Не убивай кто же убьет подлежит суду

Обновлено: 01.05.2024

Первые две иллюстрации, данные Иисусом (когда Он показывал, что углубляет, а не упраздняет требования закона), относятся к шестой и седьмой заповедям, запрещающим убийство и прелюбодеяние.

1. Избегать гнева (ст. 21—26)

Ясно, что книжники и фарисеи пытались ограничить применение шестой заповеди, сводя его лишь к самому убийству, к акту пролития человеческой крови. Если они от этого воздерживались, то считали, что выполнили заповедь. Очевидно, что так и наставляли учителя народ. Но Иисус не был с ними согласен. Настоящее применение запрета много шире, как он считал. Оно включало в себя мысли и слова вместе с действиями, как гнев и оскорбление, так и убийство.

2. Избегать вожделения (ст. 27–30)

Итак, Иисус переходит от шестой заповеди к седьмой, от запрещения убийства к запрещению прелюбодеяния.

Давайте остановимся на двух моментах, прежде чем двигаться дальше. Тут нет ни малейшего сомнения в том, что естественные половые отношения в браке являются не чем иным, как Богом данными и прекрасными. Мы можем быть благодарны Богу за то, что Песнь Песней Соломона входит в канон Священного Писания, ибо в ней — не старомодное жеманство, но несказанный восторг влюбленных друг в друга жениха и невесты. Нет, учение Иисуса подразумевает здесь запрещение внебрачных половых связей, практикуемых женатыми или неженатыми. Он не запрещает нам смотреть на женщину, но запрещает смотреть с вожделением. Все мы знаем разницу между обычным взглядом и похотливым.

Это учение Иисуса, подтверждаемое опытом Иова, истинно также и сегодня. Позорные дела предваряются позорными фантазиями, которые воспламеняются распущенным воображением глаз. Наше зрительное воображение (одна из многих способностей, отличающих людей от животных) является драгоценным Божьим даром. Ничто из мирового искусства и мало что из благороднейших достижений человека было бы возможно без него. Воображение качественно обогащает жизнь. Но к дарам Бога нужно подходить ответственно; они могут легко потерять свое истинное значение и извратиться. Безусловно, это верно и в отношении нашего воображения. Я сомневаюсь, что можно пасть жертвой безнравственности, если прежде не отворятся страстям врата глаз. Подобным же образом мужчины и женщины смогут научиться самоконтролю в сексуальных действиях, если прежде они научатся контролировать свои плотские взгляды и фантазии. Это может быть подходящим моментом, чтобы попутно упомянуть о том, как одеваются девушки. Было бы глупым, конечно, диктовать условия, когда речь идет о моде, но мудро (я думаю) попросить девушек различать следующее: одно дело — стремиться быть привлекательной, другое — становиться исключительно соблазнительной. Вы, девушки, знаете разницу; знаем это и мы, мужчины.

На поверхности — немного жуткое повеление вырвать согрешивший глаз, отсечь согрешившую руку или ногу. Некоторые христиане, рвение которых намного превосходило мудрость, приняли слова Иисуса аи pied de la lettre[102] и изувечили себя. Вероятно, наиболее известным примером может служить ученый I века Ориген Александрийский. Он дошел до крайностей аскетизма, отвергая собственность, пищу и даже сон, чрезмерно буквально интерпретируя этот отрывок из Мф. 19:12, он сделал себя настоящим евнухом. Вскоре после того, в 325 году, Никейский собор запретил эту варварскую практику.

Опрашивается, было ли когда–либо поколение, более нуждавшееся в этом учении Иисуса, в очевидном Применении его, чем наше собственное, когда поток грязи (порнографической литературы и фильмов) вышел из берегов. Порнография вредна христианам (да и всем здравомыслящим людям) прежде всего потому, что она низводит женщину как человеческое существо на уровень сексуального объекта, но также и потому, что снабжает глаз владельца неестественной сексуальной стимуляцией. Если у нас проблема с сексуальным самообладанием и если тем не менее наши ноги несут нас на эти фильмы, руки наши держат эту литературу, а глаза смакуют предлагаемые нам картинки, мы не только грешим, но в действительности накликиваем на себя беду.

Говоря это, я очень далек от желания издать какой–либо закон или смастерить некие правила о том, какие книги и журналы может читать христианин, какие спектакли или фильмы смотреть и какие выставки изобразительного искусства посещать. Ибо следует признать, что все мы весьма разные люди. Сексуальное желание просыпается в одних легче, чем в других, и оно вызывается разными причинами. Сексуальная самодисциплина и самоконтроль более естественны для одних, нежели для других. Некоторые могут смотреть на откровенно сексуальные картины (на бумаге или в фильме) и оставаться совершенно спокойными, в то время как другие испытывают на себе их развращающее действие. Наши темпераменты и, следовательно, наши искушения различны. Поэтому мы не имеем права судить о других на основании того, что они могут себе позволить, как они чувствуют.

Что мы свободно можем сказать, так только одно (ибо это то, о чем говорил Иисус): если твой глаз соблазняет тебя, не смотри; если твоя нога ведет тебя к греху, не ходи; и если рука твоя соблазняет тебя, не делай этого. Правило, данное Иисусом, — гипотетично, а не универсально. Он не требовал от всех Своих учеников, чтобы те (образно говоря) ослепили или искалечили себя, но только от тех, глаза, руки и ноги которых провоцировали грех. Это они должны так поступать; другие могут сохранять оба глаза, обе руки или обе ноги нетронутыми. Конечно, даже они должны бы были отказаться от определенных вольностей из любящей заботы о тех, совесть которых или воля слабее, но это другой принцип, здесь не провозглашенный.

В этом Иисус был совершенно категоричен. Лучше потерять один член и войти в жизнь калекой, говорил Он, нежели сохранить все наше тело и попасть в ад. То есть, лучше миновать некоторые виды опыта, предоставляемые этой жизнью, чтобы войти в жизнь вечную; лучше примириться с некоторым недостатком культуры в этом мире, чем рисковать окончательным разрушением в мире грядущем. Безусловно, это учение полностью противоречит современным нормам вседозволенности. Оно основано на принципе, который утверждает, что вечность важнее времени, а целомудрие — культуры и что всякая жертва оправданна, так как в этой жизни необходимо обеспечить свой переход в жизнь грядущую. Мы должны попросту решить, живем мы для этого мира или для иного, следовать нам за толпой или за Иисусом Христом.

Примечания:

Декалог — драгоценный дар, данный человечеству Богом (Исх. 31:18), произнесенный (Исх. 20:1; Втор. 5:4-5, 24) и записанный (Исх. 24:12; 31:18; Втор. 5:22) Им Самим. Он представляет собой основополагающий принцип сохранения жизни и определяет, как необходимо поддерживать вертикальные (первые четыре заповеди) и горизонтальные (последующие шесть заповедей) отношения, которые являются наиболее ценным достоянием жизни. Десять заповедей заранее предопределяют спасение и формируют центр Божьего откровения и библейской этики. Это Великая хартия библейского учения и его совокупность, пример для всего остального библейского закона. Они представляют собой суть и основу божественных стандартов для всего человечества; их принципы вечны.

Важный вопрос

Использование слова ratsakh

Еврейское слово ratsakh в Ветхом Завете встречается сорок семь раз, и значение его должно определяться, исходя из контекста (внимательно изучите следующие девятнадцать библейских отрывков):

Исх. 20:13 и Втор. 5:17 — дважды используется в тексте шестой заповеди.

Числ. 35:6, 11, 12, 16 (дважды), 17 (дважды), 19, 21 (дважды), 25, 26, 27 (дважды), 28, 30 (дважды), 31 — всего двадцать одно использование. Перед наказанием следует выяснить мотив убийства: преднамеренное убийство карается смертью после судебного заседания (высшая мера наказания), в отличие от случайного убийства, когда убийце приказывается оставаться в городе-убежище (система защиты) до смерти Первосвященника 14 .

Втор. 4:42 (дважды); 19:3, 4, 6; 22:26 — встречается шесть раз.

И. Нав. 20:3, 5-6; 21:13, 21, 27, 32, 38 — встречается восемь раз.

В оставшейся части Ветхого Завета это слово используется одиннадцать раз в следующих текстах: Суд. 20:4; 3 Цар. 6:32; Иов 24:14; Пс. 61:4; 93:6; Прич. 22:13; Ис. 1:21; Иер. 7:9; Ос. 4:2; 6:9.

Коротко о значении контекста

Тематический контекст шестой заповеди — это история о Каине и Авеле, когда два брата поклонялись Богу (Быт. 4:3-11). Первое убийство произошло во время их первого поклонения, и это подчеркивает, что убийца убивает своего брата. Здесь особо выделяется святость человеческой жизни.

Еврейское слово ratsakh используется только применительно к убийству человека и не применяется даже к убийству жертвенных животных. В ветхозаветной системе жертвоприношений нет указаний относительно убийства человека. Это преступление было слишком серьезным, нельзя было получить прощение и искупление за него через обряд — убийство жертвенного животного. По закону, убийство расследовалось в шести городах, где убийца мог скрыться, чтобы выяснить, непреднамеренно ли он совершил это преступление или умышленно (Исх. 21:12-14; Числ. 35:9-34; Втор. 4:41-43; 19-1-13; И. Нав. 20).

Слово ratsakh в Притч. 22:13 относится к убийству человека львом, поэтому здесь нет указания на мотив убийства. Итак, убивать (ratsakh) могут не только люди, но и животные, что означает, что это слово не всегда включает в себя мотив убийства.

Глагол ratsakh не используется напрямую в условиях войны, но в Иез. 21:22 употреблено существительное retsakh. Это однокоренное слово относится к убийству на войне.

По своему значению эта заповедь не может использоваться для поддержки отказа от ношения оружия (для защиты от змей или диких зверей), кроме случаев, когда это оружие используется только для убийства людей.

Бог говорит народу, состоящему из людей, заключивших завет. Это значит, что эти законы очень личные, и что никто не может отнять жизнь у себя или у другого человека. Бог обращается к Израилю, Своему народу завета, но эти принципы относятся ко всем людям во все времена, это законы, которые должны соблюдать все.

Сарна верно отмечает: «В отличие от других глаголов, обозначающих лишение жизни,… [r-ts-kh] никогда не используется, если субъектом действия является Бог или ангел« 21 .

Относительно шестой заповеди часто задают неверные вопросы: Когда лишение жизни является убийством? В свете изложенных выше соображений здесь нет исключений, поскольку этот закон создавался как принцип. Каждый человек должен принимать это как факт. Никто же не станет задавать таких вопросов, как, например: Когда воровство не является грехом? Или когда прелюбодеяние допустимо?

Израильские казуистические законы

В отличие от безапелляционного закона шестой заповеди, библейский текст поясняет, что необходимо делать в случае, когда человек нарушает его и совершает убийство. Это огромная проблема, поэтому должен применяться казуистический закон (см. например, правило о городах-убежищах).

Сталкиваясь с этим кажущимся противоречием в библейском тексте — с одной стороны, Божьим предписанием не убивать, а с другой стороны, Его собственным указанием убивать и наказывать, отнимая жизнь, в особых случаях, таких как совершение убийства, изнасилования, похищения, намеренное нарушение заповеди о субботе или участие в священной войне — нужно помнить о следующих фактах, на которых должно быть основано понимание этих Божьих указаний:

Десять заповедей написаны как личные послания; они обращены к каждому отдельному человеку (во втором лице единственного числа). Это значит, что никто не может убить человека. Когда происходило убийство, у Израиля как у общества было юридическое обязательство разобраться с преступлением или несчастным случаем, но никто не имел права мстить за убийство лично. Должна была проводиться соответствующая юридическая процедура. Ни одному израильтянину не было позволено брать правосудие в свои руки. Только санкционированное отнятие жизни как отправление правосудия по Божьему повелению было допустимо в конкретной ситуации, и в этом случае должны были привлекаться к участию судья и по меньшей мере два свидетеля. Таким образом, эти задачи были делегированы теократическому сообществу. Кстати, смертная казнь в израильском обществе применялась достаточно редко 23 .

Бог не намеревался заставлять народ Израильский убивать другие народы на пути в Землю обетованную. Он хотел сражаться за Свой народ, как Он делал это во время десяти казней (Исх. 13-15). К сожалению, Его план сражаться за Свой народ, чтобы людям не приходилось воевать и убивать других людей, не имел успеха из-за недоверия израильтян Богу и их непослушания (см. Быт. 15:13-16; Исх. 14:13-14, 19, 24-25; 23:23, 27-28; Втор. 7:20; И. Нав. 24:12; см. также 2 Пар. 20:20-24).

Значение шестой заповеди

Значение очевидно: уважение к жизни, драгоценному дару Божьему. Жизнь крайне хрупка, ее нужно бережно сохранять. Даже пренебрежение наказуемо (см. Втор. 22:8). Этой заповеди не хватает специфики, поскольку ни человек, ни объект не указываются напрямую, и запрет, следовательно, является наиболее общим:

  1. Уважение к жизни других людей (против умышленного или неумышленного убийства).
  2. Уважение к собственной жизни (против суицида).
  3. Уважение к не рожденной жизни (против абортов.

Действительно, Декалог был дан верующему сообществу. Однако, это законодательство выходит далеко за границы израильского общества веры. Оно распространяется на всех, поскольку все сотворены по образу Божию.

Заповеди как Божьи обетования

Нужно серьезно и искренне молиться, чтобы не оказаться в ситуации, когда мы столкнемся с искушением убить другого человека. На примере соблюдения субботы Иисус показывает, что все дело действительно в молитве и доверии Богу (Мф. 24:20).

Заключение

Дюкан поддерживает наш вывод:

Фрэнк Хейзел в своем исследовании приходит к такому же заключению: «Военная присяга на верность противоречит нашей верности Божьему Слову и Его неизменному закону, который заповедует, помимо всего прочего, не убивать другого человека (см. Исх. 20:13; Втор. 5:17)« 38 . Шестая заповедь — абсолютное правило превентивного характера для сохранения дара жизни, поскольку жизнь священна. У нее есть общечеловеческое значение 39 .

Йиржи Москала, Th.D., Ph.D. Декан Богословской семинарии Университета Эндрюса, профессор ветхозаветной экзегезы

1 Есть семь основных сборников нормативных указаний, предписанных в Пятикнижии. Первым и главным из них является Декалог. Эти семь кодексов включают в себя: 1. Декалог (Исх. 20:1-17), 2) Кодекс завета (Исх. 20:22-23:33), 3) Обрядовый кодекс (Исх. 34:10-26), 4) Кодекс жертвоприношений (Лев. 1-7), 5) Кодекс чистоты (Лев. 11-15), 6) Кодекс святости (Лев. 17-27) и 7) Кодекс Второзакония (Втор. 12-26).

3 Thomas B. Dozeman, Exodus, Eerdmans Critical Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2009), 494.

4 J. Philip Hyatt, Exodus, New Century Bible Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1971), 214. См. также Victor P. Hamilton, Exodus: An Exegetical Commentary (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2011), 344.

5 Philip Graham Ryken, Exodus: Saved for God’s Glory (Wheaton, IL: Crossway, 2005), 616.

6 Roy E. Gane, Old Testament Law for Christians: Original Context and Enduring Application (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2017), 261.

9 Hamilton, Exodus, 343.

10 John I. Durham, Exodus, Word Biblical Commentary (Waco, TX: Word, 1987), 292.

12 Doukhan, Genesis, 162.

14 Несколько библейских текстов регулируют жизнь в городах убежища (Исх. 21:12-14; Числ. 35:9-34; Втор. 4:41-43; 19:1-13; И.Нав. 20). Для этой цели были избраны шесть городов, а именно, Бецер, Рамот и Голан в Заиорданье, и Кедеш, Шхем и Хеврон (Кирьят-арба) в земле Израильской. Были предприняты меры, чтобы основать шесть городов-убежищ, куда убийца мог бежать и где можно было бы расследовать, было ли убийство преднамеренным или случайным.

15 Victor P. Hamilton, The Book of Genesis: Chapters 1–17, The New International Commentary on the Old Testament (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1990), 315.

16 Doukhan, Genesis, 161.

17 Gordon J. Wenham, Genesis 1–15, Word Biblical Commentary (Waco, TX: Word, 1987), 193.

18 Gane, Old Testament Law for Christians, 89.

19 Dale Patrick, Old Testament Law (Atlanta, GA: John Knox, 1985), 21.

20 Dozeman, Exodus, 494.

Reflection — The BRI newsletter Стр. 10

21 Nahum M. Sarna, Exodus, The JPS Torah Commentary (New York: The Jewish Publication Society, 1991), 113.

23 Sarna, Exodus, 113.

24 Ryken, Exodus, 616.

25 Исследователи Библии предлагают три противоположных толкования Быт. 9:6. 1) Бог дает жизнь, поэтому Он сам карает тех, кто нарушает это основополагающее почтение к жизни и убивает другого человека. 2) люди должны осуществлять наказание (библейский locus classicus для смертной казни), но не ради личной мести; каждый случай должен рассматриваться в суде, и виновный должен умереть (это законодательство против личной вражды или розни). 3) Текст подразумевает только, что виновный должен умереть — lex talionis (жизнь за жизнь) — но не уточняет, каким образом и кем должна осуществляться казнь. Более подробно см. Hamilton, The Book of Genesis, 315.

26 Элен Уайт. Патриархи и пророки, 516.

27 Ryken, Exodus, 617. Библейский потоп был первым примером этого принципа, когда Бог разрушает, чтобы в конечном итоге сохранить жизнь.

28 Durham, Exodus, 293.

30 Ellen G. White, Manuscript 41, 1896, The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed. Francis D. Nichol (Washington, DC: Review and Herald, 1953), 1:1105.

31 Ellen G. White, Letter 89, 1898, in The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed. Francis D. Nichol (Washington, DC: Review and Herald, 1953), 1:1105.

32 Ellen G. White, Manuscript 153, 1899, The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed. Francis D. Nichol (Washington, DC: Review and Herald, 1953), 1:1105.

33 Эллен Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 333.

34 Hamilton, Exodus, 344.

У нашего исследования есть важный практический результат: официальная не комбатантная позиция Адвентистов седьмого дня находится в прямом соответствии с предложенным экзегетическим, концептуальным и богословским пониманием шестой заповеди. Не комбатантное отношение коренится в библейском тексте и его толковании.

36 Seventh-day Adventist Bible Commentary, vol. 1 (Washington DC: Review and Herald, revised 1976), 606.

Читайте также: