Каковы последствия судоходства для волги кроме загрязнения реки отходами увеличение судов

Обновлено: 19.05.2024

Несмотря на то, что поток воды в марте втрое превысил норму, по данным волгоградского министерства экологии, сохранить полноводность летом и осенью главная русская река так и не смогла. Дело в том, что нынешняя Волга – не совсем река в привычном нам смысле этого слова. Она уже много лет представляет собой каскад связанных между собой водохранилищ и соединяющих их искусственных озер, уровень воды в которых контролируется человеком.

Почему мелеет Волга?

К 2019 году волжские гидроэлектростанции официально признали, что к обмелению Волги привел чрезмерный сброс, или пропуск, воды в низовья реки, ответственность за который несет Жигулевская ГЭС, расположенная в Самарской области . В Росгидромете эту информацию опровергают: по мнению сотрудников ведомства, ответственность за спуски лежит на тех, кто принимал решение о темпах пропуска (работниках Росводресурсов ).

Нижегородская область : суда на мели и новый гидроузел

Своего пика проблема обмеления Волги вблизи Городца достигла в августе 2021 года – тогда суда на этом участке ожидали прохода по несколько дней. Уровень воды был слишком низок для круизных лайнеров. В результате туроператоры понесли колоссальные убытки – им приходилось экстренно и постоянно менять графики круизов, так как попуски воды Городецкий гидроузел начал проводить раз в три дня.

Построить еще один гидроузел – Нижегородский – для решения проблемы мелководья на участке Волги между Нижним Новгородом и Городцом предлагали и раньше. Однако, по прогнозам экспертов Росморречфлота , это может привести к подтоплению прибрежных территорий, в том числе – скотомогильников, кладбищ и других объектов, из-за которых в реку могут попасть опасные отходы.

В итоге был выдвинут компромиссный вариант: будет построена дополнительная камера одного из шлюзов Городецкого гидроузла, а также углублено дно на проблемном участке. Эти меры должны сработать, если минимально допустимый уровень воды в Волге будет сохраняться.

Республика Татарстан : гигантские отмели и мертвая рыба

В связи с экстремальной жарой и ростом потребления мощности сброс воды через гидроузел Куйбышевского водохранилища был увеличен до 5 300 кубометров в секунду. Однако, по прогнозам экспертов, к осени уровень все равно должен был упасть еще сильнее – что и произошло несколько дней назад.

В 2019 году в республике была похожая ситуация – тогда через гидроузел сбросили слишком много воды, опасаясь разрушительного паводка. Но талые воды ушли в почву, а река так и не наполнилась. Татарстанские рыбаки рассказали, что рыба при таких условиях может просто не уйти на нерест – а это нанесет серьезный урон рыболовному хозяйству.

Биологи подтвердили, что такая ситуация с уровнем реки неизбежно приведет к снижению биоразнообразия, а также отметили, что проблема актуальна не только в 2019 году – уже несколько лет подряд нерест проходит не в полном объеме именно из-за недостатка воды в необходимый период.

В Росрыболовстве подсчитали, что только в Саратовском водохранилище из-за плохо рассчитанных сбросов воды в том году недосчитались тысячи тонн рыбы. Это больше, чем объемы добычи сырья – с 2013 по 2017 год вылавливалось не больше 800 тонн.

Самарская область : инновации с водорослями

В целом проблемы обмеления Волги в Самарской области почти такие же, что и в других регионах ПФО : страдает судоходство и рыба.

По мнению самарских экспертов, из-за обмеления Волги больше всего проблем испытывают суда с большой осадкой, независимо от типа судна (грузовое или пассажирское).

При этом Самарская область уже отметилась передовыми методами борьбы с одним из последствий обмеления – засильем в Волге так называемых сине-зеленых водорослей. Микроскопические растения выделяют токсины при цветении и могут сделать воду ядовитой, если их концентрация будет слишком велика. А небольшие водоемы и вовсе рискуют превратиться в болота, если водорослей станет очень много. Причина засилья этих растений – сбросы неочищенных сточных вод, жаркая погода, а также антропогенные загрязнения (например, сливы из общественных туалетов).

Как спасти Волгу?

Роман Пукалов считает, что регулирование уровня воды в Волге стоило бы организовать по примеру Байкала.


ТАСС, 8 сентября. Почти 2000 плавсредств за 10 лет были подняты со дна Волжского бассейна, но еще несколько сотен затонувших судов остаются на дне одной из самых крупных рек России - Волги. Ржавеющее железо и оставшееся горючее медленно наносят ущерб экологии реки. Однако, как рассказали ТАСС эксперты, чтобы очистить Волгу от затонувших объектов, нужны не только средства, но и решение юридических проблем.

Масштабная "инвентаризация"

С 1998 года со дна Волжского бассейна было поднято 1967 плавательных средств, пять из которых подняли только в первом полугодии 2017 года. Еще 481 судно остается в воде. Такие данные приводит Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура по состоянию на 1 июля этого года.

Спасти Волгу: как сохранить главную водную артерию России

"Находящиеся в водных объектах корабли и их фрагменты, окисляясь, загрязняют воды, негативным образом влияют на флору и фауну, а также зачастую препятствуют реализации права граждан на доступ к водным объектам общего пользования", - сказали ТАСС в ведомстве.

В настоящее время по решению различных инстанций ведется подъем 20 затонувших объектов. Но намного больше судов считаются бесхозными. Больше всего их насчитывается на территории Астраханской области - 192 единицы, в Татарстане - 90 единиц, в Нижегородской области - 53. Механизм их подъема и утилизации должен быть разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года, на нее уже выделено 257 млрд рублей.

"Мы планируем в следующем году начало масштабной инвентаризации, но уже в этом году в некоторых субъектах эта инвентаризация будет проведена, то есть надо будет провести анализ так называемого прошлого экологического ущерба, в том числе оценку того, что затонуло, что находится в трюмах, несет ли это какое-то негативное влияние на Волгу. После этого будут расставлены приоритеты в программе, потому что средства должны быть эффективно использованы", - сообщал ранее журналистам министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской на всероссийском экологическом форуме во Владимирской области.

Цена подъема затонувших "историй"

Подъем затонувших судов стоит немалых денег, и каждая операция по-своему уникальна, сказал ТАСС и. о. директора филиала "Подводречстрой-7" в Волгограде Андрей Паромов. Это федеральное учреждение Минтранса РФ, одно из крупнейших, которое занимается обследованием водных объектов и подъемом затонувших кораблей.

"Бывают сложности во всем - судно может быть частично затонувшим, может лежать на грунте, быть полностью замытым или наполовину, а внутри него могут быть сделаны технические вырезы, и, соответственно, туда со временем попали бревна, бетон, камень, песок. Соответственно, это совсем другая масса, другой режим работы техники при подъеме. Либо это судно абсолютно чистое. Это может быть от - условно - 500 тыс. рублей до 30 млн, разбег очень большой - в зависимости, где поднимается, что поднимается", - сказал Паромов.

Встречаются на дне Волги суда, которые можно перевести в разряд музейных экспонатов, и здесь уже другой подход. Старинное судно должно пройти специальную обработку - консервацию. Так, на протяжении нескольких лет решается вопрос с "Саратовским ледоколом", который лежит на дне Волги в черте Саратова с конца 60-х годов прошлого века. Он считается одним из самых старых сохранившихся ледоколов в мире.

"Мы работаем с саратовской администрацией по поводу подъема, его хотят сохранить, сделать на его базе музей. Уже над этим проектом два года думают, если честно, вопрос упирается в финансирование. "Саратовский ледокол" на сегодняшний день самое крупное судно, которое сейчас находится в работе. Тут еще дело в том, что нужен и подъем, и сохранение его целостности, не так чтобы поднять и разорвать на куски металла", - рассказал ТАСС Паромов.

По словам подводного археолога из Самарской области, руководителя экспедиций "Батарея 29бис" Александра Елкина, от Самары до Астрахани на дне Волги можно обнаружить порядка 300 относительно старинных судов и пароходов. Но со временем число таких объектов сокращается - их заносит песком и илом, они зарастают ракушечником, разрушаются. Экспедиции, в которых участвовал Елкин, тщательно обследовали акваторию Волги в районе Самары и Волгограда.

"Около Самары нами была обнаружена деревянная баржа - предположительно, конец XIX века. Состояние разрушенное. Приборами в районе Молодецкого кургана недалеко от Тольятти на глубине 36 м было зафиксировано что-то похожее на старинный челн. Около Волгограда найден неизвестный пароход времен гражданской войны", - сказал Елкин.

Вред от затонувших судов

Эксперты уточняют, что затонувшие суда хоть и медленно, но ухудшают экологию реки. "Влияние на экологию реки есть, бесспорно, особенно если судно затонуло с остатками топлива, масел. Даже если там все закрыто герметично, то проходит 10-15-20 лет, металл прогнивает и начинает тихонечко сочиться, мы начинаем наблюдать нефтяное загрязнение", - сказал директор нижегородского экологического центра "Дронт" Асхат Каюмов.

Специалисты Астраханской региональной службы природопользования и охраны окружающей среды отмечают, что затопленные объекты, которые давно находятся в воде, больше представляют собой механическое засорение, нежели загрязнение нефтесодержащими веществами. Причем затопленные плавсредства создают препятствия течению. Иногда такие объекты представляют опасность и судоходству.

В августе 2017 года в Краснослободском затоне Волгоградской области специалисты "Подводречстрой-7" подняли старинную немецкую баржу.

"Там в непосредственной близости находится слип, на котором поднимаются суда, там осуществляется и стоянка катеров, заходят теплоходы на отстой, на какие-то операции, а фактически внутри этого ковша находится затонувшая единица. Если судоводитель не местный, можно в темное время суток просто не знать, из-за этого авария - еще одно повредившееся судно, может вылиться масло, топливо", - рассказал Паромов.

Проблемы поднятия затонувших судов

Далеко не все суда можно беспрепятственно поднять со дна Волги, даже если на это найдутся деньги. Например, в волжском рукаве, реке Кизань в Астраханской области, находится один из самых крупных затонувших судов - жиромучной плавучий завод "Дон". Его длина - 72 м, высота борта - 5,7 м, затонуло судно в 2003 году, что привело к изменению течения реки и обрушению берега. Поднять его пытались в 2008 году с помощью самого большого в России плавкрана "Волгарь", но попытка не увенчалась успехом - тросы не выдержали вес судна.

Но такие примеры единичны, на сегодняшний день специалисты отмечают проблемы больше юридического характера: поднимать затонувшие суда должны их собственники. Если они не находятся, то вопрос подъема и утилизации стоит на месте.

"В числе затопленных (полузатопленных) есть, в том числе, и паромы, и неводники, и остатки теплоходов, и нефтянки, и брандвахты, и рыбницы. Когда у судна есть собственник, проблем не возникает. В исковом порядке заставляем поднимать. Но если собственника нет, то суда являются бесхозяйными", - сообщили ТАСС в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.

О проблеме поиска собственников рассказали и в Ивановской области. "Глава региона Павел Коньков выступил с предложением по установке специального порядка утилизации затонувших плавсредств. На сегодняшний день в России этот процесс не урегулирован: не определены ответственные исполнители и источники финансирования таких работ. В настоящее время выделить средства из регионального бюджета на проведение работ по их подъему и утилизации невозможно, так как это будет считаться нецелевым расходованием денег", - уточнили ТАСС в пресс-службе.

О сложностях, связанных с законодательной базой, говорит и и. о. руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области Валерий Шутенко. В акватории Волги на территории региона находится 39 затонувших судов, и все они являются бесхозяйными, а некоторые используются даже как берегоукрепительные и волнозащитные сооружения.

"По бесхозяйным объектам в соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Так как затонувшие суда не представляют большой ценности, органы местного самоуправления не заинтересованы в признании права на данные объекты. Следовательно, для решения вопроса по подъему и утилизации затонувших судов и их фрагментов необходимо совершенствовать действующее законодательство и, в первую очередь, упростить систему получения разрешительных документов на проведение этих работ", - считает Шутенко.

Опыт в регионах

Несмотря на сложности, у регионов уже есть положительный опыт подъема затонувших кораблей. По словам Каюмова, Нижегородская область одна из первых начала заниматься подъемом плавсредств со дна Волги, потому что их было очень много.

"Большая часть этих судов откуда берется: у нас на самом деле весь Волжский флот процентов на 80 нуждается в замене, поэтому есть часть судов, которые уже нельзя эксплуатировать и собственники их бросают. Потому что утилизировать такое судно - это уже пошли затраты. Если его нельзя просто разрезать на металлолом, а надо куда-то везти на утилизацию - это тоже затраты. В большинстве случаев, когда находится затонувшее судно - в этих случаях или собственника нет, или денег нет", - сказал Каюмов.

Как положительный пример подхода региональных властей к мониторингу затонувших плавсредств в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре приводят Татарстан. Там на выделенные по решению президента республики средства уже проведено обследование брошенных и затонувших судов.

"Мы сделали водолазные отчеты, видеосъемки со сканера эхолота, то есть фрагменты совместно с экологами Татарстана - они делали обследование на предмет негативного воздействия на водную среду", - рассказал Паромов.

Спикер признается, что очистить реку от затонувших судов быстро не получится. На это нужны и большие ресурсы, и большие средства, а работа должна быть системной и рассчитана на несколько лет. "И, естественно, начинать нужно с самых востребованных для подъема судов, в любом случае, эффект будет положительный. Потому что мы понимаем, что есть затонувшие суда, которые наносят экологический вред", - добавил Паромов.

Самая длинная в Европе

Официальная длина Волги - 3530 км. Река протекает через 15 субъектов России, начиная от Тверской области, где расположен исток Волги, до Астраханской, где река впадает в Каспийское море. В нее впадает 2600 рек. 35% грузоперевозок и 30% пассажирских перевозок по внутренним водным путям в России приходятся на Волгу.

Окуловская Ольга Евгеньевна

Наш город Самара располагается на левом берегу великой реки Волги. Мы очень гордимся такой красивой и могучей рекой. Длина — 574 км, площадь бассейна — 46,5 тыс. км². Среднегодовой расход воды — в среднем течении 50 м³/с. В устье реки расположен город Самара. Но к сожалению , с каждым годом экологическое состояние изменяется. В настоящее время в реке Волге располагается тонны химических веществ, многие из которых токсичны. Главную роль в формировании качества поверхностных вод области имеет фактор антропогенного загрязнения их в результате транзитного переноса реками загрязняющих веществ извне территории Самарской области ( вода в них уже при поступлении на территорию нашей области, в основном, имеет низкое качество); непосредственного сброса в водные объекты неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод и поступление загрязненного поверхностного стока с используемых для хозяйственной деятельности земель области. Кроме того, наличие примесей обусловлено попаданием их в водоем из атмосферного воздуха, загрязненного промышленными и транспортными выбросами. Донные и взвешенные наносы сейчас на 90% задерживаются в водохранилищах и откладываются на дне, загрязняя воду и теряясь безвозвратно. Туда же идут и те 300 миллионов тонн земли, которые ежегодно обрушивается с берегов в волжскую воду.

Еще одна волжская проблема – сине-зеленые водоросли, которые в июле разрастаются вдоль берегов. Они покрывают до 20-30% водохранилищ и стали настоящим бедствием для Волги. Эти растения выделяют до 300 видов органических веществ, большая часть из которых сильно ядовиты. Загрязненность волжской воды сказывается на речных обитателях. В бассейне реки неоднократно были отмечены случаи разливов нефтепродуктов. 13 июля 2009 года около двух тонн мазута попали в Волгу в результате аварии нефтяного танкера в Самарской области, в реке образовалось десятикилометровое мазутное пятно. В данной работе просмотрена проблема загрязнения бассейна реки Волги.

2.Обоснование значимости проекта

Направление проекта – поддержание и улучшение состояния водных экосистем; улучшение качества природной и питьевой воды. Важность данного тематического направления состоит в том, что для нас Волга – это не просто крупнейшая река России, но и наша гордость. Потому нас особенно заинтересовала экологическая проблема реки Волги. А проблема назрела уже давно и требует очень быстрого разрешения.

3.Цель проекта: изучить экологическую ситуацию и исследовать экологические проблемы бассейна реки Волги, предложить пути решения данной проблемы, разработать методы очистки воды в быту.

1. Выявить основные экологические проблемы реки Волги.

2. Провести анкетирование учеников гимназии для выявления понимания экологической проблемы.

3. Провести качественный химический анализ воды, взятой из реки Волги.

4. Выявить антропогенное воздействие на качество питьевой воды, способствовать развитию экологической культуры.

6 . Издать листовку, плакаты в защиту реки.

7.Предложить несколько своих путей решения проблемы.

9. Привлечь учащихся МБОУ Гимназии №3 к практической природоохранной деятельности ( очистка берегов реки Волги).

10. Воспитывать чувства ответственности и патриотизма учащихся гимназии № 3 за сохранение чистоты реки Волги.

Предмет исследования - вода р. Волги, взятая в различных районах побережья

г. Самара, водопроводная вода из различных районов г. Самара.

11 А класс – аналитическая группа (сбор информации, проведение экологической конференции);

9А класс – экологический десант ( очистка Волжского побережья);

8Б класс- группа оформителей;

Ответственный за проект- ученица 11 А класс Негря Елизавета

1.Анкетирование учащихся МБОУ Гимназии № 3,жителей г. Самары

2.Эксперимент (исследование качества питьевой воды , воды из реки Волги,

изучение физических и химических свойств воды,)

3. Конференция, массово-разъяснительная работа.

4. Практическая деятельность( очистка побережья р. Волги)

7.Этапы работы над проектом:

1 этап (подготовка)

1. Выбор темы проекта

2.Формирования первичного представления об изучаемом объекте

2 этап (организация проектной деятельности)

1.Определение источников информации

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Выбор методов исследования

4. Распределение обязанностей среди членов команды

5. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

3 этап ( исследовательская деятельность)

1.Сбор и анализ информации (изучение литературных источников;

источники: книги , журналы и интернет )

2.Основные формы работы ( опрос и анкетирование, наблюдение, проведение химического анализа воды)

2.Создание плакатов, брошюр, рисунков

3.Практическая деятельность учащихся

4. Экологическая конференция

5.Подведение итогов (формирование вывода, оформление результата)

II . Анализ литературы.

Вода… Вода – самое удивительное вещество на нашей планете! Сколько всего в нашей жизни связано с водой, не говоря уж о том, что сами мы – вода на 70%. Так вот без воды человек жить не может. Приготовить обед, полить цветы на подоконнике, постирать белье и помыть руки .Если отключить воду в доме, то мы с трудом продержимся и один день. Но почему-то мы редко задумываемся о том, какую руль играет эта удивительная жидкость во всем мире в целом, зачастую мы даже не представляем, где и в каких целях используется обыкновенная вода. Итак, мы постарались разобраться о роли воды на земле.

Всем известно, что 1) вода – универсальный растворитель, и в ней протекает огромное количество химических реакций( в живой и неживой природе)

3) Она активнейшим образом используется в любом производстве. Невозможно представить сельскохозяйственную деятельность без воды: орошение полей, содержание животных.

4) Тепло в домах и электричество мы имеем тоже благодаря ей!

5) Вода создает климат. Течение Гольфстрим, а точнее его теплые воздушные массы, формирует климат на всей территории Европы! Парниковый эффект тоже возникает не без участия воды: ее растворенные в воздухе частицы (водяной пар) задерживают тепло и не дают планете остывать.

6) Наличие или отсутствие водоемов на определенной территории влияет на влажность климата и как, следствие, на растительный и животный мир, то есть вода создаёт облик этой территории.

7) Вода является средой обитания многих живых организмов.

8) верхний слой воды в зимнее время года замерзает, что позволяет обитателям водоема выживать во время сильных холодов.

9) вода участвует в геологических процессах: размывает горные породы, переносит различные вещества и влияет на формирование слоёв отложений.

10) вода – источник кислорода при фотосинтезе.

Гидросфера объединяет воздушную, водную и почвенную среды и связанных с ним процессов круговорота других веществ. Благодаря круговороту воды и веществ воды гидросферы способны к самоочищению. Оно обеспечивается за счёт деятельности организмов, населяющих тот или иной водоём; за счёт течения рек, которое позволяет перемешивать водные массы и снижать концентрацию взвешенных частиц; за счёт солнечного излучения, а точнее ультрафиолетового излучения, убивающего микробы и даже споровые организмы, оказывая обеззараживающее действие.

3. Запасы воды на земле

Изучая данные о запасах воды на планете Земля нас удивил тот факт, что

Озёра и водохранилища

А теперь проанализируем цифры: 97% соленой, морской воды и лишь 3% пресной, пригодной для питья и использования человеком в своей деятельности! Какое соотношение! Теперь для нас понятно, почему экологи так сильно переживают именно за состояние наших рек и озер. Они - наш главный источник воды, который, загубив однажды, мы не сможем восстановить, и лишим себя доступной питьевой воды. Почему доступной? Да потому что на нашей планете уже есть города, в которых реки пересохли или их и вовсе не было. Туда воду привозят из других мест. Для людей привозная вода – это только лишние денежные затраты, а для природы - это высыхающая почва, погибающая растительность и умирающие животные.

В связи с расширяющимся загрязнением источников пресной воды и одновременным увеличением потребности в ней возникает вопрос о возможности внедрении искусственных способов получения и добычи пресной воды. Это может быть опреснение морской воды с помощью энергии солнца, конденсация водяных паров.

4. Загрязнение воды

5.Способы борьбы с загрязнением вод

1) способствовать её самоочищению и самовосстановлению;

2) строительство сооружений для очистки сточных вод при заводах и крупных заводах и фабриках;

3) усовершенствование технологий производства (безотходного производства);

4) усиление контроля над работой предприятий и компаний, занимающихся добычей и транспортировкой нефти и нефтепродуктов, перевозкой/сплавом продуктов лесной промышленности;

5) повторное использование воды на производстве;

6) повсеместная химическая, биологическая и механическая очистка сточных вод

7) введение дополнительных норм по охране водных ресурсов и мер наказания за их несоблюдение.

«Поверхностные воды Самарской области представлены рекой Волгой

На Волге в Самарской области стоят три электростанции: Волжская, Жигулевская, Саратовская и два водохранилища Саратовское и Куйбышевское.

Основное питание Волги- снеговое (60 %), грунтовое (30 %) и дождевое (10 %). Режим Волги: весеннее половодье (апрель — июнь), период летней и зимней межени , осенние дождевые паводки (октябрь).

Температура воды Волги летом достигает 20—25 °C, замерзает в начале декабря.
Средняя скорость течения от 2 до 6 м/с.

В водах Волги обитает более 70 видов рыб (белуга, лещ, сом, щука, сазан, налим, осетр…). Флора представлена водорослями: хара, кладофора, водными погруженными растениями: элодея канадская, роголистник темно-зелёный, лютик, наяда морская, водными с плавающими листьями: водяной орех, кувшинка, ряска, рдест.

Вопросы анкеты включали в себя общие понятия по экологии. Также для проверки понимания об экологической ситуации в городе и в частности о проблемах реки Волги были введены открытые вопросы, которые требовали развернутого самостоятельного ответа. Целью анкетирования было узнать отношение учащихся и их родителей к проблемам р. Волги.

По итогам анкетирования, проведенного среди учеников и родителей Гимназии №3, были сделаны следующие выводы:

Чуть более 65% опрошенных оценивают экологическую ситуацию в городе, как плохую. Следует заметить, что остальные 35% затрудняются ответить, и среди опрошенных не оказалось тех, кто расценивает экологическую ситуацию в городе как хорошую.
По мнению участников анкетирования плохая экологическая ситуация выражается в первую очередь в том, что на улицах грязь и мусор (100% опрошенных), плохая вода и воздух (около 75%) и мало зелёных насаждений (50%).
Информацию об экологической ситуации учащиеся получают:

из интернета- 10%

из телепередач и книг- 20%

от родителей- 25%

составляют мнение из личных наблюдений- 45%

В оценке экологической ситуации опрошенным помогают:

Беседы со знающими людьми и выступления известных ученых- 7%

Учебный процесс в школе- 7%

внимание к экологическим проблемам в стране в последние годы- 33%

2.Органолептические показатели воды. Бытовые способы отчистки.

Пробы воды были отобраны при помощи стерильно чистой посуды. Каждой пробе воды присвоен свой номер.

Возведение Нижегородского низконапорного гидроузла (ННГУ), способного спасти Волгу от обмеления, искусственно тормозят. Аргументы, приводимые против строительства плотины, не выдерживают никакой критики, а скорее даже наоборот — отражают лишь негативное отношение к самому факту её наличия. Пока появление на реке гидроузла, призванного улучшить качество жизни местного населения, а также предотвратить многомиллиардные убытки от невозможности полноценного судоходства, под большим вопросом. Кроме того, настойчивость оппонентов строительства может привести к экологической катастрофе.

Гордиев гидроузел

Судоходство по Волге на участке от Городца до Нижнего Новгорода может остановиться уже в скором времени из-за нехватки воды в период навигации. Способ предотвратить беду существует — это строительство низконапорной плотины со шлюзами на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области. Однако, несмотря на то, что бездействие может привести к серьезным последствиям, решение проблемы искусственно блокируют.

Обмеление реки спровоцирует колоссальные убытки судоходных компаний, занимающихся перевозкой грузов и людей. Ущерб также будет нанесен туристическому рынку: компании будут вынуждены искать способы перевозки путешественников другими видами транспорта. Кроме того, в числе пострадавших рискуют оказаться местные жители. Наличие на реке ННГУ могло бы решить насущные проблемы: недофинансирование инфраструктуры администрацией Балахны привело к тому, что состояние водопровода, канализации и дорог в муниципалитете находятся в удручающем состоянии.

Пока же противники строительства на реке ННГУ оперируют беспочвенными обвинениями и утверждают, что новая плотина приведет к огромным негативным экологическим и экономическим последствиям.

Спасение населения — дело рук самого населения

В частности, люди, проживающие на территории участка судоходства Городец – Нижний Новгород, жаловались на плохое состояние дорог и нехватку рабочих мест. По их словам, из реки вместе с водой пропала рыба, в Городец из-за низкого уровня воды не могут попасть туристические группы, а в некоторых местах Волга обмелела настолько, что ее почти наполовину можно перейти пешком.

Да поможет Волге узел

Проблемы судоходства по Волге обостряются — пассажирские и грузовые суда сутками не могут пройти участок у Городца из-за низкого уровня воды. Снижение медленно, но верно приводит к постепенной остановке речных промыслов и судоходства , а жители ближайших районов остаются без работы. Нижний Новгород без судоходства потеряет половину экономического потенциала, так как река — это важнейшая транспортная артерия.

Строительству о низконапорной плотины больше всего противодействует администрация Балахны, хотя, эксперты убеждены, что на сегодняшний день именно этот проект — единственный реальный путь решения целого комплекса проблем. Альтернативные варианты рассматривались в течение последних 30 лет, но, судя по всему, судоходству они помочь не могут и при это несут куда больше опасностей, чем низконапорный гидроузел.

В то же время, несмотря на очевидные плюсы от возведения плотины, проект непростой и требует грамотной реализации. В результате строительства ННГУ со шлюзами на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области возникнет водохранилище с зоной затопления всег в 9,59 кв. км. Гидроузел будет регулировать уровень воды сезонно и обеспечивать проектный подпорный уровень в 68 м в течение навигации, в среднем полгода. После окончания судоходного периода участок реки переведут в бесподпорное состояние, то есть уровень воды станет таким же, как и до строительства гидроузла. Только теперь жители Балахны будут защищены от подтоплений — проект предусматривает строительство отсечных каналов, дренажных и берегозащитных сооружений.

Между тем, несмотря на очевидные плюсы проекта, псевдоэкологи и другие заинтересованные стороны решительно выступают против его реализации.

Против науки не поплывешь

Читайте также: