Направлял деятельность верховных судебных органов ведал местным управлением в древнем египте кто

Обновлено: 18.05.2024

Древний мир — эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств.

Эта ведущая тенденция исторического процесса реализовыва­лась в условиях многообразия конкретных путей и форм общест­венного развития географически полностью или частично разоб­щенных народностей. Неоднозначность природно-климатических условий во многом определяла дифференцированность этого про­цесса. Не каждая страна проходила все его стадии, они протекали в государствах не одновременно и не одинаково. Древние страны окружал обширный мир племен, да и сами государства, общества, их обусловившие, были неоднозначны.

Поэтому история государства и права Древнего мира условно, в интересах изучения, делится на историю государства и права Древнего Востока и историю государства и права Античного мира.

Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие ми­ровой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих ду­ховных и материальных ценностей, которые впоследствии были вос­приняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.

Важнейшим аспектом изучения истории этих государств является проблема взаимодействия природы и общества в условиях относи­тельно низкого уровня развития производительных сил и соответственно высокой степени зависимости человека от окружающей среды. Не менее значима проблема причинно-следственных связей, обусло­вивших возникновение государства и права. Поэтому особое внима­ние уделяется ряду областей Древнего Востока, прежде всего доли­нам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, оказавшимся осо­бенно благоприятными для обитания человека. Здесь раньше, чем в других регионах, получило развитие оседлое, основанное на ирри­гационной системе земледелие с относительно устойчивыми урожая­ми. Появление во многом в связи с этим прибавочного продукта и присвоение значительной его части родоплеменной знатью стиму­лировало наиболее раннее в истории разложение первобытно-об­щинного строя, зарождение классового общества и государства.

При этом выявились важные тенденции общественного и госу­дарственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и по­тому замкнутой в себе экономически и в значительной мере поли­тически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.

Консервация общинных структур, в свою очередь, в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриар­хальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда ра­бов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Уве­личивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщиче­ство, наем работников и т. д.), а также покоренных племен.

Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадле­жала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала рели­гия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Существовала определенная закономерность в становлении дес­потической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных грани­цах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пе­режитки первобытно-общинного строя. Эти небольшие по террито­рии так называемые номовые государства возглавлялись правителя­ми, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относитель­но централизованные государства. Их образование в немалой степе­ни обусловливалось необходимостью поддержания в должном поряд­ке единой для большей части речной долины ирригационной систе­мы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сель­ских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противо­действия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.

Исторически было обусловлено и развитие права стран Древ­него Востока. Отражая тенденцию, присущую праву всех народов, находившихся на первоначальной ступени развития юридической мысли, оно долго оставалось обычным и лишь постепенно стано­вилось писаным. Право состояло в основном из записей наиболее часто повторяющихся случаев из судебной практики. Выражая четко классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное предназначение. Важнейшие дошедшие до наших дней памятники права Древнего Востока — законы Хаммурапи (Вавилон) и законы Ману (Древняя Индия) — подтвер­ждают как первое, так и второе. При этом законы Ману особенно отчетливо фиксируют один из первых в истории юриспруденции подходов к проблеме совмещения права и морали, права и рели­гии. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как наруше­ние морально-религиозных предписаний.




Вместе с тем праву стран Древнего Востока была присуща высокая степень национальной обособленности и соответственно своеобразия и исключительности. Причиной тому во многом стала относительная географическая разобщенность государств. Это учи­тывается в учебнике: государство и право каждой страны рассмат­ривается в отдельных главах.

Глава 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Возникновение государства

В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государ­ство. Когда там появились первые государственные образования, достоверно не известно, но уже к 3-му тыс. до н. э. государство в Египте существовало.

Разложение общинных порядков происходило в этой стране медленно, и тем самым тормозилось развитие частнособственниче­ских отношений и рабовладельческого строя.

Ко времени образования единого египетского царства на его территории было примерно 40 отдельных областей (номов), во главе которых стояли правители — номархи. Номархи пыта­лись распространить свою власть над всей страной, ведя ожесто­ченные войны со своими соседями.

Первоначально номы объединились в два самостоятельных го­сударства — Верхний Египет и Нижний Египет. Первое объедине­ние Египта произошло в период Раннего царства и было осущест­влено фараоном Менесом.

История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

Раннее царство

История Раннего царства известна довольно мало. Египетское государство этого периода еще напоминает древний достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели зем­лей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взи­мала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Население состояло главным образом из свободных крестьян-об­щинников.

Наряду с царским обширным хозяйством существовали и дру­гие крупные хозяйства. Царь, хотя и был на самом верху общест­венной лестницы, еще не выделялся среди могущественных вель­мож. В результате многочисленных войн, которые велись в период Раннего царства, поставлялись пленники-рабы, использовавшиеся в крупных хозяйствах.

В период Раннего царства произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и в результате образовалось двуединое царство. Однако это единство было непрочным, и вся история Раннего царства пронизана борьбой между верхнеегипетскими завоевате­лями и Нижним Египтом.

Во главе государства стоял царь. Его окружал многочисленный двор, состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников. Значение царской власти подчеркивалось полным обожествлением ее носителей. Рабовладельческая знать обладала важными должностями в самом царском хозяйстве. Данный пери­од характеризуется формированием государственного аппарата.

Одной из основных задач государства этого периода была ор­ганизация оросительного дела в Нильской долине. Верховное ру­ководство работ по орошению находилось в руках государства

Постоянное войско только формировалось, хотя государство вело многочисленные войны с соседними племенами.

Древнее царство


Древнее царство охватывает период около 2700—2400 гг. до н. э. В это время в Египте образовалось первое сильное цен­трализованное рабовладельческое государство. Древнее царство отличалось высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо органи­зованная армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху общественной лестницы стоя­ла крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными зе­мельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственном управлении.

В эпоху Древнего царства рабов было еще мало, хотя сущест­вовал рабский рынок, людей покупали и продавали. Рабовладение было распространено не только в верхах общества, но и в сред­них слоях населения. Рабы использовались, как правило, для ра­боты в домашнем хозяйстве.

Государственный строй Древнего царства характеризуется центра­лизацией управления. При помощи религиозной идеологии обоготво­рения царя и его деяний укреплялся авторитет фараона. В его руках сосредоточилась вся законодательная, исполнительная и судебная власть. Внимание фараонов обращалось на все важные дела госу­дарства. Мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалова­ния, наложение повинностей и освобождение от них, военные похо­ды, мероприятия по судоходству, государственное строительство и разработка земных недр — все осуществлялось по приказам царя.

Важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верхов­ных жрецов — занимали, как правило, члены царского дома.

Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный сановник (джати). Он направлял деятельность верховных судебных органов, ведал местным управлением, управлял разными го­сударственными мастерскими, руководил всеми работами царя, в его ведении находились различные государственные хранилища. Иногда верховные сановники передавали часть функций другим сановникам.

Значительного развития в Древнем царстве достигло военное дело. Известен ряд званий военачальников. Египетская армия со­стояла из двух частей: небольшого отряда специально обученных и хорошо подготовленных солдат и большого ополчения из кре­стьян, набиравшихся в войско на несколько месяцев и временно освобождавшихся от полевых работ. Полицейские функции выпол­няли специальные отряды.

В этот период создаются важнейшие ведомства государства: воен­ное, ведомство общественных работ, финансово-податное, судебное.

Стоявшие во главе областей — номов номархи осуществляли хо­зяйственное управление областью и отдавали приказания о подготов­ке полей к посеву, возведении новых плотин, прокладке каналов, следили за сбором урожая и распределением его среди населения.

Такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествля­ется, управление осуществляется с помощью бюрократического ап­парата, а свободное население страны обременено различными го­сударственными повинностями, называется восточной деспотией.

К концу эпохи Древнего царства власть фараонов стала осла­бевать. Номинально вся земля страны считалась собственностью фараона. Реально же царские поместья уменьшались за счет да­рений, раздаваемых в награду за придворную и другую службу. Окружающая фараона армия приживальщиков увеличивалась, что приводило к опустошению царской казны. Вельможи добивались освобождения от уплаты налогов, от содержания проезжающих по их земле лиц, находившихся на службе у фараона, от посылки своих людей на общественные работы. Во многих местах правле­ние номами переходило по наследству от отца к сыну.

Среднее царство

С конца 3-го тыс. до 1600 г. до н. э. продолжается эпоха Среднего царства.

Во второй половине эпохи Древнего царства на местах стали выдвигаться номовые владетельные роды. К концу этой эпохи зна­чение местной знати усиливается. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области. Общеегипетская власть фараонов приходит в упадок.

Освобождение областей от центральной власти вызвало ожив­ление хозяйственной деятельности на местах.

Начало эпохи Среднего царства ознаменовано почти неограни­ченной властью номархов. В период расцвета Среднего царства фараоны, стремясь к объединению государства и укреплению цен­тральной власти, пытаются ограничить власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. Главной опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

В правление Амменемхета III происходит усиление могущества государственной власти. Ему удалось ослабить власть номархов, однако это не уничтожило противоречий, раздиравших общество Египта во время Среднего царства, что способствовало завоева­нию Египта под конец Среднего царства гиксосами.

Новое царство

С поражения и изгнания гиксосов начинается период Нового царства, который продолжается около 500 лет (1575—1087 гг. до н. э.).

В результате войн территория Египта увеличивается, и он ста­новится огромной державой. Это был второй золотой век Египта.

Многочисленные войны способствовали развитию рабства. Ра­бовладельческие отношения в Египте в период Нового царства сравнительно глубоко проникли в общество. Рабами владели даже люди скромного общественного положения — пастухи, ремеслен­ники, садовники и т. п. Развитие рабства можно объяснить воз­росшей потребностью небольших хозяйств в рабском труде, кото­рый использовался уже не только в домашнем хозяйстве. Из сре­ды рабов выходили каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и другие ремесленники.

Среди земледельцев, очевидно, имелось немало общинников. Лишь немногие из них разбогатели, основная же масса общинни­ков-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном поряд­ке использовали на царских и храмовых землях. Были также зем­ледельцы, которые использовались частными лицами. Некоторые состоятельные земледельцы имели свой рабочий скот, рабочее снаряжение. Храмовые земледельцы могли иметь рабов. Периоди­чески проводились смотры людей, скота, птицы с целью наложе­ния различных тягот, назначения на ту или иную работу.

Особенностью общественных отношений в Новом царстве яв­ляется возвышение жречества. С ростом богатства высшего жре­чества происходит его освобождение от зависимости по отноше­нию к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.

Государственный строй характеризуется укреплением системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, которые, в свою очередь, делились на области (номы). Во главе каждого округа стоял особый наместник фараона, что еще более способствовало централизации управления. Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников. Города и крепости возглавляли начальники, назначенные фараоном.

Отличительной чертой государственного строя данного периода является тот факт, что фараон покровительствует сановникам, вы­шедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и бо­гатство от предков. Таким образом, служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую.

Первым и высшим сановником был везир. Он ведал установ­лением придворного церемониала во дворце, всеми канцеляриями, управлением столицы, распоряжался всем земельным фондом страны и всей системой водоснабжения; в его руках была высшая военная власть, сосредоточены верховный судебный надзор и кон­троль за всем податным и местным управлением.

Важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчиты­вали доходы, идущие в казну.

Завоевательная политика фараонов наложила особый отпеча­ток на всю систему государственного управления Египта, придав ему военный характер, усилив роль воинских начальников в сфере хозяйственного управления.

В XII—XI вв. до н. э. Новое царство приходит в упадок. Про­тивоборствующие общественные силы, сосредоточенные на севере и юге, не будучи в состоянии одолеть друг друга, вели страну к распаду на две части. Единая государственная власть при этих условиях становилась номинальной.

Позднее царство

История Позднего царства начинается в VII в. до н. э. и про­должается до VI в. до н. э.

В то время резче, чем прежде, обозначилось деление общест­ва на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев сво­бодных людей. Значительная часть населения по-прежнему нахо­дилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшилось поло­жение ремесленников.

Привилегированным сословием наряду со жречеством стано­вится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники.

Костяк местной знати, как и ранее, составляли номархи и го­родские правители. Прочие представители чиновной знати мало чем отличались от своих предшественников: это были верховный сановник, хранитель сокровищницы, хранители казны, начальники работ, судьи и т. д. Особое место занимали военачальники.

Читайте также: