Ответственность за нарушения правил эксплуатации морских судов

Обновлено: 16.05.2024

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч.

2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч.

влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч.

Комментарий к Статье 11.8 КоАП РФ

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на водном транспорте.

Кроме того, следует учитывать Правила государственной регистрации судов, утв. Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144. В отношении регистрации судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, действуют Правила государственной регистрации указанных судов, утвержденные Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 500.

3. Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.

К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

Правила аттестации судоводителей устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция).

Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления:

самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;

прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.

При аттестации осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном и прием экзаменов экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации, по результатам которой судоводителям выдаются удостоверения на право управления маломерным судном (далее - удостоверения).

4. Допуск лиц к управлению морскими судами и судами внутреннего водного транспорта производится в порядке, установленном КТМ РФ, КВВТ РФ, уставами службы на судах морского и речного флота. Порядок допуска к управлению маломерными судами установлен:

Правилами пользования маломерными судами на водных путях Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502;

Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 498.

Указанными Правилами установлен единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах РФ, который распространяется на принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река - море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

Контроль за выполнением требований Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Субъекты данного правонарушения - физические лица - судоводители или управляющие судами на морском и внутреннем водном транспорте (ч. 1 комментируемой статьи) либо маломерными судами (ч. 2 комментируемой статьи).

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 11.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Правонарушение, состав которого установлен комментируемой статьей, посягает на безопасность плавания и эксплуатации водного транспорта. Непосредственный объект в данном составе - установленный порядок эксплуатации водного транспорта. Данный порядок установлен Кодексом торгового мореплавания РФ и Правилами регистрации судов, эксплуатируемых на внутренних судоходных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 5 марта 1993 г.

Субъектом данного правонарушения могут быть как физические, так и должностные лица, обязанные обеспечивать исполнение вышеуказанных правил.

Субъективная сторона правонарушения выражается в умысле, судоводитель сознает, что судно, которым он управляет, не отвечает правилам его эксплуатации.

3. Часть 2 комментируемой статьи содержит состав правонарушения, объектом которого является безопасность плавания, и предусматривает ответственность за управление судном лицом, не имеющим для этого предусмотренного права. Право на управление судном подтверждается соответствующим документом: дипломом, свидетельством, удостоверением.

Объективная сторона выражается в двух противоправных действиях - либо в управлении судном лицом, не имеющим права управления этим судном, либо в передаче управления судном лицу, не имеющему права управления.

Субъект правонарушения - лицо, которое для управления судном должно иметь право управления им, либо лицо, передавшее право управления судном в нарушение установленных правил.

С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч.

2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, —

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч.

влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч.

Комментарий к Ст. 11.8 КоАП РФ

1. Положения комментируемой статьи включают в свое содержание два самостоятельных правонарушения, при этом факт управления судном лицом, не имеющим на это права, можно рассматривать в качестве частного случая нарушения правил эксплуатации судна. Данный состав выделен в качестве самостоятельного ввиду его особой значимости для безопасности судового движения. Содержание указанных составов правонарушений определяется сквозь призму нормативных актов, регламентирующих правила эксплуатации судов. Правила эксплуатации судов нашли свое нормативное закрепление в таких нормативных актах, как:

— Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ;

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ;

Объект правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, составляет безопасность плавания и эксплуатации водных судов, предусмотренная указанными выше Правилами и иными нормативными актами.

2. Субъекты правонарушения разграничиваются применительно к каждому составу нарушений, предусмотренных комментируемой статьей. Так, нарушение правил эксплуатации судов, в том числе отсутствие его регистрации, непрохождение технического осмотра и т.п. может быть допущено только субъектом, в собственности или владении которого находится соответствующее транспортное средство. Таким образом, субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть только судоводители, имеющие соответствующее свидетельство на право судовождения.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2, выступают лица, осуществляющие управление судном без соответствующего на то права, а также судовладельцы и иные лица, передавшие управление судном лицу, не имеющему такого права. Не имеющими права на управление судном признаются лица, не получившие его в установленном порядке или лишенные такого права, а также лица, обладающее таким правом в отношении судна (судов) другой категории.

Субъективную сторону рассматриваемых правонарушений в равной степени составляет как умысел, так и неосторожность. Одновременно следует заметить, что управление судном лицом, не имеющим такого права, как правило, совершается с умышленной формой вины.

Предметом судебного разбирательства по делам, связанным с применением комментируемой статьи, зачастую становится неуплата, а также несвоевременная уплата штрафных санкций, применяемых уполномоченным должностным лицом.

Так, Лукьянов, будучи привлеченным к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ на основании постановления от 21.10.2013 N 1063 к наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей, не оплатил его в установленный законом срок — до 05.01.2014, в связи с чем в отношении его составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2014 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.25 КоАП России. По результатам судебного разбирательства решением от 10.02.2014 мирового судьи судебного участка N 74 г. Амурска и Амурского района Хабаровского края, Лукьянов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и в качестве меры ответственности ему назначен штраф в размере 2000 рублей.

Анализ судебной практики реализации норм комментируемой статьи позволяет говорить о том, что нарушение правил эксплуатации судов является предметом не только административного, но и уголовного разбирательства.

Так, по делу N 1-181/2013 13 мая 2013 года г. Иркутским районным судом Иркутской области был вынесен приговор по делу о нарушении правил эксплуатации судна, создании угрозы жизни и здоровью граждан, согласно которому судоводитель Селезнев В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 238 ч. 1 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.


Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 11.8

1. См. п. 3 комментария к ст. 11.7.

В соответствии со ст. 16 КВВТ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Судно, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов (см. ст. 23 КВВТ).

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Государственный судовой реестр РФ и реестр арендованных иностранных судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц.

правоохранительных органов и судов (о находящихся в производстве делах);

органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;

государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов;

органов государственной статистики;

иных определенных федеральными законами органов.

Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, Правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144.

2. Согласно ст. 17 КВВТ государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 т, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Указанные в п. 1 ст. 17 КВВТ органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре РФ спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 т.

Суда смешанного (река — море) плавания, осуществляющие судоходство, связанное с выходом на морские пути, регистрируются в Государственном судовом реестре РФ капитанами речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитанами морских торговых портов.

Порядок государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре РФ, а также основания определения сроков осуществления государственной регистрации прав на судно и сделок с ним определены соответственно ст. 19 и 20 КВВТ.

3. Согласно ст. 13 КВВТ каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном Минтрансом России.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.

Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и на корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.

5. Согласно ст. 33 — 37 КТМ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:

- Государственном судовом реестре;

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждаются Минтрансом России, правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах — Госкомрыболовством России.

В Государственном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов.

В судовых книгах регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется другими органами.

В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна.

6. В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ.

Право плавания под Государственным флагом РФ может быть предоставлено судну на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее одного года.

10. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите окружающей природной среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению нанесения вреда судну, а также находящимся на нем людям и грузу.

О правовых последствиях нарушения лицензиатом правил эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, судов морского транспорта, определенных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 11.6.

11. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в неисполнении должностным лицом правил по эксплуатации судов, соблюдение которых предусмотрено его служебными обязанностями. Гражданин, неправомерно управляющий судном, в том числе маломерным, подлежит административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей наряду с должностным лицом, передавшим ему, нарушая при этом служебные обязанности, право управления судном.

12. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

В части административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных на судах промыслового флота, рассмотрение дел об указанных проступках осуществляется должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП.

Применительно к административным правонарушениям, совершенным на судах морского транспорта, дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 названной статьи.

В части административных правонарушений, совершенных на судах внутреннего водного транспорта, дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП (применительно к п. 10 ч. 2 ст. 23.39 КоАП следует иметь в виду, что устьевые порты относятся к портам внутреннего водного транспорта; о видах морских портов см. п. 7 комментария к ст. 11.7).

Дела о комментируемых правонарушениях, совершенных на маломерных судах, рассматриваются должностными лицами МПР России, указанными в ч. 2 ст. 23.40 КоАП (понятие маломерного судна установлено примечанием к ст. 11.7 КоАП).


Ранее адвокаты отмечали, что разъяснения высшей судебной инстанции являются исчерпывающими и отвечают на многие вопросы о квалификации правонарушений в области дорожного движения.

Вопросы квалификации

Пленум ВС доработает проект постановления о рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП

Так, в п. 1 постановления разъясняется, что при рассмотрении дел о правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП, водителем признается лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее водительских прав либо лишенное их.

В п. 2 указано, какие средства относятся к транспортным. При этом под управлением подразумевается целенаправленное воздействие лица на ТС, в результате которого оно перемещается, вне зависимости от запуска двигателя.

В п. 4 проекта были внесены поправки, касающиеся регистрационного знака. В постановлении отмечается, что видоизмененным является госномер, в который были внесены изменения, искажающие нанесенные на него символы либо один из них (например, путем заклеивания), либо способ установки которого препятствует его прочтению и идентификации (в частности, путем переворота пластины госзнака). Также из этого пункта было удалено указание, что к подложным относятся госномера, изготовленные неуполномоченными лицами.

В п. 5 разъяснена ответственность водителя за отсутствие полиса ОСАГО. Так, действия водителя квалифицируются по ч. 2 ст. 12.3 КоАП, если на момент проверки у него отсутствовал при себе полис, выданный на бланке. Непредъявление уполномоченному лицу электронного полиса не образует объективную сторону состава правонарушения.

Как указано в п. 6 постановления, установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или красных световозвращающих приспособлений, а также световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, квалифицируется по ч. 1 ст. 12.4 КоАП.

Пленум ВС указал, что объективная сторона состава правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы приборов установленным требованиям. Несоответствие только цвета или режима может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.

Изменения были внесены и в п. 7. Так, в итоговом тексте постановления указано, что управление ТС, на передней части которого установлен бампер, не предусмотренный конструкцией, без разрешения уполномоченных органов (должностных лиц) квалифицируется по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.

В п. 8 разъяснено, что управление ТС водителем, не имеющим прав (за исключением учебной езды), квалифицируется по ч. 1 ст. 12.7 КоАП, а лишенным прав – по ч. 2 данной статьи. Подчеркивается, что лишение водительских прав означает одновременное лишение права управления всеми транспортными средствами независимо от категории. Управление ТС водителем, лишенным прав и не выполнившим условий для их возврата после истечения срока наказания, квалифицируется по ч. 1 ст. 12.7 КоАП (п. 9).

В п. 10 постановления указано, что ответственность по ч. 3 ст. 12.7 КоАП наступает за передачу управления ТС лицу, заведомо не имеющему водительских прав (кроме учебной езды) или лишенному их. Следовательно, не подлежит квалификации по указанной норме передача управления лицу, действие прав которого временно ограничено в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. Сам водитель в таком случае может быть привлечен к ответственности по ст. 17.17 КоАП.

Управление ТС водителем в состоянии опьянения или передача управления лицу, находящемуся в таком состоянии, квалифицируются по ст. 12.8 КоАП, а невыполнение водителем требования о прохождении освидетельствования на состояние опьянения – по ст. 12.26 (п. 11). При наличии сомнений в законности акта освидетельствования судья должен проверить сведения о подготовке врача (за исключением психиатра-нарколога) либо фельдшера по вопросам проведения процедуры, а у медицинской организации – наличие лицензии на проведение освидетельствования.

В п. 12 указано, что правонарушения, предусмотренные ст. 12.8 и 12.26 КоАП, не могут быть отнесены к малозначительным, а виновники – освобождены от административной ответственности. Повторное совершение указанных правонарушений влечет уголовное наказание (п. 13).

В п. 14 разъясняется, что ответственность по ч. 2 ст. 12.17 КоАП наступает за непредоставление преимущества в движении специальному ТС. Из п. 15 проекта было удалено указание, что обгон тихоходов не может быть квалифицирован по ч. 4 ст. 12.15 КоАП, если в зоне действия дорожного знака, запрещающего обгон, имеется разметка 1.1 или 1.11. Несоблюдение водителем требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, квалифицируется по ч. 1 ст. 12.16 КоАП (п. 16).

В п. 17 постановления указано, что нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств квалифицируются по ч. 1 ст. 12.19 КоАП. В результате доработки указанного пункта подчеркивается, что в случае выявления такого нарушения, в том числе при фиксации автоматическими средствами, нарушитель может быть привлечен к ответственности однократно до пресечения противоправного действия (применения меры обеспечения в виде задержания ТС) либо до его добровольного прекращения.

Как отмечается в п. 18, при рассмотрении дел, предусмотренных ч. 1–6 ст. 12.21.1 КоАП, следует учитывать, что в зависимости от способа выявления правонарушения его субъектами являются либо водители, должностные лица, ответственные за перевозку, юрлица, индивидуальные предприниматели, либо только собственники (владельцы) тяжеловесных и (или) крупногабаритных ТС. Привлечение к ответственности указанного лица исключает привлечение за то же правонарушение собственника (владельца) ТС, не являющегося одним из перечисленных субъектов.

Как разъяснено в п. 19 постановления, водитель, нарушивший ПДД или правила эксплуатации ТС, не может одновременно являться лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшим. Так, если в ДТП пострадал только водитель, его действия (бездействие) не подлежат квалификации по ст. 12.24 КоАП. Если при этом здоровью потерпевшего был причинен легкий либо средней тяжести вред, такие действия (бездействие) водителя могут квалифицироваться по ст. 12.12 или ч. 2 ст. 12.5 и по ч. 1 или 2 ст. 12.24 КоАП.

В п. 20 разъясняются вопросы ответственности за ДТП. Так, по ст. 12.27 КоАП привлекается водитель, причастный к аварии. Если участниками ДТП стали лица, управляющие велосипедом, возчики или другие лица, участвующие в дорожном движении и нарушившие ПДД, их действия (бездействие) могут быть квалифицированы по соответствующей части ст. 12.29, 12.30 Кодекса. По ч. 2 ст. 12.27 КоАП, как указано в данном пункте постановления после доработки, квалифицируется невозвращение водителя к месту ДТП, участником которого он являлся, после доставления им пострадавшего на своем ТС в лечебное учреждение.

При решении вопроса о том, образуют ли действия (бездействие) лица, связанные с допуском к управлению ТС водителя, не имеющего прав, состав правонарушения по ст. 12.32 КоАП, необходимо учитывать наличие умысла (п. 21 постановления).

Для правильной квалификации правонарушения, указал ВС в п. 22 постановления, следует исходить из того, что повторным является правонарушение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за однородное правонарушение, а также если признак повторности является элементом объективной стороны состава правонарушения. Судье следует иметь в виду, что лицо считается подвергнутым наказанию до истечения года со дня окончания исполнения постановления в полном объеме.

Кроме того, одной из гарантий обеспечения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является требование о применении мер обеспечения производства с участием понятых или с использованием видеозаписи (п. 23).

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, несут административную ответственность на общих основаниях (п. 24). Действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу (например, задержание ТС или его возврат после устранения причины задержания), которые не могут повлиять на вывод о виновности либо невиновности лица, но повлекшие нарушение прав и свобод участников производства по делу, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 25).

Фиксация правонарушений

Как разъясняется в п. 26 постановления, если правонарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием телефона, видеокамеры или видеорегистратора, в отношении водителя выносится постановление либо составляется протокол на основании ч. 1 ст. 28.2, либо определение о возбуждении дела и проведении административного расследования в порядке ст. 28.7 КоАП. Полученные с использованием технических средств материалы могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств.

В случае несогласия с вынесенным постановлением собственник ТС освобождается от ответственности, если будет подтверждено, что в момент фиксации правонарушения ТС находилось во владении или пользовании другого лица либо выбыло из обладания владельца в результате противоправных деяний других лиц (п. 27).

Нахождение в момент совершения нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС, принадлежащего собственнику (владельцу), во владении или в пользовании другого лица как основание освобождения собственника (владельца) от ответственности не распространяется на случаи управления ТС водителем по трудовому договору, заключенному между ним и собственником (владельцем) (п. 28).

В п. 29 постановления разъяснено, что конструктивные особенности прицепа и невозможность его самостоятельного передвижения без тягача не являются основаниями для освобождения владельца прицепа от ответственности.

При пересмотре постановления о назначении наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное автоматическими средствами, проверке подлежат доводы данного лица о невозможности прекращения им противоправных действий в связи с организацией движения на конкретном участке дороги (п. 30).

Особенности наказания в виде лишения прав

В п. 31 документа ВС отметил, что срок исполнения наказания в виде лишения прав, назначенного лицу, уже лишенному права управления ТС на основании постановления, начинает исчисляться не с момента его вступления в силу, а со дня, следующего за днем окончания срока наказания, примененного ранее (ч. 3 ст. 32.7 КоАП). В то же время необходимо учитывать, что сроки лишения прав и уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению ТС исчисляются самостоятельно.

Наиболее масштабные изменения коснулись п. 32, который был разделен на два пункта.

Согласно разъяснениям, в резолютивной части постановления о назначении наказания в виде лишения прав должно быть указано соответствующее подразделение органа, уполномоченного исполнять такое наказание. Таковым, как правило, выступает подразделение, должностное лицо которого направило дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, в том числе если постановление вынесено в отношении лица, проживающего за пределами РФ. В отношении лица, проживающего в России, исполнение постановления может быть возложено на подразделение уполномоченного органа по месту жительства (месту пребывания) нарушителя, в том числе в случае удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по месту его жительства.

При уклонении лица, лишенного прав, от сдачи соответствующего удостоверения срок их лишения прерывается. Течение прерванного срока продолжается со дня сдачи удостоверения либо его изъятия (в том числе если срок его действия истек), а равно со дня получения соответствующим подразделением заявления лица об утрате водительского удостоверения.

Вместе с тем, указал ВС, если лицо заявило об утрате водительских прав, при этом продолжило управлять ТС, что подтверждается фактом изъятия удостоверения, срок лишения прав считается прерванным, и продолжение исчисления его течения производится со дня изъятия документа.

В п. 33 отмечается, что постановление о назначении наказания в виде лишения прав должно быть направлено судьей в подразделение органа, на которое возложено его исполнение, с отметкой о дне вступления в законную силу, в течение трех суток с указанного дня, а в случае рассмотрения жалобы, протеста – со дня поступления соответствующего решения из суда.

В заключительном пункте указано, что в связи с принятием постановления п. 1–12.2 Постановления Пленума ВС от 24 октября 2006 г. № 18 не подлежат применению.

Читайте также: