Обязан ли адвокат регистрироваться в росфинмониторинге

Обновлено: 18.05.2024

Росфинмониторинг: судебное оспаривание результатов проверок, штрафов, требований.

Вопросы, связанные с применением 115-ФЗ и оценки правомерности действий Росфинмониторинга становятся все более актуальными. Именно поэтому мы подготовили небольшой обзор на тему возможные судебных споров с указанных органом государственной власти.

1. Предприниматель просил признать оспариваемое постановление Росфинмониторинга о назначении наказания незаконным и отменить в части установления штрафа, полагая, что возможно назначение наказания в виде предупреждения. В ходе проверки установлено, что предпринимателем, деятельность которого связана с оказанием посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, не организован внутренний контроль. Предпринимателем даны пояснения, согласно которым ей не было известно о требованиях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, в том числе об организации и осуществлении внутреннего контроля. В действиях (бездействии) предпринимателя управлением установлены и доказаны признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Суд учел, что заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства. Также, суд учел, что на момент вынесения оспариваемого постановления предприниматель утратил статус субъекта контроля. При таких обстоятельствах арбитражный суд посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения административного наказания, заменить предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение (Решение АС Республики Хакасия от 18.01.2017 по делу А74-13907/2016).

Аналогичное - Решение АС Хабаровского края от 25.05.2016 по делу А73-3952/2016.

5. В ходе проверочных мероприятий установлено, что на момент проведения проверки прокуратурой г. Северодвинска Общество на учете в Росфинмониторинге не состояло, следовательно, не имело личного кабинета на портале, в связи с чем у него отсутствовала реальная возможность идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей на предмет наличия (отсутствия) в отношении них сведений об их причастности к экстремистской деятельности или к терроризму. Санкцией части 2 статьи 15.27 КоАП РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено, однако суд учитывает, что заявитель является субъектом малого предпринимательства, привлекается к ответственности за впервые совершенное административное правонарушение, последствия, указанные в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют. Поэтому суд решил постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу изменить в части назначения административного наказания в виде наложения административного штрафа, установив наказание в виде предупреждения (Решение АС Архангельской области от 27.10.2016 по делу А05-9113/2016).

Аналогичное – Решение АС Свердловской обл. по делу А60-34001/2016 от 24.10.2016.

7. Само по себе наличие в соответствующих статистических документах кодов ОКВЭД, предусматривающих тот или иной вид деятельности, упомянутый в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 - ФЗ, достаточно для отнесения организации к субъектам Закона № 115-ФЗ с соответствующим распространением на нее всех обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Бездействие индивидуального предпринимателя Азеева Виктора Юрьевича выражается в непринятии мер для исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля. Как следует из постановления административного органа, им не рассмотрен вопрос о возможности (невозможности) назначения предпринимателю альтернативного наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - предупреждения. Таким образом, избрание административного наказания в виде административного штрафа в постановлении не мотивировано. Судом было принято решение о замене наказания в виде штрафа на предупреждение. (Решение АС Свердловской области от 29.09.2016 по делу А60-27927/2016).

8. Материалами административного дела не доказано, что предприниматель Калиниченко Р.В. оказывал посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Так ни в акте проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 05.11.2015 № 64, ни в протоколе об административном правонарушении не указано, чем подтверждено то обстоятельство, что предприниматель Калиниченко Р.В. осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг по сделкам купли-продажи недвижимого имущества. В данных документах просто констатируется данный факт со ссылкой на материалы проверки. Судом проанализированы операции по расчетному счету предпринимателя Калиниченко Р.В., и установлено, что оплаты за оказанные посреднические услуги предпринимателю от физических и юридических ли на расчетный счет не поступало. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях предпринимателя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. (Решение АС Ростовской области от 24.05.2016 по делу А53-34274/2016).

Выводы по судебной практике с участием Росфинмониторинга:

Анализ судебной практики по оспариванию постановлений Росфинмониторинга показал, что суды в большинстве случаев заменяют наказание в виде штрафа на предупреждение. Да и в целом идут по пути максимально возможного смягчения наказания административного органа.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данной или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Новый порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях: что делать бухгалтерам

Новый порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях: что делать бухгалтерам

В 2021 году бухгалтерские компании по новым правилам должны представлять информацию о подозрительных операциях и сделках. Рассказываем, на кого распространяется эта обязанность, что считать подозрительными операциями и как правильно о них сообщать.

С 23 апреля 2021 года вступают в силу новые правила информирования Росфинмониторинга о подозрительных сделках и операциях (постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569). Правила распространяются, в том числе, на организации и ИП, которые оказывают бухгалтерские (аудиторские) услуги.

В соответствии с новыми правилами, указанные компании и ИП обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрениях, что сделки или операции их клиентов могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.

За непредставление сведений о подозрительных сделках для бухгалтерских компаний предусмотрена административная ответственность с довольно солидными штрафами.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 23.04.2021 года организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги, нотариусы, адвокаты и аудиторы должны информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках и операциях своих клиентов.

2. Подозрительные - сделки, которые могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.

3. Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге.

4. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.

5. Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (штраф до 400 000 рублей).

Кто обязан сообщать о подозрительных операциях

  • организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги;
  • адвокаты;
  • нотариусы;
  • организации и ИП, оказывающие юридические услуги;
  • аудиторские компании;
  • индивидуальные аудиторы.

shutterstock_1616887105 (1).jpg

При этом исполнять данную обязанность все вышеуказанные субъекты должны не во всех случаях, а только когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.

Какие сделки Росфинмониторинг считает подозрительными

В целях выявления подозрительных операций бухгалтерские фирмы должны руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

В частности, к подозрительным относятся:

  • сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделки, не соответствующие уставным целям клиента;
  • операции, при совершении которых клиент отказывается предоставлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов;
  • операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики;
  • существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
  • неоправданно поспешно совершаемые операции;
  • сделки, объектом которых являются предметы искусства;
  • немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции;
  • операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи;
  • совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев;
  • сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
  • многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
  • осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.

Выявив любую из вышеуказанных сделок/операций, бухгалтерская компания должна не позднее 3 последующих рабочих дней сообщить о такой сделке или операции в Росфинмониторинг.

Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме

  • сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
  • вид операции/сделки и основания ее совершения;
  • дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Направление сведений в Росфинмониторинг на физическом носителе

Штрафы за непредставление сведений в Росфинмониторинг

Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно данной норме, совершение подобного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:

  • от 30 000 до 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц бухгалтерских/аудиторских организаций;
  • от 200 000 до 400 000 рублей – для бухгалтерских организаций.

Кроме того, бухгалтерской фирме это же самое нарушение может грозить административным приостановлением деятельности на срок до 60 суток.

Если непредставление сведений повлечет легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, то действия организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, будут квалифицироваться по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие санкции:

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

Ко мпания основана в 1996 году

Новый порядок работы с личным кабинетом Росфинмониторинга с 2020 года

Росфинмониторинг приказом №175 от 20.07.2020 утвердил новый порядок ведения личного кабинета, порядок доступа к нему и порядок его использования, которые применяются 20 сентября 2020 года

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20.07.2020 г. № 175 "Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования" установил много новых требований как к самому Росфинмониторингу, так и к пользователям личного кабинета.

Произошедшие изменения комментирует эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ/ФРОМУ Павел Смыслов.

Кто должен иметь личный кабинет.

Приказом №175 был определен круг пользователей личного кабинета. Среди них:

- индивидуальные предприниматели, указанные в части второй статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ;

- адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, указанные в пункте 1 статьи 71 Федерального закона № 115-ФЗ;

- аудиторские организации и индивидуальные аудиторы;

- хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации;

- федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации;

- надзорные органы, осуществляющие контроль за исполнением физическими и юридическими лицами Федерального закона № 115-ФЗ;

- отельные правоохранительные органы;

- некоторые иные органы и организации.


Как зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Бумажные заявки отныне вне закона.

Установлен порядок получения доступа в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Зарегистрировать личный кабинет с помощью заявки, отправленной на бумажном носителе по почте или нарочно, как было ранее, теперь стало невозможным.

Так, пользователям, у которых доступ к личному кабинету отсутствует, в целях обеспечения его получения необходимо:

- сформировать заявление на получение доступа к личному кабинету в форме электронного документа посредством заполнения соответствующей специализированной формы, размещенной на официальном сайте Росфинмониторинга.

- при получении на электронную почту, указанную в заявлении на получение доступа, письма Росфинмониторинга перейти по указанной в данном письме ссылке для подтверждения адреса электронной почты и продолжения процедуры предоставления доступа к личному кабинету.

Срок ожидания поступления на электронную почту, указанную в заявлении на получение доступа, письма Росфинмониторинга, необходимого для подтверждения адреса электронной почты, составляет не более трех рабочих дней со дня направления в Росфинмониторинг заявления на получение доступа.

Организации, которые встают на учет в Росфинмониторинг (агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей), доступ к личному кабинету получают одновременно с уведомлением о постановке их на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.

Как войти в личный кабинет.

Доступ пользователя к личному кабинету осуществляется посредством прохождения им процедуры авторизации, которая возможна с использованием:

- Учетной записи пользователя в федеральной государственной информационной системе ЕСИА.

Что размещается в личном кабинете Росфинмониторинга.

Приказ Росфинмониторинга №175 от 20.07.2020 диверсифицировал состав размещаемой в кабинете информации в зависимости от вида пользователей.

Так, в личном кабинете среди прочего размещаются:

- перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, причастности к распространению оружия массового уничтожения;

- списки лиц, в отношении которых действует решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества;

постановления Росфинмониторинга и решения суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

разъяснения Росфинмониторинга по вопросам применения законодательства по ПОД/ФТ;

Как закрыть личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.

Приказом Росфинмониторинга №175 от 20.07.2020 установлен порядок прекращения ведомством доступа пользователей к личному кабинету. Среди прочих оснований для закрытия личного кабинета выделим то, что теперь закрыть личный кабинет на сайте Росфинмониторинга можно путем отправки заявления на прекращение доступа к личному кабинету, заполненного с использованием соответствующей специализированной формы, размещенной в личном кабинете.

О размещении информации в личном кабинете Росфинмониторинга пользователь информируется по e-mail.

Учетные сведения в личном кабинете необходимо актуализировать.

Приказом Росфинмониторинга №175 от 20.07.2020 установлено, что теперь актуализация идентификационных данных осуществляется пользователем посредством внесения в них изменений в личном кабинете в течение десяти рабочих дней, следующих за днем изменения идентификационных данных пользователя.

Росфинмониторинг предупредит о плановых технических работах в личном кабинете.

При необходимости проведения плановых технических или регламентных работ, в ходе которых доступ пользователей к документам (информации), размещенным в личном кабинете, или сервисам личного кабинета будет невозможен, уведомление об этом должно быть размещено Федеральной службой по финансовому мониторингу на официальном сайте на странице входа в личный кабинет не менее чем за двенадцать часов до начала таких работ с указанием их продолжительности. Суммарная длительность плановых технических или регламентных работ не должна превышать восьми часов в месяц.

Информация о сбое в работе личного кабинета будет зафиксирована.

В случае возникновения обстоятельств, повлекших прекращение доступа к личному кабинету, на официальном сайте на странице входа в личный кабинет в срок, не превышающий двух часов рабочего времени с момента установления произошедшего сбоя, Росфинмониторингом размещается информация о предполагаемых сроках его устранения.

Отметим, что информация о проведении плановых технических или регламентных работ и о произошедшем сбое в работе личного кабинета будет доступна пользователям в личном кабинете не менее одного календарного года со дня ее размещения.

Какую помощь в работе личного кабинета оказывают пользователям технические специалисты Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга.

Мы готовы "под ключ" оказать Вам следующие услуги :

- Регистрацию в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга (через электронную заявку);

- Получение и установка/настройка электронной цифровой подписи для работы в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга / Банка России;

- Установка и настройка КриптоПро и КриптоАрм;

- Решение технических проблем с работой в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.

В отдельное самостоятельное направления нами выделена услуга "Платная техническая поддержка личного кабинета Росфинмониторинга".

Также обратите внимание на нашу отдельную услугу: ведение личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.


эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!


Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:





- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:


Мы в социальных сетях:


Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя


Порядок ведения личного кабинета и Порядок доступа к личному кабинету и его использования, утверждены Приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) от 20.07.2020 № 175.

Вопрос № 15

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ АДВОКАТА НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ
РОСФИНМОНИТОРИНГА: НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛИ
ОТКРЫТИЯ, МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

— сделки с недвижимым имуществом;

— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций,

во всех данных случаях открытие Личного кабинета обязательно;

во-вторых, обеспечением надлежащего качества и полноты юридической помощи, оказываемой доверителю, в целях защиты его прав и законных интересов, чему способствует получение актуальной информации (базы данных, реестры и прочие сведения), которая становится доступной адвокату посредством открытия личного кабинета на информационном ресурсе Росфинмониторинга (Решение Совета Федеральной палаты адвокатов от 04.12.2017, протокол N 8).

Цель открытия Личного кабинета – возможность электронного взаимодействия адвоката (пользователей личного кабинета) с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Личный кабинет используется адвокатом для получения (п. 11.2 Приказа Росфинмониторинга от 20.07.2020 N 175):

— информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении корректировок в содержащиеся в названном перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах;

— информации о решении об удовлетворении международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами письменного мотивированного заявления о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (п. 2.5 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ);

— информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении изменений в сведения об организациях и (или) о физических лицах, содержащиеся в названном перечне;

— информации об удовлетворении органами, специально созданными решениями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, письменного мотивированного заявления о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (п. 7 ст. 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ);

— электронного образа выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и списка лиц, в отношении которых действует решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества;

— доклада о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

— разъяснений Росфинмониторинга по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Для передачи информации о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.


Обратите внимание! Заполняя любую форму на сайте и отправляя внесённые в неё сведения, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

С 10 января 2021 года в России вступили новые правила контроля над финансами граждан. Неудивительно, что многих россиян эти нововведения если и не испугали, то уж точно напрягли. Циан.Журнал выяснил у экспертов, кому и при каких обстоятельствах стоит волноваться.

Что нового?

Эксперт отмечает, что принятые поправки обязывают банковские структуры и иные уполномоченные лица сообщать органам финансовой разведки обо всех без исключения случаях внесения и снятия наличных денежных средств на и со счета юрлица (вне зависимости от цели платежа), а также обо всех без исключения операциях с наличными/безналичными денежными средствами, связанными с приобретением/отчуждением недвижимого имущества на сумму свыше 3 млн рублей.


Получается, под это требование подпадают сделки практически с любой жилой недвижимостью, расположенной в любых относительно крупных городах или рядом с ними. Кстати, поправки затрагивают не только сделки на сумму свыше 3 млн рублей, но и более скромные варианты в 100 тыс. рублей (они касаются переводов на мобильные телефоны и к теме недвижимости не относятся, поэтому на них мы подробно останавливаться не будем).

Как объяснил Сергей Учитель, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, кроме банков предоставлять отчеты Росфинмониторингу должны будут и иные организации, проводящие операции с деньгами или иным имуществом (лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, риэлторы, юристы и другие).

По ком звонят колокола?

Автоматической проверки по каждому такому случаю не ожидается, но она не исключена — рядовые законопослушные граждане от нововведений вряд ли пострадают. Совсем другое дело — те, кто придумывает и практикует не совсем законные схемы.

Сергей Учитель, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper


Гораздо больше неудобств и хлопот поправки добавили бизнесу: ведь именно на плечи банков ложится контроль за снятием расходно-денежных средств.

Как это будет происходить?

А вот тут есть разные мнения. Начнем с официального. Когда лицо вносит сумму, превышающую лимит 3 млн рублей, банковские служащие (или уполномоченные лица) предложат подтвердить легальность и источник происхождения этих денежных средств — с последующей передачей полученной информации в Росфинмониторинг.

В случае явного несоответствия плательщика предполагаемому социальному статусу ведомство вправе передать соответствующие сведения в налоговые или правоохранительные органы.

Речь идет о контроле как безналичных, так и наличных расчетов, когда деньги кладутся в банковскую ячейку.

Сергей Вишняков допускает ситуацию, при которой в депозитарий вместе с продавцом, пытающим получить доступ к ячейке, спускаются наблюдатели, в присутствии которых он и будет открывать эту ячейку: процесс фиксируется, деньги пересчитываются, составляется акт… Всё это будет не только отнимать массу времени у всех участников процесса (по сути это конвейер — вытаскивать банковских клерков на каждую операцию с ячейкой сложновато), но и создавать риски мошенничества и грабежей: ведь о том, что у определенного человека появилась крупная сумма денег, будут знать посторонние.

Согласятся ли банки пренебрегать тайной депозитарного хранилища и безопасностью клиентов? Эксперт в этом не уверен.

По всей видимости, теперь участникам сделки просто придется заранее собирать дополнительные документы, чтобы подстраховаться на случай проверки.

Вознаграждение на 600 тыс. рублей

Покупателям недвижимости будет полезна и уточняющая информация. Отныне в зону контроля Росфинмониторинга попадает операция, когда юридическое лицо перечисляет на карту своего работника действительное или несуществующее вознаграждение свыше 600 тыс. рублей, а тот затем снимает эту сумму в банкомате (вариант — когда происходит снятие наличных денежных средств с корпоративной карты на сумму свыше 600 тыс. рублей).


Напомним, раньше контролю подлежали операции по снятию или зачислению наличных денежных средств свыше 600 тыс. рублей на счета организации, которые не соответствовали характеру ее хозяйственной деятельности. Теперь контролируются все операции на такую сумму (или превышающие ее).

Читайте также: