На многочисленных судоходных путях в северной части этого океана используют парусные суда

Обновлено: 16.05.2024

Мы видели, что многие плавания русских парусных судов из Балтийского моря в Тихий океан и из Тихого океана в Балтийское море сопровождались очень важными географическими открытиями.

В Тихом океане главные географические открытия были совершены в трех районах: в морях Беринговом и Охотском, в тропической части Тихого океана и в антарктических водах.

Напомним, что к началу кругосветных плаваний все побережье Охотского моря, Курильские острова, все западное побережье Берингова моря, Берингов пролив, Алеутские острова и залив Аляска с его островами уже были положены на карту как специальными экспедициями, так и отдельными промышленниками и мореходами.

Из всех русских экспедиций, проведенных до XIX столетия, по точности определений широты и долготы выделяется экспедиция Биллингса – Сарычева; для определения долгот она уже пользовалась способом лунных расстояний. Во время предшествовавших плаваний долгота определялась только по счислению, поэтому в расположение на картах пунктов по долготе вкрадывались значительные ошибки. Широты до экспедиции Креницына – Левашева определялись угломерными, а не угломерно-отражательными приборами, что также влекло за собою неточности.

Первый секстан был изготовлен еще в 1731 г., однако широкое распространение он получил только к концу XVIII века. В 70-х годах XVIII в. были изготовлены первые хронометры, точно показывающие местное время любого выработанного меридиана.

В том же XVIII в. был разработан метод определения долгот в море по лунным расстояниям, и уже Чичагов во время экспедиций в Северном Ледовитом океане (1765 и 1766 гг.) и Сарычев во время экспедиции Биллингса – Сарычева (1785–1793 гг.) пользовались этим приемом. Однако в общее употребление способ лунных расстояний вошел лишь в XIX веке. В 1827 г. было введено в практику одновременное определение в море широт и долгот по высотам светил и по пройденному расстоянию между пунктами взятия высот. Таким образом, в XIX в. методы определения географических координат в море значительно улучшились.

Корабли кругосветных плаваний в большинстве случаев снабжались секстанами, хронометрами, искусственными горизонтами и другими точными навигационными приборами. Кроме того, для определения долгот они пользовались приемом лунных расстояний. С 1823 г., после разработки русским астрономом Федором Ивановичем Шубертом способа определения по лунным расстояниям не только долготы, но и широты, русские кругосветные мореплаватели начали пользоваться и этим приемом.

Очень важно, что кругосветные мореплаватели приходили в Охотское и Берингово моря и в залив Аляска на современных для того времени кораблях, построенных опытными мастерами из сухого выдержанного леса и хорошо оснащенных. До этого все наши плавания в дальневосточных водах совершались на судах, построенных наспех из плохого и сырого леса и при недостатке самых простых предметов оснастки.

И все же судами кругосветных плаваний в северной части Тихого океана было сделано сравнительно мало географических открытий. Работа сводилась главным образом лишь к уточнению положения на картах того, что уже было открыто их русскими предшественниками.

Из описей, произведенных во время кругосветных плаваний парусных судов, если не считаться с хронологией, а итти вдоль по берегам слева направо – по солнцу, надо упомянуть опись отрядом вице-адмирала Путятина западных берегов Японского моря от Цусимского пролива на юге до Татарского пролива на севере, опись обоих берегов Татарского пролива, установление судоходности пролива между Сахалином и материком и устья Амура Г. И. Невельским, описи восточного берега Сахалина И. Ф. Крузенштерном, Курильских островов В. М. Головниным и П. И. Рикордом, северо-западных берегов Берингова моря Ф. П. Литке, открытие и опись залива Коцебу О. Е. Коцебу, описи острова Нунивак М. Н. Васильевым и некоторых Алеутских островов и бухт В. М. Головниным.

Несомненно, из всех географических открытий русских кругосветных мореплавателей первой половины XIX в. особое значение имеют открытие Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым и открытие судоходности Татарского пролива и устья Амура Невельским. Первое явилось громадным вкладом русских военных моряков в мировую географическую науку, второе – громадным вкладом в русскую государственность, увенчавшимся бескровным присоединением к России Приамурской и Приуссурийской областей.

Надо также подчеркнуть различие плаваний паровых и парусных судов. Паровые суда, как правило, плавают по кратчайшим путям между портами. Парусные суда при плаваниях между теми же портами вынуждены лавировать, вследствие чего они обычно осматривают значительные районы океана. Кроме того, многие корабли прокладывали свои курсы так, чтобы пересечь острова и земли, показанные на старых картах, и некоторые из них снимали с карт. Другие суда располагали свои курсы между путями предшествовавших им мореплавателей и убеждались в отсутствии еще не открытых островов в посещенных ими районах Тихого океана.

Кроме чисто картографических работ, русские мореплаватели в своих донесениях и книгах уделяли очень много внимания всякого рода этнографическим описаниям и сбору соответствующих коллекций.

Правда, в северных районах Тихого океана эти описания прибавили сравнительно мало нового к тому, что было уже известно, так как такого рода наблюдения требуют продолжительного пребывания в одном и том же районе. К тому же ко времени начала кругосветных плаваний уже имелись прекрасные описания быта алеутов лейтенантом Давыдовым, жителей Камчатки – академиком Крашенинниковым[277] и другими авторами. Исключение представляет чрезвычайно интересное описание быта японцев В. М. Головниным, основанное на двухлетнем пребывании в плену у японцев.

Очень красочные описания быта и нравов островитян тропической части Тихого океана оставили русские мореплаватели, в особенности Крузенштерн, Лисянский, Коцебу, Головнин, Литке. Эти описания тем более ценны, что многие острова до той поры еще не посещались европейцами.

И надо особенно подчеркнуть, что все этнографические описания, сделанные нашими моряками, проникнуты подлинным гуманизмом; ни в одном из них нет и тени расового высокомерия по отношению к населению посещенных русскими земель и островов.

Состояние погоды и моря даже при современной технике отражается на мореплавании, и чем меньше корабль, тем более сказывается на нем влияние гидрометеорологических условий.

Понятно, что состояние погоды и моря особенно отражается на плавании парусных судов. В сущности умелое управление парусными судами сводится к умению наиболее полно использовать направления ветров, господствующих в данном районе, и их изменения. Кратчайший путь по расстоянию между двумя портами (по дуге большого круга) далеко не всегда является кратчайшим путем по времени даже для паровых судов.

Естественно поэтому, что капитаны всех парусных судов издавна изучали гидрометеорологические условия районов их плаваний и пристально следили за всякого рода изменениями погоды. К сожалению, далеко не все капитаны считали своим долгом сообщить свои наблюдения в учреждения, занимающиеся обработкой таких наблюдений.

Русские корабли, особенно военные, систематически вели в установленные сроки гидрометеорологические наблюдения, записывали их в шканечные журналы и учащали такие наблюдения при резких изменениях состояния погоды и моря.

Ю. М. Шокальский отмечает, что общее количество определений температур на глубинах в океане, сделанных вообще судами всех наций до 1868 г. и сохраняющих свое значение и до сих пор, доходит до 522, из этого числа на долю русских мореплавателей приходится 119, т. е. 21 %. Уже одно это обстоятельство показывает, сколь много русские моряки интересовались научными работами, не упуская случая для производства наблюдений и на маленьких судах, и с небольшими средствами сделали многое, сохраняющее научное значение до сих пор, несмотря на быстрый рост географической науки в последнее столетие[280].

Кроме гидрометеорологических, русские корабли вели магнитные наблюдения, а некоторые из них пытались даже определить положение магнитного экватора по отношению к географическому и точки пересечения этих экваторов.

Привлекали внимание наших кругосветных мореплавателей и другие явления в океане. Уже говорилось, что Крузенштерн своими опытами доказал, что свечение моря иногда создается раздражением обитающих в океане мельчайших организмов и что Коцебу, а вслед за ним и Беллинсгаузен впервые выдвинули гипотезы о происхождении коралловых островов.

Важно подчеркнуть еще одно значение русских кругосветных и полукругосветных плаваний. Всего таких плаваний до восстания декабристов в 1825 г., сыгравшего в истории громадную роль, было совершено семнадцать.

Еще Петром Первым был заведен обычай посылать в Европу наиболее талантливых молодых людей для завершения их образования. С этой целью побывал за границей и М. В. Ломоносов.

Много морских офицеров посылалось для плавания в дальних водах на судах английского и голландского военных флотов.

Многие из первых русских военных мореплавателей были незаурядными писателями. Они оставили красочные описания своих путешествий, которыми и сейчас мы зачитываемся. Среди моряков-писателей и исследователей того времени выделяются Сарычев, Крузенштерн, Лисянский, Головнин, Беллинсгаузен.

Особенно надо подчеркнуть значение сочинений Сарычева и Головнина. Сочинения Сарычева были образцом для последующих мореплавателей – в них рассказывалось о том, что должно было интересовать моряков, какие наблюдения нужно производить и как это нужно делать. Его сочинения призывали к правдивости и точности описаний. Понятно, что они долгое время были настольными книгами у наших передовых мореплавателей.

Однако Сарычев плавал только в Восточно-Сибирском, Охотском и Беринговом морях и путешествовал лишь по Якутии, Камчатке и Алеутским островам, а поэтому и сталкивался только с якутами, чукчами, камчадалами и алеутами. В своих суждениях об этих народностях Сарычев безукоризненно справедлив и относится к ним с большой теплотой.

Остальные кругосветные мореплаватели побывали во многих странах. В своих книгах они резко бичуют инквизицию и тунеядство монахов на Канарских островах, работорговлю в Бразилии, разлагающую деятельность христианских миссионеров на островах Тихого океана, продажность чиновников в Китае, развитый до предела централизм власти и волокиту делопроизводства в Японии – в сущности их критика была скрытой критикой порядков, царивших в то время в России. Книгами этих мореплавателей зачитывались передовые русские люди и, конечно, морская молодежь. Особое значение в этом отношении приобрели написанные прекрасным языком произведения Головнина.

Кругосветные плавания русских парусных судов, создавшие целую эпоху в истории русского мореплавания и увенчавшиеся многочисленными географическими открытиями, были вызваны, как мы видели, необходимостью доставки грузов в поселения только что создававшейся Российско-американской компании и для охраны ее торговли и промыслов от посягательств иностранцев.


Владения Российско-американской компании в Северной Америке по договорам 1824 и 1825 гг.

Однако Россия заключила в 1824 г. с Соединенными Штатами Америки, а в 1825 г. с Великобританией договоры на десять лет. В этих договорах впервые точно определялись границы русских владений в Северной Америке (к северу от 54°40? с. ш.), приблизительно параллельно береговой черте в расстоянии около 10 миль от нее до горы Св. Илии (60°20? с. ш., 141°00? з. д.) и далее на север по меридиану этой горы, вплоть до берегов Северного Ледовитого океана[281]. Из этих договоров следовало, что все берега Чукотского моря принадлежат России и что Берингово море является полностью внутренним русским морем.

Основанное в 1812 г. крайнее южное русское поселение на западном побережье Северной Америки форт Росс было в 1841 г. продано швейцарцу Суттеру из Сакраменто, а в 1867 г. за 7 200 000 американских долларов (около 11 миллионов рублей) Соединенным Штатам Северной Америки были проданы Аляска и все Алеутские острова. Следует отметить, что уже с 1868 по 1890 год доходы Соединенных Штатов от Аляски составили около 150 000 000 рублей, а после открытия на Аляске золота и развития рыбных промыслов эти доходы неизмеримо увеличились.

Однако еще до этой продажи парусные корабли, выходившие из Балтийского моря, почти перестали посещать поселения Российско-американской компании. Грузы, предназначенные для военного флота, стали направляться в Петропавловск и в Николаевск-на-Амуре.

Понятно, что паровые суда могли совершать свои плавания значительно быстрее, чем парусные. Однако при тех же размерах грузоподъемность парусных судов больше, чем паровых. Запасы топлива на паровых судах всегда ограниченны, и при дальних переходах они нуждаются в промежуточных базах. Поэтому развитие флота как торгового, так и военного шло своеобразным путем. Сначала чисто парусные суда сменились парусными судами с вспомогательным паровым двигателем, служившим для захода в порты и для пересечения штилевых полос. Потом паровой двигатель стал основным, а паруса лишь вспомогательным двигателем, используемым только при устойчивых попутных ветрах. Чисто паровые суда вначале плавали лишь на небольшие расстояния. Переход паровых судов на жидкое топливо значительно увеличил их радиус действия, но все же огромные пространства Тихого океана, легко покорявшиеся парусными судами, были покорены судами с механическими двигателями лишь после изобретения в 1878 г. двигателя внутреннего сгорания.

Большое влияние на уменьшение числа и значения русских кругосветных плаваний оказало открытие в 1869 г. Суэцкого канала.

Понятно, что прорытие Суэцкого канала приобрело смысл только после изобретения паровой машины. Проход Суэцкого канала и щелеобразного Красного моря для больших парусных судов почти невозможен, а между тем путь из Европы в Индию через Суэц на 3000 миль, а в Китай на 3600 миль короче пути вокруг мыса Доброй Надежды. По этой причине путь вокруг мыса Доброй Надежды перестал служить для паровых судов мировым морским путем.

Мировой океан обнимает Землю неразделимыми водами и является по своей природе единой стихией, которая приобретает разные свойства с изменением широт. У берегов Гренландии и Антарктиды, в ревущих ветрами сороковых широтах круглый год бушуют штормы. У тропиков немилосердно печет солнце, дуют пассаты и лишь иногда проносятся разрушительные ураганы. Но ведь огромный Мировой океан разделен еще и материками на отдельные океаны, каждый из которых имеет свои особые природные черты.

Тихий океан - самый большой по площади, самый глубокий и самый древний из океанов. Главные его особенности - большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, исключительное разнообразие органического мира.


Тихий океан, еще его называют Великий, занимает 1/3 поверхности планеты и почти 1/2 площади Мирового океана. Расположен он по обеим сторонам от экватора и 1800 меридиана. Этот океан разделяет и одновременно соединяет берега пяти континентов. Тихий океан особенно широк у экватора, поэтому на поверхности он самый теплый.

На востоке океана береговая линия расчленена слабо, выделяется несколько полуостровов и заливов. На западе берега сильно изрезаны. Здесь много морей. Среди них есть шельфовые, расположенные на материковой отмели, с глубинами не более 100 м. Некоторые моря лежат в зоне взаимодействия литосферных плит. Они глубокие и отделены от океана островными дугами.

Многие народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проникновения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Корабли Ф. Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим океаном.

Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме северного полярного. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводными хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.

Походы в горах России, тур Знаменитая Тридцатка, поход через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.

Туристский поход, маршрут 30, тур через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Горный туризм, маршрут Тридцатка, тур через горы к морю

Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.

Тихий океан - самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной - развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное

Свойства водных масс определяются особенностями климата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяется от -1 до +29 °С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

Течения в Тихом океане согласуются с общей схемой их в Мировом океане, которая вам уже известна. Так как Тихий океан сильно вытянут с запада на восток, в нем преобладают широтные потоки вод. И в северной, и в южной части океана образуются кольцеобразные движения поверхностных вод.

Органический мир Тихого океана отличается необыкновенным богатством и разнообразием видов растений и животных. В нем обитает половина всей массы живых организмов Мирового океана. Объясняют эту особенность океана его размерами, разнообразием природных условий и возрастом. Особенно богата жизнь в тропических и экваториальных широтах у коралловых рифов. В северной' части океана много лососевых рыб. На юго-востоке океана близ берегов Южной Америки образуются огромные скопления рыбы. Водные массы здесь очень плодородны, в них развивается много растительного и животного планктона, которым питаются анчоусы (сельдеобразные рыбы длиной до 16 см), ставриды, масляные, скумбрии и другие виды рыб. Много рыбы поедают здесь птицы: бакланы, пеликаны, пингвины.

В океане обитают киты, морские котики, морские бобры (эти ластоногие живут только в Тихом океане). Много и беспозвоночных животных - кораллы, морские ежи, моллюски (осьминоги, кальмары). Здесь обитает самый крупный моллюск - тридакна, весом до 250 кг.

Каждый из поясов Тихого океана имеет свои особенности. Северный субполярный пояс занимает небольшую часть Берингова и Охотского морей. Температура водных масс здесь низкая (до -1 °С). В этих морях происходит активное перемешивание вод, и поэтому они богаты рыбой (минтай, камбала, сельдь). В Охотском море много лососевых рыб и крабов.

Обширные территории охватывает северный умеренный пояс. Он подвержен сильному влиянию западных ветров, здесь часты штормы. На западе этого пояса лежит Японское море - одно из наиболее богатых разнообразными видами организмов.

В экваториальном поясе на границах течений, где усиливается подъем глубинных вод к поверхности и возрастает их биологическая продуктивность, обитает много рыб (акулы, тунцы, парусники и др.).

На берегах и островах Тихого океана расположено более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества.

Использование природных богатств океана началось еще в древности. Здесь возникло несколько центров мореплавания - в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.

Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан. Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков. В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведут разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарганцевые руды.

Через величайший океан нашей планеты проходят важные транспортные пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков.

Хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению некоторых видов биологических ресурсов. Так, к концу XVIII в. были истреблены млекопитающие - морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции В. Беринга. На грани истребления в начале ХХ в. находились котики, уменьшилась численность китов. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью, некоторыми тяжелыми металлами и отходами атомной промышленности. Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества.

Природа Индийского океана имеет много общих черт с природой Тихого океана, особенно много сходства в органическом мире двух океанов.

Индийский океан отличается своеобразным положением на планете: большая часть его лежит в Южном полушарии. На севере он ограничен Евразией и не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.

Берега океана изрезаны слабо. Островов сравнительно мало. Крупные острова расположены лишь на границе океана. В океане есть вулканические и коралловые острова

Из истории исследования океана. Берега Индийского океана - один из районов древних цивилизаций. Некоторые ученые полагают, что мореплавание началось на Индийском океане. Первыми средствами преодоления водных просторов могли быть бамбуковые плоты, которые до сих пор используют в Индокитае. В Индии были созданы корабли катамаранного типа. Изображения таких кораблей высечены на стенах древних храмов. Древнеиндийские мореплаватели в те далекие времена плавали на Мадагаскар, в Восточную Африку, а возможно, и в Америку. Описания маршрутов плаваний по океану первыми составили арабы. Сведения об Индийском океане начали накапливаться со времени плавания Васко да Гамы (1497-1499). В конце XVIII в. первые промеры глубин этого океана провел английский мореплаватель Дж. Кук.

Строение рельефа дна сложное. Срединно-океанические хребты делят ложе океана на три части. В западной части протянулся хребет, соединяющийся южнее Африки со Срединно-Атлантическим хребтом. Для центра хребта характерны глубинные разломы, области землетрясений и вулканизма на дне океана. Разломы земной коры продолжаются в Красном море и выходят на сушу.

Климат этого океана формируется под влиянием его географического положения. Особенность климата - сезонные ветры муссоны в северной части океана, которая расположена в субэкваториальном поясе и подвержена значительному влиянию суши. Муссоны оказывают огромное воздействие на погодные условия в северной части океана.

С особенностями климата связаны свойства водных масс. Северная часть океана хорошо прогревается, лишена притока холодных вод и поэтому самая теплая. Температура воды здесь выше (до +30 °С), чем на тех же широтах в других океанах. К югу температура вод понижается. Соленость вод океана на поверхности в целом выше, чем средняя соленость Мирового океана, а в Красном море она особенно высока (до 42‰).

В северной части океана на образование течений влияет сезонная смена ветров. Муссоны меняют направление движения вод, вызывают их вертикальное перемешивание, перестраивают систему течений. На юге течения являются составной частью общей схемы течений Мирового океана.

Органический мир Индийского океана сходен с растительным и животным миром западной части Тихого океана. Тропические водные массы богаты планктоном, в котором особенно много одноклеточных водорослей. Из-за них поверхностный слой вод сильно мутнеет, меняет окраску. Среди планктона много светящихся ночью организмов. Разнообразны виды рыб: сардинелла, скумбрия, акулы. В южной части океана - белокровные рыбы, например ледяная, и др. Особенно богаты жизнью шельфовые районы и мелководья у коралловых рифов. Заросли водорослей образуют подводные луга. В теплых водах Индийского океана обитают гигантские морские черепахи, морские змеи, из моллюсков много каракатиц и кальмаров, а близ Антарктиды - китов и тюленей.

Индийский океан расположен в нескольких природных поясах. В тропическом поясе под влиянием окружающей суши образуются комплексы с разными свойствами водных масс. В западной части этого пояса осадков выпадает мало, велико испарение, с суши воды почти не поступают. Водные массы здесь имеют повышенную соленость. Северо-восточная часть пояса, наоборот, получает много осадков и пресной воды из рек, стекающих с Гималаев. Здесь создается комплекс с сильно опресненными поверхностными водами.

Природные богатства Индийского океана в целом изучены и освоены еще недостаточно. Шельф океана богат полезными ископаемыми. В толщах осадочных пород на дне Персидского залива огромны залежи нефти и природного газа. Добыча и перевозка нефти создают опасность загрязнения вод. В странах, расположенных у северо-западных побережий океана, где почти нет пресной воды, ведется опреснение соленых вод. Развит и лов рыбы.

Через Индийский океан проходят многочисленные судоходные трассы. Особенно много морских дорог в северной части океана, где до сих пор используют небольшие парусные суда. Направление их движения связано с муссонами.

Из всех океанов Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества. Сложилось это исторически.

Как и Тихий океан, Атлантический вытянут от субарктических широт до Антарктиды, но уступает ему по ширине. Наибольшей ширины Атлантика достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.

Береговая линия океана сильно расчленена в Северном полушарии, а в Южном изрезана слабо. Большая часть островов лежит близ материков.

С древнейших времен Атлантический океан стал осваиваться человеком. На его берегах в разные эпохи возникли центры мореплавания в Древней Греции, Карфагене, Скандинавии. Его воды омывали легендарную Атлантиду, о географическом положении которой в океане до сих пор спорят ученые.

Согласно теории литосферных плит Атлантический океан сравнительно молод. Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане. Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся гигантский хребет. В одном месте он выходит на поверхность - это остров Исландия. Хребет делит ложе океана на две почти равные части. К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы.

Климат Атлантического океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть океана лежит не в экваториальных, как Тихий океан, а в тропических и умеренных широтах. В этих широтах, так же как и над Тихим океаном, дуют пассаты и западные ветры умеренных широт. Зимой в умеренных широтах часто разыгрываются штормы, в Южном полушарии они бушуют во все сезоны года.

Особенность климата отражается на свойствах водных масс. Температура поверхностных вод здесь в среднем значительно ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и из Антарктики, а также интенсивным перемешиванием водных масс. Заметные различия между температурой воды и воздуха в ряде районов Атлантики вызывает образование сильных туманов.

Соленость водных масс в некоторых районах океана выше средней, так как значительная часть испарившейся влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки.

Органический мир Атлантики беднее видами, чем мир Тихого океана. Объясняется это относительной молодостью Атлантического океана и сильным похолоданием его климата во время последнего оледенения. При небольшом числе видов количество рыб и других морских животных в этом океане значительно. Шельфов и поднятий дна здесь больше, чем в Тихом океане. Поэтому много удобных мест для нереста донных и придонных рыб, в том числе промысловых: трески, сельди, скумбрии, морского окуня, мойвы. В полярных водах обитают киты и тюлени. Как и в Тихом океане, в Атлантическом есть почти все природные пояса. Внутри них выделяются природные комплексы морей, заливов (Средиземное, Северное, Балтийское и другие моря). По своей природе они отличаются от комплексов открытой части океана.

По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времен Атлантический океан место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла. Китобойный промысел в Бискайском заливе велся еще в IX-XII вв.

Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи других морских продуктов приходится на северную часть океана. Однако усиленный промысел в последнее время привел к уменьшению биологических богатств.

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и других полезных ископаемых. Тысячи скважин пробурены на шельфе Мексиканского залива и в Северном море. В связи с ростом городов, развитием судоходства во многих морях и в самом океане в последнее время наблюдается ухудшение природных условий. Загрязнены воды, воздух, ухудшились условия для отдыха на берегах океана и его морей. Например, Северное море покрыто многокилометровыми нефтяными пятнами. У берегов Северной Америки нефтяная пленка имеет ширину в сотни километров. Средиземное море относится к самым загрязненным на Земле. Атлантика уже не в состоянии самостоятельно очищаться от отходов. Борьба с загрязнением этого океана является международным делом. Уже заключены договоры, которые запрещают сброс в океан опасных отходов.

Этот океан отличается суровостью климата, обилием льдов и относительно малыми глубинами. Жизнь в нем полностью зависит от обмена водой и теплом с соседними океанами.

Северный Ледовитый океан - наименьший из океанов Земли. Он самый мелководный. Океан расположен в центре Арктики, которая занимает все пространство вокруг Северного полюса, включающее океан, прилегающие части материков, острова и архипелаги.

Значительную часть площади океана составляют моря, большинство которых окраинные и только одно внутреннее. В океане много островов, расположенных вблизи материков.

История исследования океана. Исследование Ледовитого океана - это история героических подвигов многих поколений мореплавателей, путешественников и ученых ряда стран. В далекие времена на утлых деревянных кочах и ладьях пускались русские люди - поморы в путешествия. Зимовали на Груманте (Шпицбергене), плавали к устью Оби. Они вели промысел рыбы, охотились на морского зверя и хорошо знали условия плавания в полярных водах.

Используя сведения о плаваниях русских, англичане и голландцы предприняли попытки отыскать кратчайшие пути из Европы в страны Востока (Китай и Индию). В итоге плавания Виллема Баренца в конце XVI в. была составлена карта западной части океана.

Начало планомерному изучению берегов океана положила Великая Северная экспедиция (1733-1743). Ее участники совершили научный подвиг - прошли и положили на карту берега от устья Печоры до Берингова пролива.

Природа Индийского океана имеет много общих черт с природой Тихого океана, особенно много сходства в органическом мире двух океанов.

Географическое положение. Индийский океан отличается своеобразным положением на планете: большая часть его лежит в Южном полушарии. На севере он ограничен Евразией и не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.

Берега океана изрезаны слабо. Островов сравнительно мало. Крупные острова расположены лишь на границе океана. В океане есть вулканические и коралловые острова (см. карту).


Из истории исследования океана. Берега Индийского океана — один из районов древних цивилизаций. Некоторые ученые полагают, что мореплавание началось на Индийском океане. Первыми средствами преодоления водных просторов могли быть бамбуковые плоты, которые до сих пор используют в Индокитае. В Индии были созданы корабли катамаранного типа. Изображения таких кораблей высечены на стенах древних храмов. Древнеиндийские мореплаватели в те далекие времена плавали на Мадагаскар, в Восточную Африку, а возможно, и в Америку. Описания маршрутов плаваний по океану первыми составили арабы. Сведения об Индийском океане начали накапливаться со времени плавания Васко да Гамы (1497—1499). В конце XVIII в. первые промеры глубин этого океана провел английский мореплаватель Дж. Кук.

Особенности природы океана. Строение рельефа дна сложное. Срединно-океанические хребты делят ложе океана на три части (см. карту). В западной части протянулся хребет, соединяющийся южнее Африки со Срединно-Атлантическим хребтом. Для центра хребта характерны глубинные разломы, области землетрясений и вулканизма на дне океана. Разломы земной коры продолжаются в Красном море и выходят на сушу.


Климат этого океана формируется под влиянием его географического положения. Особенность климата — сезонные ветры муссоны в северной части океана, которая расположена в субэкваториальном поясе и подвержена значительному влиянию суши. Муссоны оказывают огромное воздействие на погодные условия в северной части океана.

На юге океан испытывает охлаждающее влияние Антарктиды; здесь лежат наиболее суровые районы океана.

С особенностями климата связаны свойства водных масс. Северная часть океана хорошо прогревается, лишена притока холодных вод и поэтому самая теплая. Температура воды здесь выше (до +30°С), чем на тех же широтах в других океанах. К югу температура вод понижается. Соленость вод океана на поверхности в целом выше, чем средняя соленость Мирового океана, а в Красном море она особенно высока (до 42%).

В северной части океана на образование течений влияет сезонная смена ветров. Муссоны меняют направление движения вод, вызывают их вертикальное перемешивание, перестраивают систему течений. На юге течения являются составной частью общей схемы течений Мирового океана (см. рис. 25).


Органический мир Индийского океана сходен с растительным и животным миром западной части Тихого океана. Тропические водные массы богаты планктоном, в котором особенно много одноклеточных водорослей. Из-за них поверхностный слой вод сильно мутнеет, меняет окраску. Среди планктона много светящихся ночью организмов. Разнообразны виды рыб: сардинелла, скумбрия, акулы. В южной части океана — белокровные рыбы, например ледяная, и др. Особенно богаты жизнью шельфовые районы и мелководья у коралловых рифов. Заросли водорослей образуют подводные луга. В теплых водах Индийского океана обитают гигантские морские черепахи, морские змеи, из моллюсков много каракатиц и кальмаров, а близ Антарктиды — китов и тюленей.

Индийский океан расположен в нескольких природных поясах (см. рис. 33). В тропическом поясе под влиянием окружающей суши образуются комплексы с разными свойствами водных масс. В западной части этого пояса осадков выпадает мало, велико испарение, с суши воды почти не поступают. Водные массы здесь имеют повышенную соленость. Северо-восточная часть пояса, наоборот, получает много осадков и пресной воды из рек, стекающих с Гималаев. Здесь создается комплекс с сильно опресненными поверхностными водами.

Виды хозяйственной деятельности в океане. Природные богатства Индийского океана в целом изучены и освоены еще недостаточно. Шельф океана богат полезными ископаемыми. В толщах осадочных пород на дне Персидского залива огромны залежи нефти и природного газа. Добыча и перевозка нефти создают опасность загрязнения вод. В странах, расположенных у северо-западных побережий океана, где почти нет пресной воды, ведется опреснение соленых вод. Развит и лов рыбы.

Через Индийский океан проходят многочисленные судоходные трассы. Особенно много морских дорог в северной части океана, где до сих пор используют небольшие парусные суда. Направление их движения связано с муссонами.

Для любого человека пресная вода, ровно как чистый воздух, еда и укромное жилище имеет ключевое значение для выживания. Принято считать, что без воды человек может прожить всего около недели или чуть больше (в зависимости от его физического состояния и окружающей среды).

Отсюда возникает простой вопрос, а как моряки в период Нового времени находясь на кораблях месяцами добывали себе пресную воду? Что происходило, если моряки после шторма, например, заблудились посреди океана или попросту не рассчитали нужное количество запасов пресной воды? Что тогда они делали?

Сейчас мы постараемся подробнее ответить на эти вопросы:

Моряки запасали провизию

Суда эпохи Нового времени, которые выходили в открытый океан в дальние плавания, обычно загружались бочками с провизией, в том числе с пресной водой. Многие экипажи даже имели на борту бондаря для обслуживания этих бочек. Одной из ежедневных задач корабельного стюарда (если таковой имелся на судне) - вести учёт и следить за тем, сколько именно бочек оставалось в начале и конце каждого дня. Это одни из самых распространенных вещей, которые вы чаще всего обнаруживаете в журналах учета Королевского флота и различных китобойных судов того времени.

Кстати, даже у пиратов на борту существовали специальные люди, которые вели учёт и охраняли провизию от наглецов, способных влезть в "общaк" и своровать жизненно необходимые запасы воды или пищи.

Сколько именно питьевой воды было необходимо экипажу? Обычно это напрямую зависело от количества людей на корабле, продолжительности плавания и количества времени между остановками.

Пресная вода не хранилась долго

Обычно пресная вода хранящаяся в бочках на кораблях, по ряду причин портилась всего за несколько дней (в зависимости от климата), поэтому моряки ещё со времен Древнего Рима пользовались уловкой, когда большую часть пресной воды смешивали с уксусом. Уксус смешанный с водой увеличивал срок хранения пресной воды до 14 дней в зависимости от климата и времени года. Но даже такого времени было очень мало в период длительного плавания.

Чтобы питьевая вода хранилась дольше и сама по себе была чистой и безопасной для питья, моряки также активно использовали aлкoголь в качестве "антисептика", поскольку употребление зapaженной воды могло вызвать серьёзные проблемы со здоровьем, вплоть до дизентерии.

Именно к гpoгу в скором времени пристрастятся многие пираты и примут его на вооружение, забивая трюмы именно бочками с гpoгoм, поскольку poм смешанный с чистой питьевой водой дезинфицировал её и увеличивал срок годности на очень долгое время. Также этот метод начали принимать и многие торговые суда, поскольку "дезинфекция" пресной воды алкoголeм была эффективным решением проблемы её хранения.

К 1780-м годам англичане начали добавлять 300 грамм лимонного сока на 2 литра пресной воды, что резко снизило количество микроорганизмов в ней и члены экипажа даже прекратили болеть дизентерией и цингой, такой способ позволил хранить воду около 20-25 дней, что уже было огромным прорывом для тех лет. Мы ещё не говорим о многочисленных попытках французов создать первые примитивные фильтры.

Моряки грамотно планировали свой маршрут

Но даже с учетом возможностей длинного хранения пресной воды, маршрут корабля изначально планировался так, чтобы корабль мог останавливаться несколько раз пути и наполнять бочки с пресной водой для продолжения дальнего плавания. Почти во всех подробных отчетах о морских путешествиях период XVII-XVIII веков упоминаются регулярные остановки военных и торговых судов для добычи и пополнения пресной воды или других продуктов во время плавания из одной точки в другую.

Два основных маршрута путешествий, которые представлены в большей части морской литературы времен золотого века пиратства, — это коммерческие и исследовательские путешествия в Ост-Индию и Вест-Индию. Корабли, направляющиеся в Ост-Индию, «заходили на Канарские острова, острова Зеленого мыса, остров Св. Елены и, обогнув мыс Доброй Надежды, в какое-то место на побережье Мадагаскара или острова расположенные недалеко от Мадагаскара, чтобы пополнять пресную воду.

Самая длинная часть плавания пролегала через Атлантику. В среднем для торгового судна, направлявшегося с Мадейры (региона Португалии) на Барбадос (государство в восточной части Карибского моря) поздней осенью, переход продолжался бы восемь с половиной недель. Именно во время этого плавания наличие достаточного водоснабжения было особенно важной задачей, поскольку в течение этого двухмесячного плавания в близи нигде не было мест, где можно было остановиться для пополнения пресной воды.

Какими интересными способами моряки добывали воду в открытом море?

Потребность в воде во время плавания через Атлантику была настолько велика, что в этот период использовались различные методы, чтобы попытаться добывать пресную воду находясь в море. Более того, смерть от обезвоживания была серьезной проблемой, когда корабли терялись в открытом океане или море после сильного шторма или каких-то серьезных поломок судна.

Моряки в таких ужасных ситуациях старались собирать дождевую воду. Некоторые команды оказавшись в отчаянной ситуации пытались кипятить соленую воду.

Есть также свидетельства о том, что моряки для таких целей (преимущественно пираты) заранее ловили и держали большое количество живых черепах на борту кораблей. У крупных черепах есть специальный водяной пузырь, который при аккуратной paзделке обеспечивал пиратов свежей и чистой питьевой водой, а также свежим мясом.

Но помимо этого существовало и другое, более простое решение.

Например, Гордон Миллер в своей восхитительной книге Voyages: To the New World and Beyond утверждает, что во время плавания в 1773 году капитан Джеймс Кук обнаружил, что айсберги содержат внутри пресную воду при растопке. Поэтому когда море было спокойным, корабли Кука вставали недалеко от айсбергов, его команда подплывала на шлюпках к льдинам, отколачивала множество кусков льда, которые затем растапливались на корабле, тем самым наполняя бочки огромным запасом свежей пресной воды.

Читайте также: