыскателю исполнительного документа. В удовлетворении остальной части жалобы суд отказал.

Решение вступило в законную силу.

В завершение рекомендуем взыскателям непрерывно контролировать действия судебного исполнителя в ходе принудительного исполнения и своевременно обжаловать их. Не стоит дожидаться, пока судебный исполнитель вынесет постановление об окончании исполнительного производства.

Поскольку взаимоотношения взыскателя с конкретным должником имеют более продолжительный характер, чем у судебного исполнителя, целесообразно поделиться имеющейся информацией о месте нахождении имущества должника, его дебиторах. Не стоит дожидаться, пока судебный исполнитель сам найдет ее. Если взыскатель действительно хочет получить исполнение, следует активно делиться информацией и оказывать судебному исполнителю всяческое содействие на стадии исполнения.

Юрист рассказывает, на какие нормы законов ссылаться, как составлять заявление и правильно обжаловать неправильные действия госорганов.

Краткий обзор общих положений

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений ( ст. 1, 2 ).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ .

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) .

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год , гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу ( ст. 46 ). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках ( ст. 42 ).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле ( ст. 37 , 38 , 45 ).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование ( глава 6 ).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать ( ст. 62 ).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств ( ст. 63 ), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца ( глава 7 ).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Суд может применить нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску, но до предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты не принимаются.

Тем не менее, ходатайство о применении мер предварительной защиты можно подавать вместе с административным исковым заявлением либо просто ходатайствовать об этом в самом иске.

Подсудность спора и определение надлежащего ответчика

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ , которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями ( ст. 19 , 20 , 21 КАС РФ ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них ( ст. 26 ).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком ( ст. 43 ).

Сроки обжалования

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению ( ст. 95 ).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 ).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 , в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.

Требования к заявлению

Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:

  • о признании незаконным полностью или в части решения, принятого госорганом, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности госоргана принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав гражданина;
  • об обязанности госоргана воздержаться от совершения определенных действий.

Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.

Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).

Сами требования к форме и содержанию заявления подробно изложены в статье 125 КАС РФ .

Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.

Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126 ).

Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ.

Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.

Полный перечень документов, которые надлежит прикладывать к заявлению, указан в статье 126 КАС РФ .

Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска

В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии ( ст. 127 ).

Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:

  • заявление подлежит рассмотрению в порядке иного судопроизводства;
  • заявление подано лицом в защиту иных лиц, когда такое право законодательство не предоставляет заявителю;
  • из поданного заявления не следует, что действием или бездействием госоргана затрагиваются или нарушаются права гражданина;
  • если уже имеется решение суда по данному спору между теми же сторонами.

Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления ( ст. 129 ):

  • не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, если законодательством такой порядок является обязательным;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или подачу в суд;
  • в производстве этого или иного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • поступило заявление о возвращении заявления;
  • не исправлены недостатки заявления в срок, установленный судом в определении об оставлении заявления без движения.

При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.

При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков ( ст. 130 ).

Особенности порядка оспаривания действий или бездействия органов государственной власти

Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав ( ст. 219 ).

При оспаривании бездействия госоргана заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных должностных лиц органа власти сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Специальный срок установлен для оспаривания действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, составляющий десять дней, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

Оспаривание действий или бездействия судебного пристава-исполнителя производится в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, в котором исполняет возложенные обязанности должностное лицо.

Помимо общих требований к административному иску, статьей 220 предусмотрены дополнительные требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, с которыми рекомендуется ознакомиться при составлении административного иска.

В заявлении необходимо указать наименование госоргана или должности госслужащего, принявшего оспариваемое решение, реквизиты документа, принятого должностным лицом, указать, в чем заключается нарушение прав гражданина, какому законодательному акту не соответствует действие или бездействие госоргана, сформулировать конкретное требование к госоргану, сообщить о сведениях об обжаловании в административном порядке действия органов власти или должностного лица.

При рассмотрении административного дела суд должен проверить законность действий госоргана и выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора в полном объеме. Это своего рода судебный контроль органов исполнительной власти, когда судья, не ограничиваясь доводами и основаниями заявления, вправе проверить действия должностного лица комплексно (ч. 8 ст. 228 ).

В частности, суд должен выяснить факт нарушения прав гражданина и соблюдение сроков обращения в суд (бремя доказывания лежит на заявителе), полномочия должностного лица, принявшего оспариваемое решение, основания и порядок принятия оспариваемого решения, соответствие содержания решения законодательным нормам, регулирующим указанные спорные отношения (бремя доказывания лежит на должностном лице).

В случае непредоставления госорганом вышеуказанных доказательств суд самостоятельно истребует их, в случае последующего непредоставления суд может наложить судебный штраф и принять иные меры ответственности.

При оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Размер государственной пошлины за подачу административного искового заявления о признании действий или бездействия иных должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.

Общий организационный срок рассмотрения заявления составляет месяц. Однако срок не является пресекательным, и не всегда удается уложиться в эти временные рамки по ряду причин. Например, разбирательство может выйти за пределы месячного срока при неоднократном отложении судебного разбирательства ( ст. 152 ).

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений:

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований;
  • об отказе в удовлетворении требований заявления.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, исчисляемого со дня принятия судебного акта, если решение в итоге не обжаловано. (ч. 5 ст. 227 , ст. 186 , ч. 1 ст. 298 ).

Алгоритм обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в 2021 году

Выявление граждан, которые имеют право предъявить жалобу на постановление, иные действия исполнителя судебного органа.

Участниками процедуры являются:

  • судья;
  • граждане, чьи права ущемлены посредством исполнения предписаний судебного постановления;
  • прокурор.
  1. Выявление структуры и сотрудника оной, который намерен обжаловать постановление, иные действия исполнителя судебной структуры.

В качестве участников на данном этапе выступают:

  • глава отдела принудительного исполнения судебного органа;
  • глава судебного органа столицы Республики Беларусь, области;
  • глава судебного органа республиканского значения.
  • Оформление протеста в ответ на постановление, иные действия исполнителя судебного органа.
  1. Проверка временного отрезка, что предназначен для предоставления протеста.
  • на постановления сроком в 10-ть дней с даты получения оных;
  • иные действия, а также бездействие сроком в 10-ть дней после их свершения главой отдела судебной исполнительной структуры принудительного характера, что касается предписаний, изложенных в документации, принятой к исполнению.
  1. Вынесение постановления по итогам изучения протеста в ответ на постановление, иные действия должностного лица структуры судебной власти. При чём выносятся постановления…
  • о том, что постановление, иное действие законно и протест отклонить;
  • о том, что протест признан полностью или частично; в подобной ситуации глава структуры, в ведении которой принудительное исполнение, может вынести следующие решения:

* признать постановления целиком или часть оных, протест в ответ на которые признан, недействительными;

* признать постановления, протест в ответ на которые признан, недействительными и обязать судебного служащего, что занимался вынесением подобных постановлений, вынести новые;

* признать постановления, протест в ответ на которые признан, недействительными и вынести новые;

* признать постановления, протест в ответ на которые признан, недействительными и принять меры для ликвидации подобных нарушений.

  1. Обращение с протестом в судебную инстанцию. Граждане вправе обращаться по данному поводу в следующие судебные структуры:
  • что занимаются решением экономических вопросов;
  • районного, городского значения.

Выявление граждан, которые имеют право предъявить жалобу в ответ на постановление, иные действия должностного лица структуры судебной власти

Список граждан, имеющих право подать жалобу в ответ на вышедшее постановление, иные действия или на факт бездействия служащего суда, главы структуры исполнительной власти принудительного характера, исключение составит только глава суда республиканского значения, изложен в статье 124-ой Закона РБ № 439 – 3, датированный 24-м октября 2016 г.

Протест предоставляется в алгоритме, что представляет собой подчинение главе государственной структуры принудительного исполнения, вышестоящему главе той же структуры, а в ситуации несогласия с действиями оных, обращаться в судебную инстанцию.

Внимание!

Жалоба на постановления, принятые главой суда республиканского значения, иные действия оного направляется непосредственно в судебный орган.

Выявление структуры и сотрудника оной, который намерен обжаловать постановление, иные действия исполнителя судебной структуры

Алгоритм опротестования посредством подчиненности можно найти в статье 125-ой Закона № 439 – 3.

Жалобы на постановления, иные действия, а также бездействие служащего суда района, города, районного, что находится в центре района отделения принудительного исполнения, предоставляются главе рассматриваемого отдела принудительного исполнения. К примеру, если протест подан как ответ на действия служащего суда, что занят в отделе принудительного исполнения столичного региона, то протест адресуется главе отделения структуры принудительного исполнения столичного района.

Жалобы, что поданы на постановления, иные действия, факт бездействие, когда того требовали обстоятельства, главы отдела принудительного исполнения района, города, районного в центре региона, что связаны с выполнением предписаний исполнительной документации, протесты в ответ на принятые постановления, иные действия исполнителя судебной власти органа принудительного исполнения, что находится в ведении главного управления юстиции области, столицы исполкома предоставляются главе органа принудительного исполнения областного масштаба, столицы. К примеру, если жалоба поступила на постановление, что было вынесено главой отделения принудительного исполнения столичного района или действия служащего отделения принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции столичного исполкома областного значения.

В обеих ситуациях протест адресуется главе управления принудительного исполнения главного управления юстиции столичного исполкома областного значения.

Жалобы в ответ на принятые постановления, иные действия, бездействие, когда должны приниматься меры, главы органа исполнения суда по столице, области, которые касаются исполнения предписаний соответствующей документации, иного служащего судебного исполнения, что трудится в главном управлении принудительного исполнения, Минюст РБ адресуются главе органа судебного исполнения республиканского масштаба.

Внимание!

Гражданин, желающий обжаловать постановления, иные действия имеет право отозвать протест до того, как решение в отношении оного не принято.

Оформление протеста в ответ на постановление, иные действия исполнителя судебного органа

К форме, сути протеста, что был предоставлен в порядке подчинённости изложены в статье 126-ой Закона № 439 – 3.

Внимание!

Госпошлина не оплачивается за предоставление протеста в рассматриваемую государственную структуру.

Проверка временного отрезка, что предназначен для предоставления протеста

В статье 127-ой Закона № 439 – 3 указано время, что отведено на предоставление протеста при соблюдении порядка подчиненности.

Внимание!

В установленный временной период не входят выходные, праздничные дни согласно статье 29-ой того же закона. Так, при предоставлении жалобы в сроки исчисляются посредством подсчёта рабочих дней.

Также возможен сценарий развития событий, когда жалоба подлежит возврату без рассмотрения, а касается это ситуаций перечисленных в статье 129-ой Закона 439 – 3.

Протест, что подан, рассматривается главой соответствующей государственной структуры в срок, равный не больше 10-ти раб. дней по статье 130-й того же закона.

Время предоставления жалобы может быть остановлено в ситуации поступления запроса о недостающей документации, информации, что существенны в процессе рассмотрения протеста в правильном ключе, до тех пор, пока запрошенные бумаги, информация не поступят.

Вынесение постановления по итогам изучения протеста в ответ на постановление, иные действия исполнителя судебной структуры

Принятие решения в отношении поданной жалобы осуществляется согласно статье 131-ой Закона 439 – 3.

По итогам рассмотрения протеста уполномоченный чиновник, занимавшийся рассмотрением оного, принимает постановление, что в следующий день, не позже, подлежит направлению участникам дела, по которому подана жалоба, гражданину, что подал протест, исполнителю судебной инстанции, главе структуры принудительного исполнения, чьи постановления, иные действия были причиной подачи жалобы.

Постановление уполномоченного должностного лица в ответ на признание жалобы в отношении принятого целого постановления, части оного, должно быть исполнено своевременно тем органом, служащим, в отношении постановления, иных действий которого выражен протест.

Обращение с жалобой в судебную инстанцию

Алгоритм предоставления протеста в судебную структуру можно найти в статье 132-й Закона 439 – 3.

Жалобы в ответ на принятые постановления, иные действия главы органа исполнения суда республиканского масштаба предоставляются в орган суда, который находится в главном управлении принудительного исполнения Минюст белорусского государства, что указано в ч. 3-ьей, 4-ой статьи 132-ой Закона 439 – 3.

Обжалование постановлений, иных действия служащего суда, что вынесены по итогам рассмотрения поданных протестов на вынесенные постановления, иные действия исполнителя судебного органа предоставляются в судебную инстанцию, в ведении которой решение экономических вопросов областного, столичного, районного, городского судебного органа, что находится по месту расположения рассматриваемого органа принудительного исполнения.

Внимание!

Обжалование происходит посредством обращения в экономический суд областного значения, столицы в ситуациях:

В ситуациях, которые не указаны, обжалование осуществляется посредством обращения в судебную инстанцию районного, городского значения.

Для того чтобы подать протест в орган суда, следует уплатить госпошлину, равную 1-ой базовой величине (БВ) согласно подпункту 2.3 пункта 2-ого приложения 14-ого, пункта 2-ого приложения 16-го к НК РБ (Налоговому кодексу).

К сведению!

Информация получена в НК РБ в редакции до 01.01.19.

Обращение с протестом в суд, что занимается решением экономических дел

Алгоритм предоставления жалобы судебную структуру, в ведении которой ведение экономических дел представлен в ХПК РБ.

Принятые постановления, иные действия, бездействие, когда необходимо было принятие мер служащим суда, его главой, что касаются исполнения предписаний соответствующей документации возможно опротестовать:

  • участниками дела, иными гражданами, права, интересы которых были ущемлены или прокурором посредством обращения в судебную инстанцию по экономическим делам;
  • в ситуации несогласия с принятыми постановлениями главы исполнительной структуры или вышестоящего начальника, что были вынесены по итогам рассмотрения протеста на подобные постановления, действия; алгоритм подачи освещён в ч. 1-ой, 2-ой статьи 266-й 3 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК).

Предоставление протестов возможно на протяжении 10-ти дневного срока с даты предоставления постановлений главы исполнительной инстанции, что принято по итогам изучения жалобы в ответ на постановления, иные действия судебного служащего, главы исполнительной структуры, что предоставлена согласно алгоритму, установленному действующим законодательством Республики Беларусь.

Постановления, принятые главой исполнительного органа суда белорусского государства опротестовать позволяется в десятидневный срок с даты получения оных.

Действия, факт бездействия, когда должны были приниматься меры главы главного органа принудительного исполнения РБ граждане вправе опротестовать в десятидневный срок с даты свершения подобных действий или с даты, когда гражданин, подающий протест и неосведомлённый о времени и месте свершения действий, узнал о свершении оных.

Протесты в ответ на постановления, иные действия служащего суда, главы исполнительной структуры, что касаются исполнения предписаний соответствующей документации, должны подчиняться требованиям, что изложены в ч. 1-ой, 2-ой статьи 159-ой, ч. 1-ой статьи 160-й кодекса.

  1. Указание названия документации к исполнению, что касается постановления, на которое подана жалоба, иные действия служащего суда, главы исполнительной структуры, номер документации и число выдачи оной, требования, что там содержаться;
  2. Название судебной инстанции, другой уполномоченной структуры, ФИО чиновника, выдавшего документацию исполнительного характера.

Внимание!

В качестве приложения к жалобе прилагается документация, доказывающие факт отправки дубликата данной жалобы участникам дела, исполнителю судебного органа, главе этого органа на постановления, иные действия, что стали причиной поступившего протеста согласно алгоритму, установленному действующим законодательством Республики Беларусь.

Через 10 дней, не позже протест рассматривается судебной инстанцией, что занимается экономическими делами.

О том, где и когда будет рассмотрена жалоба уведомляются:

1) гражданин, от которого исходил протест;

2) прокурор, который принял протест;

3) участники дела, по которому и подана жалоба;

4) исполнитель судебной власти, глава исполнительной инстанции, постановления, принятые которыми, или действия со стороны оных, а также бездействие, когда должны были быть приняты меры которых опротестовываются;

5) глава исполнительной государственной структуры принудительного характера, что вынес постановление по итогам рассмотрения протеста, предоставленного в последовательности согласно законодательству белорусского государства.

В ситуации неявки граждан, что были оповещены о времени, месте рассмотрения жалобы, не причина отмены заседания поданному поводу.

По итогам рассмотрения протеста экономический суд, принимает соответствующее решение.

Если жалоба признана, то судебная инстанция, занимающаяся решением экономических вопросов, устанавливает меры, что должны быть приведены в исполнение теми в отношении действий которых выражен протест.

Суд по экономическим делам вправе отказать в принятии жалобы к исполнению тогда, когда действия государственных служащих, против которых выражен протест находятся в рамках полномочий служащих.

Обращение с протестом в судебную инстанцию в районе, городе

Специфические признаки рассмотрения протестов в ответ на принятые постановления, иные действия исполнителя судебной инстанции, главы исполнительной структуры принудительного характера, что установлены согласно статье 132-ой Закона 439 – 3 будут рассмотрены в судебной инстанции районного, городского значения, нормы рассмотрения которых представлены в параграфе 9-м гл. 29-ой ГПК РБ(Гражданского процессуального кодекса).

Таким образом, принятые постановления, действия могут быть опротестованы согласно ч. 1-ой, 2-ой статьи 360 3 -ой вышеупомянутого кодекса:

  • участниками дела, иными гражданами, права/интересы ущемлены при исполнении предписаний соответствующей документации, прокурором в судебной инстанции по месту расположения исполнительной структуры принудительного характера;
  • в ситуации несогласия с постановлениями, вынесенными уполномоченными органами при рассмотрении протеста.

Жалобы предоставляются в десятидневный срок с даты получения постановлений, принятых уполномоченными лицами.

Постановления главы исполнительного органа суда республиканского значения обжалуются в десятидневный срок со дня получения оных. Действия того же должностного лица могут быть опротестованы в десятидневный срок с даты свершения оных или с даты, когда гражданин, выражающий протест, не осведомлённый о том, где и когда совершены данные действия, узнало об этом факте.

Возобновление сроки возможно в соответствии с алгоритмом, изложенном в статье 154-ой Гражданского кодекса.

В статье 3604-ой того же кодекса можно найти информацию, которая должна содержаться в протесте. Требования к подобным жалобам по поводу реквизитов документации, приложения дубликатов к оной.

  1. Название документации к исполнению, которая касается обжалуемого постановления, иных действий должностных лиц, номер документации к исполнению, когда выдачи, требования, что изложены в бумаге;
  • название судебной инстанции, иной структуры, ФИО государственного служащего, который выдал данную документацию.

К протесту прилагается документация, что доказывает факт направления дубликата данного протеста и иных необходимых бумаг участникам дела, служащему судебной структуры, главе оной постановления, принятые которыми, иные действия, ставшие причиной подачи жалобы по итогам рассмотрения жалобы, что была предоставлена с учётом алгоритма, который был установлен действующим законодательством РБ.

Возврат протеста на принятое постановление, иные действия исполнителя судебного органа, главы оного без рассмотрения в ситуации, когда обнаруживается факт, что данный протест подан при нарушении условий, отражённых в ч. 2-ой, 3-ьей статьи 360 4 , статей 109-й, 110-й Гражданского процессуального кодекса.

Не позднее 10-ти дней с даты предоставления в судебную инстанцию жалоба рассматривается согласно нормам статьи 3605-й кодекса.

Если сравнивать нормы Хозяйственного процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса, что отражают опротестование принятых постановлений, иных действий исполнителя судебной инстанции, главы оной, то, по крайней мере, сегодня оные одинаковые.

Читайте также: