В каком году угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления ссср

Обновлено: 15.05.2024

А ещё помню, как Кибкало нёс в сеточке-авоське пачки денег за целый месяц работы и годовой отпуск. Он недоумённо озирался по сторонам и не понимал, как донести наличность домой. Не из-за боязни быть ограбленным, а просто от отсутствия нужной тары. К слову сказать, купюры выдали достоинством, максимум в пятьдесят рублей, но их было очень много. Они вываливались из-за пазухи, всех карманов и сетки-авоськи. Сторублёвые купюры являлись почти нумизматической редкостью. Однажды я ехал на совещание в управление и решил надеть форменное пальто, которое почти никогда не носил. Во внутреннем кармане неожиданно обнаружил сторублёвку, но так и не вспомнил, когда и зачем её туда сунул. Это даже не заначка, а скорее всего, отложенная купюра для дальнейшего внимательного рассматривания и изучения. Почему этот процесс так и не наступил, тоже большой вопрос!


… Пётр Стецюк работал командиром вертолётного звена Ми-8, базировавшегося в Хандыге. Если припомнить картинных былинных богатырей, то Петя напоминал Добрыню Никитича статью, ростом, недюжинной силой и огромными размерами. Даже не представляю, где он умудрялся подыскивать шубу-полярку, чтобы подходила. По-моему, даже то, что он обычно носил, никогда не застёгивалось на пуговицы, а просто подпоясывалось ремешочком. Возможно, специально удлинённым. Всегда румяный, доброжелательный, пребывающий в прекрасном настроении, уверенный в себе и очень грамотный пилот. К концу моей маганской карьеры продолжать лётные традиции династии Стецюков приехал его сын, только что окончивший вертолётное училище.


К слову сказать, чеснок в Якутии летом появлялся. Как предмет ассортимента. Но попытки его сохранить не отличались долговечностью. Не помогало ни хранение в песке, ни в соли, ни в растительном масле. Независимо от способа, он всё равно быстро терял чудодейственные свойства, становясь вялым и квёлым. Тогда приходилось решать дилемму: или удовольствоваться тем, что есть дома в наличии, или переходить на магазинный вариант сушёного продукта. Толку от магазинного было едва-едва. Так что попытайтесь представить, как разгорался аппетит у голодного контингента работников аэропорта, когда они обоняли и созерцали Васино богатство! И Васе никогда было не жаль поделиться с кем-угодно запасами. Даже с незнакомыми. Только он сразу предупреждал, что надо бы как-то поосторожнее. Не жрать нахально в три горла и не сыпать в тарелку столовыми ложками или горстями. Во избежание несчастных случаев и даже летальных исходов. Кто Васю Кислицу знал хоть чуть-чуть, тот сразу и безоговорочно верил. Остальные верили потом. После реанимации или в катафалке, вскоре после гражданской панихиды. Шучу, конечно, но один такой случай произошёл у меня на глазах во время обеденного перерыва.


… Давненько, ещё в далёком детстве, когда возвращался из школы вприпрыжку, помахивая портфельчиком, и пробирался через строения частного сектора, я решил не тратить время на то, чтобы присмотреться к опрометчиво выставленной растительности в цветочных горшках около калиток, а решил смаху и на бегу, по-снайперски, сорвать пару аппетитных ярко-красных и соблазнительных ягодок. Они казались сладкими-пресладкими, но только в моём воровском воображении лёгкости подобного куша и примериваясь очень издали. И точно так же, как и Васин визави, решил схрумкать ягодки на ходу, чтобы не быть узнанным и пойманным. Ягодки оказались тем самым перчиком, а до дома оставалось метров с пятьсот. Но я включил форсаж и мгновенно развил третью космическую скорость. В заднице пылала зажжённая толовая шашка, а в горле – даже и нет сравнения, что именно. Раскалённый лом! Но домой по-спринтерски добежал вполне живым и выпил весь водопровод, как верблюд. Только не сразу помогло. С тех пор, стараюсь осторожничать, внимательно присматриваться издалека и не обольщаться понапрасну привлекательным и кричащим видом незнакомых ягодок. И воровать у беспечных бабушек-домохозяек завязал.

15 июня 1970 — попытка угона в Ленинграде группой из 16 человек самолёта Ан-2 в Швецию. Дело Кузнецова.

15 октября 1970 — террористы — отец и сын Бразинкасы — угнали Ан-24 c 46 пассажирами на борту, следовавший из Батуми в Сухуми. Это был первый на территории СССР захват самолёта. Убита бортпроводница Надежда Курченко, три члена экипажа ранено.

С 3 января 1973 года согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР
угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид
преступления.

25 июля 1973 — захват и угон в Трабзон, Турция, самолёта Ан-2, рейс
Ростов-Сальск. Угонщик один — Петров A.B. Жертв нет.

20 сентября 1986 — в аэропорту Уфы военнослужащие-дезертиры внутренних
войск МВД СССР младший сержант Мацнев Н.Р., 1966 г.р., и рядовой Ягмурджи С.В., 1967 г.р., под угрозой ручного пулемета и автомата захватили самолёт Ту-134А, выполнявший рейс Львов-Киев-Уфа-Нижневартовск, вместе с 76 пассажирами и 5 членами экипажа в качестве заложников. При захвате террористы открыли стрельбу, убив двух пассажиров и ранив одну женщину, потребовав лететь в Пакистан. В ходе штурма Мацнев был убит, Ягмурджи ранен и впоследствии расстрелян по приговору суда. Бортпроводницы Елена Жуковская и Сусанна Жабинец, сыгравшие важную роль при освобождении заложников, были награждены орденами Красного Знамени.

7 июня 1990 — Боевик захватил самолёт, выполнявший рейс Грозный-Москва. По его требованию лайнер приземлился в Турции. Экипаж и пассажиры самолёта не пострадали, захватчик был убит.

9 ноября 1991 — группа из трёх террористов (Шамиль Басаев, Сайд-Али Сатуев, Лом-Али Чачаев) захватила 178 заложников на борту пассажирского самолёта Ту-154 в аэропорту города Минеральные Воды. Эта акция была осуществлена в знак протеста против введения в Чечено-Ингушетии режима чрезвычайного положения. Лайнер угнали в Турцию, где боевики освободили заложников и провели пресс-конференцию, на которой потребовали не допустить ввода российских войск в Чечню. После этого турецкие власти позволили террористам вернуться в Чечню.


Нет прощения тем, кто для достижения своих целей умышленно убивает невинных, в том числе женщин и детей. Сознательно пошедший на убийство беззащитных не может называться мужчиной и ставит себя в один ряд с гнуснейшими выродками рода человеческого.


(Использованы открытые материалы ОООП ГУВДТ МВД СССР, ЦОС ФСБ РФ, МГА СССР)


… Комментировать все случаи просто бессмысленно! Да и далеко не всё описано в подробностях, и не все случаи приведены. Кое на чём остановлюсь чуточку подробнее.


19 декабря 1985 года. Ш.Алимурадов — второй пилот Ан-24 — приставляет
нож к горлу командира, вынуждает его пересечь госграницу с КНР и сесть на просёлочной дороге. Сам ушёл пешком, но был схвачен китайскими властями. Я немного знал его. Не так, как знают по имени и здороваются за руку. Просто он частенько прилетал в составе разных экипажей в Сангар. А мы, естественно, знали многих лётчиков в лицо и даже пофамильно!

. В жизни многое случается. Авиация - не исключение, вы правы. Спасибо вам!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

8 января 1954 года вошло в историю советской гражданской авиации как дата первой попытки захвата воздушного судна. Тогда двум вооруженным преступникам угнать Ли-2 не позволил бортмеханик Тимофей Ромашкин.

Самолет Ли-2 совершал рейс Минск — Таллин — Ленинград. На борту находились 5 пассажиров и груз. Вскоре после взлета из аэропорта столицы ЭССР и набора высоты Тимофей Ромашкин, выполнявший функции бортпроводника, разнес прессу. Вслед за ним в кабину пилотов ворвались вооруженные мужчина и женщина. Они потребовали выключить рацию и включить автопилот. Когда первые требования захватчиков были выполнены, женщина передала сообщнику пистолет и начала связывать одного из летчиков. Действовать нужно было быстро и решительно. Финляндия находилась всего в нескольких десятках километров. Тимофей Ромашкин улучил момент и сбил с ног террористку. После этого он бросился на ее сообщника. Захватчик открыл огонь, и четыре пули попали в Тимофея Ромашкина. В этот же момент на захватчиков набросились остальные летчики и скрутили их. Самолет развернули и посадили в Таллине. Тимофея Ромашкина передали медикам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1954 года ему за мужество и самоотверженность, проявленные при задержании бандитов, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Правда, в печать эта новость сразу не прошла. В марте того года весь Советский Союз жил выборами в Верховный Совет СССР. Сообщать в такое время об указе о присвоении звания и о ЧП в гражданском самолете было не с руки.

Всего же с 1954 по 1991 годы случились около сотни воздушных ЧП. Долгое время все подобные происшествия были засекречены. Лишь в конце 80-х годов прошлого века об угонах стали говорить открыто.

Из ревности


Второй угон пассажирского самолета произошел летом 1954 года.

В Новосибирске к очередному ночному рейсу готовился пассажирский самолет Ил-12. Полностью заправленная машина стояла и ждала своей очереди на загрузку. До вылета оставалось чуть больше часа. Командир и штурман уточняли метеорологические условия на диспетчерском пункте, а второй пилот занимался вопросами загрузки в службе перевозок. На борту оставался один бортмеханик Владимир Поляков.

Свободного времени было много, и он решил сбегать домой. До коммуналки всего пару минут бегом от аэровокзала. С супругой у Полякова были напряженные отношения. Дело шло чуть ли не к разводу. Даже проживали отдельно: он в общежитии, а супруга в коммуналке. Поднабравшись храбрости слитым из бачка противообледенительной системы спиртом, бортмеханик пошел к своей зазнобе. И застал ее с соседом. Что на самом деле происходило в комнате коммуналки — неизвестно. Поляков приревновал и закатил скандал. Подвыпившего горе-супруга сосед выставил за дверь.

Четыре часа Поляков пытался выйти на таран, но никак не мог прицелиться в нужное окно. Он выписывал над Новосибирском невероятные виражи. Такие, что повторить их согласились бы немногие летчики-каскадеры даже на специальных легкомоторных самолетах для авиашоу. Например, бортмеханик сумел пролететь между диспетчерской вышкой и ангаром, заложив подряд несколько крутых виражей. Постепенно трезвея, Поляков стал осторожничать. К этому времени он провел в воздухе почти 4 часа. На перехват Ил-12 даже высылали группу истребителей. Они немного покружили рядом и вернулись обратно. Ветеран войны знал, что его не будут сбивать над городом, и за его территорию не вылетал. Вскоре Поляков посадил самолет и сдался властям. Ему грозила высшая мера наказания. От расстрела его спас конструктор самолета Сергей Ильюшин. Бортмеханик в ту ночь совершил просто невозможное, показав, на что способен самолет. Тем самым он доказал превосходные летные качества машины, надежность и безопасность. Авиаконструктор добился того, что В. Поляков провел в тюрьме всего три года.

Приказано уничтожить



13 марта 1967 года над Черным морем был уничтожен угнанный Ан-2. Произошло это в понедельник. Самолет высадил в аэропорту Туапсе пассажиров из Краснодара. Экипаж сдал машину технику и ушел в здание аэропорта. Топлива в баках оставалось лишь на обратный рейс, запланированный через полчаса. Вдруг с летного поля послышался шум двигателей. Пилоты выскочили на поле и не увидели своего самолета. Они тут же сообщили в пограничную службу.

Поднятые по тревоге истребители засекли над Черным морем нарушителя, летевшего в сторону Турции. Вскоре был дан приказ уничтожить Ан-2. Его в нейтральных водах из бортовых орудий сбил летчик Миг-17, так как ракеты с радиолокационным наведением не могли захватить такую низколетящую цель.

Уничтожение Ан-2 над Черным морем — единственный известный в СССР случай, когда захваченное воздушное судно было сбито при попытке покинуть пределы страны.

Трагедии




Большинство попыток угона авиалайнеров обходились без жертв. Преступников удавалось обезоружить экипажу или скрутить на земле. В 50-60-е годы прошлого века угнать самолеты хотели в основном те, кто уже имел проблемы с законом. В качестве мишени для атаки они выбирали легкомоторные самолеты на маршрутах, пролегающих вблизи госграницы. Все изменилось 15 октября 1970 года.

В тот день самолет Ан-24 выполнял рейс Батуми — Сухуми. Через несколько минут после взлета один из пассажиров первого ряда передал бортпроводнице записку для командира судна.

Надежда Курченко успела предупредить экипаж о захвате, попыталась не пустить захватчиков в кабину, но была убита двумя выстрелами в упор. Угонщикам удалось проникнуть в кабину, и самолет взял курс на Турцию.

В аэропорту города Синоп захватчики, а ими оказались 45-летний Пранас Бразинскас с сыном Альгирдасом, сдались турецким властям. Вскоре дело обрело политическую окраску. США добились от Турции запрета на экстрадицию угонщиков. После нескольких лет тюрьмы Бразинскасы эмигрировали в США. Жизнь в США не сложилась: в 2002 году во время ссоры сын убил своего 77-летнего отца и отправился за решетку.

В мае 1973 года Советский Союз потрясла авиакатастрофа. 18 мая в небе над Читой взорвался самолет Ту-104. В результате расследования установлено, что лайнер был уничтожен взрывом. Террорист пронес на борт взрывное устройство и потребовал лететь в Китай. Ликвидировать его попытался милиционер Владимир Ежиков. Он выстрелил в спину террористу, попал в сердце, но тот успел привести бомбу в действие. В тот день погибли 72 пассажира и 9 членов экипажа. Катастрофа под Читой стала одним из крупнейших терактов в СССР.

В ноябре 1973 года четверо молодых людей пронесли на борт Як-40 обрезы и угнали самолет. Он потребовали 1,5 млн долларов выкупа. Самолет был взят штурмом спецгруппой МВД в московском аэропорту Внуково. Двоих захватчиков убили. Одного из угонщиков признали невменяемым и отправили на принудительное лечение, а другого осудили на максимальные для несовершеннолетнего 10 лет лишения свободы.

Угоны самолетов продолжались, несмотря на значительное ужесточение мер безопасности. В 1990 и 1991 годы воздушные суда угоняли часто. Например, только в июне 1990 года — 7 случаев.

С белорусским акцентом


13 сентября 1987 года произошла еще одна попытка угона самолета. Художник Геннадий Хацкевич потребовал от пилотов рейса Минск — Ростов-на-Дону повернуть на Париж. Иначе грозил взорвать борт. Летчики верно оценили ситуацию и не изменили курс. После посадки угонщика задержали, а затем отправили на принудительное лечение. В качестве бомбы выступало обычное мыло.

8 июня 1990 года Ту-134, выполнявший рейс Минск — Мурманск, угнал 17-летний жодинец Дмитрий Семенов. После приземления в Стокгольме сдался властям, попросив политического убежища. Угонщика вернули в СССР, где он несколько лет просидел в тюрьме. Вышел досрочно, по амнистии. Свою мечту эмигрировать он осуществил. Для этого ему не пришлось делать ничего сверхъестественного: Дмитрий поступил в Институт иностранных языков, досконально выучил английский и уехал искать счастья в США.

Угон воздушного судна – это всегда ЧП государственного масштаба. Тем не менее в Советском Союзе долгое время считалось, что подобные инциденты могут происходить только на загнивающем Западе. События 1970-х годов резко изменили это мнение, а угон самолета в Турцию студентами и вовсе шокировал всю страну.

Подготовка преступления

Попытки угонов гражданских самолетов из СССР предпринимались и до 1970-х годов, но злоумышленники, как правило, терпели фиаско. Первый успешный угон воздушного судна за рубеж был осуществлен отцом и сыном Бразинскасами в 1970 году с территории Крыма. При захвате самолета была убита стюардесса. Очевидно, этот случай и подтолкнул двух студентов из Керчи - Виталия Поздеева и Николая Гилева - к принятию окончательного решения о давно планировавшейся акции аналогичного характера.

Отлично понимая, что после преступления литовцев меры безопасности в аэропортах Крыма будут существенно усилены, молодые люди ускорили подготовительные мероприятия к собственному угону самолета. В то же время студенты поступили намного умнее своих предшественников. Они не собирались связываться с крупным пассажирским лайнером. Молодые люди отлично знали, что между Керчью и Краснодаром регулярно курсируют небольшие гражданские самолеты Let L-200 (чешского производства), рассчитанные только на пилота и четверых пассажиров. Билеты на такие перелеты стоили копейки, а научиться управлять подобным самолетом можно было на курсах в ДОСААФ.

Николай Гилев слетал на разведку в Краснодар. В преступный замысел молодых людей входил угон самолета, перелет через Черное море в Турцию и намерение просить политическое убежище в США. Преступление наметили на 27 октября 1970 года. Чтобы избежать возможных жертв, молодые люди приобрели на нужный им рейс три билета. Два для себя и один для несуществующего пассажира с ребенком. Таким образом, в самолете должны были оказаться только пилот и двое угонщиков. Однако в самый последний момент в планы злоумышленников вмешалась сама судьба. В кассе аэропорта заметили, что регистрацию прошли только два человека, и продали билет на свободное место спешившему в Краснодар Юрию Дербеневу.

Побег

Перелет прошел удачно. Воздушное судно совершило посадку на военной базе США. При этом необходимо отметить, что как впоследствии отмечали следователи, серьезных поводов для побега у Виталия Позднеева и Николая Гилева не было. Они оба были из приличных семей и обладали многими материальными благами, которые не могли себе позволить другие студенты Советского Союза: дорогой одеждой, магнитофонами, мотоциклами. На преступление их толкнул обычный авантюризм и желание шикарной жизни, которая, как думали студенты, ждала их с распростертыми объятиями, едва они пересекут границу СССР.

Разочарование

Первое, что ощутили угонщики после приземления, было страшное разочарование. Их никто не бежал встречать с цветами и не предлагал каких-либо дивидендов за побег из СССР. Разумеется, о беглецах писали турецкие, европейские и американские газеты, но достаточно вяло, поскольку молодые люди не были, ни шпионами, ни деятелями культуры или учеными.

Двое студентов из Керчи на Западе не были никому интересны. Вместо казино, женщин, дорогих ресторанов и иных атрибутов шикарной жизни Виталия Поздеева и Николая Гилева ожидал лагерь для перемещенных лиц, барак и мизерное пособие.

Это было совсем не то, на что они рассчитывали, решаясь на свою авантюру. С ними, правда, провели беседу представители разведки НАТО. Однако как только выяснилось, что студенты ничего не знают о военных объектах СССР, расположенных в Крыму, интереса к ним больше не проявляли. Пока горе угонщики ждали визы в США, им передали письма родных с просьбой вернуться домой.

Разочарованные холодным приемом на Западе, молодые люди в ответных письмах заявили, что раскаиваются в содеянном и готовы вернуться. Спустя девять месяцев после угона самолета Виталий Поздеев и Николай Гилев через советское консульство в Турции были успешно переправлены на родину.

Во времена Советского Союза широкое развитие приобрела сфера самолётостроения, чем не могли не воспользоваться криминальные личности, вследствие чего зафиксировано несколько случаев успешных угонов самолётов в СССР.

Начало эпопеи с попытками угона самолета

Так начала свой отсчет новая беда в истории гражданской авиации СССР – захват воздушного судна. Первыми советскими террористами стали Пранас Бразинскас с сыном Альгирдасом.

Отец с сыном ворвались в кабину и начали расстреливать экипаж. Командиру пуля угодила в позвоночник. Бортмеханику повредило грудь, а штурман получил легочное ранение. Невредимым оказался лишь второй пилот. Позднее угонщики пояснили, что договорились заранее нейтрализовать троих летчиков, а одного оставить для управления самолетом.

Террористы потребовали лететь в Турцию и оборвали радиосвязь, но летчики успели отослать в эфир сигнал бедствия. Парализованный командир отдал приказ второму пилоту выполнить требование преступников, спасая пассажиров рейса. Правда, пилоты пошли на хитрость и предприняли попытку сделать посадку на армейском аэродроме Кобулети, но злоумышленники раскусили манёвр. Воздушное судно взяло курс на турецкий Трабзон. Спустя несколько минут машина пересекла границу на бреющем полете.

угоны самолетов в ссср

Заграница нам поможет

Едва приземлившись, Бразинскасы сдались турецкому правосудию. Раненым летчикам в аэропорту была оказана врачебная помощь, а пассажирам предложено политическое убежище, но желающих не оказалось. Самолет возвратили в СССР. А террористов турецкое государство напрочь отказалось выдавать. Преступников осудили на месте и дали Пранасу Бразинскасу восемь лет заключения, Альгирдасу – два. Спустя всего два года старший Бразинскас попал под амнистию, и вдвоем с сыном они добрались сначала до Венесуэлы, а следом до Соединенных Штатов. Террористы поменяли фамилии на американский манер и выбрали местом жительства Санта-Монику, где зарабатывали на жизнь малярными работами.

На чужбине беглецы счастья так и не обрели, а дурную славу – с лихвой. Спустя 32 года после угона о них вновь заговорила мировая пресса. Поводом для шумихи стала гибель старшего Бразинскаса. Его убил собственный сын в пылу семейного скандала. Восемь ударов гантелей по голове отца – достаточная вина, чтобы суд присяжных упрятал Альгирдаса на 16 лет за решетку.

По-иному сложилась судьба других участников злополучного рейса. Надежда Курченко была удостоена посмертно ордена Красного Знамени. После капремонта на узбекских авиалиниях АН-24 продолжил службу с фотографией отважной стюардессы на борту.

Последствия и статистика захватов

Были ли еще предприняты попытки угона самолета? Ведь первый угон не принес ожидаемых результатов. Все же закончилось далеко не так, как предполагали отец с сыном. Но, к сожалению, пример Бразинскасов не научил потенциальных террористов ничему, а принес только горькие плоды. Спустя буквально несколько дней случился очередной случай угона самолета в СССР. Сценарий действий террористов повторился. Снова двое с оружием и снова требование лететь в Турцию. Советская пресса умолчала о рецидиве, наученная горьким опытом публикации подробностей предыдущего угона. Таким образом, очередные угонщики именно из газет получили пошаговую инструкцию, как захватить самолет. Поэтому на подобные статьи наложили вето, чтобы не порождать новоиспеченных воздушных террористов.

Сколько угонов самолетов было в СССР? Печальная статистика советских и российских пассажирских авиалиний приводит следующие данные:

  • попытки захвата – 91;
  • успешные угоны – 26;
  • погибшие – 111 пассажиров и членов летного состава;
  • ликвидировано – 17 террористов.

угон самолета ссср 1983

Бомба в контрабасе

Попытка угона самолета в СССР семьей Овечкиных провалилась. Авиалайнер посадили на армейском аэродроме и взяли штурмом. Во время штурма погибли пять террористов. Мать и четверо сыновей, поняв обреченность положения, решились на самоубийство. Мать приказала старшему сыну пристрелить ее и других братьев. Что он и сделал, выпустив напоследок последний патрон в себя. Среди погибших оказались стюардесса Тамара Жаркая и 3 пассажира. Ранеными и травмированными оказались 15 пассажиров, два милиционера и двое братьев Овечкиных.

попытки угона самолетов в ссср

Я уеду жить в Лондон

Через 15 минут пилоты уведомили, что горючего хватит только на полтора часа полёта. Бортинженер вышел к террористам на переговоры и убедил в необходимости дозаправки Ту-154 якобы для посадки в Финляндии. На самом деле, самолет посадили на приграничном аэродроме Вещево, где и развернулся трагический финал эпопеи с угоном авиалайнера. Кстати, именно на кладбище этого поселка и погребены останки погибших Овечкиных. Безымянные холмики их могил могут показать только старожилы. Вот такой печальный финал истории людей, желающих что-то изменить в своей жизни. К сожалению, ими был выбран неправильный способ и они не могли остаться безнаказанными.

успешные угоны самолетов в ссср

Фильмы про угон самолета СССР

Некоторые угоны самолётов, произошедшие в Советском Союзе, даже были экранизированы:

Бог в помощь

Террористов, совершивших захват Ту-134 в 1983 году, на путь истинный благословил тбилисский священник Теймураз Чихладзе. Внимая антисоветским проповедям святоши, часть его элитных и богемных молодых прихожан кинулась за рубеж с оружием в руках.

Изначально вооружение и боеприпасы на борт предстояло доставить самому Чихладзе, упрятав под рясу. Однако план пришлось поменять в последнюю минуту, поскольку отец Теймураз получил приглашение в загранпоездку по своим православным каналам. Заметив колебания священника, угонщики отказались от его услуг в захвате самолета.

Образовалась преступная группа из семи молодых людей:

  • Иосиф Церетели, 25 лет;
  • Каха Ивериели, 26 лет;
  • Паата Ивериели, 30 лет;
  • Гега Кобахидзе, 21 год;
  • Давид Микаберидзе, 25 лет;
  • Тинатин Петвиашвили, 19 лет;
  • Григорий Табидзе, 32 года.

Свадебный кортеж

В канун захвата Тинатин Петвиашвили и Герман Кобахидзе стали молодоженами. Среди гостей свадебного торжества оказалась Анна Варсимашвили, которая должна была выйти на дежурство международного пункта аэропорта в злополучный день. Заручившись добрым знакомством с ней, преступники вздохнули спокойно. Теперь проблема переправки оружия в самолет была решена.

18 ноября 1983 года угонщики через свою знакомую в аэропорту беспрепятственно прошли на борт авиалайнера без досмотра. Новобрачные и брачный кортеж не вызвали подозрений. По всему было видно, что компания отправляется в свадебное турне в Батуми. Помимо террористов, к группе присоединились их приятельницы Анна Мелива и Евгения Шалуташвили, не подозревавшие, во что их впутывают.

случаи угона самолетов в ссср

Первые жертвы угона самолета СССР 1983 года

С момента посадки были перепутаны все планы преступников. Пассажиров рейса в Батуми, обязанного выполняться на Як-40, пересадили на Ту-134.

Самолет оторвался от взлетной полосы в 15:43. Преступниками было задумано начало операции перед заходом на Батуми. Это соответствовало самому приближенному месту к турецкой границе. Но по причине непогоды и шквального ветра пилотам была дана команда возвращаться на дополнительный тбилисский аэродром, чего террористы знать не могли.

Вынудив стюардессу заставить летчиков открыть вход в кабину, террористы ринулись к пилотам и приказали повернуть машину на Турцию. Услышав отказ, Табидзе начал перестрелку, убив бортинженера и нанеся тяжелое ранение проверяющему. Не замеченный бандитами штурман из-за занавески открыл прицельный огонь и убил Табидзе. Тяжелораненый Церетели и другие уцелевшие террористы вынуждены были отступить в салон самолета. Во время отхода ранения получили еще двое угонщиков. В это время, превозмогая боль ранения, командир экипажа начал совершать крутые виражи, в надежде свалить с ног атакующих. Это привело к троекратному превышению нагрузок на плоскости авиалайнера.

удачные угоны самолетов в ссср

Развязка трагедии

После изнурительных безрезультатных переговоров, в которые, кроме руководства, высоких чинов республики и КГБ, призвали даже родителей террористов, был отдан приказ штурмовать самолет. Штурм прошел за восемь минут, не принеся ни одной жертвы.

угон самолета в ссср 1970

Последствия попытки захвата самолета

Итогом сорвавшегося захвата стала гибель двух пилотов и стюардессы, двух пассажиров и двоих угонщиков. Ранеными оказались 10 человек. Два летчика удостоились звания Героев, им вручены высокие правительственные награды.

После следственных действий, продлившихся более 9 месяцев, в отношении Чихладзе и братьев Ивериели и Кобахидзе была применена высшая мера наказания. Не дожил до приговора Иосиф Церетели, его нашли мертвым в камере сизо. Обстоятельства смерти остались невыясненными. Петвиашвили дали 14 лет тюремного заключения. После отказа о помиловании 3 октября 1984 года неудачливые террористы были расстреляны.

Как уже отмечалось, в Советском Союзе была проведена 91 попытка угона самолётов, из которых только 26 оказались успешными, и всё благодаря смелости и отверженности бортпроводниц и пилотов. Несмотря на разгулы террористов, в то время были люди, которые готовы были отдать собственную жизнь за других, это и поспособствовало значительному снижению удачных угонов самолетов в СССР.

В действительно попыток угона самолетов было около 120, но они пресекались КГБ на различных этапах подготовки этих преступлений.С апреля 1973 г. данное деяние было криминализировано статьей 213.2 УК РСФСР.
Оригинал взят у evanesce_girl в Советские террористы. Более 50 угонов самолетов

За советский период с 1954 по 1989 год на территории СССР было совершено 57 попыток угона самолетов. В это сложно поверить, но в советские времена тоже были взрывы в метро и магазинах, террористы- психопаты и дети, захваченные в заложники.

По крайней мере в четырех случаях угона воздушных судов принимали участие школьники и студенты. Самый страшный по количеству жертв был угон самолета Ту-104 в мае 1973 года (рейс Москва-Чита). На высоте 6500 сопровождавший самолет милиционер выстрелил в спину угонщика Тенгиза Рзаева, в руках которого была бомба. Самолет разрушился в воздухе, в результате погиб 81 человек.

Первый в истории СССР штурм самолета


На фото командир экипажа Як-40 Иван Кашин

Утром 2 ноября 1973 года четверо московских студентов автомобильного техникума при заводе ЗИЛ поднялись на борт пассажирского самолета Як-40 авиакомпании Аэрофлот, который выполнял рейс из Москвы в Брянск. Всего на борту находились 28 пассажиров и трое членов экипажа, рейс вылетел из аэропорта Быково.

Полет длился 50 минут. Но примерно за 10 минут до посадки в Брянске, когда Як-40 уже начал снижаться, Виктор Романов, Владимир Жалнин, Петр Бондарев и Александр Никифоров неожиданно встали со своих мест, достали из багажного отделения два охотничьих ружья, обрез и ножи, и попытались проникнуть в кабину пилотов. Виктору Романову (ранее судим) на момент захвата самолета было 20 лет, самому младшему — Андрею Никифорову — только 16. Двум другим подельникам, Владимиру Жалнину и Петру Бондареву, - 17 лет.

Услышав шум в салоне, командир Иван Кашин отправил бортмеханика Николая Никитина узнать, в чем дело. Никитин приоткрыл дверь - и в щель просунулся ружейный ствол. Бортмеханик инстинктивно схватился за оружие, чтобы выбить его и прикрыть дверь, однако грохнул выстрел. Пуля угодила в живот. Он выскочил в узенький коридор салона, успев крикнуть в кабину о нападении. На помощь раненому бортмеханику бросился один из пассажиров Владимир Гапоненко, он попытался обезвредить стоявшего рядом Петра Бондарева, но из-за качки самолета потерял равновесие, после чего также был ранен ножом.

Командир передал на землю сигнал бедствия. Тем временем на борту угонщики сумели сломать замок и проникнуть в кабину, после чего приказали экипажу возвращаться в Москву. На подходе к Москве по требованию захватчиков экипаж передал, что Виктор Романов требует выкуп в $1,5 млн (затем $5 млн) за освобождение самолета.

Погодные условия во Внуково обозначались как "туман-200": нельзя ни взлетать, ни садиться. Перед стеклом кабины было сплошное молоко. Но керосин заканчивался, экипаж садился по командам диспетчера аэропорта. Во Внуково прибыли Юрий Андропов (председатель КГБ) и Николай Щелоков (министр внутренних дел), которые на месте стали руководить операцией по освобождению заложников.

С самолета отпустили двух раненых. Далее террористы выдвинули условия: в обмен на дозаправку и половину выкупа они отпускают половину пассажиров. Далее самолет должен был вылететь в Ленинград, где после получения второй суммы выкупа и очередной дозаправки угонщики планировали отпустить оставшихся пассажиров, а сами направились бы в Швецию.

Однако было решено захваченный самолет из аэропорта не выпускать, а вместо этого предпринять штурм - впервые в российской истории. Под предлогом дозаправки самолета топливом бензозаправщик блокировал взлетную полосу.

Штурмовая группа была собрана из милиционеров-добровольцев: Михаил Ляхманов, Владимир Раков, Александр Мушкарин, Николай Капустин и Александр Попрядухин.



На фото Александр Попрядухин

Группа захвата тайно (совершив полуторакилометровый маневр) прокралась к самолету и затаилась под ним у передней стойки шасси. Через несколько часов ожидания террористам сообщили о готовности к передаче денег. Поначалу чемодан с деньгами (вместо денег использовали муляж) должен был нести сотрудник КГБ, но в последний момент тот отказался, поэтому чемодан понес сотрудник транспортной милиции, переодетый в форму сотрудника аэропорта (всем присутствующим было ясно, что тот, кто понесет чемодан, неминуемо окажется на линии огня и вероятнее всего погибнет).

Но услышав движение под самолетом, бандиты решили, что выкуп уже доставлен. Тогда Александр Никифоров открыл переднюю дверь. Как только дверь приоткрылась, Попрядухин выскочил из-под самолета и вызвал огонь на себя. Стрелял Владимир Жалнин. Несколько пуль попали милиционеру Попрядухину точно в грудь, но бронежилет БЖ-72 спас ему жизнь. Сержант Раков тут же прижал дверь багром в открытом положении.

Милиционеры смертельно ранили одного из угонщиков - Никифорова, он выпал на летное поле, а позже умер в больнице. В разгар штурма к самолету подъехал БТР, который выпустил по лайнеру очередь из пулемета. В корпусе ЯК-40 было 90 пробоин, по счастливой случайности никто из пассажиров не погиб. Далее группа захвата применила слезоточивый газ, но дымовая шашка застряла между сидений, вызвав возгорание обивки. Из-за задымления пассажиров охватила паника, и они стали выбираться из самолета.

- Я был в другом измерении. Попробовал дышать через полотенце - вроде легче, - вспоминает командир экипажа Иван Кашин, - Кричу Толпекину, чтобы дышал через чехол кресла. Выглянул в окошко - на меня смотрит какая-то телекамера. Диспетчер спрашивает, спокойно ли у нас. Нет, говорю, стреляют. "Раненые есть?" Глянул назад: кто-то лежит в крови. Потом понял, что это вожак бандитов. Он выстрелил в себя жаканом, когда почувствовал, что наступил крах. Второй от ранения погиб уже на земле. Третий бандит - Жалнин - выпрыгнул на улицу с поднятыми руками. Последнему из угонщиков прыгать с двух метров показалось высоковато, и он направился к трапу. Тут уж на него набросились пассажиры.

Главарь банды Виктор Романов, увидев, что план по захвату самолета провалился, застрелился. В результате штурма были ранены два пассажира, но никто из заложников не погиб.

За угон самолета Владимира Викторовича Жалнина советский суд приговорил к 10 годам лишения свободы. В тюрьме он подвергался постоянным унижениям, а после освобождения умер. Петр Бондарев не без помощи родителей (это был московский хиппи, сын крупных работников ЗИЛа) был признан невменяемым и отправлен на лечение в психиатрическую больницу, где пробыл всего 6 месяцев. Умер в 2006 году в Москве (по другим данным, был задушен сокамерниками в психбольнице).

За проявленное мужество 19 декабря 1973 года милиционер Александр Попрядухин и командир самолета Иван Кашин получили звания Герой Советского Союза. Второй пилот Станислав Толпекин получил орден Красной Звезды, раненый бортмеханик Николай Никитин - орден Красного Знамени.

После этого инцидента в советских аэропортах был ужесточен досмотр пассажиров, а угон самолета выделен в отдельное преступление. Также были созданы специальные подразделения для борьбы с терроризмом.

Поколение джинсов. Сбежать из СССР



В некоторых случаях среди угонщиков были молодые люди - студенты и даже школьники. Основным мотивом действий террористов были попытки оказаться на Западе.

18 ноября 1983 года — трагически закончилась история захвата самолета Ту-134 группой грузинской "золотой молодежи". Студентам-художникам и актерам было по 20-25 лет. Подробности этой истории описаны, в частности здесь.

Захватив в заложники стюардессу Валентину Крутикову, террористы ворвались в кабину экипажа и потребовали лететь в Турцию, а при попытке обезоружить их - убили двух летчиков. Еще один пилот получил ранение, но смог ранить двух налетчиков. Впоследствии пилоты заперлись в кабине и совершали резкие маневры, чтобы сбить захватчиков с ног. Те в свою очередь, открыли огонь по пассажирам, убили стюардессу Валентину Крутикову и одного пассажира, а также тяжело ранили еще 10 пассажиров самолета (один из пассажиров был убит по ошибке группой спецназа уже после посадки, когда выбегал из самолета и был принят за террориста).

Все случаи угона самолетов в СССР



На фото Экипаж самолета Ли-2


8 января 1954 года пассажирский "Ли-2" Эстонского авиапредприятия совершал рейс № 365 Минск-Таллинн-Ленинград, когда в кабину ворвались двое диверсантов - мужчина в форме ВВС СССР и женщина - у обоих пистолеты, у женщины еще и финский нож. Б ортмеханик Тимофей Ромашкин бросился к диверсантке и сильным ударом сбил ее с ног, вызывав огонь со стороны второго преступника. Четыре пули попали в Тимофея Ромашкина, остальным членам экипажа удалось обезрведить нападавших, самолет вернулся в Таллинн. Спасти бортмеханика не удалось, он получил звание Героя Советского Союза посмертно.

5 сентября 1958 года пассажирский самолет Ил-14 совершал перелет из Москвы в Таллин с промежуточной посадкой в Ленинграде. Его экипаж состоял из командира Даниила Власова, второго пилота Валентина Платонова, бортмеханика Петра Брызгалова, бортрадиста Анатолия Умнова и штурмана Марка Мартыненко. В салоне работала стюардесса Пильви Кааритс. Всего на борту самолета при вылете из аэропорта Шоссейная (Ленинград) находились 11 пассажиров.


Сентябрь 1964 года — в Молдавской ССР двое ранее судимых граждан пытались сбежать на Запад. Однако попытка угона провалилась, один из террористов застрелился, другой арестован.



Милиционер Владимир Ежиков, сопровождавший самолет


14 мая 1979 года — захват двумя местными жителями пассажирского автобуса в г. Новокузнецк. Террористы потребовали везти их в аэропорт, на возражения пассажиров одного из них убили, 4 взяли в заложники. Им предоставлен вертолёт, но на взлетно-посадочной полосе в перестрелке с охраной и сотрудниками милиции один из захватчиков убит, другой схвачен (позже приговорён к расстрелу). При себе имели обрезы охотничьих ружей, ручную гранату и взрывное устройство.




На фото Семья Овечкиных

1 декабря 1988 года — теракт в г. Орджоникидзе (Северо-Осетинская АССР): пятеро преступников захватили автобус с 30 учениками 4-го класса школы №42 и их учительницей. В обмен на детей власти предоставили нападавшим $2 млн, оружие и самолет для вылета в Пакистан. Достигнуто соглашение об их вылете в Израиль, 2 декабря в аэропорту Тель-Авива в ходе операции тамошних спецслужб террористы задержаны, а 3 декабря выданы СССР. В марте 1989 бандиты получили от 14 до 15 лет тюрьмы. Позднее об этой истории был снят фильм "Взбесившийся автобус"

Первый теракт в метро








На фото детский хирург Василий Никитенков

Спустя месяц, 26 июля 1979 года был совершен второй взрыв, на сей раз на Ленинградском шоссе. Пострадал один человек - рабочий, случайно подобравший банку из-под кофе, в которой была взрывчатка. Наконец, 29 сентября прогремел третий взрыв, организованный клинским подрывником, в деревне Малое Щапово. Погиб один человек - экспедитор Клинского хлебозавода, которому банку с кофе дала на хранение закомая. Она и вывела следователей на Никитенкова.

Читайте также: