Обязанности капитана судна при стоянке в порту

Обновлено: 18.05.2024

Во время стоянки судна у причала в порту у трапа постоянно находится вахтенный матрос, который осуществляет контроль за посещением судна, не допуская на судно посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана. • Вахтенный матрос должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки. Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления. При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком. • Вахтенный матрос должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается "Доска вахтенной службы". Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна. • Вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения вахтенного помощника, пропускать на борт посторонних лиц. Порядок допуска на судно посторонних или должностных лиц состоит в следующем. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает вахтенного помощника, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна. Каждый прибывший на судно по частному делу или служебному вопросу обязан предъявить вахтенной службе документ, удостоверяющий его личность. Этот документ хранится у вахтенного помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна. • Вахтенный матрос, прежде чем пропустить посетителя к капитану, обязан по телефону или лично доложить ему, кто и с какой целью прибыл на судно, а затем уже действовать так, как ему будет приказано. • Если постороннее или должностное лицо при оставлении борта почему-либо не сопровождает вахтенный помощник, то вахтенный у трапа матрос обязан вызвать последнего для доклада ему о том, что человек сошел с судна. Такой доклад можно сделать и по телефону. • Вызов к трапу осуществляется следующей системой сигнализации: для вызова вахтенного помощника — два звонка, для вызова капитана — три звонка. • При сходе капитана с борта и возвращении его на судно также подается три звонка. По этому сигналу вахтенный помощник немедленно выходит к трапу. • На вахте у трапа матросу категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения вахтенного помощника. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос вызывает вахтенного помощника и просит у него на это разрешение. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу. • Вахтенный матрос должны быть одеты по установленной форме и иметь нарукавные повязки. • Смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии вахтенного помощника. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте. • Во время несения вахты у трапа матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику и затем действует по его указанию.

При выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает вахтенного помощника. • В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях вахтенный матрос немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.

При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь по указанию капитана, старшего или вахтенного помощника.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Погрузка балкера Kurpie

Погрузка балкера Kurpie

Вахта у трапа

Во время стоянки судна у трапа постоянно должен находится вахтенный матрос, который осуществляет контроль за посещением судна, не допускать посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана.

ВПКМ должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки.

Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления.

При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком.

Вахтенный матрос у трапа

Вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения ВПКМ, пропускать на борт по- сторонних лиц. Порядок допуска на судно посторонних или должностных лиц состоит в следующем. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает ВПКМ, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна.

Каждый прибывший на судно по частному делу или служебному вопросу обязан предъявить вахтенной службе документ, удостоверяющий его личность. Этот документ хранится у ВПКМ или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна.

ВПКМ обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное со- провождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо ВПКМ, если ему будет дано такое поручение.

Сопровождение прибывшего вахтенным

ВПКМ, прежде чем пропустить посетителя к капитану, обязан доложить ему, кто и с какой целью прибыл на судно, а затем уже действовать так, как ему будет приказано.

Если постороннее или должностное лицо при оставлении борта почему-либо не сопровождает ВПКМ, то вахтенный у трапа матрос обязан вызвать последнего для доклада ему о том, что человек сошел с судна. Такой доклад можно сделать и по телефону.

Вызов к трапу осуществляется следующей системой сигнализации: для вызова ВПКМ − два звонка, для вызова капитана − три звонка.

При сходе капитана с борта и возвращении его на судно также подается три звонка. По этому сигналу ВПКМ немедленно выходит к трапу.

На вахте у трапа матросу категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения ВПКМ. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос вызывает ВПКМ и просит у него на это разрешение. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу.

ВПКМ и вахтенный матрос должны быть одеты по установленной форме и иметь нарукавные повязки.

Смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии ВПКМ. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Во время несения вахты у трапа матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает ВПКМ и затем действует по его указанию.

При выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает ВПКМ.

В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях ВПКМ немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.

При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц.

Он может покинуть пост лишь по указанию капитана,старшего или вахтенного помощника.

Пожарная вахта на судне

Пожарная вахта в порту

1. Во время стоянки судна в порту ежесуточно формируется пожарная вахта, которая должна постоянно пребывать на судне.

2. Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют права отлучаться с судна. По разрешению ВПКМ пожарный может сойти с борта, но тогда вместо него временно назначается другой человек из числа находящихся на судне свободных членов экипажа.

3. Список членов экипажа, назначаемых для несения пожарной вахты, составляет старший помощник. ВПКМ инструктирует состав пожарной вахты.

4. В течение суточного дежурства ВПКМ периодически проверяет наличие на борту всего состава пожарной вахты и контролирует готовность к немедленным действиям по тревоге.

5. Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, по усмотрению ВПКМ привлекаются поочередно к выполнению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.

6. Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся в данный момент на борту судна, обязаны в любое время суток по сигналу тревоги сразу прибыть в распоряжение ВПКМ и при тушении пожара действовать по его указанию.

7. При отсутствии на борту капитана или старшего помощника общее руководство борьбой за живучесть судна и действиями по ликвидации последствий аварии осуществляет ВПКМ. Работу технических средств тушения пожара обеспечивает вахтенный механик, который должен выполнять все распоряжения ВПКМ.

Планирование перехода морского судна

Плановый характер перехода должен позволить предусмотреть все возможные опасности и риски в процессе перехода как с лоцманом, так и без него, как в прибрежном, так и в океанском плавании.
При составлении плана перехода должны учитываться как факторы, связанные с судном, так и все внешние факторы, которые можно учесть заранее.

Комплекс действий по планированию рейса разбивается на четыре этапа:

1) оценку (appraisal);

2) непосредственное подробное планирование рейса (detailed planning from berth to berth);

3) обсуждение подготовленного плана с учетом точного времени и даты отхода (execution);

4) контроль выполнения плана (monitoring) − исполнительная прокладка.

Оценка перехода морского судна

Планирование рейса начинается заблаговременно и в его основе может лежать расписание работы судна на линии, информация оператора судна или агента и т. п. Предварительная оценка перехода должна включать информацию о времени предстоящего перехода, необходимости бункеровки и пополнения судовых запасов, ограничениях коммерческих возможностей судна в следующем порту.

Информационные источники для планирования рейса:

каталог карт и руководств для плавания;

навигационные и справочно-информационные карты;

гидрометеорологические карты Мирового океана, карты сезонных зон по Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.; прогнозы и анализ погоды,факсимильные карты погоды, ледовые карты,предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях, океанографические сведения;

морские лоции и руководства для плавания;

таблицы приливов, атласы приливо-отливных течений;

таблицы морских расстояний;

Guide to Port Entry;

информация, полученная от лоцманов, систем УДС и т. п.;

рекомендации судовладельца, фрахтователя и иные документы;

личный опыт капитана и его помощников.

Планирование предварительной прокладки

Целью планирования, выполнения предварительной прокладки с составлением плана перехода (Passage Plan), является обеспечение постоянного контроля за безопасностью судна на всем переходе при любых условиях плавания.

Выделяют следующие факторы, определяющие план перехода :

2. Безопасная скорость на всем переходе с учетом близости навигационных опасностей, маневренных характеристик судна, его осадки, запаса воды под килем,влияния проседания и крена. Необходимые изменения скорости, связанные с влиянием приливов, приливо-отливных течений, ограничений по ночному проходу судна.

3. Постоянный учет запаса воды под килем, включая влияние проседания на мелководье, всех видов качки, высоты прилива, характеристик грунта и регулярности промера на карте.

4. Прохождение навигационных опасностей на достаточном расстоянии с учетом преобладающей погоды, течений, плотности движения, ширины возможной полосы движения.

5. Все точки изменения курса должны быть четко видимы на карте, и каждый поворот контролируется подходящим способом визуально или по радару. Смена карт не должна производиться в критических точках маршрута.

6. На всем протяжении перехода планируются основные и вспомогательные способы определения местоположения судна.

7. При наличии электронных картографических систем учитываются все их ограничения.

8. Отмечается дальность видимости огней, моменты их открытия и закрытия, секторы и цвета огней маяков.

9. Выделяются отдельно лежащие глубины и характерные изобаты для контроля места с помощью эхолота.

11. Отмечаются точки возможного изменения маршрута, указываются возможны альтернативные маршруты, аварийные якорные стоянки, порты-убежища. Учитываются существующие береговые средства для оказания помощи в случае аварийной ситуации.

12. Отмечаются точки смены режима работы двигателя, подготовки к сдаче,смене и приему лоцманов, готовности экипажа к работе с буксирами.

13. Для океанского плавания выбирается маршрут, кратчайший по времени,свободный ото льдов, штормовой погоды. При следовании под проводкой береговой службы прокладка выполняется по первоначальным данным.

Фрагмент Passage Plan

Фрагмент Passage Plan

Вторая часть фрагмента Passage Plan

Третий фрагмент Passage Plan

Четвертый фрагмент Passage Plan

Все эти и другие подробности плана должны быть четко отражены на картах и представлены в виде формы, установленной компанией.

При заступлении на вахту в порту вахтенный помощник капитана должен получить от сдающего вахту информацию о:

· глубине у причала, осадке судна, уровне и времени полной и малой воды;

  • состоянии швартовов, положении якорей и количестве вытравленной якорь- цепи;
  • состоянии главных двигателей и возможности их использования;
  • сигналах и огнях, выставленных на судне;
  • работах, производящихся на борту судна, характере, количестве и размещении груза, погруженного или оставшегося на судне;
  • уровне воды в льялах и балластных танках;
  • наличии членов экипажа на борту судна и присутствии любых других лиц;
  • специальных портовых правилах;
  • состоянии противопожарных средств;
  • постоянно действующих и специальных распоряжениях капитана;
  • линиях связи между судном и берегом или портовыми властями на случай возникновения аварийной обстановки или необходимости оказания помощи;
  • других обстоятельствах, важных для безопасности судна и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Заступающий на вахту помощник капитана должен лично убедиться, что швартовы и якорь- цепи надлежащим образом закреплены, необходимые сигналы и огни должным образом подняты и выставлены, что нет никаких внешних условий или обстоятельств, угрожающих судну, и собственное судно не создает угрозы для других. В процессе несения вахты вахтенный помощник капитана должен:

· периодически обходить внутренние помещения судна и главную палубу, проверяя надежность крепления швартовных тросов, правильность установки противокрысиных щитков и щитков на сливных отверстиях, подъем необходимых флагов и сигналов, состояние трапа, ход производства грузовых операций;

  • контролировать несение вахты подчиненным вахтенным персоналом и инструктировать заступающих на вахту матросов;
  • обеспечивать наличие необходимых данных на информационной доске вахтенного у трапа;
  • следить за осадкой судна, состоянием кранцевой защиты, соблюдением местных правил;
  • контролировать допуск на судно посторонних лиц;
  • контролировать погрузку грузов в соответствии с утвержденным грузовым планом, правильность использования судовых грузовых средств, не допускать чрезмерного крена судна;
  • обеспечивать соблюдение правил пожаробезопасности при производстве ремонтных работ на палубе и во внутренних помещениях и своевременную подготовку судна к перешвартовкам и перетяжкам;
  • контролировать выполнение судовых работ, связанных с подготовкой судна к выходу в рейс;
  • объявлять судовую тревогу при возникновении опасности на судне, на берегу или на рядом стоящих судах; в отсутствии капитана и старшего помощника капитана возглавлять борьбу за живучесть судна.

При получении штормового предупреждения вахтенный помощник капитана обязан обеспечить:

· проверку и обтяжку швартовов, заведение при необходимости дополнительных тросов и установку дополнительных кранцев;

  • повышение готовности судна к выходу в море;
  • подготовку к действию якорного устройства;
  • проверку и подготовку к действию осушительной и водоотливной систем;
  • включение УКВ радиостанции на дежурный прием и установление постоянной радиовахты и непрерывное наблюдение за метеофакторами.

А также вахтенный помощник должен обеспечить:

o безопасность судна и соблюдение местных правовых норм порта стоянки;

    • экологическую безопасность судна в порту (предотвращение эксплуатационных и аварийных загрязнений окружающей среды при погрузке выгрузке грузов, особенно потенциально-опасных, и бункеровке);
    • нормальную жизнедеятельность судна, безопасные и нормальные условия труда, быта и отдыха судового экипажа и культурно-бытовые условия пассажиров с учетом проведения грузовых операций, технического обслуживания и приема пассажиров;
    • конструктивно-техническую безопасность судна (прочность, остойчивость, осадку, крен, посадку) в связи с меняющейся загрузкой при погрузке-выгрузке груза, бункеровке, приеме продовольствия, воды и материально-технического снабжения;
    • постоянную готовность к борьбе за живучесть судна в условиях стоянки в порту;
    • надежную оперативную радиотелефонную связь с компанией и иными береговыми центрами;
    • подготовку судна к предстоящему рейсу согласно распоряжений капитана.

    Стоянка на якоре




    · определить и нанести место судна на крупномасштабную карту;

    • периодически в соответствии с обстановкой проверять путем взятия пеленгов неподвижных объектов, стоит ли судно на якоре безопасно;
    • обеспечивать эффективное наблюдение за окружающей обстановкой;
    • обеспечивать регулярные обходы судна;
    • при обнаружении дрейфа судна извещать капитана и принимать необходимые меры;
    • обеспечивать готовность главных двигателей и другого оборудования в соответствии с указаниями капитана;
    • в случае ухудшения видимости извещать капитана и выполнять соответствующие требования правил предупреждения столкновений судов в море;
    • обеспечивать своевременное выставление надлежащих огней и знаков и подачу звуковых сигналов;
    • принимать меры по предупреждению загрязнения окружающей среды с судна.

    Действия вахтенного помощника при пожаре в море и в порту

    1. 0бъявить общесудовую тревогу (непрерывный сигнал звонком громкого боя в течении 25-З0 сек и объявить по трансляции пожарную тревогу);

    2. Снизить или остановить движение судна, при необходимости изменить курс таким образом, чтобы пожар был с подветренной стороны;

    3. 0тключить вентиляцию;

    4. Проверить закрытие водонепроницаемых дверей;

    5. Включить пожарные насосы;

    6. В темное время суток включить палубное освещение;

    7. 0становить любые грузовые балластные, бункеровочные операции, а также операции по зачистке танков и перекрыть все клапаны;

    8. 0пределить координаты судна и выставить их на АПСТБ;

    9. Включить УКВ радиостанцию на 16-ом канале;

    При нахождении судна в порту:

    · подготовить шланги и переходники для подключения береговой пожарной магистрали;

    • вызвать береговую пожарную помощь;
    • подавать сигнал тревоги, состоящий из серии длинных гудков продолжительностью не менее 10 сек каждый до тех пор, пока терминал не известит судно, что сигнал принят;
    • сделать запись о времени и факте пожара в судовом журнале, зафиксировать позицию судна и навигационную обстановку.

    Действия вахтенного помощника при падении человека

    1. Сбросить за борт спасательный круг со светодымящимся буйком;

    2. Перейти на ручное управление рулем;

    3. Начать выполнение маневра "Человек за бортом";

    4. 0бъявить по трансляции тревогу "Человек за бортом" и 3 длинных(4-бсек.) сигнала звонком громкого боя после сигнала общесудовой тревоги.

    5. Засечь координаты места падения человека.

    6. 3асечь положение буйка.

    7. Продолжить маневр судна с целью выхода в точку нахождения человека.

    8. Организовать пост наблюдения с биноклем.

    9. Поднять сигнал "ОСКА" МСС в светлое время суток.

    10. Оповестить о случившемся по УКВ радиостанции на 16-ом канале находящиеся поблизости суда и ближайшую береговую радиостанцию.

    11. Включить поисковые прожекторы в тёмное время суток.

    12. 3акончить маневр.

    13. После подъёма пострадавших на судно или после прекращения поиска оповестить всех абонентов о завершении операции.

    14. Сделать запись с фактическими данными в судовой журнал.

    Действия вахтенного помощника при посадке судна на мель

    1. 0становить главный двигатель;

    2. 0бъявить общесудовую тревогу (непрерывный сигнал звонком громкого боя в течении 25-З0 сек) и объявление по трансляции;

    3. Проверить закрытие водонепроницаемых дверей;

    4. Включить УКВ радиостанцию на 16-ом канале;

    6. Выставить огни и знаки согласно МППСС-72;

    7. В темное время суток включить палубное освещение;

    8. 0пределить место судна и сделать запись в судовом журнале о времени, координатах, навигационных условиях инцидента;

    9. Рассчитать время полной и малой воды в данных координатах;

    10. Рассчитать, какое количество груза/топлива необходимо перекачать;

    11. При достаточной плавучести сняться с мели с помощью буксирных средств.

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 г. N 349 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

    1. Общие положения

    1.1. Капитан плавучего судна возглавляет экипаж судна, является его руководителем на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу.

    1.2. Капитан плавучего судна назначается на должность и освобождается от должности приказом [наименование руководителя организации].

    1.3. На должность капитана плавучего судна назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее высшее профессиональное образование по соответствующей специальности, диплом капитана, медицинское заключение о годности к такой работе по состоянию здоровья и стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов не менее [значение] месяцев.

    1.4. Капитан плавучего судна осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и лиц, находящихся на судне.

    1.5. Капитан плавучего судна является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания.

    1.6. Капитан плавучего судна издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

    1.7. Во время отсутствия капитана плавучего судна его служебные обязанности возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.

    1.8. Капитан плавучего судна должен знать:

    - законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

    - соответствующие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

    - устав службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденный в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;

    - трудовое законодательство Российской Федерации;

    - устав о дисциплине, утвержденный Правительством Российской Федерации.

    2. Должностные обязанности

    2.1. Капитан плавучего судна обязан обеспечивать:

    2.1.1. Надлежащее управление судном и руководство судовождением, безопасность плавания, поддержание порядка на судне, охрану окружающей среды, предотвращение причинения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу, выполнение производственных задач.

    2.1.2. Соблюдение на судне законов Российской Федерации, международных и национальных правил, других нормативных и правовых актов законодательства о водном транспорте.

    2.1.3. Организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, а также к действиям по спасению людей.

    2.1.4. Соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и должного уровня обслуживания пассажиров.

    2.1.5. Соблюдение требований положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава, охрану труда на судне.

    2.1.6. Выполнение требований правил по предотвращению загрязнения окружающей среды.

    2.1.7. Своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям органам надзора.

    2.1.8. Выполнение утвержденных графиков и расписаний движения судна.

    2.2. Капитан плавучего судна обязан:

    2.2.1. Сообщить соответствующим органам, судовладельцу о случившемся транспортном происшествии с судном, повреждении судном других судов или сооружений, порчи или утраты груза, багажа, несчастных случаев с людьми и принять меры по ликвидации последствий и причин происшествия, обеспечить своевременное оформление документов в установленном порядке, а также в соответствии с указаниями судовладельца.

    2.2.2. Задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или населенном пункте, а также незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

    2.2.3. В случае нападения на судно с целью совершения противоправных деяний действовать в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти в области государственной безопасности и в области внутренних дел.

    2.2.4. Составить акт о каждом случае рождения или смерти на судне при участии двух свидетелей и медицинского работника (если он имеется на судне) и сделать запись в судовом журнале.

    2.2.5. Уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры к сохранению тела умершего, которое передать родственникам или администрации ближайшего порта.

    2.2.6. Обеспечить составление описи и сохранность на судне имущества умершего до передачи этого имущества согласно описи родственникам умершего или администрации ближайшего порта.

    2.2.7. В случае исчезновения члена экипажа или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность его гибели, сделать запись в судовом журнале, составить соответствующий акт, а также опись оставшегося имущества пропавшего и передать акт и имущество администрации ближайшего порта.

    2.2.8. Если член экипажа нуждается в неотложной помощи, которая не может быть оказана в плавании, зайти в ближайший порт, известить об этом судовладельца, портовые власти, а в случае захода в иностранный порт - также консула Российской Федерации.

    2.2.9. Оказать помощь людям на воде, которым угрожает гибель, при условии, что это безопасно для судна, экипажа и пассажиров.

    2.2.10. В случаях военной опасности принять все возможные меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

    2.2.11. Не реже одного раза в месяц проводить с участием старшего помощника капитана, старшего механика осмотр судна, судовой техники и предметов снабжения с записью результатов осмотра в судовом журнале.

    2.2.12. Осуществлять контроль за правильным ведением судового журнала, журнала судовой радиосвязи и радиожурнала ГМССБ (если положено его ведение).

    2.2.13. Оставлять судно последним, приняв все зависящие от него меры по спасению судового, машинного журналов, журнала судовой радиостанции, судовой печати, документов и ценностей.

    2.3. Капитан плавучего судна при приемке и сдаче судна обязан:

    2.3.1. Прием (сдача) судна производится только по указанию судовладельца и осуществляется капитаном лично.

    2.3.2. Принять (сдать) все судовые документы - по описи, денежные суммы и ценные бумаги - по кассовой книге и судовую печать.

    2.3.3. Принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, предметам снабжения, неснижаемым запасам и имуществу.

    2.3.4. Принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него.

    2.3.5. Получить от сдающего капитана необходимую информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных и маневренных качествах, имевших место аварийных случаях и их последствиях.

    2.3.6. Ознакомиться с экипажем судна, а в навигационный период проверить действия экипажа по борьбе за живучесть судна, другим судовым расписаниям и тревогам с записью в судовом журнале.

    2.4. Капитан плавучего судна перед вводом судна в эксплуатацию обязан:

    2.4.1. Проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и соответствующим правилам.

    2.4.2. Обеспечить эксплуатационную готовность судна к безопасному плаванию, укомплектование экипажем и всеми видами снабжения.

    2.4.3. При приеме судна от завода-изготовителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации в соответствии со спецификацией.

    2.5. Капитан плавучего судна при выводе судна из эксплуатации или постановке на ремонт должен:

    2.5.1. Обеспечить своевременное составление необходимой документации для производства ремонтных работ.

    2.5.2. Принять меры к надлежащей охране судна и его безопасной стоянке; передать судно на ответственное хранение в пункте отстоя в порядке, определенном судовладельцем.

    2.5.3. При постановке судна в док (на слип), выводе судна из дока (спуске со слипа) лично находиться на судне.

    2.5.4. После постановки в док (на слип) совместно со старшим помощником капитана, старшим механиком произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса. После окончания ремонтных работ провести повторный осмотр. Результаты осмотра оформить установленным порядком и занести в судовой журнал.

    2.6. Капитан плавучего судна при подготовке судна к рейсу должен:

    2.6.1. Проверить обеспечение технической и навигационной готовности судна, укомплектование всеми видами снабжения для предстоящего рейса.

    2.6.2. Проверить срок действия судовых документов с учетом длительности предстоящего рейса.

    2.6.3. Проверить наличие нужных для рейса навигационных карт, пособий для плавания, а также предварительную прокладку пути судна.

    2.6.4. Поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к рейсу, ознакомить с особенностями предстоящего рейса, получить информацию и проработать с судоводителями путевые и навигационно-гидрометеорологические условия рейса.

    2.6.5. Перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его.

    2.6.6. Перед отправлением судна в рейс принять от старшего помощника капитана, старшего механика и лица, ответственного за радиосвязь, доклад о готовности судна, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц.

    2.7. Капитан плавучего судна в период плавания обязан:

    2.7.1. Обеспечить надлежащую организацию и несение вахт.

    2.7.2. Следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания, принятием должных мер предосторожности, осуществлять контроль за своевременным получением навигационной (путевой), гидрометеорологической, других видов информации и прогнозов погоды в соответствии с действующими правилами.

    2.7.3. Изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от помощников капитана.

    2.7.4. Немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить по прибытию голосом и, если есть необходимость, объявить о вступлении в управление судном с записью в судовом журнале.

    2.7.5. Соблюдать установленный органом технического надзора район плавания судна.

    2.7.6. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять лоцмана, обеспечив ему безопасный прием (сход) на борт судна.

    2.7.7. Принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт; район поиска может быть покинут только после убеждения, что дальнейший поиск не принесет результатов.

    2.7.8. При столкновении с другим судном запросить, не требуется ли помощь, и при необходимости оказать ее без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, взаимно согласовав свои действия.

    2.7.9. При оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасения людей, после чего предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасении и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества.

    2.7.10. Если судну грозит бедствие или создается угроза закрытия судового хода и оно нуждается в помощи, принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна.

    2.7.11. При подходе судна к району с ледовыми, штормовыми и другими опасными условиями плавания принять надлежащие меры по обеспечению безопасности плавания в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими нормативными документами.

    2.7.12. При освобождении от несения регулярной вахты должен находиться на мостике и руководить судовождением при входе в порт и выходе из него, следовании в узкости и других особо сложных условиях плавания.

    2.8. Капитан плавучего судна при стоянке судна в порту обязан:

    2.8.1. При подходе к порту подготовить судно, судовую и грузовую документацию для предъявления портовым властям.

    2.8.2. По прибытию судна в иностранный порт известить об этом консула Российской Федерации или лицо им уполномоченное и сообщить сведения о судне и обстоятельствах плавания.

    2.8.3. Убедиться в безопасной стоянке судна, организовать вахту, ее состав и продолжительность в зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза.

    2.8.4. Покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику капитана устное или письменное распоряжение относительно судовых работ, деятельности и безопасности судна, а также о месте своего пребывания на берегу.

    2.8.5. Оставлять судно только на старшего помощника капитана или сменного помощника капитана.

    2.9. [Другие должностные обязанности].

    3. Права

    Капитан плавучего судна имеет право:

    3.1. Производить распределение обязанностей между членами экипажа по выполнению судовых работ.

    3.2. Требовать от судовладельца замены членов экипажа при установлении несоответствия их занимаемой должности.

    3.4. Объявлять авральные и аварийные работы, требующие участия всего экипажа или значительной части его; никто из находящихся на борту лиц не вправе отказаться от участия в них или заканчивать их ранее установленного срока.

    3.5. Изолировать до прихода в первый российский порт лицо, действия которого угрожают безопасности судна или находящимся на нем людей и имущества.

    3.6. В случае явной опасности для судна, людей, груза, оказании помощи другому судну или людям устанавливать повышенный, против норм, режим работы главной силовой установки или других технических средств, принимая на себя ответственность за последствия. Об отданных распоряжениях делается запись в судовом журнале.

    3.7. Не выходить в рейс или приостановить его, если укомплектованность экипажа, техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивают безопасность плавания, а также при сложившихся неблагоприятных условиях плавания или чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах надлежит сообщить судовладельцу с отражением факта в судовом журнале.

    3.8. Отказаться от приема на борт судна отдельных грузов, если их погрузка и перевозка противоречат правилам перевозки грузов или создают угрозу безопасности судна, людей, груза.

    3.9. Применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц экипажа судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3.10. Отстранять лоцмана от проводки в случаях сомнений в правильности рекомендаций или неправильных его действий и осуществлять в дальнейшем проводку самостоятельно в районах необязательной лоцманской проводки или потребовать замены лоцмана, если такая проводка является обязательной.

    3.11. Удостоверять во время плавания завещания лиц, находящихся на борту судна.

    3.12. Выбирать тот путь следования, который он сочтет безопасным с учетом ограничений, установленных органами технического надзора и классификации, а также состоянием судна и пути.

    3.13. В случае болезни временно передавать командование судном старшему помощнику капитана, о чем немедленно докладывается судовладельцу. В судовой журнал записывается дата, время передачи командования и место нахождения судна.

    3.14. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

    3.15. Повышать свою профессиональную квалификацию.

    3.16. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

    4. Ответственность

    Капитан плавучего судна несет ответственность:

    4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

    Читайте также: