Обжалование действий судебного пристава исполнителя в порядке подчиненности

Обновлено: 16.05.2024

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Кодекс административного судопроизводства (КАС) РФ регламентирует право граждан на обращение в суд для оспаривания неправомерных действий и решений государственных органов, в том числе судебных приставов.

Обжалованию подлежат те действия и решения, которые:

  • нарушают или создают препятствия для реализации прав и свобод;
  • безосновательно возлагают обязанности или привлекают в ответственности.

Срок обжалования

Заявитель может подать жалобу в отношении действия или решения пристава в срок, не превышающий 10 дней. Период обжалования исчисляется с момента:

  • совершения неправомерных действий судебным приставом-исполнителем;
  • вынесения незаконного постановления;
  • установления факта бездействия пристава;
  • отказа в отводе

Как написать жалобу ?

Где найти образец и бланк заявления?

Образец жалобы и основные правила ее составления граждане могут найти на сайте службы судебных приставов.

Получить бланк также можно в отделении судебных приставов или в суде, куда гражданин желает подать жалобу.

На официальном сайте ФССП (Федеральной службы судебных приставов) РФ размещен бланк заявления, который могут скачать все заинтересованные граждане.

Содержание и форма жалобы

Заявление обязательно должно быть составлено в письменной форме. Типовой бланк жалобы на действия и решения пристава содержит следующие пункты:

  • Наименование государственного органа, в адрес которого направляется заявление.
  • Ф.И.О. заявителя.
  • Наименование юридического лица, подающего жалобу.
  • Адресные данные заявителя.
  • Наименование должности, Ф.И.О. пристава, действия или решения которого будут оспариваться.
  • Реквизиты постановления пристава-исполнителя, которое обжалуется в заявлении.
  • Перечень оснований, дающих гражданину право на обжалование.
  • Требования заявителя.
  • Перечень документов, прилагаемых к жалобе. При этом у заявителя нет обязанности по самостоятельному сбору документов, доказывающих обстоятельства дела. Должностное лицо ФССП, которое будет рассматривать жалобу, должно при необходимости запросить их.
  • Дата составления заявления.
  • Подпись заявителя или его представителя. Если в документе имеется подпись представителя заявителя, то к нему следует приложить доверенность или другую бумагу, подтверждающую полномочия этого лица.

Порядок рассмотрения заявления органами ССП

Рассмотрение жалобы

Отечественное законодательство предоставляет должностным лицам ССП 10 дней для рассмотрения жалобы.

Рассмотрение жалобы может быть приостановлено с целью получения запрошенных материалов, имеющих значение для разрешения вопроса. Максимальный срок приостановления рассмотрения заявления составляет 10 дней.

Если жалоба принимается к рассмотрению в судебных органах, то должностные лица службы судебных приставов приостанавливают рассмотрение заявления, поданного гражданином в порядке подчиненности.

Основания для отказа в рассмотрении заявления

Отказать в приеме жалобы сотрудники службы судебных приставов могут на основании следующих обстоятельств:

  • Обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора, которое должно осуществляться в судебном порядке согласно ч. 4 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
  • Обжалования результата оценки имущества, которая осуществлялась оценщиком.
  • Нарушения сроков обжалования и отсутствия ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
  • Несоблюдения требований о форме и содержании документа.
  • Вступления в силу решения суда по аналогичной жалобе.
  • Оспаривания решения или деяния лица, которое является должностным лицом ССП.

Решение по жалобе

Как оформляется решение?

Уполномоченные на рассмотрение жалобы сотрудники службы судебных приставов принимают решение по жалобе в форме постановления.

В постановлении они фиксируют следующую информацию:

  • Должность и Ф.И.О. лица, принимавшего решение по заявлению.
  • Наименование организации или Ф.И.О. гражданина, выступившего в качестве заявителя.
  • Место жительства или пребывания гражданина, подавшего жалобу.
  • Место расположения юридического лица, представитель которого подал заявление.
  • Краткое описание сущности жалобы.
  • Обоснование решения, принятого по итогам рассмотрения заявления.
  • Принятое должностным лицом решение.
  • Данные о порядке обжалования решения.

Итог рассмотрения жалобы на пристава-исполнителя

Решение по жалобе может быть принято в следующих формах:

  • Признания действия, отказа пристава в совершении действия или постановления пристава правомерным. Такое решение означает, что жалоба будет оставлена без удовлетворения.
  • Признания жалобы обоснованной частично или полностью, что влечет за собой:
  • полную и частичную отмену постановления пристава-исполнителя;
  • отмену постановления и обязанность должностного лица принять новое решение согласно действующему российскому законодательству;
  • отмену постановления и принятие приставом нового решения;
  • признание действия или бездействия пристава неправомерным и определение мер для устранения нарушений;
  • признание отказа пристава в совершении определенных действий неправомерным и определение мер для устранения нарушений.

Исполнение решения по жалобе на пристава

Принятое по жалобе решение должно быть исполнено в 10-дневный срок. Период начинает исчисляться с момента поступления решения по жалобе к приставу, действия и решения которого оспаривались.

Такое правило применяется в отношении решений, если они не содержат конкретного указания на срок их исполнения.

Копия решения по жалобе направляется заявителю. Решение должно быть отправлено по адресу заявителя в течение 3 дней с момента его принятия уполномоченными органами.

Оспаривание решения по жалобе

Оспорить постановление должностного лица граждане могут путем обращения:

  • в арбитражный суд — в случаях:
  • реализации исполнительного документа, который был выдан гражданину органами арбитражного суда;
  • реализации требований исполнительного документа, оформленного в отношении граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; описанное правило действует в отношении актов органов, осуществляющих контрольные функции, и должностных лиц, рассматривающих административные дела;
  • исполнения постановления пристава о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора; должником в таком акте может выступать организация или гражданин, занимающийся коммерцией для образования юридического лица; также, согласно подп. 3 ч. 2 ст. 128 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ, важно, чтобы исполнительное производство в отношении должника было возбуждено приставом в связи с осуществляемой предпринимательской деятельностью;
  • иных случаях согласно арбитражно-процессуальному законодательству;
  • суд общей юрисдикции.

Оспаривание решения происходит на основании заявления. Заявление рассматривается судебными органами в 10-дневный срок.

Порядок рассмотрения заявления в суде

Заявление, составленное для передачи в суд, должно соответствовать требованиям ГПК РФ. Важно, чтобы заявитель подал документ в соответствии с правилами подсудности и подведомственности дел. За предъявление иска в отношении действий судебного пристава гражданам не нужно оплачивать государственную пошлину.

Подавать заявление следует в судебные органы, в районе деятельности которых пристав исполняет свои должностные обязанности, как это регламентировано ч. 2 ст. 441 ГПК РФ. Заявление необходимо передать в суд не позднее 10 дней с момента вынесения постановления пристава или момента, когда лица узнали о нарушении прав.

Отмена ареста имущества, наложенного приставом

Лица могут оспорить арест имущества, произведенный судебным приставом.

Арест, произведенный судебным приставом-исполнителем с нарушением норм отечественного законодательства, оспаривается на основании заявления об отмене ареста.

Заявитель может подать исковое заявление об освобождении имущества от ареста. Такое заявление предъявляется к должнику и взыскателю.

Порядок рассмотрения заявления прокуратурой

Органы прокуратуры также рассматривают жалобы на решения сотрудников службы судебных приставов, нарушающие права и свободы граждан.

Прием жалоб на действия и решения приставов происходит согласно нормам Инструкции о порядке рассмотрения обращений…, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45.

Срок рассмотрения жалобы

Поступившие в прокуратуру обращения регистрируются в 3-дневный срок.

Рассмотрение обращения происходит в течение 30 дней с момента его регистрации.

Заявления, которые не требуют от сотрудников дополнительных проверок, могут быть рассмотрены в течение 15 дней.

Решение по заявлению

После проверки сведений, зафиксированных в заявлении, уполномоченные лица принимают решение:

  • об удовлетворении заявления;
  • удовлетворении повторного обращения;
  • отклонении жалобы;
  • разъяснении заявителю правовых вопросов;
  • оставлении жалобы без разрешения, возврате заявления;
  • перенаправлении жалобы в другую прокуратуру.

Таким образом, каждый гражданин, чьи права были нарушены приставом-исполнителем, вправе подать не него жалобу. По итогам рассмотрения заявления неправомерное решение пристава может быть отменено.

Региональная юридическая служба. Бесплатная юридическая консультация по всей стране 8 800 707-79-45

Бездействие судебных приставов является угрозой для положительного результата исполнительного производства. Оно выражается в непринятии полного спектра мер для исполнения вынесенного судом решения. Наиболее эффективная мера воздействия в этом случае – оспаривание бездействия судебного пристава. Что может послужить основанием для подачи жалобы?

Что делать, если судебные приставы бездействуют

Первое, что следует предпринимать взыскателю при предполагаемом бездействии – это обратиться к приставу с целью ознакомления с материалами исполнительного производства. Если по результатам ознакомления будет выявлено отсутствие применения исполнительных действий или мер принудительного исполнения, взыскателю необходимо подать ходатайство об их применении. Они могут быть поданы на любой стадии производства. В 10-дневный срок пристав обязан его рассмотреть и принять по нему решение, вынеся постановление.

Если, несмотря на ходатайства, пристав продолжает бездействовать, следует обжаловать его поведение.

Основания для жалобы на сотрудника ФССП

Бездействием следует считать неисполнение должностным лицом ОСП возложенных на него функций. Основанием для жалобы на должностное лицо ОСП может послужить любой факт непринятия им предусмотренных законом мер для своевременного и полного исполнения решения суда. Ключевым основанием будет отсутствие сведений о совершении действия в материалах ИП.

Обратите внимание!

Факт неисполнения документа не может быть квалифицирован как бездействие пристава, если в рамках производства им были предприняты все исполнительные действия и меры принудительного исполнения, но местонахождение должника либо его имущества установлено не было.

Куда жаловаться если приставы бездействуют

  1. В порядке подчиненности – старшему судебному приставу. Если ответ начальника ОСП по жалобе не удовлетворяет взыскателя, он вправе обратиться к главному приставу субъекта, а на его постановление – к главному приставу РФ.
  2. В орган общего надзора – районную прокуратуру. Прокуроры рассматривают жалобы, содержащие сведения о нарушении законодательства, независимо от характера нарушения.
  3. Оспаривание бездействия в суде общей юрисдикции. Подается в суд по месту расположения ОСП, в котором работает должностное лицо, чье бездействие оспаривается.

Оспаривание бездействия судебного пристава в суде

Судебное оспаривание – действенная форма жалобы, так как позволяет не только признать бездействие пристава незаконным, но и заявить иные связанные с производством требования.

Обратите внимание!

Согласно ст. 441 ГПК, бездействия приставов обжалуются в порядке, предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве. Согласно ст. 218 КАС, если гражданин полагает, что его права, интересы или свободы нарушены бездействием пристава, он подает в суд административное исковое заявление.

Как подать в суд на бездействие судебных приставов

При обжаловании бездействия пристава, заинтересованное лицо составляет исковое заявление, которое согласно ст. 220 КАС должно содержать:

  • наименование суда, в который подается;
  • ФИО истца, его почтовый адрес и контакты;
  • наименование, должность ответчика;
  • наименование ОСП, в котором ответчик осуществляет свои функции;
  • дата или период оспариваемого бездействия;
  • сведения о том, в чем заключается бездействие;
  • сведения о правах и свободах, которые в результате нарушаются таким бездействием;
  • НПА, на соответствие которым следует проверить поведение пристава;
  • сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности;
  • требования о признании бездействия незаконным и иные требования: обязать совершит конкретные исполнительные действия, отменить постановление о прекращении производства.

К иску прикладываются документы, обосновывающие позицию и требования заявителя: материалы дела, ответы пристава на ходатайства. Пакет документов может быть подан в суд лично заявителем, через представителя либо по почте. При наличии функционала на сайте суда, документы могут быть направлены в электронном виде.

Обратите внимание!

Срок обжалования бездействия судебного пристава

Согласно ст. 122 ФЗ № 229, жалоба на бездействие пристава вышестоящему руководству может быть направлена в 10-дневныгй срок с момента установления лицом факта бездействия сотрудника ОСП. Аналогичный 10-дневный срок установлен и для подачи административного иска – он начинает истекать с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод бездействием пристава.

Обратите внимание!

Пропуск срока для обжалования не является основанием для непринятия заявления, в каждом случае причины пропуска должны быть рассмотрены индивидуально.

Хочу поделиться некоторыми наработками в сфере признания через суд незаконным бездействия конкретного судебного пристава-исполнителя или целого органа принудительного исполнения в рамках исполнительного производства.

В данной статье я буду описывать только те разновидности исков, которые использую сам в своей практике, никакой теории и лишней воды. Также не стану перегружать текст слишком большим объемом ссылок на подпункты и части, а буду указывать лишь статью закона об исполнительном производстве. Мотивировочной части исков тоже не будет, только просительная.

Первое. Признание незаконным нарушение срока возбуждения исполнительного производства.

Рекомендуется использовать это требование в связке с каким-либо ещё нарушением, повлекшим утрату возможности исполнения решения.

Требование может выглядеть следующим образом:

1. Признать незаконным бездействие органа принудительного исполнения (т.е. отдел приставов, где, предположительно, пылится Ваш исп.лист), выразившееся в нарушении установленного законом срока передачи судебному приставу-исполнителю исполнительного листа ФС № 123456789;

2. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя (ФИО пристава, непосредственно на чьем столе, предположительно, пылится Ваш исп.лист), выразившееся в не направлении взыскателю в установленный законом срок постановления о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу ФС № 123456789;

Важно! В тех случаях, когда Вы просите суд обязать пристава сделать что-либо, обязательно указывайте временные рамки, в которые он обязан совершить эти действия.

Второе. Признание незаконным бездействия пристава, выразившееся в ненаправлении постановления об окончании исполнительного производства.

Требование может выглядеть следующим образом:

1. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО, выразившееся в несоблюдении установленного законом срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства с оригиналом исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ взыскателю;

Также второй пункт можно изложить в другой редакции (более удачной, на мой взгляд).

Третье. Признание незаконным бездействия в ходе исполнительного производства.

Один из самых редких сценариев и, скорее всего, он Вам вообще не понадобится, но на всякий случай тоже опишу.

Возможно это прозвучит немного неожиданно, но по действующего законодательству судебный пристав-исполнитель обязан принять меры принудительного исполнения, направленные на своевременное и полное погашение задолженности, в числе которых: направление определенных запросов в соответствующие органы, с целью установления наличия у должника доходов или имущества.

В зависимости от Вашей ситуации, требование может выглядеть следующим образом:

Вдогонку к вышеназванному запросу, можно дождаться ответа из ЗАГСа и сделать все те же запросы по имуществу в отношении супруги [1].

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ выразившееся в непринятии мер по обращению взыскания на заработную плату должника – ФИО;

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в уклонении от фактического розыска имущества должника ФИО, а именно принадлежащих ему на праве собственности транспортных средств, в том числе от объявления исполнительного розыска, от обеспечения сохранности данного имущества, в том числе от наложения на него ареста и совершения последующих действий, неправленых на погашение требований исполнительного документа за счет стоимости указанного имущества.

Возложить на судебного пристава-исполнителя ФИО обязанность устранить нарушения права взыскателя ФИО по исполнительному № от ДД.ММ.ГГГГ, путем наложения ареста на принадлежащие должнику ФИО транспортные средства.

Приведенный пример допустимо использовать и для недвижимого и вообще для любого имущества, которое приставы почему-то не хотят арестовывать.

Обязательно (!) в тексте административного искового заявления должно быть указано, что "в порядке подчиненности действие/бездействие судебного пристава или органа принудительного исполнения Вами не оспаривалось", если Вы не обращались к вышестоящему приставу за защитой своего права.

[1] Для тех, кто не знает, как искать имущество супруги и обращать на него взыскание: статья;

Директор Федеральной службы

главный судебный пристав

Методические рекомендации об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности

I. Общие положения

1.2. Методические рекомендации подготовлены с целью оптимизации работы, связанной с рассмотрением жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее - служба судебных приставов), поданных сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности.

1.3. Порядок и сроки обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов определены главой 18 Закона N 229-ФЗ.

II. Жалоба, поданная в порядке подчиненности

2.1. Жалобой, поданной в порядке подчиненности является:

2.1.1. Жалоба в форме электронного документа, поданная взыскателем, должником или их представителем посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

2.1.2. Жалоба в письменной форме, содержащая требование по обжалованию постановления должностного лица службы судебных приставов, указанного в частях 1-3 статьи 123 Закона N 229-ФЗ, действия (бездействия), связанного с исполнением исполнительного документа.

2.2. Жалоба, поданная в порядке подчиненности, регистрируется подразделением документационного обеспечения (делопроизводителем) с включением в регистрационный номер буквенного литера "АЖ".

III. Подача жалобы в порядке подчиненности

3.1. Жалоба на постановление должностных лиц службы судебных приставов, на их действия (бездействие) в порядке подчиненности подается вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, в подчинении которого находятся должностные лица, постановление, действия (бездействие) которых обжалуются (статья 123 Закона 229-ФЗ).

Жалоба в порядке подчиненности может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

3.2. Если в одной жалобе одновременно содержатся требования в отношении постановлений, действий (бездействия) нескольких должностных лиц ФССП России, которые ранее не были предметом рассмотрения в порядке подчиненности, жалоба рассматривается в соответствующей части. При этом в постановлении, принятом по итогам рассмотрения такой жалобы, указывается поручение рассмотреть доводы заявителя, относящиеся к их компетенции, в порядке подчиненности нижестоящим должностным лицам.

3.4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Полномочия представителя оформляются в соответствии с положениями статей 53, 54, 57 Закона N 229-ФЗ.

Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами (в том числе уставом, решением участника или протоколом собрания участников, либо приказом о назначении руководителя организации (заверенными копиями указанных документов)).

3.5. В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати).

При несоблюдении требований, перечисленных в пунктах 3.4, 3.5 настоящих Методических рекомендаций в рассмотрении жалобы по существу отказывается на основании пункта 3 части 1 статьи 125 Закона N 229-ФЗ.

3.6. Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

IV. Отказ в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, и восстановление пропущенного срока для обжалования

4.1. Перечень оснований для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, определен частью 1 статьи 125 Закона N 229-ФЗ и является исчерпывающим.

4.2. Восстановление пропущенных сроков на подачу жалобы в порядке подчиненности рассматривается в порядке и сроки, установленные статьей 18 Закона N 229-ФЗ.

4.3. Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.

4.4. Восстановление пропущенного срока отдельным постановлением должностного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению должностным лицом службы судебных приставов по существу соответствующей жалобы.

В случае несоблюдения сроков обжалования и отсутствия ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо его отклонения в рассмотрении жалобы отказывается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 125 Закона N 229-ФЗ.

4.5. Жалоба, содержащая основания и требования, аналогичные ранее рассмотренным, приобщается к имеющимся материалам, о чем сообщается заявителю.

V. Приостановление срока рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, по существу

5.1. В соответствии с частью 3 статьи 124 Закона N 229-ФЗ лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе.

Если представление документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в жалобе, имеет значение для ее рассмотрения, то такие документы могут быть запрошены, в том числе у заявителя, в структурных подразделениях и аппарате управления территориальных органов ФССП России, других органах и организациях.

В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.

В случае приостановления рассмотрения жалобы, должностное лицо, рассматривающее жалобу, выносит соответствующее постановление, копия которого направляется заявителю.

Повторное приостановление срока рассмотрения жалобы не допускается.

В случае если запрошенные у заявителя документы не будут им представлены, решение по жалобе может быть принято должностным лицом службы судебных приставов, рассматривающим жалобу, без учета доводов заявителя, в подтверждение которых документы не были им представлены.

5.2. Принятие судом к рассмотрению заявления сторон исполнительного производства, иных лиц, чьи права и интересы нарушены постановлением, действием (бездействием) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

При этом рассмотрение жалобы в случае принятия судом к рассмотрению заявления сторон исполнительного производства, иных лиц, чьи права и интересы нарушены постановлением, действием (бездействием) должностного лица службы судебных приставов приостанавливается до вступления в законную силу решения суда о рассмотрении аналогичной жалобы.

Решение о приостановлении рассмотрения жалобы принимается должностным лицом службы судебных приставов, рассматривающим жалобу в порядке подчиненности, при поступлении к нему информации, свидетельствующей о подаче в суд жалобы, аналогичной жалобе, поданной в порядке подчиненности.

Решение должностного лица службы судебных приставов, рассматривающего жалобу в порядке подчиненности, о приостановлении рассмотрения жалобы также оформляется постановлением.

Читайте также: