Обеспечение деятельности конституционного суда рф осуществляется кем

Обновлено: 07.07.2024

(исключительно его "внутренним делом". Как говорится в этой статье, данный суд "независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов".

Он "самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности". "Какое бы то ни было,— говорится в ч. 4 названной статьи Закона,— ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Феде-ральным конституционным законом, не допускается".

Непосредственно организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ призваны заниматься главным образом его Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь, работники Секретариата и других вспомогательных подразделений, компетенция которых в общих чертах описана выше (см. § 2 гл. Х учебника).

Важную роль призваны выполнять и рабочие совещания судей. О них в § 60 Регламента Конституционного Суда РФ говорится:

"1. Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Законом о Конституционном Суде в заседаниях Конституционного Суда, проводятся рабочие совещания судей.

2. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда либо, по его поручению, заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей.

3. На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.

4. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда.

5. На рабочие совещания судей не распространяются положения пункта 8 части первой статьи 18, части пятой статьи 72 и части четвертой статьи 114 Закона о Конституционном Суде.

7. На рабочих совещаниях судей может вестись протокол или стенограмма.

8. Решения рабочего совещания судей имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников его аппарата".

Вместе с тем реально некоторые важные функции, связанные с организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ, выполняются и другими государственными органами. Среди них следовало бы назвать прежде всего Президента РФ, который

своими указами наполняет конкретным содержанием положения об обеспечении материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда РФ и его деятельности в целом. Например, он установил размеры заработной платы судей и других их доходов (материальной помощи, выдаваемой судье при предоставлении очередного отпуска, надбавок к зарплате за выслугу лет, наличие ученой степени и звания, знание иностранных языков, компенсаций за продуктовый паек, не полученный в натуральном виде, неподотчетных денег на представительские расходы и т.д.), льготы по оплате коммунальных услуг по месту жительства судей и членов их семей (электроэнергия, теплоснабжение, телефон, газ и т.п.), порядок улучшения жилищных условий судей и приватизации предоставляемого им жилья, бесплатный проезд на всех видах транспорта (кроме такси) по всей территории Российской Федерации, обеспечение каждого судьи служебным автомобилем и т.д.

Участвует в организационном обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и Администрация Президента РФ. Пункт 4 Указа Президента РФ "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" от 15 сентября 1995 г. № 947 предусматривает, к примеру, следующее:

"4. Управлению делами Президента Российской Федерации:

обеспечить медицинское, санаторно-курортное и социально-бытовое обслуживание судей Конституционного Суда Российской Федерации и членов их семей, а также сотрудников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и членов их семей в порядке и на условиях, установленных соответственно для членов Правительства Российской Федерации и членов их семей и для соответствующих категорий федеральных государственных служащих Аппарата Правительства Российской Федерации и членов их семей;

прикрепить комбинат питания Конституционного Суда Российской Федерации к подсобным хозяйствам, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации".

Вносит свой вклад в организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ и Правительство РФ. Например, оно своим Постановлением от 27 апреля 1995 г. № 425 утвердило Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке (СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1685).

Организационное обеспечение деятельности Конституцион­ного Суда РФ, как отмечено в ст. 7 Закона об этом Суде, является исключительно его "внутренним делом". Как говорится в этой статье, данный суд "независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов". Он "самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности". "Какое бы то ни было,— говорится в ч. 4 названной статьи Закона,— ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается".

Непосредственно организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ призваны заниматься главным образом его Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь, работники Секретариата и других вспомогательных подразделений, компетенция которых в общих чертах описана выше (см. § 2 гл. Х учебника).

Важную роль призваны выполнять и рабочие совещания судей . О них в § 60 Регламента Конституционного Суда РФ говорится:

"1. Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Законом о Конституционном Суде в заседаниях Конституционного Суда, проводятся рабочие совещания судей.

2. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда либо, по его поручению, заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей.

3. На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.

4. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда.

5. На рабочие совещания судей не распространяются положения пункта 8 части первой статьи 18, части пятой статьи 72 и части четвертой статьи 114 Закона о Конституционном Суде.

6. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей.

7. На рабочих совещаниях судей может вестись протокол или стенограмма.

8. Решения рабочего совещания судей имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников его аппарата".

Вместе с тем реально некоторые важные функции, связанные с организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ, выполняются и другими государственными органами. Среди них следовало бы назвать прежде всего Президента РФ, который своими указами наполняет конкретным содержанием положения об обеспечении материальных гарантий независимости судей Консти­туционного Суда РФ и его деятельности в целом. Например, он установил размеры заработной платы судей и других их доходов (ма­териальной помощи, выдаваемой судье при предоставлении оче­редного отпуска, надбавок к зарплате за выслугу лет, наличие уче­ной степени и звания, знание иностранных языков, компенсаций за продуктовый паек, неполученный в натуральном виде, неподотчет­ных денег на представительские расходы и т.д.), льготы по оплате коммунальных услуг по месту жительства судей и членов их семей (электроэнергия, теплоснабжение, телефон, газ и т.п.), порядок улуч­шения жилищных условий судей и приватизации предоставляемо­го им жилья, бесплатный проезд на всех видах транспорта (кроме такси) по всей территории Российской Федерации, обеспечение каж­дого судьи служебным автомобилем и т.д.

Участвует в организационном обеспечении деятельности Кон­ституционного Суда РФ и Администрация Президента РФ. Пункт 4 Указа Президента РФ "Об обеспечении деятельности Конституци­онного Суда Российской Федерации" от 15 сентября 1995 г. № 947 предусматривает, к примеру, следующее:

"4. Управлению делами Президента Российской Федерации:

обеспечить медицинское, санаторно-курортное и социально-бытовое обслуживание судей Конституционного Суда Российской Федерации и членов их семей, а также сотрудников аппарата Кон­ституционного Суда Российской Федерации и членов их семей в порядке и на условиях, установленных соответственно для членов Правительства Российской Федерации и членов их семей и для соот­ветствующих категорий федеральных государственных служащих Аппарата Правительства Российской Федерации и членов их семей;

прикрепить комбинат питания Конституционного Суда Россий­ской Федерации к подсобным хозяйствам, подведомственным Управ­лению делами Президента Российской Федерации".

Вносит свой вклад в организационное обеспечение деятельно­сти Конституционного Суда РФ и Правительство РФ. Например, оно своим Постановлением от 27 апреля 1995 г. № 425 утвердило Поло­жение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке (СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1685).

Смотрите также:

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, .

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль .

в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении .

задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; .

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, .

. назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. .

Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица .

Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, .

г) правоохранительные органы - прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен .

Конституционный контроль — особый вид правоохранительной деятельности. Заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Существуют предварительный контроль, который осуществляется до вступления в силу закона, и последующий (в отношении действующих законов).

В различных странах может осуществляться различными государственными органами. В США, Канаде и ряде других стран, где действует американская модель, конституционный контроль выполняет общая судебная система (например, Верховный Суд США). Суды могут ставить вопрос о соответствии закона Конституции в связи с рассмотрением судебного дела. В большинстве стран Европы и в России конституционный контроль осуществляет специальный конституционный суд (Германия, Австрия и др.).

В России Конституционный суд решает вопросы о соответствии федеральных законов Конституции, нормативно-правовых актов Президента, Правительства, Государственной думы, Совета Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации.[20]

Конституционный Суд РФ - это орган судеб­ной власти, предназначенный для правовой охра­ны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим органам судебной власти. Но в отличие от Верхов­ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Какими-либо полномо­чиями по отношению к конституционным (уго­ловным) судам субъектов РФ он не обладает.

Конституционный Суд РФ осуществляет су­дебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ, являются защита основ конститу­ционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешение дел о соответствии Конститу­ции РФ федеральных законов, нормативных ак­тов Президента РФ, Совета Федерации, Государ­ственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; догово­ров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами го­сударственной власти; между высшими государственными органами субъек­тов РФ; между органами государственной власти РФ и органами государст­венной власти субъектов РФ;

3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае, осуществляемая по жалобам на наруше­ние конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении ино­го тяжкого преступления.

Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения обладает правом законодательной инициативы.

Конституционный Суд РФ решает только вопросы права. Конституционный Суд при осуществлении конституционного судо­производства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает постановления, заключения и определения. Все решения принимаются в закрытом совещании.

Постановление - это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и других, перечисленных в п. 1, 2, 3, 4 ч. I ст. 3 Закона “О Конституционном Суде РФ”. Постановления выносятся именем Российской Федерации.




Заключение - итоговое решение Конституционного Суда РФ по сущест­ву вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Все иные решения Конституционного Суда РФ именуются определениями. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок направляются судьям Конституционного Суда РФ, Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ. Они должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изда­ниях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается это решение, а также в “Вестнике Конституционного Суда РФ”.

Решения Конституционного Суда РФ окончательны и обжалованию не подлежат, вступают в законную силу немедленно после провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, ут­рачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не всту­пившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие. Решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных феде­ральным законом случаях.

Решения Конституционного Суда РФ подлежат исполнению немедлен­но после опубликования либо вручения их официального текста, если спе­циально не оговорены иные сроки, на всей территории РФ; их неисполне­ние, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, сроком на 12 лет, причем назначение судьи на второй срок не допускается. Судьи Конституци­онного Суда РФ независимы, несменяемы и обладают равными правами при осуществлении конституционного судопроизводства. Полномочия же самого Конституционного Суда РФ определенным сроком не ограничены.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным бо­лее 3 лет подряд. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не мо­гут входить в состав одной и той же палаты.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, решая единые задачи по укреплению конституционных основ государственной и общественной жизни и действуя в относительно равных процедурах, тем не менее, не образуют единую (в организационном и процессуальном отношении) систему судебного конституционного контроля. Любой из этих судов самостоятелен в осуществлении своих полномочий, его решения не могут быть отменены или изменены никаким другим судом, в том числе Конституционным судом РФ. Обусловлено это прежде всего тем, что каждый из конституционных (уставных) судов руководствуется в своей деятельности конституцией (уставом) определенного субъекта РФ и именно на ее положениях основывает свои выводы и решения. Конституционный Суд РФ основывается в своей деятельности и в своих решениях на положениях Конституции[21].

Порядок формирования конституционных уставных судов:

Наделение полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. Данный порядок предполагает избрание судей на заседаниях высших представительных (законодательных) органов власти субъектов РФ.

Кандидатуры на должности конституционных (уставных) судей вносятся на рассмотрение парламента либо самим органом законодательной власти (Например, в Республике Дагестан). либо президентом (главой) республи­ки или главой исполнительной власти (например, в Республике Коми), либо на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти) и руководителем высшего органа законодательной власти (например, в Республике

Татарстан), либо, как в Республике Адыгея, на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти), руководителем высшего органа законодательной власти и судейским сообществом (или Верховным судом)[22].

Как правило, законы о конституционных (уставных) судах специально не регламентируют порядок и сроки рассмотрения предложенных кандидатов на должности судей.

Избрание (назначение) судей из числа внесенных на заседание органа законодательной власти осуществляется в индивидуальном порядке путе­м тайного голосования. Избранным (назначенным) является кандидат, за которого проголосовало большинство членов парламента.

Срок, на который судьи наделяются полномочиями, в различных субъектах РФ определяется по разному: в некоторых из них он не ограничен, в других установлен в пределах 10 лет, в третьих – в пределах 12 лет.

Полномочия конституционных (уставных) судов:

Вместе с тем конституциями (уставами) и законами субъектов РФ данные суды могут наделяться правом решать и другие вопросы в пределах ведения субъектов РФ. Так, в различных субъектах РФ к компетенции конституционных (уставных) судов относятся полномочия по проверке конституционности ненормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; рассмотрению жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан; проверке условий проведения и результатов референдума, а так же выборов Президента республики или иного главы субъекта РФ, толкованию законов субъекта РФ, проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с реализацией законов субъекта РФ.

Порядок производства в конституционном (уставном) суде субъекта РФ:

Устанавливается закона­ми соответствующего субъекта и включает в себя определение: поводов и оснований к возбуждению конституционного судопроизводства; обстоятельств, исключающих производство в конституционном (уставном) суде; прав и обязаннос­тей участников конституционного судопроизводства; сроков рассмотрения и разрешения обращения; процедурных правил, касающихся оформления обращения, движения дела, проведения слушания в заседании суда, вынесения, оформления, провозглашения и опубликования судебного решения. В основном такой порядок совпадает с тем, который установлен для производства в Конституционном Суде РФ. Однако с учетом особенностей компетенции конститу­ционных (уставных) судов и некоторых иных обстоятельств в законах отдельных субъектов РФ могут содержаться и некоторые специфические правила осуществления конституционного судопроизводства.

Решения конституционного (уставного) пересмотру и обжалованию не подлежат. Данное положения касается любых судов общей юрисдикции, арбитражной юрисдикции, а так же Конституционного Суда РФ, включая суд постановивший это решение.

Большинство дел рассматриваются на заседаниях палат. Кроме того, Конституционный Суд РФ рассматривает дела и на пленарных заседаниях, в ко­торых принимают участие все судьи Конституционного Суда РФ. На пле­нарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ. Только на пленарном заседании Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конститу­ции РФ, принимает послания Конституционного Суда РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой. На пленар­ных заседаниях решаются и организационные вопросы: выборы Председателя, его заместителя, формирование составов палат, устанавливается очеред­ность рассмотрения дел в пленарном заседании и распределение дел между палатами. На пленарном заседании принимается решение о приостановле­нии или прекращении полномочий судьи.

Организация работы в Конституционном Суде РФ возлагается на Пред­седателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судью-секретаря.

Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой пле­нарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председатель­ствует на них, вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарном заседании и заседании палат, осу­ществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ в отно­шениях с государственными, общественными организациями, выступает по поручению Конституционного Суда РФ от его имени.

Заместитель Председателя осуществляет по его уполномочию отдельные функции, предоставленные Председателю Конституционного Суда РФ за­коном, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности.

Судья-секретарь Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, организует подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении, организует информационное обеспечение судей Конститу­ционного Суда РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности и непре­рывности, равноправия и состязательности сторон, национального языка судопроизводства.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при принятии решений только Конституцией РФ и Законом “О Конституцион­ном Суде РФ”. Судьи выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, социальных групп. Решения принимаются в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по во­просам, принятым к изучению или рассматриваемым Конституционным Су­дом РФ. Вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ влечет предусмотренную законом ответственность.

Рассмотрение дел и вопросов, принятие по ним решений осуществляется только коллегиально. Конституционный Суд РФ правомочен принимать ре­шения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а при заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава.

Заседания Конституционного Суда РФ проводятся открыто. Закрытое судебное заседание проводится, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общест­венной нравственности. Решения Конституционного Суда РФ всегда про­возглашаются публично.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел заслушиваются объяснения сторон, показа­ния экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы. Заседания проводятся непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству.

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаива­нию своей позиции на основе состязательности.

Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Всем лицам, не владеющим русским языком, предоставляется право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Список литературы необходимой для подготовки к семинарскому занятию:

Конституция Российской Федерации

Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 06.12.2011) "О судебной системе РФ";

Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 09.02.2011) "О Конституционном Суде РФ";

Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров/ под. ред. В.П. Божьева - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт 2012. - 367 с.

Правоохранительные органы: учебник / под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлык.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 383 с.

Правоохранительные органы: учебник / ред. А.В. Ендольцева, О.А. Галустьян, А.П. Кизлык.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 447 с. Гриф МВД

Правоохранительные органы России : учебник / ред. В. П. Божьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшее образование, 2008. - 336 с. Гриф МО

Адаменко, И. Е. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Ч. 1 : курс лекций / И. Е. Адаменко. - Краснодар : КрУ МВД России, 2010. - 230 с.

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

В соответствии со ст.30 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" организа­ционное обеспечение деятельности судов оказалось не в одной системе органов, а в разных. Так, например, обеспечение деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным судом Российской Федерации. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном суде Рос­сийской Федерации.

Организационное обеспечение деятельности Конституционного суда Российской

Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и других арбитраж­ных судов является их внутренним делом. Они "самостоятельно и независимо осуществ­ляют информационное и кадровое обеспечение своей деятельности". В соответствии с ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" не допускается какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, матери­ально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного суда Российской Федерации. Обязанности по организационному обеспечению деятельности Конституционного суда Российской Федерации возложены непосредственно на предсе­дателя, заместителя председателя, судью - секретаря, работников секретариата и дру­гие вспомогательные подразделения[15].

Согласно ст. 111 ФКЗ " О Конституционном суде Российской Федерации" деятель­ность Конституционного суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного суда Российской Федерации. На него возложено осуществление организационного, научно-аналитического, информационно-справочно­го и иного обеспечения Конституционного суда Российской Федерации, содействие су­дьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях, изучение и обобщение деятельности государственных органов по обеспечению исполне­ния решений Конституционного суда Российской Федерации, а также иных подразделе­ний, на которые возложено осуществление материально-технического и социально - бытового обеспечения Конституционного суда Российской Федерации.

Решение некоторых других вопросов организационного обеспечения деятельности Конституционного суда Российской Федерации осуществляется иными государственны­ми органами. Например, медицинское, санаторно-курортное и социально-бытовое об­служивание судей Конституционного суда РФ и членов их семей, а также сотрудников аппарата и членов их семей в соответствии с Указом Президента РФ "Об обеспечении деятельности Конституционного суда Российской Федерации" от 15.09.1995 г. №947 производится Администрацией Президента РФ.

Соответствующими указами Президента РФ устанавливаются конкретные размеры денежного содержания судей, порядок предоставления им жилья, должностные оклады федеральных государственных служащих аппарата Конституционного суда Российской Федерации, обеспечение каждого судьи служебным автомобилем, размеры оплаты за коммунальные услуги и т.д.

Также самостоятельна в своем организационном обеспечении и вся система арбит­ражных судов. В соответствии с ФКЗ от 28.04.1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды сами осуществляют подбор кадров и подго­товку кандидатов на должности судей, организуют повышение квалификации судей и работников аппарата, осуществляют финансирование арбитражных судов, ведут стати­стическую отчетность, изучают и обобщают практику применения судами законов и иных нормативных актов, дают разъяснения по вопросам судебной практики. Опреде­ленную роль в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов играет Совет председателей арбитражных судов, который дает рекомендации по вопросам орга­низационной, кадровой, финансовой и иной деятельности арбитражных судов. Реализу­ются эти рекомендации путем издания приказов и распоряжений председателем Высше­го Арбитражного суда РФ[16].

Как в системе Конституционного суда РФ, так и в системе арбитражных судов РФ, исполнительные органы власти в определенной мере принимают участие в организаци­онном обеспечении. Прежде всего, это касается материально - технического снабжения и

обеспечения служебными помещениями, а также медицинского, жилищного и социаль­но- бытового обслуживания судей и работников аппарата арбитражных судов.

Организационное обеспечение Конституционного суда РФ и системы арбитражных судов РФ осуществляется самостоятельно потому, что они малочисленны: в стране на­считывается 99 арбитражных судов, поэтому им не требуется большой специализиро­ванный аппарат по финансированию, материально - техническому, кадровому и иному организационному обеспечению судов.

Нуждается в дальнейшем развитии и действующая система организационного обес­печения арбитражных судов. Задачи по разрешению экономических споров и иных дел, стоящие перед арбитражными судами Российской Федерации, связаны с достаточно боль­шими перегрузками. Средняя нагрузка по рассмотрению дел и жалоб на одного судью постоянно увеличивается. Исходя из этого, является очевидным, что в целях нормали­зации нагрузки судей необходимо значительное увеличение штатов как судей так и работников аппарата арбитражных судов.

Однако решение и этих вопросов не снимает проблемы организационного обеспече­ния деятельности арбитражных судов. Достаточно серьезной проблемой является обес­печение арбитражных судов необходимыми зданиями и помещениями, пригодными для отправления правосудия. В настоящее время некоторые суды не имеют возможности полностью укомплектовать штаты в связи с отсутствием условий для размещения со­трудников. Возникла острая необходимость в разработке типовых проектов зданий ар­битражных судов, обеспечивающих осуществление правосудия в полном соответствии с конституционными и процессуальными нормами.

Судейский корпус арбитражных судов, насчитывающий по состоянию на 1 января 2005 г. 2917 судей, в основном обеспечивает решение возложенных на арбитражные суды в настоящее время задач. В то же время, устойчиво высоки ежегодные темпы роста числа поступающих в арбитражные суды исковых заявлений и жалоб, разрешае­мых споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к существенной перегрузке судей и работников аппаратов судов.

По состоянию на 1 января 2005 г. в арбитражных судах на одного судью приходи­лось 1,23 работника аппарата. Если же учесть только работающих непосредственно с судьями, то в среднем один специалист работал с двумя судьями. Исходя из необходи­мости нормализации нагрузки на работников аппаратов и освобождения судей от вы­полнения несвойственных им функций, непосредственно с каждым судьей должен рабо­тать, как минимум, один работник аппарата, а в целом на одного судью должно прихо­диться два работника аппарата. Следовательно, штатная численность работников аппа­ратов арбитражных судов должна быть увеличена с 3459 в 2000 году до 20356 человек в 2005 году, или в 5,9 раза. Только в 2004 году штаты судей и специалистов выросли на 1850 человек.

В последующие годы предполагается наращивание штатной численности работни­ков системы арбитражных судов более высокими темпами и доведение ее в 2005 году до 6240 должностей судей и до 12500 - работников аппаратов. К 2010 году штатную чис­ленность судей предлагается увеличить на 20% по отношению к численности в 2006 году и довести ее до 7500, работников аппаратов арбитражных судов - до 15000 соответ- ственно[17].

Средства, выделяемые из бюджета на финансовое и материально - техническое обес­печение арбитражных судов, не обеспечивают их потребности, что не позволяет эффек­

тивно осуществлять правосудие.

Предусмотренные Федеральным конституционным законом от 31.12.1996г. № 1- ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" нормативы финансирования до на­стоящего времени не разработаны, что сдерживает, в том числе, и финансирование сис­темы арбитражных судов в объемах, необходимых для нормального осуществления пра­восудия.

В последние годы в системе арбитражных судов активно работали над проблемой улучшения и повышения эффективности организационного обеспечения их деятельнос­ти. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным конститу­ционным законом от 04.07.03 №4 - ФКЗ в ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в арбитражных судах введена должность администратора суда, который одновременно возглавляет аппарат арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые председателем Выс­шего Арбитражного суда Российской Федерации.

В свою очередь аппарат арбитражного суда:

1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государствен­ной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитраж­ного суда, а также арбитражных штрафов;

3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуще­ствляет хранение дел и документов;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных норматив­ных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, соци­ально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда.

Таким образом, в системе арбитражных судов была найдена достаточно эффектив­ная форма осуществления организационного обеспечения, как особой функции вне про­цессуальных отношений.

Читайте также: