Нарушение порядка проведения публичных слушаний судебная практика

Обновлено: 30.04.2024

Владимир Буров, кандидат юридических наук, заместитель руководителя юридического управления, г. Москва.

Одним из способов выявления мнения населения являются публичные слушания, участники которых вправе непосредственно получать информацию по проектам актов органов власти и вносить предложения. Рассмотрим процедуру публичных слушаний в земельном и градостроительном законодательстве (по материалам судебной практики).

Основания проведения

В отечественном законодательстве распространена норма о необходимости учета мнений тех или иных участников общественных отношений (населения, группы заинтересованных лиц, выборного органа и т.п.) при принятии управленческих решений. Конституционная характеристика публичных слушаний дана КС РФ в Определении от 15.07.2010 N 931-О-О, где указывается, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением (поэтому не обязательны для исполнения органом власти); их целью является выявление коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер (то есть значимо мнение только группы лиц); конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:

  • проект акта об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации");
  • проект акта об утверждении генерального плана поселения и городского округа (п. 11 ст. 24 ГрК РФ);
  • проект акта о внесении изменений в генеральный план поселения и городского округа, за исключением изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения (п. 17 ст. 24 ГрК РФ);
  • проект правил землепользования и застройки (п. 11 ст. 31 ГрК РФ);
  • проект акта о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (п. 2 ст. 39 ГрК РФ);
  • проект акта о предоставлении права на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 4 ст. 40 ГрК РФ);
  • проект планировки и проект межевания территории (п. 5 ст. 46 ГрК РФ);
  • проект акта об установлении публичного сервитута для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Права и законные интересы участников

Судебная практика признает незаконными акты органов власти, принятые по результатам публичных слушаний, проведенных с существенными нарушениями:

  1. процедурных прав, обеспечивающих извещение и участие в публичных слушаниях всех заинтересованных лиц;
  2. имущественных прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
  3. неимущественных прав на благоприятные условия жизнедеятельности населения.

Соблюдение процедурных прав оценивается посредством сопоставления действий по организации публичных слушаний с установленными законом сроками (а при отсутствии таковых - с разумными сроками), полнотой содержания извещений, составом представляемых заинтересованным лицам документов.

В судебной практике отрицательная оценка публичных слушаний дается, если установлены следующие нарушения процедурных прав:

  • уведомление о проведении публичных слушаний получено заинтересованным правообладателем объектов недвижимости после проведения публичных слушаний, в результате чего он был лишен возможности присутствовать на них и высказывать свою позицию (Определение ВАС РФ от 06.07.2010 N ВАС-8261/10, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 по делу N А57-22081/08);
  • слушания и решение не могут быть признаны предметными ввиду того, что не имеется сведений о том, что обсуждалось установление публичного сервитута непосредственно в отношении вышеназванных земельных участков в испрашиваемом заявителем виде (Постановление ФАС ВВО от 19.05.2011 по делу N А82-8377/2010);
  • опубликование заключения о публичных слушаниях в день рассмотрения Думой городского округа Самары вопроса об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Самары не могло обеспечить населению городского округа Самары и иным лицам, чьи права и свободы оно затрагивает, возможность ознакомиться с его содержанием (Определение Самарского областного суда от 05.05.2011 N 4350/2011);
  • судом установлено существенное несоответствие протокола публичных слушаний реальному процессу публичных слушаний, что подтверждалось аудиозаписью слушаний и публичными показаниями (решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.06.2011 по делу N 2-3887/1-2011);
  • фактически проводились депутатские, а не публичные слушания. Суд считает их существенными и нарушающими права истца, поскольку фактически мнения населения и смежных землепользователей, как того требуют нормы федерального законодательства, не учитывались, а принято во внимание лишь мнение представительного органа местного самоуправления (решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 11.05.2011 по делу N 2-196/2011);
  • при оценке извещения о проведении слушаний по правилам землепользования и застройки установлено, что масштаб опубликованных карт (схем) не позволяет прочесть указанные в них текстовые сведения, в том числе наименование зон, наименования географических объектов и иные сведения, необходимые для понимания установленных правовых норм неопределенным кругом лиц. Данная публикация, по мнению суда, не отвечает принципам открытости, публичности и прозрачности в отношении нормативного правового акта (решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2011 по делу N А76-18960/2010).

Вместе с тем суд может признать процедурные нарушения несущественными. При оценке возможных нарушений имущественных прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (п. 1 ст. 28 ГрК РФ) учитывается отрицательное влияние планируемых управленческих решений на рыночную стоимость объектов недвижимости, а их нарушение доказывается соответствующим отчетом о рыночной стоимости.

Вместе с тем требование не менять правовой режим смежного земельного участка можно обосновать и на общем праве собственника участка требовать устранения всяких нарушений его права собственности (ст. 12 ГК РФ).

Полагаем, что может нарушать имущественные права смежных землепользователей, а также антимонопольное законодательство планируемое улучшение правового режима участка, дающее существенные преимущества по сравнению со всеми остальными смежными участками со сходным правовым режимом.

Неимущественные права на благоприятные условия жизнедеятельности населения (п. 1 ст. 28, п. 3 ст. 39, п. 7 ст. 46 ГрК РФ) учитываются посредством сопоставления последствий реализации управленческого решения с минимальными расчетными показателями обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, которые должны быть определены в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования (п. п. 4 - 5.1 ст. 24 ГрК РФ), разрабатываемых с учетом санитарных правил (СанПин) (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), иных федеральных норм и специфики региона (плотность населения, климат, рельеф и т.п.).

С сожалением констатируем, что минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности в большинстве субъектов РФ не приняты, поскольку обязательные сроки их принятия законодательно не установлены и органы власти зачастую не заинтересованы в принятии дополнительных норм, ограничивающих их усмотрение.

На местном уровне

Федеральный законодатель, установив основания и максимальные сроки проведения публичных слушаний, делегировал полномочия по определению порядка их организации и проведения органам местного самоуправления. Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Однако не все органы местного самоуправления добросовестно реализовали данные полномочия, и ряд положений о порядке проведения публичных слушаний содержит в себе нормы, ограничивающие публичность слушаний, в частности требования о возможности участия в публичных слушаниях только представителей СМИ, аккредитованных при администрации муниципального образования.

Из анализа судебной практики следует, что публичные слушания будут являться действительными, если в их процессе:

  • предприняты все возможные меры по извещению заинтересованных лиц;
  • установлены все существующие мнения и проведена их полная, объективная фиксация в протоколе слушаний;
  • выявленные мнения рассмотрены и оценены органом, принимающим управленческое решение;
  • оценка выявленных мнений с мотивированным согласием/несогласием органа, принимающего управленческие решения, задокументирована;
  • в случае выявления существенных конфликтов интересов от планируемого управленческого решения создана согласительная комиссия с участием заинтересованных лиц для доработки проекта управленческого решения;
  • интересы населения учтены, например, посредством ограничения планируемой деятельности публичными сервитутами.

Защита нарушенных прав участников

Судебная практика в целом придерживается мнения о том, что результаты публичных слушаний, оформленные заключением соответствующей комиссии, как и иные документы рекомендательного (необязательного) характера, не создающие дополнительных прав и обязанностей, не могут быть оспорены посредством предъявления самостоятельного требования.

В судебных актах, как правило, указывается, что публичные слушания являются составным (промежуточным) элементом градостроительной деятельности и их результаты учитываются компетентным органом при принятии решения.

Такой подход к оспариванию документов рекомендательного характера сформировался на основании информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", согласно которому "судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается".

В порядке исключения самостоятельные требования о признании результатов публичных слушаний недействительными могут быть заявлены до момента издания по их результатам акта органа власти.

При этом способом восстановления нарушенного права будет являться обязание провести повторные публичные слушания.

Полагаем, целесообразно закрепить в федеральном законодательстве норму об обязательности создания по результатам публичных слушаний согласительной комиссии, если свое несогласие с проектом управленческого решения выразило более 20% населения, чьи права затрагиваются выносимым на обсуждение управленческим решением, а также о запрете принятия управленческого решения, против которого на публичных слушаниях высказалось более 50% населения.

Кроме того, отметим, что нормы о проведении публичных слушаний являются заимствованными из зарубежного законодательства, вследствие чего отсутствует единообразная судебная практика их применения и очевидна необходимость совместного обзора судов высших инстанций с разъяснениями по данному вопросу.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Градостроительный кодекс > Глава 3 ГрК РФ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ > Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов

1 - 2. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

3. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

4. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников общественных обсуждений или публичных слушаний равными возможностями для участия в общественных обсуждениях или публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части.

5 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

8. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Комментарии к ст. 28 ГрК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает обязательность проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений (в том числе по внесению в них изменений), генеральных планов городских округов.

Обязательность проведения публичных слушаний установлена в градостроительном законодательстве впервые. Ранее граждане Российской Федерации и их объединения до утверждения градостроительной документации имели право участвовать в общественных слушаниях, но проведение таких слушаний не являлось необходимым условием при утверждении градостроительной документации.

2. Часть 2 комментируемой статьи имеет отсылочную норму к законодательству муниципального образования. В качестве примера можно привести решение Думы муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района от 26 октября 2004 г. N 92 "О Положении о публичных (общественных) слушаниях в Уссурийском городском округе" (в ред. от 29 ноября 2005 г).

В данном Положении используются следующие основные понятия:

публичные (общественные) слушания - форма реализации прав населения муниципального образования (общественности) на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов;

представитель общественности - физическое или юридическое лицо, а также их ассоциации, организации, группы или иные объединения, за исключением тех, кто принимает решение по данному вопросу в силу служебных обязанностей, представляет органы местного самоуправления и государственной власти или участвует в их деятельности на основании возмездного договора;

оргкомитет - это коллегиальный орган, сформированный на паритетных началах из должностных лиц органов местного самоуправления и представителей общественности, осуществляющий организационные действия по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний;

эксперт публичных (общественных) слушаний - лицо, представившее в письменном виде рекомендации по вопросам публичных (общественных) слушаний и принимающее участие в прениях для их аргументации.

Публичные (общественные) слушания проводятся в целях:

информирования общественности и органов местного самоуправления о фактах и существующих мнениях по обсуждаемой проблеме;

выявления общественного мнения по теме и вопросам, выносимым на публичные (общественные) слушания;

осуществления связи, диалога органов местного самоуправления с общественностью муниципального образования;

подготовки предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме;

оказания влияния общественности на принятие решений органами местного самоуправления.

Публичные (общественные) слушания проводятся по вопросам местного значения, и их решения носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

На публичные (общественные) слушания в обязательном порядке выносятся:

проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав;

проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

проекты планов и программ развития муниципального образования;

вопросы о преобразовании муниципального образования.

Инициаторами публичных (общественных) слушаний могут являться: население города, представительный орган и глава муниципального образования.

Публичные (общественные) слушания по инициативе населения или представительного органа муниципального образования назначаются решением представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования может назначить публичные (общественные) слушания по вопросам, отнесенным уставом муниципального образования к компетенции главы муниципального образования, собственным решением или внести инициативу о проведении таких слушаний в представительный орган муниципального образования.

В решении о назначении публичных (общественных) слушаний указывается:

тема публичных (общественных) слушаний;

дата проведения публичных (общественных) слушаний - не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении;

В состав оргкомитета на паритетных началах должны быть включены: должностные лица органов местного самоуправления (депутаты представительного органа муниципального образования, специалисты администрации муниципального образования) и представители общественности, интересы которой затрагиваются при принятии данного решения.

Для принятия решения о назначении публичных (общественных) слушаний его инициаторы направляют в представительный орган муниципального образования:

представление с указанием темы предполагаемых публичных (общественных) слушаний и обоснованием ее общественной значимости;

список предлагаемого инициаторами состава оргкомитета;

по инициативе жителей муниципального образования - список инициативной группы.

Вопрос о назначении публичных (общественных) слушаний рассматривается представительным органом муниципального образования на очередном ее заседании в соответствии с регламентом думы.

Решение о назначении публичных (общественных) слушаний принимается на заседании представительного органа муниципального образования большинством голосов от числа участников заседания.

При отклонении инициативы о проведении публичных (общественных) слушаний ее инициаторы могут повторно внести предложение о назначении публичных (общественных) слушаний по данной теме с приложением более 500 подписей жителей муниципального образования на подписных листах.

Если в поддержку назначения публичных (общественных) слушаний высказалось более 500 жителей муниципального образования, публичные (общественные) слушания по указанной теме назначаются представительным органом муниципального образования в обязательном порядке.

Публичные (общественные) слушания по вопросам, выносящимся в обязательном порядке, инициируются и назначаются представительным органом муниципального образования. Сроки назначения данных слушаний определяются требованиями Положения в соответствии с регламентом и планом работы представительного органа муниципального образования.

На основании решения представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования глава муниципального образования в 3-дневный срок назначает ответственное структурное подразделение администрации по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний. Ответственное структурное подразделение организует проведение первого заседания оргкомитета (не позднее 5 дней после своего назначения) и в дальнейшем осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности оргкомитета.

Оргкомитет составляет план работы, распределяет обязанности своих членов и составляет перечень задач по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний для выполнения ответственным структурным подразделением администрации и предоставляет его руководителю соответствующего подразделения для принятия решения.

Оргкомитет подотчетен в своей деятельности думе муниципального образования.

Население муниципального образования извещается оргкомитетом через средства массовой информации о проводимых публичных (общественных) слушаниях не позднее 7 дней до даты проведения.

Публикуемая информация должна содержать: тему и вопросы публичных (общественных) слушаний, информацию об инициаторе их проведения, указание времени и места собрания, контактную информацию оргкомитета, а также указание на издания, адреса официальных сайтов органов местного самоуправления и другие источники, где размещена полная информация о подготовке и проведении публичных (общественных) слушаний.

Информация о публичных (общественных) слушаниях, их подготовке и проведении публикуется в средствах массовой информации.

Участниками публичных (общественных) слушаний, получающими право на выступление для аргументации своих предложений, являются эксперты, которые внесли в оргкомитет в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных (общественных) слушаний не позднее 5 дней до даты проведения публичных (общественных) слушаний.

Участниками публичных (общественных) слушаний без права выступления могут быть все заинтересованные жители муниципального образования, представители органов местного самоуправления, средств массовой информации и другие лица.

Перед началом проведения публичных (общественных) слушаний оргкомитет организует регистрацию его участников с выдачей проекта итогового документа.

В итоговый документ публичных (общественных) слушаний входят все не отозванные их авторами рекомендации и предложения. Итоговый документ считается принятым после реализации всеми желающими экспертами своего права на отзыв своих предложений и рекомендаций из проекта итогового документа. Все изменения позиций экспертов отражаются в протоколе (публичных) общественных слушаний.

Оргкомитет обеспечивает публикацию итогового документа публичных (общественных) слушаний без приложений в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления с приложениями.

Глава муниципального образования не позднее 14 дней направляет в представительный орган муниципального образования заключение администрации по каждому вопросу итогового документа с соответствующим обоснованием.

В течение 10 дней с момента получения заключения администрации на итоговый документ публичных (общественных) слушаний вопрос о рассмотрении результатов публичных (общественных) слушаний выносится на рассмотрение комиссии представительного органа, в ведении которой находятся рассматриваемые вопросы, и включается в повестку дня очередного заседания представительного органа.

Отчет о работе оргкомитета и материалы публичных слушаний на заседаниях комиссии и представительного органа представляет председатель оргкомитета.

Рассмотрение рекомендаций публичных (общественных) слушаний проводится представительным органом по каждому вопросу публичных (общественных) слушаний, по которому есть рекомендации в итоговом документе. Представительный орган принимает решение по существу каждого из рассматриваемых вопросов.

После принятия представительным органом решений по результатам публичных (общественных) слушаний оргкомитет прекращает свою деятельность.

Решение представительного органа по итогам рассмотрения результатов публичных (общественных) слушаний подлежит обязательному опубликованию.

3. Части 3 и 4 комментируемой статьи содержат положения, направленные на обеспечение всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях. Публичные слушания должны проводиться в каждом населенном пункте муниципального образования, территория которого может быть поделена на части.

4. Часть 5 комментируемой статьи направлена на обеспечение доведения максимальной информации о проекте генерального плана до жителей. С этой целью организуются выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления уполномоченных лиц и разработчиков, а также используются средства массовой информации.

5. Часть 6 устанавливает право участников публичных слушаний на включение своих предложений и замечаний в протокол публичных слушаний.

6. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит обязательному опубликованию. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в часть 7 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает при наличии официального сайта поселения и официального сайта городского округа размещать на них заключение о результатах публичных слушаний в сети Интернет.

7. Организационные моменты проведения публичных слушаний определяются нормативными правовыми актами органа муниципального образования. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает ограничение по срокам проведения публичных слушаний - он не может быть менее 1 месяца и более 3 месяцев.

8. С учетом заключения о результатах публичных слушаний глава муниципального образования принимает решение о согласии с проектом генерального плана либо о его отклонении и направлении его на доработку (ч. 9 комментируемой статьи).

В какие сроки по закону должный быть уведомлены жители микрорайона о межевании и какими способами? И кто может участвовать в данных слушаниях (только жители микрорайона)? Вопрос очень срочный так как регистрация на публичные слушания состоится через 30 мин.

Запросили в Администрации протоколы о публичных слушаниях. Протоколы предоставили, но заклеили все фамилии участников, оставив "житель такой-то деревни", сославшись на закон о персональных данных, других участников заклеили полностью. Права ли администрация?

Скажите пожалуйста, в 2010 органы самоуправления поставили наши земли СНТ, под застройку многоэтажек, строительство дорог, школы, садиков и тд., мы против были на слушаниях публичных в 2020 году, можно применить п.24 ст 54 этого закона в отношении администрации и о том что они не правы? Или не можем?

1. Подпадают ли под действие закона о дачной амнистиии дом находящийся в черте города на выделенном участке под ИЖС от 1949 г. По факту стоял дом потом сгорел. Сейчас построили новый почтив тех же границах.

2. И каким путем его зарегистрировать проще. у нас даже разрешение на строительство сейчас есть (правда его отобрать могут сосед де не присутствовал на публичных слушаниях)

1. Подпадают ли под действие закона о дачной амнистиии дом находящийся в черте города на выделенном участке под ИЖС от 1949 г. По факту стоял дом потом сгорел. Сейчас построили новый почтив тех же границах. 2. И каким путем его зарегистрировать проще. у нас даже разрешение на строительство сейчас есть (правда его отобрать могут сосед де не присутствовал на публичных слушаниях)

В рамках реновации планируется снос капитальных кирпичных гаражей - 250 шт., расположенных вдоль полотна жел. до р. Из"ятие предполагается под видом необходимости для города. Эту землю хотят ПРОДАТЬ и построить на ней КОММЕРЧЕСКУЮ многоярустную автостоянку. Гаражи - в частной собственности. Программе реновации никак не мешают. На публичных слушаньях, проходивших со скандалом, похожим на военные действия, на вопрос о том, как можно просто из"ять у граждан собственность, если они все категортчески против? Ответ прозвучал ошиломляющий: "подготовим какой надо документ". Но, ведь нарушается и Федеральный закон и Основной закон - Конституция! Люди в шоке. Гаражи с 1967 года. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Председательствующий судья на судебном заседании ведет себя явно предвзято к подсудимому. Позволяет себе публичные высказывания такого характера:-скоро ты предстанешь перед богом, тем самым он дает понять, что с подсудимым в ближайшее время может что-то произойти. До этого судебного разбирательства был друго судья, который проводил предварительное слушание о назначении судебного основного судебного слушания и там же решался вопрос об аресте. Подсудимым была написана кассационная жалоба на постановление о проведении предварительного слушания. Но так как было назначено основное слушание, то это заседание проводил другой судья. При проведении судебного разбирательства адвокат обвиняемого заявил ходатайство о переносе судебного разбирательства в связи с тем, что кассационная жалоба удовлетворена (адвокат сам присутствовал при разборе кассационной жалоба с момента предварителного слушания. На что судья публично заявил (еще не видя кассационного определения и не проводя предварительного слушания где также решался вопрос о содержании под стражей) - "а что это меняет это только затяжка времени и не более" Сделав это публичное заявление судья как бы заведомо, заранее вынес свое судебное решение не видя никаких материалов. Более того в дальнейшем при проведении предварительного слушания данный судья в подтверждении своего публичного заявления фактически грубо нарушил все законы и вынося свое пастановление о проведении предварительного слушания и продления срока содержания под стражей указал с учетом " личности подсудимого" хотя в материалах уголовного дела указано, что подсудимый работал имеет положительные характеристики, постоянное место жительства, малолетнего ребенка. Т.е. своим поведением, своими публичными высказываниями судья показывает в отношении подсудимого явную предвзятость не беспрестрастность. Подсудимый подал жалобу на данного судью в квалификационную коллегию судей. В тоже время на 1 октября назначено основное судебное слушание по данному уголовному делу. Вопрос-как сделать и на каких основаниях отвод данному судье?

Привожу текст пп.3 п.1 ст.4 ФЗ.

«3. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных уча-стков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принима-ется главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного ис-пользования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного исполь-зования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению;

Заранее благодарю за ответ. Галина.

Привожу текст пп.3 п.1 ст.4 ФЗ.

«3. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных уча-стков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принима-ется главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разре-шенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования зе-мельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, преду-смотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) норма-тивными правовыми актами представительного органа муниципального образования с уче-том положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроитель-ного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капи-тального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного ис-пользования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного исполь-зования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использова-ния земельного участка не противоречит его целевому назначению;

Заранее благодарю за ответ. Галина.

В 2010 г мэрия неправильно сформировала границы зем участка многоквартрного дома не включила в границы имеющееся благоустройство и септик. Сейчас ко мне прдъявили претензию о самовольном занятии земли. Я написала заявление об уточнении границ. В полученных ответах один чиновник пишет: граница установлена законно по красной линии, право на землю возникает по ст 25,26 ЗК после регистрации права, оснований для уточнения границ нет. Другой чиновник этого же комитета мэрии следом пишет: право возникает в силу ст.36 ЖК с момента введения закона, т.е. с 01.03.2005 г., красной линии вдоль дома нет, проект планировки территории только разрабатывается (хотя какой проект?-территория застроена в 30-40 гг XX века), предлагает принять участие в публичных слушаниях (когда будут-неизвестно), до момента утверждения проекта планировки уточнять границы многокв. Дома-нецелесообразно. То есть два чиновника дают диаметральнопротивоположные сведения: красные линии есть-нет, право возникло-не возникло. Я понимаю, что мое право возникло в силу закона ст 36 ЖК, чиновники в 2010 г нарушили это право, теперь сами не хотят исправлять. По вопросу границы-подала в суд. Вопрос: Как наказать этих чиновников за заведомо ложный ответ не соответствующий закону?

В январе 2012 г. получили постановление об изменении вида разрешенного использования земельных участков сельхозназначения площадью по 1,5-3 га на дачное строительство (для обустройства родовых поместий). Делали своим ходом, по закону, через публичные слушания, постановление главы сельского поселения и постановление главы района. Приложили справку о составе земель (бедные почвы). В сентябре 2013 г. прокурор района пишет протест (в связи с указанием президента Татарстана проверки земель с/х назначения), ссылаясь на градостроительный кодекс и утверждая, что без изменения категории земель, изменять вид разреш. Использования нельзя, особенно земель особо ценных, хотя существует классификатор земель с/х назначения, где указан вид дачное строительство. Глава района отменяет свое постановление в октябре 2013 г. А в мае 2014 г. нас уведомляют. Сейчас требуют сноса строений. Что можно сделать?

Вот еще от меня вопрос более подробный про ситуацию на СНТ:

На территории нашего СНТ Росреестр Удмуртской республики Ссылаясь на генплан города перевел частично земли в Ж-1-высокоэтажная застройка (там где выкуплены участки) сделали это в 2019 г (уже после выхода закона 217 РФ). Сейчас между участками идет стройка мы вынуждены существовать в адских условиях, нас 10 массивов. А в 217 сказано, что пока СНТ не ликвидировано, никаких застроек вестись не должно, что касается генплана, он носит рекомендательный характер, а в нашем случае на нем назначение земель поменяли обойдя публичные слушания, по крайней мере в протоколах архивов слушаний мы не обнаружили данную статью о смене назначений земель. Какими юридическими силами мы можем остановить этот беспредел. А также происходит рейдерский захват наших земель, пытаются их скупить по очень заниженной стоимости от 100 тр за сотку, оказывая моральное давление на людей. Власти и чиновники всех рангов на стороне застройщиков, тк все под контролем главы республики. Более года безрезультатной борьбы.

У меня в собственности земельный участком ИЖС.

На участке 2 магазина:

1-не капитальный из метало конструкции, без фундамента, документов на него нет совсем не каких.

2-копитальный есть свидетельство как на жилой дом и разрешение администрации на реконструкцию старого жилого дома с отклонениями от предельно допустимых норм.

С Администрацией города произошел конфликт, в связи с этим они вставляют палки в колеса!

Хотел привести все в соответствие и перевести землю под использование магазина (градостроительный план и зона застройки позволяет), но на публичных слушаниях отказали и отказ обосновали так: На данном участке построен объект капитального строительства и эксплуатируется как магазин. Обжаловал их решение в суде, суд отклонил иск (решение еще не получил) буду подавать в выше стоящий суд.

Администрация подола встречный иск о сносе капитального здания (завтра заседание).

А еще прокуратура выписывала штраф за не целевое использование земельного участка, штраф оплатил.

Собственно у меня два вопроса:

1). есть ли у меня перспектива перевести землю во второй инстанции (говорят судьи не любят оспаривать решение своих коллег) , на чей ей стороне в этой ситуации закон?

2). Смогут ли завтра принять решение о сносе или закрытии магазина капитального?

Идти буду до конца до Страсбурга, если потребуется!

Что дельного посоветуете?

Просьба отвечать по существу заданных вопросов и если можно не выписками из законов, а более менее простыми словами!

Мной построен распределительный газопровод низкого давления длиной 230 метров по деревенской улице. Райгаз рассчитывал, что я передам его ему на баланс безвозмездно. Но в то время вышел закон, позволяющий его оформить в собственность. Я оформила. Есть свидетельство.

Ко мне обратились трое граждан, построивших дома на этой улице, с просьбой о подключении. Шли переговоры о цене. Но райгаз не простил мне приватизации моей трубы и предложил им провести параллельные моему газопроводы. Теперь в дорогу шириной 5 м 90 см заложены три трубы, две из которых диаметром 110 мм и длиной 230, 50 и 15 м. Теперь эти люди локти кусают, так как прокладка вышла куда дороже с учетом, что по последним законам им пришлось брать землю улицы в аренду, проводить публичные слушания (о которых никто не знал) и сидеть 4 года в холоде в ожидании пуска газа, платя за обогрев электричеством. Я обратилась в суд. Суд Раменского района принял решение в пользу райгаза, указав, что не мое собачье дело вмешиваться в то, что происходит на улице, не являющейся моей собственностью. Все нарушения законов о газоснабжении, инвестициях в капитальные объекты, СНиПов, запрещающих строительство параллельных газопроводов без обоснований, непредоставление райгазом схемы газоснабжения села и упомянутой улицы судом проигнорированы. Какие мои дальнейшие действия? Спасибо.

В 2013 году приобрел участок. В свидетельстве на собственность статус ИЖС. Вид разрешенного использования ИЖС. Участок сформирован в 2008 году, путем межевания целого квартала. В том же 2008 году, до этого, эта земля была переведена из статуса Сельхоз - в ИЖС по решению гор думы по причине изменений границ населенного пункта.

В 2016 году запросил выписку из градплана для получения разрешения на строительство. В выписке градплана указано, что допустимого места размещения строения НЕТ. В примечаниях указано, что данная земля (по сути, весь размежеванный квартал) находится в ЗОНЕ РЕКРЕАЦИИ (согласно постановлению гордумы от 2012 года). В которой, по местному закону любое строительство запрещено.

В ПЗЗ (которое запрашивали мои соседи) наш квартал в зоне ИЖС (т.е. никаких зеленых зон). Но ни соседям, ни, подозреваю, мне, разрешений на строительство не дают.

Один из моих соседей подал в суд на администрацию, оспаривая отказ в выдаче разрешения. Подробностей не знаю, но суд отказал. Говорят, что представитель администрации в суде сказал следующее: "Мы не отказываем, мы говорим о том, чтобы подождали проведения публичных слушаний по изменению градплана, а там, все будет как есть на самом деле". По телевизору сообщается, что Мэр Кр. края Кондратьев, дал указание привести град план "порядок", разобрались с зелеными зонами, которых в городе так не хватает. Уже есть прецеденты, когда прокурор подает в суд на гл. архитектора, на то, что он "дает добро" на застройку "зеленых зон" (которые по ПЗЗ идут как ижс). На что архитектор говорит о том, что град план был принят "с кондочка", и не соответствует ПЗЗ, на что прокурор говорит, что ПЗЗ должен разъяснять градплан, а не наоборот (и по закону он прав). В общем, нахожусь в страхе, что имея землю ИЖС, построиться не смогу. Публичные слушания по изменениям градплана переносили уже 3 раза и до сих пор даже не начали. До 2012 года, два соседа на поле успели получить разрешения и построились. По дачной амнистии еще три соседа узаконились. Но с 2015 года, даже по анмнистии, требуется разрешение, которого не дают.

Было бы разрешение - начал бы строиться уже в этом году. Однако боюсь, что администрация таким образом просто "отожмет землю" и все строения на ней "сроет".

Скажите, какие мои перспективы, каков план действий? На какие статьи закона апеллировать?

Или плюнуть на все, строиться и ждать изменений генплана? (а вдруг сроют?).

Второй вопрос: Я хотел для начала на участке гараж построить. Прочитал, что для строительства хозяйственных строений, разрешения на строительство не требуется. Если я его построю, смогу ли по дачной амнистии оформить в собственность? Или судиться придется? Могут "срыть"?.

Просим Вас помочь нам разобраться в сложившейся ситуации. Жители дома считают, что ущемлены их права пользования придомовой территории нашего дома.

В 2004 г. планировалось строительство магазина на площади 60 кв. м. в 50 м от нашего дома, теперь площадь увеличилась до 500 кв.м. Строительство магазина планируется в спальном районе, рядом находиться две школы и два детских сада.

10.03.2012 г. жители д. 10 провели собрание собственников, на котором в очередной раз проголосовали против строительства магазина. На повестке дня также стоял вопрос о подаче заявления в администрацию о формировании земельного участка на котором расположен многоквартирный дом и прилегающая к нему территория (согласно ст. 16 ЖК). Собственниками д. 10 единогласно было принято решение о формировании земельного участка и прилегающей к нему территории.

Они нам пытаются доказать, что это не наша территория. а ведь мы за неё платим, её уборщица убирает. И 1 метр от подвала. а как же тогда ремонтные работы проводить, да и технический паспорт есть, там написано, что территория принадлежит собственникам в равных долях. По закону это наша территория, как нам доказать, что магазин нам не нужен?

Что у нас и коммуникации и зелёные насаждения и жители не согласны на днях состоялся суд, где этот предприниматель на меня подал встречное заявление, которое связанно с его затратами на суд и неустойкой, в размере 40 тысяч. что мне делать? Я ведь представляю интересы всего дома. а выплаты все на меня ложаться.

Главный редактор газеты "Волхонка" объяснила, что "Официальный вестник" является нерегулярным приложением к газете "Волхонка", который печатается по заказу муниципальных администраций района и весь тираж забирается заказчиком. В редакции ни одной копии не остаётся, и ознакомится с ним невозможно.

У меня нет сомнений, что никакой публикации в этом издании о проведении публичных слушаний не было, как и самих слушаний, а их результаты фальцифицированы.

Теперь вопрос- является ли "Официальный вестник" средством массовой информации (СМИ)? Правомочна ли публикация извещения (постановления) о проведении публичных слушаний в таком издании и не является ли это поводом для отмены результатов публичных слушаний?

Во влож. файле- фото выходных данных "Официального вестника"- другого (не затребованного мною) номера. Тираж- 999 экземпляров.

Здравствуйте, Сергей Станиславович!

Возможно данное издание и было выпущено, но его могли сразу скупить.

Поэтому рекомендую обжаловать результаты публичных слушаний в суде, но для этого нужно восстановить пропущенный срок давности, который равен 3 месяцам, так же рекомендую Вам подать жалобу в прокуратуру, желательно коллективную.

Не было публикации о назначении слушаний, не было самих слушаний, а их результаты сфальцифицированы.
Сергей Станиславович

Вам необходимо обратиться с жалобой в прокуратуру и с заявлением в полицию по факту фальсификации.

Ещё раз уточните- я правильно понял, что издание тиражом 999 экз. без регистрационного номера и прочих данных является СМИ? Только потому, что где- то указано, что это- приложение к "большой" газете?

На мой взгляд есть смысл оспорить результаты публичных слушаний и предложить ответчику представить доказательства распространения информации о их проведении, совершенном надлежащим образом. Поскольку именно на него будет возложено бремя доказывания.

Такого не может быть, чтобы ни одного экземпляра нигде не осталось. Кроме того, хотелось бы понять, что именно из публичных слушаний по Вашему мнению было сфальсифицировано?

Не было публикации о назначении слушаний, не было самих слушаний, а их результаты сфальцифицированы.

Не было публикации о назначении слушаний, не было самих слушаний, а их результаты сфальцифицированы.
Сергей Станиславович

Так вот Сергей Станиславович это им и придется доказывать. А Ваша задача лишь инициировать этот процесс. Бремя доказывания здесь будет на их стороне.

Добрый день, Сергей Станиславович!

В соотв. со ст. 28 Градостроительного кодекса,

2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В свою очередь, согласно ст. 21 устава города Купавна, публичные слушания проводятся в следующем порядке:

Нашел Решение № 6/па-2005 от 21.12.05г. «Об утверждении Положения „О публичных слушаниях в муниципальном образовании городское поселение Старая Купавна Ногинского муниципального района Московской области“, но тут конкретики опять нет

6. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ

6.1. Решение о проведении публичных слушаний на основании обращения инициативной группы по проведению публичных слушаний или группы депутатов представительного органа муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования.
6.2. В случае если инициатором проведения публичных слушаний является глава муниципального образования, решение о проведении публичных слушаний принимает глава муниципального образования.
6.3. Решением о проведении публичных слушаний устанавливаются:
1) место, дата и сроки проведения публичных слушаний;
2) формулировка вопросов, и (или) наименование проектов правовых актов выносимых на публичные слушания;
3) порядок принятия предложений от заинтересованных лиц по вопросам публичных слушаний.
6.4. Решение о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не менее чем за 45 дней до их проведения. 6.5. Председатель представительного органа муниципального образования или глава муниципального образования в ходе подготовки к проведению публичных слушаний:
6.5.1. Оповещает жителей муниципального образования об инициаторе, вопросе, выносимом на слушания, порядке, месте, дате и времени проведения слушаний.
6.5.2. Обеспечивает свободный доступ на публичные слушания жителей муниципального образования.
6.5.3. Запрашивает у заинтересованных органов и организаций в письменном виде необходимую информацию, материалы и документы по вопросу, выносимому на слушания (информация, материалы и документы представляются организатору слушаний не позднее чем в 10-дневный срок со дня получения запроса).
6.5.4. Привлекает экспертов и специалистов для выполнения консультационных и экспертных работ.
6.5.5. Принимает от жителей муниципального образования, имеющиеся у них предложения и замечания по вопросу или проекту правового акта, выносимому на публичные слушания.
6.5.6. Анализирует и обобщает все представленные предложения жителей муниципального образования, заинтересованных органов и организаций и выносит их на слушания.
6.5.7. Составляет списки участников и выступающих не позднее, чем за 14 дней до проведения слушаний (лица, включенные в список выступающих на слушаниях, заблаговременно уведомляются об этом).
6.5.8. Обеспечивает приглашение и регистрацию участников слушаний, представителей средств массовой информации, ведение протокола и оформление итоговых документов.
6.5.9. Готовит проекты решений, предлагаемых для рассмотрения на публичных слушаниях.
6.5.10. Взаимодействует с инициатором слушаний, представителями средств массовой информации.

6.6. Проекты муниципальных правовых актов, вынесенные на обсуждение жителей муниципального образования, могут рассматриваться на собраниях общественных объединений, жителей муниципального образования по месту учебы, жительства, в трудовых коллективах, а также обсуждаться в средствах массовой информации.
6.7. Сроки обсуждения жителями муниципального образования проектов муниципальных правовых актов и (или) вопросов, подлежащих вынесению на публичные слушания, не могут быть менее одного месяца с момента опубликования (обнародования) информации о проектах муниципальных правовых актов, выносимых на массовое обсуждение.
6.8. Замечания и предложения по проектам муниципальных правовых актов и (или) вопросам, подлежащим вынесению на публичные слушания, направленные главе муниципального образования или в представительный орган муниципального образования, рассматриваются в течение месяца.
6.9. Замечания и предложения по проектам муниципальных правовых актов и (или) вопросам, подлежащим вынесению на публичные слушания, обобщаются и учитываются при доработке проектов муниципальных правовых актов и подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в обобщенном виде в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Читайте также: