Обработка и предоставление данных сотрудникам суда

Обновлено: 07.07.2024

С 1 марта 2021 года вступили в силу новые правила обработки и распространения общедоступных персональных данных. Рассказываем, что изменилось в работе с общедоступными личными сведениями граждан, и какие штрафы теперь грозят за нарушение правил сбора и распространения таких персональных данных.

Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.

3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.

5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.

6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.

7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.

Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.

Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.

Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.

Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению

Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.

shutterstock_1017337375.jpg

Для этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.

Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).

В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.

Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.

Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Персональные данные − это прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу информация, с помощью которой он может быть идентифицирован. К персональным данным относятся ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, дата рождения, адрес (регион, город, улица, дом, квартира), образование, место работы, семейное и социальное положение, сведения о здоровье, уровень дохода и т.д., то есть, любые сведения, по которым можно идентифицировать человека. При этом, чтобы считать данные персональными, их необходимо использовать в совокупности, так как только лишь по фамилии или по данным об образовании идентифицировать личность невозможно.

Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.

Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

shutterstock_1794229696.jpg

При этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

  • ФИО заявителя;
  • контактную информацию заявителя (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.

Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

Из ст.6.1 63-ФЗ следует, что адвокатский запрос представляет собой официальное обращение адвоката в органы власти, различные организации о предоставлении сведений, справок, характеристик и прочих документов, без которых невозможно оказание квалифицированной правовой помощи. Ответ на запрос организации обязаны предоставить в течение 30 суток, а если требуется дополнительное время на сбор сведений, то указанный срок может быть продлен еще на 30 дней.

Если организация или орган власти не предоставит адвокату запрашиваемую информацию, передаст ее в искаженном виде или нарушит установленные сроки, то их ждет административная ответственность по ст.5.39 КоАП. Возможное наказание за нарушение достаточно мягкое – штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Однако есть ситуации, при которых организации не обязана предоставлять адвокату запрашиваемые сведения:

  1. Организация не располагает интересующей юриста информацией.
  2. Адвокатский запрос составлен с нарушением закона, либо не соблюден алгоритм его подачи.
  3. Требуемые сведения относятся к информации с ограниченным доступом.

Если с первыми двумя пунктами все понятно, то на третьем стоит остановиться поподробнее. Итак, доступ к информации может быть ограничен в целях необходимости защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны и безопасности страны. В 149-ФЗ сказано, какая именно информация находится в ограниченном доступе:

  • государственная тайна;
  • коммерческая тайна;
  • профессиональная тайна;
  • служебная тайна;
  • личная тайна;
  • семейная тайна;
  • персональные данные граждан;
  • иная охраняемая законом информация.

По общему правилу, указанные сведения по адвокатскому запросу не предоставляются.

Когда персональные данные по адвокатскому запросу могут быть предоставлены

Согласно ст.7 152-ФЗ, лица, имеющие доступ к персональным данным, обязаны не передавать информацию третьим лицам без согласия на то субъектов персональных данных. Иными словами, если гражданин, предоставивший свои персональные данные, дал такое согласие, то сведения могут быть переданы в рамках адвокатского запроса.

Что делать гражданину, не желающему, чтобы его персональные данные передавались третьим лицам (в том числе через адвокатский запрос)? Физлицо вправе отозвать свое согласие путем направления соответствующего уведомления в адрес оператора (например, администратора доменного имени и т.д.). Точный адрес для отправки уведомлений, как правило, указывается в Политике конфиденциальности. Оператор, получивший письмо, обязан удалить персональные данные в течение 30 дней. Однако гражданин должен быть готов к тому, что вторая сторона прекратит договорные отношения.

Почему это возможно?

Есть еще один момент, который заключается в цели обработки персональных данных. Например, во многих типовых согласиях на обработку персональных данных основной целью регистратора доменного имени является выполнение услуг по Договору, заключенному с заказчиком (обслуживание доменного имени, направление уведомлений, обработка заявлений от клиента и т.д.). В приложении к согласию могут быть указаны IT-организации, которым может передаваться информация, и с технической точки зрения без такой передачи регистратор действительно не состоянии осуществлять свою деятельность. Однако, например, передача данных по адвокатскому запросу никаким образом не связана с целью сбора персональных данных регистратором. Следовательно, если гражданин запретит передавать свои данные именно по адвокатским запросам, то регистратор обязан выполнить это требование: прочие действия по обработке персональных данных будут продолжены.

Алгоритм действий будет выглядеть примерно следующим образом:

Сайты, передавшие без согласия граждан персональную информацию о них по адвокатскому запросу, могут быть оштрафованы по ст.13.11 КоАП РФ на сумму 75 тысяч рублей. Граждане, пострадавшие от незаконных действий оператора, могут обратиться в суд. Конечно, чаще всего граждане судятся с кредитными учреждениями по поводу предоставления последними персональных данных коллекторским организациям. Однако встречаются ситуации, когда субъекты подают в суд и по причине неправомерной передачи данных по адвокатским запросам.

Приведем пример

Три гражданина обратились в суд с иском к администрации МО Репьевский сельсовет об обязании прекратить передачу и обработку их персональных данных, уничтожении персональных данных граждан и компенсации морального вреда. Было установлено, что сельсовет по адвокатскому запросу предоставил персональные данные из похозяйственной книги о месте проживания истцов. Граждане не предоставляли своего согласия администрации МО Репьевский сельсовет на обработку своих данных.

Также суд обнаружил следующие нарушения:

  • адвокатский запрос не содержал данных о лице, в чьих интересах действует адвокат;
  • администрация предоставила данные о трех гражданах, хотя адвокат запрашивал информацию только на одного субъекта.

По этим причинам иск граждан был удовлетворен: МО Репьевский сельсовет было запрещено обрабатывать и передавать персональные данные третьих лиц. Однако компенсация морального вреда оказалась совсем небольшой: вместо 100 тысяч на каждого истца суд присудил по 1 500 рублей. Если бы граждане представили убедительные доказательства своих моральных страданий, скорее всего, компенсация была бы намного выше.

Итак, как мы видим, адвокатский запрос имеет меньшую юридическую значимость, чем, например, запрос правоохранительных органов. И поэтому у гражданина есть реальная возможность сохранить свои персональные данные в тайне. Однако каждая ситуация сугубо индивидуальна, поэтому если Вы хотите узнать, как можно защитить собственную личную информацию, - посоветуйтесь с опытным уголовным адвокатом.


Работодатель, принимая на работу нового сотрудника, запрашивает у него согласие на обработку персональных данных.

Сегодня разберем, что такое персональные данные, какой правовой режим устанавливается в отношении персональных данных и какие обязанности возникают у работодателя.

Под персональными данными понимаетсялюбая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Т.е. персональными данными является огромное количество информации, позволяющей идентифицировать человека, начиная от даты рождения, фамилии, имени, отчества, и заканчивая информацией о расовой, национальной принадлежности человека, его политических взглядах.

Можно привести примерный перечень персональных данных работника:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • адрес места регистрации/места жительства;
  • сведения, содержащиеся в документах, предоставляемых при трудоустройстве: паспорте, трудовой книжке, документе об образовании, свидетельстве о государственном пенсионном страховании;
  • сведения о трудовом (страховом) стаже;
  • сведения о привлечении работника к материальной ответственности;
  • сведения о состоянии здоровья и результатах медицинского обследования работника;
  • любые иные сведения, позволяющие определить работника.

В терминах Закона № 152-ФЗ организация-работодатель является оператором персональных данных, так как организует и осуществляет обработку персональных данных, а также совершает иные действия с персональными данными.

Следовательно, работодатель при принятии на работу работника, оформляя должным образом все необходимые документы, будет являться оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

Источник получения персональных данных

Источником получения персональных данных о работнике может являться не только он сам. Однако, для исключения возможных неточностей все персональные данные работника следует получать у него самого.

Если персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных.

Работа с персональными данными

Однако из данного правила имеются исключения. В частности, допускается обработка персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Данное правило распространяется и на стороны трудового договора, то есть работника и работодателя.

Из сказанного следует, если работодатель получает от работника, хранит и передает лишь ту информацию, которая необходима для исполнения трудового договора, получение согласия работника на такие действия не требуется.

Возникает большое количество вопросов относительно контактных данных работника, ведь отсутствие такой информации не влечет невозможность исполнения трудового договора. Согласно статье 65 ТК РФ предоставление каких-либо документов с контактными данными не требуется. Поэтому, если работодатель желает получить такого рода информацию (а также иную информацию, неполучение которой не влечет невозможность исполнения договора), ему необходимо получить на это согласие работника.

Между тем, даже если у работника не берется согласие на обработку персональных данных, в целях соблюдения положений статьи 86 ТК РФ работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Статьей 88 ТК РФ установлены требования к передаче персональных данных работника.

Так, работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника и в иных предусмотренных законодательством случаях.

Были даны разъяснения, в каких случаях при передаче персональных данных работника третьим лицам согласия работника не требуется:

  • в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ;
  • в банковские организации, открывающие и обслуживающие банковские карты для начисления заработной платы в случаях:
  • когда договор на выпуск банковской карты заключался напрямую с работником и в его тексте предусмотрены положения, предусматривающие передачу работодателем персональных данных работника;
  • наличия у работодателя доверенности на представление интересов работника;
  • когда соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре

Доступ к персональным данным работника должен быть разрешен только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

Защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты обеспечивается работодателем за счет собственных средств.

Отдельные вопросы порядка работы с персональными данными

Работодатель вправе обрабатывать персональные данные уволенного работника в случаях и в сроки, предусмотренные федеральным законодательством. К таким случаям, в частности, относится обработка персональных данных для целей бухгалтерского и налогового учета. Также в случаях наличия согласия работника работодатель вправе хранить копию трудовой книжки уволенного работника.

Интересна позиция Роструда при оформлении пропусков для доступа к месту работы, которые представляют собой копию паспорта работника. Так, на сайте Роструда был задан вопрос, нарушает ли положение о защите персональных данных предъявление такого рода пропуска сотрудникам охранной организации (то есть третьему лицу). По мнению Роструда, оформление такого рода пропусков и обязание работников предъявлять такие пропуска сторонней организации возможно только с письменного согласия работника.

Необходимо отметить, что в случае хранения в личном деле каких-либо документов, касающихся родственников работников (например, копия свидетельства о рождении ребенка для получения вычета, копии свидетельства о заключении брака, др.), работодатель должен получить согласие на обработку персональных данных либо от совершеннолетних членов семьи, либо от самого работника, как полномочного представителя своих несовершеннолетних детей.

Кроме того, в целях соблюдения положений законодательства о персональных данных, не допускается издание одного приказа, например, о переводе нескольких работников на новые должности, так как такой приказ будет нарушать конфиденциальность персональных данных: в приказ включается информация о заработной плате каждого работника, а такие сведения не подлежат разглашению третьим лицам.

Многих работодателей интересует вопрос о возможности ведения видеонаблюдения на территории организации и необходимости получения согласия работников. Из статьи 22 ТК РФ вытекает право работодателя осуществлять контроль за трудовой деятельностью работников. Формы такого контроля законодательством не установлены. Они закрепляются локальными нормативными актами, действующими в организации. Следовательно, для введения системы видеонаблюдения работодателю необходимо издать соответствующий локальный нормативный акт, с которым ознакомить работников.

При осуществлении контроля работодатель обязан соблюдать конституционные права граждан, а также требования законодательства о защите персональных данных работников.

Ответственность за нарушения в сфере обработки персональных данных

Статьей 13.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо их обработка, не совместимая с целями сбора персональных данных. Организация по этой норме будет оштрафована на сумму от 30 000 до 50 000 рублей.

Частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения, который образует обработка персональных данных без письменного согласия их субъекта (работника) либо обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в письменное согласие. Должностному лицу компании-работодателя грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а организации — от 15 000 до 75 000 рублей.

АКЦИЯ ГОДА

Маркина Т. Ю.

2021 год — всплеск изменений в законодательстве по персональным данным. О том, что нужно знать кадровику, какие документы проверить и как привести их в соответствие новым требованиям, какова ответственность, рассказывает Мария Финатова, юрист по трудовому праву, эксперт в области работы с персональными данными и автор вебинара про изменения в работе с персональными данными.

  • Скачайте бесплатно шпаргалку в конце статьи: случаи, когда Роскомнадзор можно не уведомлять о начале обработки персональных данных.

В конце статьи есть шпаргалка

Мария Финатова

Мария, давайте начнем с краткого обзора изменений законодательства. На что нужно обратить внимание?

Основные изменения произошли в марте и июле. К осени мы ожидаем выход нормативных правовых актов, которые будут определять порядок работы с получением согласия на распространение персональных данных через информационную систему Роскомнадзора и порядка работы в ней. Пока документы проходят официальные чтения.

С 1 марта 2021 года:

С 1 июля 2021 года:

Есть ли обязательный перечень документов по персональным данным для организаций?

Перечень обязательных документов по персональным данным, которые должны быть в каждой организации, зависит от того, каким оператором является работодатель и какие персональные данные он обрабатывает.

Оператор — это юридическое или физическое лицо (например, индивидуальный предприниматель или лицо, с которым заключен гражданско-правовой договор), осуществляющее обработку персональных данных. Круг прав и обязанностей в области обработки персональных данных будет зависеть от целей и задач конкретного оператора.

Основные обязательные документы:

  • Политика в отношении персональных данных — в первую очередь должна быть в организации (ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ). ​

Обратите внимание: законодательно требований к документу не установлено. Есть разъяснения Роскомнадзора по его содержанию. Рекомендуем их учитывать.

  • Локальный нормативный акт по персональным данным — определяет порядок обработки персональных данных в конкретной организации, с ним должны быть ознакомлены все работники под подпись. Наличие документа обусловлено требованием ст. 86 Трудового кодекса РФ.

При анализе содержания локального нормативного акта по персональным данным необходимо руководствоваться:

Требования к форме согласия установлены ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ. Количество согласий на обработку персональных данных зависит от количества субъектов, чьи данные обрабатываются в организации.

Пример: от работника необходимо получить как минимум два согласия: одно при прохождении собеседования (когда он еще соискатель) и второе, когда он уже стал работником, до заключения с ним трудового договора.

Внимание: с 1 марта 2021 года в организации нужно также оформлять новый документ — согласие на распространение персональных данных (ст. 10.1 Федерального закона № 152-ФЗ).

Это минимальный список обязательных документов по персональным данным, который должен быть в каждой организации.

Точный перечень зависит от того, какие данные обрабатываются организацией и какие законодательные требования к их обработке установлены.

Каковы штрафы за нарушения обработки и распространения персональных данных?

Все действия с персональными данными относятся к их обработке: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение, изменение, использование, передача, обезличивание, блокирование, уничтожение и т.д.

Любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, считаются распространением персональных данных и требуют наличия согласия.

Ответственность предусмотрена ст. 13.11 п. 2, 2.1 КоАП РФ. В случае если порядок получения согласия нарушен, его форма неверная или в ней отсутствуют частично обязательные условия, грозит увеличенный штраф:

  • для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.
  • для юридических лиц — от 30 000 до 150 000 руб.

За повторное нарушение ввели новые штрафы:

  • для должностных лиц — от 40 000 до 100 000 руб.
  • для индивидуальных предпринимателей — от 100 000 до 300 000 руб.
  • для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

Назовите контрольные точки. Что нужно знать кадровику, чтобы не попасть на штрафы?

Что необходимо проверить:

Нужно ли уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных? И что будет, если этого не сделать?

Да, уведомлять органы Роскомназдора о начале обработки персональных данных обязательно в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанной статьей. Если вы попадаете под исключения, то уведомлять Роскомнадзор не требуется:

  • перечень случаев-исключений смотрите в шпаргалке (скачайте в конце статьи).

В конце статьи есть шпаргалка

За нарушение порядка уведомления Роскомнадзора предусмотрена административная ответственность. Работодателю грозит предупреждение или наложение административного штрафа:

  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.;
  • для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.

Любой аудит начинается с определения перечня документов, которые будут подлежать проверке.

  • В обязательном порядке необходимо проверить не только правильность оформления документов, но и каким образом выстроены процессы и процедуры при осуществлении обработки персональных данных.

Алгоритм действий:

  1. Отберите документы по персональным данным, которые будут подлежать проверке: локальные нормативные акты, согласия от работников, соискателей, третьих лиц, и др. субъектов, чьи данные обрабатываются), приказы, инструкции, регламенты, типовые формы документов, содержащие персональные данные. Проанализируйте их на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
  2. Проверьте порядок получения персональных данных от каждого субъекта.
  3. Проанализируйте, как осуществляется обработка персональных данных за пределами организации третьими лицами и внутри организации — при передаче из отдела в отдел по электронной почте, телефону, по запросу.
  4. Результаты аудита оформите актом или заключением. Форма может быть любой — главное, выявить нарушения, для того чтобы их можно было в дальнейшем устранить.

Какие самые частые нарушения допускают кадровики при работе с персональными данными?

Самые распространенные нарушения по персональным данным:

  1. Обработка персональных данных соискателя и третьих лиц без получения от них согласия в установленном порядке.
  2. Использование согласия на обработку персональных данных по форме, не соответствующей требованиям норм действующего законодательства.
  3. Отсутствие или неразмещение Политики в отношении персональных данных на сайте организации либо необеспечение неограниченного доступа к данному документу в организации.
  4. Несоответствие локального нормативного акта по персональным данным требованиям норм действующего законодательства.
  5. Отсутствие в организации ответственного лица или лиц за организацию обработки персональных данных.
  6. Незаконная передача персональных данных третьим лицам (без согласий либо с согласиями, оформленными с нарушениями).
  7. Нарушение порядка хранения и уничтожения персональных данных в информационных системах и на бумажных носителях.
  8. Нарушение порядка предоставления персональных данных или документов, содержащих персональные данные работников.

О том, как Роскомнадзор проводит проверки, на что обращает особое внимание, читайте в статье Марии Финатовой Проверки Роскомнадзора. Как подготовиться работодателю.

Какие согласия нужно взять с работника при приеме на работу?

  • При приеме на работу необходимо получить от работника согласие на обработку тех его персональных данных, которые работодатель собирается обрабатывать в деловых целях, а не для исполнения требований норм действующего законодательства.

Пример: для создания адреса электронной почты, оформления визиток, поздравления с днем рождения, указания в графике работ и т.д. (ст. 6 и 9 Федерального закона № 152-ФЗ).

  • Если работодатель будет распространять персональные данные работника, то ему необходимо получить на это отдельное согласие от работника (ст. 10.1 Федерального закона № 152-ФЗ).
  • Еще одно согласие в обязательном порядке работодатель как оператор персональных данных должен получить до начала трудовых отношений, когда работник имеет статус соискателя и его данные обрабатываются в других целях, нежели при трудоустройстве.

Есть ли срок действия согласий, которые мы берем у работников, нужно ли их обновлять?

У согласий, которые предоставляет работник на обработку персональных данных, безусловно, есть срок действия. Его определяет сам работник — это является одним из обязательных условий в соответствии с требованиями п. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ.

Внимание: от корректности указанного работником срока действия согласия зависит возможность обработки оператором его персональных данных. Не рекомендуется устанавливать срок на период действия трудовых отношений, так как после увольнения работника вы обязаны будете прекратить обработку его данных, указанных в согласии, и уничтожить персональные данные в установленные законом сроки — в течение 30 дней.

На указание срока влияют цели обработки и перечень осуществляемых действий с персональными данными.

Рекомендация: при подписании согласия разъясните работнику, для чего указан срок обработки персональных данных и почему он такой. Как правило, на практике операторы сами указывают срок в форме согласия, а субъекты подписывают его и вопросов не возникает. Но следует помнить, что субъект может при подписании согласия изменить срок как на больший, так и на меньший, ведь это его законное право. Оптимально — договориться с работником и указать срок, удобный обеим сторонам. Плюс работодателю будет удобно учесть требования архивного законодательства. Например, прописать срок 75 лет.

Как реагировать на запрос сведений о работниках сторонними организациями? Кому можно отказать, а кому нет? Как аргументировать свои действия?

Когда можно предоставлять персональные данные без согласия работника

Предоставлять персональные данные субъекта сторонним организациям без его согласия можно, если эти случаи предусмотрены законом. Например, идет судебный процесс и суд делает соответствующий запрос по работнику — работодатель может сообщить сведения, получать согласие у работника он не обязан.

Когда нельзя предоставлять персональные данные без согласия работника

На практике может случиться, что в организацию поступает звонок от потенциального работодателя или из банка с вопросами о работнике. Такой запрос не предусмотрен нормами действующего законодательства. Работодатель не имеет права раскрывать данные работника третьим лицам без его согласия, которое должно быть получено с соблюдением требований ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ.

Важно: нельзя передавать или подтверждать по телефону действительность и принадлежность персональных данных субъекта (работника, соискателя, третьего лица и др.), так как по телефону сложно идентифицировать лицо, от которого поступает звонок. При подобной передаче сведений может быть нарушен порядок обработки и разглашены персональные данные постороннему лицу. Предоставление персональных данных возможно только на основании письменного запроса от третьего лица, которому необходимы персональные данные.

Как действовать при запросе данных третьими лицами

  • Главное условие, чтобы это был запрос от того юридического или физического лица, кто хочет получить персональные данные. Поясните, что ответ будет предоставлен только при наличии письменного согласия субъекта персональных данных. Если данные необходимо получить вашей организации, действуйте по аналогии — направляйте официальный запрос.

Сбор сведений в рамках зарплатного проекта является обработкой персональных данных?

Да, так как банк является третьим лицом, которому будут предоставляться персональные данные работника. Для их предоставления от работника необходимо получить согласие на передачу персональных данных, в котором помимо общих условий указать название банка, адрес его местонахождения, перечень передаваемых персональных данных банку, цели передачи, перечень действий, совершаемых с персональными данными. Требования к форме согласия предусмотрены п. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ.

Работодатель собирает сведения о детях работников с целью вручения подарков к праздникам — как правильно оформить процедуру?

Оптимальный перечень документов на работника: какие данные запрещено требовать и хранить?

Помните, что работодатель вправе запрашивать у работника как при приеме на работу, так и в дальнейшем только те документы, которые являются обязательными по закону:

  • документ, удостоверяющий личность, СНИЛС (если он есть у работника), военный билет, документ об образовании и т.д.

Обработка иных дополнительных персональных данных из документов, предоставленных работником, требует наличия согласия на обработку персональных данных от работника.

Запрашивать нужно только те документы, которые в первую очередь необходимы для выполнения требований законодательства, а во вторую очередь — для целей работодателя.

  • Пример целей, определенных законом: для приема на работу, для заключения трудового договора, для начисления заработной платы, для предоставления отпуска и т.д.
  • Пример целей работодателя: создание адреса электронной почты с указанием имени или фамилии работника, для оформления визиток, для поздравления с днем рождения, для заказа пропуска и т.д.

Оптимально хранить оригиналы документов, необходимые работодателю:

  • к таким документам относятся трудовой договор, письменные соглашения к нему, согласия на обработку и распространение персональных данных, заявления, приказы, личная карточка Т-2.

Хранение копий документов возможно только в случаях, разрешенных законодательством, либо для исполнения обязательств по договору с третьими лицами. В противном случае, если копии документов будут храниться без достаточных на то законных обоснований, это может быть признано избыточными персональными данными по отношению к заявленным целям обработки, что, в свою очередь, нарушает порядок обработки персональных данных и влечет возможность привлечения к административной ответственности.

Рекомендации кадровикам по работе с персональными данными работников

Мария Финатова

Мы наблюдаем тенденцию стремительного изменения законодательства по персональным данным. Рекомендую держать руку на пульсе, ведь одновременно с изменениями в порядке оформления документов и процессов по персональным данным ужесточается и ответственность за нарушения.

Штрафы выросли в разы и достигают уже не тысячных, а миллионных цифр в отношении операторов, которые допускают нарушения по ПД.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Случаи, когда Роскомнадзор можно не уведомлять о начале обработки ПД 548.7 КБ

Читайте также: