Подготовка к суду обломова

Обновлено: 29.04.2024

Проблематика:

Смысл названия

Роман назван по фамилии главного героя — Ильи Ильича Обломова. Исследователи отмечают, что в самой фамилии таится ряд подсказок для интерпретации романа:

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман.

Действующие лица

  1. Илья Ильич Обломов — дворянин тридцати двух лет, крайне ленивый, мечтательный.
  2. Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка, интересная и умная девушка.
  3. Андрей Иванович Штольц — друг Ильи Ильича, очень практичный и активный, полная противоположность Обломову.
  4. Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова чиновника, простая хозяйственная женщина. Сдаёт Обломову квартиру, впоследствии становится его женой.
  5. Иван Матвеевич Мухояров — чиновник, брат Агафьи Пшеницыной.
  6. Захар Трофимович — слуга Обломова, большой лентяй.
  7. Анисья — жена Захара.
  8. Михей Андреевич Тарантьев — приятель Ильи Обломова, хитрец и ловкач.

Краткое содержание

Часть 1

Илья Ильич Обломов живёт в Санкт-Петербурге на улице Гороховой. Жизнь его исполнена неги и лени: Илья Ильич только и делает, что лежит, предаваясь мечтаниям. В романе описывается один обычный день жизни Обломова: постель, халат, ленивая перебранка с Захаром. В этот день Илью Обломова посещает сразу несколько знакомых, предлагающих ему встать и заняться делом: весёлый франт Волков, скучный карьерист Судьбинский, модный писатель Пенкин. А Михей Тарантьев приходит с предложением решить все проблемы ленивого барина с Обломовкой, деревней, унаследованной им не так давно (сразу ясно, что Тарантьев аферист и хочет нажиться на этой работе, но лень Обломова пересиливает его разумность). Илья Ильич ждёт своего друга Штольца — уж этот-то поможет ему разобраться с делами и решить все вопросы с Обломовкой. Трудна для Ильи Ильича столичная жизнь: не влился он в среду — он предпочитает спать. Вот и сейчас Обломов засыпает. И сон ему снится счастливый: родная Обломовка, никаких забот и хлопот, одна сплошная благодать. Но появление Штольца заставляет Илью Ильича проснуться.

Часть 2

Андрей Штольц и Илья Обломов дружили с детства, так как были ровесниками и жили в соседних сёлах. Но по характеру, темпераменту и мировоззрению они были полными противоположностями: Обломов романтический, мечтательный, мягкий, Штольц практичный, живой, подвижный.

Штольц решает вытащить Обломова из привычной жизни и заставить действовать. И во многом его затея успешна. Андрей Штольц возит друга в гости к разным людям. Он побуждает Илью Ильича вставать по утрам, читать книжки и газеты. Обломов оживает и даже проникается романтическими чувствами к Ольге Ильинской, его новой знакомой. И эта любовь вполне взаимна: дело идёт к свадьбе.

Часть 3

Активная Ольга в какой-то момент смущает Обломова (Штольц в это время в городе отсутствует): Илья Ильич стушёвывается и потихоньку отступает. Он попадает под разлагающее влияние Тарантьева и, столкнувшись с жизненными проблемами вроде необходимости управлять имением, отступает. Обломов меняет квартиру. Новый дом очень напоминает ему родную Обломовку, а квартирная хозяйка Агафья Пшеницына, полная деловитая женщина, можно сказать, воплощает его мечту о сытости, спокойствии и всяческих приятностях. Встречи с Ольгой Ильинской становятся для Обломова нарушением гармонии. Свет наполнен слухами о том, что Обломов женится на Ильинской, но сам Илья Ильич возмущается: он ещё не созрел. Ольга оскорблена его поведением, она отворачивается от Обломова.

Часть 4

В течение года Обломов болеет. Агафья Пшеницына заправляет хозяйством и принимает решения вместо Ильи Ильича. Они живут как супруги, и жизнь их спокойна и размеренна. Ольга Ильинская выходит замуж за Андрея Штольца.

Спустя несколько лет Штольц навещает старого друга. Ничего не изменилось: Илья Ильич всё так же лежит, как Илья Муромец. Единственная просьба, с которой Обломов обращается к другу, — позаботиться о его сыне Андрее, которого родила Пшеницына.

Когда Обломов умирает от второго инсульта (что является вполне логичным следствием его лежачего образа жизни), его сына берут на воспитание Штольц и Ольга.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите любимую одежду Обломова.

С каким былинным богатырём сравнивается Илья Обломов?

Ответ. С Ильёй Муромцем. На это указывает и имя героя — Илья, и упомянутые в романе истории об Илье Муромце, которые маленький Обломов слыхал от няни. Напомним, что былинный Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года — а потом поднялся и стал совершать подвиги. Илья Обломов же, к сожалению, так и не смог заставить себя подняться.

Пример сочинения 2

Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.

В связи с избалованностью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.

С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяину ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.

В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.

Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестираные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.

Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.

В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

Пример сочинения 3

Что такое обломовщина?

Обломовщина – нарицательное слово, которым характеризуется личностный застой, отсутствие развития, наличие апатии, лени, прокрастинации.

Обломовщина в лице Ильи Ильича Обломова

И даже встреча с Ольгой Ильинской не помогла вытащить главного героя из омута лени и бездействия. вначале окрыленный любовью герой воодушевился и решил полностью изменить свою жизнь: он начал выходить в свет, общаться умными людьми, строить планы на совместную жизнь с девушкой. Однако его запала хватила ненадолго. все его рассуждения о активной и полной пользы жизни потерпели крах. постепенно он стал избегать свиданий с девушкой, замкнулся в себе и в конце концов провел остаток дней с необразованной вдовой Агафьей Матвеевной Пшеницыной, которая, словно его мама, окружила Обломова заботой и дала спокойно полежать на диване.
Пример сочинения 4

Образ Обломова и значение понятия “обломовщина” глубоко и полно объяснил Добролюбов в статье “Что такое обломовщи­на?” Главные черты Обломова – апатия, лень, бездеятельность. Герою только 32 года, а он лишен всякого интереса к жизни. Целыми днями он лежит на диване, созерцая стены и потолок. Но ведь не родился же таким Илья Ильич!

В детстве у него был живой, любознательный ум. Обломов получил образование, ко­торое открывало ему дорогу в жизнь. Когда-то он мечтал послу­жить России, считая, что “вся жизнь есть мысль и труд, труд хоть безвестный, темный, но непрерывный”.
Правда, и в юно­сти труд он воспринимал как подвиг.

У Обломова “хрустальная, прозрачная душа”, по выражению Штольца. Он честен, добр, сердечен. Его любят окружающие.

Но главное, всепобеждающее качество Обломова, – лень. Эта лень произросла на почве крепостного строя. Илья Ильич привык все получать, не прикладывая никаких усилий, – для работы были слуги и крепостные крестьяне.

Он даже гордится, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. “Ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабаты­вал и вообще черным делом не занимался”. “Черное дело” – удел крепостных. Обломов же – барин. Он считает, что одно это уже ста­вит его выше других.
Такое мнение воспитывалось хозяевами Обломовки, которые были уверены, что Илюша Обломов, по­томственный дворянин и наследник имения, должен занимать “особенное” положение. Но чтобы занять “особенное” место, надо было приложить усилия в университете, на службе. “Беспоко­ить” себя Обломов не хотел, трудиться, чтобы стать похожим на других петербургских чиновников, не посчитал нужным. Проще было, лежа на диване, доказывать свою исключительность кре­постному слуге Захару.

Обломов мыслит категориями, усвоенными с детства в Об­ломовке, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринима­ет как норму, а всю другую жизнь – как “вечную беготню вза­пуски”. Обломов осуждает петербургскую суету из-за собствен­ной инертности, но объективно оказывается прав. “Чего там ис­кать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, за­девающего за живое.

Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены света и общества! …Разве это не мертвецы. ” Слова Обломова перекликаются с оценкой крепостников (правда, по­мещиков) Гоголем в “Мертвых душах”.

Обломов начинает читать, но чтение утомляет его. Он пыта­ется проанализировать свою жизнь и свой характер, но посреди этого самоанализа “нечувствительно”, незаметно для себя засы­пает. Обломов не хочет перемен, боится, чтобы “жизнь его не тронула”.

Он только лежит на диване и спит, и ему даже “во сне хочется спать”. Мечты, которым он иногда предается, не идут дальше сытой и спокойной жизни.

В “Сне Обломова” Гончаров рисует идиллию патриархальной крепостной деревни. С одной стороны, подчеркивается эпичес­кий характер такого существования, но вместе с тем Обломовка показана как сонное царство, а обломовцы – как спящие бога­тыри. Гончаров говорит о тех могучих задатках, которые были у Обломова, но которые навеки “уснули”, не развившись. Обло­мов оказался нигде и никому ненужным, даже себе. “Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”, – под­водит итог Штольц, а Захар восклицает: “Зачем ты на свет бо­жий родился?” Обломов – и порождение, и жертва условий, среды.

Как жертва он объективно является обвинителем современ­ного общества: “Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится”.

В романе Гончарова было названо явление – “обломовщина”. В статье “Что такое обломовщина?” Добролюбов дал объяснение этого понятия, показал его истоки и характер.

Но ничего не могу с собой поделать: чувствую совсем другое.


Кажется, что у самого автора рассудок расходится с чувством: умом он думает одно, а сердцем чувствует совсем другое.


Обломов написан так любовно, что едва ли Гончаров не писал его с самого себя.


В сюжете книги есть две крупные несообразности.

Первое. Здоровый человек не в состоянии всё время лежать.
Ему станет физически плохо – и он поневоле вскочит и побежит.
(А если Обломов серьёзно болен – чего от него можно требовать?)

Второе. Я не верю, что такой человек, как Обломов, мог ничего не сделать.
Чувства скапливаются, вызревают – и ТРЕБУЮТ выхода.
Он ПОНЕВОЛЕ должен был что-то создать: музыка, проза, стихи…

Как физически здоровый человек не может всё время лежать, так душевно здоровый творческий человек не может ничего не сделать.


У чувствующих людей работа – ВНУТРЕННЯЯ: думать, чувствовать, смотреть, слушать, вызреть, вырастить в себе мысли, чувства, образы…

Обломов - человек крайне чувствительный, непрактичный, болезненный.

Я могу представить Обломова музыкантом или писателем, или критиком; в крайнем случае журналистом.

Но я никак не могу представить его чиновником или предпринимателем, или хозяином имения - эти профессии совершенно не соответствуют его природе.

В конце концов, почему нужно постоянно себя ломать и воевать против собственной природы?
Не лучше ли следовать природе и найти своё - найти дело для души?

Что касается имения, то Обломову следовало бы продать его или сдать в аренду - тогда вместо головной боли появились бы средства к существованию.

Ну – разве это не Обломов?
Обломов – живой, здоровый, нисколько не опустившийся и ставший одним из лучших российских писателей.

Обломов не умер – он жив!

Штольц – это идеальный гражданин в понимании автора.
А всякий рассудочный идеал неизбежно выходит неживым.

Ни одной живой мысли, ни одного живого сердечного движения в нем не заметно – только сухие рассудочные схемы.

Какой ужас.
Кажется, что Штольц перенёсся в будущее и наслушался советской пропаганды.

Трудиться – не ради живого конкретного человека, не ради наслаждения творчества, а просто работать и работать, как машина или тягловое животное.

В общем, из Штольца получился идеально полезный автомат, заводная железяка, которую завели один раз на всю жизнь…


Поэтому так дико звучат споры Штольца с Обломовым: живой слабый человек против прочной бездушной машины…


Если Штольц – "идеал" гражданина, то Ольга – "идеал" женщины.

Действительно, Ольга – личность исключительная.

Да ведь это – Медуза Горгона, каменящая своим напряженным взглядом.


Характер Ольги пугает ещё больше её внешности.

Она любит (и требует), чтобы её развлекали – признак душевной пустоты.
Она любит (и требует), чтобы её хвалили, говорили комплименты, расхваливали её пение – признак пустоты и тщеславия.

Она любит чувствовать свою власть над мужчиной – и показывает эту власть – признак гордости.

Сказано, что Ольга не кокетничала.
Кокетничала она так явно и с таким напором, что автор, видимо, уже не считает это кокетством…

Похоже, что Ольга - сплошной сгусток нервов, страстей, гордости, самолюбия.

Словом, если Штольц – автомат, то Ольга – маленькое чудище из Древней Греции:
то ли Медуза Горгона, то ли сладкозвучная Сирена, которая заманивает путников в пучину своим пением…


Когда Обломов расстался с Ольгой, я против воли автора испытал огромное облегчение…


А чего стоят сцены объяснения Обломова с Ольгой:
у него невольно вырвалось признание в любви, она вроде бы смутилась (ага!); он начал извиняться, потом извиняться за извинения; она то краснела, то бледнела – и так далее.

Из какой немецкой сентиментальщины взята эта слащавая размазня?
В тех эпизодах, где Ольги нет – нет и следа этой пошлости.


Теперь об Агафье Пшеницыной, на которой женился Обломов.

Автор очень постарался испортить её образ, упирая главным образом на тупость, неразвитость: совершенно тупая баба, ничего не понимает, ничем не интересуется, не видит дальше собственного носа…

Глупость раздражает только тогда, когда она сочетается с наглостью, самоуверенностью, болтливостью - то есть с нравственными изъянами.
Найдите у Агафьи хоть один нравственный изъян. Их нет.

Она так и думает о себе, что она глупая и лучше ей помалкивать.
Немногие способны на такое смирение.

Если она понимает, что она глупая - не так уж она и глупа.
Настоящий дурак никогда не догадается о собственной глупости.


"У Агафьи нет серьёзных интересов, она занята только хозяйством."
Но разве для себя она занимается хозяйством? Нет, для детей и для мужа - о себе она, кажется, совсем забыла.
Человек живёт для других - если это тупость, то побольше бы такой тупости.


Некоторые сцены с Агафьей Пшеницыной написаны очень тепло, светло и трепетно.
Когда Обломов взял её за руки и заглянул в лицо - как она потерялась, стушевалась, не знала, куда ей деться.
Лёгкими, едва заметными штрихами Гончарову удалось показать, какая она застенчивая, стыдливая, тихая.

Если смущение Ольги - показное, театральное, нервное; то у Агафьи всё - настоящее.


Агафья добрая, тихая, кроткая, нежная, скромная и стыдливая, простая, правдивая, преданная, заботливая – то есть обладает главными женскими (женьими) добродетелями.
Которых начисто лишена Ольга, с заменой этих добродетелей на их противоположность: гордость, тщеславие, душевную пустоту, самолюбие, властолюбие, страсти…

Агафья немного похожа на чеховскую Душечку.
Душечку ведь тоже можно считать дурой. Но почему-то не хочется.


Уж если выбирать между Агафьей и Ольгой, то Обломов сделал для себя единственно правильный выбор.
Если бы не такие женщины, как Агафья - российская творческая интеллигенция просто вымерла бы во цвете лет.


Кстати, я не верю, что такая особа, как Ольга, могла петь по-настоящему хорошо (то есть искренне, душевно и с хорошим чувством).
Возможно, Агафья спела бы намного душевнее (хотя по скромности ей и в голову не приходило считать себя певицей).

Сказано, что сирена Ольга была счастлива с автоматом Штольцем (его-то она не погубит своим сладким пением)…
Мухи дохнут от описания этого счастья: сухо, скучно, искусственно…


Тихое, нежное чувство Обломов предпочитает бурным, разрушительным страстям (за что и получил нагоняй от автора).
Что же здесь плохого?


Так вся авторская идеология разлетается в клочки.

От этой книги остаётся только одно: образ доброго, мягкого, чувствительного Обломова.
Хороший, светлый образ.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

blank

blank

Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду. В нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то мыслителем, то великим художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности. Становились бесплодными его гуманные порывы, здоровые суждения.

blank

«Как лежит и спит добряк-ленивец обломов, и как ни дружба ни любовь , не могут пробудить его и поднять, — не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь: в ней предстает пред нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это – обломовщина: оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамени времени.

Главные черты обломовского характера заключаются в совершенной инертности. Происходящей от его апатии ко всему, что делается в свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении. Отчасти в образе его умственного и нравственного развития.

Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатичную неподвижность и повергла в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории…Но как мог дойти до рабства человек с таким независимым положением, как Илья Ильич?

Отдавая дань своему времени Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Из романа мы видим только, что Штольц – человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить – значит трудиться и прочее. Но что он делает, и как ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать – это для нас остается тайной. Мы не понимаем, как Штольц в своей деятельности мог успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком. Отдельном, исключительном счастьи… Не надо забывать, что под ним болото, что вблизи находится Обломовка, что нужно еще расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины. Делал ли что –либо Штольц, что именно делал и как делал, — мы не знаем. А без этого не можем удовлетвориться его личностью…

Ольга Ильинская по своему развитию, представляет высший идеал какой только может теперь вызвать русский художник из теперешней русской жизни. В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на м на новую русскую жизнь, от нее можно ожидать слово, которое сожжет и развеет обломовщину…Она начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование.

blank

Обломов – мечтатель. Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты прекрасны только тогда, когда они последовательны и разумны. Ведь мечта всегда должна оставаться жизненной, земной: никогда не стоит мечтать о невозможном. Таков ли был Обломов?

Читайте также: