На основании решений коллегии генеральный директор судебного департамента издает

Обновлено: 06.05.2024

Целью исследования является комплексное изучение общих положений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
изучить исторический аспект становления правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов;
рассмотреть вопросы правового статуса данного Судебного департамента;
выявить полномочия органов и должностных лиц Судебного департамента;
раскрыть структуру Судебного департамента.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие положения Судебного департамента в РФ 5
1.1. Исторический аспект становления правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов 5
1.2. Правовой статус и система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 11
2. Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента 16
2.1. Полномочия Судебного департамента 16
2.2. Структура и организация деятельности Судебного департамента 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Садыков Артур. Курсовая теория. Судебный департамент в РФ..doc

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе 29 :

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента;
  • проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента 30 .

2.2. Структура и организация деятельности Судебного департамента

Структура Судебного департамента включает следующие подразделения: 3 главных управления, 4 управления и 2 отдела. Положения о подразделениях в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона разрабатываются под руководством Генерального директора и представляются им на утверждение в Судебный департамент 31 .

Судебный департамент состоит из ряда подразделений, в т.ч.: 32

- главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов;

- главного управления обеспечения деятельности военных судов;

- главного финансово- экономического управления;

- управления государственной службы и кадрового обеспечения;

- управления капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений и др.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения 33 .

Помимо общего полномочия осуществлять руководство деятельностью Судебного департамента на руководителя ч. 2 ст. 10 Закона возлагается и персональная ответственность за результаты работы.

К числу внутренних полномочий (по организации собственной жизнедеятельности Судебного департамента) относятся полномочия, предусмотренные п. п. 1, 3, 5, 6, 7, 9 ч. 1 ст. 10 Закона, к числу внешних полномочий (по выполнению публичных функций) - полномочия, перечисленные п. п. 2, 4, 8, 10 ч. 1 ст. 10 Закона.

Срок (месяц) представления ежегодного отчета о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ и Совету судей Российской Федерации не оговорен.

Что касается полномочий, оговоренных п. 11 ч. 1 ст. 10 Закона, к их числу относится принятие правовых актов: приказов, распоряжений и инструкций. Данные акты обязательны для судей и работников судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности.

Кроме того, Генеральный директор представляет в государственных и иных органах и организациях как собственно Судебный департамент (п. 10 ст. 10 Закона), так и суды при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента.

Коллегия Судебного департамента состоит только из штатных работников Судебного департамента. Положение о коллегии утверждено Председателем Верховного Суда РФ от 15 февраля 1999 г. Решения коллегии могут служить основанием для принятия решений Генеральным директором. Основными задачами коллегии являются: коллегиальное обсуждение и выработка принципиальных решений и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департаментам и его учреждениями; определение направлений и форм взаимодействия Судебного департамента с органами государственной власти и общественными объединениями в решении вопросов, связанных с развитием и совершенствованием судебной системы, проведением судебной реформы, а также сотрудничества с международными организациями, исследующими проблемы правосудия; разработка мер по укреплению кадрового потенциала судебной системы, усилению дисциплины и ответственности государственных служащих в системе Судебного департамента 34 .

По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений. Так, Приказом Генерального директора Судебного департамента от 17 мая 1999 года № 48 создан Научно-экспертный совет при Судебном департаменте и утверждено Положение о нем. Научно-экспертный совет является совещательным органом, призванным обеспечивать экспертную оценку проектов решений, подготавливаемых Судебным департаментом, по основополагающим вопросам организационно-правового, финансового, кадрового обеспечения судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Работникам главного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.

В субъектах РФ действуют управления и отделы Судебного департамента, являющиеся его органами. Они подчиняются Генеральному директору Судебного департамента и подотчетны совету судей соответствующего субъекта РФ. Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей. Управление (отдел) Судебного департамента возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа и советом судей субъекта РФ 35 .

Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ: разрабатывает и утверждает структуру и штатное расписание управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ; распределяет и утверждает в соответствии с приказом Судебного департамента лимиты численности судей, работников аппаратов и персонала по охране и обслуживанию зданий районных (городских) судов соответствующего субъекта РФ (лимиты численности гарнизонных военных судов устанавливаются приказом Судебного департамента); ведет учет штатной и фактической численности работников управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ, районных (городских) судов и гарнизонных военных судов соответствующего субъекта РФ; осуществляет контроль за соблюдением государственной штатной дисциплины в районных (городских) судах и гарнизонных военных судах.

Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации - федеральный государственный орган , осуществляющий организационное обеспечение деятельности всей системы общих судов, подчиненных Верховному Суду РФ (верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов), а также органов судейского сообщества и финансирование мировых судей.

В соответствии с этим Законом Судебный департамент осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и в этой связи: разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов; разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей; изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по их совершенствованию; вносит в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов; определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; и т.д.

В структуру Судебного департамента входят: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; главное финансово-экономическое управление; управление государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионное управление; управление делами; управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдел международно-правового сотрудничества. Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор , который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора (председатель коллегии ), его заместителей и других работников Департамента.

Однако до сих пор в научной среде и среди юристов-практиков продолжаются споры о месте, полномочиях, функциях и перспективах развития данного государственного органа. Бесспорно одно: Судебный департамент при ВС РФ состоялся как звено властной системы, способствуя успешной реализации судебной реформы в интересах населения страны, защиты прав и свобод россиян на основе норм Конституции РФ и в соответствии с международными принципами защиты прав человека.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Под организационным обеспечением деятельности федеральных законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный Департамент при ВС РФ не обеспечивает деятельность КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов, системы арбитражных судов.

Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

главное управление обеспечения деятельности военных судов;

главное финансово-экономическое управление;

управление государственной службы и кадрового обеспечения;

управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

отдел учебных и образовательных учреждений;

отдел международно-правового сотрудничества;

аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации. Генеральному директору

Судебного департамента материальное и социальное обеспечение предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Генеральный директор Судебного департамента:

1) руководит деятельностью Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента;

2) представляет суды в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;

3) организует разработку положений о подразделениях Судебного департамента и представляет их на утверждение коллегии;

4) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Судебного департамента и руководителей органов и учреждений Судебного департамента;

7) утверждает численность и штатное расписание Судебного департамента в пределах фонда оплаты труда; по представлению начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации утверждает численность и фонд оплаты труда работников аппарата указанного управления (отдела);

8) ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей;

9) присваивает в пределах своей компетенции классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов; ходатайствует о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и организациях;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Генеральный директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

В Судебном департаменте образуется коллегияв составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации. В работе коллегии могут принимать

участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и члены Совета судей Российской Федерации. Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии,

утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения. Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими.

Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента. Оно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации. Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда.

Администратор верховного суда субъекта РФ осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда - под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

40 Федеральная служба судебных приставов: полномочия, система органов.

Первый шаг по воссозданию службы судебных приставов, существовавший еще дореволюционных судах, был сделан, когда принимался Закон о Конституционном Суде, установивший, что за все время заседания этого суда порядок должен поддерживаться особым должностным лицом – судебным приставом.

Закон о судебных приставах от 21 июля 1997 года ввел такого рода должностных лиц для всех др. судов, в том числе ВС РФ, ВАС РФ, а также для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Но на современных судебных приставов возложены более широкие функции – не только обеспечения установленного порядка деятельности судов, но и исполнение судебных актов и актов некоторых других органов (например, решения Международного коммерческого арбитража, третейских судов).

С учетом такого определения функций судебные приставы подразделяются на 2 группы:

1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов

2. судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты др. органов.

Такими должностными лицами могут стать гражданине Российской Федерации, достигшие возраста 21 год, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способные по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость. При вступлении на должность судебные приставы приносят присягу. При исполнении служебных обязанностей они должны носить форменную одежду, иметь знаки различия и эмблему.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в судах безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизуоказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов

осуществлять личный досмотр, а также досмотр находящихся при них вещей

не допускать в лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы взрывчатые вещества;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях

обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

получает и обрабатывает персональные данные

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях

(см. текст в предыдущей редакции)

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных

давать гражданам и организациям поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Законом судебные приставы объединяются в единую службу, возглавляемую директором ФССП России – главным судебным приставом РФ, назначаемый на должность и освобождаемый с должности Президентом РФ.

Схематично эта служба состоит из:

- Центрального аппарата ФССП. Положение о ней, ее структура и штатная численность работников утверждается Президентом. В этом аппарате разрешено иметь ряд управлений, например, управление исполнительного производства, управление по реализации имущества должников и др.

- территориальные органов – управлений (отделов) ФССП по субъектам РФ. Их возглавляет назначаемый Минюстом руководители – главные судебные приставы субъектов. Положение об этих органов утверждается приказом Минюста.

- структурные подразделения территориальных органов ФССП – районных, межрайонных и специализированных отделов, возглавляемые старшими судебными приставами. (см. текст в предыдущей редакции)

Судебный департамент при Верховном суде РФ является фе­деральным государственным органом, осуществляющим органи­зационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, включая и органи­зационное обеспечение деятельности военных, специализированных судов, органов су­дейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент при Верховном суде РФ имеет следу­ющую систему:

· собственно сам Судебный департамент при Верховном суде РФ;

· управления (отделы) Судебного департамента в субъек­тах РФ;

· создаваемые Судебным департаментом при Верховном суде РФ учреждения;

Руководит Судебным департаментом при Верховном суде РФ генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор Су­дебного департамента при Верховном суде РФ имеет замес­тителей, которые назначаются на должность и освобождают­ся от должности Председателем Верховного суда РФ по пред­ставлению генерального директора Судебного департамента.

Судебный департамент при Верховном суде РФ является юридическим лицом, которое осуществляет следующие пол­номочия:

· организационно обеспечивает деятельность Верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автоном­ных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

· управляет органами и учреждениями Судебного департа­мента;

· разрабатывает по вопросам своего ведения проекты фе­деральных законов и иных нормативных правовых актов;

· разрабатывает и представляет в Правительство РФ со­гласованные с Председателем Верховного суда РФ и Сове­том судей РФ предложения о финансировании судов, миро­вых судей и квалификационных коллегий судей;

· изучает организацию деятельности судов и разрабатыва­ет предложения о ее совершенствовании;

· вносит в установленном порядке в Верховный суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов;

· определяет потребность судов в кадрах;

· обеспечивает ра­боту по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;

· взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществ­ляющими подготовку и повышение квалификации судей и ра­ботников аппаратов судов;

· обеспечивает отбор и профессиональную подготовку ра­ботников аппарата Судебного департамента и работников ор­ганов и учреждений Судебного департамента;

· разрабатывает научно обоснованные нормативы нагруз­ки судей и работников аппаратов судов;

· перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного суда РФ и с учетом мнения председателей Вер­ховных судов республик, краевых и областных судов, судов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

· ведет статистический и персональный учет судей и ра­ботников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

· ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;

· взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

· рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

· принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента;

· организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

· организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

· организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности;

· осуществляет работу по систематизации законодательства;

· ведет банк нормативных пра­вых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

· принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

· организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппарате судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем;

· организует медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов соответствии с федеральным законодательством;

· устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Су­дебного департамента;

· взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежа­щего обеспечения деятельности судов;

· осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и уч­реждений Судебного департамента.

В Судебном департаменте при Верховном суде РФ образу­ется коллегия в следующем составе:

· председатель коллегии – генеральный директор Судеб­ного департамента;

· его заместители, входящие в состав коллегии по долж­ности;

· другие работники Судебного департамента.

Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного суда РФ.

Кроме этого, в работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ.


На основании решений коллегии генераль­ный директор Судебного департамента издает приказы и рас­поряжения.

В структуру Судебного департамента входят следующие подразделения:

· главное управление организационно-правового обеспе­чения деятельности судов;

· главное управление обеспечения деятельности военных судов;

· главное финансово-экономическое управление;

· управление государственной службы и кадрового обес­печения;

· управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

· отдел учебных и образовательных учреждений;

· отдел международно-правового сотрудничества.

Управления (отделы) Судебного департамента в субъекте РФ являются органами Судебного департамента при Верховном суде РФ и осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

Управление (отделы) Судебного департамента в субъектах подчиняется генеральному директору Судебного департамента при Верховном суде РФ и подотчетно совету судей субъекта РФ.

Возглавляет управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ начальник, который назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором Су­дебного департамента по согласованию с председателем Вер­ховного суда республики, краевого, областного суда, суда го­рода федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ, а также с ор­ганом государственной власти субъекта РФ в порядке, уста­новленном законом субъекта РФ. Начальник управления (от­дела) Судебного департамента в субъекте РФ имеет своего заместителя, который назначается на должность и освобождается от должности по его представлению генеральным директором Судебного департамента.

Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ осуществляет следующие полномочия:

2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

3) изучает организацию деятельности районных судов и при­нимает меры по ее совершенствованию;

4) ведет судебную статистику, организует делопроизвод­ство и работу архивов судов;

5) производит финансирование районных судов и квали­фикационной коллегии судей в субъекте РФ;

6) контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

7) обеспечивает районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обес­печения деятельности указанных судов;

8) обеспечивает районные суды материально-технически­ми, транспортными средствами;

9) организует строительство зда­ний, а также ремонт и техническое оснащение зданий и поме­щений районных судов;

1) ходатайствует по согласованию с председателем соответ­ствующего суда о награждении работников аппаратов район­ных судов государственными наградами и присвоении им по­четных званий;

2) принимает во взаимодействии с судами, органами судей­ского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопас­ности судей, а также безопасности членов их семей;

3) организует материальное и социальное обеспечение су­дей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем;

4) организу­ет медицинское обслуживание и санаторно-курортное лече­ние судей районных судов, в том числе пребывающих в отстав­ке, членов их семей и работников аппаратов районных судов в соответствии с федеральным законодательством;

5) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъекта РФ.

Права, обязанности указанных работников, а также поря­док прохождения ими государственной службы устанавлива­ются федеральными законами и иными нормативными акта­ми о федеральной государственной службе.

Работникам аппарата Судебного департамента и работни­кам органов и учреждений Судебного департамента присваи­ваются классные чины и другие специальные звания в соот­ветствии с федеральным законодательством[1]. Работникам глав­ного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Объем компетенции и система судов общей юрисдикции предопре­делили структуру Судебного департамента, который состоит из цен­трального аппарата и управлений (отделов) в субъектах Российской Фе­дерации.

Систему органов Судебного департамента возглавляет собственно Судебный департамент при Верховном Суде РФ, которым руководит его Генеральный директор.

Генеральный директор Судебного департамента имеет замести­телей.

Центральный аппарат (собственно департамент) осуществляет орга­низационное обеспечение областных и приравненных к ним судов, во­енных и специализированных судов, обеспечивает деятельность орга­нов и учреждений, им создаваемых, и органов судейского сообщества республиканского уровня. Для реализации названных полномочий со­став департамента включает главные управления, управления и отделы.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генераль­ного директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других ра­ботников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, утверждаемым Председателем Верховного Суда РФ по пред­ставлению Генерального директора Судебного департамента. На осно­вании решений коллегии Генеральный директор Судебного департа­мента издает приказы и распоряжения.

Коллегия Судебного департамента действует на основании Положе­ния о Коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25 февраля 1999 г.

Основными задачами Коллегии являются:

1. Коллегиальное обсуждение и выработка принципиальных реше­ний и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения дея­тельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департамен­том и его учреждениями.

2. Определение направлений и форм взаимодействия Судебного де­партамента с органами государственной власти и общественными объе­динениями в решении вопросов, связанных с развитием и совершенст­вованием судебной системы, проведением судебной реформы, а также сотрудничества с международными организациями, исследующими проблемы правосудия.

3. Разработка мер по укреплению кадрового потенциала судебной системы, усилению дисциплины и ответственности государственных служащих в системе Судебного департамента.

Судебный департамент руководит деятельностью органов, входя­щих в систему Судебного департамента, представляет суды в Прави­тельстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ при решении вопросов, относя­щихся к компетенции Судебного департамента, представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и органи­зациях.

В структуре Судебного департамента созданы следующие отдельные подразделения, занимающиеся вопросами реализации его полномочий:

1. Главное управление организационно-правового обеспечения дея­тельности судов является структурным подразделением Судебного де­партамента, на которое возлагаются функции по организационному и правовому обеспечению деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, су­дов автономной области и автономных округов, районных судов, а так­же по выработке и реализации совместно с органами власти субъектов Российской Федерации мероприятий по организационному и правовому обеспечению деятельности мировых судей и действует на основании Положения о Главном управлении организационно-правового обеспе­чения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Су­де РФ от 11 мая 2004 г. № 56.

2. Главное финансово-экономическое управление является струк­турным подразделением Судебного департамента, на которое возлага­ется финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных окру­гов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, мировых, а также органов системы Судебного департамента.

Действует на основании Положения о Главном финансо­во-экономическом управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 марта 2008 г. № 65.

3. Управление государственной службы и кадрового обеспечения является самостоятельным структурным подразделением Судебного департамента, которое решает вопросы кадрового обеспечения деятель­ности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автоном­ных округов, районных, военных и специализированных судов, Судеб­ного департамента, а также его органов и учреждений, формирует кад­ровую политику Судебного департамента, а также обеспечивает органи­зацию и контролирует прохождение федеральной государственной службы работниками аппаратов судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. Действует на основании Положения об Управлении государственной службы и кадрового обеспечения Судеб­ного департамента при Верховном Суде РФ от 11 мая 2004 г. № 56.

4. Контрольно-ревизионное управление является структурным под­разделением Судебного департамента, действующим на основании По­ложения о Контрольно-ревизионном управлении Судебного департа­мента при Верховном Суде РФ от 28 июня 2002 г. № 75.

5. Управление делами является структурным подразделением Су­дебного департамента и обеспечивает документационную деятельность руководства и центрального аппарата Судебного департамента, осуще­ствляет методическое руководство и контроль за соблюдением установ­ленных правил и порядка работы с документами в структурных подраз­делениях Судебного департамента. Действует на основании Положения об Управлении делами Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11 мая 2004 г. № 56.

6. Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений является структурным подразделением Судебного депар­тамента, на которое возлагаются функции управления капитальным строительством, эксплуатацией зданий и сооружений верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального зна­чения, судов автономной области, автономных округов, районных су­дов, военных судов, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Действует на основании Положения об Управлении капитального строительства, эксплуатации зданий и со­оружений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 78.

Кроме того, в рамках Судебного департамента действуют: Главное управление обеспечения деятельности военных судов; Отдел учебных и образовательных учреждений; Отдел международно-правового сотруд­ничества; аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Россий­ской Федерации.

Регламентация деятельности всех подразделений, входящих в со­став Судебного департамента, определяется приказами Генерального директора Судебного департамента.

В центральном аппарате представлены все названные подразделения, в управлениях (отделах) департамента в субъектах Российской Федера­ции часть их может отсутствовать (например, отделы учебных и образо­вательных учреждений и международно-правового сотрудничества).

По представлению Генерального директора Судебного департамен­та коллегия Судебного департамента может принять решение об обра­зовании в Судебном департаменте иных подразделений.

Второе звено в системе Судебного департамента формируется на уровне субъектов Российской Федерации. Здесь образуются управления (отделы) Судебного департамента в субъекте РФ. Эти управления (от­делы) подчиняются Генеральному директору Судебного департамента, а, кроме того, подотчетны советам судей соответствующих субъектов РФ. Управление (отдел) Судебного департамента субъекта РФ возглав­ляет начальник, который имеет заместителей.

Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет орга­низационное обеспечение деятельности районных судов, органов су­дейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

И наконец, третьим звеном системы Судебного департамента явля­ются администраторы судов, действующие в верховных судах респуб­лик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономных областей, судах автономных округов и в районных судах. Администраторы федеральных судов субъектов РФ и админист­раторы районных судов могут быть объединены в одно звено системы органов Судебного департамента в связи с тем, что они обладают оди­наковыми полномочиями. Однако при этом они подчиняются различ­ным органам. Администратор Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департа­мента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними, а админи­стратор районного суда действует под контролем управления (отдела) Судебного департамента.

Администратор любого суда подчиняется председателю соответст­вующего суда и выполняет его распоряжения.

В соответствии с Законом "О Судебном департаменте" Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных судов (в перспективе и военных судов) и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со ст. 6 Закона Судебный департамент при Верховном Суде РФ имеет следующие основные полномочия: организационно обеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных, военных судов, а также Всероссийский Съезд судей и органов судейского сообщества; управлять органами и учреждениями Судебного департамента; изучать организационную деятельность судов и разрабатывать предложения о ее совершенствовании; вносить в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов общей юрисдикции; определять потребность судов в кадрах, обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; осуществлять подготовку и повышение квалификации судей и работников аппарата суда; разрабатывать научно обоснованную нормативную нагрузку судей и работников аппарата судов; вести судебную статистику, организовывать делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействовать с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; принимать во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организовывать материальное и социальное обеспечение судей (в том числе находящихся в отставке), работников аппарата судов; взаимодействовать с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; а также другие полномочия в соответствии с законодательством.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые ими учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2).

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Структура Судебного департамента. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

– главных управлений: организационно-правового обеспечения деятельности судов; обеспечения деятельности военных судов; финансово-экономического;

– управлений: государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного; делами; капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

– отделов: учебных и образовательных учреждений; международно-правового сотрудничества.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Он имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора (председатель), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор издает приказы и распоряжения.

В субъектах Российской Федерации создаются управления (отделы) Судебного департамента, которые являются его органами и подчиняются Генеральному директору и подотчетны Совету судей субъектов РФ.

Управления (отделы) Судебного департамента осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов РФ, а также финансирование мировых судей. В этих целях они: осуществляют подбор кандидатов на должности судей в соответствии с Законом "О статусе судей"; организуют и обеспечивают работу экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей; изучают организационную деятельность районных судов и принимают меры по ее совершенствованию; ведут судебную статистику, организуют делопроизводство и работу архивов судов; осуществляют финансирование районных судов и квалификационных комиссий судей в субъектах РФ; обеспечивают районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности указанных судов; обеспечивают районные суды материально-техническими и транспортными средствами; принимают во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организуют материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда; осуществляют меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъектов РФ.

Управление (отдел) Судебного департамента субъекта Российской Федерации возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, а также с органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов или районных судов организационно обеспечиваетадминистраторсоответствующего суда, который осуществляет свои полномочия под контролем соответствующего подразделения Судебного департамента и во взаимодействии с ним, а администратор районного суда – под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа назначается на должность и освобождается от нее начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Администратор суда: принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Читайте также: