Как правильно называется должность секретарь судебного

Обновлено: 17.05.2024

Базовые знания:

государственного языка Российской Федерации (русского языка);

Конституции Российской Федерации;

законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе;

законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

Устава Московской области;

основ делопроизводства и документооборота;

Базовые умения:

соблюдать этику делового общения;

планировать и рационально использовать служебное время;

совершенствовать свой профессиональный уровень;

в области информационно-коммуникационных технологий.

Умения исходя из специфики должностных обязанностей:

работать в стрессовых условиях;

Профессионально-функциональные знания и умения:

Профессиональные знания в области федерального законодательства и законодательства Московской области:

Закон Московской области от 11.02.2005 N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области";

Закон Московской области от 16.05.2005 N 122/2005-ОЗ "О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области";

Уголовное, гражданское, жилищное, земельное, семейное, административное и процессуальное законодательство;

Положение об Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Московской области;

Инструкция по судебному делопроизводству у мирового судьи Московской области;

Нормативно-правовые акты по делопроизводству, архивному делу и ведению судебной статистики.

Функциональные знания:

программного принципа управления компьютером, структуры и основных элементов интерфейса операционной системы, установленной на автоматизированном рабочем месте для осуществления основной деятельности;

порядка работы с прикладными информационными системами, обеспечивающими поддержку выполнения основных задач и функций (система электронного документооборота, система информационно-правового обеспечения и т.п.);

возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного электронного документооборота;

правовых аспектов в области информационно-коммуникационных технологий;

представление об основных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы:

использования информационных технологий;

обеспечения доступа граждан к информации о деятельности судов;

предоставления государственных услуг населению и организациям в электронном виде;

защиты конфиденциальной информации и персональных данных.

Функциональные умения:

ведения деловой переписки;

грамотной письменной речи;

машинописи со скоростью не менее 160 ударов в минуту;

составления отчетной документации;

использования современных методов сбора, обработки и анализа информации;

работы в операционной системе, установленной на автоматизированном рабочем месте для осуществления основной деятельности;

работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера;

работы в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с программой обнаружения компьютерных вирусов, подготовка презентаций, использование графических объектов и диаграмм в электронных документах, управление электронной почтой;

работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет;

обработки информации посредствам прикладных информационных систем, обеспечивающих поддержку выполнения основных задач и функций Управления (система электронного документооборота, система информационно-правового обеспечения и т.п.).

Должностные обязанности:

В должностные обязанности по должности секретаря суда входят:

осуществление приема документов от граждан и представителей юридических лиц;

осуществление приема и отправления дел и корреспонденции с обязательным составлением сопроводительного письма;

осуществление регистрации и учета уголовных дел, гражданских дел, административных дел, дел об административных правонарушениях, жалоб, представлений, материалов и входящей корреспонденции, (на бумажных носителях и в электронном варианте);

заполнение и ведение в установленном порядке (на бумажных носителях и в электронном виде) формы первичного учета (учетно-статистические карточки, журналы и другие);

формирование и ведение нарядов;

формирование дел об административных правонарушениях;

осуществление приема, учета и хранения вещественных доказательств;

прием под расписку оформленных секретарем судебного заседания после рассмотрения гражданских, уголовных, административных дел и дел об административных правонарушениях;

осуществление по распоряжению мирового судьи выдачи справок по делам, оригиналов и копий документов из дел, копий судебных постановлений;

выдача для ознакомления гражданских, уголовных, административных дел и дел об административных правонарушениях;

оказание помощи руководителю аппарата в составлении статистических отчетов;

оформление документов для возмещения расходов, связанных с назначением экспертов по инициативе мировых судей;

извещение участвующих в деле лиц о поступлении апелляционной жалобы, представления, возражений на них, жалоб по административным делам, жалоб по делам об административных правонарушениях и направление их копий участникам процесса;

оформление и направление дел в вышестоящие судебные инстанции по представлениям и жалобам;

оформление, выдача и направление документов по исполнению приговоров, решений, определений и постановлений мирового судьи;

ведение регистрации и учета исполнительных документов, передаваемых на исполнение судебным приставам-исполнителям;

ведение учета, хранения, использования и уничтожения бланков исполнительных листов;

обеспечение сохранности дел и документов до передачи в архив мирового судьи;

участие в работе экспертной комиссии у мирового судьи соответствующего судебного участка;

подготовка и сдача в оперативный архив мирового судьи законченных судебных дел, нарядов, журналов, картотеки, подготовка сводных описей дел;

осуществление контроля над сроками сдачи секретарем судебного заседания дел и их правильным оформлением;

осуществление контроля за возвратом дел, направленным в вышестоящие суды и органы, которым законом предоставлено право истребования дела;

предоставление по устным (в том числе по телефону) и письменным запросам граждан и организаций информации о местонахождении и границах судебных участков Московской области и иной общедоступной информации;

осуществление контроля за расходованием денежных средств, выделяемых для обеспечения отправки почтовой корреспонденции;

составление отчетов об отправке почтовой корреспонденции и своевременное представление их в Управление в порядке, установленном приказом (распоряжением) начальника Управления;

использование в своей работе ПЭВМ как средства автоматизации документационного обеспечения мирового судьи;

выполнение иной работы по поручению вышестоящего и непосредственного руководителя в пределах своей компетенции;

соблюдение установленного Служебного распорядка Управления, исполнение настоящего должностного регламента и порядка работы со служебной информацией;

уведомление начальника Управления и органы прокуратуры или другие государственные органы о факте обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

исполнение обязанности руководителя аппарата или секретаря судебного заседания ей на период его временного отсутствия (отпуск, болезнь, другие уважительные причины).

Права:

Для выполнения возложенных должностных обязанностей гражданский служащий, замещающий должность руководителя аппарата, также вправе:

вносить на рассмотрение мирового судьи и начальника Управления предложения по совершенствованию форм и методов работы в области организации деятельности аппарата мирового судьи;

взаимодействовать со всеми отделами Управления, отделами Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Московской области (далее – Управление Судебного департамента) - в части, касающейся организации судебного делопроизводства, архива и судебной статистики у мирового судьи и в пределах своей компетенции;

требовать создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и обеспечения сохранности документов, образующихся в деятельности мирового судьи.

Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей:

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего:

Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, замещающего должность секретаря суда, определяется на основании достижения (учитывается степень участия в достижении) таких показателей как:

отсутствие нарушений и запретов, требований к служебному поведению и иных обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе;

качество выполненной работы;

подготовка документов в соответствии с установленными требованиями, полное и логичное изложение материала, юридически грамотное составление документов, отсутствие стилистических и грамматических ошибок;

количество возвратов на доработку ранее подготовленных документов;

наличие поощрений за безупречную и эффективную службу;

оценка профессиональных, организаторских и личностных качеств по результатам профессиональной служебной деятельности и с учетом аттестации, сдачи квалификационного экзамена или иных показателей;

выполняемый объем работы и интенсивность труда, способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдение служебной дисциплины;

своевременность и оперативность выполнения поручений, рассмотрения обращений граждан и организаций, соотношение количества своевременно выполненных поручений к общему количеству индивидуальных поручений;

способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий;

способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям, самостоятельность выполнения должностных обязанностей;

отсутствие обоснованных жалоб граждан, организаций на действия (бездействие) гражданского служащего, замещающего должность руководителя аппарата.

Условия прохождения гражданской службы в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Московской области основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.

В настоящее время в специальной научной литературе в основном изучаются статусы служащих суда – таких, как помощник судьи (председателя суда) и секретарь судебного заседания. Анализ работ позволяет сделать вывод, что определение правового статуса государственных служащих судов на современном этапе осуществляется без учета требований, предъявляемых к кандидату на должность.

Например, Б.Н. Ондар включает в статус помощников судей права, обязанности, ограничения, запреты, а также обязанности данных служащих, содержащиеся в должностных регламентах. Соответственно, определяя правовой статус государственного служащего помощника судьи, автор выводит его из полномочий, предусмотренных законом и должностным регламентом помощника судьи (председателя суда)[11]. Такого же подхода придерживается и А.П. Попов, определяя правовой статус государственного гражданского служащего – секретаря судебного заседания. Как и многие исследователи данного вопроса, он выводит правовой статус секретаря судебного заседания через его обязанности, закрепленные процессуальным законодательством[12].

Такое положение вещей уже имело место в дореволюционной России. Так, М. М. Сперанский в 1809 г. подготовил Указ об обязательном экзамене для занятия государственной должности. Был установлен образовательный ценз, согласно которому для того, чтобы занять определенную должность, претендент на нее сначала был должен получить университетское образование.

Требования, предъявляемые к должностям государственной гражданской службы, содержатся в нормативных и подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых федеральными органами государственной власти, Президентом Российской Федерации, министерствами и ведомствами.

Как было отмечено, относительно государственных служащих судов помощника судьи (председателя суда) и секретаря судебного заседания в области определения их правового статуса проведено много исследований. Что касается определения правового статуса иных работников аппарата судов, то их статус формулируется исключительно через совокупность должностных обязанностей, без какой-либо конкретики (секретарь суда, начальник отдела, специалист и пр.).

Представляется совершенно правильным, что законодатель на уровне федеральных законов закрепил правовой статус, включая полномочия, работников аппарата судов.

Однако в подзаконных нормативных актах нет более узкой и точной его формулировки. Подобный подход представляется неоправданным, поскольку необходимо определить четкие требования, предъявляемые к той должности в аппарате суда, которую будет замещать конкретный человек. Решение данного вопроса имеет практическое значение, так как по каждой должности аппарата суда должны быть разработаны должностные регламенты.

Конкретные задачи, функции и направления деятельности структурных подразделений аппарата суда – отделов определяются Положением об аппарате судов общей юрисдикции и соответствующими положениями об отделах федерального суда общей юрисдикции, утверждаемыми председателем соответствующего федерального суда. В федеральных судах общей юрисдикции, где соответствующие структурные подразделения не созданы, конкретные задачи, функции и направления деятельности аппарата суда определяются указанным Положением и соответствующими должностными регламентами (инструкциями) работников аппарата суда, также утверждаемыми председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

Вследствие этого определить исчерпывающий перечень должностных обязанностей секретаря суда не представляется возможным, поскольку решение данного вопроса оставлено на усмотрение председателя каждого конкретного суда. Единственное, чем это усмотрение ограничено, – это Методические рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, где дано понятие должностного регламента, его структура и некоторые общие положения.

С учетом специфики деятельности районного суда основные направления деятельности общих отделов в части обеспечения организации, сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства являются идентичными направлениям деятельности отделов делопроизводства областных и равных им судов. В зависимости от численности работников аппарата районного суда и с учетом его потребностей в суде может быть создано отдельное структурное подразделение по конкретному направлению деятельности общего отдела в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции.

Карина ­Панасик

Мало кто знает о существовании такой должности, как секретарь судебного заседания. Чаще всего, говоря о работе в суде, мы сразу представляем судью, прокурора или адвоката. И редко кто вспоминает, что на каждом судебном заседании присутствует секретарь, или, как по-другому его называют, помощник судьи. Кто же этот специалист? Что входит в его обязанности? Секретарь судебного заседания суда ­Партизанского района г. Минска Карина ­Панасик познакомила нас со своей профессией.

– Карина, кем ты хотела быть в детстве?

– В детстве я мечтала стать прокурором. Это была единственная профессия, которую я рассматривала. В принципе, я не изменила сферу своей профессиональной деятельности. Моя работа непосредственно связана с судебной системой.

– А почему ты не стала прокурором? Передумала?

– Секретарем судебного заседания ты решила стать на время, пока вакансия прокурора закрыта?

– Нет, не совсем так. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Эту профессию я выбрала осознано. Если бы не было желания, я бы работать не смогла. Работа в должности секретаря судебного заседания – это богатый опыт, хорошая школа, которая закаляет характер. После работы в качестве секретаря, другие должности уже не страшны. Ведь такой работник, поднимаясь вверх по служебной лестнице, постигает все особенности судебной деятельности, знает практически весь алгоритм рассмотрения дела, поэтому из секретаря можно со временем дорасти до должности судьи.

Естественно, я хочу двигаться дальше в профессиональном плане, но мне пока тяжело определиться с выбором. Точно знаю, что останусь в юридической среде, а остальное время покажет. В юридической сфере много разных отраслей. Сейчас я уже не уверена, что хочу быть прокурором. Начинаю задумываться о профессии судьи.

– Расскажи, какие условия поступления в колледж. Ты сдавала экзамены?

– Нет, экзамены при поступлении в колледж я не сдавала, поступала по конкурсу среднего балла аттестата.

В университет я уже поступала, как выпускник среднего специального учебного заведения, поэтому имела право поступать на заочную сокращенную форму получения образования. При поступлении сдавала централизованное тестирование по русскому языку и дополнительные вступительные экзамены, которые состояли из гражданского и трудового права.

– Ты уже проходила практику в университете?

– Моя первая практика длилась с февраля по март. Обязательным условием было ее прохождение в государственных организациях. С сентября по ноябрь запланирована еще одна двухмесячная практика, которую уже можно проходить в частных организациях. По окончании практики в университет нужно предоставить около двадцати различных документов. Я проходила, и буду проходить практику по месту своей работы.

– Карина, ты работаешь в гражданской коллегии. Расскажи, какие трудности встречаются в твоей работе?

– Основная проблема заключается в том, что у нас очень много работы, слишком большая нагрузка на судей и секретарей. Довольно часто приходится задерживаться на рабочем месте допоздна. Растет количество людей, обращающихся со своими проблемами в суд, и, как следствие, – увеличивается количество дел, процессов. Еще одна сложность заключается в том, что мне приходится изучать специфику профессий, с которыми я никак не связана. Например, к нам поступают дела из медицинской среды, где много медицинской терминологии. А как мне ее понять, если я не имею медицинского образования?! Приходится изучать, что значит тот или иной термин, искать ответы в интернете. Это довольно сложно для человека, далекого от медицины.

– Что входит в твои обязанности, как секретаря судебного заседания?

– Моя задача – подготовка материалов дела к судебному процессу и обеспечение судебного делопроизводства. Например, поступает дело в суд. Заведующий гражданской канцелярией передает его судье. Судья возбуждает дело и отдает секретарю судебного заседания, т.е. мне. И уже, непосредственно, я на каждое дело завожу карточку. В этой карточке я ставлю отметку каждый раз, когда проходит судебное заседание. Если дело переносится, то в карточке указывается в связи с чем.

Я выписываю повестки, вызываю людей в суд, накладываю аресты, проверяю явку вызванных участников процесса, т.е. занимаюсь подготовительной частью судебного заседания. Все люди, которые обращаются в суд, взаимодействуют с секретарем, ведь судье запрещено личное общение с гражданами.

Кроме того, я веду протокол судебного заседания. Я его оформляю и вписываю туда все, что говорят участники процесса во время судебного заседания. В зале ведется аудиозапись, поэтому если я что-то не успела записать во время самого заседания, могу дописать позже.

– Карина, как давно ты работаешь в суде? Сложно ли было устроиться на эту должность?

– Работаю уже больше двух лет. В суд меня взяли на стажировку, она длилась почти неделю. Судье (он выбирает себе помощника), понравилось, как я справляюсь с обязанностями. И меня взяли на работу. Хотя многим отказывают, в связи с нехваткой мест. В основном, специалисты к нам приходят по распределению.

– Назови плюсы профессии.

– Работа секретаря интересна тем, что всегда есть возможность наблюдать за правосудием и быть причастным к этому. Кроме того, работа в суде сильно дисциплинирует и делает более ответственным. В целом в моей работе мне нравится то, что я не стою на месте, занимаюсь интересным делом, перенимая колоссальный опыт и знания судей, с которыми работаю. Все это в совокупности помогает правильно выстраивать отношения с людьми.

Профессия помогает развиваться. Через какое-то время ты уже начинаешь во многом разбираться. Многому учат люди, которые приходят в суд отстаивать свою позицию по делу. Да и знание законодательства помогает в сложных ситуациях. По долгу службы я часто слышу о различных жизненных проблемах и трудностях и знаю, как можно их разрешить. Моя профессия обучает меня этому. Если я попаду в какую-то неприятную ситуацию из тех, которые мы разбирали, то уже буду знать, как мне действовать. У меня не будет растерянности.

– Испытываешь ли ты ответственность за свои действия? Боишься, что-то сделаешь не так?

– Как любой специалист, я несу ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, поэтому к работе подхожу добросовестно, со всей серьезностью.

– Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать человек, занимающий должность помощника судьи?

– Для работы в суде каждому сотруднику необходимо, прежде всего, знать действующее законодательство, следить за законодательными изменениями и тенденциями. Кроме того, секретарю судебного заседания следует быть собранным и ответственным. И, конечно же, секретарь должен быть коммуникабельным и вежливым. Ведь за защитой своих прав в суде зачастую обращаются люди, оказавшиеся в трудной ситуации из-за незнания своих прав или закона как такового. Поэтому никогда нельзя ставить себя выше тех, кто пришел в суд, надлежит относиться уважительно и корректно к каждому. Зачастую секретарь суда является тем человеком, которого в первую очередь встречают граждане, пришедшие в суд.

Помощник судьи должен быть энергичным и трудолюбивым, иметь навыки высокой работоспособности в многозадачном режиме, быть эмоционально устойчивым. Только такой работник сможет выдержать всю нагрузку.

– Карина, ты бы хотела перейти работать в уголовную коллегию?

– Нет. Эта работа не из легких, особенно морально. У нас, в гражданской коллегии, сложно, а там еще сложнее. Слишком много негатива, часто приходится видеть слезы и истерики. Такие ситуации всегда накладывают отпечаток. На это тяжело будет смотреть равнодушным взглядом. Мне трудно будет это выдержать.

– Ты сама выбрала гражданскую коллегию?

– Нет. Я шла на стажировку и не знала, к какому судье меня отправят. Уже потом, на месте, выяснилось, что в гражданскую коллегию требуется помощник судьи. Поэтому сейчас я работаю здесь.

– Как ты представляла себе профессию секретаря судебного заседания до того, как пришла работать в суд?

– Я знала эту профессию, представляла ее себе такой, какая она есть и понимала, что работы будет очень много.

– Что ты посоветуешь абитуриентам, которые захотят стать секретарем судебного заседания?

– Независимо от того, кем хочет быть студент, он должен учиться, развиваться и быть готовым к принятию ответственных и взвешенных решений. С выбором будущей профессии вполне можно определиться в период прохождения практики. Если вы примете решение работать в суде, то надо быть готовым к большим нагрузкам, трудной, ответственной и напряженной работе. Бояться этого не стоит, поскольку с опытом страх уйдет, а интерес к работе возрастет.

Секретари суда – будущее судебной системы

В наше время сложно представить современную организацию, фирму или орган государственной власти без секретаря. От компетентности секретаря зависит своевременность получения и предоставления информации, организация рабочего пространства, подготовка документации и прочие, далеко не последние факторы успешной работы коллектива. Секретарь, можно сказать, ключевое звено всей рабочей цепи любого учреждения. Судебные участки мировых судей не являются исключением, там тоже работают секретари.

Секретари суда мировой юстиции играют важную роль в исполнении правосудия. От компетенции сотрудников судебных участков зависит очень многое, начиная от оперативности и заканчивая качеством выполнения задач, возложенных на судебные участки.

Сегодня, на государственной гражданской службе в аппарате мировых судей Забайкальского края трудятся 124 секретаря.

Секретари суда и судебного заседания выполняют должностную работу с документами, делают ксерокопии и подшивки документов, работают с компьютерной и оргтехникой, судебным программным обеспечением.


Карьерный путь Елены Старчековой стремительно начал развиваться с назначением на должность секретаря суда в 2008 году.В настоящее время, Елена трудиться во благо правосудия в должности помощника мирового судьи судебного участка № 10 Черновского судебного района города Читы.

В будущем, Елена мечтает попробовать свои силы в сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

На плечах секретарей суда держится фундамент организации осуществления правосудия. От того насколько качественно и оперативно будут подготовлены дела и документы, проинформированы граждане, зависит и сам процесс судебного заседания.

В свою очередь, секретари судебного заседания выполняют функции, отличающиеся от секретаря суда. Так, секретари судебного заседания готовят дело к слушанию, обеспечивают необходимые меры для вызова в суд граждан, участвующих в делах, направляя повестки, проверяют явку вызванных участников, а также ведут протокол судебных заседаний. При этом надо отметить, что содержание протоколов должны быть максимально полным и достоверным.

Сегодня к секретарям на судебных участках предъявляются серьезные требования. Соискатели проходят строгий отбор и должны обладать необходимыми знаниями и навыками, а также личностными качествами необходимыми в работе. Быть ответственным, оперативно работать с компьютерной техникой и знать необходимые компьютерные программы, уметь работать с большими объемами информации, обладать знаниями делопроизводства, а также правил составления служебных документов, владеть быстрым набором текста. Согласно внутреннему должностному регламенту, секретарь суда избирается на конкурсной основе.

Специалистам, решившим связать профессиональную деятельность с работой в аппарате мировых судей, открыты возможности повышения профессиональной квалификации – постоянное развитие теоретических и практических навыков в области юриспруденции. Секретари в суде приобретают прямой доступ к рассмотрению дел различной сложности, что является преимуществом для специалиста.

Несмотря на невысокую, на начальном этапе службы, но всегда своевременную и стабильную заработную плату, должности секретаря суда и судебного заседания привлекательны для многих специалистов. Обладая достаточным уровнем профессиональных компетенций, практического опыта работы в судебной системе, открываются возможности карьерного роста. Начиная свою трудовую деятельность секретарем в суде, при желании и стремлении, можно стать помощником судьи, а в перспективе и судьей.


Мария Пальшина пришла на государственную гражданскую службу в Департамент на должность секретаря судебного заседания в 2015 году. А в 2019 году Мария была назначена помощником мирового судьи судебного участка № 2 Центрального судебного района г. Читы

В перспективе множество профессиональных целей, к достижению которых Мария ежедневного стремится.

В настоящее время, в Департаменте открыты вакансии секретарей суда и секретарей судебных заседаний судебных участков города Читы и районов Забайкальского края:

секретарь суда и судебного заседания судебного участка № 1 Центрального судебного района г. Читы

секретарь судебного заседания судебного участка № 2 Центрального судебного района г. Читы

секретарь суда судебного участка № 3 Центрального судебного района г. Читы

секретарь суда и судебного заседания судебного участка № 54 Центрального судебного района г. Читы

секретарь судебного заседания судебного участка № 14 Центрального судебного района г. Читы

помощник мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Читы

секретарь суда судебного участка № 55 Железнодорожного судебного района г. Читы

секретарь судебного заседания судебного участка № 8 Ингодинского судебного района г. Читы

секретарь судебного заседания судебного участка № 25 Черновского судебного района г. Читы

секретарь судебного заседания судебного участка № 30 Карымского судебного района Забайкальского края

секретарь суда судебного участка № 35 Улетовского судебного района Забайкальского края

секретарь судебного заседания судебного участка № 49 Оловяниннского судебного района Забайкальского края

секретарь суда судебного участка № 50 Оловяниннского судебного района Забайкальского края

секретарь судебного заседания судебного участка № 60 Балейского судебного района Забайкальского края

секретарь судебного заседания судебного участка № 63 Шелопугинского судебного района Забайкальского края


Обязанности секретаря судебного заседания

Секретарь судебного заседания — государственный служащий. Обязанности секретарей заседаний обширны. Этот служащий должен быть закреплен за одним судьей, документально обеспечивать его деятельность, организовывать судопроизводства и участвовать на слушаниях.

Эта должность встречается при военном, гражданском, уголовном и других судах. Ответственность, возлагаемая на секретарей судебных заседаний, достаточно высока. Он готовит документацию для заседаний и составляет протоколы слушаний.

Весь спектр прав и обязанностей внесен в должностной регламент секретаря судебного заседания. Он содержит:

  • общую информацию о должности;
  • перечень норм законодательства, на которые ссылается секретарь во время своей работы;
  • перечень требований относительно квалификации и стажа работы;
  • список должностных обязанностей;
  • перечень обязанностей и прав секретарей заседания;
  • вопросы, при решении которых специалист имеет относительную свободу действий;
  • список показателей результативности работы.

Регламент обязывает секретаря вести профессиональную деятельность соответственно с нормативными документами государства и регионов РФ, а именно:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • должностным регламентом;
  • нормативно-правовыми актами;
  • Федеральными законами касательно госслужбы;
  • различными постановлениями;
  • кодексом этики госслужащих суда.

На основе этого документа прописана должностная инструкция секретаря.

Список требований к представителям профессии

Не стоит приравнивать секретаря судебного заседания к простому делопроизводителю, который занимается деловодством и документацией. К представителям данной профессии существуют определенные требования, согласно которым они вправе работать в зале суда. Секретарь заседания не призван просто отображать на бумаге все сказанные во время слушания фразы.

Претендент на должность секретаря судебного заседания должен иметь высшее образование в сфере юриспруденции. При назначении на должность ему присуждают статус юриста 1 категории. Приветствуется, если претендент работал на государственной службе не менее 3 лет. Зачастую действует конкурсная основа, при которой принимают участие претенденты на должность. Назначение производится председателем судебного органа.

Должностная инструкция вмещает большой перечень обязанностей. Чтобы их выполнить, претендент должен многое знать, а именно:

  • принципы составления документации в сфере судопроизводства;
  • нормы поведения в судопроизводстве;
  • правила владения профессиональными навыками;
  • внутренние правила судебной инстанции;
  • нормы поведения государственных служащих.


Претенденты на должность секретаря должны понимать, что ответственность высокая, зарплата, наоборот, не очень. Однако в перспективе секретарь может стать помощником судьи, а затем по истечении определенного времени судьей. Кроме этого лица, работающие на этой должности, имеют доступ к слушаниям. Этот опыт станет большим плюсом к юридической практике человека.

Список прав

Претенденты, получившие вакансию секретаря судебного заседания, имеют свои права. Их прописывает регламент судебной инстанции каждого субъекта РФ. Итак, лица, занимающие эту должность, имеют право:

  • быть обеспеченными техническими средствами для выполнения обязанностей;
  • ознакомиться с регламентирующей документацией, которая содержит уточнения прав и обязанностей секретаря;
  • знакомиться с показателем результата работы на занимаемой должности;
  • получать информацию, которая понадобится для выполнения прямых обязанностей, в судебных органах;
  • вносить предложения касательно улучшения состава судебного органа;
  • получать отпуск, праздничные дни, выходные;
  • иметь установленный рабочий день;
  • получать заработную плату и иные начисления, которые установлены законом РФ и служебным контрактом;
  • иметь доступ к информации, касающейся государственной тайны, когда это необходимо в рамках ведения производства;
  • знакомиться с материалами в личном деле, включая отзывы о своей работе;
  • защищать личную информацию;
  • иметь профессиональное развитие;
  • повышать свой квалификационный уровень, проходить переподготовку;
  • быть членом профсоюзного комитета;
  • заявлять о необходимости проведения служебного расследования;
  • защищать свои права, исполняя служебные обязанности.

Права секретарей судебных заседаний защищает законодательство РФ.

Перечень обязанностей секретаря в разных судебных юрисдикциях

Граждан зачастую интересует, чем занимается секретарь судебного заседания районного судебного органа и что делает получивший эту должность в мировом суде. Независимо от юрисдикции секретари судебных заседаний имеют свой круг обязанностей. Секретари в мировом суде (судебный участок) имеют такой же перечень должностных обязанностей, что и секретари районного органа.

Каждый претендент на эту вакансию должен:

  • соблюдать нормы Конституции РФ, федеральных законов, правовых актов, которые приняты в субъекте РФ;
  • исполнять распоряжения вышестоящих лиц;
  • исполнять свои обязанности, которые вмещает в себя должностная инструкция;
  • учитывать права и интересы участников судопроизводства;
  • повышать свой квалификационный уровень;
  • хранить в тайне информацию, полученную при выполнении профессиональных обязанностей;
  • хранить имущество судебной инстанции;
  • учитывать требования касательно правил поведения;
  • сохранять корректное отношение к участникам производства;
  • соблюдать ограничения, которые определены для госслужащих;
  • не допускать действий, которые могут принести вред достоинству государственного служащего;
  • проводить подготовку и организацию по обеспечению деятельности суда;
  • готовить судебные слушания;
  • вести регистрационный журнал исков, которые необходимо рассмотреть;
  • способствовать явке участников будущего производства;
  • отмечать в повестках время пребывания;
  • заносить в протокол действия участников производства и представленные материалы;
  • готовить материалы для ознакомления по представленному ходатайству;
  • вовремя оформлять материалы слушаний и передавать канцелярии;
  • следить за пополнением картотеки;
  • следить за корреспонденцией;
  • представлять протоколы судебных заседаний осужденным;
  • готовить копии документации по судопроизводствам;
  • оформлять документацию для исполнения вердикта.

Должностную инструкцию каждого субъекта можно посмотреть через интернет на сайте региональной судебной инстанции. На нем можно узнать о наличии вакансий на должность секретаря и проведении конкурса на нее.

Размер заработной платы в РФ и иных странах


Средняя зарплата секретаря заседания в разных странах значительно различается. В некоторых государствах эта должность является неплохо оплачиваемой. Например, в Соединенных Штатах Америки средняя зарплата составляет более 3 тысяч долларов. Приблизительно такой же доход получают секретари судебных заседаний из Швейцарии, Великобритании, Германии. В России этот показатель намного меньше и составляет 300 долларов. Хотя этот показатель варьируется зависимо от региона.

Наиболее высокую ставку имеют секретари из Магаданской области. Их ежемесячная зарплата составляет чуть более 30 тысяч рублей. В Камчатском и Ненецком краях зарплаты составляют 27 тысяч рублей ежемесячно.

Зарплата секретаря мирового суда немногим меньше месячного оклада при районном суде. Открытые вакансии предлагаются с окладом наполовину меньше, чем заявленный доход по статистике. Это зависит от того, что дополнительно полагаются различные премиальные выплаты и надбавки. В Москве чистый оклад по вакансиям в мировой суд составляет не более 15 тысяч рублей, районный — до 20 тысяч рублей.

Заработная плата секретаря заседания во многих районах РФ значительно ниже средней зарплаты по стране. Согласно статистике такая ситуация не может привести к повышению общей квалификации людей, занимающих эту должность. После повышения профессионального уровня специалисты стараются перейти на более высокооплачиваемую работу.

В ближайшем будущем планируют повысить зарплаты работникам судебного аппарата. Количество обязанностей будет соответствовать размеру заработной платы. Все это должно позитивно повлиять на уровень подготовки и квалификации секретарей судебных заседаний.

Читайте также: